Если же вы без необходимости тратите на новости слишком много вашего времени и душевных сил, особенно если эти новости напрямую вас не касаются, то желание всё знать становится суетным, даже невротическим стремлением, что может свидетельствовать о недоверии к Богу и скрытой форме гордыни. Например, если знание новостей позволяет ощущать себя умным, эрудированным, осведомленным — это суетное тщеславное желание. А если человек слишком сильно полагается на свою осведомлённость, черпая уверенность исключительно в своих знаниях о происходящем, не полагаясь на Бога, не уповая на то, что Он устроит всё во благо, да ещё и кипит эмоциями (страстями) по поводу происходящего в мире, то тем самым он выражает недоверие к Богу, неверие в Божий Промысл. Бесконтрольное погружение в мир новостей и чрезмерно эмоциональное, некритичное восприятие информации опасны для души. Отсутствие чувства меры, непривычка к воздержанию и умеренности в чувствах приводят к пробуждению греховных страстей. И если мы не умеем сохранять бесстрастие (а это очень редкий навык), мысли и чувства, зарождающиеся в нас под воздействием негативных новостей, пагубно влияют на нашу душу: «Непозволительность и незаконность страстного помысла в любом случае для самого человека являются столь ясными и очевидными, что вовсе не требуется какого-то «рассмотрения» или «анализа» его скрытого внутреннего содержания» (архимандрит Платон (Игумнов). Одно только стремление избежать греховных страстей оправдывает воздержание от бурного потока новостей. А нравственный выбор, регулярно встающий перед каждым человеком, должно делать, ориентируясь не на социально-политические обстоятельства и события, а на основу основ — Закон Божий. Попытки разобраться в том, что происходит в мире, найти причины и мотивы, предугадать последствия, скорее усложняют этот выбор, запутывают человека, создавая впечатление неоднозначности и многообразия вариантов – не без помощи врага рода человеческого. Поддаться соблазнам, связанным со знанием о происходящем в мире и движущих силах социально-политических процессов, очень легко людям, далеким от социологии и политики. А таких большинство. Но даже весьма образованные, знающие люди, могут попасть в ловушку тщеславного искушения собственной информированностью, забыв, что любое человеческое знание не может быть всеобъемлющим и абсолютным, а Божий Промысл может действовать даже вопреки законам земной природы.

http://azbyka.ru/zdorovie/informacionnyj...

" Истоки. Слово и образ " . Экспериментальное учебное пособие для 6 класса общеобразовательных учебных заведений. М. Технологическая школа бизнеса, 1997. 6. " Основы нравственности " . Янушкявичюс Р.В., Янушкявичене О.Л. М., Про-Пресс, 2000. Рекомендовано Федеральным экспертным советом Мин. образования РФ.; 7. " Дерево доброе " . Янушкявичене О., Киреев И.М., Отдел религиозного образования и катехизации, 1997.; 8. Методический комплект : – " Наша жизнь с Богом " . Тарасар К. Пособие по катехизации для детей младшего школьного возраста (7-10 лет). СПб., 2000. Ч.1. Уроки 1-18. – " Наша жизнь с Богом " . Тарасар К. Пособие по катехизации для детей младшего школьного возраста (7-10 лет). СПб., 2002. Ч.2. Уроки 19-36. – " Наша жизнь с Богом " . Тарасар К. Руководство для преподавателя к пособию по катехизации для детей младшего школьного возраста (7-10 лет). Первый год обучения. – " С нами Бог " . Тарасар К. Пособие по катехизации для детей среднего школьного возраста (11-12 лет). СПб., 2000. Ч.1. Уроки 1-18. – " С нами Бог " . Тарасар К. Пособие по катехизации для детей среднего школьного возраста 11-12 лет. СПб., 2002. Ч.2. Уроки 19-36. – " С нами Бог " . Тарасар К. Руководство для преподавателя к пособию по катехизации для детей 11-12 лет. Уроки 1-36. СПб., 2000. 9. " Православная культура " . Концепции. Учебные программы. Библиография. Сост. Д.Е Самогаев. Под общей редакцией иеромонаха Киприана (Ященко) и Л.Л.Шевченко. М. Издательский дом " Покров " , 2003. Рецензенты: Президент Российской академии образования Н.Д. Никандров; профессор Православных Духовных Академии и семинарии, архимандрит Платон (Игумнов); Координационный совет по взаимодействию Министерства образования РФ и Московской Патриархии РПЦ. 10. " Православная культура в школе " . Учебные программы. Координационный совет по взаимодействию Министерства образования РФ и Московской Патриархии Из РПЦ. М., 2003. Издается по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II; 11. " Основы православия " . Авт-сост. к.пед.н. .Метлик И.В. Программа учебного курса для общеобразовательных учреждений. Авторское объединение " Русская школа –2000 " . Москва. 2004. Рецензирована в Отделе религиозного образования и катехизации РПЦ и рекомендована для использования в общеобразовательных учреждениях.

http://religare.ru/2_37621.html

Богослужебные песнопения исполнили женские каникулярные хоры под управлением К.А. Тарелкиной и К.А. Алексеевой. По 3-й песни канона слово на отпевании произнес профессор архимандрит Платон (Игумнов), надгробное слово по 6-й песне канона произнес проректор МДА протоиерей Александр Задорнов, по 9-й песни к присутствующим обратился преподаватель МДА священник Стефан Домусчи. Н.К. Гаврюшин был похоронен на Благовещенском кладбище Сергиева Посада, на участке Московской духовной академии. Николай Гаврюшин родился 28 ноября 1946 г. в семье киносценариста Константина Лаврентьевича Гаврюшина. В 1970 г. окончил филологический факультет МГУ. С 1971 г. работал в Институте истории естествознания и техники, с 1997 г. — старший научный сотрудник. В 1973 г. защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата философских наук «Художественное творчество и развитие науки (становление идеи освоения космоса)». Руководил Проблемной группой по изучению памятников науки и техники. Член Оргкомитета чтений К.Э. Циолковского (1975-1980). В 1977-1978 и 1978-1979 уч. гг. читал курсы эстетики и истории эстетических учений на дневном и вечернем отделении исторического факультета МГУ. С 1980 г. сотрудничал с Издательским отделом Московского Патриархата. В середине 1980-х читал курсы лекций по истории русской религиозной мысли в Доме ученых в Протвине, в ГАХИ им. В.И. Сурикова. С 1987 г. — преподаватель философии Московской духовной академии и семинарии, с 1997 г. — доцент, с 2002 г. — профессор. С 1997 г. также преподавал в Минской духовной академии. В 1981-1992 гг. — редактор ежегодника «Памятники науки и техники». В 1997-2000 гг. — главный редактор «Богословского вестника», издаваемого МДА. Редактор серии антологий «Сокровищница русской религиозно-философской мысли». Автор более ста печатных работ по истории науки и философии. Основные работы посвящены истории космологических идей и истории русского космизма, религиозной антропологии и эстетике, истории логики на Руси в XI-XVIII вв. По материалам пресс-службы МДА

http://patriarchia.ru/db/text/5486186.ht...

Скачать epub pdf Взирая на пройденный Россией исторический путь, размышляя о будущих судьбах России, мы, как проницательно заметил И.А. Ильин , «мысленно обращаемся к Божьему замыслу, положенному в основание русской истории, русского национального бытия» 1 . История народа сокрыта в его метафизической судьбе. Наш взгляд на современную Россию есть в своей сокровенной сущности взгляд «на всю нашу тысячелетнюю жизнь как на продолжение испытания вер, начатого ещё до Владимира и до сих пор неоконченного» 2 . Судьба России была и остаётся соотносительной её религиозному и культурному предназначению. В своих первоначальных истоках она была освящена мировоззренческой новизной христианства, которое вошло в мир как сила, способная формировать историю. Под знаком новой исторической парадигмы Древняя Русь вступила на порог своего цивилизационного совершеннолетия. История христианства в России открывается событием крещения всего русского народа святым равноапостольным великим киевским князем Владимиром Святославичем. Введение христианства в России означало утверждение в миросозерцании и жизни русских людей вечных и универсальных начал, придающих высокий духовный смысл человеческому существованию и гарантирующих достижение идеальной полноты бытия каждой отдельной человеческой личностью. С эпохи князя Владимира в России, «была принята система ценностей – евангельских ценностей, которых не существовало в языческом обществе» 3 . Эта система ценностей утверждала достоинство бытия в его глубинном постижении и интегральном охвате, достоинство каждой человеческой личности в её индивидуальной уникальности и исключительной значимости. Эта система призывала человека к ответственному отношению к жизни и выводила людей на битву со всеми нестроениями и бедами, наполнявшими их бытие. Она давала нравственные силы противостоять разрушительным и стихийным тенденциям во всех сферах личной и общественной жизни. Она вела человека к спасению от зла, и обеспечивала нравственное обновление и преображение прежнего языческого уклада русской жизни. Она имела своим основанием идеал евангельского совершенства, богоподобия и святости и открывала путь к актуальному воплощению в личной и социальной жизни норм справедливости, солидарности и любви.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon-Igumnov...

И все же, если шизоиды (как, впрочем, и личности всех остальных типов) не научатся доверять Богу и ближнему, если они не победят стремления всегда оставаться в своей скорлупе, лишь мечтая о Царстве, они весьма рискуют. Рискуют навечно оказаться именно в этой самой скорлупе, лишенные не только какого-либо утешения от общения с собратьями, но и самой надежды на Встречу с Прекрасным Далеко… Избегая другой крайности — тотального отрицания за шизоидным стилем положительных его качеств, заметим, что в данном очерке мы в какой-то мере сблизили черты шизоида и описываемой К.Юнгом интравертированной личности. Архим. Платон (Игумнов), например, видит много преимуществ именно у интраверта в противовес обращенному вовне экстраверту: “Отказываясь от притязаний и разочарований, связанных с обладанием миром вещей, интравертированная личность приобретает способность познания априорных образов умопостигаемого мира. Это — моменты углубления в себя, бескорыстного созерцания благолепия творения Божьего, молитвы и славословия Бога. Интравертированная личность ориентирована на становление, которое есть вечное творчество и непрерывный процесс”. Самоуглубление, рефлексия, самопознание безусловно необходимы для спасения, и как раз шизоиды могут достичь здесь многого. Стоит отметить, что именно среди шизоидов часто встречаются сильные личности. Если такой человек сумеет адаптироваться, реализоваться, пойдет путем духовного роста, он сможет добиться весьма многого. Распространенное представление о шизоиде как о фигуре весьма неприятной, замкнутой, злобной, мы считаем односторонним и потому неверным. Применительно к приходским условиям, шизоид может принести много пользы. Остановимся на этом моменте более подробно. Известно, что шизоиды склонны к рационализации, структурализму и являются прекрасными стратегами, хотя и кабинетного плана. Пожалуй, по части абстрактного мышления, схематизации они не имеют себе равных. Но ведь и Православие — религия не только и не столько иррационализма, сколько разума, духовной трезвости и взвешенного подхода. Умение сочетать веру и разум — достоинство православного христианина. Понятно, что у любого человека возникают определенные трудности при вхождении в церковную традицию. Для шизоида такой трудностью чаще всего бывает невозможность найти всему, что он встречает в храме, разумное объяснение. Им нужно “разложить всё по полочкам”. Это не всегда возможно, не всегда встречаются люди, готовые “нянчиться” с таким любознайкой и всё ему объяснять. Но если это получится, мы увидим перед собой настоящего ревностного христианина.

http://azbyka.ru/zdorovie/ocherki-sovrem...

Однако в личной религиозной жизни бескорыстность праведника должна простираться до отказа от всякой мысли о вознаграждении. Наградой человеку должно служить сознание исполненной перед Богом правды. Именно к такому пониманию воздаяния Бог призывает всякого человека. История Божественного водительства в Ветхом и Новом Заветах представляет собой постепенный процесс воспитания народа Божьего в понимании духовного характера благ, обещанных и воздаваемых каждому человеку. При рассмотрении вопроса воздаяния в Ветхом Завете следует обратить внимание на два принципиальных момента. Первый момент заключается в том, что представление о воздаянии соединялось с ожиданием земных благ. Ветхозаветные награды были, главным образом, вещественными, но даже тогда, когда они были духовными, например, близость к Богу, они прекращались со смертью . В царстве усопших умершие больше не могли воздавать хвалу Богу. Второй момент заключается в том, что воздаяние за преступление или за добродетельный поступок отдельного человека относилось в Ветхом Завете к целой общности людей. Источником этой идеи служил характер семейных отношений, но более важной причиной было то, что Бог избрал Израиль и заключил с ним Завет именно как с избранным и святым народом, а не как с отдельными личностями. Поэтому Бог мог наказать народ за грех одного человека и дать благословение и награду за личную праведность другого человека. Очевидный пример всеобщего наказания – история падения человека. Но есть много других подтверждений. Убийство, совершенное Каином, вызвало умножение беззаконий во всем его роде. Даже царь Давид своим прегрешением обрек своего сына, родившегося от незаконного союза, на смерть и свой царский род на беспрерывные войны и бедствия ( 2Цар. 12:7–14 ). Не только ближайшие потомки, но даже целый род может быть наказан за грех одного из его представителей. Классическое изречение о наказании, отмеренном Богом заведомо неповинным потомкам грешников, мы находим в книге Исход; тем более Его милость и прощение простираются на тысячи родов ( Исх. 34:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Platon-Igumnov...

Долг – это налагаемое на человека со стороны его разума требование поступать в соответствии с нравственным законом. Долг есть важнейшая санкция нравственного закона, который на уровне отдельной человеческой личности осознается в каждой конкретной ситуации как определенная нравственная необходимость. Долг является одной из высших форм нравственного сознания личности. Бог таким образом устроил человека, что ему присущи очень глубокие и очень утонченные формы нравственного опыта и умозрения. Всякий раз, когда человек встречается в своей жизни с явлениями нравственного добра, он их не может не узнать и не пережить. Это происходит потому, что существует заранее предустановленное соответствие между возможностями человека и нравственным идеалом. Идеал требует своего осуществления в жизни. Это требование становится тем внутренним императивом, который мы называем долгом. Отсюда следует, что в структуру содержания понятия долга входят следующие элементы. Видение нравственного идеала. Осознание его как ценности. Желание его достижения ради высшего блага. Решимость в осуществлении желаемой цели. Все эти элементы формируют понятие долга в условиях естественной нравственности, где речь идет о конечных и относительных идеалах. В жизни Церкви человеку открывается идеал безграничного совершенства. Учение Церкви создает основу для более углубленного понимания нравственного идеала и путей для его осуществления. Требования нравственного совершенства кажутся подчас безмерными и даже нереальными с точки зрения условий затемненного грехом бытия. Однако даруемая в жизни Церкви сверхъестественная благодать сообщает человеку творческие силы, дающие возможность нравственного усовершенствования. Сознание долга нравственного совершенства есть вызов ветхому человеку, коснеющему в безответственности и инертности. Когда нравственный идеал открыт, сознание долга не допускает никакого оправдания для уклонения от цели его достижения под предлогом обстоятельств или «запросов природы». Стремление к идеалу становится необходимой потребностью, потому что оно является не чем иным, как жизненным предназначением каждого человека. Практическая деонтология Запада и православная этика

http://azbyka.ru/otechnik/Platon-Igumnov...

Но самым достоверным и неоспоримым фактом, убеждающим каждого человека в неизбежности будущего воздаяния, является его личный жизненный опыт. Каждый человек причастен к этому опыту в той степени, в какой он причастен к опыту осмысления и оценки прожитой жизни. Этот опыт, наиболее глубоко осознаваемый и переживаемый в самые критические моменты жизни, нашел свое яркое изображение у Платона в его «Государстве»: «... Кто близок к мысли о смерти, у того рождается боязнь и забота о таких предметах, о которых прежде он и не думал. Известные предания о преисподней, где порочные должны будут понести наказание за совершенные ими в течение этой жизни неправды, которые он раньше считал нелепыми, начинают беспокоить его душу... Полный сомнений и страха, он начинает размышлять и исследовать, не сделал ли он какого-нибудь зла. Тот, кто находит в своей жизни много несправедливостей, постоянно находится в страхе, и, подобно ребенку, нечаянно пробужденному от сна, трепещет, и проводит свою жизнь в скорбных предчувствиях; между тем как тот, кто не сознает за собой ничего несправедливого, всегда сопровождается радостной надеждой...» Описанным переживаниям вины и тревоги или, напротив, радостной надежды присуще сознание воздаяния как объективной и неизбежной справедливости, которая с глубокой внутренней очевидностью, удостоверяемой религиозным сознанием, присуща высшему Божественному установлению. Как видно из приведенного фрагмента и как свидетельствует об этом накопленный человечеством нравственный опыт, предчувствие присущих человеку при жизни опасений или надежд является указанием на окончательное и полное воздаяние, ожидающее всех людей в будущем веке. По внутреннему свидетельству нашего религиозного сознания, Бог как всеведущий знает все возможности человека и мерит степень его виновности и заслуг в каждом конкретном случае. При этом нужно иметь в виду, что православная традиция дальше всего отстоит от чисто юридического понимания личного воздаяния, рассматривая творимое человеком и подлежащее воздаянию добро или зло как свободное и сознательное принятие или отвержение Божественного порядка в нравственном строе жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon-Igumnov...

4. Нравственное сознание Нравственное сознание в структуре личности Нравственное сознание является неотъемлемой принадлежностью человеческой личности как образа Божьего. В структуре личности нравственное сознание следует признать как безусловный и не требующий объяснения факт. Нравственное сознание не может быть выведено ни из каких причинно-следственных предпосылок, потому что оно есть чистое и самое глубокое отражение в человеке образа Божьего. Природа нравственного сознания идеальна. Эмпирически человек становится носителем нравственного сознания в процессе взаимодействия с социально-культурной средой. Хотя формирование индивидуального нравственного сознания обусловлено влиянием факторов конкретной социальной среды, его природа является идеальной, так же, как идеальной является природа мысли и природа сознания вообще. Известно, например, общепризнанное в науке положение, что природа индивидуального сознания человека, несмотря на свою связь с физиологической деятельностью мозга, является идеальной: ни в самом сознании, ни в его продуктах эта деятельность не обнаруживается. Нравственное сознание является частью общего сознания личности. Функция общего сознания состоит в том, что оно удостоверяет личность в действительной подлинности ее присутствия в универсуме бытия. Функция нравственного сознания состоит в том, что оно выражает отношение личности к осуществляемым ею самой процессам ориентации, самоопределения и участия в общем универсуме бытия. Нравственное сознание открывает перед человеком двойную очевидность: реальность его собственного, этически воспринимаемого «я» и реальность нравственного порядка в общей структуре бытия. По внутреннему свидетельству нравственного сознания, все, что есть в человеке, в окружающих его людях и в его отношениях к ним, – все это подлежит оценке с точки зрения абсолютного блага и связанных с ним понятий достоинства и долга. В открывающихся для личности возможностях самоопределения и самоактуализации понятия долга, достоинства и блага являются самыми фундаментальными ориентирами, какие предоставляет в ее распоряжение нравственное сознание.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon-Igumnov...

Способность быть не только чутким, но и верным приговору совести и умение реализовать ее указания в конкретной ситуации имеют первоначальный опыт в раннем детстве, который затем распространяется на отрочество и юность. В совершеннолетнем возрасте, по мере восхождения личности к совершенству, богоподобию и святости, совесть освящается в такой степени, что становится тождественной благодатному дару ведения – способностью безошибочного нравственного выбора в любой, даже самой сложной и противоречивой ситуации в полном соответствии с волей Божией. Значение христианского воспитания совести состоит в том, что свобода, достоинство, авторитет и обязывающая сила совести становятся реальной гарантией того, что жизнь человека соединена с Богом и осуществляется по закону Христову. Нравственное учение о долге Нравственное учение о долге составляет один из важнейших разделов этики. В некоторых философских системах, в частности, в стоической философии и философии Канта, идее долга отводилось центральное положение. В XIX веке Бентам ввел в этику термин «деонтология», которым стали обозначать комплекс вопросов, связанных с понятиями долга и должного. Понятие долга возникает и формируется в опыте повседневной жизни. Быть перед кем-то в долгу означает определенное внутреннее требование. Таким требованием может быть уплата материального долга или оказание взаимной услуги. Заплатить долг – значит, ответить благодеянием тому, кто в нужный момент оказал помощь или был в чем-то полезен. С этой точки зрения долг есть эквивалент добра, которым по закону справедливости оплачивается всякое благодеяние. Понятие долга теснейшим образом связано с понятиями достоинства и блага, являющимися важнейшими категориями этики. Эта связь прослеживается в каждом конкретном поступке, подлежащем нравственному анализу и оценке, и может быть выражена в следующих положениях. Достойный поступок есть тот, который совершается во имя долга. Верность в соблюдении долга есть добродетель, достойная человека. Соблюдение долга есть всеобщее условие быть достойным блага.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon-Igumnov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010