Заняв в июне 1929 г. должности субститута Гос. секретариата и секретаря шифра, О. стал помощником нового гос. секретаря - кард. Эудженио Пачелли (папа Римский Пий XII в 1939-1958) - и в качестве действительного тайного камергера вошел в состав Тайной палаты (Camera Secreta). В том же году был назначен советником верховной Конгрегации Sanctum Officium. Также он вошел в состав папской комиссии «Pro Russia» . 29 нояб. 1929 г. назначен советником Консисториальной конгрегации. 21 дек. 1931 г. папа Пий XI возвел его в достоинство апостольского протонатария. 21 марта 1934 г. в дополнение к прежним обязанностям О. стал советником Конгрегации Восточной Церкви. Входил в состав папской капеллы. 19 дек. 1935 г. О. получил должность асессора верховной Конгрегации Sanctum Officium. Будучи освобожден от всех постов в Гос. секретариате, он сохранил за собой должности советников в Консисториальной конгрегации и в Конгрегации Восточной Церкви, а также членство в комиссии «Pro Russia». Как асессор Конгрегации Sanctum Officium О. вошел в группу прелатов (prelati officiali) Конгрегации обрядов. Ввиду большого опыта дипломатической работы его назначили также советником Конгрегации чрезвычайных церковных дел (10 янв. 1936). Префектом верховной Конгрегации Sanctum Officium являлся папа Римский. О. как асессор еженедельно лично докладывал папе обо всех текущих делах, получал утверждение разработанных решений. Одним из основных направлений работы верховной Конгрегации было выявление, изучение и осуждение наиболее опасных для католич. Церкви печатных изданий. За первый год работы О. в Индекс запрещенных книг были внесены 10 книг, в т. ч. сочинение пресв. Э. Буонаюти, представителя модернизма . По поручению Пия XI О. подготовил черновой вариант текста энциклики «Divini Redemptoris» (от 19 марта 1937), в к-рой был осужден коммунизм как учение, разрушающее общественный порядок и христ. цивилизацию ( Chenaux Ph. L " Église catholique et le communisme en Europe (1917-1989). P., 2009. P. 104). 20 мая 1937 г. О. представил Пию XI проект декрета о запрещении новых форм частных богослужебных практик в католич. Церкви (декрет обнародован 26 мая 1937 - AAS. 1937. Vol. 29. P. 304-305).

http://pravenc.ru/text/2581735.html

После вторжения нацистской Германии в Польшу в сентябре 1939 заговорщики стали искать контактов с противниками – в первую очередь с англичанами – надеясь получить их поддержку при свержении Гитлера. В качестве посредника они обратились к Пию XII, который пользовался большим уважением британцев. Через доверенных лиц они спросили Папу, может ли он связаться с английским правительством и заручиться у него гарантиями поддержки немецкого Сопротивления в случае свержения Гитлера. Пий XII ответил утвердительно, заявив: «Немецкая оппозиция должна быть услышана». За этим последовал целый ряд покушений на фюрера, ни одно из которых, как известно, не закончилось его гибелью. В то же время известно, что моральная, и не только моральная, поддержка со стороны Пия XII и его ближайших помощников очень много значила для немецких офицеров-антифашистов. Ранее в защиту Пия XII выступали и другие авторы. Так, еврейский историк раввин Давид Далин опубликовал в 2005 году книгу «Миф о «Гитлеровском Папе»: Пий XII и его тайная война против нацистской Германии», в которой показал, что в годы Второй мировой войны Пачелли неустанно трудился ради спасения евреев. Другой историк, английский протестант Гордон Томас, смог найти в архивах Ватикана большое количество документов, доказывающих, что Пий XII спасал от уничтожения евреев и был убежденным противником нацизма. Спасая евреев, Пий XII действовал с большим умом и добился гораздо больших успехов, чем знаменитый Оскар Шиндлер. По благословению Пачелли на территории Ватикана были устроены убежища для евреев, он давал добро на проведение секретных операций с выдачей подложных документов – некоторые евреи даже получили ватиканское гражданство. Гордон Томас пишет, что, с ведома Пия XII, католические священники выдавали сотни фальшивых справок о крещении евреям Генуи, Рима и других городов Италии. Более 2000 венгерских евреев были перевезены в Рим, где они получили фальшивые документы, в которых было указано, что они католики. Более 4000 евреев были спрятаны от нацистов в итальянских монастырях.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Особое внимание хотелось бы обратить на сквозную для всего труда тему антикоммунистического сопротивления и тему сотрудничества с врагом в годы Отечественной (у авторов «советско-нацистской») войны. Их появление в книгах по российской истории можно только приветствовать. Эти проблемы теоретически нашей наукой не разработаны. Не вдаваясь в дискуссию о том, что считать сопротивлением, а что сотрудничеством (в книге отсутствуют критерии), хочу обратить внимание на параграфы, посвященные генералу Власову и Русской освободительной армии (РОА), а также участию русских эмигрантов, жителей оккупированных областей и советских военнопленных в нацистской армии и в антинацистском сопротивлении. «В 1941–1945 гг. на немецкой военной службе состояли не менее 1,1–1,2 млн советских людей». Инициаторами власовского «антисталинского движения» авторы считают представителей антигитлеровской оппозиции, которые и предложили возглавить его Власову. «После тягостных раздумий генерал Власов согласился». Планы активного сотрудничества антисталински настроенных русских с гитлеровцами, по мнению авторов, возникли уже «осенью 1941 г.». По мнению ответственного редактора, «страдания народов России под большевиками были столь невыносимы, что мы сейчас не имеем права судить никого, признавая нравственные изъяны в любом выборе судьбы в те годы». Полагаю, что после создания гетто и лагерей уничтожения (Освенцима) в Польше (1939–1940), после уничтожения евреев в Львове (июль 1941 года) и Киеве (сентябрь 1941 года), после уничтожения советских военнопленных в нацистских лагерях, о которых авторы пишут, оправдывать, даже таким образом, добровольное обращение к гитлеровским властям с предложениями о каком-либо сотрудничестве безнравственно. Цель тут явно не оправдывает средства. Например, приветствовавший 1 июля 1941 года оккупацию Львова нацистами митрополит Галицкий Андрей Шептицкий написал в конце августа 1942 года Пию XII, что «немецкий режим ужаснее большевистского». Словом, это очень странная книга. С одной стороны, она радует насыщенностью новым и интересным историческим материалом, новыми поднятыми проблемами. С другой — вызывает очень много вопросов и сомнений в точности приводимых документов, цифр и оценок. Кажется, что многие из ее авторов в своих представлениях остались на уровне дискуссий начала 1990−х. Правдивой истории России, о которой было заявлено в предисловии, опять не получилось.

http://pravoslavie.ru/38036.html

Многие века честная глава и частицы креста Святого Андрея Первозванного находились в Патрах. Феодор Продром в XII веке свидетельствовал, что эти мощи почитались не меньше константинопольских. В 1460 году Патры были захвачены войсками османского султана Магомета II. Фома Палеолог, деспот Мореи, в 1462 году увёз главу и частицы креста в Рим, где передал папе Пию II, поместившему их в соборе святого Петра. В 1964 году папа Павел VI передал главу Андрея Первозванного и частицы андреевского креста Элладской Православной Церкви, и эти реликвии торжественно возвратились на своё историческое место в Патры. Собор Андрея Первозванного построен в неовизантийском стиле и производит впечатление основательного, массивного здания. Он находится в центре большой площади, засаженной деревьями. Площадь выходит на берег Коринфского залива, и центральный купол храма, увенчанный пятиметровым позолоченным крестом, виден с моря издалека. Двенадцать малых куполов-колоколен с крестами окружают большой купол, символизируя Иисуса в окружении двенадцати апостолов. Три фасада церкви украшены портиками, опирающимися на коринфские колонны и рядом ажурных монофор, вписанных в полукруг. Церковь вмещает 5500 человек. В 1895 году была назначена Комиссия по возведению храма. В 1901 году был объявлен конкурс на лучший архитектурный план. 1 июня 1908 года был заложен фундамент королём Георгом I. Автором проекта и первым руководителем строительства собора был знаменитый греческий архитектор Анастасиос Метаксас. После его смерти, в 1937 году строительство возглавил Георгиос Номикос. В 1910 году возведение храма приостанавливается из-за нестабильности почвы под ним. В 1930 году строительство возобновляется. В 1934 году возведён купол, но война и экономическое положение Греции в 1938 году опять останавливают работы. Только в 1955 году строительство продолжается, так как власти решили экономическую проблему посредством введения налога на строительство храма в счёт электроэнергии горожан. 26 сентября 1974 года храм был торжественно открыт, спустя несколько лет после возвращения святой главы Апостола Андрея. Современное состояние [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Кафедральный_с...

При этом во второй половине 1941 года Патриарх Вениамин все-таки выразил Папе Пию XII протест по поводу жестоких преследований сербов в профашистской Хорватии, а в дальнейшем, после получения негативного решения Синода Сербской Церкви от 30 апреля 1942 года, отказался признать неканоничную автокефальную Хорватскую Православную Церковь. Несмотря на все эти недружественные действия со стороны Патриарха по отношению к нацистам, последние постоянно обхаживали его. В октябре 1941 года германский консул рейха в Стамбуле выразил Патриарху (с которым обменивался визитами) участие в связи с большим пожаром в резиденции Вениамина и предложил материальную помощь для устранения последствий бедствия, однако Вениамин I под влиянием местного греческого консульства не решился ее принять. Консул также через Немецкую Евангелическо-Лютеранскую Церковь поддерживал связи с Патриархом в рамках экуменического движения. Однако на этом поприще не дремала и Великобритания, которая через Англиканскую Церковь пыталась использовать Константинопольский Патриархат для своих политических целей в балканских государствах. В целом Балканы еще с середины 1930-х годов оказались в поле зрения нацистской внешней политики. Расположенные в этом регионе государства населяли в основном православные народы – болгары, румыны, греки, сербы и т.д. Православные национальные Церкви традиционно играли большую роль в жизни балканских стран, и германский МИД в 1936-1944 годах постоянно пытался различными способами включить их в сферу своего влияния. Важное значение имел тот факт, что Болгария и Румыния стали союзниками Германии во Второй мировой войне. Особенно большое внимание нацистские ведомства принялись уделять церковной политике на Балканах с 1941 года – после оккупации Югославии и Греции и начала войны с СССР. 24 сентября референт культуры МИДа запросил на эти цели на 1942 год небывало большую прежде сумму в 100 тысяч рейхсмарок и получил ее. Интерес к церковной политике на Балканах проявлял не только МИД, но и другие ведомства, прежде всего Главное управление имперской безопасности.

http://mospat.ru/ru/authors-analytics/61...

То есть, католики занимали точно такую же позицию, как и англо-американское руководство. «Таким образом, Ватикан играл на два фронта, но его антисоветская позиция мешала американскому руководству, которому требовалось переломить сопротивление американских католиков, выступавших против сотрудничества с СССР. В связи с этим американцы начали склонять папство к более лояльному отношению к СССР, одновременно призывая и советское руководство к таким же шагам навстречу Ватикану, которые положительно бы воздействовали на западное общественное мнение». (О. Четверикова) А одним из таких шагов было требование Москве «восстановить свободу совести». Причём подразумевалось не столько «прекращение гонений на православных», сколько свобода католического прозелитизма в России. Своих скрытых расчётов в отношении Советского Союза Ватикан не афишировал. Ведь по замыслу понтифика, католические миссии должны были направляться в Россию вслед за вермахтом, чтобы внедрять священников в контролируемые им зоны. «Как заявил всё тот же фон Папен в ходе допроса в октябре 1945 года, ‘’реевангелизация Советского Союза была задумана в Ватикане и осуществлялась либо через его миссионерский отдел, либо через его секретные службы ‘’» (О. Четверикова «Измена в Ватикане») Ни усилия посланника Рузвельта М. Тейлора, ни личные письма президента США папе Пию XII не смогли убедить последнего помогать Советскому Союзу (тем паче отказаться от своих враждебных планов и чаяний). А в конце 1941 года, не внемля доводам американцев, понтифик отказался признать войну «союзных стран» против «стран оси» справедливой. Своё решение «непогрешимый» объяснил тем, что он, якобы, «не может поддерживать какую-либо одну сторону, так как католики в войне участвуют в обеих сторонах». А в 1943 году католическая газета «Osservatore Romano» описала «хитромудрую» политику Папы такой формулой: «Церковь за всех и ни за кого». Но при этом Ватикан установил в марте 1942 года дипломатические отношения с Японией, что нельзя было объяснить никакими соображениями религиозного порядка.

http://ruskline.ru/analitika/2020/03/12/...

Были еще несколько причин (кроме войны) повлиявших на изменение отношения сталинского руководства к Церкви (многие партийные руководители среднего звена не принимали этих изменений). Речь идет о религиозной политике оккупантов и позиции союзников. С согласия немецких властей на оккупированных территориях открывались храмы. Что касается союзников, то вопрос об отказе от антицерковной политики, как свидетельство «превращения советского режима в нормальный», с которым США может иметь дело, был поставлен представителями Рузвельта уже во время первых переговоров с Молотовым. Для «реабилитации» советской власти английская радиостанция Би-Би-Си передала фальшивое письмо, якобы направленное Сталиным папе Пию XII . В письме к Сталину (от 5 января 1943 г.) митрополит Сергий просил (и получил) разрешения для Церкви начать сбор средств для помощи армии (запрещенная для Церкви общественная деятельность). За годы войны по церквам было собрано 200 (по другим данным 300) млн. рублей. На эти средства была построена танковая колонна из 40 танков Т-34 (8 млн. рублей). Завершением этого процесса восстановления места Церкви в жизни страны была знаменитая встреча Сталина с находившимися на свободе митрополитами. У историков принято связывать эту встречу с Тегеранской конференцией и переговорами об открытии Второго фронта. Этот год завершился избранием Св. Патриарха и началом восстановления церковных структур. Для осуществления новой политики по отношению к Церкви был создан Совет по делам Русской Православной Церкви при СМ СССР . Положительные изменения в правительственной политике привели в действие активность верующих. Постепенно начиналась легализация существовавшей в подполье религиозной жизни. Появились тысячи объединений верующих-мирян («двадцатки»), заваливших правительство петициями с просьбами вновь открыть закрытые церкви на местах. Но надежды верующих на полное восстановление церковной жизни оправдались лишь частично. Об этом свидетельствует доклад главы Совета по делам Русской Православной Церкви Георгий Григорьевич Карпова Сталину (от 27 августа 1946). Храмы открывались скупо: за 1944 – первую половину 1946 гг. в Комитет поступило свыше 8 тысяч ходатайств об открытии церкви, а удовлетворено 992 (12,5%).

http://pravmir.ru/vojna-i-sovetskoe-obsh...

Орденская ц. Непорочного Зачатия в Мадриде. 1678 г. В 1808 г. кор. Жозеф I Бонапарт издал указ о конфискации имущества духовно-рыцарских и монашеских орденов и об их упразднении, в то время как противостоявшие франц. оккупации Кадисские кортесы, хотя и расформировали действовавший при испан. королях совет по делам орденов и выставили на продажу вакантные энкомьенды, а также заброшенные резиденции, однако не отменяли существование орденов. Впрочем, пришедший вскоре к власти в Испании кор. Фердинанд VII восстановил в 1814 г. все прежние права орденов (в т. ч. имущественные). В период т. н. либерального трехлетия (1820-1823) ордены были вновь распущены. С 1836 г. началась постепенная реализация распоряжений о конфискации земель у монашеских орденов. В 1873 г., в период Первой республики, был издан указ, по к-рому ордены как гос. учреждения упразднялись и должны были трансформироваться в общественные объединения - т. н. ассоциации, однако в 1874 г. новым указом были восстановлены не только ордены, но и совет и трибунал по делам рыцарских орденов в статусе гос. учреждений. 14 июля 1873 г., в период между этими указами, папа Римский Пий IX издал буллу, согласно к-рой земли, конфискованные у орденов, выводились из церковной юрисдикции, а надзор за католическими приходами на этих территориях переходил к епископам ближайших к ним кафедр. В период Реставрации положение духовно-рыцарских орденов вновь изменилось. Кор. Альфонсо XII обратился к папе Римскому Пию IX с просьбой закрепить новое положение орденов, что и было сделано буллой «Ad apostolicam» от 18 нояб. 1875 г. В соответствии с этой буллой территория совр. пров. Сьюдад-Реаль (там располагались первоначальные владения К.) становилась приоратом рыцарских орденов в церковном и адм. подчинении приорской церкви и ее капитулу. Т. о., папская булла и др. последовавшие за ней распоряжения испан. правительства оформили новый юридический порядок в отношении рыцарских орденов (в т. ч. и К.), к-рый существовал до 1931 г. Капитулу была возвращена прежняя функция решения важнейших вопросов внутренней жизни, но теперь на его заседания собирались члены всех духовно-рыцарских орденов. Магистром орденов по-прежнему являлся король.

http://pravenc.ru/text/1319923.html

Могли ли мы, избравшие свободу российские беженцы жить без страха за свою свободу и самую жизнь в те дни торжества и победы защитников и апостолов всех демократических свобод и гуманизма? Но разговоры в шумном в этот час Собрании далеко не всегда полны страхом. Волны очередных паник взметываются, проносятся, и снова играет лазурь безмятежных небес, распростерших свою синь над Вечным Городом. — Господа! Я только-что из собора Св. Петра… Самого Папу видел! Народу было! Тысяч сто! Великолепие! Рассказчик не врет. Я тоже был там в этот торжественный день канонизации какой-то новой святой. Народу было, действительно, около ста тысяч, как сообщило уже радио. Оно же транслировало и речь Папы, услышанную на пяти шестых современного мира. Голос веков пытался зазвучать в мире дней. Дни ответили ему громом аплодисментов. В католической Италии тенорам, чемпионам бокса и Заместителям Христа на земле аплодирует с одинаковым усердием. Да и почему же не аплодировать Его Святейшеству Папе Пию XII, действительно самому блестящему оратору страны, чуть не в каждом городе которой вы можете видеть отделение «Банка Св. Духа», где тончайшие сорта вин названы «Слезой Христа» или «Молоком Богородицы»? В Святом 1950 году мне пришлось видеть выставку современной религиозной католической живописи. Экспонаты были собраны со всех стран мира, в каких обитает полумиллиардная паства Римского Отца. Я бродил, как зачарованный, замирая то перед утонченной китаянкой Марией, возносящей за спиной Своего жертвенного Сына над хаосом облачных драконов, то перед индусской Девой, экстатической святой Баядерой, окруженной неземным великолепием райского сада, то молитвенно следовал за арабом Иосифом, бережно проносящим рожденное Слово Жизни сквозь мертвенное безмолвие пустыни… Нет, думалось мне, могучая праматерь племен, загадочная Азия еще не одряхлела, если таит в себе источники и силы такой веры. Пожалуй, мы, русские, должны гордиться близостью своего родства с ней. В самой большой из зал я тоже остановился, но по другой причине. Мне показалось, что я попал на конкурс рекламных плакатов. Краски нестерпимо блестели, кололи, жгли, кричали, пестрели множеством и разнообразием формы. Полотно подражателя мастерам Возрождения висело рядом с геометрическим чертежом ученика Пикассо… Формы, формы и только формы, бездушные, бессмысленные… Это была зала Италии, все запасы духа которой остались в сейфах банка San Spirito. Впрочем, в отделах других стран Европы, за исключением Испании, духовности было не больше. Отчего же не аплодировать блестящему оратору Пию XII, по сравнению с которым и Толлиати, и Ненни, и сам медоточивый Саррагато не более, как жалкие заики.

http://azbyka.ru/fiction/di-pi-v-italii-...

Также и папа Пий IX, наш приснопоминаемый предшественник, уча, что благородная роль богословия – в том, чтобы показывать, каким образом учение, определенное Церковью, содержится в этих источниках, добавил, не без существенного основания, такие слова: «в том смысле, в каком это определила Церковь ». Экклезиология II Ватиканского Собора II Ватиканский Собор (XXI Вселенский) (11 октября 1962 г. – 7 декабря 1965 г.) 3-я сессия (15 сентября – 21 ноября 1965 г.) Обстоятельства, при которых был приостановлен I Ватиканский собор 243 , могли оставить впечатление, что его работа будет продолжена, когда в Европе воцарится спокойствие. Между тем, некоторые считали, что определение безошибочности папы [ХВ 466–485] сделало отныне соборные заседания ненужными. Если папе Пию XI и папе Пию XII приписывалась намерение созвать новый Собор, то нужно было ждать папы Uoahha XXIII , чтобы этот замысел стал реальностью. Объявленный 25 января 1959 г. и созванный 25 декабря 1961 г., Собор должен был, как наметил папа, преследовать три основных цели: реформу Церкви, сближение всех христиан, отношения Церкви и мира. Открытый 11 октября 1962 г., отмеченный 3 июня 1963 г. смертью папы Uoahha XXIII , которому наследовал папа Павел VI, Собор закончил свою работу 7 декабря 1965 г. Работа была разделена на четыре сессии. Первая (11 октября – 8 декабря 1962 г.) не утвердила никакого документа, но решающие направления здесь уже были намечены. Во время последующих сессий 244 были утверждены конституции и декреты. Догматическая конституция «Lumen Gentium» (21 ноября 1964 г.) В конце 3-й сессии были утверждены три документа: Lumen gentium [ХВ 510/1–510/27], Orientalium Ecclesiarum [ХВ 510/28–510/30] и Unitatis redintegratio [ХВ 510/31–510/58]. Наиболее важным с доктринальной точки зрения, бесспорно, является первый. Отвечая на вопрос: «Что такое Церковь ?», Собор, задуманный папой Иоанном XXIII как пастырский и вносящий обновление [aggiornamento], больше осознает природу Церкви. I Ватиканский Собор правел к утверждению юридического примата Римскою Понтифика и к определению его безошибочности, но не смог определить существующих отношений между епископами, преемниками Апостолов, и папой, преемником Петра. Адекватное постановление о епископской коллегии не могло быть ни разработано, ни обнародовано. Не хватило времени. Время еще не пришло.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/hris...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010