У Сюиды тоже повторяется о знакомстве Филона с апостолом Петром и о том, что в его сочинении описаны христиане. Гфререр замечает, что это мнение не может быть принято потому, что терапевты описываются у Филона, как иудеи, почитающие своего пророка, а не христиане, и что в сочинениях Филона нельзя найти никакого следа собственно христианских верований 425 . Мы думаем, что это не главная причина, по которой мнение древних церковных учителей, что в сочинении Филона описаны христиане, признано в науке несостоятельным. Филон, постоянно гелленствующий, мог и не понять как должно, верований и быта христианской общины, не отвергавшей священных книг Ветхого Завета; мог также очень мало знать ее и описать ее быт сообразно со своими воззрениями. Маловероятно в этом мнении по преимуществу то, как могли уже во времена Филона так скоро организоваться христианские общины, рассеянные по всему Египту и в других странах, и притом аскетического характера. По исследованиям, Филон был в Риме около 39–40 года по Рождестве Христовом и умер до разрушения Иерусалима; а сочинение его «О жизни созерцательной» считается одним из трудов его, самых ранних по времени 426 . Впрочем, древнее мнение повторилось и в новейшее время, хотя в измененном виде. Грэтц видит в описании терапевтов своеобразную идеализацию христианской сектантской общины II или III века 427 . Он предполагает, следовательно, что сочинение «О жизни созерцательной» не подлинно. Доказать это конечно очень трудно; но нельзя не заметить, что этим всего лучше решалось бы дело. При этом было бы понятно и все то, что в описании быта терапевтов напоминает нам древние монашеские общины. Таковы различные мнения, возбуждаемые описанными у Филона сектантами. Факты не дают оснований для решительных и определенных заключений. Нет, впрочем, ничего невероятного в том, что терапевты представляли собой иудейскую секту, стоявшую под влиянием александрийской философии; можно допустить и то, что они разделяли некоторые из воззрений филоновой школы. Еще труднее сказать что–либо положительное и определенное о происхождении и значении другой, также мистической секты иудеев – ессейской, хотя о ней сохранились известия не у Филона только, но и у Иосифа Флавия и отчасти у Плиния старшего 428 , а затем, на основании сообщаемых этими писателями сведений, у Порфирия и у Евсевия.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Retivc...

Неизбежная задолженность и бесхозяйственность довершали крестьянское разорение. Была и еще одна Могущественная причина, содействовавшая разорению крестьянского хозяйства: аграрный кризис, свирепствовавший в Италии и многими чертами напоминающий нашу новейшую аграрную депрессию конца XIX века. С итальянским земледелием, благодаря ввозу в Италию земледельческих продуктов из колоний, вступили в конкуренцию провинции, в числе которых была и тогдашняя житница империи – Египет. Падение цен, неизбежное уже в силу этой конкуренции, еще усиливалось государственными мероприятиями, установлявшими продажу хлеба по заведомо пониженным ценам, с благотворительной целью. Помимо этих рыночных коньюктур, особенно неблагоприятных для крестьянского хозяйства, и без того уже расшатанного и находившегося в неустойчивом равновесии, для крестьян закрылся и источник новых земельных наделений, из так haзыbaeмыx ager publicus, государственных земель, которые становятся достоянием богатых. На этой почве возникло движение к аграрной реформе, во главе которого стояли братья Гракхи; однако оно не   65.145      Первохристианство и новейший Булгаков: Два Града, 187   имело успеха. Крестьянское хозяйство было обречено на гибель. Крестьянские участки скупались спекулянтами- капиталистами, и таким образом создавались знаменитые римские латифундии, которые, по известному выражению Плиния Старшего, погубили Рим. Для их возделывания применялся более дешевый рабский труд. Военнопленных уже не хватало, явилась потребность в организованном похищении рабов частью на законном основании при помощи ростовщичества в провинциях, частью же просто путем морского разбоя по всему побережью Средиземного моря, особенно же в Малой Азии. Главным рынком для работорговли был остров Делос, где, по свидетельству Страбона, продавались ежедневно тысячи рабов (мириады). Общее число рабов в Италии даже превышало свободных в пору наибольшего распространения рабства. Коренное население Италии постепенно изгоняется со своих пепелищ.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=976...

стоят перед Тобою, Ты повелеваешь преходить господству миров, и они Тебе не прекословят, 65.484 Примечания Булгаков: Два Града, 350 Ты устрояешь бег времен года, и они повинуются Тебе, Ты один знаешь продолжительностьпоколений и не открываешь своих тайн широкой массе…   308 См. сравнительную характеристику пророков и апокалиптиков у H. Gressmann " Der Ursprung der Israelitisch jьdischen Eschatologie " (Gottingen, 1905): " Там (у пророков) царит цветущая жизнь, здесь – серая теория " (с. 158). Впрочем, все это противопоставление здесь преувеличено и извращено общей узкой " религиозно–исторической " точкой зрения автора, тоже плодом самой " серой " теории. 309 Желающего судьба ведет, нежелающего – тащит (лат.). – слова Сенеки ( " Послания " , 107). 310 Предсказание задним чилом (лат.). 311 С позволения сказать (лат.). 312 " Детерминистическому пониманию истории соответствует если исторические картины набрасываются не в соответствии пестрому содержанию жизни, но распределяются по категориям. История народов размещается в стереотипные числа, в математические формулы. То это четыре мировых царства, то семь седьмин 65.485 Примечания Булгаков: Два Града, 350 или десять мировых недель или даже двенадцать частей мира, которые полагаются писателями в основу их исторических воззрений. Бывший пункт развития выражается в распространенном тогда обыкновении представлять, что все будущее развитие предусматривается богопросвещенными мужами прошлого и записано ими " (Baldensperger. Das messianische Selbstbewusstsein Jesu im Lichte der messianischen Hoffnungen seiner Zeit. 3–te Aufl. 1903. C. 80).   313 " Настоящим признаком апокалиптики, несмотря на ее имя, является не откровение, но тайна " (Baldensperger, l. с., 188). 314 " Апокалиптическая схема висит над историей " (ibid., 187). 315 Сапожник, суди не выше сапога (лат.). – цитата из " Естественной истории " Плиния Старшего (XXXV, 10, 3b). 316 Противоречие в определении (лат.) (между определяемым словом и определением), напр.: " круглый квадрат " 317

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=976...

Впрочем, из биографических сведений об Аристотеле можно сделать вывод, что подобные «законы» и те, кто наблюдал за их исполнением, мы бы сейчас сказали «старосты», были введены у Аристотеля и вообще для всей его школы или, быть может, для часов собеседования. Несомненно, Ликей должен был обладать немалых размеров библиотекой. Да это видно и из сочинений Аристотеля, тех, в подлинности которых мы не сомневаемся. Они настолько насыщены точными ссылками на разных авторов и цитатами из них, что без большой библиотеки просто немыслимы. Несомненно также и то, что для существования и развития всей этой учебы и науки в Ликее Аристотелю приходилось пользоваться помощью своих покровителей, Филиппа, но главным образом — Александра. Что касается Филиппа, то выше мы уже говорили о его научных интересах. По сведениям писателя Атенея, известно, что Александр даровал Аристотелю целых 800 талантов на одни только зоологические изыскания. Но, пожалуй, не менее важно сообщение Плиния Старшего, по которому Александр предоставлял в распоряжение Аристотеля, и тоже для зоологических исследований, охотников, рыбаков, птицеловов, смотрителей царских заповедников и рыбных садков и проч. Такое сообщение звучит, пожалуй, слишком даже преувеличенно, так что некоторые ученые сомневались в его достоверности. Однако невозможно, во всяком случае, возражать против того, что Аристотелев Ликей для проведения в нем огромной научной и учебной работы получал солидное вспомоществование от высокого покровителя. Таким образом, во внешней организации Академии и Ликея было много общих черт, свидетельствующих о чисто внешней близости Аристотеля Платону. В самой организации Ликея были такие особенности, которые свидетельствовали о совершенно новых чертах, присущих именно философии Аристотеля и чуждых Платону. Главным образом практическая направленность Ликея и множество конкретных исследований, проводившихся Аристотелем и его учениками, свидетельствовали о том, что внутренне философия в Аристотелевой школе понималась и преподавалась иначе, чем у Платона.

http://predanie.ru/book/219678-platon-ar...

Куму кум подставить ножку… — рефрен народного романса. 62 …от животных люди получили много уроков… — Все приведенные примеры заимствованы Сервантесом из «Естественной истории» Плиния Старшего (23—79 н.э.). 63 Касильдея Вандальская — то есть Андалусская, по имени германского племени вандалов, владевших южной частью Испании. Это имя придумано Сервантесом по аналогии с Дульсинеей Тобосской. 64 Тартесия — от Тартеса, древнего финикийского торгового города в Юго-Западной Испании, в устье р. Гуадалкивир. Тартесия то же, что Андалусия. 65 Севильская великанша Хиральда. — Хиральда — башня Севильского собора, построенная маврами между 1184 и 1196 гг., замечательный памятник арабской архитектуры. В 1568 г. башня была увенчана четырехметровой женской статуей Веры с развернутым знаменем (флюгером) в руке. 66 Быки Гисандо — четыре огромных бесформенных изваяния, находящиеся в окрестностях Гисандо (около г. Авилы). 67 Пропасть Кабра — глубокая пропасть в окрестностях селения Кабра (в Кордовской провинции), которую суеверные люди принимали за один из входов в ад. 68 …два фунта воску — на свечи; наказание, к которому присуждались члены религиозных братств за нарушение устава. 69 Глосса — стихотворение, состоящее из нескольких строф; заключительные строки этих строф составляют отдельную строфу, выражающую главную мысль стихотворения и нередко помещаемую перед ним. 70 Бог внутри нас (лат.) (начало стиха из поэмы Овидия «Фасты», кн. VI, 5). 71 Ссылка на острова Понта — намек на римского поэта Овидия Назона (43 до н.э. — 17 н.э.), сосланного императором Августом на побережье Черного моря, которое носило тогда название Понта Эвксинского (Гостеприимного моря). 72 Дон Мануэль Львиный — рыцарь из романа Переса де Ита «Гражданские войны в Гранаде», бесстрашно вошедший в клетку со львами, куда его возлюбленная по неосторожности уронила перчатку. На этот сюжет написана баллада Шиллера «Перчатка». 73 «Собачка» — фабричное клеймо знаменитого толедского оружейника XVI в. Хульяна дель Рей. 74 О сладкий клад… — стихи из Х сонета Гарсиласо де ла Вега. 75

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=694...

Лукреций продолжает традицию всеохватывающих сочинений «О природе», соединяя философские поиски собственно первоначал вещей, определяющих сущность природы (что точно выражается понятием «rerum natura»), единую концепцию природы (natura) с изложением конкретных знаний естественнонаучного характера 39 . Исидор внешне сохранит это триединство, правда, до предела его упростив и схематизировав и придав ему иное – христианское «идеологическое» обрамление. Однако сам принцип «тройственного» подхода к изучению природы сохранит свою значимость для средневековья, способствуя на его исходе легализации и развитию опытного знания. Выражение «rerum natura» как обозначение мироздания, всего сущего встречается и у других римских авторов, например у Цицерона и Цельса 40 . В системе римского мышления сформировалась самостоятельная ветвь, которую Сенека назвал «philosophia naturalis». Стоицизм с его идеей саморазвития мира и космологизмом, служащими основой этики, пустил прочные корни на римской почве. И хотя в римском стоицизме натурфилософская проблематика была оттеснена на периферию морально-этической, она все же не была забыта. Эпикуреец Лукреций и стоик Лукан 41 были в числе самых любимых авторов Исидора Севильского . Об этом свидетельствуют многочисленные цитации и реминисценции их сочинений и концепций. Это особенно заметно в трактате Исидора «О природе вещей», названием которого автор, думается, сознательно вписал себя в римскую традицию «philosophia naturalis». Эта традиция была представлена не только собственно философскими сочинениями. Одним из ее высших достижений была «Естественная история» Плиния Старшего. Ее элементы являлись необходимой частью энциклопедических сочинений, например, Варрона, Квинтилиана, Светопия («Prata» которого, возможно, послужила моделью для Исидоровых «Этимологии» 42 ) или на исходе античности Марциана Капеллы. Космологические проблемы, природа мироздания и весь спектр связанных с ними вопросов занимали важное место в комментариях Сервия, Халкидия или Макробия, вероятно также известных Исидору Севильскому .

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

Сам Исидор всегда следовал этим правилам, о чем свидетельствует не только большое число написанных им сочинений, но и анализ того материала, который лежит в их основе. Его излюбленными авторами были Лактанций , Тертуллиан , Иероним, Амвросий, Августин, Орозий, Кассиодор, из языческих писателей – Варрон, Светоний, Саллюстий, Сервий, Лукан, Лукреций, латинские грамматики. Но чаще, чем к оригинальным произведениям, он прибегал к учебной литературе – схолиям, комментариям, бревиариям. И в этом он прямой продолжатель школьной римской культуры. Исидор как бы неукоснительно чтил завет Плиния Старшего: «Ничто не может считаться прочитанным, если из него не сделаны извлечения». Метод конспектирования, изучения и компоновки отрывков доминировал в римской школе, и Севилец унаследовал его. Отсюда вытекала своеобразная «телеграфность» 185 , по выражению Ж. Фонтэна, стиля, присущая энциклопедическим сочинениям Исидора и столь отличная от размеренной, величавой прозы его теологических работ, высоко ценимой за красоту слога в средние века. О методах своего труда, базировавшегося на «извлечениях», Севилец говорит в предисловиях ко многим сочинениям 186 . При этом он нисколько не смущается заимствованиями, но, напротив, возводит это в ранг универсального метода. Создание сочинения для него не означало, да и не могло означать, сотворение нового. Главная цель написания произведения – продолжение и подкрепление традиции. Исидор целенаправленно внедряет в сознание читателя мысль, что истинным знанием может быть лишь то, что освящено авторитетом, лучше – Писания или «отцов церкви», но возможно и великих язычников. У Исидора явственно прослеживается развитие столь важной для понимания существа средневековой культуры концепции предвечной установленности и известности конечной истины, которая пребывает в боге 187 , отсюда – преобладание авторитета над творчеством. Задача ученого, педагога – наилучшим образом выстроить, скомпоновать, систематизировать известное, а не открыть новое, «сделать цветистые и темные по смыслу высказывания краткими и понятными» 188 , подтверждающими универсальную концепцию мироздания. И не случайно при таких установках исключительная роль отводилась памяти не только в процессе обучения, но и в общественном бытии и сознании, что нашло отражение в господстве традиции и обычая и в том особом месте, которое в средневековом обществе заняла история как специфическая форма знания и своеобразный социальный стабилизатор.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Ессеи (происхождение слова спорно, возможно от евр. «благочестивые» или «молчаливые», либо от сир. «благочестивые», либо от арам. «исцелять») – одна из религиозных общин в Ветхозаветной Церкви . История Община ессеев получила начало около первой четверти II в. до Р. X. , существовала около времени земной жизни Господа Иисуса Христа . Главные свидетельства о ней находятся у Иосифа Флавия , Филона Александрийского и Плиния Старшего . Иосиф и Филон ставили численность современных им ессеев около 4000. Ессеи составили собой замкнутую и сплочённую группу. Рассеянные в Палестине, они жили сначала в городах и деревнях, под именем ассидеев , затем, решив что городская жизнь безнадёжно испорчена, удалились от неё и не посещали Ветхозаветный Храм . Плиний Старший отмечает их проживание в пустыне на северо-западе Мёртвого моря , где, в Кумране , были обнаружены рукописи общины аскетов проживавшей здесь во времена Христа, которую большинство исследователей отождествляют с ессеями. Ессеи, вероятно, были и среди последователей Христа, но многие также не приняли Его, превратились в иудействовавшие гностические секты и вскоре сошли на нет. Многие участвовали в I Иудейской войне . Из других еврейских сект этой эпохи, практиковавших отшельнический образ жизни, известны терапевты (фирапевты) и гемеро-баптисты ; рвение ессеев сравнивают с фарисеями . Степень связи ессеев с этими и другими течениями в иудейской среде времен Христа спорна. Некоторые исседователи предпологали связь ессеев с позднейшим хасидизмом , каббализмом и разнообразными тайными обществами. Вероучение и устройство Ессеи верили в необходимость личного благочестия, стремились к аскетизму и жили замкнутым братством. Вступающий в общину должен был под страшной клятвой дать обет: чтить Бога, быть справедливым ко всем, никому не вредить, быть врагом неправды, сохранять верность властям, достигши власти не превозноситься, не отличать себя от других особой одеждой и украшениями, обличать ложь и любить истину, ничего не утаивать от сочленов и о них ничего посторонним не сообщать, воздерживаться от незаконной прибыли, догматов ессейского учения никому не передавать, не употреблять клятвы, верно хранить писания ессеев и имена ангелов .

http://drevo-info.ru/articles/7359.html

Ирландия. Краткий исторический очерк Исторический очерк. Данные исторической лингвистики, археологических раскопок, а также анализ лит-ры раннесредневек. периода (с VII в.) позволяют лишь в общих чертах проследить развитие ирл. общества в дописьменную эпоху. Памятники эпохи бронзового века — курганные захоронения, культовые комплексы (Темра, Эмайн-Маха) — не только активно использовались в первые века по Р. Х., но и после христианизации сохраняли значимость как сакральные объекты, преимущественно связанные с идеологией власти в И. Археологические материалы свидетельствуют о преемственности в развитии ирл. общества с древнейших времен, однако данные исторической лингвистики указывают на проникновение в И. носителей кельт. языков примерно в сер. I тысячелетия до Р. Х. В наст. время появление кельтоязычного населения в И. связывается не с вторжениями кельт. народов из Британии или из континентальной Европы (хотя возможность переселения отдельных племен не оспаривается), а с упрочением торговых связей, социально-экономическим развитием ирл. общества во II–I bb. до Р. Х. и с проникновением латенской культуры (ок. 300 г. до Р. Х.). Несмотря на то что античные авторы не отождествляли население И. с кельтами, согласно самым ранним историческим свидетельствам, язык этого населения был кельтским. О верованиях древних кельтов см. ст. Кельтов религия. Античность. У древнегреч. географов, в т. ч. у Пифея, приводятся краткие описания Британских о-вов, однако прямые указания на И. в сохранившихся фрагментах отсутствуют. Первые подробные сведения об И. (лат. Hibernia), оставили в своих сочинениях авторы I в. до Р. Х. — I в. по Р. Х. (Гай Юлий Цезарь, Страбон). В сочинениях Помпония Мелы, Плиния Старшего, Корнелия Тацита (I–II вв. по Р. Х.) И. описывается как плодородная, но дикая страна, обитатели к-рой лишены чувства приличия, пьют кровь врагов и поедают умерших родичей. Тацит сообщает об ирл. «царьке» (unum ex regulis), бежавшем в Британию к рим. полководцу Агриколе. Римляне собирались использовать перебежчика для завоевания страны ( Tacitus.

http://sedmitza.ru/text/2558591.html

Положение дел наглядно представляет анализ источников, современных событиям. Упоминания Тацита (ок. 55 — ок. 120) и Светония (ок. 70 — ок. 140), без сомнения, обнаруживают пользование более ранними свидетельствами: и тот и другой авторы заимствуют свои сведения из несохранившейся современной истории Плиния Старшего, или из каких-то иных сочинений сенатских историков I века, или же от очевидцев — старших современников. Первое по хронологии событий сообщение Светония (Клавдий, 25) — император> judaeos> impulsore> Chresto> assidue> tumultuantes> Roma> expulit («изгнал из Рима иудеев, которые упорно бунтовали, подстрекаемые Хрестом») — убеждает в том, что сам автор «Жизнеописаний», несомненно знавший об Иисусе Христе и принятом написании его имени (см. другое упоминание имени христиан — Нерон, 16), дословно повторяет какой-то более ранний источник, однако без уверенности в том, что на самом деле имеется там в виду. Это означает по меньшей мере неясность сообщения в самом источнике (если не полную непричастность этого сообщения к христианскому вопросу), что, в свою очередь, говорит о неопределенном понятии современников о внутренних делах иудейской общины в Риме в то время, — тем более о самом христианстве. Можно допустить, что возмущение иудеев было реакцией на постановления апостольского собора (49 — 50 гг.) , и тогда следует предполагать, что иудейские беспорядки в столице были следствием конфликта между строгими блюстителями Моисеева Закона и так называемыми «благочестивыми», которые зачастую не были иудеями по формальному признаку . Именно поэтому решение о необязательности обрезания, принятое на апостольском соборе, могло найти в них живой отклик. Так или иначе, предположение о том, что к началу 50–х годов I века в Риме уже были христиане, представлявшие противоборствующую сторону и вносившие разлад в среду иудеев, невероятно. Свидетельство Деяний (Деян 18: 2, 3) — источника, обыкновенно очень внимательного к фактам проповеди и преследования христиан, — толкует только об иудеях (а не о христианах в числе иудеев), изгнанных из Рима Клавдием (около 50 г.); при этом отсутствуют какие-либо указания на проповедь в Риме до того времени. К тому же апостол Павел по прибытии в Рим обнаруживает, что тамошние иудеи не знают ничего доподлинно о проповедуемом Павлом учении, но только то, что о нем везде говорят (Деян 28: 21 — 22).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=802...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010