Мониторинг СМИ Папа Пий XII, «молчавший во время Холокоста», на пути к лику святых 18.06.2008 16:11 Сегодня Ватикан начинает серию памятных мероприятий, приуроченных к пятидесятой годовщине смерти Пия XII. Как полагают, Католическая Церковь пытается избавить Папу, занимавшего престол в годы войны, от репутации человека, который «молчал» во время Холокоста, устроенного нацистами. Официальный представитель Ватикана отец Федерико Ломбарди заявил, что запланированные на осень этого года выставки и конференции в память о жизни и эпохе Пия XII никак не связаны с вызывающим споры предложением о начале процедуры его причисления к лику святых – беатификация должна стать первым шагом на пути к канонизации. В то же время Сальваторе Физикелла, ректор Латеранского университета, где также пройдут памятные мероприятия, заявил, что цель данных шагов – «прояснить сложные моменты» служения понтифика. Физикелла, который сегодня сменил Элио Сгечча на посту главы Папской академии естественных наук и стал архиепископом, говорит, что Пия XII «несмотря на существующие доказательства» продолжают из-за «коллективной косности» воспринимать как человека, безразлично относившегося к преследованию евреев нацистами. Епископ Вальтер Брандмюллер, глава папской исторической комиссии, говорит, что карьеру Пия XII «слишком часто рассматривали с точки зрения политики, а не его служения на престоле Святого Петра». Джованни Мария Виан, редактор ватиканской газеты L " Osservatore Romano, выразил надежду на то, что удастся создать «более разносторонний» образ Пия XII. На ноябрьской конференции, посвященной Пию XII, которую проведут Латеранский и Григорианский папские университеты, в центре внимания окажутся 43 энциклики понтифика, а также его духовное и доктринальное учение – магистериум – но не деятельность во время войны. Представители Ватикана отмечают, что будет сделан упор на «преемственность», которую его мысли нашли в реформах Второго Ватиканского собора, проведенного при занявшем впоследствии престол Иоанне XXIII.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Мониторинг СМИ Папу Римского в Израиль погрешности не пускают Ватикан требует уточнить характеристику Пия XII 21.10.2008 11:52 Визит папы римского Бенедикта XVI в Израиль оказался под угрозой срыва. Скандал разгорелся из-за нелестной характеристики, которая в иерусалимском мемориальном комплексе холокоста " Яд-Вашем " дана папе римскому Пию XII, возглавлявшему католическую церковь в годы второй мировой войны. Ватикан потребовал исправить характеристику, назвав ее " смертельным оскорблением для католиков " . Опасаясь, что отмена визита пагубно отразится на имидже страны, президент Израиля Шимон Перес вчера обратился к Ватикану с повторным приглашением и просьбой не отменять посещения Святой Земли. Бенедикт XVI неоднократно упоминал о своем желании посетить Святую землю. В 2007 году израильские власти официально пригласили его приехать с визитом в еврейское государство. Предполагалось, что поездка состоится в том же году. Однако визиту помешали давние споры израильских властей и Ватикана по поводу конфискованной церковной собственности, освобождения католической церкви от налогов и выдачи постоянных разрешений для католических священников-арабов на посещение территории Западного берега реки Иордан. Около года ушло на утряску спорных моментов, и наконец Бенедикт XVI заявил о своем желании побывать на Святой земле в самом ближайшем будущем. Однако тут всплыли разногласия, связанные с личностью Папы Римского Пия XII, возглавлявшего католическую церковь с 1939 по 1958 годы. Инициатором скандала стал немецкий иезуит Петер Гумпель, который заявил, что Бенедикт XVI не посетит Израиль до тех пор, пока евреи не изменят неверный, по его словам, текст, размещенный под портретом другого папы римского — Пия XII в мемориальном комплексе холокоста в Иерусалиме. Вызвавшая разногласия надпись в музее " Яд-Вашем " гласит: " Папа римский Пий XII не проявил внимания к посланию против антисемитизма и расизма, сформулированному его предшественником. Когда доклады о массовом уничтожении евреев Европы дошли до Ватикана, он не выступил и не осудил происходящее ни в письменной, ни в устной форме. В 1942 году он не присоединился к осуждению союзниками геноцида. Когда евреи Рима были отправлены в Освенцим, понтифик снова остался в стороне " .

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Новости Провозглашены героические добродетели Пия XII и Иоанна Павла II, а также мученичество Ежи Попелушко 21.12.2009 06:22 Рим, 21 декабря, Apic/Благовест-инфо. Папа Римский Бенедикт XVI одобрил 19 декабря провозглашение «героических добродетелей» двух своих предшественников – Пия XII и Иоанна Павла II. Таким образом сделан предпоследний шаг к прославлению обоих понтификов в лике блаженных Католической Церкви. Отныне для беатификации Пия XII (правил в 1939-1958) и Иоанна Павла II (1978-2005) требуется официальное признание чуда, совершенного по молитвам к почившим понтификам. Если признание заслуг Иоанна Павла II – Папы-поляка, пользовавшегося еще при жизни почитанием многих верующих, не стало неожиданностью, то аналогичный шаг по отношению к Пию XII, которого многие обвиняют в недопустимом молчании в годы II мировой войны, удивил многих наблюдателей. Помимо этого Бенедикт XVI официально признал факт мученической смерти польского священника Ежи Попелушко (1947-1984), убитого агентами коммунистических спецслужб. Утром 19 декабря Бенедикт XVI дал аудиенцию префекту Конгрегации канонизации святых архиепископу Анджело Амато, в ходе которой дал благословение на признание героических добродетелей двух понтификов и мученичества польского священника. Теперь Конгрегации канонизации святых предстоит доказать чудо по молитвам к обоим понтификам. В случае с Иоанном Павлом II речь идет, а первую очередь, об исцелении в 2005 году от болезни Паркинсона (которой страдал Папа-поляк) французской монахини Мари Симон-Пьер, усердно молившейся Папе Войтыле. Если чудо будет подтверждено, Иоанн Павел II может быть беатифицирован уже в следующем году, то есть через 5 лет после своей кончины. В этом случае его прославление состоится еще скорее, чем знаменитой подвижницы Терезы Калькуттской (1910-1997), которая была объявлена блаженной через 6 лет после смерти. Что касается прославления о. Ежи Попелушко, то в его случае – поскольку он мученик – подтверждения чуда не требуется. По мнению ряда экспертов, его беатификация может состояться в Польше уже в июне 2010 года. Духовный наставник знаменитого профсоюза «Солидарность» и бескомпромиссный критик коммунистического режима, 37-летний Попелушко в октябре 1984 был похищен агентами спецслужб, подвергся пыткам и утоплен. В ходе своих визитов на родину Иоанн Павел II неоднократно посещал могилу о. Ежи.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Мониторинг СМИ Ватикан открывает архивы времен противоречивого понтификата Пия XII 02.03.2020 12:25 Ватикан. Архивное фото: РИА Новости/Владимир Астапкович Святой престол в понедельник открывает историкам и исследователям доступ к хранящимся в его архивах документам о противоречивом понтификате Пия XII (1939-1958 годы), связанном со Второй мировой войной. Решение об этом принял лично папа Римский Франциск, который объявил о нем ровно год назад по случаю 80-летия со дня избрания Эудженио Пачелли (мирское имя Пия XII) на Апостольский престол. Поясняя свой шаг, он подчеркнул, что годы понтификата Пия XII пришлись на «один из самых печальных и темных моментов ХХ века», связанных со Второй мировой войной. В этой связи папа Франциск указал, что фигура Пия XII стала предметом внимательного изучения со стороны многих историков, вызвав при этом дискуссии и даже критику в адрес главы Римско-католической церкви. Противоречивый понтификат Решения Пачелли неоднократно подвергалась серьезной критике со стороны авторитетных историков. Так, будучи государственным секретарем Ватикана, он активно содействовал заключению конкордата с нацистской Германией, который был подписан в июле 1933 года. Многие его действия после избрания на Апостольский престол также вызвали критические высказывания и публикации известных исследователей истории Второй мировой войны. В частности, понтифика обвиняли в том, что, публично призывая к миру, он так и не решился на прямое осуждение нацизма и не прервал отношения с режимами, которые были союзниками Гитлера. Наиболее серьезные претензии историков к Пию XII связаны с его чрезвычайно сдержанной позицией в вопросе о нацистских преступлениях против человечности и геноциде евреев. Обвиняя понтифика в молчании и непротивлении зверствам нацистов, многие исследователи обращали особое внимание на трагические события октября 1943 года, когда немцы депортировали из Рима в концлагерь Освенцим более тысячи евреев столичного гетто. В то же время хорошо известны случаи, когда представители Римско-католической церкви участвовали в спасении евреев, укрывая их в храмах и монастырях.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

В жизни и в делах Матери Терезы Калькуттской первостепенное значение - часто даже решающее - имели несколько Римских Пап, от Пия XII до Франциска. Размышляя над жизнью этой великой монахини, мы понимаем, что Святой Дух действовал через неё и через Пап: они служили на благо Церкви, бедных и обездоленных мира сего. Встречаясь с ней, епископы Рима порой меняли своё мнение, как это было в случае с Папой Пием XII. Pastor Angelicus был твердо убеждён, что нет никакой необходимости умножать число женских или мужских монашеских конгрегаций, а вместо этого лучше дать пространство духу Иисуса Христа и служению Евангелию. В письме Пию XII Мать Тереза пишет: «Бог призвал меня оставить всё, чтобы посвятить себя только Ему через служение бедным и нелюбимым». 12 августа 1948 года Папа Римский дал ей официальное разрешение покинуть общину Лоретанских Сестёр, оставаясь под юрисдикцией архиепископа Калькутты. Два года спустя - в 1950 году - он разрешил ей основать новую монашескую общину Миссионерок Милосердия. Так началось великое Божье дело через Мать Терезу, сначала в Калькутте, в Индии, а затем по всему миру. Харизма святой Терезы Калькуттской поразила также сердце Иоанна XXIII. Автор статьи - биограф Матери Терезы Калькуттской, албанский католический священник Луш Джерджи пишет: «В одном из своих интервью, которое дал мне в 2008 году секретарь Папы Ронкалли монс. Лорис Франческо Каповилла, которого в 2014 году Святейший Отец Франциск поставил кардиналом, сказал: ‘Папа Иоанн XXIII часто говорил об этой великой и удивительной женщине - Матери Терезе - в беседах со мной, с ватиканским госсекретарём кардиналом Тардини, а также с другими людьми. Её силой были простота и любовь. Прекрасно, что ваша маленькая страна могла иметь столь великую Мать’». Большой импульс монашеской общине Матери Терезы придал Папа Павел VI. Первая встреча с ним состоялась во время исторического визита Епископа Рима в Индию в 1964 году, в связи с проведением евхаристического конгресса в Бомбее. По этому случаю Папа Римский пожелал подарить монахиням Cadillac, автомобиль, на котором он путешествовал во время своих официальных визитов, чтобы - как сказал при этом сам Папа - «помочь общине на благо бедных».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГРИГОРИЙ XVI (18.09.1765, Беллуно - 1.06.1846, Рим; мирское имя Бартоломео Альберто Каппеллари, в монашестве Мауро), папа Римский (со 2 февр. 1831). Происходил из низшего дворянства. Вопреки воле родителей 23 окт. 1783 г. поступил послушником в мон-рь св. Михаила на о-ве Мурано, принадлежавший ордену камальдулов . В 1786 г. принес обеты и был пострижен в монашество с наречением имени Мауро. В 1787 г. рукоположен в сан пресвитера. Получив образование в бенедиктинских коллегиях, преподавал философию и богословие в коллегии мон-ря св. Михаила. В 1790 г. назначен цензором книг (censor librorum) ордена камальдулов и конгрегации Вселенской инквизиции в Венеции. В 1795 г. переведен в Рим в камальдульский мон-рь св. Григория (Сан-Грегорио аль Челио), где стал помощником (socius) генерального прокуратора ордена камальдулов. Григорий XVI, папа Римский. Гравюра. 1626 г. (РГБ) Григорий XVI, папа Римский. Гравюра. 1626 г. (РГБ) В 1799 г. опубликовал кн. «Il trionfo della Santa Sede e della Chiesa» (Триумф Святого Престола и Церкви), посвященную папе Римскому Пию VI , в к-рой защищалось учение о папской безошибочности (непогрешимости) и светской власти пап. С 1800 г. викарий аббата, с 1805 г. аббат мон-ря св. Григория в Риме. В 1801 г. участвовал в основании Академии католич. религии (Accademia della Religione Cattolica). В 1807 г. назначен генеральным прокуратором ордена камальдулов. В 1808 г. из-за оккупации Рима французами удалился на о-в Мурано в мон-рь св. Михаила, где преподавал в местной камальдульской коллегии. В 1814 г. с восстановлением власти папы Римского Пия VII вернулся в Рим и был назначен аббатом мон-ря св. Григория. С 1818 г. генеральный прокуратор, с 1823 г. генеральный настоятель ордена камальдулов. В качестве советника участвовал в работе рим. конгрегаций Чрезвычайных церковных дел (с 17 сент. 1814), Вселенской инквизиции (с 10 марта 1816), Пропаганды веры (с 29 февр. 1820) и По проверке книг Вост. католич. Церквей (с 23 мая 1821). С 31 марта 1818 г. занимал должность экзаменатора епископов по богословию. При папе Римском Льве XII выполнял миссию апостольского визитатора ун-тов в Перудже, Камерино, Мачерате и Фермо.

http://pravenc.ru/text/166779.html

Пий XII также предпринял ряд акций, призванных оказать идеологическую поддержку украинским униатам. В 1952 г. он издал энциклику о Восточных Церквах «Carissimis Russiae populis», в которой особо отметил репрессии, которые предпринял против Греко-католической Церкви на Украине сталинский режим . Именно Папе Пию XII принадлежало выражение «Церковь молчания», которым в католическом мире стало принято именовать Церкви, находящиеся в условиях гонений в странах социалистического лагеря. Еще одним жестом благоволения понтифика к галицким униатам стало открытие Конгрегацией священных обрядов 14 февраля 1955 г. беатификационного процесса митрополита Андрея Шептицкого. В том же году по благословению Пия XII украинские униаты диаспоры провели обширные торжества, приуроченные к 1000-летию крещения св. Ольги, которое отмечалось как начало Христианства «на Руси-Украине». По этому случаю глава Католической Церкви обратился со специальным посланием к украинских униатам «по обеим сторонам железного занавеса» . К этому празднованию Пий XII приурочил открытие еще одного экзархата в американской диаспоре – с центром в Стемфорде (США), который в 1956 г. возглавил епископ Амвросий Сенишин . Наконец, в 1956 г. Пий XII предпринял важнейший шаг на пути создания единой униатской церковной структуры в диаспоре: папским указом украинский униатский экзархат Центральной Канады был преобразован в греко-католическую митрополию Виннипега , которую тогда же возглавил митрополит Максим Германюк . Одновременно остальные три канадских экзархата для украинских униатов были преобразованы в отдельные епархии Эдмонтона, Саскатуна и Торонто. Все канадские епархии (в 1974 г. к ним добавилась епархия в Нью-Вестминстере) были объединены в архиепархию под началом греко-католического митрополита Виннипега (ранее каждая из них подчинялась непосредственно Конгрегации Восточных Церквей) . Вслед за созданием канадской митрополии для украинских греко-католиков папская булла от 10 июля 1958 г. объявила об аналогичном преобразовании в митрополию украинского экзархата в Филадельфии (США). Новую архиепархию возглавил в качестве митрополита Константин Богачевский. Прежний экзархат в Стемфорде был реорганизован в епархию и подчинен митрополии Филадельфии, в структуре которой позднее были учреждены еще две украинские униатские епархии – в Чикаго (1961 г.) и Парме (1983 г.) .

http://bogoslov.ru/article/374275

В политическом русле Пия XII действовал не только посланец США. С февраля 1943 года архиепископ Нью-Йорский Спеллман, близкий друг Папы, начал свою поездку по Европе с Пиренейского полуострова, где был принят Салазаром и Франко. В марте он уже докладывал Пию XII первые результаты. Впереди его ждал Лондон. Рузвельт, не разделявший страхов Папы перед СССР, принужден был считаться с критическим отношением главы всех католиков к Касабланскому решению. Ватикан испытывал сильный страх за будущее Италии, боясь ее “коммунизации” после крушения фашизма, и стремился укрепить свои позиции в стране. “Католизация” итальянского фашизма, однако, тревожила германскую службу безопасности. 1 марта 1943 года был принят весьма настораживающий сигнал: Муссолини пожертвовал 100 000 лир на предусмотренное к празднованию четырехсотлетия Триентского собора строительство в Триенте новой церкви Христа Вседержителя. Немецкое командование беспокоило также стремление итальянской армии вести свою церковную политику - содействовать католическому миссионерству (однако немецкое командование допускало миссионеров только к военнопленным). Много сил католизации итальянского фашизма отдавал кардинал Шустер в Милане. По мнению кардинала, возрождение Европы должно было исходить из Италии, история которой зиждется на католицизме. Вряд ли эти воззрения устраивали фюрера. Но в одном Гитлер был един с Папой: победа большевизма над Германской империей означала крах Европы. Об этом Гитлер заявлял в июне 1943 года. Пий XII видел в будущей Европе сильную Германию, но, по возможности, не нацистскую, и протянувшуюся как можно дальше на восток Польшу. Поэтому весной 1943 года Папа приветствовал разрыв между польским эмигрантским правительством в Лондоне и правительством СССР. А 2 июня в своей речи в консистории он уже призывает Католическую Церковь молиться за Польшу, за великую Польшу как оплот в борьбе против Советского Союза. Но положение Католической Церкви в оккупированной Польше это не улучшило. Напрасны были и старания нунция Орсениго: в Берлине ему указали на то, что его полномочия не распространяются на области, не входившие в состав Германии до 1934 года.

http://pravoslavie.ru/5253.html

Вновь он стал нужен тогда, когда дипломатия Пия XII потерпела фиаско: 23 декабря 1944 года Ронкалли был назначен папским нунцием в Париже. Его предшественник был прикомандирован Святым престолом к правительству Петена - и де Голль объявил его персоной нон грата. Де Голль потребовал, чтобы папа лишил сана и должностей 33 французских епископов, которые были известны своим коллаборационизмом с фашистами. Для погашения конфликта нужен был новый нунций. Посредничество Ронкалли увенчалось успехом: большинство епископов смогло остаться на своих постах. Нунций Ронкалли не вмешивался во французскую политику. Консервативные французские политики косо смотрели на то, что нунций поддерживает хорошие отношения с лидерами левых сил Ориолем и Эррио. Ему вменяли также в вину, что он не вмешивался в дискуссию вокруг священников-рабочих. В то же время Ронкалли завоевал себе симпатии прогрессивных французских католиков. Так, например, когда в июне 1950 года умер Марк Сангье, бывший лидер христианских демократов «Силлона» и Франции, нунций в теплом письме выразил свое соболезнование его вдове. С 1951 года Ронкалли стал Также представителем Святого престола при ЮНЕСКО. Летом 1952 года Пий XII после долгих колебаний вынужден был дать Ронкалли сан кардинала (который, вообще говоря, положен был каждому, занимающему пост парижского нунция). В соответствии с установившимися традициями кардинальский берет вручал нунцию президент Французской Республики. В то же самое время Ронкалли получил из рук президента-социалиста Ориоля Большой крест ордена Почетного легиона. Однако повышение в ранге было предвестником освобождения от должности нунция. Вскоре Пий XII назначил Ронкалли патриархом Венеции, куда он и прибыл в марте 1953 года. Будучи архиепископом, он уже признавал и осуществлял программу папы, стараясь найти то, что объединяет церковь с миром, а не то, что их разделяет. Его ассимиляции в Венеции способствовало не только то, что сам он уроженец венецианской земли, но также и эллинистская культура, которая отличает этот город. Ронкалли прибыл сюда как состарившийся дипломат, но здесь он стал настоящим иерархом - духовным пастырем. Подобно Пию X, он лично посещал все приходы своей епархии. О политическом кредо венецианского патриарха многое можно заключить и на основании такого примера: когда его посетил французский кардинал Фельтен, на встрече духовой оркестр исполнял «Марсельезу», гимн Французской революции и Французской Республики.

http://sedmitza.ru/lib/text/441707/

Гитлеровские дипломаты хорошо знали о вражде Пия XII к коммунизму и в переговорах с папой делали упор на то, что Германия ‘’спасает Европу от коммунистической угрозы‘’. 11 марта 1940 года г. Риббентроп, министр иностранных дел Германии, прибывший накануне в Рим, был принят папой и говорил Пию XII: ‘’…именно национал-социализм спас Европу от большевистского хаоса, который привёл бы к полному разрушению церкви ‘’». Кстати, поражение Французской республики и установление прогитлеровского режима Петена-Лаваля было встречено в Ватикане радостно… Точно так же встретил Святой престол и новость о вероломном вторжении немецких полчищ в пределы СССР в июне 1941 года. Наконец-то началась именно та война, подстрекателями которой католические «дипломаты» выступали в течение нескольких лет. Посол Германии при Ватикане фон Берген 24 июня доносил своим хозяевам, что «в кругах, близких к Ватикану, приветствуют эту новую фазу войны с известным облегчением и с особым интересом следят за её ходом». И он нисколько не преувеличивал! А «немецкий папа» не поддержал Гитлера открыто лишь потому, что понял «щекотливость» создавшегося положения. Историк О. Четверикова очень точно подметила: «С нападением Гитлера на Советский Союз Пий XII и его окружение оказались в ещё более сложной ситуации. С одной стороны, они желали поражения нашей стране, рассматривая нас в качестве главного врага, а с другой стороны, понимали, что если нацизм победит, то католичество как таковое перестанет существовать в силу несовместимости с нацистской идеологией. Но главное, они учитывали позицию англо-американцев, которые после вступления США в войну стали нашими союзниками. В силу этого, несмотря на давление со стороны Гитлера и Муссолини, папа так и не высказал ни одного слова одобрения их войны против СССР». («Сталин и Ватикан») В то же время Госсекретарь Ватикана Доменико Тардини признавал, что коммунизм является «самым серьёзным, но не единственным врагом Церкви. Нацизм тоже преследовал и всё ещё преследует Церковь». «Если бы апостольская столица вспомнила бы публично об ошибках и ужасах коммунизма, то она не смогла бы обойти молчанием заблуждения и преследования нацизма. Поэтому она придерживается в настоящий момент не доктрины крестовых походов, а руководствуется поговоркой ‘’один дьявол другого гонит ‘’; если тот, другой, хуже, то тем лучше».

http://ruskline.ru/analitika/2020/03/12/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010