Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МИХАИЛ Кузминский (†1552 или 1553?), мч. (пам. 4 окт.- в Соборе Казанских святых), Казанский. Имя М., как и др. воинов, погибших во время Казанской войны 1552 г., записано в «Синодике Успенского собора» Московского Кремля (ГИМ. Син. 667, XIV-XVI вв.; опубл.: ДРВ. 1788. Т. 6. С. 480-481) и в «Синодике по убиенных во брани»: «Михайлу Кузминскому, убиенному на Ошитке, вечная память» (РНБ. F IV. 254. Л. 16. 1650-1659 гг.; опубл.: Синодик по убиенных во брани. 1986. С. 178). Составление «Синодика по убиенных...», по предположению М. Е. Бычковой, было связано с соборным решением от 21 июня 1548 г. «пети понахиды и обедни служити в соборной церкви Успения Богородицы и по всем церквам в городе и на посаде» по «всем православным християном от иноплеменных на бранех... избиенных» ( Бычкова. 1986. С. 168). Список убитых под Казанью, идентичный «Синодику по убиенных...», находится в Синодике казанского Зилантова в честь Успения Пресвятой Богородицы женского монастыря (НАРТ. Ф. 10. Оп. 5. Д. 314, 1560-1813 гг.; опубл.: Гавриил (Воскресенский) , архим. Историческое описание памятника, сооруженного в воспоминание убиенных при взятии Казани на Зилантовой горе. Каз., 1833. С. 32-46). Мон-рь был основан над братской могилой рус. воинов, погибших при штурме Казани, на левом берегу р. Казанки, на нижней террасе Зилантовой горы (в 1 км от совр. мон-ря); здесь совершалось постоянное поминовение убиенных. В 1592 г. по благословению св. патриарха Иова Казанский митр. сщмч. Ермоген (впосл. патриарх Московский и всея Руси) повелел «побиенным под Казанью и общею смертию скончавшимся пети большую вечную память» на др. день после праздника Покрова Пресв. Богородицы, т. е. 2 окт., а 24 янв.- «пети среднюю вечную память» Казанским мученикам Иоанну I , Стефану и Петру , Жития к-рых митрополит предварительно представил на рассмотрение патриарху Иову (см.: Платон (Любарский) , архиеп. Сб. древностей Казанской епархии и других приснопамятных обстоятельств. Каз., 1868. С. 67-75). Память мучеников Иоанна, Стефана и Петра отмечена в «Книге, глаголемой Описание о российских святых» (нач. XVIII в.; см.: Описание о российских святых. С. 254). Не представляется возможным установить, когда из общего синодика были выделены имена других Казанских мучеников. Во 2-й пол. XIX в. имена Иоанна, Стефана, Петра, Бориса Казанского , Феодора I Сильвана , Феодора II , Василия I , Феодора III , Димитрия , М., Иоанна II и Василия II были внесены архиеп. Димитрием (Самбикиным) в его Месяцеслов под 2 окт. ( Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Окт. С. 24). М. в числе др. Казанских мучеников был канонизирован в составе Собора Казанских святых, установленного в 1984 г.

http://pravenc.ru/text/2563588.html

Свияжский Успенский монастырь являлся самым богатым и влиятельным из всех монастырей Казанской епархии, в середине XVIII века ему принадлежало около 50 сел и деревень с населением в несколько десятков тысяч человек (в том числе с. Мамадыш). По штатам 1764 года монастырь был зачислен в первый класс. Мощи святителя Германа, главная святыня монастыря, были вскрыты в 1923 году, как и многие мощи русских святых в этот период, с целью антирелигиозной пропаганды. По преданию, сразу после вскрытия мощей на острове начался смерч, заставивший присутствовавших в ужасе разбежаться. Вскоре после осквернения святых мощей монастырь пришел в запустение и был закрыт. В советские годы в нем находились: концлагерь, колония для малолетних преступников, психоневрологическая лечебница, выведенная с территории монастыря в 1993 году. Монастырский комплекс был возвращен Русской Православной Церкви в 1997 году. Первым наместником возрожденного монастыря стал игумен Кирилл (Коровин). На торжественном открытии монастыря присутствовал Святейший Патриарх Алексий Второй, посещавший с пастырским визитом Казанскую епархию 31 августа — 2 сентября 1997 года. Среди наиболее знаменитых настоятелей Успенского монастыря были: игумен Авраамий Палицын (1594-1598), впоследствии знаменитый деятель Смутного времени, церковный писатель; архимандрит Димитрий Сеченов (1738-1742), впоследствии — митрополит Новгородский, венчавший на царство императрицу Екатерину II; архимандрит Платон Любарский (1787-1787), впоследствии епископ Астраханский, известный историк и краевед; епископ Амвросий Гудко (1917-1918), бывший викарий Вятской епархии, расстрелянный красноармейцами 27 июля 1918 года без суда и следствия, один из первых новомучеников Казанского края, канонизирован в 1999 году. Свияжский Успенский монастырь представляет собой уникальный историко-архитектурный комплекс. В настоящее время часть монастырского ансамбля передана обители, часть принадлежит историко-архитектурному музею-заповеднику " Свияжск " . С сайта Татарстанской митрополии РПЦ МП.

http://sobory.ru/article/?object=01000

Казань, 1868, с. 29—32. Филарет (Гумилевский), архиепископ. Обзор русской духовной литературы (862—1863). 3-е изд. СПб., 1884, с. 221. Соколов Н. Цит. соч., с. 56. Макарий, митрополит. Цит. соч., т. 10, с. 66. Никитин В. А. Великий игумен Соловецкого монастыря. К 475-летию со дня рождения святителя Московского Филиппа. — ЖМП, 1983, 5, с. 20. Платон (Любарский), архимандрит. Цит. соч., с. 66—75. Макарий, митрополит. Цит. соч., т. 10, с. 227. Древняя российская вивлиофика. Ч. 6. 2-е изд. М., 1788, с. 123. После смерти святителя Иова осталось в его кельях только 15 рублей денег, да несколько икон, немного одежды и «домашней рухляди» (Макарий, митрополит. Цит. соч., с. 98, примеч. 66). Описание имущества, оставленного после кончины Патриарха Иова, см.: Димитрий (Самбшшн), архиепископ. Месяцеслов русских святых. Июнь. Тверь, 1901, с. 153. Перечень храмов, построенных в эти годы: в честь Вознесения Господня (на Никитской улице); во имя преподобного Саввы Освященного (на Девичьем поле); во имя святых мучеников Космы и Дамиана (в Старых Кузнецах, на Гончарной ул.); в честь Донской иконы Божией Матери (собор Донского монастыря); во имя Всемилостивого Спаса (над западными вратами Симонова монастыря); во имя великомученика Никиты (за Яузой, на Швивой горе); в честь Гребневской иконы Божией Матери (на Лубянской площади); во имя Святителя Николая (в Сретенском монастыре); во имя великомученика Димитрия Сол у не кого (в Никитинском монастыре), во имя святителя Амвросия Медиоланского (Ново-Девичий монастырь, до 1770 — храм Иоанна Предтечи); в честь Воскресения Христова (на Крутицах); в честь Знамения Божией Матери (на Знаменке); во имя преподобного Иоанна Лествичника (колокольня Ивана Великого в Кремле) (Краткий указатель московских церквей. М., 1914, с. 4—5). ПСРЛ, т. 14. СПб., 1910, с. 13. Акты Археографической экспедиции. Т. 2. СПб., 1832, 11. Макарий, митрополит. Цит. соч., т. 10, с. 212—213; Соколов Н. Цит. соч., с. 57. Древняя российская вивлиофика, ч. 6, с. 114. История.., с. 6. Там же, с. 7. Макарий, митрополит. Цит. соч., т. 10, с. 80—82; Соколов Н. Цит. соч., с. 327—352; Клейн В. К- Угличское следственное дело о смерти царевича Дмитрия. Ч. «1—2. Дипломатическое исследование подлинника. М., 1913; Шпаков А. Я- Государство и Церковь в их взаимных отношениях в Московском государстве. Одесса, 1912, с. 56—104; Шабатин И. Н. Цит. ст. — ЖМП, 1957, 5, с. 68—69; Полосин И. И. Социально-политическая история России XVI — начала XVII в. М., 1963, с. 226—227. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/439785/

Никанор (Каменский; 1847–1910 гг.), архиепископ Казанский и Свияжский в 1908–1910 гг., похоронен в Благовещенском соборе Казанского Кремля. Ефрем († 1613 г.), митрополит Казанский и Свияжский в 1606–1613 гг., его мощи хранятся в Сретенском храме Петропавловского собора Казани. Адриан (1630-е гг.?–1700 г.), митрополит Казанский и Свияжский в 1686–1690 гг., Патриарх Московский и всея Руси в 1690–1700 гг. «…Евангелие александрийской бумаги, золотою ж мусиею и алмазами и прочим дорогим камением устроено…» //Архимандрит Платон Любарский. Сборник древностей Казанской епархии. Казань, 1868. С. 80. Лаврентий († 1672 г.), митрополит Казанский и Свияжский в 1657–1672 гг., похоронен в Благовещенском соборе Казанского Кремля. Павел Петрович Пономарев (1873–1923 гг.), профессор. 6 октября 1921 г. осужден на 1 год лагерей условно по делу о «нелегальном» Богословском институте (преемник Казанской Духовной академии) в Казани. Порфирий Митрофанович Руфимский (1866/67–1923 гг.), протоиерей, кандидат богословия, член правления Казанской духовной семинарии, член Казанского епархиального совета в 1918–1922 гг., священник с 1888 г., 2-й священник Воскресенской церкви с 1897 г. В 1919 г. священник Макарьевской церкви; обновленец. Александр Васильевич Лебедев (1888–1937 гг.), священник, с 1916 г. настоятель Богородичной церкви Казанского Богородицкого женского монастыря, преподаватель Казанской Духовной академии, последний редактор «Известий по Казанской епархии». 6 октября 1921 г. осужден на 1 год концлагерей условно. Уклонялся в обновленчество. В 1930 г. сотрудник канцелярии Казанского епархиального архиерея. В 1932 г. отозван митрополитом Сергием в Москву, с августа 1932 г. ключарь кафедрального Богоявленского собора в Дорогомилове, протоиерей, делопроизводитель канцелярии Москосковской Патриархии, затем управляющий делами Временного Патриаршего Синода, с мая 1935 г. управляющий делами Московской Патриархии, настоятель Богоявленского собора. Арестован 14 апреля 1937 г. по обвинению в подготовке терактов и участии в контрреволюционной террористической фашистской организации церковников. Расстрелян.

http://sedmitza.ru/lib/text/4510989/

В советские годы в нем находились: концлагерь, колония для малолетних преступников, психоневрологическая лечебница, выведенная с территории монастыря в 1993 году. Монастырский комплекс был возвращен Русской Православной Церкви в 1997 году. На торжественном открытии монастыря присутствовал Святейший Патриарх Алексий Второй, посещавший с пастырским визитом Казанскую епархию. Среди наиболее знаменитых настоятелей Успенского монастыря были: игумен Авраамий Палицын (1594–1598), впоследствии знаменитый деятель Смутного времени, церковный писатель; архимандрит Димитрий Сеченов (1738–1742), впоследствии – митрополит Новгородский, венчавший на царство императрицу Екатерину II; архимандрит Платон Любарский (1787–1787), впоследствии епископ Астраханский, известный историк и краевед. В соборном храме покоились мощи святителя Германа; вблизи раки в особом шкафу хранились фелонь, митра и посох святителя Германа. Древнейшей постройкой на территории монастыря является Никольская церковь, построенная из тесаного известняка в 1555–1556 годах псковской артелью. Четырехъярусная колокольня высотой 43 метра построена в XVII веке. В церкви сохранилась древняя келья святителя Германа, в которой еще в начале XX века находились его вещи. Собор в честь праздника Успения Пресвятой Богородицы был построен в 1556–1560 годах псковскими мастерами. В XVII веке к древнему собору была пристроена трапезная часть. Одной из главных особенностей Успенского собора является сохранившийся цикл фресковой живописи XVI века, реставрировавшийся в 90е годы XIX. В 1964–1984 годах собор также подвергался реставрационным работам. Среди наиболее знаменитых фресок – алтарное изображение царя Иоанна Грозного и митрополита Московского Макария. Сохранился древний иконостас собора. В настоящее время в соборе проводятся реставрационные и восстановительные работы. В Успенском монастыре сохранился двухэтажный архимандритский корпус, построенный в XVII веке в русском теремном стиле, здесь в 1829–1858 годах размещалось Свияжское духовное училище, переведенное в 1859 году в Казань. Кроме того, сохранились здания монастырского училища (XVIII b.) и братского корпуса, состоящего из пристроенных друг к другу трех корпусов. В восточной части этого здания помещалась церковь святителей Германа Казанского и Митрофана Воронежского . В настоящее время эти здания возвращены монастырю.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛАВРЕНТИЙ (В схиме Левкий; † 11.11.1672, Казань), архиеп. Тверской и Кашинский (1654-1657), митр. Казанский и Свияжский (1657-1672). Согласно распространенному в лит-ре 2-й пол. XIX - нач. XX в. мнению, Л. был пострижеником Вяжищского во имя свт. Николая Чудотворца монастыря под Вел. Новгородом, куда впосл. сделал ряд вкладов и где, возможно, произошло его знакомство с Новгородским митр. Никоном (впосл. патриарх Московский). По мнению Е. В. Липакова, опирающегося на историю прославления Раифского списка Грузинской иконы Божией Матери, Л. был выходцем из братии Варлаамиева Важского во имя ап. Иоанна Богослова мужского монастыря в устье Сев. Двины около с. Холмогоры; 1-й биограф Казанских архиереев архим. Платон (Любарский) ошибочно указал вместо Важского (закрытого после секуляризации 1764 г.) более известный Вяжищский мон-рь. В начале 50-х гг. XVII в. Л. упоминается в качестве патриаршего ризничего. Весной 1654 г. он участвовал в перенесении мощей св. прав. Иакова Боровичского в Валдайский Святоозерский в честь Иверской иконы Божией Матери мужской монастырь . После оставления Тверской кафедры архиеп. Ионой «за старость» (Дело. 1897. 43. С. 242) 16 апр. 1654 г. Л. был поставлен в архиепископа Тверского и Кашинского, хиротонию возглавил патриарх Никон. В сент. 1654 г. Тверской у. достигло моровое поветрие, свирепствовавшее в центральных районах страны. Л. учредил крестный ход с мощами св. блгв. кн. Михаила Ярославича Тверского († 1318), которые были затем переложены в новую раку. Впосл. крестный ход стал традицией в память об окончании эпидемии. В Твери Л. пребывал недолго. Вскоре он был назначен сопровождать образ Влахернской Божией Матери в Польском походе рус. армии. Первое упоминание Л. в царской ставке зафиксировано в дворцовых разрядах 8 апр. 1655 г. Являясь первым духовным лицом в походе, Л. взял на себя заботы об устроении вновь созданной Смоленской епархии. В дек. 1656 г. Л. вместе с патриархом Никоном, Новгородским митр. Макарием III и Крутицким митр. Питиримом вновь посетил Иверский мон-рь. 16 дек. 1656 г. Л. участвовал в освящении Успенского собора, где была установлена икона Иверской Божией Матери. В дальнейшем он поддерживал связи с Иверским мон-рем, заботился о расширении его братии (напр., 26 февр. 1667 обратился к архим. Иверского мон-ря Филофею и наместнику Паисию с просьбой принять в обитель бывшего полоцкого архим. Афиногена).

http://pravenc.ru/text/2462459.html

Сам сей столетний старик не преклоняясь ни на какие предложения, велел себя внести в храм Казанския Богоматери с твёрдым предположением умереть от злодейских рук, когда могут они допущены быть похитить сей город; и сколь скоро оные ворвались в тот храм Божий, то он собрав последния свои силы вскричал на злодеев, как могут они изменники дерзать противу своей государыни, осквернять и расхищать храм Божий? В тех самых словах оный был растерзан злодейскими руками; внук его лейб-гвардии отставной маиор Пётр Татищев, будучи с сим просителем своим сыном при резервном корпусе защищались по всей своей возможности, и когда приказано было резерву войти в замок, то тогда они уже были оба в оный втащены верёвками чрез стену, и были при защищении во всё время продолжаемого на него нападения, что свидетельствуют о них все там бывшие».(34) . Посему граф П.И. Панин просил у Императрицы Екатерины II «всемилостивейше пожаловать повелеть сего молодого дворянина, воспитанного по своему рождению, определить в полевые полки здесь находящиеся тем офицерским званием, которого он должность имел уже счастие при уланском корпусе с настоящим военным подвигом противу злодейских нападений, отправлять».(35) После учинённой в монастыре резни он был практически уничтожен огнём. Был ли КБМ подожжён намеренно или загорелся от распространившегося по всему городу пожара - установить по сохранившимся свидетельствам не представляется возможным. Между тем, известно, что пугачёвцы, среди которых было много иноверцев - башкир и татар, не испытывавших пиетета по отношению к православным святыням, с лёгкостью оскверняли, грабили и поджигали казанские церкви и монастыри, истребляя укрывавшихся в них обывателей. Как писал архимандрит Платон (П.И. Любарский), «всякого состояния, полу и возраста жителей» они «в полон вёрст за семь отгоняли», «укрывшиеся же в церквах, видя оттуда терзаемых и закланных своих родственников и знаемых, не смели рыдать, но трепеща равней себе ожидали судбины; алчные злодеи не устрашились разбивать, разграблять, сожигать и самыя святыя церкви, из коих людей, безчинно бегая в оных с оружием, и въежжая на лошадях, выгоняли в плен, многих тут же умерщвляя».(36) «Шестнадцать церквей, - писал М.С.

http://ruskline.ru/analitika/2017/12/06/...

К Архиерейскому дому были приписаны небольшие Макарьевский Илбахтин мон-рь Уфимского уезда и Кашпирский Вознесенский мон-рь Симбирского уезда (в 1693 и 1695 гг. соответственно) с крестьянами и вотчинами. При М. архиерейская ризница пополнилась заказанной еще Адрианом архиерейской златокованной шапкой с жемчугом и запалами. Видимо, там же хранилась книга свт. Иоанна Златоуста «Беседы на Евангелиста Иоанна» (М., 1686) с владельческими надписями: «Сия книга Маркелла митрополита Псковского келейная» и «Сия книга Преосвященого Маркелла, митрополита Казанского и Свияжского келейная» (ОРиРК НБ Казанского ун-та. Ед. хр. В-174196). М. был погребен в приделе во имя святых Бориса и Глеба казанского Благовещенского собора Казанского кремля. В XIX в. его останки были перенесены под главный алтарь кафедрального храма. Ист.: ПСЗ. 1830. Т. 3. 1381. С. 71, 74; Дворцовые разряды. СПб., 1855. Т. 4. Стб. 577; ДАИ. Т. 10. 15. С. 39; 66. С. 226-227; Горский, Невоструев. Описание. Отд. 2. Ч. 3. 303. С. 478-479; Список с епистолии инока Силивестра Медведева// Симеон Полоцкий. Вертоград многоцветный/Подгот. текста и коммент.: А. Хипписли, Л. И. Сазонова. Кёльн, 2000. Т. 3. С. 629-630; Гордон П. Дневник 1690-1695 гг./Пер. с англ., ст. и примеч.: Д. Г. Федосов. М., 2014. C. 20, 21, 23, 25. Лит.: Евгений (Болховитинов), митр. Описание Псково-Печерского 1-кл. мон-ря. Дерпт, 1821. С. 18, 53; Чистович И. А. История правосл. Церкви в Финляндии и Эстляндии, принадлежащих к С.-Петербургской епархии. СПб., 1856. С. 146-147; Платон (Любарский), архиеп. Сб. древностей Казанской епархии и других приснопамятных обстоятельств. Каз., 1868. С. 80-81; Строев. Списки иерархов. Стб. 287, 384, 656, 907; Брикнер А. Г. Мат-лы для источниковедения истории Петра Великого: (1682-1698 гг.)//ЖМНП. 1879. Ч. 204. 8. Отд. 2. С. 301-302; Леонид (Кавелин), архим. Казанский митр. Маркелл (1698)//РА. 1889. Кн. 2. Вып. 6. С. 304; Шляпкин И. А. Св. Димитрий Ростовский и его время (1651-1709 гг.). СПб., 1891. С. 167-168, 170, 270; Покровский И. М. Казанский архиерейский дом. Каз., 1906. С. 215-216, 257, 345; Окулич-Казарин Н. Ф. Спутник по древнему Пскову. Псков, 19132. С. 48, 86, 107, 108; Харлампович К. В. Малороссийское влияние на великорус. церк. жизнь. Каз., 1914. Ч. 1. С. 255-256, 433-434; Артаксерксово действо: Первая пьеса рус. театра XVII в./Подгот. текста, ст. и коммент.: И. М. Кудрявцев. М.; Л., 1957. С. 96-97; Кудрявцев И. М. «Издательская» деятельность Посольского приказа: (К истории русской рукописной книги во 2-й пол. XVII в.)//Книга: Исслед. и мат-лы. М., 1963. Сб. 8. С. 179-244; Белоброва О. А. Маркелл//СККДР. 1993. Вып. 3. Ч. 2. С. 335-336 [Библиогр.]; Богданов А. П. Рус. патриархи: (1589-1700). М., 1999. Т. 2. С. 321-324; он же. Московская публицистика посл. четв. XVII в. М., 2001. С. 372, 375, 407; Маркелл//СККДР. Вып. 3. Ч. 4. С. 745-746 [Библиогр.]; Липаков Е. В. Архипастыри Казанские: (1555-2007 гг.). Каз., 2007. С. 98-102.

http://pravenc.ru/text/2562304.html

Евангелие» (Там же. С. 83). По сведениям Яблокова, этот покров был подобен покровам на раках Казанских митрополитов - свт. Гурия в Благовещенском соборе и свт. Варсонофия в Спасо-Преображенском мон-ре (местопребывание неизв.). Ризницы казанских храмов пополнялись драгоценной утварью работы местных и столичных мастеров. Для Благовещенского кафедрального собора в 1686 г. были сделаны серебряные сосуды на средства келейной казны митр. Маркелла; ладанница с вкладной надписью митр. Адриана (1688, НМРТ); в 1694 г. сосуды пожертвованы патриархом Адрианом ( Он же. 1909. С. 37); в 1689 г. им же пожертвован золотой напрестольный крест, украшенный эмалями и алмазами ( Платон (Любарский). 1868. С. 80; Пинегин. 1890. С. 364; Яблоков. 1909. С. 32). Распятие на лицевой стороне было выполнено белой эмалью, фигуры предстоящих - цветной. В эмалевых клеймах на обороте были упомянуты частицы мощей из Св. земли, вероятно полученные из патриаршей ризницы. По использованию эмали с росписью напрестольный крест кафедрального Благовещенского собора напоминает крест, происходящий из московского Успенского собора (кон. XVII в., ГММК; см.: Мартынова. 2002. Кат. 319. С. 256-259). Драгоценные вклады в соборную ризницу поступали от горожан: напр., серебряный ковш с чеканным орлом на внутреннем поддоне, пожалованный, судя по надписи, царями Иоанном и Петром Алексеевичами с царевной Софией Алексеевной в 1682 г. посадскому человеку Алексею Третьякову «за пробир Казанской таможни». Напрестольное Евангелие из казанского Петропавловского собора. 1-я четв. XVIII в. (НМРТ) Напрестольное Евангелие из казанского Петропавловского собора. 1-я четв. XVIII в. (НМРТ) Наиболее роскошные вклады в этот период были сделаны в казанский Богородицкий мон-рь, что связано с растущей славой обители и покровительством правящей династии. В монастырской ризнице немало предметов из золота и щедро украшенных драгоценными камнями и жемчугом; исполненные местными мастерами, они напоминают столичные образцы. Еще в 1687 г., при митр.

http://pravenc.ru/text/1319802.html

В кон. XVII в., при митр. Маркелле, происходит обновление кафедрального Благовещенского собора, сильно пострадавшего от пожаров в 1672 и 1694 гг. ( Платон (Любарский). 1868. С. 81; Яблоков. 1909. С. 8). Был установлен новый иконостас с резными колоннами, сплошь позолоченный; новые иконы имели греч. подписи, в чем можно видеть солидарность с «грекофильскими» настроениями патриарха Адриана. Ок. 1694 г. датируются древнейшие росписи собора ( Никанор (Каменский). 1909; Яблоков. 1909. С. 8; Сорокатый, Сорокатый. 1998). О его первоначальной программе можно судить по остаткам росписей, к-рые были поновлены к 1870 г. артелью Н. Л. Сафонова (восстановлены в 2005; см.: Разумов. 1871). Сохранились отдельные композиции и фигуры: «Богоматерь Благодатное Небо» с Христом Великим Архиереем и со святыми в молении - на своде сев.-зап. камеры наоса; «Отечество (Троица Новозаветная)» - в крестовом своде зап. камеры; фигуры 2 св. князей и херувима - на откосе окна на сев. стене. По описанию П. М. Дульского известны композиции в др. ячейках сводов: в северном - «Иисус Христос с чашей в руках, окруженный святыми и ангелами»; в южном - «Господь Саваоф в ореоле»; на своде юго-зап. камеры - «престол, вокруг которого святые, и над ними Спаситель» ( Дульский. 1913. С. 52). Уже тогда в программу росписей (в зап. части трапезной) были включены сюжеты из местной церковной истории: «Проводы царем Иоанном Васильевичем первосвятителя Гурия», «Обретение мощей святого Гурия», «Обретение иконы Казанской Богоматери». В цветовой гамме фресок преобладают красные, кирпичные оттенки, возможно как результат пожара; присутствуют холодные голубые и синие тона в исполнении одежд. Композиции на сводах имеют столичные протографы. Образ Богоматери с Младенцем в изводе «Благодатное Небо» восходит к иконографии местной иконы того же названия в Архангельском соборе Московского Кремля (1681; Щенникова Л. А. О двух чтимых Богородичных иконах Архангельского собора//Архангельский собор Моск. Кремля: Сб. ст. М., 2002. С. 290-301). Однако отличия - руки Богоматери не скрещены, но сложены перед грудью, левая указывает на Младенца; облачения Младенца разного цвета, Он без короны, держит в руках свиток, а не Евангелие - указывают на самостоятельную разработку почитаемого образа. Эти детали близки к изводу иконы Божией Матери «Одигитрия»; появление над мандорлой полуфигуры благословляющего Христа в архиерейских одеждах (Великого Архиерея) подчеркивает единство земной и небесной Церкви; святые внизу и вокруг Богоматери на облаках молятся за род человеческий. Влияние столичных протографов, заимствующих мотивы зап. искусства, можно видеть и в «Св. Троице»: симметричные позы и движения фигур Бога Сына и Бога Отца, инсигнии (скипетр и держава с золотыми звездами), лучи-языки пламени внутри нимбов.

http://pravenc.ru/text/1319802.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010