А. Князев Автор дал своей статье другое заглавие, именно: «Вклад ученика на праздник своего учителя», с следующим посвятительным прибавлением: Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему Платону, Архиепископу Херсонскому и Одесскому и разных орденов Кавалеру, Милостивийшему Архипастырю и Отцу, в день юбилея 50-летней Его службы Церкви и Отечеству усерднейшее приношение от признательного ученика, Коллежского Советника, Александра Князева . I. В жизни своей я нахожу замечательную особенность, именно: благотворное влияние на нее преимущественно одного и того же лица. Это лицо, являющееся для меня в виде путеводной звезды, есть нынешний Владыка Херсонский, Высокопреосвященный Платон. Под его начальством я учился в С. – Петербургской Духовной Академии. Под его же управлением я проходил свою духовно-учебную службу в разных местах. Что я должен из этого вывести для себя? То, что мне суждено не только участвовать в его служении Слову Истины, но, в свою пору, и свидетельствовать о том, как право он правил слово Истины. Настоящее юбилейное торжество сего Архипастыря представляет лучшую пору для такого свидетельства. И я предлагаю здесь, как вклад благодарного ученика на светлый праздник своего достойнейшего учителя, очерк пастырских трудов его, по управлению Псковскою и Рижскою епархиями, в которых служить мне судил Господь под его мудрым начальствованием. 1 . Преосвященный Платон вступил в управление псковской епархией по смерти псковского архиепископа Нафанаила 1 , еще бывши викарием псковским, и управлял ею до перемещения на псковскую кафедру астраханского архиепископа Евгения Баженова, когда рижское викариатство уже было преобразовано в самостоятельную епархию, всего почти 7 лет. Чтобы лучше оценить заслуги его для псковской епархии, нужно знать, в каком положении осталась она после преосвященного Нафанаила. Преосвященный Нафанаил, сам по себе, был пастырь точно Христов, по своим необыкновенно высоким качествам. Особенно он был богат евангельскою любовью к меньшей братии Христовой. Он не мог равнодушно не только видеть несчастного, но и слышать о нем. Не редко он плакал о несчастье другого больше, чем сам несчастный, и готов был жертвовать для него всем. Не было у него копейки, которой он мог бы поделиться с бедняком: он делился с ним своей обувью, своим платьем. Не находилось, подчас, для этого у него своих вещей: он отдавал вещи своего келейника, какие попадались ему на глаза, с сугубым после вознаграждением за это. Но отказать ищущему у него помощи не имел сил.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Gorodec...

Рига. Церковь Спаса Преображения. Rgas Kristus Apskaidrošans pareizticgo baznca Деревянная церковь. Действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Спаса Преображения Год постройки:Между 1889 и 1890. Архитектор: А.Н. Эдельсон Адрес: Латвия, г. Рига, проспект Межа 11 Mea prospekts 11, Rga, Latvija Координаты: 56.996471, 24.132897 Проезд:автобус 2, 11, 24 до остановки " проспект Межа " ; автобус 48 до остановки " Саркандаугава " Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Рижская церковь Преображения Господня расположена на проспекте Виестура 11 в Саркандаугаве (Красная Двина). Этот район находится приблизительно в двадцати километрах от Рижского залива. Наименование этой местности сложилось исстари и связано с немецкими словами ‘’Reide Düna’’, ‘’Roten Düna’’, которыми крестоносцы называли правобережный, достаточно глубокий рукав Двины (Даугавы). Здесь суда укрывались от шторма, а в случае необходимости оставались на зимовку. Само поселение развивалось как рабочая окраина Риги, но с XVIII века всё более становилось продолжением Рижского порта в сторону моря. Интенсивное развитие в начале XIX века всего устья Двины и особенно Саркандаугавы привлекало много людей. Православные жители начали хлопотать о строительстве церкви. Однако епископу Иринарху (Попову), епископу Филарету (Гумилевскому), архиепископу Платону (Городецкому), епископу Филарету (Филаретову), епископу Донату (Соколову-Бабинскому) из-за противодействия немецких властей, пасторов, остзейского дворянства и нехватки средств не удалось разрешить вопрос положительно. Успехом увенчались усилия Высокопреосвященнейшего Арсения (Брянцева), архиепископа Рижскаго и Митавского, прибывшего на Рижскую кафедру в 1887 году. По благословению Владыки архитектор, надворный советник А.Н.Эдельсон разработал проект храма и составил смету. Закладка церкви была совершена 10 сентября 1889 года епископом Арсением в сослужении рижскоградского благочинного протоиерея Ф.М.Либеровского, протоиереев И.Попова и А.И.Кангера при многочисленном стечении народа. Строительство велось качественно и в кратчайшие сроки. Одновременно велась подготовка к внутреннему обустройству храма. Но средств не хватало. На помощь пришли другие церкви. Щит иконостаса был передан Илукстским женским монастырём. Преображенская церковь Усть-Двинской крепости передала шесть икон. Четыре иконы были написаны заново. Так общими усилиями всего через год деревянная церковь на каменном фундаменте была обустроена. При храме указом Св. Синода от 6 мая 1890 года на Красной Двине был учреждён православный приход. 15 мая этого же года Преосвященнейший Арсений, епископ Рижский и Митавский, в присутствии около двух тысяч прихожан освятил выстроенную близ железнодорожной станции «Александровская высота» церковь.

http://sobory.ru/article/?object=09002

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Сильвестр Омский, сщмч. - житие СИЛЬВЕСТР (ОЛЬШЕВСКИЙ) (1860 - 1920),епископ Прилукский, викарий Полтавской епархии. С 1911 года - архиепископ Омский и Павлодарский. Духовный писатель, священномученик. Память 13 февраля и в Соборе новомучеников и исповедников Российских. В миру Ольшевский Иустин Львович, родился 1 июня 1860 года в семье диакона села Косовка Сквирского уезда Киевской губернии. В 1883 году окончил Киевскую духовную семинарию. Будучи воспитанником семинарии, выполнял послушание чтеца знаменитого догматиста профессора КДА архимандрита (впоследствии епископа) Сильвестра (Малеванского). В обязанности Иустина входило чтение вслух имевшему слабое зрение профессору сочинений богословского характера как отечественных, так и иностранных авторов. В 1887 году окончил Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия. С 27 октября 1887 года работал учителем церковно-приходской школы села Липовка Киевского уезда. 15 января 1888 года переведен законоучителем в двухклассное министерское училище местечка Шпола Киевского уезда. Местечко Шпола, одно из беднейших в губернии, было почти целиком заражено штундизмом. Обстоятельно изучив учение секты, Иустин Львович пришел к мысли, что деятельность светского миссионера может принести больше плодов, чем миссионера из духовенства. Он письменно изложил свои соображения по этому поводу и подал докладную записку митрополиту Киевскому Платону (Городецкому), эти соображения были полностью приняты, и 7 марта 1889 года Иустин Львович был назначен миссионером Киевской епархии и учителем церковно-приходской школы Свято-Владимирского братства. В то время назначение на эту должность светского человека было большой редкостью, что требовало от миссионера выдающихся качеств. Результатом практической работы Иустина Ольшевского на поприще просвещения сектантов стал его труд " Обличение штунды в библейских текстах " , это труд стал ценнейшим пособием для миссионеров и неоднократно переиздавался.

http://pravicon.com/info-3373

Апреля 20 дня 1865 года Майор Фёдор Фёдорович Барабанщиков» л. 1–1 об.]. В Донской духовной консистории делу быстро дали ход, и вскоре на прошении была поставлена резолюция архиепископа Иоанна (Доброзракова): «рассмотреть по обычаю» л. 4]. 15 сентября 1866 года Дёгтевским благочинным священником Яковом Евфановым было освящено место под постройку церкви. С этого момента и начались строительные работы. В ходе обустройства фундамента по традиции под алтарь будущей церкви была положена закладная серебряная икона Божией Матери Всех Скорбящих Радость. В 2013 году при реставрационных работах в храме икона была обнаружена Весной 1870 года основные строительные работы были окончены, и как сообщал благочинный, церковь была «вчерне построена» и «будет готова к освящению в престольный праздник 24 октября». Но по просьбе Барабанщикова, «по независящим от него причинам» освящение церкви перенесли на следующий год л. 12 об.]. 16 октября 1871 года Барабанщиков в прошении к архиепископу Донскому и Новочеркасскому Платону (Городецкому) писал: «По данному мною обету с разрешения епархиального начальства, строившаяся в имении моём в слободе Тиховской Журавке каменная церковь, во имя Божьей Матери Всех Скорбящих Радосте, постройкою окончена» л. 16]. Он «покорнейше» просил переместить к новой церкви «лично известного ему священника станицы Терновской Василия Ивановича Землянского». В том же прошении Ф. Ф. Барабанщиков пишет, что отложить освящение храма на следующий год не может, поскольку опасается, что «постигшая … болезнь, хотя и периодическая, но заметно усиливается, и я чувствую постепенное ослабление во всём организме моём, а как волею Божьей храмосоздатель, то желал бы присутствовать при освящении храма. Поэтому всепокорнейше прошу Вас, Высокопреосвященнейший владыко, снисходя к болезненному моему состоянию наложить резолюцию» л. 17 об.]. И далее просит перенести освящение храма с 24 октября на 21 ноября, подчёркивая, что «…этот день для меня, как обет, обязательный». При этом он не вдаётся в подробности и не объясняет причины переноса даты. Можно предположить, что Барабанщиков хотел освятить церковь 21 ноября потому, что в этот день православные почитают преподобную Марфу, а именно так звали его бабку, заменившую ему и его братьям родителей. Может быть, именно ей Фёдор Фёдорович «дал обет», то есть обещал построить церковь, и поэтому перенёс день освящения церкви, совместив его с днём именин Марфы Акимовны. В Донской духовной консистории все просьбы Барабанщикова выполнили.

http://sobory.ru/article/?object=07291

В 1870 году Святейший Синод Русской Православной Церкви официально уведомил англикан, что Православная Церковь прежде взаимоотношения в таинствах считает необходимым согласие в вере (такова же была и точка зрения других Автокефальных Православных Церквей). В 1888 году по случаю 900-летия Крещения Руси Архиепископ Кентерберийский Эдуард Бенсон прислал приветственное послание митрополиту Киевскому Платону (Городецкому) с выражением благопожеланий всему клиру и верующему русскому народу. Митрополит Платон в ответном послании выразил надежду на установление более полного духовного союза между Русской Православной и Англиканской Церквами. Конец XIX и начало XX веков ознаменовались оживлением контактов между обеими Церквами. Участились взаимные поездки официальных и неофициальных лиц. Англиканские епископы, приезжавшие в Россию, убеждались в неизменном доброжелательстве и глубоком внимании к Церкви Англии со стороны Святейшего Синода, клира и мирян Русской Церкви. В 1895 году Россию посетил викарный епископ Лондонского диоцеза Уилкинсон, в 1896 году — епископ г. Питерборо Крейтон, в 1897 году — архиепископ г. Йорка Уильям Маклаган. С ответным визитом в 1897 году в Лондон прибыл архиепископ Финляндский и Выборгский Антоний (Вадковский). Как представитель Русской Православной Церкви он присутствовал на Ламбетской конференции англиканских епископов и на торжествах по случаю 60-летия царствования королевы Виктории. Тогда же Оксфордский и Кембриджский университеты удостоили архиепископа Антония степени доктора богословия honoris causa. Из этой поездки владыка Антоний вынес глубокое убеждение в том, что в среде англикан укоренилось глубокое чувство расположения к Русской Православной Церкви. Дальнейшее сближение англикан с православными было вызвано появлением в 1896 г. буллы Apostolicae Curae, в которой папа Лев XIII объявил о недействительности англиканских рукоположений. Представители Церкви Англии обратились к православным богословам с просьбой высказать свое мнение по этому вопросу. Против возможности признания англиканского священства высказался, в частности, русский богослов протоиерей А.И. Рождественский, в то время как профессора В.А. Соколов и А.И. Булгаков выступили с критикой папской буллы и пришли к выводу, что, согласно принципу икономии, Православная Церковь может признать англиканские рукоположения при условии, если Церковь Англии выступит с надлежащими пояснениями. Позиция Святейшего Синода по этому вопросу была изложена в 1904 году, когда по просьбе святителя Тихона обсуждалась возможность присоединения к Православной Церкви в Америке англиканских священников. Святейший Синод постановил перерукополагать таковых «вплоть до окончательного решения представителями всех автокефальных Церквей Востока».

http://patriarchia.ru/db/text/2552828.ht...

В 1901 г. поступил в КДА. Избрал для углубленного изучения историческую группу предметов. 6 авг. 1904 г. обратился к ректору КДА еп. Платону (Рождественскому) с просьбой о монашеском постриге. 24 авг. 1904 г. наместник КПЛ архим. Антоний (Петрушевский) с согласия Киевского митр. Флавиана (Городецкого) совершил постриг о. Нестора с наречением ему имени Назарий в Никольской ц. лаврского Больничного мон-ря (НА Грузии. Ф. 489. Оп. 1. Д. 65141. Л. 72). В 1905 г. иером. Назарий подал в Совет КДА канд. дис. «Грузинская Церковь от ее происхождения до установления в ней автокефалии» (рукопись сохранилась в ИР НБУВ. Ф. 304. Дис. 1861), которая получила положительные отзывы проф. прот. Ф. И. Титова и проф. А. В. Розова (Извлечение из журналов... 1905. С. 383-387). Груз. писатель А. Гацерелия в б-ке Тбилисского гос. ун-та изучал соч. иером. Назария «Каппадокийская богословская школа» (ныне утрачено), к-рое считал его дипломной работой ( Асатиани. 1995. С. 6). 3 июня 1905 г. определением Совета КДА (утверждено резолюцией Киевского митр. Флавиана (Городецкого) от 15 июня 1905 г.) получил степень кандидата богословия с правом получения степени магистра без новых испытаний (Извлечение из журналов... 1905. С. 501-504). Определением Синода от 19 окт.- 5 нояб. 1905 г. назначен преподавателем гомилетики и соединенных с ней предметов в Волынской ДС (находилась в Житомире) (ЦВед. 1905. 47. С. 513). С 3 окт. 1907 г.- смотритель Клеванского ДУ (в мест. Клевань, ныне поселок Ровенского р-на и обл., Украина) (ЦВед. 1907. 42. С. 379). 6 мая 1908 г. награжден наперсным золотым крестом. 10 мая 1910 г. возведен в сан игумена (НА Грузии. Ф. 489. Оп. 1. Д. 65141. Л. 72). 17 нояб. 1911 г. уволен от духовно-учебной службы и был переведен на служение на родину, в Грузинский Экзархат Русской Православной Церкви : его назначили настоятелем муж. мон-ря Натлисмцемели во имя св. Иоанна Предтечи в пуст. Гареджи (ЦВед. 1911. 48. С. 389). 1 дек. 1911 г. возведен в сан архимандрита (ДВГЭ. 1911. Вып. 24. С. 8).

http://pravenc.ru/text/2564632.html

Безжалостным преследованиям православных подвергали шведы. Ситуация начала меняться после включения шведских владений на территории бывшей Ливонии в состав Российской Империи. Начали строиться храмы, открывались новые приходы. В первой трети XIX века на территории Рижской губернии учреждается викариатство Псковской епархии, а в 1836 году в Ригу прибыл первый православный епископ Иринарх. К сожалению, вскоре ему пришлось покинуть кафедру. Причиной тому стал массовое возвращение местного населения в Православие, что возмутило остзейских баронов-землевладельцев. Они представляли силу, с которой не хотел конфликтовать рижский генерал-губернатор. По доносам в Петербург на архиерея, его отстранили от кафедры и тайно вывезли из Риги во Псков: тайно, потому что в восточной части губернии начались серьезные волнения – крестьяне хотели силой освободить епископа из-под стражи. Его преемникам по кафедре – епископу Филарету (Гумилевскому), Платону (Городецкому) – при котором была в 1850 году открыта самостоятельная Рижская кафедра, также постоянно приходилось преодолевать сопротивление со стороны баронов. К сожалению, им часто покровительствовала государственная власть в лице русского губернатора. Во время Первой Мировой войны немцы, взяв Ригу, разорили православные храмы, вывезли все ценное имущество, даже колокола. Грабеж и разорение православных церквей Латвии продолжили большевики. Положение Церкви оставалось бесправным и при первой Латвийской Республике. Церковные здания и храмы силой захватывали официальные учреждения и ведомства, а также другие конфессии. Такое положение дел сохранялось вплоть до возвращения на родину в Латвию священномученника Иоанна (Поммера), Архиепископа Рижского и Латвийского. В советское время гонения продолжались, при Хрущеве, например, было закрыто и разрушено более сорока православных храмов. 4 мая 1990 года Латвия провозгласила государственную независимость, а в декабре 1992 года Латвийская Православная Церковь, получившая статус самоуправляемой и самостоятельной, была зарегистрирована в Министерстве юстиции Латвийской Республики.

http://pravoslavie.ru/4651.html

Киевскому и Галицкому Платону (Городецкому) с прошением о благословении устроения монашеской общины на приобретенной земле. Она писала, что обитель может давать приют бедным женщинам правосл. вероисповедания, к-рые хотели бы посвятить себя служению ближнему. Указом Синода от 20 июля 1889 г. в Киеве был учрежден общежительный жен. мон-рь на пожертвованной княгиней земле в Лукьяновском участке города, к-рый включал «6 десятин земли с большим зданием для келий инокинь, трехпридельным храмом и с 12 другими домами». В них размещалось или предполагалось устроить «больницу с домовою церковью, бесплатное училище для девочек, рукодельные мастерские, бесплатную лечебницу, странноприимную аптеку, кельи для вдов и девиц, которые пожелают жить в монастыре без принятия до времени монашества, со взносом платы, просфорную с пекарнею, кухню, прачечную, теплицу, пчельник и вне ограды монастырской скотный двор и конюшню, дом для мирских служителей и гостиницу для богомольцев и приезжающих» (ЦГИАК. Ф. 442. Оп. 559. Д. 61. Л. 14-15). Храмы и другие постройки Собор в честь Покрова Пресв. Богородицы. Фотография. Нач. ХХ в. (РГБ) Собор в честь Покрова Пресв. Богородицы. Фотография. Нач. ХХ в. (РГБ) 19 дек. 1888 г. митр. Платон утвердил проект главного монастырского корпуса, включавшего соборную и трапезную церкви, игуменские покои и кельи для сестер. 11 янв. 1889 г. прот. В. И. Лебедев освятил место, избранное для его сооружения. Именно этот день считается офиц. датой основания мон-ря. К 1899 г. на территории К. м. находились 3-придельный деревянный на каменном фундаменте собор в честь Покрова Пресв. Богородицы с правым приделом во имя св. прор. Илии, левым - во имя Всех святых (освящен 17 дек. 1890). К собору примыкал главный 2-этажный корпус с домовой ц. во имя арх. Михаила, кельей Александры Петровны, приемным покоем, б-кой, ризницей, кельей игумении и т. д. На верхнем этаже располагались покои для приема высокопоставленных особ. На территории К. м. архит. Николаевым также были построены больница с ц.

http://pravenc.ru/text/1684551.html

В 1883 году Иустин окончил Духовную семинарию. В том же году архимандрит Сильвестр рекомендовал одаренного, трудолюбивого и высоконастроенного юношу к поступлению в Киевскую Духовную академию, которую тот окончил в числе первых кандидатов в 1887 году, во все время обучения пользуясь духовным и научным покровительством владыки Сильвестра. Другим обстоятельством, определившим последующие занятия Иустина, стало близкое знакомство с различными рационалистическими и мистическими сектами. Во время обучения в семинарии и академии он все каникулы проводил в своей семье, в селе, где служил его отец. Село и весь район были заполонены штундистами. Молодой богослов заинтересовался этой, тогда еще новой, сектой и, учась в академии, начал внимательно исследовать мировоззрение сектантов, их быт, с тем чтобы знать, каким образом может успешно воздействовать на них православный миссионер. Видя, с какой быстротой распространяются различные секты и сектантские учения, Иустин Ольшевский принял решение сразу же после окончания академии посвятить себя служению миссионерскому делу. 27 октября 1887 года он был назначен учителем церковноприходской школы в селе Липовка Киевского уезда; 15 января 1888 года – переведен преподавателем Закона Божия в двухклассное министерское училище в местечке Шпола того же уезда, одного из беднейших в губернии, почти целиком зараженного штундизмом. Основательно ознакомившись с учением секты, Иустин Львович пришел к мысли, что деятельность светского миссионера может принести больше плодов, чем миссионера из духовенства. Он письменно изложил свои соображения по этому поводу в докладной записке митрополиту Киевскому Платону (Городецкому). Соображения и доводы, изложенные в записке, были полностью приняты, и 7 марта 1889 года Иустин Львович был назначен миссионером Киевской епархии и утвержден учителем церковно-приходской школы Киевского Свято-Владимирского Братства. Для того времени назначение епархиальным миссионером лица светского звания было большой редкостью, встречались лишь единичные случаи, подобные миссионерскому служению Константина Голубева в Саратовской епархии, – обычно это было связано с выдающимися качествами самого миссионера.

http://fond.ru/kalendar/219/silvestr/

В итоге преосвященный Макарий довел до сведения петербургского митрополита, что " о. Никанор не православен " , но что как человека даровитого он его " берет на свои руки " Неправославие Никанора с той поры стало притчей во языцех. " Сколько лет тяготели на мне Петербургские недоразумения, - вспоминал незадолго до смерти архиепископ, - и тяготили меня так, что чуть-чуть... не вогнали меня, сказать разве так, в архимандрита Феодора " Само собой понятно, что он имел в виду А.М.Бухарева, снявшего с себя сан... У Никанора, с его острым умом и нравственным максимализмом, было в ту пору немало поводов задуматься о " переоценке ценностей " . Желая, по его собственным словам, " до болезненности оставаться верующим " , он изучал " все критически-отрицательное и видел, что в нашей системе и то, и другое, и третье, с точки зрения так называемой науки представляется далеко не столь прочно, как представлялось до сей поры с точки зрения ригористического православия " . Возникавшие сомнения касались самых разных вопросов: " от раскола до первых основ религии, от двуперстия и треперстия и до доказательств материальности и духовности мировой основы " . Его душа так тяжко все это переживала, что пострадало и здоровье. " С тех пор, - вспоминает он, - я стал по временам заговариваться, говорить с самим собою при людях. Стал вздрагивать, что у меня проявляется то сильнее, то слабее и до последних дней. Вообще, сильно натянулись мои нервы, так сильно, что едва не лопнули " По этим причинам Никанор изменил и метод преподавания. " Боясь, чтоб ко мне опять не придрались, я перестал говорить в академической аудитории, а начал только читать писанные лекции по тетрадке. Эта трусость доходила иногда до забавного. Иногда, желая дать возражение отвечающему студенту, я останавливался на полуслове. К чему? Еще проговоришься? Скажешь что-нибудь лишнее " Никанор был не единственным мыслящим педагогом, оказавшимся в таком нравственном положении. В 30-х годах Платону (Городецкому), будущему митрополиту, а в ту пору профессору и инспектору Санкт-Петербургской Духовной Академии его ректор архим. Виталий, как повестствует Никанор, " внушал: " Боже тебя сохрани! Боже тебя сохрани писать что-либо от себя " ... Пугали обыкновенно Филаретом [Московским - Н.Г.]. То было время бедственных историй протоиерея Павского, протоиерея Красноцветова, протоиерея Сидонского, перевода Библии на русский язык и т.д. Одни труженики науки пострадали в своем положении; труды других просто не прошли и легли навсегда в цензурных архивах, а все прочие были запуганы "

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010