В результате работы фонда сейчас создан документ, который называется «Декларацией прав Земли», или по-иному – «Хартия Земли». В сентябре я докладывал о ее содержании в Организации Объединенных Наций на большом «саммите» религиозных деятелей. На прошлой неделе я вернулся из Италии, где докладывал об этой Декларации «Большой восьмерке». В чем суть этого документа? Почему я с чисто богословских позиций мог участвовать на равных правах с физиками-ядерщиками, такими, как академик А. Д. Сахаров, Абдусалам из Пакистана (мусульманин), лютеранин Визнер, бывший министр обороны США Роберт Макнамара, внучка президента Д. Эйзенхауэра? Собравшись тогда такой дружной компанией, мы пришли к одному определенному выводу: при всем различии политических, мировоззренческих, личных характеров и позиций, мы все-таки должны подумать о том, что же нам делать дальше? Потому что достаточно одного неосторожного движения, чтобы за несколько минут на Земле не осталось бы ничего. Библия действительно трагическая книга. Она указывает на сложный период человеческих ошибок, который начался с нарушения однажды данного правила – быть порядочным и умным, быть социально ориентированным человеком. В прошлом, 2000 году академик Е. П. Велихов в своем институте показал нам механическую модель ДНК при 200-кратном ее увеличении на электронном микроскопе. Эту модель выдумали наши, русские ученые, однако собрать ее, к сожалению, смогли только в Западной Германии. Она еще не закончена – это поиск. Человек – это беспредельно ищущий инструмент познания. Мы всё не можем остановиться. Мы должны познавать. Должна быть введена некоторая определенная граница нашего познания. Человек имеет беспредельные возможности развития: как вниз, так и вверх; как в положительном, так и в отрицательном смысле. Но где-то должны быть разумные пределы познания. Нельзя младенца «нагрузить» штангой, которую может поднять лишь Юрий Власов. Это разумное ограничение мы и приняли для себя как некую рабочую модель. Исходный пункт: наше мировое пространство (в котором для нас главной средой обитания является Земля) есть продукт определенной целостной системы, и потому нарушение законов этой системы приводит порой к необратимым последствиям. Эти последствия иногда с трудом исправляемы, но иногда их менее трудно исправить. Физики-ядерщики приходят к тому же мнению.

http://azbyka.ru/otechnik/Pitirim_Nechae...

После освобождения в 1933 г. он вернулся в Москву, но по произволу властей ему было отказано в прописке и приходилось скитаться по Московской области, работать художником-офор- мителем в различных учреждениях. Только в 1940 г. удалось добиться снятия судимости и получить возможность жить в Москве. 22 июня 1941 г. М. Е. Губонин был призван в армию. После окончания оружейно-технического училища он в составе седьмого гвардейского корпуса в должности начальника топографической службы дошел до Берлина в звании гвардии старшего лейтенанта с тремя орденами и пятью медалями. В 1946 г. был приглашен Московской Патриархией принять участие в создании сени над ракой Святителя Алексия Московского в кафедральном Богоявленском соборе. С этого времени он много работал над реставрацией и росписью храмов в Москве и других городах страны. В середине 1960-х гг. его пригласил на работу председатель Издательского отдела Московской Патриархии епископ (впоследствии митрополит) Волоколамский Питирим (Нечаев) . Михайл Ефимович оформлял Православный церковный календарь, выполнял и другую художественную работу по заказу Московской Патриархии. В «Журнале Московской Патриархии» были помещены несколько его статей. Михаил Ефимович Губонин не имел формального высшего образования, но был высокообразованным человеком с обширным творческим диапазоном и тонким эстетическим вкусом. Его знания были энциклопедичны. Он превосходно знал мировую литературу, был тонким ценителем симфонической музыки, хорошо знал искусство великих артистов Художественного и Малого театров. Его знания древнего русского искусства иконописи, а также классической живописи и ваяния от античности вплоть до Японии были столь основательны и совершенны, что доставили ему известность в среде самых выдающихся художников и искусствоведов его времени. Как художник, М. Е. Губонин имел самую высокую репутацию в кругу специалистов промышленной графики, ибо вынужден был именно в таком качестве трудиться смолоду. Но основное внимание в своей жизни Михаил Ефимович уделял делу, которому был предан с юности.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Пути к этому бесчисленны, но все они ведут в пропасть... Одним из них как раз и является реформа богослужебного языка (о других умолчу). Большинство православных не воспримет подобных новшеств - как и перед 1917 годом. Что, в верхах думают: ныне православный народ уже другой? Да всё в общем такой же, как и прежде, как и всегда... И глупо надеяться на рецепцию подобных новшеств основной частью православных. В итоге же нас всё время пытаются подвести к расколу - причем в итоге раскольниками как раз могут оказаться не какие-то там церковные " диссиденты " , а некотрые из представителей наших церковных " верхов " . Повторю: если верующих будут пытаться насильственно подводить к новым богослужебным текстам - скольких приходов недосчитается тогда наша Патриархия. Что - нам нужны две Патриархии? Вместо более глубокого просвещения верующих подстраиваться под (надеюсь - временное) их невежество (особенно, разумею, неофитов) - это безумие! Можно, думаю, убрать с десяток, ну, с два - неудобоваримых слов и двусмысленностей (типа, например, в псалме 103 многим непонятно - что это означает: " змий (т. е. кит! - Г.М.) сей, его же создал еси ругатися ему " , хотя всё станет понятным, если заменить одно слово " ругатися " другим, а именно - " игратися " , поскольку как раз такой смысл и содержится в церк.-слав. " ругатися " ! Кит играет в море... Или другой пример: в молитве на литии упоминается человек " озлобленный " , что вовсе не означает человека, на всех озлобившегося, но говорит лишь о том, что именно он сам окружен злобой окрестного мíра! Но ведь и здесь можно внести разумное уточнение. Однако подобные единичные исправления ведь вовсе не означают разрушения всей языковой - и духовно семантической, и эстетической - ткани тестов православного богослужения, разрушения, которое мы повсеместно наблюдаем в печальной памяти текстах, исправленных в свое время под руководством Владыки Сергия (Страгородского). И не зря народ наш церковный, не принимая именно душой, а не только слухом, новшеств архиерея - внутреннего обновленца, отринул эти тексты. И не зря в свое время и Митрополит Питирим (Нечаев), и Патриарх Алексий II, обладая именно в первую очередь внутренним " духовным слухом " , чувствовали духовную фальшь во многих местах текстов тех же " сергиевских " Триодей - и потому не желали их переиздавать!

http://bogoslov.ru/article/1762769

Со свойственным ему умением «видеть себя» Августин точно объяснил причину своего перехода в манихейство. Ему нужно было оправдать и обосновать свою веру разумом, и манихеи как раз обещали «каждого, кто пожелает их слушать, привести к Богу и освободить от всех заблуждений, руководствуясь только одним разумом, отказываясь от авторитета и его угроз... (христианам) приказывают верить, а не рассуждать. Они же никого не принуждают к вере, а открывают истину по предварительном обсуждении ее. Кого не соблазнили бы подобные обещания? тем более юношу, жаждавшего истины... болтливого гордеца» (De util. cred. I. 2). «Гордец» решил, что «следует больше доверять тем, кто учит, а не тем, кто приказывает» (De beata vita I. 40). Кроме того, манихеи удачно, как показалось тогда Августину, решали проблему зла. Он обладал исключительно острым восприятием вины, греха. Это свойство заставило его вспоминать о себе, ребенке, как о «маленьком мальчике и великом грешнике» (I. 19); оно превратило мелкую кражу скверных груш в тяжкое преступление – этот эпизод вплелся яркой нитью в ткань горьких мыслей о человеческой душе, бескорыстно любящей преступление,– оно нарисовало ему его же в юности, как некое чудовище испорченности и порока-портрет, отнюдь не соответствовавший, по свидетельству современников, действительности, ставший хрестоматийным в позднейшей церковноисторической литературе. Пусть все это излагается в «Исповеди» с точки зрения епископа Гиппонского, а не двадцатилетнего юнца, но нет сомнения, что этого юнца тревожили укоры совести и возмущало зло вокруг. Ему не нравилось собственное поведение – молился же он о даровании ему целомудрия – неизменно отвратительны были поступки «опрокидывателей» (eversores III. 6). Вопрос о том, откуда зло, «замучил меня в юности и, усталого, толкнул к еретикам»,– писал Августин в 388 г. (De lib. arb. I. 2, 4). Манихеи не только объясняли происхождение зла, они прощали виноватому вину и снимали ответственность за нее: грешит не человек, а те частицы злого начала, которые в нем есть: «мне лестно было извинять себя и обвинять что-то другое, что было со мной и в то же время мною не было» (V. 18).

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

По мнению других, Блаженный Августин написал «Исповедь» с целью защитить себя от нападок своих многочисленных врагов. Вряд ли это верно. Как раз «Исповедь» дала в руки этих врагов богатый материал для обвинения автора, который отнюдь не скрывал своих ошибок и заблуждений: в «Исповеди» Августин обвиняет себя, а не защищается. Причина, почему Августин написал «Исповедь», указана ее названием: слово confessio имеет два значения: 1) «покаяние», «исповедание грехов» и 2) «благодарность». Августин каялся и благодарил; скорбь о своей греховности и человеческой немощности вообще, благодарность Богу за то, что Он извлек его из «такой бездны», чувство непосредственной связи с Ним и сознание Его постоянного руководства («самый далекий и самый близкий») – все это переполняло душу, требовало излиться в словах и накладывало особую печать на язык «Исповеди». Никакой перевод не дает о нем представления. Богатый словарь, поэтический и эмоциональный, умелое использование риторического арсенала метафор, антитез, сравнений и персонификаций, тонко рассчитанных повторений; искусная расстановка слов, смена коротких, простых, чисто разговорных фраз предложениями из двух и даже трех частей равной приблизительно длины; великолепная звуковая инструментовка; ассонансы (иногда даже рифмы), аллитерации, разнообразное сочетание ударений, чередование долгих и кратких, обдуманный подбор гласных (некоторые места «Исповеди» представляют собой стихотворения в прозе) – вся эта волшебная власть над словом, пламенеющая мыслью и чувством, превращает стиль «Исповеди» в какую-то огненную стихию, которая охватывает читателя и заставляет не просто читать Августина, а жить с ним, переживая в его жизни свою. «Исповедь» – это своеобразная поэтическая медитация, размышление над самим собой, богословствование о себе. Августин писал «Исповедь» потому, что не мог не исповедаться «пред очами Господними», но имел в виду и пользу для людей: «эта исповедь будит тех, кто ее читает и слушает... она заставляет бодрствовать, полагаясь на милосердие Твое и благодать Твою» (10. 4, срав. еще 2. 5 и 15; 4. 19).

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Написанная в постоянном соприкосновении двух планов, временного и вечного, «Исповедь» победила время; трудно найти в мировой литературе произведение такой неувядаемой жизненной силы. «Исповедью» зачитывались уже современники Августина, о чем он сам пишет незадолго до своей смерти: «Я знаю, что «Исповедь» очень нравилась и нравится братьям» (Retract. 2. 6); «какое из моих произведений больше читают, чем «Исповедь», каким больше наслаждаются?» (De bono persever. 20). Влияние «Исповеди» удалось проследить на нескольких произведениях средневековой литературы. Петрарка, возивший с собою «Исповедь» во всех своих странствиях, писал: «всякий раз, когда я читаю «Исповедь», меня волнуют, часто до слез, два чувства: страх и надежда. Мне кажется, что я читаю историю моих собственных заблуждений» (De contemptu mundi dial. I). Десять веков отделяли Петрарку от Августина; человек другого мира, другой культуры, совершенно другого душевного склада, он, читая «Исповедь», читал о себе. Не он один. Тысячи тысяч людей за «печатными строками» этой книги читали «другие строки» – повесть о своей жизни, своих исканиях и потерях. Количество ее читателей, видимо, не уменьшается: за последние 25 лет только в трех странах (Франция, Англия, Германия) вышло пятнадцать ее переводов. 2 «Исповедь» – автобиография. Латинская литература давно знает этот жанр: уже в I в. до н. э. свои автобиографии писали государственные лица разного масштаба (Эмилий Скавр, Рутплий Руф, Сулла). От этих произведений дошли одни жалкие клочки; невозможно искать каких-либо нитей, связывающих «Исповедь» с ее далекими предками; у нее есть ближайшие «родственники», и в их семье «Исповедь», ее «не общее выражение» поражает особенно сильно. В старые республиканские времена юноша еще в родной семье усваивал себе прочное мировоззрение, которое внушали словом и примером родители, родственники, вся окружающая среда. Вступая в жизнь, этот счастливец твердо знал, что хорошо и что плохо, во что ему следует верить и что следует отвергать. Безусловные аксиомы религиозного и нравственного порядка были всегда под рукой; нечего было ни спрашивать, ни искать, ни сомневаться. Если верить письмам Плиния Младшего, то по глухим провинциальным (в нашем смысле) городам Италии так обстояло дело еще и в начале Империи.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

«Письмо к Донату» карфагенского епископа Киприана Монсо, специально занимавшегося христианскими писателями Африки (P. Monceaux. Histoire Litterair de l " Afrique chrétienne, t. II, с. 266), считается предшественником «Исповеди». Богатый человек, преуспевающий ритор и адвокат, жадный к удовольствиям, он живет «в потемках»... «чуждый свету истины, запутавшийся в заблуждениях». И на путь новой жизни выводят его беседы с христианским священником и чтение Писания: «сомнительное стало верным, закрытое открылось, осветились потемки, возможным стало совершить невозможное». Тема обращения была, видимо, так интересна и близка многим, что во II-III вв. появляются произведения, где она предстает в обработке, заставляющей вспомнить античный роман. Это «Первая Гомилия» и «Воспоминания», приписанные александрийскому епископу Клименту; по-латыни они переведены были в IV в. – перевод почти современен «Исповеди». Автора с детства мучили вопросы о человеческой смертности и о сотворении мира; он жаждет бессмертия и ищет истину, обходит в этих поисках одну за другой разные философские школы, но вместо истины ему предлагают только хитросплетенные силлогизмы. Вдруг он узнаёт об учении Христа, собирается ехать в Иудею, в Александрии встречается с апостольским учеником, поддерживает его в споре с самоуверенным философом, встречает самого апостола Петра и становится его учеником. Блаженный Августин знал и Илария (он его упоминает в своем сочинении «О Троице», VI. 10–11; XV. 3. 5 и Письме 180) и Киприана, на которого ссылается в двух проповедях (211 и 212) и De doctrina christiana (IV. 14. 31). Возможно, знал он и святого Климента. Это отнюдь не значит, что он зависел от них и что-то у них заимствовал. Человек неизменно принадлежит своему времени и своему кругу и располагает неким «общим фондом» идей, литературных форм и словесных выражений. «Исповедь» Блаженного Августина тоже история обращения с обычными для этого жанра топосами: искание истины, переход от одного учения к другому, мучительное раздумье, обретение истины. Всё знакомо – и всё по-другому.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

– М.; Клин: Христианская жизнь, 2004. Николаев А.Г. Риторическая процедура и культурная рефлексии в " Исповеди " Аврелия Августина//Культура и ценности. – Тверь, 1992. Николаев А.Г. Смысл жизни глазами позднеантичного интеллектуала: (Ранний Аврелий Августин)//Гуманизм и культура: Век ХХ. – Тверь, 1993. Никольский А.В. Краткий очерк истории церковного пения в период I–X веков//Журнал Московской патриархии.  – М., 1994. – 6. Новейший философский словарь. – Минск: Книжный дом, 2001. Новохатько А.А. Об отражении идей Саллюстия в творчестве Августина//Индоевропейская филология и классическое языкознание – V. – СПб., 2001. Носков А.В. Восприятие Бога как интуитивно-созерцательный способ постижения бытия в Исповеди А. Августина//Методология науки: человеческие измерения и дегуманизирующие факторы научного познания. – Томск, 1996. Омэнн Дж. Христианская духовность в католической традиции/Пер. с англ. – Рим; Люблин: Издательство Святого Креста, 1994. С.84-93. Ортега-и-Гассет Х. Вокруг Галилея (схема кризисов)//Ортега-и-Гассет Х. Избранные труды. – М.: Весь мир, 1997. Петривляк Т. Творения бл. Августина в древнерусской рукописной традиции//Византийское богословие и традиции религиозно-философской мысли в России – СПб., 2000. (VERBUM – Вып. 3). Писарев Л.И. Авторитет Августина, еп. Иппонийского в области христианского богословия по суду древних христианских писателей. – Казань, 1903. Писарев Л.И. Учение бл. Августина, еп. Иппонийского о человеке в его отношении к Богу. – Казань, 1894. Питирим (Нечаев), архиеп. О Блаженном Августине//Богословские труды. – М., 1976. – Сб. 15. Плакида (Дезей), архим. Блаженный Августин и " Филиокве "http://  Вестник Русского Западно-Европейского патриаршего Экхархата. -  Париж, 1982. 109/112. Попов В.А. Августин Аврелий и его духовно образовательная педагогика//Гуманизм и духовность в образовании. – Нижний Новгород, 2001. Попов И.В. Личность и учение блаженного Августина//Августин: Pro et contra: Личность и идейное наследие блаженного Августина в оценке русских мыслителей и исследователей: Антология.

http://bogoslov.ru/person/2529560

Мне, конечно, все это было интересно слушать. Но я вот всё думал: «Одно дело – когда ты это раз объясняешь, второй раз… А когда изо дня в день все это надо повторять десятки раз, какое же это надо иметь терпение, какую любовь?!» Другой бы не стал церемониться: «Придешь в другой раз. Иди готовься!» Поскольку отец Алексий был безотказен к приходящим к нему на консультацию, пришлось даже врезать замок на входной двери преподавательского корпуса. Архимандрит Иннокентии (Просвирнин) и владыка Алексии (Фролов) – Кто из старших наставников по годам учебы вам самим больше всего запомнился? – Владыка Питирим (Нечаев) , отец Анатолий Просвирнин (впоследствии архимандрит Иннокентий). Известно было, что они ездили к преподобному Севастиану Карагандинскому. Многое из того, что передавали нам, возможно, слышали от него. Во время учебы тогда еще Анатолий Фролов чаще общался со своим тезкой отцом Анатолием Просвирниным. «Придет свое время, и Господь все устроит в соответствие с тем, к чему у человека лежит сердце, если это будет ему во спасение. А если исполнение желаний не принесет ему пользы, то все останется так, как есть», – наставлял он потом врученного ему от Евангелия новопостриженного отца Алексия, которого после диаконской хиротонии только спустя почти 15 лет рукоположили в иеромонаха. Будущии владыка Алексии (Фролов). Благословение у Святеишего – Он потом и чад своих наставлял ничего самочинно не спешить менять в своей жизни: «Сиди, как морковка, пока тебя не выдернут». – Через отца Иннокентия отец Алексий познакомился со схиархимандритом Виталием (Сидоренко) , глинским постриженником, – вот уж кто тоже был делатель терпения, смирения, молитвы! Когда у него обострилась желудочная болезнь, его привезли из Тбилиси на лечение в 3-ю городскую больницу Загорска (ныне Сергиев Посад. – Ред. ), которая располагалась тогда там, где сейчас семинария, у Троицкого собора Лавры. В больнице в то время в конце поста как раз и мы с будущим архимандритом Венедиктом (Князевым) лежали. И вот заводят к нам в палату отца Виталия!

http://pravoslavie.ru/111856.html

иерей Владимир Аксёнов 12 сентября 2013, 21:08 Спаси Господи собрате за ёмкую статью! Видно пишешь не от книжных знаний, а от опыта духовной жизни. Это тобою произведённый хлеб духовный и я сегодня им не мало утешен. Антоний 12 сентября 2013, 19:28 Ольга, это митрополит Волоколамский Питирим (Нечаев). См. http://www.pravoslavie.ru/gallery/gallery87.htm Елена 12 сентября 2013, 18:44 Ваше преподобие, отец Сергий,с чувством облегчения и благодарности прочитала Вашу статью. Проблема элементарной невоспитанности наших людей, в т.ч. в храме (среди работающих там особенно)то же меня волнует. У нас культура, воспитание хромают! Этикет - не должно выкидывать и в храме. С начала элементарной вежливости бы научиться, а затем на высоты духовные взбираться! Кроме того, у нас утеряно чувство иерархии! А ведь она и на небе есть! Очень хорошо об этом писал И.Ильин. Именно у него я поняла важности её во всём. По поводу местоимения " ты " . Батюшка Серафим говорил, что Богу в молитве мы говорим " Ты " , и людям так же должны говорить (дословно не помню, но суть эта). А выканье современные люди выдумали. " Вы " вынужденная мера,как понимаю, т.к. у нас нет той высоты духа, души, что бы " ты " звучало уважительно,а не панибратски (как чаще всего с чужими бывает). А по поводу обращения к родителям: если есть чувство благоговения к ним, то оно и в обращении на " ты " будет. виктор 12 сентября 2013, 18:35 Лет 35 назад я гостил у сослуживца по армии в деревенской области в Молдавии.И все в семье называли родителей на Вы,и меня почему-то это нисколько не удивило,а было только умиление от таких отношений.И во всем остальном оСергий прав,без обсуждения...... Ольга У. 12 сентября 2013, 18:32 Скажите пожалуйста, а какой это Батюшка на самой верхней фотографии? Елена 12 сентября 2013, 18:29 Спасибо, батюшка! В точку, во-время, о наболевшем. Лариса 12 сентября 2013, 18:08 Удивительная статья! В современном мире делается все, чтоб устранить естественную иерархию. Впервые задумалась над поднятым вопросом, когда прочла книгу архимандрита Лазаря (Абашидзе) " О тайных недугах души " . В ней есть советы о том, как " не повреждать брата своего многословием, пустословием и свободным обращением с ним " .

http://pravoslavie.ru/64014.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010