После разрушения Иерусалима и переселения иудеев в Вавилон жители города освободили пророка. Навузардан, начальник царских телохранителей, по повелению Навуходоносора предоставил И. выбрать место жительства. Пророк пожелал остаться в своем отечестве и быть советником Годолии, нового наместника Иудеи. Но вскоре Годолия был убит сторонниками военной партии, к-рые, совершив это преступление, решили бежать в Египет от гнева Навуходоносора. Они заставили И. идти с ними. Какое-то время он жил и проповедовал в иудейской колонии Египта. В последние годы Господь вселил в сердце престарелого пророка надежду на возвращение в землю обетованную. Один из циклов его речей, условно называемый «Книга утешения» (Иер 30-31), возвещал уже о новом завете (см. Иеремии пророка книга ). В поздней библейской литературе Автор книг Паралипоменон отмечает политические события, связанные со служением И. В 2 Пар 35. 25 упоминается плач, сложенный И. на смерть царя Иосии, к-рый погиб в 609 г. до Р. Х. у Мегиддо в битве с войсками фараона Нехао II (см. об этом также в ст. Иеремии плач ). В 2 Пар 36. 12 о царе Седекии говорится, что «делал он неугодное в очах Господа, Бога своего» и «не смирился пред Иеремиею пророком, пророчествовавшим от уст Господних». Аллюзиями на события Книги прор. Иеремии исследователи считают 2 Пар 36. 13, 15 ( Rudolph W. Chronikbücher. Tüb., 1955. S. 334-337; Wolff. 1976. S. 6). Указ Кира II об освобождении иудеев вышел «во исполнение слова Господня, сказанного устами Иеремии» (2 Пар 36. 22). Иисус, сын Сирахов, среди ветхозаветных праведников упоминает И. (Сир 49. 6-7), к-рого цари иудейские «оскорбляли, хотя он еще во чреве освящен был в пророка, чтобы искоренять, поражать и погублять, равно как строить и насаждать» (Сир 49. 9). В 2 Макк 15. 12-16 сообщается о сонном видении Иуде Маккавею: он должен был «возбудить к мужеству» своих воинов. Вместе с первосвященником Онией ему явился др. муж, «украшенный сединами и славою, окруженный дивным и необычайным величием», это, по словам Онии, был И., «который много молится о народе и святом городе». Он дает Иуде золотой меч, чтобы поразить всех врагов. (Образ И. как небесного ходатая присутствует в последующей иудейской традиции.)

http://pravenc.ru/text/293630.html

Нашествие вавилонян открыло народу глаза, но было уже поздно. При царе иудейском Седекии пророчество его сбылось: пришел Навуходоносор , избил народ, остаток увел в плен, а Иерусалим разграбил и разрушил. Навуходоносор освободил пророка из темницы и позволил ему жить, где пожелает. Пророк же остался на развалинах Иерусалима и оплакивал бедствия своего отечества. По преданию, пророк Иеремия взял ковчег Завета со скрижалями и скрыл его в одной из пещер горы Наваф, так что иудеи более не могли его найти ( 2 Мак 2 ). Впоследствии был сделан новый Ковчег Завета, но он уже не имел славы первого. Среди оставшихся в своем отечестве иудеев вскоре возникли междоусобные столкновения: наместник Навуходоносора Годолия был убит, и иудеи, боясь гнева вавилонского, решили бежать в Египет . Пророк Иеремия отклонял их от этого намерения, предсказывая, что кара, которой они боятся, настигнет их и в Египте. Но иудеи не послушались пророка и, взяв его насильно с собой, ушли в Египет и поселились в городе Тафнисе . Там пророк жил четыре года и был почитаем египтянами, так как умертвил своею молитвою крокодилов и прочих гадов, наполнявших те места. Когда же он стал предсказывать, что царь вавилонский опустошит землю египетскую и уничтожит поселившихся в ней иудеев, то иудеи убили пророка Иеремию. В том же году предсказание святого исполнилось. Существует предание, что через 250 лет Александр Македонский перенес мощи святого пророка Иеремии в город Александрию . Память Иеремии чтилась высоко: он считался одним из предтечей Мессии ( Мф. 16, 14 ). История его жизни и деятельности изложена в его книге, под заглавием " Книга пророка Иеремии " . Иеремии принадлежит также книга под названием " Плач Иеремии " , а также приписывается особое " Послание к вавилонским пленникам " ; но этого послания нет в еврейской Библии, и в русском издании Библии оно переведено с греческого. О временах, когда он жил и пророчествовал, говорится в 4-й Книге Царств ( 23 , 24 , 25 ), во 2-й Книге Паралипоменон ( 2 Пар. 36, 12 ) и во 2-й Книге Маккавеев . В Евангелии от Матфея указано, что предательство Иуды предсказано пророком Иеремией: " И взяли тридцать сребренников, цену Оцененного, Которого оценили сыны Израиля, и дали их за землю горшечника, как сказал мне Господь " ( Мф. 27, 9 - 10).

http://drevo-info.ru/articles/5704.html

Воды поднялись до головы моей. Я сказал: погиб я. Я призывал имя Твое, Господи, Из ямы глубокой, Ты слышал голос мой. Не закрывай уха Твоего От воздыхания моего, от вопля моего. Ты приближался, когда я взывал к Тебе, И говорил: не бойся! (3:54–57). Бог услышал голос страдальца, и однако же говорится: «не закрывай уха Твоего от воздыхания моего». В этих словах, по мнению Зейнеке, изображается состояние народа тотчас же после эдикта Кира. Иудеи тогда едва осмеливались надеяться на свое спасение. Получив право возвратиться на родину, они все же еще платили дань. Вот почему Иуда, получив помощь, снова умоляет о помощи. Если так толковать выше приведенные стихи третьей главы, то в словах «Ты говорил: не бойся», по мнению Зейнеке, нужно видеть указание на утешительные речи Девтеро-Исаии. Отсюда Зейнеке делает такой вывод: если элегист ссылается на слова Девтеро-Исаии и напоминает Богу, как бы медлящему с помощью, об утешительных речах этого пророка, то, следовательно, в вопросе о времени составления плачей мы уходим очень далеко от Иеремии. 417 Недостатки только что изложенного соображения Зейнеке очевидны сами собой. Оно представляет не более, как простую догадку, не лишенную, впрочем, некоторого остроумия. Допустим, что состояние народа после эдикта Кира было таково, каким представляет его Зейнеке. Почему однако же намек на освобождение так незначителен? Почему ни об эдикте Кира, ни о возвращении на родину не упоминается ни одним словом? Почему, наконец, во всех главах книги Плач, а равно и в третьей, последовавшее за разрушением Иерусалима бедствие изображается, как настоящее бедствие – и самого автора, и всего народа (Напр., 3:47, 63, 1–20)? Помимо рассмотренных соображений, представители рационалистической критики отмечают, в доказательство не подлинности книги Плач, некоторые отдельные стихи последней, в которых, будто бы, не трудно заметить противоречие с книгой пророчеств Иеремии. Такое противоречие, прежде всего, указывают между Иер.31:29, 30 и 7 стихом пятой главы книги Плач:

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

Протягиваем руку к египтянам, К ассириянам, чтобы насытиться хлебом (5:6). Выше уже было замечено, что просьба о помощи у египтян выставляется здесь, как явление совсем нежелательное, а может быть и бесполезное. И другое: Наши глаза истомлены В напрасном ожидании помощи; С сторожевой башни нашей мы ожидали Народ, который не мог спасти нас (4:17). При разборе гипотезы Маккавейского происхождения 4 и 5 гл. мы видели, что даже Фриз считает возможным разуметь в данном стихе египтян и весь этот стих относить к событию, о котором рассказывается в ( Иер.37:5–10 ). 375 Но если бы приведенный слова и нельзя было относить к упомянутому событию, то и в таком случае возможность видеть здесь указание на египтян не исключалась бы. В Иудее от Египта ожидали помощи даже и после разгрома. Это видно из того, что после убийства Годолии толпы иудейской черни решили бежать не в какую-либо другую страну, а в Египет, куда, как известно, они увлекли с собой и пророка. Впрочем, если 17 стиха не относить к событию, описанному в ( Иер.37:5–10 ), то ограничивать толкование его исключительно египтянами уже не будет оснований. Он может быть прилагаем и к другим соседским народам, с которыми иудеи также делали попытки заключить оборонительный и наступательный союз против халдеев ( Иер.27:3 и д.), и от которых также могли ожидать помощи. Понятно, однако, что подобные ожидания были бы совершенно напрасными. Соседние народы оставались союзниками Иерусалима лишь до тех пор, пока это было выгодно им самим. «Все любовники твои», говорится обо всех подобных союзниках в книге пророчеств Иеремии, «забыли тебя (Иерусалим) и не спрашивают о тебе» (30:14). Вот почему в книге пророчеств Иеремии мы находим обличительные речи и угрозы против филистимлян (47 гл.), Моава (48 гл.), Эдома и Дамаска (49 гл.). Сообразно с этим, о тех же самых друзьях Иерусалима в книге Плач, кроме отмеченного уже стиха, читаем: Все друзья его изменили ему, Сделались врагами ему (1:2 с. Ср. также 1:8b; 1:19а). Но в особенности направляют свои речи, как автор книги пророчеств, так и автор книги Плач, против вероломного Эдома. Пророк обращается к Эдому с такой речью: «ты стал надменным, Эдом, так как ты живешь в расселинах гор; но хотя бы ты, как орел, высоко свил гнездо свое, и оттуда низрину тебя, говорит Господь» (49:16). Совершенно параллельное этому место находим и в книге Плач:

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

Затем спасение Иудеев и язычников изображается у пророка Иеремии в его мессианских пророчествах так. 1) Настанет время, когда Господь возвратит обетованную Давиду «Отрасль праведную», или «Востока праведного» царя Мессию, который произведет на земле оправдывающий людей перед Богом суд совершит спасение Иуды и Израиля, так что Его будут наказывать: «Господь – оправдание наше» (23:5 и 6 ср. 33:15 и 16). 2) В то время Господь освободит Евреев от подчинения чуждым владыкам, и они будут служить только Господу Богу своему и Давиду царю своему, которого Господь восставит им. (30:8 и 9). 3) Вместо обветшавшего завета Синайского Господь заключит с Евреями «новый завет», лучший завета Синайского: законы Господни, по новому завету, будут вложены в мыслях верующих и написаны на сердцах их, а не на скрижалях каменных, и потому завет этот будет ненарушим, – также не потребуется человеческого научения, чтобы познать Господа, как милостивого Отца; ибо все верующие, от малого до большого, сами познают Его, так как Он простит беззакония их (31:31–34). 4) Вместо негодных пастырей, доведших овец стада Божиего до гибели (23:1 и 2), Господь поставит «пастырей по сердцу Своему», которые «упасут овец разумом и учением» и не дадут погибнуть на одной из них (3:15 ср.23:4). 5) В те дни, когда Израиль благодатно умножиться и будет многоплоден на земле, не нужно будет ни кивота завета, – «его уже не будет», – ни самого храма; потому что весь Иерусалим, т.е. церковь, будет «престолом Господа», и «все народы соберутся в Иерусалиме» для поклонения истинному Богу и «и не будут более поступать по упорству злого сердца своего» (3:16 и 17). Примечание. Следующие три книги: «Плач», «послание Иеремино» и «книга пророка Варуха», по взгляду древних, составляли как бы одну книгу «Плач Иеремиев» – каноническая книга, а «Послание» и книга пророка Варуха – не каноническая. «Плач Иеремиев» §15. Название книги, надписание ее в переводе 70-ти и главный предмет книги В еврейской Библии эта книга называется: Еха – как, подобно книгам Моисеевым по первому слову, которым начинается книга: «Како седе один град».

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

Затем в 31-й главе содержатся известные слова, которые цитируются в Евангелии: « Так говорит Господь, голос слышан в Раме, вопль и горькое рыдание; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться о детях своих, ибо их нет» (Иер. 31:15). В Новом Завете они приводятся в связи с избиением младенцев в Вифлееме. Это может показаться произвольным соотнесением событий, не имеющих реальной связи. Но если учесть, что 31-я глава посвящена установлению Нового Завета, эта связь становится более очевидной. Плач в Раме — один из признаков приближения новозаветных времен. В 16-й главе, когда говорится о возвращении израильтян из рассеяния, сказано: « Вот, Я пошлю множество рыболовов, говорит Господь, и будут ловить их, а потом пошлю множество охотников, и они погонят их со всякой горы, и со всякого холма, и из ущелий и скал» (Иер. 16:16). Это уже не мессианское пророчество. Здесь вспоминаются слова Христа, обращенные к апостолам с обещанием сделать их ловцами человеков (Лк. 5:10). Учитывая то, что все пророчества о возвращении из плена свое исполнение имеют именно в новозаветные времена, то, конечно же, это относится к апостолам. Так это место толкует святитель Иоанн Златоуст. Согласно последнему, горы и холмы здесь — места идолослужения т. 6, с. 685]. 7.10. Окончание книги: пророчества о языческих народах В последних главах книги уже содержится пророчество о всех окрестных народах, об их судьбе: о Еламе, Египте, Вавилоне, филистимлянах, Моаве, Едоме, Дамаске и др. Последняя, 52-я, глава, содержит в себе исторический эпилог, описывающий падение Иерусалима подобно тому, как это описано в книге Царств. Отметим еще один момент. В 27 главе Евангелия от Матфея есть место, где приводится пророчество о тридцати сребрениках и сказано, что это пророчество Иеремии пророка. Но в нынешнем составе книги такого пророчества нет, оно находится в книге пророка Захарии. Почему евангелист Матфей так сказал, об этом остается только догадываться. Может быть, это пророчество было в его время известно под именем Иеремии. 7.11. Книги Плач Иеремии, Послание Иеремии и Книга пророка Варуха

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=789...

Враг простер руку свою на все самое драгоценное его; он видит, как язычники входят во святилище его, о котором Ты заповедал, чтобы они не вступали в собрание Твое (Плач 1:10). Дом Бога попран язычниками, вывезшими оттуда все ценности, потому что он оказался пуст и заброшен самим Израилем. Последним всполохом догорающей лампады дома Давидова стал царь Иосия, разрушивший жертвенники иным богам и очистивший храм. Но это терапевтическое вмешательство слишком запоздало, потребовались радикальные хирургические действия, которые, нужно заметить, навсегда вытрави ли из народа Израиля всякие симпатии к политеизму. Весь народ его вздыхает, ища хлеба, отдает драгоценности свои за пищу, чтобы подкрепить душу. «Воззри, Господи, и посмотри, как я унижен!» Да не будет этого с вами, все проходящие путем! взгляните и посмотрите, есть ли болезнь, как моя болезнь, какая постигла меня, какую наслал на меня Господь в день пламенного гнева Своего? (Плач 1:11–12). В плаче поверженного города мы слышим признание своей неправоты. Не воля случая, не стечение звезд или неведомая воля Бога сделали это с Иерусалимом и его жителями, но только их грех разрушил до основания все, собранное отцами, оставив детям пыль неволи. Гюстав Доре. Плач о падении Иерусалима. 1866 Книга Второзаконие описывает очень важное событие. Прошло сорок лет хождения по пустыне, за это время вымерло поколение рабов, подошедшие к границам Палестины израильтяне были смелым и решительным свободным народом. Для них, родившихся после Исхода или бывших в это время несмышлеными детьми, перед входом в Обетованную землю Моисей вновь повторяет заповеди Закона, данные на Синайской горе. Моисей говорит о благословениях и проклятиях, которые получит народ, принимающий на себя иго Торы. Израильтяне, спустившись в землю Обетованную с гор Гевал и Гаризим, слушают и принимают их на себя. Таким образом, вся последующая история Израиля говорит о благословениях за хождение в свете заповедей и проклятиях за презрение Закона. Признание своего греха и неправоты — единственный путь к возвращению в Завет, что мы и слышим в этих стихах.

http://blog.predanie.ru/article/plach-ie...

Тогда, ввиду провала вавилонского похода на Египет, в Иудее затеплилась надежда на освобождение при содействии мощного фараона Нехо II. Но Навуходоносор в ходе карательной экспедиции овладел Иерусалимом; как повествует 4-я Книга Царств, царь Иехония был уведен в плен, а с ним представители администрации, войск, ремесленников — тысячи людей были переселены в Вавилон, Иуда в лице лучших своих сынов насильно отведен к язычникам. Прежде город и пути к нему трижды в году становились, по слову блаженного Феодорита Кирского, подобны многоводным рекам по причине многолюдства паломников, теперь нет  идущих на праздник — так как небезопасно передвигаться по разоренной войной стране; если же речь идет об окончательном разрушении города, то и вовсе некуда идти паломнику: вавилоняне разрушили Храм — единственный, уникальный центр еврейского культа. Враги его стали во главе, неприятели его благоденствуют, потому что Господь наслал на него горе за множество беззаконий его; дети его пошли в плен впереди врага (Плач 1:5). Неоднократно в тексте звучит мысль об активном действии Бога — Он не просто отходит от Израиля, расторгает с ним договор, но предает его на страдания и казнь за грехи и беззакония. И отошло от дщери Сиона все ее великолепие; князья ее — как олени, не находящие пажити; обессиленные они пошли вперед погонщика (Плач 1:6). В Месопотамию уведена политическая и религиозная элита Израиля. Князья больше не будут питаться доходами от земли и сел, те, кто вели народ перед собою, теперь сами покорно идут впереди погонщика. Вспомнил Иерусалим, во дни бедствия своего и страданий своих, о всех драгоценностях своих, какие были у него в прежние дни, тогда как народ его пал от руки врага, и никто не помогает ему; неприятели смотрят на него и смеются над его субботами (Плач 1:7). Драгоценности прежних дней — сокровища царского дома и, что еще важнее, сокровища дома Божия — храма. Неоднократно в истории разделенных царств злосчастным царям Иудеи приходилось расплачиваться за свои политические авантюры сокровищами, которые их отцы собирали для храма Господня, — как сделал, например, Ахаз, дарами из дома Господня купивший помощь ассирийского царя Тиглатпаласара (см. 4 Цар 16).

http://blog.predanie.ru/article/plach-ie...

Глава 5 1–10. Молитва пророка Иеремии, в которой он сначала изображает бедственное состояние Сиона, 19–22. а потом просит у Бога помилования многострадальному иудейскому народу. ( Плч.5:1–18 .) Положение Иудеи крайне печально. Иноплеменники завладели землею иудейскою и народ иудейский стал похож на сирот. Ему приходится обращаться за куском хлеба или к египтянам или к ассирийцам. За грехи отцов своих иудеи должны терпеть всякие мучения и унижения, и нет на Сионе уже никаких признаков жизни. Плч.5:4 .  Воду свою пьем за серебро, дрова наши достают­ся нам за деньги. Нашу собственную воду, из нам принадлежащих рек и водоемов, мы должны оплачивать известной пошлиной, вносимой в кассу наших победителей. Точно также и дров порубить мы не смеем, не внесши известной пошлины. Плч.5:6 .  Протягиваем руку к Египтянам, к Ассириянам, чтобы насытиться хлебом. Нам остается спасаться от голодной смерти или у египтян, которые были не прочь приютить иудеев, или же идти в плен к Ассуру, т. е. в Вавилон, если бы даже наши победители и оставили нас в Палестине. Здесь, в нашей стране, нам грозит голодная смерть. Плч.5:8 .  Рабы го­с­по­д­с­т­ву­ют над нами, и некому избавить от руки их. «Рабы», т. е. халдеи, которые бы нам должны служить, как рабы (ср. Пс 71:11 ). Плч.5:9 .  С опасностью жизни от меча, в пустыне достаем хлеб себе. Правильнее перевести: «с опасностью для жизни мы достаем себе хлеб, полные ужаса пред мечом и пред чумою». Плч.5:13 .  Юношей берут к жерновам, и отроки падают под ношами дров. Жерновами были тяжелые камни, с которыми было очень трудно управляться юношам. ( Плч.5:19–22 .) Пророк недоумевает по поводу того, что Господь оставил Свой народ, и молит Бога снова обратить к Себе сердца иудеев. Плч.5:19 .  Ты, Го­с­по­ди, пре­бываешь во веки; пре­стол Твой – в род и род. Указывая на неизменяемость Иеговы, пророк, очевидно, хочет сказать, что и милость Господня к Израилю должна быть неизменяемою. Плч.5:21 .  Обрати нас к Тебе, Го­с­по­ди, и мы обратимся; обнови дни наши, как древле. Человек только тогда обращается всем сердцем к Богу, когда Бог будет призывать его к этому. Ср. Иер. 30:21 . Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 4: Пророческие книги. - 1168 с./Книга Плач Иеремии. 614-632 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Отвержение жертвоприношений, нашествие царя ва­вилонского и обличение неисправимой воли иудеев. Бог уве­щевает иудеев сделаться лучшими, и угрожает, что, если они не сделаются, то подвергнутся тем же бедствиям, как из­раильтяне; а Иеремии запрещает молиться о них. Отвержение жертвоприношений, осуждение иудеев за невнимательность и за человеческие жертвы, которые они приносили бесам. Предска­зание о том, что место, где стоит идол их, будет для них гробом и что некоторые из убитых даже не будут преданы погребению. Еще о нашествии неприятелей и плач Иеремии о не­честии иудеев. Осуждение иудеев, как необрезанных серд­цем; увещание — не служить идолам; плач как бы от лица народа о будущих бедствиях и обличение от Бога. Увещание израильтянам — слушать Бога; осуждение отцов их, и пред­сказание им будущих зол. Опять запрещается Иеремии мо­литься о них. Пророк плачет, подвергаясь козням иудеев в Анафофе, и по этому поводу предсказывает ожидающую их погибель. Иеремия получает повеление скрыть пояс и предска­зывает, что народ будет пресыщен и опьянен бедствиями. О бездождии. Пророку запрещается молиться о народе; Бог от­вергает всесожжения их и посты, и угрожает бедствиями лжепророкам, которые говорили, что несчастья не постигнут народ. Пророк умоляет Бога; но Бог говорит, что Он не послушает, хотя бы даже Моисей и Самуил ходатайствовали за них, и предаст их на меч и смерть, на голод и плен и на жертву всем бедствиям. Иеремия молит Бога об отмщении тем, которые поносят его, а Бог говорит ему: если ты обратишься, то Я восставлю тебя, и будешь предстоять пред лицем Моим (Иер.15:19). Иере­мия получает повеление не вступать в брак, не плакать и не участвовать с израильтянами в обрядах при погребении умер­ших. Пророчество об апостолах и о Христе. Пророк предре­кает слова неверующих в Него и молится о наказании их; затем увещевает иудеев хранить субботу. Пророк посы­лается в дом горшечника. Иногда Я скажу , говорит Бог, о каком-либо народе и царстве, что искореню, сокрушу и погублю его : но если народ этот, на который Я это изрек, обратится от своих злых дел , не искореню.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010