«Хотя бы не расцвела смоковница и не было плода на виноградных лозах, и маслина изменила, и нива не дала пищи, хотя бы не стало овец в загоне и рогатого скота в стойлах» (Авв.3:17). Пророку ясно видно, что народ, который убьет Христа, потеряет изобилие духовных богатств, которые, по пророческому обычаю, представляет под видом земного плодородия. Итак, поскольку народ этот заслужил гнев Божий, ибо, не зная правды Божией, захотел установить свою, то далее (пророк) говорит: «Аз же о Господе возрадуюся, возвеселюся о Бозе Спасе моем. Господь Бог мой сила моя, и учинит нозе мои на совершение, и на высокая возводит мя, еже победити ми в песни его» (Авв.3:18-19), т. е. в той песне, о которой нечто подобное говорится в псалме: «И поставил на камне ноги мои, и утвердил стопы мои; и вложил в уста мои новую песнь — хвалу Богу нашему» (Пс. XXXIX:3-4). Итак, тот побеждает в песне Господа, кто поет хвалу Ему, а не самому себе, соответственно выражению: «Хвалящийся хвались Господом» (1Кор. I:31) Но, на мой взгляд, некоторые кодексы, в коих стоит: «Возвеселюся о Боге Иисусе моем», излагают это место лучше, чем те, которые, желая это место перевести по-латыни, не поставили самого имени, сам звук которого нам любезен и приятен. Глава XXXIII. Что в пророческом Духе предсказали о Христе и призвании язычников Иеремия и Софония    Пророк Иеремия принадлежит к числу больших пророков, как и Исайя, а не малых, как прочие, из писаний которых я уже нечто привел. Он пророчествовал, когда в Иерусалиме царствовал Осия, а у римлян Анк Марций, и когда приближалось уже время Иудейского плена. Продолжал он пророчествование до пятого месяца плена, как мы это видим из его писаний. Рядом с ним мы ставим Софонию, одного из малых. Ибо последний сам говорит, что пророчествовал во дни Осии (Соф. I:1), хотя и не указывает, до какого времени. Таким образом, Иеремия пророчествовал во времена не только Анка Марция, но и Тарквиния Древнего, который был пятым царем у римлян. Ибо последний уже начал царствовать, когда случился этот плен. Итак, пророчествуя о Христе, Иеремия говорит: «Дыхание жизни нашей, помазанник Господень пойман в ямы их» (Плач. IV:20), указывая в этих кратких словах, что Христос — Господь наш и что Он пострадал за грехи наши. И в другом месте он также говорит: «Сей Бог наш... явится на земле и будет жить с человеками» (Bapyx:III, 36-38). Некоторые это свидетельство приписывают не Иеремии, а его писцу, который назывался Барухом; но более распространенное мнение считает его Иеремииным.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   Христос Бог, когда пришли некие и сказали Ему о бедствии галилеян, кровь которых Пилат смешал с жертвами их, так сказал им: «Думаете ли вы, что эти галилеяне были грешнее всех галилеян, что так пострадали ? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете. Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме ? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете» (Лк. 13:2—5). Через Псаломника так грозит: «Если не обратитесь, то Он оружие Свое изощрит, лук Свой Он натянул и приготовился его, и в нем приготовил орудия смерти» (Пс. 7:13—14). Через Исаию и того страшнее к сынам Израилевым гремит: «Бысте Ми в сытость, ктому не стерплю грехов ваших» (Ис. 1:14), то есть «до сытости Я вам терпел, но уже не стало у Меня терпения; более не стерплю грехов ваших, но по делам вашим воздам».    Итак, убойтесь, грешники, гнева Божия, «покайтесь», да не погибнете. Обратитесь, пока из лука Своего натянутого стрел не испустит, прибегните со слезами к Нему, пока еще терпит. «Покайтесь», обновитесь, новый год начиная. «Се ныне время благоприятно, се ныне день спасения», — говорит апостол (2 Кор. 6:2). «Омойтесь, и чисты будете, — восклицает пророк Исаия. — Отнимите лукавство от душ ваших перед очами Моими, прекратите лукавство ваше, научитесь делать добро. Ищите правды, избавьте обидимого, защитите сироту и оправдайте вдовицу» (Ис. 1:16—18): «покайтесь. Приблизьтесь к Богу,— увещевает вас апостол Иаков, — и приблизится к вам; очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные. Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте; смех ваш да обратится в плач, и радость — в печаль. Смиритесь пред Господом, и вознесет вас» (Иак. 4:8—10). «О Христе молим, — так молит нас, о бедные грешники, сосуд избранный пронести имя Христово, учитель вселенной святой апостол Павел, — о Христе молим, и как бы Сам Бог молит через нас; итак, о Христе молим: примиритесь с Богом. Ибо Не знавшего греха Он сделал для нас Жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом» (2 Кор. 5:20—21).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

а) В начале своей песни, Иудифь приглашает к прославлению Господа на музыкальных орудиях за то, что Он ополчался за нее и исторг из руки преследователей (ст. 1–2). б) Затем, описывает высокомерие Ассириян (ст. 3–4). в) Потом – свою хитрость, погубившую врага (ст. 5–9). г) За сим – бегство Персов и Мидян (ст. 10–12). д) В заключение же песни, Иудифь прославляет величие и могущество Иеговы, Коему не довлеют никакие жертвы, и угрожает народам, восстающим на род Иудейский (ст. 13–17). е) Трехмесячное торжество Иудеев в Иерусалиме после победы над Ассириянами (ст. 18–20). ж) Возвращение Иудифи в Ветилую, ее воздержание от брака, кончина на 105 году жизни, и погребение в пещере мужа Манассии (ст. 21–23). з) Семидневный плач дома Израилева над Иудифью, предсмертное ее распоряжение, насчет своего имения и продолжительное спокойствие сынов Израиля по кончине Иудифи (ст. 24–25). Ст. 6. ... не сыны титанов поразили его (Олоферна) и проч. Мифологическое слово титаны употреблено, очевидно, греческим переводчиком, для объяснения устарелого еврейского слова рефаимы, т. е. высокорослые и сильные люди. По учению греческой мифологии, титаны суть дети неба и земли, которые хотели завоевать небо и свергнуть оттуда Юпитера. Ст. 18. …Когда пришли в Иерусалим, они поклонились Богу, и, когда народ очистился, вознесли всесожжения свои... Здесь разумеется очищение народа от нечистот законных, которые приключились ему на войне, – как-то: пролитие крови и прикосновение к трупам убитых 1080 . Ст. 19. …Иудифь же принесла все сосуды Олоферна, которые отдал ей народ, и занавес, который она взяла из спальни его, отдала в жертву Господу... Сим поступком своим Иудифь обнаружила сколько бескорыстия, столько же и благочестия. Вещи, определенные ей народом из военной добычи, были весьма драгоценны, и она могла удержать их у себя, для домашнего употребления своего; но она все это отдала в жертву Господу Богу, т. е. с заклятием отделила, как священный дар, в скинию 1081 , в виде трофея – для напоминания о своем подвиге и небесном заступлении, силою которого совершен сей подвиг. Обычай посвящать Богу оружие врагов, или часть из военной добычи, был священным обычаем древности 1082 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Без сердечного сокрушения никто не приблизится к Богу и благости Его не сподобится видеть, потому что прежде сокрушения, как сказано, возносится сердце мужу, а Господь смиренным только подает благодать Свою. Все святые, от века благоугодившие Богу, работали Ему, как сказано в Писании, «со всяким смиренномудрием и многими слезами, среди искушений» ( Деян.20:19 ). «Господи! в бедствии он искал Тебя» ( Ис.26:16 ), – взывал пророк Исайя. «С сильным воплем и со слезами» ( Евр.5:7 ) принес молитву Богу и Единородный Божий Сын, Который, хотя и равный по существу Божественному, однако же много скорбей и мук претерпел в жизни сей. Таков уж путь к вечному блаженству! И «если входящие, которые живут, не войдут в это тесное и бедственное, они не могут получить, что уготовано» ( 3Ездр.7:14 ). Ибо и Господь смирил Себя спасения ради нашего и покорен был воле Отчей даже до смерти крестной, чрез что и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени» ( Флп.2:9 ). И нам Писание говорит: повинитеся убо Богу: «сокрушайтесь, плачьте и рыдайте; смех ваш да обратится в плач, и радость – в печаль» ( Иак.4:9 ). Итак, «восплачем пред Господом, сотворившим нас» ( Пс.94:6 ) 14 , – взывает нам и пророк Давид. И как нам не плакать, как не сетовать ныне! Писание говорит, что земля есть «долина плача» ( Пс.83:7 ), место изгнания Божьих преступников; потому и все, ищущие себе спасения, примирения с Богом, жили в плаче и рыдании. Плакали на земле все святые, будем плакать и мы, если желаем войти в вечный их покой; ибо и не возможно, чтобы кто, идя путем правды Божией, не встречал горести и печали и не проливал бы горьких слез. Впрочем, нет на земле человека, который бы не плакал, ни о чем не печалился в жизни; если кто и не печалится, как угодить Богу, то, наверно, печется о другом, хоть, например, как угодить жене и детям пособить, или предан иной печали века сего, или прелести богатства 15 ( Мф.13:22 ). Все люди на земле, более или менее печалятся или пекутся о чем-нибудь; однако же печалиться по Богу, по указанию Евангелия, не многие соглашаются.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Без стяжания этой «благородной истины» о страдании (dukha), без понимания ее причины (samudaia), невозможно достичь ни спасения, ни просвещения, ни найти пути, ведущего к спасению (marga). Ощущение страдания и боли, которое рождается от сознания временности всего, выражено присутствует и в Писании Ветхого Завета. Лучший тому свидетель, Иов Многострадальный, и книга о нем. Иов, столкнувшись с этой временностью и страданием, проклинает день своего рождения: ” На что дан свет человеку, которого путь закрыт, и которого Бог Окружил мраком? Вздохи мои предупреждают хлеб мой, и стоны мои льются, как вода»(Иов 3,23–24). Он на себе познал, что « Человек рождается на страдание, как искры, чтобы устремляться вверх»(Иов 5,7) “ (Иов 7,6) Редеет облако и уходит, так нисшедший в преисподнюю не выйдет (7,9). В ужасе стоя перед загадкой своего бездонного страдания, он еще больше страшится его предопределенности, неибежности для человека « рожденного женою», он « краткодневен и пресыщен печалями», «как цветок, он выходит и опадает; убегает, как тень, и не останавливается» (14,1–2) Тем же чувством пронизаны и псалмы Давидовы. « Человек, подобен дуновению, дни его, как уклоняющаяся тень» (Пс 143,4). « Вот дал Ты мне дни, как пяди, и век мой, как ничто пред Тобою. Подлинно, совершенная суета всякий человек живущий»( Пс 38,6). То же чувствует и говорит Проповедник в книге «Книге Проповедника». Вся его книга ни что иное, как плач над временностью, безысходностью и тщетою « Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, — все суета!» Что было, то и будет, и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем«(1,9). Перебирая всю свою жизнь, все свои стремления, к знанию, славе, свои труды, труды других, Проповедник с печалью приходит к очевидному выводу о ничтожности всего — « И обратился я, чтобы внушить сердцу моему отречься от всего труда, которым я трудился под солнцем»(Еккл. 2,20). Таким переживанием временности и суеты человеческой жизни, его трудов, Ветхий Завет идентичен многим религиозным и философским, небиблейским учениям Древнего мира.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=712...

В 9-й день четвертого месяца таммуза (июль) 587 года халдеи совершили первый пролом городской стены у северных ворот. Узнав об этом, царь Седекия обратился ночью в бегство через ворота между двумя стенами, которые исследователи отождествляют с воротами Источника. Беглецы направились к Иерихону, но по дороге были схвачены халдеями. Бывший царь Седекия был отведен к Навуходоносору, который находился в Ривле (в земле Емафской). На глазах у Седекии были казнены его сыновья. Затем он был ослеплен. Высшие представители церковной и гражданской власти также были доставлены к Навуходоносору в Ривлу и казнены. Ослепленного Седекию отвели в Вавилон, где два года спустя он был также предан насильственной смерти. Пленный царь Седекия перед царем Навуходоносором. Миниатюра из «Исторической Библии», 1372 г.      Сбылись предостережения Господни и на Иудейском царстве, но только позже, сто тридцать четыре года спустя. Священный писатель говорит: И Иуда также не соблюдал заповедей Господа Бога своего, и поступал по обычаям Израильтян, как поступали они. И отвратился Господь от всех потомков Израиля, и смирил их, и отдавал их в руки грабителям, и наконец отверг их от лица Своего (4 Цар 17, 19–20). Бедствия некогда многолюдного цветущего города были оплаканы в книге пророка Иеремии. Горько плачет он ночью, и слезы его на ланитах его. Нет у него утешителя из всех, любивших его; все друзья его изменили ему, сделались врагами ему (Плач 1, 2). В память этой трагедии иудеи установили 17 таммуза однодневный пост. Падение и разорение Иерусалима было лишь началом национальных бедствий. В следующем месяце, 9-го числа, произошло еще одно тяжелое и болезненное для памяти иудеев событие — Иерусалимский храм был сожжен военачальником Навузарданом. Этот день также отмечен однодневным постом. Разрушение римлянами Иерусалимского храма в 70 году по Р.Х. приходится на этот же день. Пророк Иеремия. Монастырь Дионисиат, Афон      Для большинства жителей Иерусалима и других иудеев начался семидесятилетний плен. Страна не осталась полностью безлюдной. Небольшая часть сохранившегося беднейшего населения не могла скрасить общей картины ужасного запустения Иудеи. По предписанию вавилонского царя пророку Иеремии была дана свобода идти в Вавилон или остаться на родине. Пророк выбрал последнее.

http://pravoslavie.ru/104115.html

В эпоху Второго храма, когда представления о шеоле, как уже было отмечено, стали меняться, место, где грешники пребывают после смерти, получило название «геенна» (евр.      ,    ). Это название носила расположенная к югу от Иерусалима долина Хинном (в синодальном пер. Енном), в к-рой евреи, зараженные идолопоклонством, совершали языческие обряды и даже приносили в жертву своих детей (Иер 7. 31). Впосл. это место было превращено в свалку для мусора; там же сжигали трупы нечистых животных и преступников. Поэтому долина всегда издавала смрадный запах; в ней горел огонь и копошились черви. Это и побудило евреев назвать А. «геенной» и составить о нем соответствующие представления, к-рыми пользовался и Христос, изображавший «геенну огненную» как место, где «червь... не умирает и огонь не угасает» (Мк 9. 47-48). Кроме наименования «геенна» новозаветные тексты используют для обозначения А. такие слова и определения, как «бездна» (Лк 8. 31), «печь огненная», где «будет плач и скрежет зубов» (Мф 13. 50), «озеро огненное, горящее серою» (Откр 19. 20) и др. В НЗ только однажды (2 Петр 2. 4) встречается производный от τρταρος глагол ταρταρω (низвергать в А.). В Книгах Иова , Притчей Соломоновых и Откровении св. Иоанна Богослова при упоминании об А. (преисподней) или о смерти иногда встречается слово « аваддон » (евр.   - погибель). «Преисподняя обнажена пред Ним (перед Богом.- М. И.),- читаем в Книге Иова,- и нет покрывала Аваддону» (26. 6). О том, что «преисподняя и Аваддон открыты пред Господом», повествует и Книга Притчей (15. 11). В Откровении (9. 11) при описании саранчи, поражающей человеческий род, сказано, что «царем над собою она имела ангела бездны; имя ему по-еврейски Аваддон, а по-гречески Аполлион» (возможен намек на имя Аполлон). Сопоставляя эти и др. места, в к-рых встречается слово «аваддон», толкователи сходятся во мнении, что «аваддон» олицетворяет поглощающую бездну, смерть и пропасть преисподней. Иисус Христос, будучи подобным человеку во всем, кроме греха, разделил с ним его судьбу не только в жизни, но и в смерти.

http://pravenc.ru/text/63424.html

Внимай словам этого великого отца, старайся иметь по возможности воздержание в пище и питье и сокрушенное и смиренное пред всеми сердце, чтобы приобрести спасительный плач о прежних и настоящих согрешениях и через это сохранить себя невредимым в настоящем твоем искушении от духа хулы. Знай, что враг, если не может кому сделать вреда, то по злобе своей силится, по крайней мере, смущать его, досаждать ему разными помыслами и злыми внушениями. 104 Не роптал ли ты на Бога в болезни, нужде и в несчастии? Роптать на Бога есть великий грех: тварь не может требовать отчета у Творца или выражать свое неудовольствие на посылаемые Богом болезни, бедность и разные несчастья. Несчастья посылаются для нашей пользы: или для нашего исправления, или для предохранения от великих грехов, которые мы совершили бы при богатстве или благополучии, или для избавления от будущих мук. Человеку лучше здесь немного потерпеть, нежели вечно мучиться в будущей жизни. Все святые просили Господа: «Лучше здесь, Господи, накажи, но там пощади». Ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: «Зачем ты меня так сделал?» (Рим. 9, 20),— говорит апостол Павел. Помни, что ничто не случается без воли Божией. Даже волос с головы нашей не упадет без воли Отца Небесного (Лк. 12, 7). Блажен человек, которого вразумляет Бог, и потому наказания Вседержителя не отвергай (Иов. 5, 17). Если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется (2 Кор. 4, 16). Знай, что близок Господь к сокрушенным сердцем (Пс. 33, 19); утешайся в Господе, предай Господу путь твой, возложи на Него заботы твои и Он поддержит тебя. Он причиняет раны, и Сам обвязывает их; Он поражает, и Его же руки врачуют (Иов. 5, 18). «Когда страдает от болезней плоть твоя, помни, что страдает первый враг твоего спасения, который болезнью обессиливается, и терпи великодушно болезнь свою во имя Господа Иисуса Христа, нас ради претерпевшего и Крест и смерть. Еще помни, что все наши болезни — наказание Божие за грехи. Они очищают, примиряют нас с Богом и вводят снова в любовь Его: Твой мир ,— сказано,— и Твою любовь даруй нам: ибо Ты все дал нам.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2327...

Вот поднимутся против него все народы; но тогда кони будут поражены испугом, всадники – умопомешательством; вожди Иудейские будут огнем всеиетребляющим; каждый еврей храбр как Давид, а дом Давида как дом Божий, как Ангел Господень пред ними исполнен благодати и щедрот, хотя гражданския преимущества и отойдут от него; и они воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают об единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце (12:4–10). Плач (об Иуде Маккавее 1Мак 9:16–22 1330 ) будет подобен плачу об Иосии на поле Магеддоне ( 2Пар 35:24–25 1331 ), и притом раздельно по коленам и племенам (12:11–14 1332 ). В тот день будет открыт источник для омытия греха и нечистоты., т. е. храм Иерусалимский; а об идолах и лжепророках и воспоминания не будет, особенно когда меч поразит пастыря и рассеются овцы стада (13:1–7 1333 ). Конечно, две трети народа погибнут в этой борбе, за то остальные будут чистым золотом (13:8–9 1334 )…. И еще раз потом язычники окружат Иерусалим; даже возьмут его; половину жителей отведут в плен, но города и народа не уничтожат (как предполагали). Ибо Сам Господь станет тогда на горе Елеонской и будет разрушать и останавливать покушения против Иерусалима даже сверхестественными действиями, как остановил некогда Озию прокаженного страшным землетрясением (14:1–5 1335 ). Потом будет в Иудее время незабвенное – ни день, ни ночь, а под вечер рассвет ( Мф 27:45 1336 ): в этот день польется вода живая или истинное Боговедение ( Ин 4:10 ; 1337 7:37–38 1338 ) из Иерусалима на восток и на запад беспрерывно, и во время жатвы как весной (14:6–8 1339 ), так что Всевышний один будет царем во всей земле; все гордое унизится – один Иерусалим ( Церковь Божия) будет возвышаться постоянно; ибо врагов его постигнут очевидные небесные казни (14:9–15 1340 ). Всякий народ, не празднующий праздника скинопигии (кущей), т. е. не поклоняющийся Богу, будет наказан, хотя бы он был столь велик, как древнее царство Египетское (14:16–19 1341 ). Тогда у людей все от узды коня до котла жертвенного будет носить на себе знак богобоязнен-ности и освящения небесного; нечистых Ханаанитян тогда не будет на земле (14:20–21 1342 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

Всякий грех совершается для наслаждения и входит услаждением, потому прощение грехов подается через злострадание и печаль, а изгоняется грех горечью и слезами. Покаянные слезы – это самые дорогие для нас слезы, это те слезы, о которых в Евангелии сказано: «Блаженны плачущие...» ( Мф.1:4 ). «Как бы ни возвышенны были наши подвиги, но если бы мы не стяжали болезнущего сердца, то эти подвиги и ложны и тщетны. При исходе души нашей мы не будем ни в чем обвиняемы так, как в том, что не плакали непрестанно о грехах своих. Ибо плач имеет двоякую силу: истребляет грех и рождает смиреномудрие... Источник слез после крещения больше крещения» 261 ( Иоанн Лествичник ). Желающий избавиться от живущих в нем грехов плачем избавляется от них, и желающий не впадать в грехи плачем избегает их: это путь покаяния, преданный нам Писанием и отцами, которые сказали: плачьте, другого пути, кроме плача, нет. «Плачь же... о грехе своем, только плачь не просто и не для вида, но горько, как (плакал) Петр: изведи потоки слез из самой глубины души, чтобы Господь, умилосердившись, простил тебе прегрешение» 262 ( Иоанн Златоуст ). Причин, которые возбуждают в нас чувство раскаяния в содеянных грехах, несколько. Одна из них, главная, внешняя по отношению к человеку, но самая сокровенно-таинственная и внутренняя по отношению к самому существу и действию раскаяния, есть благодать Божия. Что она необходима, в этом удостоверяет Спаситель в Евангелии: «Никто не может прийти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня» ( Ин.1:44 ). Это же Он подтвердил в Откровении словами: «Се, стою у двери и стучу. Если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» ( Откр.1:20 ). Что, наконец, благодать является внешней для человека, то есть не связывает его свободы, видно из того ожесточения и упорства, с которым люди в состоянии противиться всем ее воздействиям. Сам Господь обличает людей за это ожесточение и упорство через пророка: «Вас обрекаю я мечу, потому что я звал, и вы не отвечали; говорил, и вы не слушали, но делали злое в очах Моих, избрали то, что было неугодно Мне» ( Ис.13:12 ). Остальные причины, вызывающие в нас чувство раскаяния, родятся в сердце человека. Так, если после таинственного воздействия на него благодати сердце откликнется на нее, тотчас возгорается верою и страхом Божиим. Страх Господень – начало познания: познание преступления производит покаяние. Надобно заботиться, чтобы сокрушение о грехах проистекало не только из страха наказаний за грехи, а преимущественно из любви к Богу, волю Которого мы нарушили. Печаль первого рода без последней была бы только печаль рабская, а не сыновняя, печаль собственно по нас самих, а не по Богу. «Может плакать и бессильная злоба, и униженная гордость – эти слезы грешные, бесполезные, слезы крайне вредные для плачущих, ибо причиняют смерть душе» (Иоанн Кронштадский). «Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению» ( 2Кор.1:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/vve...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010