В 1929 г., после консультаций с епископами восточного обряда, папа поручил подготовительную работу первой Комиссии кардиналов по подготовке восточной кодификации, возглавил которую кардинал Пьетро Гаспарри. В 1939 г. ее сменила Папская комиссия по редактированию восточного Кодекса канонического права, под председательством сперва кардинала Синсеро, а затем кардинала Массими 121 . Эта вторая комиссия 122 с помощью экспертов подготовила и опубликовала в 1943 г. первый черновой вариант Кодекса всего восточного права, который стал предметом широкого обсуждения, а затем был заново отредактирован и опубликован в 1945 г. под заглавием Codex iuris canonici orientalis (Восточный Кодекс канонического права). Этот кодекс, разделенный на 24 титула, был вновь пересмотрен, дополнен рядом поправок и в январе 1948 г. представлен папе Пию XII. Однако папа решил обнародовать его поэтапно. 22 февраля 1949 г. апостольским посланием Crebrae allatae Sunt 123 были обнародованы каноны о таинстве брака; 6 января 1950 г. апостольским посланием Sollecitudinem nostram 124 обнародованы каноны о процессах; апостольским посланием Postquam apostolicis litteris 125 (9 февраля 1952 г.) – каноны о монашествующих, о временном имуществе Церкви и о значении слов. Наконец, апостольским посланием Cleri sanctitati 126 (2 июня 1957 г.) были обнародованы каноны о восточных обрядах и лицах. Таким образом, из 2666 канонов Проекта 1945 г. обнародованы лишь три пятых, в то время как прочие остаются в архивах Конгрегации 127 . В действительности после Второго Ватиканского собора стало совершенно ясно, что и труднейшая кодификация восточного канонического права, предпринятая Пием XI, теперь должна быть направлена на сопряжение восточной традиции с богословскими принципами и пастырскими ориентирами вселенского форума. Некоторые из этих ориентиров имеют решающее значение для самой концепции кодифицирования восточного канонического права. Достаточно вспомнить о том, что до Второго Ватиканского собора было принято говорить (в том числе в официальных документах) о «Восточной Церкви» в единственном числ 128 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

В феврале 1942 г. митрополит обратился с письмом к рейхсфюреру СС Генриху Гиммлеру, в котором жаловался на обращение немцев с местным населением, особенно с евреями, протестовал, что «украинских вспомогательных полицейских принуждают расстреливать евреев». По меньшей мере три человека свидетельствовали, что видели письмо митрополита Андрея Гиммлеру, однако ни подлинник, ни копия этого письма до сих пор не обнаружены. Сам Шептицкий придавал этому письму большое значение, он обсуждал его со спасенным им раввином Давидом Кахане и упомянул о нем в своем послании в Ватикан. В ответе рейхсфюрера СС говорилось, что митрополит не должен вмешиваться в дело, «которое его не касается» [xxix] . Самое суровое осуждение Владыкой Андреем нацистского режима появляется в его письме в Ватикан, написанном 29 августа 1942 г., после депортации 20–23 августа 50 тыс. евреев Львова в лагеря смерти. Это были наиболее жестокие акции за все время нацистской оккупации Западной Украины. Обвиняя нацистов в преступлениях, митрополит воззвал к высшему моральному авторитету своей Церкви – Римскому Папе Пию XII: «Освобожденные немецкой армией от большевистского ига, мы почувствовали некоторое облегчение, [однако] постепенно [немецкое] правительство установило режим невероятного террора и коррупции... Сегодня вся страна едина в том, что германский режим возможно еще большее зло, чем большевистский и является почти дьявольским. На протяжении более года не прошло и дня без ужасных преступлений. Евреи – их первоочередная цель. Численность евреев, убитых в нашей маленькой стране перешагнуло через 200 000. В определенное время они начали убивать евреев открыто, на улицах, прямо на виду у публики… В Киеве было за несколько дней ликвидировано 130 000 мужчин, женщин и детей». Митрополит Андрей обозначил нацистский режим как «систему лжи, обмана, несправедливости, грабежа, карикатуру всех идей цивилизации и порядка, …систему преувеличенного до абсурда национального шовинизма, ненависти ко всему хорошему и прекрасному». Использование им при описании нацистской власти таких выражений, как «бешеные волки» и «чудовища», показывает степень морального осуждения Владыкой гитлеровского режима. Однако Папа на это драматическое письмо не ответил [xxx] .

http://bogoslov.ru/article/2226184

В феврале 1942 г. митрополит обратился с письмом к рейхсфюреру СС Генриху Гиммлеру, в котором жаловался на обращение немцев с местным населением, особенно с евреями, протестовал, что «украинских вспомогательных полицейских принуждают расстреливать евреев». По меньшей мере три человека свидетельствовали, что видели письмо митрополита Андрея Гиммлеру, однако ни подлинник, ни копия этого письма до сих пор не обнаружены. Сам Шептицкий придавал этому письму большое значение, он обсуждал его со спасенным им раввином Давидом Кахане и упомянул о нем в своем послании в Ватикан. В ответе рейхсфюрера СС говорилось, что митрополит не должен вмешиваться в дело, «которое его не касается» [xxix] . Самое суровое осуждение Владыкой Андреем нацистского режима появляется в его письме в Ватикан, написанном 29 августа 1942 г., после депортации 20-23 августа 50 тыс. евреев Львова в лагеря смерти. Это были наиболее жестокие акции за все время нацистской оккупации Западной Украины. Обвиняя нацистов в преступлениях, митрополит воззвал к высшему моральному авторитету своей Церкви - Римскому Папе Пию XII: «Освобожденные немецкой армией от большевистского ига, мы почувствовали некоторое облегчение, [однако] постепенно [немецкое] правительство установило режим невероятного террора и коррупции... Сегодня вся страна едина в том, что германский режим возможно еще большее зло, чем большевистский и является почти дьявольским. На протяжении более года не прошло и дня без ужасных преступлений. Евреи - их первоочередная цель. Численность евреев, убитых в нашей маленькой стране перешагнуло через 200 000. В определенное время они начали убивать евреев открыто, на улицах, прямо на виду у публики... В Киеве было за несколько дней ликвидировано 130 000 мужчин, женщин и детей». Митрополит Андрей обозначил нацистский режим как «систему лжи, обмана, несправедливости, грабежа, карикатуру всех идей цивилизации и порядка, ...систему преувеличенного до абсурда национального шовинизма, ненависти ко всему хорошему и прекрасному». Использование им при описании нацистской власти таких выражений, как «бешеные волки» и «чудовища», показывает степень морального осуждения Владыкой гитлеровского режима. Однако Папа на это драматическое письмо не ответил [xxx] .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/1...

Конклав для избрания нового папы состоялся в самом Риме в обычном порядке и происходил с таким спокойствием и с такой свободой, каких никогда не замечалось раньше. И только одно напоминало о необычности закончившегося папствования, что крайне настроенные кардиналы, как напр, иезуит Францелин думали, что новый папа может называться только опять Пием. Но даже и эта фантазия, как будто без Пия должно умереть папство, разлетелась перед трезвым отношением к делу новоизбранного. Нелюбимый Пием и будучи предметом опасения со стороны его всемогущего государственного секретаря Антонелли, новоизбранный папа кардинал Иоаким Печчи, из благодарности ко Льву XII, который содействовал ему в его карьере, назвал себя Львом XIII 32 . Иоаким Печчи родился 2 марта 1810 года в Карпинето, маленьком городке диоцеза Анании. Происходя из патрицианского дома Сиены, он учился сначала у иезуитов в Витербо, затем в находившейся под их руководством римской коллегии, наконец дворянской академии в Риме, оставляющей школу папских дипломатов. Все курсы проходил он с отличием; среди своих сотоварищей он выдавался даровитостью и особенно прилежанием, не чуждым честолюбия. Неоднократные заболевания, которые ослабили его здоровье на всю жизнь, вероятно были следствием переутомления его нежного организма. Иезуитскому образованию его ума соответствовало воспитание в чисто монашески-аскетическом благочестии. Его мать, сама принадлежавшая к третьему ордену св. Франциска, уже в родительском доме заложила основу для этого. Ни малейшее еще веяние новейшего духа не коснулось юноши, когда он, уже будучи в двадцатилетнем возрасте домашним прелатом Григория XVI, вступил на путь папской правительственной карьеры. В день Нового года, в 1838 году, он совершил свою первую мессу и затем не особенно быстро стал подниматься по обычной иерархической лестнице, пока папа Пий IX, наконец, не приблизил его к Ватикану. Впрочем, он не нравился ни самому Пию IX, ни его ненавидел, как книги, казался он слишком преданным литературе и науке, а для последнего он был слишком умен, и обоим казался слишком податливым в своем политическом образе действия, при котором он всячески старался обходить принципиальные вопросы.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

Полностью оправдывало поведение Св.Престола в годы войны и руководство США, представитель которого на Нюрнбергском процессе Кемпнер заявил: «Всякая попытка пропаганды со стороны Церкви против Рейха и Гитлера была бы не просто спровоцированным самоубийством..., но усилила бы репрессии против иудеев и священников» [xix] . Данная позиция американцев была полностью объяснима. Ватикан встраивался в создающийся тогда на Западе новый, теперь уже «американский порядок». Католики составляли большинство населения Европы (тогда ещё её называли «Ватиканской Европой»), и главную ставку правящие круги Запада делали на христианско-демократические партии и движения [xx] . Так что в условиях развязываемой США «холодной войны» они не могли допустить какой-либо дискредитации лидера католического мира и были заинтересованы в укреплении его пошатнувшегося в глазах антифашистских сил авторитета, политического веса и влияния в международных делах. Св.Престол должен был стать важным символом идейной сплочённости Европы перед лицом коммунистического лагеря. В своём письме от 6 августа 1947 г., адресованном Пию XII, американский президент Г.Трумэн призвал последнего к тесному сотрудничеству со «всеми моральными силами, представляющими интересы свободного мира», подчеркнув, что прочный мир может основываться только на принципах христианства. В свою очередь папа в ответе президенту, воздав должное сплочению в мировом масштабе под главенством США сил, борющихся против «несправедливости и лжи», пообещал всю возможную помощь, заявив, что президент найдёт «в Божьей церкви полного радости, искреннего, готового к сотрудничеству партнёра». Призвав открыто к новому «крестовому походу» против коммунизма, папа чётко сформулировал свою позицию в международных делах, заявив, что он против деления мира на фашистов и антифашистов, противопоставив этому делению свою формулу: «За или против Христа». В своём рождественском послании 1947 г. он объявил «дезертиром и предателем любого, кто окажет материальную поддержку, предоставит свои услуги и способности, помощь и голос партиям или властям, не признающим Бога» [xxi] .

http://ruskline.ru/analitika/2011/05/11/...

При этом Степинац неоднократно оправдывал усташский режим перед Папой. Так, хорватский посланник в Ватикане Никола Русинович 9 мая 1942 г. писал министру иностранных дел Хорватии: «Его Преосвященство Степинац недавно вернулся в Загреб после двенадцатидневного пребывания в Риме. Он находится в прекрасной форме и воинственно настроен ко всем врагам государства! Степинац представил Святому Отцу отчет на девяти машинописных страницах. Он показал его мне, и я могу заверить вас в том, что он поддерживает нашу точку зрения. Выступая против сербов, четников и коммунистов, он обнаруживает доводы, которые мне и не приходили в голову. Никому не будет позволено нападать на Независимое государство Хорватия и представить хорватов в дурном свете». В мае 1943 г. архиепископ вновь встретился с Папой и затем сказал новому хорватскому посланнику в Ватикане Эрвин Лобковичу, что на приеме «молчал о некоторых вещах, с которыми не совсем согласен, для того, чтобы показать Хорватию в наиболее выгодном свете» [lxi] . 18 мая того же года архиеп. Алоизий Степинац писал в послании Пию XII: «Восточная схизма пробивает ряды католиков и грозит достичь своей темной цели. Победа идеи Великой Сербии будет равносильна уничтожению Католицизма на Северо-западных Балканах, в государстве Хорватия… Нет сомнения, что такие фатальные события будут иметь значительные последствия далеко за границами Хорватии. Волны Православия и наступление Византизма беспрепятственно будут обуревать границы Италии, пока же они разбивались о передовую хорватскую стену. К тому же, благодаря работе хорватских клириков, особенно францисканцев, был заложен фундамент для возрождения Католицизма в Болгарии путем обращения многих павликиан, и остатки верующих в скандерберговской Албании были спасены, и уничтожение основной католической нации на вечно кипящих православно-мусульманских Балканах, пагубно отразится на других разрозненных группах… В отчаянной борьбе за свое существование Хорватия на каждом шагу показывает, что она готова пребыть верной католическим традициям, и готова создать более чистую и лучшую перспективу для Католической Церкви в этой части мира». Далее архиепископ писал об опасности для перешедших в католичество православных сербов: «…не только около 240.000 новообращенных из сербской православной веры погибнут тут, но также и все католическое население этой местности вместе с их церквами и монастырями. В естественном порядке вещей, если только Бог не сотворит великого чуда, прогресс Католицизма тесно связан с прогрессом государства Хорватия» [lxii] .

http://bogoslov.ru/article/2842069

сельское хозяйство. В 1947-1953 гг. одновременно с индустриализацией была проведена коллективизация сельского хозяйства, крестьянам было оставлено до 30 га земли, но в конечном счете небольшие частные предприятия и зажиточные крестьянские хозяйства были задавлены непосильными налогами. Это способствовало развертыванию вооруженной партизанской антисоветской борьбы. В отличие от антинацистского сопротивления, сосредоточенного в городах, послевоенные партизаны («лесные братья») действовали при поддержке крестьян в деревнях и укрывались в лесах. Они развернули террор против советских властей и тех, кто с ними сотрудничали. Первоначально численность партизанских отрядов достигала 30 тыс. чел., в 1946-1948 гг. она оценивается в 10 тыс. чел. Партизаны, как и большинство населения Л., исповедовали католицизм, а среди переданных ими за границу в 1947 г. документов было послание папе Римскому Пию XII. В февр. 1949 г. на своем съезде командиры партизанских отрядов высказались за восстановление демократического Литовского гос-ва. Против партизан были брошены войска НКВД, которым удалось подавить их вооруженную борьбу к 1953 г. (отдельные партизаны действовали и после этого). В результате присоединения Л. к СССР и в ходе второй мировой войны многие литовцы, в т. ч. дипломаты Литовской Республики, оказались на Западе. Ряд государств (в т. ч. США, Канада, Великобритания, Франция, Швейцария, Ватикан) отказались признать присоединение Л. к СССР. На литов. средства, хранившиеся на счетах в США и замороженные по приказу Ф. Рузвельта в 1940 г., действовала Литовская дипломатическая служба - объединение послов Л. Они, как и Совет американских литовцев, Всемирная община литовцев, Верховный комитет американских литовцев, выполняли важную функцию информирования зап. стран о положении в Л. После окончания нацистской оккупации Л. советские власти изменили свою политику в отношении религии и верующих с учетом предвоенного опыта: поскольку всестороннее ограничение деятельности религиозных орг-ций не дало желаемого результата, было решено разрешить им действовать в рамках литургической практики в обмен на поддержку властей.

http://pravenc.ru/text/2110567.html

Это были наиболее жестокие антисемитские акции за все время германской оккупации Западной Украины. Обвиняя нацистов в преступлениях, митрополит воззвал к высшему моральному авторитету своей Церкви – Римскому Папе Пию XII: «Освобожденные немецкой армией от большевистского ига, мы почувствовали некоторое облегчение, [однако] постепенно [немецкое] правительство установило режим невероятного террора и коррупции... Сегодня вся страна едина в том, что германский режим возможно еще большее зло, чем большевистский и является почти дьявольским. Вот уже не менее года нет дня, в котором не совершались бы самые отвратительные преступления: убийства, грабежи, воровство, конфискации и издевательства. Первые жертвы – евреи. Количество убитых евреев в нашем небольшом крае уже, наверняка, перевалило за двести тысяч... Власти поначалу пытались сфабриковать документы, которые могли бы доказать, что авторами убийств были местные жители или полицаи. Но с течением времени они начали убивать евреев открыто, на улицах, прямо на виду у публики и без всякого стыда... По мере продвижения армии на Восток число жертв увеличивалось. В Киеве в течение нескольких дней истреблено сто тридцать тысяч мужчин, женщин и детей. Все малые города Украины были свидетелями подобной резни, и длится это уже больше года... Я протестовал пастырским посланием против убийств, послание было конфисковано, но прочитано пять или шесть раз на собраниях священников... Я также протестовал в письме, адресованном Гиммлеру, и пытаюсь повлиять на молодежь, чтобы не записывалась служить в полиции, где придется действовать против собственной совести...» Далее Владыка описывал, каким издевательствам подвергаются другие жители Украины, к какой деморализации общества приводит немецкая оккупация, особенно слабовольных людей: «Они учатся воровству и преступлению человекоубийства, утрачивают чувство справедливости и гуманности... Душегубы, привычные истреблять евреев, тысячи невинных людей, привыкают к виду крови и становятся кровожадными».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Павелич и Степинац      После войны Ватикан принял активнейшее участие в операции «Крысиная тропа» по спасению усташей, в том числе и клириков, от заслуженного суда. В Риме помощь хорватам оказывали австриец, по происхождению хорват, Алоиз Гудал и Понтификальный хорватский колледж святого Иеронима, которым руководил Крунослав Драганович. Благодаря ему целый ряд   усташских вождей и поддерживавшие их священники во главе с епископом Иваном (Шаричем) сбежали из Хорватии с награбленным золотом и укрылись в Риме . Не исключено, что Павелич ушел от возмездия лично благодаря Пию XII: когда американский разведчик Уильям Гоуэл попытался искать кровавого «поглавника» НГХ в Ватикане, папа настоял на его выдворении . Тем не менее возмездие все же настигло ряд палачей, в т.ч. одетых в рясы. После окончания войны югославские власти арестовали наиболее замешанных в преступлениях священников. Несколько сотен католических священнослужителей были отданы под суд, а в конце процесса многие из них были приговорены к смертной казни. Не избежал судебного процесса и Алоизий (Степинац), которого за коллаборационизм и участие в геноциде приговорили к 16 годам заключения с каторжными работами. Однако в заключении Степинац был освобождён от каторжных работ и провёл в тюрьме лишь пять лет, после чего был сослан на поселение в Кразич. В общем, по меркам того сурового времени, он отделался «легким испугом». Ну, а затем его сделали «почетным великомучеником», пострадавшим... от коммунизма. В 1998-м г. папа Иоанн-Павел II беатифицировал его, а в 2015-м году папа Франциск причислил к лику святых. Это и оскорбление сотен тысяч жертв усташского геноцида, и признание сопричастности Ватикана к этим преступлениям. Ибо папа Пий XI практически никак не реагировал на террор в Хорватии, хотя знал о нем все . Папа не отлучил палачей от церкви, хотя в 1949-м отлучил всех коммунистов. Более того, он сделал все, чтобы поддержать бесчеловечный режим усташей на международной арене, а потом постарался спасти десятки, если не сотни палачей, устраивая им бегство по «Крысиной тропе».

http://pravoslavie.ru/113349.html

XXIII. ЮСТИН, философ 146 , родился в палестинском городе Неаполе 147 , сын Приска Вакхия, и, выступая в одежде философов 148 , весьма много трудился в защиту веры Христовой. Так он, не устыдившись поношения креста, подал одну книгу, написанную им против язычников, Антонину, по прозванию Пию, сыновьям его и сенату 149 , а другую книгу – преемникам того же Антонина, Марку Антонину Веру и Луцию Аврелию Коммоду 150 . Кроме этих есть у него другая книга против язычников, в которой он рассуждает о природе демонов, и четвертое сочинение против язычников, которому он дал заглавие «Обличение» 151 , а также одна книга «О единовластии Божием», другая книга, которую он озаглавил «Певец», книга «О душе», диалог «Против иудеев», который он имел с Трифоном, предводителем Иудеев 152 , а также замечательные книги «Против Маркиона», о которых упоминает Ириней в четвертой книге против ересей, и книга «Против всех ересей», о которой он сам делает упоминание в «Апологии» 153 , поданной им Антонину Пию. Когда он в Риме имел беседы и Кресцента киника, много выступавшего против христиан, обличал в чревоугодии и боязни смерти, в пристрастии к роскоши и распутству, то, наконец, благодаря его стараниям и козням обвиненный в том, что он христианин, пролил кровь свою за Христа 154 . XXIV. МЕЛИТОН Азийский, епископ Сард 155 , подал императору Марку Антонину Веру, который был учеником оратора Фронтона 156 , книгу в защиту христианского учения. Он написал также и другие книги, которые мы здесь перечисляем: «О Пасхе» две книги, «О жизни пророков» одну книгу, «О Церкви» одну книгу, «О дне Воскресном» одну книгу, «О творении» одну книгу, «О душе и теле» одну книгу, «О крещении» одну книгу, «Об истине» одну книгу, «О рождении Христовом» одну книгу, «О пророчестве» одну книгу, «О гостеприимстве» одну книгу и другую книгу, которая называется «Ключ», «О дьяволе» одну книгу, «Об апокалипсисе Иоанна» одну книгу, «О воплощении Бога» одну книгу и «Эклог» шесть книг. Тертуллиан в семи книгах, написанных против Церкви в защиту Монтана, восхваляя его превосходный ум и литературный талант, говорит, что он у очень многих из наших почитался пророком.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010