Рижская епархия с 1836 по 1850 г. была псковским викариатством. От 21 марта 1850 г. последовал указ Св. Синода о преобразовании этого викариатства в отдельную епархию 2 класса с усвоением ей 2-ой степени в тогдашнем иерархическом порядке в России, и о бытии первым ее самостоятельным архипастырем рижскому же последнему викарию (с 1848 г.), нынешнему херсонскому владыке, высокопреосвященному Платону, с званием рижского и митавского архиепископа. Действительное открытие новой епархии последовало 1 июля того же года, в день рождения в Бозе почившей Государыни Императрицы Александры Феодоровны 131 , торжественным святительским служением в рижском Петропавловском соборе, который с того времени и стал собором кафедральным. Открытие епархий обыкновенно совершается вследствие избытка верующих в той или другой местности и, естественно, наводит на мысль о торжестве в ней веры Христовой. Новая же рижская епархия не могла похвалиться ни тем, ни другим. Ее стадо было мало, слабо, врагами православной веры распужено. В состав ее входили, как и в прежнее викариатство: 1) русские; 2) эсты и латыши, перешедшие из лютеранства в православие, главным образом в продолжении тринадцатилетнего существования рижского викариатства, святого убеждения которых еще не успела сокрушить могучая сила лифляндского рыцарства 132 . Коренных русских в Лифляндии очень немного, и они ни своим умственным развитием, ни внешним состоянием, ни общественным значением с господствующим племенем соперничать не могут. Они живут в Лифляндии для своих частных выгод. Их считают там людьми пришлыми, и они смотрят на себя как на чужих 133 . Число православных эстов и латышей значительнее, но они большей частью люди мало развитые, бедные, забитые, бобыли 134 , которых судьба зависит единственно от тех иноверных лиц, землею которых они пользуются. Что значит такая паства в сравнении с высокоученым, богатым, всесильным лифляндским рыцарством и остальным лютеранствующим населением края, по душе и по телу им заполоненным? Между тем этому новорожденному младенцу православия, вытерпевшему столько страшных мук в своем рождении, нужно было расти и укрепляться не иначе, как в тяжких же скорбях и страданиях, со дня на день ожидая себе смерти от враждебных сил, над ним тяготеющих.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Gorodec...

В 1864 г. преосвященный Платон исходатайствовал у высшего начальства, чтобы для приготовления чисто русских 286 – и по языку и по духу – наставников для светских учебных заведений воспитывались сперва в гимназии, а потом в университете 10 учеников из рижской духовной семинарии, получением стипендий от министерства народного просвещения. Как пламенно желал преосвященный Платон возвысить и православие и русскую народность в своей пастве, это ясно выразил он в речи своей, произнесенной при открытии рижского Петропавловского братства, учрежденного между прочим и для того, чтобы оно содействовало к возбуждению и поддержанию русского духа между православными в Риге 287 . «Ужели вы откажете принять участие в том, что может улучшить быт наших собратьев по вере и племени и вместе возвысить нашу народность в здешнем крае и принести различную пользу нашей церкви? – говорил он слушателям своим. – О, если между вами найдутся равнодушные к этому, то я с прискорбием скажу: они плохие православные и недостойны имени русского!.. Многие из вас ропщут, что здесь русские в уничижении и без всякого значения; позволите ли спросить: что вы сделали, чтобы здешние туземцы уважали вас?.. Многие из вас, как я слышу, винят начальство за то, будто оно мало заьотится о православии и русских интересах в здешнем крае; а что вы сами делаете для них? Вы тоже должны пещись о них, потому что вы чада православной церкви, члены русской семьи» 288 . «Более 18 лет управлял я рижской епархией, – говорил преосвященный Платон своей пастве, прощаясь навсегда с нею, – и могу сказать по совести, старался привести ее в надлежащее устройство. Сколько при этом имел я забот, трудов и разных огорчений, считаю излишним объяснять теперь». Точно, много вытерпел он испытаний и тяжких скорбей, в продолжении долголетнего служения своего в крае иноверном. За то немало он видел и утешений от своих трудов в нем на пользу церкви православной и народности русской. В продолжении служения своего в Риге, он постоянно пользовался лестным вниманием высшего правительства и Высочайшим благоволением Государя Императора, Которого имел счастье не раз торжественно встречать в рижском кафедральном соборе красноречивым словом своим. Состоя на службе в Риге, он получил несколько наград: сан архиепископа; ордена: св. Владимира 2 ст, Большого Креста, Александра Невского и алмазный крест на клобук. Отсюда же был вызван на четыре года в С.– Петербург для присутствования в Св. Синоде.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Gorodec...

Епархиальные дела пошли успешнее и более законным порядком. После энергических действий владыки против поднятой доносителями и клеветниками бури, в епархии водворился мир и спокойствие к общей всех радости. О преосвященном Платоне можно сказать, что он был в полном смысле пастырь народный. Близок был он к лицам высоким в обществе; не чуждался он и простых людей, стараясь для всех быть полезным в духовном отношении. Любил н отечески беседовать с каждым у себя в доме, в домах чужих, во время прогулок, в дороге; одному преподавал слово утешения, другому – наставление, третьему просто выражал отеческую ласку свою, напр., детям, которых он особенно любил: был всем вся, по апостолу, да како некие приобрящет Христу. Не говорим о тех беседах его – для всех понятных и назидательных, которые он предлагал пастве своей с церковной кафедры. Как ни часто служил он, ни одной службы не совершал без слова назидания, хоть по обстоятельствам он имел времени сказать не более пяти слов по Апостолу. Той же заботливости о спасении верующих требовал он и от подчиненных себе пастырей: требовал, чтобы они усердно проповедывали слово Божие 99 и произносили катехизические беседы, где назначено 100 . От прихожан же требовал, чтобы они усердно исполняли долг христианский 101 , чтобы они хоть раз в год исповедовались и приобщались св. Тайнам Христовым. При этом строго требовалось от священников, чтобы они как можно исправнее вели исповедные книги, не бывших у исповеди и св. Причастия отнюдь не записывали исполнившими этот священный долг, о нарушающих же его немедленно доносили его преосвященству. За всем этим приказано было смотреть благочинным, особенно там, где есть раскольники 102 . Чтобы доставить приходу полную возможность пользоваться предлагаемыми ему средствами для духовного преуспевания, преосвященный Платон старался каждый приход округлить так, чтобы церковь находилась в центре прихода и прихожане не имели препятствия как можно чаще посещать ее 103 . Для более удобного знания крестьянами правил веры и жизни и для сознательного исполнения ими христианских обязанностей, он поощрял духовных распространять между ними грамотность 104 .

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Gorodec...

В некоторых из них употреблялось, например, такое облачение, какое в другом месте и держать в церкви не стали бы, и таких облачений было всего один-два экземпляра. Многих необходимых вещей вовсе не было. В иных церквах иконостас состоял из простой тесовой перегородки. На которой развешивались присланные из других епархий значительно утратившие свой вид иконы разной величины и разного письма 223 . Такая нищета храмов Божиих и особенно то, что ею пользовались недруги православия для достижения своих целей, не могла не обращать на себя внимания тех, кому ближе всех были интересы православной церкви в крае. Епархиальное начальство не упускало из вида ничего, что только могло сделать для удовлетворения нужд церковных. Преосвященный Платон, с самого поступления своего в Ригу, постоянно хлопотал о том, чтобы каждый сельский приход имел постоянную церковь , достойную имени храма Божия по своей внешности, снабженную всем необходимым для удовлетворения духовных нужд прихожан своих. Ему хотелось, чтобы каждая церковь непременно находилась в центре своего прихода, чтобы прихожане ее не были слишком удалены от нее и имели возможность во всякое время года беспрепятственно посещать ее. Пользуясь специальной картой остзейских провинций, он сам назначал место, где должно быть той или другой церкви 224 . Но легко ли ему было выполнить свои желания и предположения? Как, например, приобрести и тот небольшой клок земли, который требуется для возведения церковного здания самой посредственной величины? В распоряжении епархиального начальства в Лифляндии земли не было. Не было ее в распоряжении и частных лиц русских. Хорошо, если приходилось строить церковь в казенном имении. Казна могла уступить место для нее, хотя не без хлопот, за более или менее сходную цену. А если, как чаще всего случалось, церковь приходилось строить на земле лютеранина? Лютеране и теперь неприятно смотрят на постройку в Лифляндии православных церквей, а прежде они всячески препятствовали этой постройке, не смотря на то, что отвод места для церквей совершался прежде при участии генерал-губернатора.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Gorodec...

Трудно было пастырю православной лифляндской церкви приобретать чад из раскола. Еще труднее приобретались ей чада из лютеранства. В раскольничьи дома могли входить православные священники для беседы о вере, могли принимать их для собеседования о ней и к себе в дом. Предлагать же эстам и латышам подобные беседы, не смотря на их желание слышать пастырское слово, не позволялось под опасением обвинения в агитаторстве. Православным священникам можно было принимать их к себе лишь тогда, когда они представят письменный вид от волостного правления о том, что им дозволено это, и приниматьне везде и не всем, а в определенных местах и известным лицам. Сколько испытаний должен был выдержать эст или латыш, пока получал такой «вид»!.. Но не вдруг открывалась для них дверь в православную церковь и после того как они добивались получения вида на объявление своего желания о присоединении к ней. По правилам, данным высшей властью, такое объявление происходило в присутствии полицейского чиновника. Желавшему присоединиться предлагались печатные вопросы: точно ли он желает переменить веру по внутреннему убеждению? не ожидает ли он от перемены веры каких-нибудь земных выгод и т.п.? Если опрошенный показывал решительное намерение присоединиться к православной церкви, то об этом составлялся акт. Затем выдавалось ему свидетельство в том, что он через 6 месяцев имеет право получить желаемое им присоединение. Легко представить, какие пытки ожидали его и со стороны пастора, и со стороны волостной конторы, и со стороны помещика, у которого он держал землю. Не говорим об испытаниях домашних, когда жена и прочие родные оставались в лютеранстве. Многие, взявши свидетельство на принятие миропомазания, более уже не приходили к священнику для присоединения. Между тем явилось новое искушение для православной церкви в Лифляндии. Враги православия успели возбудить желание у присоединенных эстов и латышей снова возвратиться в лютеранство. Желания этого преследовать было нельзя без особенного, при каждом таком случае, разрешения синодального обер-прокурора 220 .

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Gorodec...

   В 1883 году вышла обстоятельный курс основного богословия профессора Н. Рождественского «Христианская апологетика». Этот труд отличается особенной полнотойв изложении материала.    В области богословской апологетики и христианской философии глубиной и оригинальностью мысли отличается трех томное сочинение архиепископа ХерсонскогоНиканора (Бровковича) «Положительная философия и сверхъестественное откровение». В нем ведется аргументированный спор с позитивизмом и материализмом радиоправдания веры разума. Архиепископу Никанору принадлежит также «Разбор римского учения о видимом главенстве в Церкви». Архиепископ Никанор был такжезамечательным проповедником. В проповедях о Завете Божием, произнесенных в 70-е годы, он развивает мысль о том, что до сотворения мира, в вечности, уже " Совершилась сущность творческого, искупительного, спасительного Завета». И Пресвятая Дева «прежде века стала посредницей между миром, человеком,воплощенным Сыном Божиим и Божеством. В своем гомилетическом наследии архиепископ Никанор ближе всего к митрополиту Филарету.    Ему принадлежали также мелизарный труд «Воспоминания», в которых живо и интересно повествуется о важных событиях церковной жизни, свидетелем которых былавтор. В «Воспоминаниях» дан ряд талантливо очерченных портретов церковных и государственных деятелей, которых знал мемуарист архиепископов Смарагда(Кржановского), Афанасия (Дроздова), митрополитов Макария (Булгакова), Платона (Городецкого), Исидора (Никольского), обер-прокуроров К.П. Победоносцева,В.К. Саблера.    Первым опытом полного изложения догматики в XIX веке стал вышедший в 1848 году труд ректора Киевской Духовной Академии архимандрита Антония (Амфитеатрова),впоследствии архиепископа Казанского, «Догматическое богословие».    В 1852 году вышла пятитомная «Полная система догматического богословия» пресвященного Макария (Булгакова). МитрополитМакарий родился в 1816 году в Тамбовской епархии. Образование получил в Киевской Академии, с 1842 года преподавал в Петербургской Академии, несколько летсостоял ее ректором.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   В 1884 году в Киеве под председательством престарелого Киевского митрополита Платона (Городецкого) состоялся Собор архиереев южных и западных епархий. Собор обсуждал много важных вопросов церковной жизни: о положении духовенства, о свечных заводах, о соблюдении устава и церковном пении, о народном образовании, о мерах против влияния католичества и еврейства на православный народ. Но самой главной темой соборного обсуждения была борьба с усилившейся в южных епархиях штундой – насажденной немцами-колонистами сектой крайне протестантского толка, впоследствии слившейся с баптизмом. Собор обратился к пастве с посланием, предостерегавшим верных от уклонения в лжеучения, и особенно в штунду.    В том же 1884 году в связи с 50-летием святительского служения митрополита Исидора (Никольского) в Петербург съехалось несколько архиереев. Эта встреча архиереев тоже получила название «собора». В Петербурге обсуждали постановку образования в церковно-приходских школах, содержание церковных причтов. В 1886году под руководством синодального чиновника В.К. Саблера в Казани был проведен окружной Собор епископов Поволжья, на котором преимущественно обсуждалисьмеры по противодействию старообрядческому расколу. В том же году в Иркутске состоялся Сибирский собор архиереев, который тоже сосредоточил внимание напротивостарообрядческой миссии. В 1888 году в Киеве, в связи с торжественным празднованием 900-летия крещения Руси, состоялся весьма представительный съезд архиереев, который получил в истории название Собора.    Во главе российской иерархии в 80-е годы стоял первоприсутствовавший в Синоде митрополит Исидор. Он родился в 1799 году в семье сельского дьякона Тульской епархии. Рано осиротев, он в детстве испытал горечь нужды. После окончания в 1825 году Петербургской Духовной Академии состепенью магистра, он принял постриг и был рукоположен в сан иеромонаха. До архиерейской хиротонии исполнял административно-педагогическое послушание.    58 лет продолжалось его святительское служение. До назначения на Петербургскую кафедру в 1860 году преосвященный Исидор был епископом Полоцким, экзархом в Грузии, Киевским митрополитом. Он был удостоен высших государственных и церковных наград, в том числе первосвятительского отличия — права совершать службу спреднесением креста.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Выступление аспиранта СПбДА Виктора Вытнова было посвящено деятельности архиепископов Платона (Городецкого), Макария (Миролюбова), Митрофана (Симашкевича) и других архиереев Донской епархии в духовном образовании в XIX - начале XX веков. Епархия была образована в 1829 году и охватывала территории, ныне относящиеся к Ростовской, Волгоградской, Донецкой и Луганской областям. О епископе Нарвском Сергии (Дружинине) рассказал профессор СПбДА Михаил Шкаровский . Будущий епископ в разное время был насельником Валаамского монастыря, Александро-Невской лавры , настоятелем Троице-Сергиевой пустыни (в сане архимандрита). В 1924 году был хиротонисан во епископа Нарвского, викария Петроградской (Ленинградской) епархии. В 1927 году не принял Декларацию митрополита Сергия, был одним из руководителей иосифлянского движения. После ареста и пятилетнего заключения был сослан в Марийскую АССР, где в 1937 году принял мученическую кончину по приговору НКВД. В 1981 году владыка Сергий был прославлен РПЦЗ. Магистрант СПбДА Денис Басалов выступил на тему " Просветительская деятельность Макария (Дарского), епископа Камчатского, Курильского и Благовещенского " . Владыка возглавлял самую обширную и отдаленную епархию в Русской Церкви того времени. На Дальнем Востоке его усилиями издавалась газета, открылись училища, церковно-приходские школы. Темой доклада кандидата богословия Дмитрия Карпука стала деятельность митрополита Макария (Булгакова) на Московской кафедре (1879-1882). Иерей Евгений Мельников рассказал о дихотомии гражданской и духовной власти по святителю Тихону Задонскому. Вадим Кустов выступил с докладом " Храмы в честь святителей московских в Свято-Андреевском скиту на Афоне " . О святителе Луке (Войно-Ясенецком) в советском Крыму рассказал аспирант СПбДА Алексей Сергеев. Протоиерей Константин Костромин выступил с докладом " Три Макария " . Темой выступления кандидата педагогических наук Ольги Беляновой стали миссионерские советы святителя Иннокентия Московского в педагогическом осмыслении. Преподаватель РГПУ Дмитрий Ханин затронул тему взаимоотношений Патриарха Тихона и советской власти. Насельник Троице-Сергиевой пустыни иеромонах Филарет (Коноплев) выступил с докладом " На службе царю земному и Небесному. Петербургский период жизни святителя Игнатия (Брянчанинова) " . Настоятельница Константино-Еленинского монастыря игумения Илариона (Феоктистова) рассказала об окормлении петербургскими архиереями женских монастырей в XIX веке.

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

игумен Игнатий : Это слова Киевского митрополита Платона (Городецкого). о. И. П. : Совершенно верно. Интересно, что в самом Генте рядом находятся четыре храма разных конфессий: католический, протестантский, англиканский и православный. Один раз в месяц мы, священники разных исповеданий, собираемся вместе, чтобы обсудить различные проблемы. Мы — друзья, наше общение абсолютно открытое, между нами нет никакого напряжения. И так уже многие годы. Сейчас мы строим новый храм, поскольку старый уже не может вместить всех прихожан. Поэтому время от времени наш приход собирается для молитвы в протестантском храме, а затем православные вместе с другими христианами общаются друг с другом за совместной трапезой. Есть и традиция: за два месяца до Рождества Христова хоры всех храмов собираются в самом большом, католическом, и исполняют рождественские песнопения. Я сам — член смешанной экуменической комиссии в Бельгии, куда на равных правах — несмотря на то, что католиков в стране большинство — входят представители всех четырех конфессий. Мы много и плодотворно работаем. В заключение отец Игнатий сказал: “Я хочу выразить глубокую благодарность Его Святейшеству Святейшему Патриарху Алексию, который так сердечно принимал меня и мою матушку. Христос да будет всегда между нами”. Беседа транслировалась по радио “София” 1 июня 1995 г. Публикуется с разрешения гл. редактора радио “София” прот. Иоанна Свиридова. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 8 июня, 2020 24 июля, 2019 29 июля, 2016 30 марта, 2016 29 марта, 2016 12 апреля, 2015 8 июля, 2013 4 мая, 2013 4 мая, 2013 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/pravoslavie-v-belgii/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАКАРИЙ Прп. Макарий постник. Икона. 40-е гг. XIX в. (Киево-Печерская лавра, Ближние пещеры) Прп. Макарий постник. Икона. 40-е гг. XIX в. (Киево-Печерская лавра, Ближние пещеры) (XIII-XVII вв.?), прп. (пам. 19 янв., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших), Киево-Печерский, Постник, в Ближних пещерах почивающий. Не упоминается в ранних источниках о Киево-Печерском мон-ре (см. Киево-Печерская лавра ) и его насельниках до 30-х гг. XIII в.,- Киево-Печерском патерике , «Повести временных лет» (см. Летописание ) и Житии прп. Феодосия Печерского. Указание на XII в. как на период жизни М. ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 18; Дива печер лаврських. К., 1997. С. 57) следует признать необоснованным. Согласно позднейшим святцам, М. прославился постничеством (Там же). Имя М. отсутствует в составленном по благословению Киевского митр. св. Петра (Могилы) ок. 1643 г. Каноне преподобным отцам Печерским, автором которого считается протосинкелл и экзарх К-польского патриарха Мелетий Сириг . Впервые местонахождение мощей М. указано на планах Ближних пещер 1744/69 г. (Дива печер. С. 131). В 1684-1690 гг., при киево-печерском архим. Варлааме (Ясинском ; впосл. митрополит Киевский), было установлено празднование преподобным отцам Ближних пещер в 1-ю субботу по отдании праздника Воздвижения Креста Господня, тогда же была составлена служба Собору; с 1886 г. по благословению митр. Киевского Платона (Городецкого) празднование Собору совершается 28 сент. Общецерковное почитание святого установлено указами Синода от 1762, 1775 и 1784 гг., согласно к-рым было разрешено печатать службы печерским преподобным и вносить их имена (в т. ч. М.) в общецерковные московские месяцесловы; с 1843 г. совершается празднование Собору всех Киево-Печерских преподобных отцов и Собору всех святых, в Малой России просиявших. Отдельный день памяти М. был установлен не позднее 1836 г. (совпадает с днем памяти прп. Макария Великого Египетского).

http://pravenc.ru/text/2561298.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010