1 88 К Тебе, Господи, взываю, Боже мой; не безмолвствуй предо мною, да при безмолвии Твоем не уподоблюсь нисходящим в гроб! 2 Услышь, Господи, моление мое, когда молюсь я Тебе, когда воздеваю руки мои ко храму святому Твоему! 3 Не привлеки меня с грешниками и с творящими неправду не погуби меня, с теми, кто говорит «мир» ближним своим со злобою в сердце своем! 4 Воздай им, Господи, по делам их и по лукавству замыслов их, по делам рук их воздай им, воздай им заслуженное ими! 5 Ибо не уразумели они деяний Господних, деяний рук Его. Срази их и не дай им восстать! 6 Благословен Господь, ибо услышал Он моление мое! 7 89 Господь Податель помощи и Защитник мой; на Него уповало сердце мое, и помог Он мне, и процвела плоть моя; и по доброй воле прославляю Его. 8 Господь твердыня людей Своих, Защитник и спасение помазанника Своего. 9 90 Спаси людей Твоих и благослови достояние Твое, спаси их и возвышай их вовеки! 1 101 Псалом, песнь на обновление дома Давидова, 29. 2 Превознесу Тебя, Господи, ибо поднял Ты меня и не дал торжествовать врагам моим надо мной. 3 Господи Боже мой, воззвал я к Тебе, и Ты исцелил меня. 4 102 Господи, извел Ты из ада душу мою, удалил меня от нисходящих в гроб. 5 Пойте Господу, праведные Его, помните и прославляйте святыню Его! 6 Ибо карает ярость Его, и дарует жизнь воля Его: с вечера водворится плач, а наутро радость. 7 А я сказал в благоденствии моем: «Не поколеблюсь вовеки!» 8 Господи, по воле Твоей дай силу душе моей! Но отвратил Ты лицо Свое, и впал я в смятенье. 9 К Тебе, Господи, воззову и Богу моему помолюсь. Что даст мне кровь моя, когда подвергнусь я тлению? 10 Разве прославит Тебя прах мой, или возвестит он истину Твою? 11 Услышал Господь и помиловал меня; Господь даровал мне помощь. 12 Обратил Ты плач мой в радость, разодрал рубище мое и препоясал меня веселием. 13 Да воспою Тебя в славе моей, и не буду скорбен. Господи Боже мой, вовеки прославлю Тебя! Слава: 1 103 В конец, псалом Давида, в исступлении, 30 2 На Тебя, Господи, уповал, да не посрамлюсь вовеки. Правдою Твоей избавь меня от бед и спаси меня!

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет ( Гал.6:7 ). Посеял рассеянность, получишь невнимание. Нет. Приблизьтесь, сказано, к Богу, и приблизится к вам; очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные ( Иак.4:8 ). Христос страдал, скорбел, болезновал, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его ( 1Петр.2:21 ). Итак, кто действительно предан Христу, да покажет, что он приобщается Христовым страстям. Сокрушайтесь, — говорит апостол, — плачьте и рыдайте; смех ваш да обратится в плач, и радость в печаль ( Иак.4:9 ). Пусть будет вся жизнь наша единой жертвой Христу во славу Божию. Тогда можно нам быть уверенными, что если чего попросим у Отца во имя Христово, то сделает, да прославится Отец в Сыне ( Ин.14:13 ). Втретьих, терпеть, не упадая духом, и не колеблясь мыслью, и не ожесточаясь сердцем. Такое мужество души велико и потому, что вытекает из преданности Богу, но оно может иметь и свою особенную цену. Страдание и плач действительно легко преклоняют нас на жалость, но, кажется, более потому, что мы и сами часто подпадаем тем же страданиям, так что в других мы, некоторым образом состраждем самим себе. Иное можно думать о человеколюбии Божием. Лучший перед взором Вышнего и более угодный Ему — тот, кто наиболее проявляет в себе богоподобие. Не малодушием, конечно, не безутешным горем, не отчаянием знаменует в нас себя образ Всемогущего Бога, а силой духа, крепкой волей, равнодушием к изменяющемуся порядку жизни, высотой мыслей и невозмутимым спокойствием. Поэтому мужественный терпеливец, без сомнения, скорее малодушного несчастливца привлечет к себе внимание Долготерпеливого. Мы слышали из уст Господних дивный закон Божественного мироправления: кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет ( Мф.13:12 ). То же можно сказать и о надежде христианской. У кого ее много, тому и само надеемое дано будет и преизбудет, а у кого вместо терпеливого ожидания одно безуспешное уныние, у того может быть отнято и остальное благо как не ценимое им и бесполезное для него. Итак, братия, — говорит апостол, — долготерпите и вы, укрепите, сердца ваши… В пример злострадания и долготерпения возьмите, братия мои, пророков, которые говорили именем Господним. Вот, мы ублажаем тех, которые терпели. Вы слышали о терпении Иова и видели конец оного от Господа ( Иак. 5; 7-8, 10- 11 ).

http://azbyka.ru/propovedi/propovedniche...

Глава XVIII Возмездие Вавилону и плач о его погибели. Явление Ангела с вестью об этой гибели и объяснение ее причины (1–3). Приглашение праведников выйти из Вавилона, обреченного на гибель в воздаяние за его прежний разврат и роскошь (4–8). Плач о Вавилоне: царей земных, роскошествовавших в нем прежде, воинов, пользовавшимся его богатою торговлею и плавающих на кораблях в целях торговли с Вавилоном (9–19). Радость небожителей по поводу уничтожения Вавилона с его соблазнами и преступлениями (20–24). Откр.18:1 .  После сего я увидел иного Ангела, сходящего с неба и имеющего власть великую; земля осветилась от славы его. Откр.18:2 .  И воскликнул он сильно, громким голосом говоря: пал, пал Вавилон, великая блудница, сделался жилищем бесов и пристанищем всякому нечистому духу, пристанищем всякой нечистой и отвратительной птице; ибо яростным вином блудодеяния своего она напоила все народы, Откр.18:3 .  и цари земные любодействовали с нею, и купцы земные разбогатели от великой роскоши ее. Иоанн видит иного Ангела, который нисходит с неба. Его слава и величие говорит о том, что он был посланником с великою миссиею, с вестью о страшном суде возмездия над грешным Вавилоном 83 . Ангел сильным голосом возвещает о том же падении того же Вавилона, о котором было возвещено Откр.14:8 и Откр.16:19 . Вавилон, сообразно с этим пророчеством Ангела, после своего падения сделается жилищем бесов и пристанищем всякого нечистого духа. Город сделается совершенною пустынею, местом мрачных развалин. Причина падения Вавилона – это развращающее влияние его политики и нравов на все земные народы. В опустошении, как деле возмездия по Божественному суду, сказывается полная противоположность прежнему состоянию города. Насколько во дни своего могущества и процветания Вавилон был центром государственного могущества, мирового влияния на жизнь и нравы и предметом подражания для всего всемирного антихристианского царства, насколько прежде он был центром мировой торговли, настолько же ничтожен он теперь. Откр.18:4 .  И услышал я иной голос с неба, говорящий: выйди от нее, народ Мой, чтобы не участвовать вам в грехах ее и не подвергнуться язвам ее;

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Читай еще Псалом 102-й, который весь проповедует великое Божие милосердие, притчу об овце пропавшей и найденной (Лк.15:4—7), притчу о блудном сыне (Лк.15:11—24), притчу о должнике, которому царь десять тысяч талантов простил (Мф.18:27), и прочие места Святого Писания. И, рассуждая, прилагай елей милости Божией, как живительный пластырь, к уязвленному печалью сердцу своему. § 148. Видим в Святом Писании, что есть покаяние. Апостол Петр, отрекшись от Христа, «выйдя вон, плакал горько» (Мф.26:75), и так в первый лик апостольский принят. Блудница умывает слезами ноги Христовы, и волосами головы своей отирает, и целует ноги Его, и так слышит от Христа: «Прощаются тебе грехи» (Лк.7:37—48). Ниневитяне, облеклись во вретище, что есть знак печали и сетования, и возопили прилежно к Богу, и каждый обратился от пути своего лукавого и от неправды, которая была в руках их: «и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел» (Ион.3:10). Блудный сын перед отцом своим признает себя недостойным называться сыном: «Отче! Я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; при­ми меня в число наемников твоих» (Лк.15:18,21); уповательно, что и не без слез было то смиренное признание; «и облекается в лучшую сыновнюю одежду» (Лк.15:22). Давид говорит: «источники вод, то есть слезы, извели очи мои, ибо я не сохранил закона Твоего, Господи» (Пс.118:136). И еще: «Беззаконие мое я сознал, и греха моего не скрыл; сказал: «Исповедую пред Господом беззаконие мое»». И добавляет: «и Ты простил нечестие сердца моего» (Пс.31:5). Мытарь же не дерзает и очей возвести на небо, но бьет себя в грудь, говоря: «Боже! Милостив буди мне, грешному! И пошел в дом оправданным более фарисея» (Лк.18:13-14). Пророк Иеремия, в лице всех людей своих согрешивших, плачет и сетует, говоря: «Горе нам, что согрешили! От сего-то смутилось сердце наше! От сего-то померкли очи наши» (Плач.5:16-17). Даниил говорит: «У Тебя, Господи, правда, у нас же на лицах стыд, и у царей наших, и у князей наших, и у отцов наших, потому что мы согрешили пред Тобою» (Дан.9:8). Ездра стыдится и боится поднять лицо свое к Богу. «Господи Боже мой! Стыжусь и боюсь поднять лицо мое к Тебе, потому что беззакония наши умножились более волос на головах наших и прегрешения наша возросли даже до неба» (1Езд.9:6). И апостол говорит грешникам: «Очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные. Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте; смех ваш да обратится в плач, и радость — в печаль. Смиритесь пред Господом, и вознесет вас» (Иак.4:8-10).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Глава 5 1–10. Молитва пророка Иеремии, в которой он сначала изображает бедственное состояние Сиона, 19–22. а потом просит у Бога помилования многострадальному иудейскому народу. ( Плч.5:1–18 .) Положение Иудеи крайне печально. Иноплеменники завладели землею иудейскою и народ иудейский стал похож на сирот. Ему приходится обращаться за куском хлеба или к египтянам или к ассирийцам. За грехи отцов своих иудеи должны терпеть всякие мучения и унижения, и нет на Сионе уже никаких признаков жизни. Плч.5:4 .  Воду свою пьем за серебро, дрова наши достают­ся нам за деньги. Нашу собственную воду, из нам принадлежащих рек и водоемов, мы должны оплачивать известной пошлиной, вносимой в кассу наших победителей. Точно также и дров порубить мы не смеем, не внесши известной пошлины. Плч.5:6 .  Протягиваем руку к Египтянам, к Ассириянам, чтобы насытиться хлебом. Нам остается спасаться от голодной смерти или у египтян, которые были не прочь приютить иудеев, или же идти в плен к Ассуру, т. е. в Вавилон, если бы даже наши победители и оставили нас в Палестине. Здесь, в нашей стране, нам грозит голодная смерть. Плч.5:8 .  Рабы го­с­по­д­с­т­ву­ют над нами, и некому избавить от руки их. «Рабы», т. е. халдеи, которые бы нам должны служить, как рабы (ср. Пс 71:11 ). Плч.5:9 .  С опасностью жизни от меча, в пустыне достаем хлеб себе. Правильнее перевести: «с опасностью для жизни мы достаем себе хлеб, полные ужаса пред мечом и пред чумою». Плч.5:13 .  Юношей берут к жерновам, и отроки падают под ношами дров. Жерновами были тяжелые камни, с которыми было очень трудно управляться юношам. ( Плч.5:19–22 .) Пророк недоумевает по поводу того, что Господь оставил Свой народ, и молит Бога снова обратить к Себе сердца иудеев. Плч.5:19 .  Ты, Го­с­по­ди, пре­бываешь во веки; пре­стол Твой – в род и род. Указывая на неизменяемость Иеговы, пророк, очевидно, хочет сказать, что и милость Господня к Израилю должна быть неизменяемою. Плч.5:21 .  Обрати нас к Тебе, Го­с­по­ди, и мы обратимся; обнови дни наши, как древле. Человек только тогда обращается всем сердцем к Богу, когда Бог будет призывать его к этому. Ср. Иер. 30:21 . Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 4: Пророческие книги. - 1168 с./Книга Плач Иеремии. 614-632 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

И далее: «Всегда видел я пред собою Господа, ибо Он одесную меня; не поколеблюсь» ( Пс. 15:8 ); и: «даже и ночью учит меня внутренность моя» (7). И после этого весьма ясно говорит: «Ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление» (10). Не сказал: «и не дашь святому Твоему увидеть» смерти; тогда и не умер бы, но говорит, не увижу нетления; не пребуду в смерти. «Ты указал мне путь жизни» (11). Вот, ясно проповедуется жизнь по смерти! Обратись и к 29-му псалму: «Превознесу Тебя, Господи, что Ты поднял меня и не дал моим врагам восторжествовать надо мною» ( Пс. 29:2 ). Что же произошло? Спасся ли Ты от врагов, или освободился от угрожавших ударов? Сам весьма ясно ответствует на это: «Господи! Ты вывел из ада душу мою» (4). Там пророчески говорит: «не оставишь», а здесь о будущем выражается как о сбывшемся: «вывел, чтобы я не отошел в могилу» (4). В какое же время будет это? «вечером водворяется плач, а на утро радость» (6). Ибо вечером плач был у учеников, а на утро веселие о воскресении. 5. Хочешь ли знать и место? Говорит еще в Песнях: «Я сошла в ореховый сад» (Песн. Песн. 6:11 ). Ибо «на том месте, где Он распят, был сад» ( Иоан. 19:4 ). И если теперь место это особенно украшено царскими дарами, то прежде был на нем вертоград (сад); остаются еще признаки и следы этого. «Запертый сад, запечатанный источник» (Песн. Песн. 4:12 ) иудеями, которые сказали: «Мы вспомнили, что обманщик тот, еще будучи в живых, сказал: после трех дней воскресну; итак, прикажи охранять гроб» ( Мф. 27, 63. 64 ). И потом: «Они пошли и поставили у гроба стражу и приложили к камню печать» (66). Им-то в укоризну прекрасно некто сказал: «и в покои судити» их «имаши» ( Иов. 7:18 ). Кто же есть «источник запечатанный»? Или кто разумеется под источником «колодца живых вод» (Песн. Песн. 4:15 )? Сам Спаситель, о Котором написано: «Ибо у тебе источник жизни» ( Пс. 35:10 ). 6. Но что Софония говорит ученикам от лица Христова? «Готовися, утренюй, истле все листвие их» ( Соф. 3:7 ), т.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Истощённые люди валялись прямо на улицах и крышах своих домов. Нехватка хлеба и воды, скученность населения, сосредоточенная на небольшой территории, привели к вспышке эпидемических заболеваний. Смертность увеличивалась с каждым днём. Люди умирали сотнями. И те кто гибли от меча, были счастливее умирающих голодом. Вот как описал под свежим впечатлением совершившейся катастрофы все ужасы осады и взятия Иерусалима один из её очевидцев: «Язык грудного младенца прилипает к гортани его от жажды; дети просят хлеба, и никто не подаёт им... Кожа их прилипла к костям их, стала суха, как дерево... Руки мягкосердечных женщин варили детей своих, чтобы они были для них пищею... Приблизился конец наш, дни наши исполнились; пришёл конец наш... Не верили цари земли и все живущие во вселенной, чтобы враг и неприятель вошёл во врата Иерусалима» (Плач Иеремии 4:4,8,10,18:12). Исполнилось слово Писания: «Вот изливается гнев Мой и ярость Моя на место сие, на людей и на скот, и на дерева полевые и на плоды земли...» ( Иер.7:20 ). Господь жестоко покарал Иудейское царство. Но Иерусалим сам виноват в своём падении. Торжествующие над ним враги – только слепые орудия гнева Божия, карающего иудеев за их преступления. «Всё это – за грехи лжепророков его, за беззаконие священников его, которые среди него проливали кровь праведников» (Плач Иеремии 4:13). Господь напрасно никогда не поражает людей страданиями. Пророк Иеремия в судьбе своего народа видит естественное последствие грехов, какими Израиль прогневал Бога. В течении долгих 19-и месяцев Иерусалим мужественно выдерживал упорную осаду и штурм вавилонян. «И находился город в осаде до 11-го года царя Седекии» ( Иер.52:5 ). Таким образом, осада длилась последние 3 месяца 9-го года правления Седекии, весь 10-й год и первые четыре месяца 11-го года. Когда силы осаждённых оказались окончательно подорванными, пехота вавилонян, одетая в лёгкие панцири и вооружённая мечами, луками, копьями и щитами ворвалась внутрь укреплений. Иерусалим подвергся беспощадному мщению победителя.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/po-s...

Обратимся теперь к самому учению о страстях. Св. Отцы говорят, что грех есть тление и смерть души. Апостол Иаков говорит: «Похоть же, зачавши, раждает грех, а сделанный грех раждает смерть» (Иаков. 1, 15). — Вот оно и здесь учение о грехе, как о смерти, и тот, кто отвратит от греха ближнего, тот воскрешает душу, умирающую от греха, или умершую, и через то покроет множество грехов. Наших подвижников часто укоряют за то, что они призывают к плачу. «О чем же нам плакать?» Да коли есть грехи, то надо и плакать — «Плач есть укоренившаяся скорбь души», — говорят св. Отцы, а здесь у Апостолов: «Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте: смех ваш да обратится в плач и радость в печаль» (Иаков. 4, 9). Да, если вы желаете идти по пути обожения, то очиститесь: «Очистите руки ваши, грешники, исправ-те сердца, двоедушные» (Иаков 4, 8). Заметьте, что Иаков дает почти полный перечень страстей, о борьбе с которыми говорят Св. Отцы. Чтобы не очень затруднять вас, я перечислю только некоторые. Прежде всего гнев. Гнев — это та страсть, борьба с которой очень подробно разработана Св. Отцами, и о ней же прежде всего говорит этот епископ 12-ти Израильских колен. Затем он говорит о той страсти, которую мы так же хорошо знаем по писаниям Св. Отцов — о многоглаголании и о борьбе с языком: «Если кто из вас думает, что он благочестив и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие» (Иаков. 1, 26). И далее — «Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело» (Иаков 3, 2). Еще сильнее говорит он в другом месте: «Мы влагаем удила в рот коням, чтобы они повиновались нам, и управляем всем телом их. Вот и корабли, как ни велики они и как ни сильными ветрами носятся, небольшим рулем направляются, куда хочет кормчий. Так и язык — небольшой член, но много делает. Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает» (Иаков. 3, 3—4), и отсюда и ложь — «язык — огонь, прикраса неправды» (Иаков. 3, 6). Точно так же сталкиваемся мы в послании Апостола Иакова с упоминанием и о других страстях, которые вовсе не придуманы св. Отцами, теми, которые где-то там, «в горах, в вертепах, в пропастях земных» спасались. Страстями, которые есть у каждого из нас, ибо не пустынникам, ушедшим от мира, пишет Апостол.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=107...

прим. к Мф.10:5 и Ин.4:4 ). Может быть ушли в Самарию главным образом эллинисты, к которым самаряне не чувствовали такой неприязни; по крайней мере Филипп, о проповеди коего в Самарии далее идет речь, носит греческое имя. 2. Стефана же погребли мужи благоговейные, и сделали великий плач по нем. Стефана же погребли мужи благоговейные: эти мужи благоговейные были, как кажется по связи речи и сличению с Деян.2:5 , не христиане, которым начавшееся в день смерти Стефана гонение не позволяло исполнить этот долг в отношении к мученику, но благоговейные из иудеев, тайно расположенные к христианству, видевшие невинность побитого камнями и имевшие мужество открыто прийти взять тело его и похоронить. Так, Иосиф Аримафейский и Никодим имели смелость прийти и похоронить тело распятого Господа. Дееписатель упоминает о сих, похоронивших Стефана, как бы показывая противоположность духовной настроенности этих людей безумному фанатизму убийц Стефановых, воздвигших потом гонение на христиан. – Великий плач: в знак скорби по умершим, как было то в обычае евреев ( Быт.50:10 ; Втор.34:8 и др.). 3. А Савл терзал церковь , входя в дома и, влача мужчин и женщин, отдавал в темницу. 4. Между тем рассеявшиеся ходили и благовествовали слово. Савл терзал церковь : или опустошал (ср. Гал.1:13 ), хотел уничтожить самое бытие ее, как отдельного общества, насколько это было в его силах и средствах. Он входил в дома, или точнее ходил из дома в дом, конечно там, где надеялся найти христиан, и где находил таковых, то влача, вероятно при помощи служителей синедриона, мужчин и женщин, т.е. с бесчестьем и позором, отдавал в темницу. Из сего видно, что Савл имел на своей стороне, или, может быть, был орудием синедриона в преследовании христиан и был уполномочен им на такой образ действий, ибо иначе он не отважился бы вторгаться в дома обывателей, и темницы не могли бы быть в его распоряжении. Но вместе с сим видно и то, что собственно от личного характера Савла много зависело ожесточение гонения, что именно его фанатизм усиливал тяготу положения христианской общины. Рассеявшиеся благовествовали слово: выше (ст. 1) замечено было, что члены христианской иерусалимской общины рассеялись по разным местам только Иудеи и Самарии; ниже замечается, что они прошли до Финикии и Кипра и Антиохии ( Деян.11:19 ). Эти рассеявшиеся, однако не скрывались и не бездействовали в местах своего убежища, но ходили по тем странам, где рассеялись, и благовествовали слово, т.е. проповедовали евангелие Христово. «Кровь мучеников, – говорил Тертуллиан, – семя христиан». Пролитая кровь первомученика послужила к тому, что проповедь о Христе внесена была учениками Его в дальние страны, ограничиваясь доселе, главным образом, только Иерусалимом с приходившими в него из разных стран толпами богомольцев. Филипп Благовестник в Самарии и Симон волхв (5–13)

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Для Иоиля этот день тоже тревожен и мрачен: «О, какой день! ибо день Господень близок; как опустошение от Всемогущего придет он» (Иоил 1:15); «Трубите трубою на Сионе и бейте тревогу на святой горе Моей; да трепещут все жители земли, ибо наступает день Господень, ибо он близок – день тьмы и мрака, день облачный и туманный: как утренняя заря, распространяется по горам народ многочисленный и сильный, какого не бывало от века и после того не будет в роды родов» (Иоил 2:1-2) . «День Господень» для этих пророков – день военной победы Нововавилонской державы над их родиной, Иудеей. Как когда-то для Амоса – день победы Ассирии над Израилем . Из послепленных пророков Захария использует слова «день Господень» для описания бедствий, грядущих на Иерусалим: «Вот наступает день Господень… День этот будет единственный, ведомый только Господу: ни день, ни ночь; лишь в вечернее время явится свет» (Зах 14:1,7). Война народов против Иерусалима (Зах 14:2) завершится тем, что Господь выступит на стороне Своего народа, для защиты Иерусалима и поразит все враждующие против него народы (Зах 14:3). Таким образом, у Захарии «день Господень» вновь приобретает положительное для Израиля значение, прямо противоположное тому, которое обнаруживается у Амоса, Софонии и Иоиля. Для Захарии этот день, хотя и ознаменован грозными бедствиями, но результат его отраден, это день окончательной, эсхатологической победы Бога над языческими народами: «И Господь будет Царем над всею землею; в тот день будет Господь един и имя Его едино» (Зах 14:9) . Дальнейшее развитие темы «дня Господня» в эсхатологическом ключе мы встречаем в апокалиптических апокрифах межзаветного периода, а затем – в новозаветных книгах, прежде всего в беседе Иисуса на Елеонской горе (Мф 24. Мк 13. Ср. Лк 21). Место это вовсе не случайно – ср. Зах 14:4. Но возможна и другая интерпретация выражения «день Господень». Эти слова могут иметь литургическое значение. В таком случае, стихи 18-20 напрямую связаны со следующими за ними стихами 21-27, где речь идет о праздниках. Можно обратить внимание также на угрозу в 8:9-10: И будет в тот день… обращу праздники ваши в сетование и все песни ваши в плач … Выражение «тот день» (ха-Йом ха-ху) синонимично выражению «день Господень» и используется в пророческих книгах намного чаще, чем последнее. Итак, если в 8:9-10 речь идет о том же самом «дне Господнем», что и в 5:18, то тогда и контекст в обоих отрывках один и тот же – культовый. Культовой интерпретации придерживаются испанцы Алонсо-Шёкель и Сикре-Диас. Они допускают, что под «днем Господним» Амос мог подразумевать некий литургической праздник, может быть, праздник Искупления (ср. Лев 16:30) или другой большой праздник (Лев 23) . Праздничный контекст также можно усмотреть в Ос 9:5, Плач 2:7,22 и в Иез 7:7, и далее – текстах, в которых «день гнева Господня» и «день праздника Господня» – один и тот же день. Конечно же, эта интерпретация не противоречит основному пониманию.

http://bogoslov.ru/article/1399023

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010