Как – человека, скрывающего свои недостатки? Рисуют обезьяну, испускающую мочу свою и заметающую её. Как – человека, который никогда не выходил из дома своего? Рисуют муравьёв и крылья нетопыря, потому что ни один муравей не поползёт, коль скоро на гнездо их будут положены эти крылья. Как – человека слепого? В виде крота, не имеющего глаз. Как – детей, враждующих против матерей своих? В виде ехидны, потому что она рождается, прогрызши чрево матери своей. Как – человека таинственного, скрытного? В виде кузнечика, потому что голос его выходит не из уст, а из спины. Как – человека, безопасно живущего в городе? В виде орла, держащего камень в когтях, потому что он из моря, или с земли берёт камень и кладёт в гнездо своё, дабы ветер не снёс его. Кого означают, изображая мула? Женщину бесплодную. Кого означают, написав слепого жука? Человека, умершего от солнечного удара, потому что жук умирает, когда ослепляет его солнце. Как понимать иероглиф, представляющий растение душицу? Подразумевай прогнание муравьёв, потому что где положена душица (origan), туда муравьи не подползут. Кого представляет голубица чёрная? Пожизненную вдову; ибо эта голубица не спознается с чужим самцом до издыхания своего. Запечатанная книга есть иероглиф древности; лестница есть знак осады города; ласточка символ наследства, оставленного детям; коршун с распростёртыми крыльями означает ветер; человек, вооружённый и стреляющий, представляет целый народ; перстень означает уста человека; αδοων χειρ κρατομενωον, σωφροωηω δηλο ωθρπου; две ноги, соединённые и идущие выражают путь солнца в зимних тропиках, звезда напоминает иногда Бога, иногда ночь, иногда душу мужчины; два глаза крокодила означают восток солнца, потому что в воде не видно это животное, а глаза его видны; змий представляет Вседержителя; пчела – народ, повинующийся царю и проч. и проч. и проч. Прочитав всё это, я думал – думал о происхождении Египетских иероглифов и надумал, что это письмо – не первоначальное, не первобытное, так как оно предполагает весьма долговременное наблюдение людей над природой, над растениями и животными, и изучение их свойств и инстинктов; а письмена ведь, по замечанию Плиния, употреблялись испокон веков aeternus litterarum usus. Названным иероглифам должно предшествовать другое, старшее письмо, которое подало повод к усовершенствованию их не в раннее время, когда Египтяне уже хорошо знали ботанику, ихтиологию, зоологию и астрономию. Какое же это старшее письмо? Где оно и как изобретено? Было ли оно алфавитное, звуковое? Или образное, изобразительное? Или и то, и другое вместе? Буквы ли звуковые наперёд выдуманы, или иероглифы; или букво-иероглифы? Отвечать на эти вопросы можно только с помощью истории человеческого рода и наидревнейших памятников письменности его. Такие ответы выработаны мной; и я излагаю их здесь в кратких положениях с представлением образчиков разнородного письма человеческого, письма самого древнего.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Кремлевские укрепления Укрепления городские на юге России обыкновенно назывались Вышгородами, а на северо-западе и востоке Кромами, Кромками, Кремниками и Кремлями, где горожане укрывались 1013 от нападения врагов. Сходные с Кремлем названия других Славянских городов Кременца, Крема, 1014 Кременчуга, Кременца, Кромницы и пр. удостоверяют, что слово это должно быть Славянское, или Греческое. 1015 Хотя мы прежде сказали о сродстве Кремля с Керменем, или Крымом; но для соображения еще укажем на синонимы Кремлю: у Геродота Κμνοι, Cremni, Греческий торговый город у Царских Скифов на Азовском море, Cremna, крепость в Писидии, у Плиния старшего Cremnisci, место на Северо-восточном берегу Эвксинского понта. Имена этих городков и крепостей, вероятно, происходят или εμω, или εμνω, завешиваю, закрываю, ограждаю, или от ημνς, крутизна, на каких более сооружались крепости. Но как Русские, заимствуя иностранные слова, часто применяли их к созвучным в своем языке: то Кримн, Крем могли превратиться сперва в Кремник, а потом, с прибавлением благозвучной буквы л, для удобности произношения, 1016 в Кремль; это название встречается в летописях под 1446 и 1453 года, когда уже разделенная Орда клонилась к падению. 1017 В Московском мире Кремль еще сблизился с областным старинным словом Кремлевник, которое доныне употребительно в Шенкурске: оно, знаменуя бор, или лес, растущий на моховых болотах, выражает самую местность Московского Кремля; ибо 1018 на месте Московского Кремля с незапамятных времен находились бор и моховое болото, моховище, о коих свидетельствуют нам сами урочища Бор и Моховая. Среди таких бора и моховища, или Кремлевника, с 1339 по 1340 год, срублен был, как выше заметили мы, дубовый детинец, или Кремник, занимавший меньшее в сравнении с нынешним пространство; ибо северо-западная стена тогда отделялась от Неглинной на значительное расстояние. По образу строения крепостей в то время, деревянные стены его, вероятно, также обмазаны были глиною, 1019 как и в Твери, внутри набиты землею, песком и щебнем, обведены рвом и осыпью, или земляным валом, которая поддерживалась деревянными срубами. Стены сии, или забрала назывались городом, оградою, сверх коей были, по примеру древних Русских крепостей, в два ряда раскаты, или катки и башни.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

К тому же римские власти и прежде имели возможность убедиться в своей политической правоте по религиозному вопросу. Возможно ли подвергнуть сомнению исконную практику – столь политически выгодную – пополнять римский пантеон божествами покоренных народов? Однако позиция христиан предполагала в подобных вопросах несовпадение настолько радикальное, насколько почитание единого живого Бога несовместимо с формальной религиозностью и глубинным безверием. Историческое предназначение апологии реализовалось в попытке расположить временное к вневременному, объяснить неслыханное через общепризнанное, – по существу, представить истории внеисторическое. Неизбежность непосредственного диалога осознается в момент, когда черты царства «не от мира» стали отчетливо различимы в делах его умножившихся граждан (которые были при этом римскими подданными). В этих условиях апология возникает как реакция на ощутимый внешний стимул. Положение дел наглядно представляет анализ источников, современных событиям. Упоминания Тацита (ок. 55 – ок. 120) и Светония (ок. 70 – ок. 140), без сомнения, обнаруживают пользование более ранними свидетельствами: и тот и другой авторы заимствуют свои сведения из несохранившейся современной истории Плиния Старшего, или из каких-то иных сочинений сенатских историков I века, или же от очевидцев – старших современников. Первое по хронологии событий сообщение Светония (Клавдий, 25) – император judaeos impulsore Chresto assidue tumultuantes Roma expulit («изгнал из Рима иудеев, которые упорно бунтовали, подстрекаемые Хрестом») – убеждает в том, что сам автор «Жизнеописаний», несомненно, знавший об Иисусе Христе и принятом написании его имени (см. другое упоминание имени христиан – Нерон, 16), дословно повторяет какой-то более ранний источник, однако без уверенности в том, что на самом деле имеется там в виду. Это означает, по меньшей мере, неясность сообщения в самом источнике (если не полную непричастность этого сообщения к христианскому вопросу), что, в свою очередь, говорит о неопределенном понятии современников о внутренних делах иудейской общины в Риме в то время, – тем более о самом христианстве.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ran...

Сочинения Пифея сохранились лишь в цитатах Страбона, Плиния Старшего и Полибия. Эти древние авторы спорили с путешественником, утверждая, что загадочный Туле он сочинил. Самым авторитетным защитником Пифея b XIX веке стал знаменитый полярный исследователь Фритьоф Нансен, утверждавший: грек описал то, что видел своими глазами. Также в античные времена сложилось представление о Гиперборее — сказочной стране, за северным ветром. Как и полагается жителям любой Утопии, гиперборейцы были счастливы и умирали, лишь когда пресыщались жизнью. Выражение UltimaThule (крайний Туле) вошло в словарь культурных афоризмов как символ границы мира. Сам Туле в раннем Средневековье отождествляли с Исландией, а также Гренландией, Скандинавией, Фарерскими островами. В Германии после Первой мировой войны возникло оккультно-расистское «Общество Туле», члены которого считали, что загадочный остров населяли древние арийцы. В Средние века Север сам пожаловал в южные широты — это были набеги викингов. Выходцы из Скандинавии внесли свой вклад в ранний этап изучения Арктики. Они поселились в Исландии и на юге Гренландии. Иногда сведения, добытые ими, становились достоянием самых образованных людей своего времени. Например, по приказу англосаксонского короля Альфреда Великого во второй noлobuhe IX века был записан рассказ норвежского ярла Оттара из Холугаланда о его путешествиях, в том числе в загадочную Биармию. Оттар решил узнать, есть ли севернее Лапландии обитаемые земли. Его драккары обогнули Скандинавский полуостров с запада на восток, а потом повернули на юг, вошли в незнакомое море — Белое и обнаружили устье большой реки — Западной Двины. Так викинг девятого века проложил путь для Ричарда Ченслера, Виллема Баренца и военных конвоев. Однако и в античные времена, и в Средневековье карты, изображавшие населенный мир — ойкумену, заканчивались примерно на 60-й параллели. Дальше начинались загадочные земли, для исследований которых не было ни желания, ни технических средств. 2 Добычи нет — туда не ходим

http://sever.foma.ru/russkij-sever-put-k...

После возникновения предположения о поселении на месте Кумрана религиозной общины появились попытки идентифицировать её с одним из известных в истории движений в иудействе: с домаккавейскими хасидами, маккавеями, фарисеями, саддукеями, зелотами, сикариями, иудео-христианами и другими. Возобладало мнение, что в Кумране жили ессеи. Мысль о родственности содержания первых свитков ессейскому учению первым высказал Э. Л. Сукеник (Е. L. Sukenik) 87 , независимо от него несколько позже – Браунли, Дюпон-Соммер, Гринц, Р. де Во и другие учёные 88 . Но вскоре стало ясно, что между описанием ессеев у древних авторов и найденными в пещерах дисциплинарными книгами существуют немалые различия 89 . Часть из них обозначил в своей статье, изданной ещё в 1960 году в «Revue de Qumran» Сесил Роф (Cecil Roth) 90 91 : 1 . ессеи отвергали рабство, но в свитках оно допускается 92 ; 2 . ессеи не одобряли жертвоприношений животных, а гипотетические кумраниты не только принимали их, но и отдавали дань уважения священникам; 3 . свитки предписывают клятвы в определённых случаях, чего избегали ессеи; 4 . погружения у ессеев имели возрождающую силу, но этого нет в свитках; 5 . в общинах ессеев была частная собственность, а сектантские документы из пещер Кумрана допускают её лишь в незначительной степени. Наименование «ессеи» нигде не упоминается в свитках, но это не говорит ни за, ни против кумрано-ессейской теории. Если кумранское поселение не было религиозно-ессейским, тогда отсутствие упоминания о ессеях значит или то, что в свитках нет рукописей из недр ессейского движения Палестины, или (как и в случае, если бы ессеи жили в Кумране) то, что самоназвание ессеев или членов другой иудейской ассоциации, в которой возникли рукописи, было иным (например, «сыны света», «сыны Садока», «нищие» 93 , или «делатели закона» 94 ). Основным аргументом в пользу кумрано-ессейской теории с момента её возникновения и до сих пор считается ссылка на описание поселения ессеев у Плиния Старшего. В «Естественной истории» (V, 17, 73) он пишет: «к западу [от Асфальтового озера – т.е. Мёртвого моря] проживают ессеи» 95 . Из приведённой карты (рис. 2.2) 96 видно, что, хотя Кумран и находится на западе от Мёртвого моря, его расположение лучше было бы охарактеризовать как к «северо-западу» или даже «к северу». По образному выражению Яна Хатчесона (Ian Hutchesson), если Плиний Старший, говоря о месте поселения ессеев, имел в виду именно Кумран, а не другое место, то указание «к западу» было бы весьма неточным: это было бы такой же ошибкой, как утверждение, что «Норвегия находится на западе Европы». По мнению Я. Хатчесона, более логично предположить, что Плиний указывал на Эйн-Геди как место обитания ессеев, ведь «Эйн-Геди, который действительно рядом с западным берегом, доступен с дороги, ведущей от него на восток 97 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Yurev...

Здесь соответствует истине только одно. О Христе действительно не писали ни Остин Тивериадский, ни Либерии Сулий, ни Баландий, но не писали по той причине, что этих “древних писателей” (как их величает антирелигиозная литература) никогда не было в природе. Никакой Либерии Сулий не существовал ни в древности, ни в позднейшие времена. Существовал Лаврентий Сурий, но и тот жил не во времена Христа, а ровно на десять столетий позже. Еще больший конфуз получился с “древним писателем” Баландием. Он тоже не существовал, а был монах Боллан, но жил он позже Христа на тысячу пятьсот лет, поэтому неудивительно, что, описывая современные ему события, он мог и не касаться именно воскресения Христа. Равным образом вымышлен и Остин Тивериадский. В литературе известен Оссия Твердите, живший во времена палестинских событий, но это вовсе не писатель, а литературный персонаж, герой старой византийской повести. Итак, эти “древние писатели” вряд ли могут приниматься в расчет. Но кроме них наши атеисты упоминают еще Иосифа Флавия, Плиния Старшего, Тацита. Они, как говорят атеисты, тоже не оставили никаких свидетельств о воскресении Иисуса Христа. Так ли это? Начнем с Иосифа Флавия. Он, как известно, один из наиболее надежных исторических свидетелей. Карл Маркс говорил: “Достоверная история может писаться лишь на основе таких документов, как произведения Иосифа Флавия и равноценных им”. Кроме того Флавий мог также не быть в курсе событий, описанных в Евангелии. Наконец, Флавий не был последователем Христа, и потому нет оснований ожидать от него каких-либо преувеличений в пользу христианства. Действительно ли Флавий ничего не говорит о воскресении Христа, как это утверждают атеисты? Тем, кто это заявляет, следовало бы хоть раз в жизни, хотя бы мельком заглянуть в отрывки из его сочинений, вышедшие в советском издании Академии наук СССР. Там черным по белому написано: “В это время выступил Иисус Христос человек высокой мудрости, если только можно назвать Его человеком, совершитель чудесных дел; когда по доносу первенствуюших у нас людей Пилат распял Его на кресте, поколебались те, которые впервые Его возлюбили. На третий день Он снова явился к ним живой”. Как же это вяжется с заявлениями и заверениями, что Иосиф Флавии ни снова не упоминает о Христе?

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   Действительно, пристрастное отношение Евсевия к св. Мефодию следует считать доказанным фактом; но, вместе с тем, необходимо иметь в виду, что Евсевий (если он действительно был таким недобросовестным автором) мог систематически замалчивать данные, относящиеся к жизни и деятельности несимпатичного ему антиоригениста, только в том случае, если этот последний епископствовал где-то в отдалении, на большом расстоянии от места деятельности самого Евсевия.    Если бы св. Мефодий был, хотя и недолго, епископом Тира, перед Евсевием встали бы непреодолимые трудности, ибо замалчивать то, о чём все знают, едва ли возможно.    Положительное решение вопроса о «Тире» затруднено в особенности тем обстоятельством, что греческие источники — наиболее осведомлённые — вовсе не высказываются по данному вопросу, как об этом уже было упомянуто. По-видимому, следует прийти к выводу о том, что блаж. Иероним, к которому восходят все упоминания позднейших латинских авторов о «Тире», был введён по этому поводу каким-то образом в заблуждение. Возникает вполне законное недоумение: каким образом могла произойти такая ошибка? В патрологической литературе по этому поводу часто повторяются соображения, впервые высказанные Т. Цаном. Эти соображения основаны на двух предпосылках: первая из них предполагает со стороны блаж. Иеронима более или менее легкомысленное отношение к имевшимся в его распоряжении материалам, а вторая базируется на возможности отождествления названий ’%Г [Olumpo_s и %Г [Фoinikou _s.    Обе указанные гипотезы построены на твёрдом убеждении в действительности епископского служения св. Мефодия в Олимпе Ликийском. Ссылаясь на Страбона (XIV, 3, 8), Т. Цан утверждает, что %Г [Фoinikou _sбылo древним названием города Олимпа в Ликии, а также названием той горы, у подножия которой он расположен. По мнению Т. Цана, во времена Страбона и Плиния Старшего более распространённым было название ’%Г [Olumpo_s,a впоследствии опять вошло в употребление древнейшее %Г [Фoinikou _s. Блаж. Иероним, как предполагает Т.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

297 определяет, что объявление военного или чрезвычайного положения не должно затрагивать основные права граждан, в т. ч. их право на свободу совести и религ. вероисповедания. В число гос. праздников входят Рождество, день Покаяния (1-й день Великого поста), Страстная пятница, Пасха и день Всех святых. Э. Небольсин История Первые письменные сообщения, касающиеся о-вов Зелёного Мыса, относятся к I в. по Р. Х. и содержатся в произведениях Помпония Мелы и «Естественной истории» Плиния Старшего, где они названы Горгады, или острова горгон, как место обитания мифических чудовищ, убитых Персеем. Упоминания об островах, расположенных южнее Канарских о-вов, есть у араб. путешественника Идриси (1154) и автора средневек. энциклопедии XIV в. Омари. Датой открытия архипелага считается 1460 год, к к-рому относится 1-й документ, подтверждающий открытие островов. Первые из них были обнаружены в 1455-1456 гг., когда португ. экспедиция, направленная по приказу принца Генриха Мореплавателя к берегам Африки, обнаружила группу необитаемых островов. В 1459-1460 гг. экспедицией Диегу Гомеиша и Антониу да Ноли были открыты о-ва Сантьягу, Фогу, Маю и Боа-Вишта. Колониальный период Грамотой кор. Афонсу V от 3 дек. 1460 г. острова были переданы в вечное пользование брату короля Фернанду. Их первооткрыватели были назначены наместниками о-ва Сантьягу, разделенного на 2 адм. единицы - капитании, право на управление которыми передавалось по наследству. С 1462 г. началось заселение архипелага португ. чиновниками, разорившимися дворянами, а также крестьянами и горожанами, в поисках лучшей доли покидавшими родину. На острова стали ссылать и уголовных преступников. К кон. XV в. на большинстве из них появились португ. поселения, первым из к-рых стало Рибейра-Гранди на о-ве Сантьягу. Ныне это историческое место называется Сидади-Велья (Старый город) и входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Из-за нехватки рабочих рук колонисты стали совершать набеги на африкан. побережье для захвата рабов. С течением времени население архипелага заметно увеличивалось в первую очередь за счет представителей африкан.

http://pravenc.ru/text/1319740.html

Мадианитяне были кочевым арабским племенем, которое поддерживало контакты с Израилем со времен Моисея. Ефа упоминается в Библии только здесь и еще в двух местах ( Быт. 25:4 и 1Пар. 1:33 ) и ассоциируется с Мадианом – вероятно, родоначальником одного из кланов этого племени. Это название встречается также в анналах Тиглатпаласара III. 60:6. Сава. Царство Сава было крупным торговым центром в Юго-Западной Аравии, откуда доставлялись драгоценные камни, золото и ладан. Это царство известно как Сава (или Савея) из местных источников и ассирийских хроник. В первой половине 1-го тыс. до н. э. здесь процветала высокоразвитая городская культура. См. также: 2Пар.9:1 . 60:7. Кидар. Кочевое арабское племя, упоминающееся также в ассирийских и нововавилонских хрониках. Кроме того, это название встречается в одном тексте из Телль-эль-Маскуты, в апокрифах и даже у римского писателя Плиния Старшего. 60:7. Неваиоф. Кочевое племя, упоминающееся в хрониках ассирийского царя Ашшурбанипала, а также в надписях из Тайманита, которые датируются VI в. до н. э. Вероятно, эти кочевники были предшественниками набатеев, арабского племени, известного в римско-эллинистическую эпоху. 60:9. Корабли фарсисские. Это были большие тяжелые судна, предназначенные для длительных морских переходов с тяжелым грузом. Фарсис, вероятно, был финикийской колонией в Испании. 60:13. Слава Ливана. Ливан славился своими кедровыми лесами (см.: 35:2), но экспортировал и другие виды древесины. 60:16. Метафора вскармливания. В египетской иконографии распространен мотив вскармливания царей богами. Например, царица Хатшепсут изображена сосущей грудь Хатор, богини любви, музыки и веселья, связанной с заупокойным культом. Она обычно изображалась в виде женщины с коровьими рогами. В этом образе подчеркивается нежная забота Бога об Израиле. 60:19,20. Не будет солнца и луны. Солнце и луна были важными божествами вавилонского пантеона. Богом солнца был Шамаш, бог справедливости и сын бога луны. Как бог справедливости, Шамаш даровал Хаммурапи право издавать законы.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

11. Славянский мир Славяне вышли из-за кулис европейской истории на ее авансцену в VI столетии, когда начался их натиск на границы Римской империи на Балканах, но бурная экспансия славянских племен в направлении на север, запад и восток восходит к предыдущему веку. Воспользовавшись грандиозными переменами на этниче­ской и политической карте центральной Европы, славяне зани­мали земли, оставленные их соседями германцами, бросившими­ся на поиск лучшей жизни в пределах империи, которая в своей западной части оказалась в параличе. Упоминания славян в литературных памятниках до эпохи свя­того Юстиниана редки, но они все-таки существуют: хотя и под иным именем – венедов – славяне присутствуют уже в «Есте­ственной истории» Плиния Старшего и в «Географии» Птолемея, который, возможно, упоминает славян и под их собственным именем, если, конечно, именно к ним относится употреблен­ный им по отношению к соседям венедов этноним «ставане», а также в «Германии» Тацита: «Отнести ли певкинов, венедов и феннов к германцам или сарматам, право, не знаю... Неопрят­ность у всех, праздность и косность среди знати... Венеды пере­няли многое из их нравов, ибо ради грабежа рыщут по лесам и горам, какие только ни существуют между певкинами и феннами. Однако их скорее можно причислить к германцам, пото­му что они сооружают себе дома, носят щиты и передвигаются пешими, и притом с большой быстротой; все это отмежевыва­ет их от сарматов, проводящих всю жизнь в повозке и на коне» 1206 . Тацит отличает венедов от действительных германцев – певки­нов, или бастарнов, но, рассуждая об их возможной принадлеж­ности к числу германских или сарматских народов, справедливо усматривает в их образе жизни большую близость к германцам. В титулатуру соправителя и сына Галла императора Волусиана, правившего вместе с отцом в 251–253 гг., входило наиме­нование его «Венедским», которое усвоено было ему за одну из одержанных им побед. Северные соседи славян, финны и эстон­цы, называют славян вендами, точнее говоря, ввиду особенно­стей угро-финских языков – вэнэ.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010