Барановке, близ г. Чёрного Яра (жен., основан в 1896 как жен. община, в 1902 преобразован в мон-рь, закрыт в 20-х гг. XX в.). Архиереи: архиеп. свт. Феодосий (Харитонов; 1602 - 19.12.1606), архиеп. Онуфрий (15.02.1615 - 23.07.1628), архиеп. Макарий (13.01.1629 - 28.01.1638), архиеп. Рафаил (17.05.1638 - 20.12.1640), архиеп. Пахомий (17.07.1641 - 31.05.1655), митр. сщмч. Иосиф (4.05.1656 - 11.05.1671), митр. Парфений (25.02.1672 - 5.10.1680), митр. Никифор (26.06.1681 - 28.10.1682), митр. Савватий (4.03.1683 - 1.07.1696), митр. Сампсон (2.02.1697 - 3.04.1714), еп. Иоаким (22.01.1716 - 23.06.1723), еп. Лаврентий (Горка; 8.09.1723 - 22.05.1727), еп. Варлаам (Линицкий; 7.09.1727 - 7.06.1730), еп. Лев (Юрлов; назначен в июне 1730, в епархию не прибыл, 2.10.1730 лишен сана, расстрижен и сослан), еп. Иларион (15.08.1731 - 9.06.1755), еп. Мефодий (10.05.1758 - 29.05.1776), архиеп. Антоний (Румовский; 27.08.1776 - 10.11.1786), архиеп. Никифор (Феотоки; 28.11.1786 - 16.04.1792), архиеп. Тихон (Малинин; 18.05.1792 - 14.11.1793), еп. Феофил (Раев ; 6.02.1794 - 11.03.1794), архиеп. Платон (Любарский ; 11.03.1794 - 18.08.1805), архиеп. Афанасий (Иванов ; назначен 18.08.1805, умер в день назначения), архиеп. Анастасий (Братановский-Романенко; 20.12.1805 - 7.12.1806), архиеп. Сильвестр (Лебединский; 25.01.1807 - 10.01.1808), архиеп. Гаий (Токаов; 10.01.1808 - 20.02.1821), архиеп. Иона (Василевский ; 22.04.1821 - 1.10.1821), архиеп. Авраам (Шумилин ; 29.10.1821 - 7.05.1824), архиеп. Мефодий (Пишнячевский; 27.06.1824 - 30.09.1825), архиеп. Павел (Саббатовский; 26.01.1826 - 7.02.1832), еп. Виталий (Борисов-Жегачёв 12.03.1832 - 4.12.1840), еп. Стефан (Романовский; 1.03.1841 - 4.12.1841), еп. Смарагд (Крыжановский ; 31.12.1841 - 12.11.1844), архиеп. Евгений (Бажанов; 12.11.1844 - 15.04.1856), архиеп. Афанасий (Дроздов; 15.04.1856 - 6.04.1870), еп. Феогност (Лебедев; 27.06.1870 - 7.12.1874), еп. Хрисанф (Ретивцев; 29.12.1874 - 8.12.1877), еп. Герасим (Добросердов; 8.12.1877 - 24.06.1880), еп.

http://pravenc.ru/text/76736.html

«Известия по Казанской Епархии» охарактеризовали его в качестве «весьма обстоятельного исторического описания», с. 405] что на тот момент вполне соответствовало истине. Данное издание, по большей части, представляло собой компиляцию доступных Е.А. Малову источников и исследований, объединённых с собранными им сведениями о текущем состоянии монастыря. Среди авторов, книги и статьи которых использовал Е.А. Малов, были: архимандрит Амвросий (А.А. Орнатский) (1778 - 1827/1828), врач, историк и литератор Н.К. Баженов (1804 - 1848), филолог и историк О.П. Бодянский (1808 - 1877), протоиерей Г.С. Дебольский, церковный историк, профессор КДА П.В. Знаменский (1836 - 1917), церковный историк и писатель, профессор К.И. Невоструев (1816 - 1872), архимандрит Казанского Спасо-Преображенского монастыря Платон (П.И. Любарский) (1738 - 1811) (впоследствии - епископ Тамбовский и Пензенский, архиепископ Астраханский и Кавказский, архиепископ Екатеринославский, Херсонский и Таврический), поэт и литератор, автор «Истории Пугачёвского бунта» А.С. Пушкин (1799 - 1837), казанский историк-краевед и педагог М.С. Рыбушкин (1792 - 1849), профессор Императорского Казанского университета С.М. Шпилевский (1833 - 1907) и др. Особую ценность при этом представляют приведённые Е.А. Маловым подробные (местами - практически «инвентарные») описания монастырских храмов и прочих построек, образов, иконостасов, крестов, священных книг, церковной утвари, надгробных памятников и т.д., информация о настоятельницах, духовенстве, монастырских учреждениях (в частности, о «рукодельной школе»), хозяйстве и штатах, крестных ходах, посещении обители Высочайшими особами и пр. Помимо описания истории и «современного состояния» Казанского Богородицкого женского монастыря, Е.А. Маловым был включён в книгу текст под названием «Сказание о явлении чудотворной иконы Пресвятыя Богородицы во граде Казани», который представляет собой «интегрированную версию» нескольких его редакций, подготовленную и опубликованную в «Известиях по Казанской Епархии» с. (449) - 465] двумя годами ранее «А.И.» - предположительно архимандритом Иннокентием (И.М. Новгородовым) (1823 - 1868) - ректором КДА, являвшимся в 1867 - 1868 гг. редактором означенного журнала с. 54]. При этом Е.А. Малов отредактировал и дополнил комментарии «А.И.», а также выделил в особый подраздел «Чудеса от чудотворной казанской иконы Божией Матери, записанные после сказания митрополита Гермогена», дополнив их двумя свидетельствами 1875 - 1876 гг., сведения о которых были получены от настоятельницы Казанского Богородицкого женского монастыря игумении Анфии (Тюлькиной) с. XVI - XIX].

http://ruskline.ru/analitika/2019/06/19/...

Уже в первые же годы после переселения черноморцев за Кубань был поставлен казаками вопрос о сооружении в Черноморском войске на войсковой счет казачьей монашеской пустыни. В 1794 г. Екатерина II в своем указе Св. Синоду позволила «устроить монашескую пустынь, в которой бы престарелые да раненые на войне казаки, по благородному желанию своему, могли воспользоваться спокойной в монашестве жизнью». Получив название Екатерино-Лебяжьей св. Николаевской пустыни, этот монастырь сыграл важную роль в формировании Черноморского казачьего духовенства. Тут постоянно велось обучение казаков, готовящихся стать духовными лицами, церковной службе, чтению на клиросе и церковному пению. Горячий энтузиазм, с которым черноморские казаки встречали каждый шаг в создании их церковной жизни, являлся разительным контрастом с тем, как воздвигались храмы в зараженных старообрядчеством гребенских казачьих городках. Там епископ Илларион Астраханский и Ставропольский с великим трудом смог принудить казаков начать строительство церквей в Червленом, Старогладковском, Новогладковском и Щедринском городках. И только после того, как в 1745 г. архиерей вызвал всех священников из казачьих городков в Кизляр, объявив казакам, что попы до тех пор не будут выпущены из крепости, пока церкви в городках не будут отстроены, гребенцы нехотя взялись за это дело. Лишь благодаря усилиям епископа Гаия на Тереке в одно время с Черноморией был достигнут огромный прогресс в развитии и укреплении христианства на Северном Кавказе. К сожалению, поспешное и непродуманное упразднение Моздокско-Маджарской епархии свело на нет многие благие начинания епископа Гаия, отбросив далеко назад эту часть Северного Кавказа с завоеванных тут христианских позиций. Одним из отрицательных последствий этого шага явилось распространение среди кавказской паствы плевел старообрядчества и сектантства. После упразднения Моздокско-Маджарской епархии к титулу Астраханского епископа было прибавлено наименование Моздокский и Кавказский. Первым архиереем, ставшим так именоваться, был архиепископ Платон Любарский, правивший Кавказской паствой с 1800 по 1805 год. В связи с тем, что во многих линейных станицах Терека долгое время не было священников, тут начало распространяться старообрядчество. В 1801 г. Кизлярское духовное правление доносило владыке Платону Любарскому, что на Тереке появляются беглые-попы и монахи из Иргизских скитов. Под влиянием этих пришельцев число последователей старообрядчества среди линейных казаков стало расти. Этому немало способствовало и то, что православное население Северного Кавказа было мало знакомо с метинами православия и плохо знало основы христианского вероучения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Надо сказать, что старообрядчество издавна свило прочное гнездо на Тереке среди гребенских казаков и с ним безуспешно пытались бороться многие астраханские архиереи. Еще в 1738 г. епископ Илларион пошел им на некоторую уступку в двоеперстном крестном сложении, но Св. Синод отменил эту снисходительную меру в отношении гребенцев. Тогда же на Северном Кавказе начало заметно активизироваться сектантство. По донесению благочинных в Астраханскую духовную консисторию, в селах Прасковее и Покойном молокане толпою врывались в дома священников, крича: «Возьми от нас идолов, представляй нас на суд: мы де того не боимся». Осетины, оставшиеся без бдительного духовного руководства, вновь стали тяготеть к исламу. Воспользовавшись упразднением Моздокской епархии, кабардинцы крупной партией в 300 человек вторглись в осетинский аул Караджаев, где в церкви вел проповедь христианства русский иеромонах. Они разграбили церковь и изгнали из аула иеромонаха вместе с сопровождавшей его казачьей командой. Этим актом насилия кабардинцы пытались поддержать влияние мусульманства в Осетии. Однако, по повелению царя Павла I, за этот дерзкий поступок они были наказаны. Генерал Кнорринг во главе сильного русского отряда двинулся в Кабарду и занял там несколько аулов. Это первое действие русских войск в защиту поруганной православной церкви привело кабардинцев в смятение, заставив их в дальнейшем вести себя более сдержанно в своих намерениях ослабить христианство и русское влияние в Северной Осетия. Архиепископ Платон Любарский в 1800 г. вменял в обязанность священникам учить в воскресные и праздничные дни и особенно в посты своих пасомых молитвам, читать им в церкви и на дому «катехизические проповеди, с ясным снисходительным понятию слушателей толкованием». Получившим же духовное образование священникам и могущим составлять проповеди было вменено в обязанность написать в продолжение года по три проповеди, представляя каждую архиерею на просмотр, и затем уже произносить их с церковного амвона «непременно наизусть».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ист.: ААЭ. Т. 1. 241/1, 241/2. С. 257-261 [Приговор об отправке Г. из Москвы и Наказная память ему Иоанна IV]; ПСРЛ. Т. 13. С. 250-251, 259, 372, 381; Т. 14. С. 34; Платон (Любарский), архиеп. Казанский сборник статей. Каз., 1868. С. 7-32 [Житие]; Гермоген, патриарх Московский и всея Руси. Творения. М., 1912; «Книга ключей» и долговая книга Иосифо-Волоколамского мон-ря. М.; Л., 1948; Описание о российских святых. С. 249-252. Лит.: Елисеев Г. З. Жизнеописания святителей Гурия, Германа и Варсонофия, Казанских и Свияжских чудотворцев. Каз., 1847; Григорий (Постников), архиеп. Житие святителей и чудотворцев Гурия, архиеп. Казанского, и Варсонофия, еп. Тверского. СПб., 1853; Филарет (Гумилевский). РСв. С. 495-502; Ключевский. Древнерус. жития. С. 305; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 141-143; Нектарий, иером. Историческое описание Иосифова Волоколамского 2-кл. мон-ря Московской губ. М., 1887; Святитель и чудотворец Гурий, первый архиеп. Казанский//Изв. по Казанской епархии. Каз., 1890. 7. С. 184-195; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Декабрь. С. 27-29; Геронтий (Кургановский), архим. Волоколамский Иосифов 2-кл. муж. мон-рь и его совр. состояние. СПб., 1903; Кремлевский А. , свящ. Свт. Гурий, первый архиеп. Казанский//Изв. по Казанской епархии. Каз., 1905. 29. Отд. неофиц. С. 817-827, 886-899, 953-959, 990-996, 1016-1019; Покровский И. М. Казанский архиерейский дом, его средства и штаты, преимущественно до 1764 г. Каз., 1906; Каштанов С. М. Земельно-иммунитетная политика рус. правительства в Казанском крае в 50-х гг. XVI в. (по актовому мат-лу)//УЗ Казанского гос. пед. ун-та. Каз., 1970. Вып. 80. С. 164-203; Зимин А. А. Крупная феодальная вотчина и соц.-полит. борьба в России (кон. XV-XVI в.). М., 1977. С. 155-156, 305, 306, 309, 317-318; Ермолаев И. П. Среднее Поволжье во 2-й пол. XVI - XVII вв.: Управление Казанским краем. Каз., 1982; Макарий (Веретенников), архим. Свт. Гурий, архиеп. Казанский//ПС. Каз., 2006. 2(12). С. 55-85. Е . В . Липаков Иконография Святители Гурий и Варсонофий Казанские. Фрагмент хромолитографии «Святцы на октябрь». Нач. ХХ в. (ГЛМ)

http://pravenc.ru/text/168357.html

В 1787 г. Императрица Екатерина II, путешествуя по Крыму, прибыла в Симферополь и поражена была бедностью и теснотой вышеупомянутого храма. Тогда же она повелела князю Потемкину озаботиться постройкой соборного храма. Но за смертью Потемкина (1791 г.), а затем и самой Императрицы (6 ноября 1796 г.), постройка храма отложена была на неопределенное время. Протоиерей Никита Петровский и помощник его священник Кирилл Забуженко обратились к таврическому губернатору Мертвого с просьбою о постройке храма. Губернатор прошение их, с приложением плана, фасада и сметы на 81529 рублей, препроводил к министру внутренних дел, графу Кочубею, причем присовокупил, что имеется в виду построить соборный храм не во имя св. великомученицы Екатерины, как предполагалось прежде, а во имя святого благоверного великого князя Александра Невского, на новом месте, близ присутственных мест. Четыре года (1806–1810 г.) рассматривались план и фасад и составлены новый план и смета. 15 апреля 1810 г. екатеринославский, херсонский и таврический архиепископ Платон Любарский (1806–1811 г.) выдал храмозданную грамоту, – и храм был заложен в первых числах мая протоиереем Петровским на берегу Салгира. К концу года потребовалась уже дополнительная сумма в количестве 45000 рублей, но, за не отпуском просимой суммы, работы остановились. Между тем 1 апреля 1813 г. сильная буря сорвала кровлю храма; заготовленный материал то разнесла буря, то расхитили люди, – и недостроенный храм стал приходить в разрушение. Император Александр I, узнав о разных злоупотреблениях в таврической губернии, повелел в 1816 г. назначить следственную комиссию, между прочим, и по постройке собора. Комиссия нашла, что отпущенные деньги все выданы подрядчикам, но что собор должен быть разобран до основания, потому что стены его, но не имению железных связей, во многих местах дали трещины и грозят падением. Об этом доложено было Государю 21 марта 1817 года. Губернатор Перовский в 1822 г. получил от министра внутренних дел Кочубея Высочайше утвержденный новый план соборного храма. На постройку его ассигновано было 218945 р. и назначено новое место для него; наблюдение поручено было архитектору Колодину. Новый храм заложен был 12 марта 1823 г. Работы продолжались около 5 лет. Стоимость храма с иконостасом обошлась с дополнительными ассигновками в 327873 р. 29 к. В октябре 1828 г. губернатор Чернышов донес екатеринославскому, херсонскому и таврическому архиепископу Гавриилу Розанову (1828–37 г.) об окончании постройки. Преосвященный с своей стороны уведомил его, что он уже сделал распоряжение относительно выдачи ризницы и утвари из Симферопольской Петропавловской церкви. Освятив 9 мая 1829 г. храм в Перекопе, преосв. Гавриил прибыл в Симферополь и 3 июня (в день Сошествия св. Духа) освятил однопрестольный кафедральный Александроневский собор. Таким образом постройка собора начата была с 1810 г. и окончена в июне 1829 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

3. Архиепископ Афанасий (1799–1805 г.), в мире Алексей Иванов, сын московского священника. Он родился в 1746 г. По окончании курса (1774 г.) в московской академии, проходил (1774–81 г.) в ней должность учителя и проповедника; 13 мая 1777 г. пострижен в монашество; в 1782 г. был префектом крутицкой семинарии; в 1783 г. был префектом, а с 1786 г. ректором, в сане архимандрита, московской академии. В 1788 г., 12 ноября, хиротонисан в Москве в епископа коломенского; 10 апреля 1799 г. перемещен в Воронеж и в том же году, 1 октября, в Екатеринослав; 15 сентября 1801 г. возведен в сан архиепископа; 18 августа 1805 г. назначен был в Астрахань, но в день назначения скончался, при обозрении епархии, в Черноморье и погребен в Николаевском самарском монастыре, в 20 верстах от Екатеринослава. Он имел орден св. Анны 1 ст. и оставил после себя напечатанные труды: 1) Поучительные слова, 2) Авла Геллия записки афинских или аттических ночей – перевод с латинского языка и 3) Тертуллианову апологию. 460 4. Архиеп. Платон (1805–1811 г.), в мире Петр Иванович Любарский, священнический сын. Обучался в черниговском духовном училище, ростовской семинарии и киевской академии; был сперва проповедником (1762–63 г.) в вятской епархии, а потом (1763–72 г.) учителем и префектом в вятской семинарии, где принял (1770 г.) монашество, затем, по возведении в сан архимандрита, был ректором казанской семинарии (1772–94 г.), а в 1794 г., 26 февраля, хиротонисан в епископа тамбовского и пензенского, но в том же году, 11 марта, перемещен в Астрахань, а 18 августа 1805 г. в Екатеринослав. Скончался 20 октября 1811 г. и погребен в Самарском монастыре. Он имел (с 1800 г.) орден св. Александра Невского и (с 1809 г.) алмазный крест для ношения на клобуке. 461 5. Архиеп. Иов (1812–23 г.), в мире Петр Потемкин, из родственников светлейшего князя Потемкина, сын армейского полковника, родился 22 июля 1752 г. По окончании курса в 1-м кадетском корпусе, он несколько времени состоял в военной службе, а в 1779 г. пострижен в монашество в Бессарабии, в Успенском Городищенском монастыре, где был потом игуменом (1784–90 г.) и архимандритом (1790–92 г.). Екатеринославский архиеп. Амвросий в письме (от 23 января 1792 г.) к генерал-губернатору графу Платону Александровичу Зубову рекомендовал архимандрита Иова, как мужа честного и знающего польский и молдавский языки и как достойного кандидата для занятия архиерейской кафедры, а князь Алекс. Безбородко рекомендовал его в письме (7 апреля 1792 г.) императрице Екатерине, – и Иов 27 февраля 1793 г. хиритонисан был в Яссах в епископа Феодосийского и мариупольского, викария екатеринославской епархии; в 1796 г., 13 мая, в сане архиепископа, перемещен был в Минск, а 7 февраля 1812 г. в Екатеринослав, где скончался 28 марта 1823 г. и погребен в Самарском монастыре. Он имел (с 1797 г.) орден св. князя Александра Невского и (с 1817 г.) алмазный крест для ношения на клобуке; не оставил после себя никаких литературных трудов и отличался суровым характером. 462

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПЕТР († 1552), мч. (пам. 24 марта, 4 окт.- в Соборе Казанских святых), Казанский. Рассказ о его мучении содержится в грамоте Казанского митр. сщмч. Ермогена (впосл. патриарх Московский и всея Руси), отправленной 9 янв. 1592 г. патриарху Московскому и всея Руси св. Иову . Митрополит сообщал, что слышал в Казани «в повестях от достоверных человек» следующую историю. П. был крещеным татарином и жил при дворе московского наместника - хана Шаха-Али. Во время татар. бунта хан бежал в Свияжск, но мн. люди из его свиты и правосл. жители не успели покинуть город. Татары начали их бить и, опознав в толпе П., передали его родным. В своем доме П. исповедал правосл. веру и предложил родственникам принять св. крещение. После долгих уговоров и запугиваний П. забили насмерть. Во время мучений он громко кричал: «Христианинъ есмь!». По словам митр. Ермогена, мученика похоронили «на месте, идеже ныне стоит храм святаго Воскресения на житном торгу» (цит. по: Платон (Любарский), архиеп. Сб. древностей Казанской епархии. Каз., 1868). Обращаясь к патриарху Иову, митрополит просил разрешение на почитание мучеников Иоанна I , П. и Стефана , т. к. «в большом синодике, иже чтется в неделю православия, до дне сего не написаны и память их вечная не поется и в синодиках литейном, повсядневном не написаны жъ». 3 февр. того же года последовал указ патриарха, предписывавший митрополиту «учинить панихиду по своему произволению, в которые поры их страдание было, и в болшой синодик, что чтется в неделю православия и в литейной и повсядневной велеть написать». Исполняя указ, митр. Ермоген благословил совершать поминовение Казанских мучеников следующим порядком: «С собором митрополиту панихида и обедня служити самому, також и по всем церквам святым - и по монастырям и по мирским - написати их в синодиках и поминати... на литиях и на обеднях. А вечная память, которую пети мученикам в неделю православия, еще патриархом не уложено, и до патриархова указа...

http://pravenc.ru/text/2580248.html

пети мучеником Иоанну, Стефану, Петру среднюю вечную память...» (цит. по: Платон (Любарский). 1868. С. 75). Имена мучеников вписаны первыми в синодик Казанской епархии перед списком воинов, павших под Казанью: «Казанским мучеником и исповедником, Иоанну, Стефану, Петру, вечная память» (ДРВ. Т. 6. С. 496). Память святых указана в «Книге, глаголемой Описание о российских святых»: «Святии великомученицы и новые страдальцы Иоанн, Петр, Стефан пострадаша от Казанских Татар до взятия и после. Святый Иоанн убиен в лето 7037 месяца января в 24 день. Петр и Стефан убиени быша в лето 7064 месяца марта в 24 день». В «Полном месяцеслове» 10-х гг. XIX в. выговского киновиарха Ф. П. Бабушкина под 24 янв. находится общая память Иоанна, П. и Стефана (БАН. Дружин. 736. Л. 35; 131. Л. 111 об.) и под 24 марта - «святых мученик Петра и Стефана убиенных за Христа в Казани 7094» (БАН. Дружин. 736. Л. 45 об.; 131. Л. 156). Имя П. как местночтимого святого под 24 марта вошло в составленный Владимирским архиеп. Сергием (Спасским) «Верный месяцеслов» (М., 1903. С. 12), что свидетельствует о состоявшемся к этому времени местном прославлении мученика. Общецерковной канонизацией П. следует считать включение его имени в Собор всех святых, в земле Русской просиявших, состав к-рого был определен при подготовке к изданию богослужебных Миней в 70-х гг. XX в. Имя П. также включено в Собор Казанских святых, празднование к-рому было установлено в 1984 г. Ист.: ДРВ. М., 17882. Ч. 6; Копия с грамоты митр. Гермогена к патр. Иову 9 янв. 1592 г.//Приб. к Казан. вестн. Каз., 1829. 16. С. 123-126; Грамота митр. Казанского и Свияжского Гермогена патр. Московскому и всея Руси Иову и грамота патриарха Иова Московского и всея Руси митр. Казанскому и Свияжскому Гермогену//УЗ Казанского ун-та. 1839. Кн. 4. С. 151-157; Описание о российских святых. С. 254. 450. Лит.: Барсуков. Источники агиографии. Стб. 542; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 23; Голубинский. Канонизация святых. С. 269, 272, 566, 577; Жития святых мучеников Казанских Иоанна, Стефана и Петра.

http://pravenc.ru/text/2580248.html

Иоанникий Казанский 1901–1908. Михей Алексеев 1908. Кемское викариатство, учр. в 1910 г. Епископы (в Веркольском монастыре): Варсонофий Вихвелян 1910. Астраханская, учр. в 1602 г. Кафедра в Астрахани Архиепископы Астраханские и Терские: Феодосий Харитонов 1602–1606. Архп. с 1605. Онуфрий 1615–1628. Макарий 1629–1638. Рафаил 1638–1640. Пахомий 1641–1655. Иосиф 1656–1667. Митрополиты Астраханские и Терские: Иосиф 1667–1671 (до 1667 г. бывший Архп.). Парфений 1672–1680. Никифор 1681–1682. Савватий 1683–1696. Сампсон 1697–1714. Епископы Астраханские и Ставропольские: Иоаким 1716–1723. Лаврентий Горка 1723–1727. Варлаам Леницкий 1727–1730. Лев Орлов назначен 1730, но не был. Иларион 1731–1755. Мефодий 1758–1776. Антоний Румовский 1776–1786. Архп. Никифор Феотоки 1786–1792. Архп. Тихон Малинин 1792–1793. Архп. Феофил Раев 1794. Платон Любарский 1794–1805. C 1799 г. «Астраханский и Моздокский», с 1803 г. «Астраханский и Кавказский». Архп. с 1796 г. Архиепископы Астраханские и Кавказские: Анастасий Романенко Братановский 1805–1806. Сильвестр Лебединский 1807–1808. Гаий Токаов (грузин) 1808–1821. Иона Василевский 1821. Авраам Шумилин 1821–1824. Мефодий Пишнячевский 1824–1825. Павел Саббатовский 1826–1882. Виталий Борисов Жегачев 1832–1840. Стефан Романовский 1841. Епископы Астраханские и Енотаевские: Смарагд Крыжановский 1841–1844. Архп. Евгений Баженовч, 1844–1856. Архп. Афанасий Дроздов 1856–1870. Архп. с 1858. Феогност Лебедев II 1870–1874. Хрисанф Ретивцев 1874–1877. Герасим Добросердов 1877–1880. Евгений Шерешило 1880–1889. Павел Вильчанский 1889–1892. Исаакий Положенский 1892. Павел Вильчанский (вторично) 1892–1893. Митрофан Невский 1893–1896. Сергий Серафимов 1896–1902. Георгий Орлов 1902. Архп. с 1911. Царевское викариатство, учр. в 1910 г. Епископы (в Астрахани): Арсений Тимофеев 1910–1911. Иннокентий Кременецкий 1911. Благовещенская 3 Кафедра в Благовещенске (с 1859 г.). Епископы Камчатские, Курильские и Алеутские (до 1870 г.): Иннокентий Вениаминов 1840–1868. Архп. с 1850.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010