Журнал Московской Патриархии. 1960. 8 Слово Святейшего Патриарха Тихона, сказанное в храме Христа Спасителя (в Москве) перед началом новогоднего молебна Новогоднее слово. Минувший год был годом строительства Российской державы. Но увы! Не напоминает ли он нам печальный опыт вавилонского строительства? На всей земле был один язык и одно наречие. И сказали люди: построим себе город и башню высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли. И сошёл Господь посмотреть город и башню, которую строили сыны человеческие. И сказал Господь: сойдём и смешаем там язык их так, чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле ( Быт.11:1, 4–5, 7–8 ). Не угодно было Господу строительство Вавилонское, противно планам Божественного домостроительства. «Сотворим себе имя» – не напоминает ли это желание наших прародителей быть яко боги ( Быт.3:5 ), и единый дотоле язык смешался в разные наречия, и единый народ разделился на разные племена, враждебные друг другу и истреблявшие одно другое. Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущие его, напрасно рано встают и поздно просиживают ( Пс.126:1–2 ). Это исполнилось в древности на вавилонских строителях. Сбывается днесь и воочию нашею. И наши строители желают сотворить себе имя, своими реформами и декретами облагодетельствовать не только несчастный русский народ, но и весь мир, и даже народы гораздо более нас культурные. И эту высокомерную затею их постигает та же участь, что и замыслы Вавилонян: вместо блага приносится горькое разочарование. Желая сделать нас богатыми и ни в чем не имеющими нужды, они на самом деле превращают нас в несчастных, жалких, нищих и нагих ( Апок.3:17 ). Вместо так ещё недавно великой, могучей, страшной врагам и сильной России они сделали из неё одно жалкое имя, пустое место, разбив ее на части, пожирающие в междоусобной войне одна другую. Когда читаешь «Плач Иеремии», невольно оплакиваешь словами пророка и нашу дорогую Родину. Как Господь поверг на землю красу нашу, как разрушил укрепления, как отверг царей и князей наших. Страна, некогда многолюдная, стала одинока, как вдова, великий между народами князь над областями делается данником. Горько плачет он, и слезы на ланитах его, и нет у него утешителя. Враги его стали во главе, неприятели благоденствуют, и враг простёр руку на самое драгоценное у него. Воззри, Господи, и посмотри, как мы унижены, и есть ли болезнь, как наша, какая постигла нас. Весь народ вздыхает, ища хлеба, отдаёт драгоценности свои за пищу, дрова достаёт за большие деньги, и наследие наше переходит к чужим. Дети просят хлеба, и никто не подаёт им. Евшие сладкое истаевают на улицах, и воспитанные на багрянице жмутся к навозу ( Плач.2:1–2; 1, 1–2, 5, 10–12; 4, 4–5; 5, 2–4 ). И это в стране, бывшей житницею целой Европы и славившейся своими богатствами.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Они формируют понимание того, что Богом будет решена участь праведных и нечестивых ( Мал.4, 1–3 ). Также послепленные пророки проповедовали, что этот день будет Богоявлением, и описывали его как событие, которое произойдёт в результате нарушения обычного хода вещей ( Зах.14:6–7 ). Этот суд больше не даст места несправедливости и беспорядку в мире, так как суд будет совершён над всем миром ( Дан.7:9–10 ). Следует также упомянуть, что, несмотря на то, что это событие пророки называют самым страшным временем ( Дан.12:1 ), оно не грозит полным уничтожением всего творения, а исполнено полного ограничения греха и преображения творения, что в последующем нашло своё отражение в учении Нового Завета 255 , в частности у апостола Павла: и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих ( Рим.8:21 ). То есть «день Господень» у послепленных пророков перестаёт быть конкретным историческим событием на военно-политической сцене, а рассматривается как нечто хотящее произойти вне временных и исторических категорий, что преодолеет все несовершенства мира. Рассмотрев отличия в понимании «дня Господня» у ранних и поздних пророков, вернёмся к рассуждению, есть ли эсхатологические воззрения у пророков, проповедовавших до ассирийско-вавилонского нашествия. Данный вопрос является очень сложным, попытаемся если не разрешить его, то по крайней мере указать путь к ответу. В проповедях этих пророков заметна концентрация на событиях ближайшего будущего, однако у них всё-таки встречаются и эсхатологические воззрения, например, пророк Амос иллюстрирует суд Яхве как глобальную катастрофу, проявляющуюся в нарушении естественных законов природы, что должно привести к определённым последствиям: И будет в тот день, говорит Господь Бог: произведу закат солнца в полдень и омрачу землю среди светлого дня. И обращу праздники ваши в сетование и все песни ваши в плач, и возложу на все чресла вретище и плешь на всякую голову; и произведу в стране плач, как о единственном сыне, и конец её будет – как горький день ( Ам.8:9–10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   Обратимся теперь к учению о страстях. Святые отцы говорят, что грех есть тление и смерть души. Апостол Иаков говорит: «Похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть» (Иак.1:15). Вот оно и здесь – учение о грехе как о смерти; тот же, кто отвратит от греха ближнего, воскрешает умирающую или умершую душу, и этим многое покрывается.    Наших подвижников часто укоряют за то, что они призывают к плачу. О чем плакать? Да коли есть грехи, так надо и плакать – плач, говорят святые отцы, есть «укоренившаяся скорбь кающейся души». А у апостола: «Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте; смех ваш да обратится в плач, и радость – в печаль» (Иак.4:9). Да, если вы желаете идти по пути обожения, то очиститесь: «Очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные» (Иак.4:8).    Заметьте, что Иаков дает почти полный перечень страстей, о борьбе с которыми говорят святые отцы. Чтобы не очень затруднять вас, я перечислю только некоторые.    Прежде всего – гнев. Гнев есть та страсть, борьба с которой очень подробно разработана святыми отцами; и о ней же говорит апостол, первый предстоятель Иерусалимской Церкви.    Затем он говорит о той страсти, которую мы также хорошо знаем по писаниям святых отцов, – о многоглаголании и о борьбе с языком: «Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие» (Иак.1:26). И далее: «Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело» (Иак.3:2). Еще сильнее говорит он в другом месте: «Вот, мы влагаем удила в рот коням, чтобы они повиновались нам, и управляем всем телом их; вот, и корабли, как ни велики они и как ни сильными ветрами носятся, небольшим рулем направляются, куда хочет кормчий; так и язык — небольшой член, но много делает. Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает» (Иак.3:3—5); а отсюда и ложь: «и язык – огонь, прикраса неправды» (Иак.3:6).    Точно так же сталкиваемся мы в Послании апостола Иакова с упоминанием и о других страстях, которые вовсе не придуманы спасавшимися «в горах и в вертепах и в пропастех земных» (Евр.11:38), но которые есть у каждого из нас, ибо не пустынникам, ушедшим от мира, пишет апостол.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

«Блаженство», которое обещал Господь верующим в Него и исполняющим Его заповеди, надо отличать от понятия «радости». Блаженство — это особая и в значительной мере будущая радость, которая будет у христианина в загробной жизни — в Царствии Небесном. Это видно из евангельских текстов, когда Господь обещает блаженство «плачущим» (Мф. 5; 4, 11). Последним Господь обещает, что «велика ваша награда на небесах» (Мф. 5, 12). Так же говорили о блаженстве и апостолы. «Блажен человек, который переносит искушение», — пишет ап. Иаков в своем послании (1, 12). «Если и страдаете за правду, то вы блаженны»; «Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны», — пишет ап. Петр (1 Пет. 3, 14; 4, 14). О том, что понятие «блаженство» следует относить преимущественно к радостям будущего века, так пишет праведник пастырь о. Иоанн С: «Жизнь человека — истинного христианина — впереди, в будущем веке; там откроются для него все радости, полное блаженство. А здесь он изгнанник и под наказанием, здесь иногда вся природа вооружается на него за грех, не говоря об исконном враге, который " ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить " (1 Пет. 5, 8). Итак, не смущаюсь тем, отчего в мире везде радости и довольство, а во мне часто нет радости и я смотрю угрюмо на радость и простор Божиих тварей. У меня есть плач за грех: этот плач всегда со мною и бьет меня. Но и для меня настанут радости, только не здесь, а в другом мире...» Поскольку земная жизнь есть миг по сравнению с вечностью, то отсюда и счастье блаженства вечности несравнимо выше земной радости. Поэтому-то некоторые из святых молили Господа, чтобы Он не давал им здесь, на земле, счастья и радостей, но приберег их для будущей жизни (если только они окажутся достойными этого). Да и практика жизни Церкви Христовой показывает, что сравнительно малое число воистину последовавших за Христом начинали вкушать радости блаженства уже здесь, на земле. Только великие святые после особых подвигов и стараний начинали переживать в конце дней своих блаженство будущего. Из немногих примеров для этого можно указать на прп. Серафима Саровского, «пасхального святого», как называют его по последним годам его жизни: в течение всего лета он тогда пел пасхальные песнопения.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1872...

Глава V Мф.5:1–2 .  Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его. И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря. Господь восходит в горнее место, чтобы и других увлечь за Собою. Но толпы народа не имеют силы взойти. А следуют [за Ним] ученики, к которым только [quibus et ipsis] Он, не стоя, а сидя и уменьшившись в росте [или: тесно окруженный], обращает слово. В самом деле, ведь они не могли понимать Его в блеске Его величия. Некоторые из наших более простых братий на основании буквального смысла полагают, что блаженства и остальное, что следует за ними, Спаситель изрек на горе Елеонской [Масличной], что совсем не так, ибо из предыдущего и последующего видно, что это место находилось в Галилее; мы полагаем, что это или гора Фавор, или другая какая-либо гора. Да, наконец, непосредственно после окончания Им слов Своих, прибавлено: «Когда же вошел Иисус в Капернаум» ( Мф.8:5 ). Мф.5:3 .  Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Это то же, что мы читаем в другом месте: «И смиренных духом спасет» ( Пс.33:19 ). 70 А чтобы кто-нибудь не подумал, что Господь проповедовал нищету [бедность], которая иногда бывает следствием необходимости, Он прибавил: «духом», чтобы ты понимал не бедность, а смирение. Блаженны нищие духом, которые бедны по воле Духа Святого. Потому относительно нищих этого именно рода и Спаситель говорит через Исайю пророка: «Господь помазал Меня благовествовать нищим» ( Ис.61:1 ). Мф.5:4 . 71 :   Блаженны плачущие; ибо они утешатся. Этот плач – не есть плач об умерших по общему закону природы, а об умерших в грехах и пороках. Так оплакивал Самуил Саула, ибо Господь раскаялся в том, что помазал его на царство ( 1Цар.15:35 ); подобно этому и Павел говорит, что горестно оплакивает тех, которые после прелюбодеяния и осквернения не раскаялись ( 2Кор.12:21 ). Мф.5:5 .  Блаженны кроткие; ибо они наследуют землю. Не землю Иуды [или: Иудеею] и не землю этого мира, не землю, которая поверглась проклятию и приносит терние и волчцы ( Быт.3:17–18 ), и которая находится скорее во власти каждого жестокого и воинственного человека; но ту землю, которую сильно желает Псалмопевец, восклицая: «Верую, что увижу благость Господа на земле живых» ( Пс.26:13 ). Такого рода обладатель и торжествующий после победы описывается также и в Псалме сорок четвертом: «Препояшь Себя по бедру мечом Твоим, Сильный, славою Твоею и красотою Твоею. И в сем украшении Твоем поспеши, воссядь на колесницу ради истины и кротости и правды» ( Пс.44:4–5 ). Действительно, этой [нашей] землей никто не овладевает через кротость, но только через гордость.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

   Каждое искушение становится полезным, когда оно правильно воспринимается. Писание утверждает, что «извержены будут во тьму внешнюю» те, кто отрекся воли Божией, а также и те, кто не терпит до конца испытания христианского исповедничества. «Там будет плач и скрежет зубов» (Мф. 8:12). Понимание этих слов укрепляет веру и восстанавливает силы для терпения. Ужасные муки, которым подвергнутся ослушники и предатели Бога, — это не иносказание, но твердое слово нашего Господа. Самым же мучительным из всех мучений будет осознание, что мы отпали от Божественной любви, ибо оскорбили и всецело отвергли отеческую любовь нашего Спасителя, которую Он откровенно и совершенно явил нам, как и подобает Богу. Никто, я думаю, не выдержит этого. «Возлюбивший Своих сущих в мире, до конца возлюбил их» (Ин.13:1). И эти «свои» в итоге отвернулись от Него! Деятельный образ покаяния и его плоды    Христос есть живая истина. «Аз есмь путь, истина и жизнь» (Ин. 14:6). Жизнь безначальная, беспредельная и свободная, совечная Отцу и неотделимая от Него. «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах, так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей, в похвалу славы благодати Своей, которою Он облагодатствовал нас в Возлюбленном, в Котором мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его» (Еф. 1:3—7). За этим великим откровением следует беспредельная благодать Божественных заповедей, которые начинаются с первых слов Господа: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4:17). Через покаяние мы обретаем смысл и силу жизни, а через веру вновь получаем ту честь и славу, какая была прежде у человека. Через покаянный плач обновляется ослабленная грехом способность восприятия благодати Святаго Духа и вообще Божественного просвещения. На начальном этапе истинного покаяния, сколько бы ни подвизался человек, он не может сразу обрести, как рассчитывает, отпущение грехов и совлечься уз ветхого человека.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Глава 12 1 . Пророческое слово 178 Господа на Израиля. Господь, распростёрший небо, и основавший землю, и образовавший дух человека в нём, говорит: 2 . Вот Я делаю Иерусалим как бы переднею дверью, открывающеюся для всех окрестных народов, и в Иудее будет осада Иерусалиму 179 . 3 . И будет в тот день: сделаю Иерусалим камнем, попираемым всеми народами: всякий, попирающий его, будет презрительно насмехаться, и соберутся против него все народы земли. 4 . В тот день, говорит Господь Вседержитель, Я поражу всякого коня бешенством 180 и всадника его безумием и открою очи Мои на дом Иуды, а всех коней народов 181 поражу слепотою. 5 . И скажут все тысяченачальники Иудины в сердцах своих: найдём себе (опорою) жителей Иерусалима, о Господе Вседержителе Боге их 182 . 6 . В тот день Я сделаю тысяченачальников Иудиных как бы головнёю, горящею среди дров, и как бы свечою, горящею среди соломы, и поедят они все народы вокруг, с правой и левой стороны, и снова Иерусалим будет населён на своём месте, в Иерусалиме 183 . 7 . И спасёт Господь селения Иудины, как издревле, чтобы слава дома Давидова и превозношение жителей Иерусалима не величались над Иудою 184 . 8 . И будет в тот день: защитит Господь живущих в Иерусалиме, и немощный между ними в тот день (будет) как Давид, а дом Давидов (будет) как дом Божий, как ангел Господень пред ними 185 . 9 . И будет в тот день: Я положу истребить все народы, нападающие на Иерусалим. 10 . И изолью на дом Давидов и на жителей Иерусалима дух благодати и милости, и они воззрят 186 на Того, Кого пронзили 187 , и будут горько плакать о Нём, как о возлюбленном, и тяжко скорбеть, как о первенце 188 . 11 . В тот день поднимется большой плач в Иерусалиме, как плач Ададримона 189 на поле Магедонском 190 . 12 . И восплачет земля по коленам и племенам 191 : (каждое) колено особо 192 и жёны их особо; колено дома Давидова особо и жены их особо; 13 . Колено дома Нафанова особо и жёны их особо; колено дома Левиина особо и жёны их особо; колено Симеоново особо и жёны их особо;

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Егда прострете руки (ваша) ко мне, глаголет Господь, отвращу очи мои от вас: и аще умножите моление, не услышу вас: руки бо ваша исполнены крове. Ис.1:15 . 9. Сокрушение, плач и рыдание о грехах, лучше услаждения грехом и мирского веселия; сокрушайтесь, плачьте и рыдайте: смех ваш да обратится в плач, и радость в печаль. 11. Если мы преступаем закон ( Иак.2:8 ) не по слабости нашей, но по привычке ко греху, то сим самым отвергаем закон и говорим, что он не хорош. 12. Обличай того, кого можешь спасти, а не того, кого можешь только погубить. Если же ты не святой, а грешник, то никого не можешь судить и по закону Божию ( Рим.2:1, 3, 17–23 ). 13, 16, 17. Богатый по надменности тщеславится ( 1Тим.6:17 ) и тем, чего еще не имеет, но всякое таковое тщеславие есть грех: кто это знает, и не делает, тот от Бога будет наказан много ( Лк.12:47 ). 17. Кто может делать добро, и не делает, тот грешит более того, кто не может делать, или не разумеет ( Лк.12:48 ). Гл. 5. Ст. 2–3. Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляет, и где воры подкапывают и крадут: но собирайте себе сокровища на небеси, где ни моль, ни ржа не истребляет, и где воры не подкапывают и не крадут ( Мф.6:19–20 ). 3. Действие обличающей нас совести подобно ржавчине и огню; от неё повреждается и сохнет плоть наша. 4. Не удерживай платы у работника, но в тот же день отдавай дневную его пищу, чтобы он не вознес души своей на тебя ко Господу. ( Втор.24:14–15 ). 9. Когда один молится, а другой проклинает молящегося, то Бог осуждает обоих. И так не ропщите в обиде друг на друга, чтобы не быть осужденными. 13. Никто ни в какое время не должен противиться внутреннему своему чувству, расположеному к добру: посему если кто печален, ради Бога, тот плачь о грехах своих и молись; если кто весел в Боге, тот назидай себя внутренно песнями и пением духовным ( Еф.5:19 ). Страдающий молится, а благоденствующий благодарит Бога. 14–15. Совершаемое священнослужителями Церкви, по преданию Апостольскому, Елеосвящение, есть молитва , призывающая на больного, при помазании тела его елеем, благодать Божию, исцеляющую немощи душевные и телесные.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mysli-i...

«Есевон» – город, находившийся к северу от Медевы ( Чис.21:25 ). «Елеала» – на 1/2 ч. пути к северо-востоку от Есевона. «Иааца» – это, вероятно, самый крайний пункт моавитской страны на восточной ее границе ( Втор.2:32 ). Ис.15:5 . Рыдает сердце мое о Моаве; бегут из него к Сигору, до третьей Эглы; восходят на Лухит с плачем; по дороге Хоронаимской поднимают страшный крик; Ис.15:6 . потому что воды Нимрима иссякли, луга засохли, трава выгорела, не стало зеле­ни. От севера взор пророка обращается на юг моавитской страны. Пророк не может равнодушно смотреть на бедствия Моава и своим жалобным стоном предупреждает южные моавитские города о надвигающихся на них бедствиях. Пророк уже видит, как моавитяне бегут к Сигору (по-евр. Zoar). Этот город находился на юго-восточном берегу Мертвого моря. Здесь он назван третьей Эглой или, точнее, трехлетней телицей (Eglat – телица) как укрепление очень сильное, еще ни разу не взятое врагами, подобно тому как телица до трех лет не ходила под ярмом и, след,, имела непочатый запас силы (Plin. VIII, 4. 5). «Восходят на Лухит» с евр. правильнее перевести: «на восход Лухитский». Это – дорога, по которой с плачем идут моавитсхие беглецы. «По дороге Хоронаимской» – по пути к Мертвому морю. «Воды Нимрима». Этим выражением пророк обозначает лежавший к северу город Бет-Нимра в колене Гадовом ( Нав.13:27 ). Около этого города находились прекрасные пастбища, об опустошении которых пророк и говорит здесь. Воды Нимримских источников уже исчезли, и потому беглецы моавитские устремляются на юг. Ис.15:7 . Поэтому они остатки стяжания и, что сбережено ими, пере­носят за реку Аравийскую. Ис.15:8 . Ибо вопль по всем пред­елам Моава, до Эглаима плач его и до Беэр-Елима плач его; Ис.15:9 . потому что воды Димона наполнились кровью, и Я наведу на Димон еще новое – львов на убежав­ших из Моава и на остав­шихся в стране. «За реку Аравийскую» – с евр. точнее: «по ту сторону степного потока». Это – последний, юго-восточный приток Мертвого моря, в которое он впадает, протекая через Горэс-Сафиэ Эглаим – вероятно, на южном берегу Мертвого моря.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Заповедь о блаженстве плачущих указывает на то, что христианин должен быть способен терпеливо переносить скорби, не бояться несчастий и испытаний, не искать в жизни одних радостей и удовольствий. В испытаниях нужно уметь видеть руку Божию и в ощущении присутствия Божия находить утешение. Христианин плачет не от обиды или злобы, не от уныния или отчаяния, а от сознания собственных грехов (покаянный плач) или от радости о близости Бога (плач умиления). Кротость – качество, достижение которого способствует обретению внутреннего душевного покоя. Иисус говорит: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» ( Мф.11:28–30 ). Будучи образцом кротости, Спаситель призывал Своих учеников подражать Ему. А апостол Петр в своем послании так обращался к женщинам: «Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа» ( 1Пет.2:3–4 ). Кротость – признак внутренней красоты, равно необходимый и женщинам, и мужчинам. Христос заповедует алкать и жаждать правды, то есть всегда и во всем искать праведности, справедливости. В Ветхом Завете правда выступает как одно из качеств Самого Бога: Он – «Бог праведный» ( Пс.7:10 ). Человеческая праведность является отражением этой божественной правды. Правда Божия имеет вневременной, вечный характер, но она отражена в заповедях, которые Бог дал людям, живущим во времени. «Алчущие и жаждущие правды» – это те, кто горячо стремятся исполнять заповеди Божии, кто всем сердцем ищут Бога, Источника всякой правды, кто по мере сил и занимаемого положения пресекают беззаконие и поддерживают несправедливо обижаемых. Христианин должен быть милостивым, уподобляясь и в этом Господу, Который «щедр и милостив» ( Пс.102:8 ). Милость должна проявляться не только в сердечном расположении, но и в конкретных делах милосердия – тех самых, о которых Христос напомнит каждому на Страшном суде: накормить голодного, напоить жаждущего, приютить странника, одеть нагого, посетить больного или находящегося в темнице ( Мф.25:35–36 ). О том, что вера должна проявляться в добрых делах, говорит и апостол Иаков: «Как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» ( Иак.2:26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010