А.Ю. Дубинский Вифанская духовная семинария. Список выпускников 1871–1880 гг. Скачать epub pdf Публикуемый список продолжает собой цикл работ о выпускниках семинарий Московской губернии 1 . Сейчас мы обращаемся к Вифанской семинарии в 1871–1880 гг. В период между реформами 1867 и 1883 гг., несмотря на новую угрозу упразднения, Вифанская семинария продолжала исправно обучать будущих клириков и делала это порой эффективнее, чем в столицах и губернских центрах. Располагаясь при Вифанском монастыре, семинария имела для себя ближайшим центром духовного притяжения не крупный город, а Троице-Сергиеву лавру, что, безусловно, сказывалось на формировании личности воспитанников. Бурсаки Вифании, не наблюдая в большом городе «жизни на яркой стороне», довольствовались затем назначением в сельские приходы даже в эпоху «бегства семинаристов», когда в 1870-х гг. по окончании четырех классов семинарии лучшие ученики массово увольнялись и шли учиться в университеты, академии и другие светские заведения. В тот момент в иных селах на священнические места могли поставить клирика с неполным семинарским образованием, а места причта и вовсе многие годы оставались праздными. Отчасти именно высокая доля выпускников, оставшихся в духовном звании, а также добрая память о митрополите Платоне (Левшине) , создававшем семинарию в самом конце XVIII в. и уберегла вифанцев от преждевременного закрытия. Вифанская семинария функционировала до 1918 г. Специфика публикации в рамках периодического издания несколько повлияла на структуру представленной информации по сравнению с опубликованными ранее справочниками. Теперь в записи о воспитаннике после фамилии и имени указывается год его рождения, а затем учебные заведения, в которых он обучался до поступления в семинарию. В подавляющем большинстве случаев начальное духовное образование получалось в Дмитровском, Волоколамском и Звенигородском училищах. Также немало учеников Вифании окончили Переславское училище соседней Владимирской епархии. Обучавшихся перед семинарией в других училищах или на дому было немного.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

История академической библиотеки 1 является неотъемлемой частью истории Московской духовной академии, в прошлом величественно именовавшейся Славяно-греко-латинской, начиная с того времени, когда она была основана в Москве учеными представителями христианского Востока братьями иеромонахами Софронием и Иоанникием Лихудами в 1685г. Периодизация истории библиотеки в основном совпадает с периодизацией истории Академии. В периоды расцвета Академии библиотека получала новые импульсы к своему существованию и развитию, в период упадка или страшных исторических пертурбаций ей приходилось практически заново начинать свое существование в непростых условиях гонений. Первыми организаторами академической библиотеки стали братья Лихуды, которые передали устроенной ими Академии собственную библиотеку, состоявшую в основном из греческих и латинских книг, а также лекций, записанных во время обучения в Греции и Италии. Также в состав академической библиотеки была интегрирована часть книг (54 наименования) предшественницы Академии – Типографской школы, основанной иеромонахом Тимофеем и просуществовавшей с 1681 по 1685г. Новая яркая эпоха в жизни Академии и ее библиотеки началась во 2-й пол. XVIII в. при митрополите Платоне (Левшине) , который сам был живым примером «любомудрого» богослова для окружающих и всячески покровительствовал лучшим традициям духовного образования. Применительно к библиотеке Академии ученый митрополит учредил должность библиотекаря, ввел правила для выдачи книг, распорядился составить каталоги. В 1812г., когда большая часть Москвы была опустошена французами, библиотека Академии не только не пострадала, но и стала местом хранения книг, собранных в нее из книжных лавок. Решающую роль в жизни библиотеки сыграл переезд Академии в Троице-Сергиеву Лавру в 1814г., что позволило библиотеке освободиться от малозначащих книг и вступить на путь регулярного и систематического развития своих фондов. Академия расположилась в здании Царских чертогов, а библиотека – на втором этаже столового, или библиотечного, корпуса, построенного Лаврой в 1802–1803 гг. 2 Это место обладало рядом преимуществ и недостатков, о чем писал С.П. Шевырев, посетивший библиотеку в 1847г.: «Помещение очень хорошо для света и напомнило мне своей простотой и полусветом отчасти Геттингенскую библиотеку, но для зимы оно неудобно, потому что нет тепла» 3 . В то время в этом помещении еще умещался книжный фонд библиотеки, составлявший около 20 тыс. книг.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Обретение мощей преподобного Максима Грека 24 июня 1996 г., после молебна преподобному Максиму, были начаты археологические изыскания у северо-западной стены Свято-Духовского храма. Археологические раскопки и антропологическая экспертиза проходили по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II 3 февраля, 2007 24 июня 1996 г., после молебна преподобному Максиму, были начаты археологические изыскания у северо-западной стены Свято-Духовского храма. Археологические раскопки и антропологическая экспертиза проходили по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Справка: Максим Грек преставился в Троице-Сергиевой Лавре в день памяти своего небесного покровителя преподобного Максима Исповедника. Он был погребен в Троицкой Лавре у северо-западной стены церкви Сошествия Св. Духа. Возможно, еще в конце XVI-ro века над могилой была установлена первая часовенка («палатка»), которая впоследствии неоднократно перестраивалась и расширялась (напр., при митр. Платоне (Левшине), затем в 1847 г.). В перестроенном виде она сохранялась до конца 1930-х годов. Затем часовня была разрушена. К моменту общецерковного прославления в 1988 г., над могилой преподобного не оставалось никаких видимых следов. 24 июня 1996 г., после молебна преподобному Максиму, были начаты археологические изыскания у северо-западной стены Свято-Духовского храма. Археологические раскопки и антропологическая экспертиза проходили по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. 3 июля 1996 г. честные мощи преподобного были обретены и положены во временную раку, перенесенную затем в Свято-Духовскую церковь Лавры. Фотографии обретения мощей преподобного Максима Грека сделаны Константином Мишуровским, куратором музея колоколов, экспертом Общества церковных звонарей, координатором сайта www.zvon.ru  и публикуются впервые.   Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/obretenie-moshhej-prep...

Arhiva La Serghiev Posad va fi prezentat studiul tiinific dedicat istoriei Mnstirii de clugri cu hramurile „Hristos Mântuitorul” i „Sfântul Lazr din Betania, cel a patra zi înviat” 8 februarie 2019 17:25 В январе 2019 года в издательстве Свято-Троицкой Сергиевой лавры вышла в свет монография «Вифания митрополита Платона». Над книгой работали научные сотрудники Сергиево-Посадского музея-заповедника О.И. Зарицкая, К.А. Филимонов, Л.А. Шитова. В научный оборот вводится обширный материал, включающий целый ряд неизвестных ранее архивных документов о митрополите Платоне (Левшине) и восстановленном ныне из руин Спасо-Вифанском монастыре .   Многие аспекты истории Вифании, особенно начального этапа существования обители, впервые освещены в этом издании. Завершает книгу рассказ о восстановлении Спасо-Вифанского монастыря после долгих лет запустения. Идание увидело свет усилиями настоятеля обители иеромонаха Аверкия (Лопатюка) при поддержке профессора, заведующей кафедрой Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ Е.В. Черниковой. 13 февраля в Сергиевом Посаде в рамках выставки выставка «Преподобный Сергий Радонежский — помощник государству и государям российским» пройдет презентация монографии.   Организаторы мероприятия — Министерство культуры Московской области, Сергиево-Посадский музей-заповедник, Свято-Троицкая Сергиева лавра, Спасо-Вифанский монастырь. Начало в 15.00. Место проведения: м/к «Конный двор». Адрес: г. Сергиев-Посад, ул. 1-й Ударной Армии, д. 2. Известно, что с 1763 по 1773 г. архиепископ Платон (Левшин) почти неотлучно проживал в Санкт-Петербурге, исполняя должности придворного проповедника и законоучителя наследника престола Павла Петровича. Находясь при царском дворе, владыка сумел внушить императрице глубокое чувство благоговения перед древним Троице-Сергиевом монастырем и его основателем. Не случайно на праздник памяти преподобного Сергия в сентябре 1767 г. из Москвы в Лавру государыня шла пешком. Однако роскошная и суетная жизнь при дворе всегда тяготила архиерея, он не раз подавал прошения об уходе на покой, но получал отказ. Стремление к уединенному иноческому подвигу все же не покидало его.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5370838...

Храм святителя Филиппа Московского в Мещанской слободе (Москва) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Церковь Филиппа Митрополита в Мещанской слободе — православный храм Сретенского благочиния Московской епархии. Церковь построена на месте встречи царём Алексеем Михайловичем мощей святителя Филиппа при перенесении их из Соловецкого монастыря в Москву. После перестройки в конце XVIII века является одним из лучших образцов московского классицизма. Содержание История [ править править код ] Первоначально, в 1652 году, по перенесении мощей святителя Филиппа в Москву, была построена деревянная церковь. Место, где был постороен храм святителя Филиппа, находилось на землях, принадлежащих Троице-Сергиеву монастырю. В храме служили до 1689 года, и когда она обветшала, ее разобрали, и в 1691 году выстроили каменную. Придел Алексия, Человека Божия, был освящен в 1710 году. В 1750 году настоятель храма иерей Иоанн Федоров с прихожанами просили о перестройке придела преподобного Алексия. При московском митрополите Платоне (Левшине) в 1777 году храм начали перестраивать. К работе был привлечен известный архитектор М.Ф.Казаков. Он предложил оставить нетронутой трапезную, а разобрать только главную часть храма конца XVII века. Согласно справке из Московской Духовной Консистории, нынешняя церковь " построена 1788 года тщанием священников Максима Дионисиева и Иоанна Сергеева, приношениями прихожан и посторонних дателей " . В 1750-х годах Максим Дионисиев был диаконом церкви свт. Филиппа. С 1760-х годов в документах значится уже священником этой церкви. Отец Максим был весьма деятельным и уважаемым священником. В настоятельство иерея Максима храм обветшал и потребовал срочной перестройки, о чем свидетельствует сохранившееся его с прихожанами прошение на имя митрополита Московского Платона: " Генваря 20 дня 1777 года, поданным Вашему Высокопреосвященству от нас прошением представлено об означенной нашей приходской церкви убогих местах, а особливо в святом алтаре от самого почти фундамента, даже до свода оказались немалые расседины, кои время от времени умножаются, наводя крайнюю опасность. и что по счиненному с общаго нашего согласия архитектором Матвеем Федоровичем Казаковым осмотру, повреждение оной церкви оказалось от слабого фундамента, отчего по мнению ево, архитектора, необходимо следует настоящую церковь со старым алтарем, исключая трапезу и имеющийся при оной придел, всю до фундамента разобрать и вновь постороить. И ныне поспешествующу Божию благополучию и Вашему архипастырскому благословению, собрано и приуготовлено, как материалов, так и наличных денег всего более пяти тысяч рублев. Того ради, Вашего Высокопреосвященства, милостивого архипастыря, покорнейше просим вышеозначенную нашу приходскую церквь разобрать и оную понову возобновить " .

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_святителя...

протоиерей Андрей Беляев (XIX век–1918) История Русской Православной Церкви Отзывы и рецензии протоиерей Андрей Беляев Настоятель Московского Троицкого храма на Грязех, историк Русской Православной Церкви. Биография Родился в семье московского священника Андрея Георгиевича Беляева, клирика церкви Косьмы и Дамиана в Садовниках. С 1862 по 1868 год обучался в Московской Духовной семинарии, с 1868 по 1872 год являлся студентом Московской Духовной Академии. После окончания Академии А.А. Беляев был назначен преподавателем Всеобщей и Русской Церковной истории в Черниговскую Духовную семинарию. В 1873 году он назначается смотрителем Кинешемского Духовного училища. В 1875 году А.А. Беляев был назначен преподавателем Всеобщей и Русской Церковной истории Вифанской Духовной семинарии. В декабре того же года ему поручается преподавание также и немецкого языка. В 1879 году вступил в брак с дочерью священника Ермолаевской в г. Москве церкви, протоиерея Сергия Сергеевича Модестова, Елисаветой. Имел двух дочерей и трех сыновей. Старшая дочь София была замужем за священномучеником Георгием Извековым (память его - 27 ноября; в 1937 г.  расстрелян на Бутовском полигоне), известным духовным композитором. В 1895/1896 учебном году А.А. Беляев временно преподавал Историю Русской Церкви в Московской Духовной Академии. Это было связано с тем, что проф. Е.Е. Голубинский вышел на пенсию, а избранный его преемником Сергей Иванович Смирнов, выпускник Вифанской семинарии, только что окончил Академию и был назначен  профессорским стипендиатом, следовательно, не был еще готов возглавить кафедру и читать лекции. В 1899 году Андрей Андреевич Беляев назначается ректором Вифанской Духовной Семинарии, принимает священство, возводится в сан протоиерея. После освобождения в 1908 году от должности ректора Вифанской семинарии о. Андрей был назначен настоятелем Троицкой на Грязех церкви в Москве. Будучи настоятелем, он жил в приходском доходном доме — известном как «дом со зверями» (Чистопрудный бульвар д. 14) в бельэтаже.  Когда в конце 1917 года большевики стали “уплотнять” квартиры, многие старались “уплотниться” родственниками и знакомыми. Известный адвокат Евгений Сергеевич Левашев был выгнан большевиками на улицу вместе с женой и детьми. Отец Андрей Беляев поселил семью своего друга в своей квартире.  Кончина протоиерея Беляева последовала в 1918 году. На глазах Евгения Левашева отец Андрей умер с голоду, отдавая ближним последний кусок хлеба. Похоронен о. Андрей на Пятницком кладбище (14 участок). Протоиерей Андрей Беляев известен как автор нескольких трудов о митрополите Платоне (Левшине) и об истории Вифанской семинарии. Протоиерей Андрей Беляев являлся также цензором изданий типографии Троице-Сергиевой Лавры.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Belyaev...

Лев Анисов. Подвижник русской культуры 30.11.2022 01:19:08 Лев Михайлович Анисов — один из интереснейших современных прозаиков, историк, публицист, чьи книги пользуются неизменным спросом и часто переиздаются. Основными его темами являются история России, жизнеописания святителей Русской Православной Церкви, известных российских деятелей и художников. Его перу принадлежат книги о святителях Иннокентии (Вениаминове), Макарии (Невском), Платоне (Левшине), исследования «Иноземцы при государевом дворе», «Тайна Емельяна Пугачева», «Русские имена и судьбы: раскрытые тайны истории»,«История Свято- Троицкой Сергиевой Лавры», книги о И.Шишкине, А.Иванове, П.Третьякове, И.Левитане. Лев Михайлович был многолетним секретарем Союза писателей России, работал на Всесоюзном радио, в издательстве «Советский писатель», преподавал в Московской духовной семинарии, делал фильмы о русских художниках. Писатель Л.М.Анисов делится своими воспоминаниями и размышлениями о детстве, о родителях и предках, об учебе и становлении себя как писателя и историка, о людях, повлиявших на выбор его жизненного пути. В передаче также принимает участие Анастасия Федоровна Миронова - кандидат искусствоведения, член СХ России, государственный эксперт по культурным ценностям, зав. кафедры искусствознания и преподаватель Института реставрации. Автор программы - Елена Смирнова. Слушать:  http://radonezh.ru/radio/2022/11/24/20-22 Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

http://radonezh.ru/2022/11/30/lev-anisov...

3) На построение училища и покоя для жития учеников и учителей отпустить 30000 рублей в три года по равным частям, начиная с нынешнего» 6 . Таким образом, «Вифанская семинария своим бытием обязана самодержавной воле Государя Павла Петровича, явилась царским даром, государевым учреждением. Царственный ученик отблагодарил своего законоучителя тем, что пустынное его уединение возвысил учреждением при нем нового рассадника духовного образования, и через этот новый рассадник распространился свет того духовного учения, который изливался из школ, находившихся под мудрым и опытным руководством знаменитого иерарха. Митрополит Платон, приведший в цветущее сос- —7— тояние семинарию в обители преподобного Сергия, не думал и не желал основывать новой семинарии вблизи обители преподобного Сергия и в том месте, где он приготовил себе успокоение (...), но, усмотрев в воле Государя «таинственное внушение свыше», с замечательной в его годах энергией принялся за осуществление Высочайшей воли» 7 . II. Семинария при митрополите Платоне (Левшине) «К 1800 году на красивом берегу Вифанского пруда воздвигнут был замечательной архитектуры семинарский корпус (...). Корпус был выстроен прочно и экономно, но оригинально и изящно и более оригинально, чем удобно для жительства» 8 . Он был построен «покоем», символизируя, по мнению некоторых историков, начальную букву имен Императора Павла и самого Платона. В историческом описании Троице-Сергиевой Лавры за 1810 год о семинарском корпусе сообщается следующее: «На правой стороне (с проезда к Вифанскому монастырю от Троицы) – семинария. Оная выстроена на 60 саженях квадратом, в два этажа каменные, наподобие монастыря с четырьмя башнями. Стоит она на высоком и крутом берегу пруда. При входе в оную представляется вид ее довольно величественным и красивым. Внутри, кругом всего строения, крытые переходы на столпах. С двух сторон сделан всход в верхний этаж, на балкон, а с оного в авдиторию, которая довольно светла и изрядно лепными духовными статуями убрана.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Андрея Хойнацкого (1872. 3. С. 309-333; 4. С. 353-372), «Важнейшие русские церковные книгохранилища» Н. А. Колосова (впосл. священник) (1893. 9. С. 146-157), «Главнейшие деятели грузинской церковной истории» свящ. Илии Протопопова (1900. Ч. 3. С. 512-527; 1901. Ч. 1. С. 117-127, 371-377) и др.). Из источников по истории Русской Церкви издавались дневник Ярославского архиеп. Евгения (Казанцева) в переводе с лат. языка (1868), воспоминания А. М. Бухарева о Казанском архиеп. Афанасии (Соколове) (1868. Ч. 3), автобиография иером. Парфения (Агеева) (1898-1901), «Из студенческих воспоминаний» прот. Николая Флоринского (1900-1901), «Записки» Ярославского архиеп. Леонида (Краснопевкова) (1905-1907), письма архиеп. Японского св. Николая (Касаткина) (1912-1915). После кончины свт. Филарета почти в каждом номере появлялись публикации его слов, писем, резолюций, мнений, суждений, наставлений, а также воспоминания о нем (напр., прот. Константина Богоявленского (1913. 4. С. 568-569)) и статьи. Печатались и статьи о др. Московских митрополитах XIX в.: А. А. Беляева об Иннокентии (Вениаминове) (1889. Ч. 2) и Платоне (Левшине) (1897. Ч. 1. С. 149-160; Ч. 2. С. 43-50; Ч. 3. С. 408-421; 1898. Ч. 3. С. 449-462; 1899. Ч. 3. С. 140-142), И. Н. Корсунского о Сергии (Ляпидевском) (1898. 4. С. 707-718; 5. С. 153-154; 6. С. 260-280; 7. С. 468-488; 8. С. 666-674; 9. С. 173-183; 10. С. 324-346; 12. С. 646-652; 1899). После кончины свт. Феофана постоянно публиковались его письма, поучения и др. тексты (напр., «Завещание» - 1894. 2. С. 367-370), а также статьи о нем (напр., Колосова «Библиотека преосвященного Феофана» - 1895. 4. С. 553-566, И. А. Крутикова «Святитель Феофан, затворник и подвижник Вышенской пустыни» - 1898. 1. С. 56-68; 2. С. 245-252; 3. С. 335-341; 4. С. 616-624; 1899). Из наследия старцев и насельников Оптиной пуст. публиковались письма преподобных иеросхим. Макария (Иванова) (1874. Ч. 1; 1908), иеросхим. Амвросия (Гренкова) (1894. Ч. 1. С. 590-598; Ч. 2. С. 83-85; 1895. Ч. 2. С.

http://pravenc.ru/text/180721.html

— Вы называете причины со стороны студентов. Разве в нашей системе духовного образования нет своих причин? — Есть, конечно. Просто пока мы до них не дошли. — Давайте перейдем к ним. Студенты духовных школ говорят о том, что им бывает неинтересно слушать лекции, которые во многом повторяют то, что было в XIX веке, что устарели учебники и программы. По Вашему мнению, насколько актуальны программы, которые существуют сейчас? — Отчасти я согласна с тем, что часто история Церкви, в том числе Русской — читается не очень интересно. Я вижу три основных проблемы, которые связаны между собой. Первая — перевес фактологической составляющей над проблемной. Вторая — умаление, если не потеря, богословской сути истории Церкви. Третья — отсутствие связи с будущим служением наших студентов, а также с современными церковными вопросами и проблемами. Более того, нередко история Русской Церкви отделяется непреодолимой стеной от истории древней Церкви (в широком смысле слова): если вторая еще считается в каком-то смысле богословской наукой, то первой в этом почти отказано. А ведь это дело преподавателя — показать, что Церковь — единое Тело Христово, просто по-разному проявляется в разных исторических и национальных реалиях. Что касается фактов: конечно, они нужны, но, во-первых, выучить набор фактов совершенно недостаточно (тем более, что большая часть потом забудется), во-вторых, за обилием фактов можно потерять главное — Церковь, тайну, о которой мы знаем из Священного Писания, о которой писали святые отцы, но которая нам открывается и во времени. Иначе история Русской Православной Церкви сводится к одной из составляющих истории России, мы теряем «вертикальную» составляющую, а это в корне неверно. — Когда в наших духовных школах стали преподавать церковную историю? Ее преподавали вот так вот, богословски? — В Московских духовных школах церковная история как особая дисциплина появилась в конце XVIII века — при митрополите Платоне (Левшине), и курс читался по его учебнику. Правда, преподавалась церковная история факультативно, и это затормозило ее адаптацию в духовном образовании, определение места и значения в системе богословского знания. Разумеется, речь идет именно о школьном преподавании, так как историки Церкви были среди выпускников церковных школ и раньше: например, замечательный богослов и церковный историк святитель Димитрий Ростовский, питомец Киево-Могилянской коллегии.

http://patriarchia.ru/db/text/2975561.ht...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010