«Пий XII совершил явный поворот от корпоративных, авторитарных диктатур к буржуазной, или, как называют христианские партии, к христианской демократии. Пий XII теперь уже в сильных и победивших Соединённых Штатах усматривал тот фактор, который и в международном плане сможет заполнить вакуум, возникший в связи с ликвидацией фашистских держав, и окажется способным противостоять возрастающей международной военно-политической мощи Советского Союза и его авторитета, и, наконец, сможет поставить заслон мировому революционному процессу» (Е. Гергей «История папства»). Напомним, что при любых политических «поворотах» Понтифик оставался «германофилом» и непримиримым борцом с коммунизмом и «богопротивным», с его точки зрения, Советским Союзом. А отношения Пия XII и Рузвельта никогда не были тёплыми. Сотрудничество США с Ватиканом было взаимовыгодное, но не привело к равноправному политическому союзу. Папа твёрдо стоял на своём, а многие позиции папы президент Рузвельт не разделял. «В свою очередь, - пишет историк П. Краснов, - Ватикан, являясь самым опытным и древним политическим институтом, был не лёгким объектом для воздействия. Огромный политический, управленческий, дипломатический опыт, накопленный папами на протяжении двухтысячелетней истории, не позволяет манипулировать понтификом в угоду кого-либо. Рузвельт не стал исключением. Тейлор в опубликованной им переписке президента и Папы показывает несгибаемость позиции понтифика. Максимум, который получали США от просьб или определённого давления, оказываемого на Пия XII, было молчание Папы по какому-либо вопросу. Но при этом своего мнения Папа не менял, и при возникновении словесной или деятельной возможности напомнить о своей позиции – делал это. Ватикан не стал заокеанским рупором Рузвельта». Когда до полной и безоговорочной победы над фашизмом оставалось меньше месяца, 12 апреля 1945 года, внезапно скончался искренний союзник России президент Америки Франклин Рузвельт. Пришедший ему на смену Гарри Трумэн не просто ужесточил отношения с Советским Союзом, а сделал разворот в политике на сто восемьдесят градусов – от союзничества к конфронтации. Это стало хорошей новостью для главы Святого Престола.

http://ruskline.ru/analitika/2020/03/12/...

В годы войны Монтини оставался в Ватикане. Ему было поручено руководство созданной в самом начале войны Информационной службой (Ufficio Informazioni), к-рая подготавливала для радио Ватикана информацию о военнопленных и их семьях (в 1940-1946 было передано более миллиона таких сообщений). В нояб. 1941 г. Монтини возглавил комиссию, занимавшуюся доставкой медикаментов военнопленным. Также он выступил посредником в переговорах итал. королевского двора, желавшего сепаратного выхода Италии из войны, со странами антигитлеровской коалиции. В период нем. оккупации Рима (1943-1944) участвовал в организации помощи евр. населению города. После кончины гос. секретаря кард. Луиджи Мальоне (22 авг. 1944) папа Пий XII не стал назначать его преемника, а взял на себя исполнение этих обязанностей, что привело к тому, что секретарь по чрезвычайным церковным делам Д. Тардини и субститут Дж. Б. Монтини стали его ближайшими помощниками во внешней и внутренней церковной политике в послевоенные годы, когда Римско-католической Церкви было необходимо выработать свою позицию в новых политических условиях: с одной стороны, наблюдался рост коммунистического влияния в традиц. католич. странах, с другой - в странах «советского блока» католики подвергались преследованиям гос. властей. 29 нояб. 1952 г. Пий XII назначил Тардини и Монтини гос. просекретарями, исполнявшими обязанности гос. секретаря (Тардини стал гос. просекретарем по чрезвычайным делам, Монтини - гос. просекретарем по общим делам). Архиепископ Милана 1 нояб. 1954 г. папа Пий XII назначил Монтини архиепископом Милана, что прерывало его служение в Римской курии и удаляло от Ватикана. Такое перемещение тем не менее нельзя рассматривать как немилость со стороны понтифика. В Ватикане Монтини никогда не был самостоятельной фигурой и являлся лишь исполнителем воли Пия XII, когда тот руководил Гос. секретариатом после 1944 г. Но с нач. 50-х гг. XX в. папа по состоянию здоровья практически отошел от управления Церковью, которое сосредоточилось в руках 5 куриальных кардиналов (т. н. Ватиканский пентагон). Судя по всему, Пий XII считал Монтини человеком, близким себе по духу, и с большой долей вероятности хотел видеть его своим преемником на Папском престоле, понимая, что с кардинальской должности в Римской курии его вряд ли могли избрать папой на ближайшем конклаве. Во главе Миланского архиеп-ства он имел возможность получить опыт в пастырской деятельности и в управлении крупным диоцезом, что могло значительно повысить его шансы на избрание. Более того, Пий XII назначил Монтини на кафедру, к-рую до избрания на Папский престол занимал его предшественник папа Римский Пий XI (в его честь Пий XII взял папское имя), и такое назначение представляло собой открытый намек на возможное преемство.

http://pravenc.ru/text/2578533.html

Глава 2. От нацизма к атлантизму: миссия Пия XII В первое десятилетие послевоенного развития политика Католической церкви определялась папой Пием XII, избранным на престол в 1939 г. Он отличался не только глубоко консервативными взглядами, но и умением тонко согласовывать свою линию поведения с доминирующим курсом в мировой политике. Отсюда такие применимые в отношении Пия XII характеристики как «папа-пангерманист», «папа Гитлера», а затем «атлантический папа». Действительно, в деятельности этого понтифика отразилась вся сложность игры, которую вели финансовые и политические правящие круги Запада в предвоенные годы и в период второй мировой войны и в которую Ватикан был вовлечён самым активным образом, выполняя роль связующего звена между либеральным и авторитарным лагерями. Однако до сих пор этот период в истории Католической церкви остаётся одним из самых малоизученных в силу того, что большая часть касающихся его архивных документов недоступна: одни материалы так и не рассекречены, а другие, как утверждает Ватикан, были практически полностью уничтожены или рассеяны по разным хранилищам в результате пожаров и в ходе бомбардировок Берлина. После подписания руководством Католической церкви в 1929 г. конкордата с Италией, восстановившим государство Ватикан, а в 1933 г. - с Германией (со стороны Ватикана его подписал как раз Пий XII, который был тогда ещё только кардиналом Пачелли, а со стороны Германии - вице-канцлер Франц фон Папен), оно активно сотрудничало с фашистским и нацистским режимами, что облегчалось тем, что большинство их лидеров были римо-католиками. На Гитлера, Гиммлера, Геббельса, Шелленберга и др. сильное влияние оказали, в частности, иезуиты. В.Шелленберг, глава службы безопасности СС, в своих мемуарах, например, указывал: «У Гиммлера было лучшее и крупнейшее собрание книг об ордене иезуитов. Годами он изучал по ночам эту обширную литературу. Поэтому организацию СС он построил по принципам ордена иезуитов. При этом он опирался на устав ордена и труды Игнатия Лойолы: высшим законом было абсолютное послушание, беспрекословное выполнение любого приказа. Сам Гиммлер как рейхсфюрер СС был генералом ордена. Структура руководства походила на иерархическую систему католической церкви» . Не случайно Гитлер говорил о Гиммлере: «Я вижу в нём нашего Игнатия Лойолу». Что же касается Франца фон Папена, называвшего себя ревностным католиком и являвшегося рыцарем Мальтийского ордена , то именно ему принадлежат слова: «Третий Рейх - это первая держава в мире, которая воплощает в жизнь принципы папства» .

http://ruskline.ru/analitika/2011/05/11/...

Все же конклав прошел не совсем гладко. Когда кардиналы уединились для избрания преемника, начал разворачиваться польский конфликт, непосредственно вызвавший мировую войну. На конклаве французские епископы, несмотря на то что им были известны прогерманские симпатии Пачелли, выступили в его поддержку, ибо ему приписывали выступления Пия XI против крайностей фашизма. Эта партия ждала от него более решительного продолжения несмелых действий его предшественника против фашизма. Однако кардинал Тиссеран, который лучше знал Пачелли, отметил одностороннее германофильство кандидата. Поэтому он предпочел бы видеть на папском троне парижского нунция, кардинала Мальони, ибо тот был приверженцем демократии. Руководитель традиционалистской партии курии кардинал Оттавиани также не был в восторге от кандидатуры Пачелли, располагавшего слишком большой властью; поэтому он предложил кандидатуру Тиссерана. Тайны конклава неизвестны, фактом остается лишь то, что Тиссеран возражал против кандидатуры Пачелли. Согласно отдельным источникам, лишь он один голосовал против Пачелли. Согласно мнению других, он также голосовал за него, но с условием, чтобы государственным секретарем Пия XII стал профранцузски настроенный кардинал Мальони, который и исполнял функции госсекретаря вплоть до своей смерти в 1944 году. После его смерти - в нарушение существовавшего до того времени порядка - Пий XII не назначил нового государственного секретаря, а автократически руководил курией. Заместители государственного секретаря Тардини и Монтини были его непосредственными сотрудниками. Римский аристократ - папа возродил также непотизм, вызывавший в середине XX века большую антипатию. Он слишком большую свободу дал своим родственникам, главным образом в области экономики и финансов; кроме того, на него оказывали неблагоприятное влияние его немецкие фавориты. Папа Пий XII был несомненно автократическим главой церкви, политическим идеалом которого была консервативная монархия. Его монархистские взгляды видны из того, что одним из первых его решений была реабилитация 10 июля 1939 года «Французского действия», что поощрило и во Франции фашистские силы. В 1940 году, после разгрома Франции, Ватикан признал режим Петэна. За спиной Петэна группировались не только фашисты, но и консервативные реакционные силы, от Морраса и до большинства католических епископов включительно. Католическим консервативным силам нового французского государства Пий XII оказывал широкую поддержку, видя в этом шаги, направленные к созданию новой, христианской Европы. Все это способствовало тому, что французские епископы - за небольшим исключением - сотрудничали с правительством Виши.

http://sedmitza.ru/lib/text/441704/

Папа Пий XII Напуганный шквалом разоблачений пронацистской деятельности папы Пия XII, вызванного неуклюжей попыткой канонизировать этого «Папу Гитлера» , Ватикан организовал «операцию прикрытия», пытаясь убедить общественное мнение в том, что понтифик тайно помогал жертвам нацистов. Пожалуй, впервые в истории решение Ватикана о канонизации вызвало такую мощную волну протестов. Дело дошло даже до того, что Председатель Совета раввинов Италии Джузеппе Ларас отказался приветствовать Бенедикта XVI (в миру Йозефа Ратцингера) во время его визита в римскую синагогу. В ответ апостольская столица выслала на передовую отца Джанкарло Чентиони. Этот 97 летний священник в 1940-1945 годах был капелланом добровольной фашистской милиции. Отец Чентиони внезапно вспомнил, что папа Пий XII создал тайную сеть для спасения евреев во время Холокоста. Руководил этой организацией, по версии отца Чентиони, отец Йозеф Кентених, а в Риме его помощником был отец Антон Вебер, который получал указания непосредственно от папы. Организация называлась Rafaels Verein (по-немецки Общество святого Рафаэля) и помогала еврейским семьям нелегально выехать из Германии, снабжая их деньгами и документами. Излишне упоминать, что никого из участников этого католического сопротивления нет в живых и свидетельства отца Чентиони подтвердить некому. Почти одновременно с этими откровениями ватиканская газета «L’Osservatore Romano» опубликовала статью, в которой рассказывается о том, что еще в 1978 году итальянский историк Эннио ди Нольфо обнаружил документы на тему взаимоотношений между Ватиканом и США в период с начала Второй мировой войны до 50-х годов. Среди этих документов ватиканские журналисты особенно важным признали отчет о встрече немецкого католического юриста, деятеля антигитлеровского движения Сопротивления Йозефа Мюллера с посланником США в Апостольской столице Гарольдом Титтманом. Во время этой встречи Титтман, якобы, сказал Мюллеру, что слышал о всеобщей критике в адрес папы, который впервые осудил нацизм только после окончания войны. В ответ Мюллер рассказал, что молчание папы в годы войны было вызвано просьбой немецкого движения Сопротивления не осуждать нацизм публично, поскольку это могло осложнить положение немецких католиков. На основании этих «ценных» свидетельств ватиканская газета осудила критиков Пия XII за пренебрежение столь важными документами.

http://pravoslavie.ru/38119.html

Отец Ломбарди сообщил, что нью-йоркская еврейская организация Pave the Way организует приезд в Рим группы евреев, переживших Холокост, которые поблагодарят папу Бенедикта XVI за усилия, приложенные Пием XII к спасению евреев в ходе Второй мировой войны. В новой книге Джерарда Ноэля, бывшего редактора издания The Catholic Herald, утверждается, что папа Пий XII вовсе не был антисемитом и что ночами он пытался изгнать демона из Гитлера, поскольку верил, что нацистский диктатор одержим дьяволом. В книге «Пий XII: пес Гитлера» Ноэль пишет, что понтифик не был «ни антисемитом, ни сторонником Гитлера», однако им двигали «огромные амбиции в отношении Католической церкви, которую он считал единственной истинной Церковью». «Пий XII стал катастрофой для евреев. Не из-за того, что он был антисемитом, а потому что у него были огромные политические амбиции, – указывает Ноэль в «Еврейской хронике». – Его отношение сформировал и тот факт, что сам он был представителем церкви эпохи до Ватиканского собора, которая верила в обращение евреев в христианство». Он пишет, что Конкордат 1933 года с Третьим рейхом, который обсуждал Пий XII, будучи еще кардиналом Эудженио Пачелли и госсекретарем, непосредственно позволил Гитлеру в том же году прийти к власти. «В обмен на значительные материальные уступки Католической церкви в Германии Конкордат гарантировал, что немецкие католики отойдут от всякой партийной политической деятельности. В частности, по указанию Папы распускалась центристская партия Германии. Эта партия поддерживала равновесие во власти, и без нее Гитлер смог получить верховную власть». Спустя несколько дней после Конкордата «Гитлер начал гонения на евреев. А Пий после подписания Конкордата боялся, что, если он начнет критиковать Гитлера или нацизм, это приведет к расколу Католической церкви в Германии», считает Ноэль. Кроме того, в книге описаны отношения Пия XII с сестрой Паскуалиной, его немецкой домработницей, находившейся рядом со священнослужителем на протяжении 40 лет. «Она была очень влиятельной и очень просвещенной женщиной, резко выступала против союза Папы с Гитлером и Муссолини, однако тот пренебрег ее советом начет Гитлера», – утверждает Ноэль.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 40, 2004 или Вновь о контактах СССР с Ватиканом в конце 50-х Папа Пий XII (Эудженио Пачелли) — одна из величественных фигур в европейской церковной и политической истории XX века. Он родился 2 марта 1876 года в Риме в семье известного адвоката. Его церковное служение началось еще при Льве XIII. Эудженио Пачелли был нунцием в Германии, прослужив там 12 лет. Кардиналом и статс-секретарем стал при Пии XI. Избрание кардинала Пачелли на папский престол с именем Пия XII состоялось в марте 1939 года. “Великий молчун”, “атланти­ческий папа”, “святой упрямец”, — вот только некоторые из оценок его современниками. До последнего дня своей жизни (9 октября 1958 года) он оставался одной из ключевых фигур европейской политики, придерживаясь откровенно враждебного и нетерпимого курса по отношению к СССР и странам соцлагеря. Эта нетерпимость была стержнем его политики в последние годы Второй мировой войны и в послевоенные десятилетия. Начало 1950-х изменений не принесло. Так, в своем апостолическом послании к народам России (1952 год) он призвал их не только вернуться в лоно католичества, но и скорее отречься от коммунистических идей. О жестком противостоянии Москвы и Ватикана в послевоенные годы известно много. Период от кончины Сталина до ухода из жизни Пия XII был менее драматичен. Именно в эти годы начинаются активные поиски контактов. Обоюдный зондаж начался еще с 1955 года. Тогда Москву посетил иезуит из Люксембурга о. Рединг. Встретившись с Анастасом Микояном, он сообщил тому, что изучает возможность будущей договоренности между Ватиканом и СССР. Оживление в этом направлении началось с первых месяцев 1957 года, когда послом СССР в Италии стал Семен Козырев, которому было поручено “продол­жить неофициальные контакты для изучения намерений Ватикана в отношении СССР и его союзников” 1 . Какие же неофициальные контакты должен был курировать советский посол? И, главное, с кем? Одним из таких контактеров был обычный директор обычной туристической компании “Чит” господин Галлен. Но при чем здесь итальянский туризм, да еще в 1957 году?

http://pravmir.ru/kto-vyi-gospodin-galle...

Выступление Черчилля в Фултоне и вышеуказанное заявление Пия XII на протяжении 1946 года можно уже рассматривать как явления, предшествующие началу «холодной войны». На выборах 1946 года, правда, не с помощью общественно-экономической программы Пия XII, христианские партии добились действительно серьезных успехов. Источником успехов этих партий, в частности, было то, что они в конечном счете пользовались поддержкой со стороны церкви, не отождествляясь с нею. Таким образом, верующим массам была предложена приемлемая и обнадеживающая альтернатива в виде христианского общества. 1947 год принес решающие изменения в международной жизни. Были заключены мирные договоры с отдельными бывшими фашистскими государствами. В восточноевропейских странах ускорилась народно-демократическая революция. В странах Западной Европы в течение 1946-1947 годов положение еще не прояснилось, перспективы развития были еще проблематичны. Так, например, в 1946 году на выборах во Франции Французская коммунистическая партия вышла на первое место. И в Италии количество голосов, поданных за коммунистов и социалистов, достигло числа голосовавших за христианских демократов. Однако в 1947 году левые, хотя они и сохранили свои позиции, неоднократно терпели поражение, и в 1947 году коммунисты были удалены из правительства. Антифашистская политика Народного фронта потерпела поражение. Одним из факторов этого было выступление американцев и их союзников против Советского Союза, что было сформулировано и на стратегическом уровне в известном послании Трумэна конгрессу в 1947 году после неофициального заявления Черчилля. Во время раскола, происшедшего в мире, Ватикан вновь отступил от официального к тому времени нейтралитета и примкнул к лагерю сторонников «холодной войны». Одним из наиболее важных документов, подтверждающих этот факт, является опубликованная тогда переписка между президентом Гарри Трумэном и Пием XII. Письма были опубликованы американской стороной, которая хотела тем самым продемонстрировать взаимное согласие между Соединенными Штатами и Ватиканом и необходимость совместного выступления против Советского Союза и левых движений.

http://sedmitza.ru/lib/text/441704/

Отношение Пия XII к итальянскому фашизму на первых порах было спокойным. Целью папской дипломатии было удержать Италию от войны. Когда это не удалось, папа занял позицию строгого нейтралитета. Несмотря на то что вступление Италии в войну ограничило дипломатические возможности папы, это нисколько не помешало ему свободно маневрировать. Так, например, отношения между Ватиканом и Англией складывались хорошо, правительство Черчилля поддерживало постоянную связь с папой. Отношения с Соединенными Штатами были не столь безоблачными; американцы проявляли недовольство нейтралитетом папы. Между Соединенными Штатами и Ватиканом дипломатические отношения не поддерживались. После того как и Соединенные Штаты вступили в войну, возникла необходимость в установлении систематических связей. Ватикан - в самой середине войны - принял личного представителя президента Рузвельта, Майрона Тэйлора, остававшегося в Ватикане вплоть до освобождения Рима. Быстрые успехи немцев в войне против Советского Союза осенью 1941 года вызвали заметное облегчение в Ватикане. На первом этапе войны, ознаменовавшемся успехами фашистов, существовало полное молчаливое согласие между Пием XII и немцами. (Это находит свое подтверждение в отрицательном отношении Пия XII к Атлантической хартии.) Однако зимой 1942/43 года произошел неблагоприятный для фашистских государств поворот в ходе войны, хотя это еще далеко не означало поражения Германии. Эти месяцы были периодом молчания в Ватикане. Соответственно с этим в рождественском обращении папы по радио 1942 года уже заметен поиск дороги к миру, а также поиск общественного развития после достижения мира. В обращении уже излагались не только основные принципы обеспечения мира, но и основные католические принципы переустройства в послефашистский период. В этих принципах предлагались не контуры корпоративного общества, а оговаривалась необходимость восстановления буржуазных свобод. 2 февраля 1943 года немецкие армии капитулировали под Сталинградом, 13 мая сражавшиеся в Африке армии держав «оси» также сложили оружие. 10 июля союзники высадились в Сицилии, и тем самым война достигла итальянской земли. Папа после развертывания сил антифашистской коалиции и морально отягощенный антисемитизмом фашистских держав, перешедшим в геноцид, уже не мог устоять на позиции нейтралитета.

http://sedmitza.ru/lib/text/441704/

И ещё одна интересная «деталь» политики Пия XII из доклада Ольги Николаевны Четвериковой: «В мае 1940 года Ватикан, учитывая положение дел на фронте, при посредничестве кардинала Спеллмана перемещает свой золотой запас в 7.7 млн. долларов из Лондона в хранилище на территории американской военной базы Форт-Нокс, и с этого времени Федеральная резервная система США превращается по факту в главный иностранный банк Ватикана. Так оно было на протяжении всей войны». Первая энциклика Пия XII «Сумма понтификус» была издана 20 октября 1939 года, когда в Европе уже полыхала война. В ней папа утверждал, что причина бедствий, обрушившихся на народы Европы, - в «заблуждениях антихристианского движения», в забвении религиозных и моральных убеждений. «В энциклике, - писал М. Шейман, - нет прямого обличения нацизма. В ней говорится о страданиях Польши, о том, что «наша любимая Польша» имеет право на «братское сочувствие всего мира», но нет ни слова о том, что именно германские захватчики виновны в бедствиях польского народа. В то же время папа в хвалебных тонах говорит о «любимой Италии», «преданной блюстительнице веры». А ведь фашистская Италия тогда была союзницей Германии, душительницы Польши». 25 декабря 1939 года папа Пий XII обратился к правительствам воюющих стран со следующим призывом: «Положим конец этой братоубийственной войне, объединим все свои усилия в борьбе против общего врага – атеизма…» Напомним, что для него атеизм означал коммунизм, причём не столько даже как учение Маркса, сколько как воплощение Советским Союзом идей справедливости и братства, нестяжательства и свободы от эксплуатации. Вновь предоставим слово М. Шейману: «В январе 1940 года, когда гитлеровская Германия уже вела войну в Европе, Ватикан забил тревогу не о том, что фашизм угрожает человечеству, а об опасности коммунизма. Ватиканская печать и радио выступали в эти дни с измышлениями о положении в Западной Белоруссии и Западной Украине , воссоединённых с СССР, и с клеветническими нападками на СССР в связи с советско-финской войной.

http://ruskline.ru/analitika/2020/03/12/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010