Владыка Питирим (Нечаев) за богослужением Моя подруга Елена рассказала мне, что, будучи еще в советские времена студенткой МГУ, далекой от Церкви, она участвовала в телемосте «США и СССР. Какими мы друг друга видим». На эту передачу был приглашен и владыка Питирим, с которым участники передачи провели незабываемый день, поражаясь не только внешнему виду владыки, но и его взвешенным рассуждениям и тонкому юмору. А на следующий день, узнав, что владыка служит в храме на улице Неждановой (ныне Брюсов переулок – Ред. ), она поспешила туда. И когда владыка обходил храм с кадилом и все стояли, благоговейно наклонив головы, она широко улыбалась ему, как близкому знакомому, в надежде на то, что он узнает ее и также обрадуется встрече. Но когда Елена встретилась со знаменитым взглядом владыки, она была готова провалиться сквозь землю! В Иерусалиме На этой фотографии владыка смотрит на пучок свечей, полыхающих Благодатным Огнём, а видит уже Свет Невечерний А много лет спустя Господь дал ей возможность сострадать последним дням владыки, который лежал после операции в одном госпитале вместе с её мамой Екатериной Михайловной, с таким же смертельным диагнозом, как и у неё, и так же смиренно готовился к переходу в вечность. И провожали Ленину маму на кладбище (она умерла на девятый день после кончины владыки) в том же катафалке, что и владыку. Несколько лет назад, перед днём памяти владыка Питирима, нам принесли его фотографию: последняя Пасха в Иерусалиме в 2003-м году, на которой присутствовал владыка. На этой фотографии владыка смотрит на пучок свечей, полыхающих Благодатным Огнём, а видит уже Свет Невечерний. И теперь, озаряемый этим Светом, он молится за нас, а мы молимся за него. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Дионисий 11 января 2021, 22:07 Замечательные воспоминания, Светлана! Очень тёплые и проникновенные! На Фейсбуке и Вконтакте существует группа, посвящённая архимандриту Иннокентию (Просвирнину). В ней собираются воспоминания знавших его людей. В том числе – подобные не укладывающиеся в обыденный опыт случаи. ВК: http://vk.com/innokentiy_prosvirnin ФБ: http://www.facebook.com/groups/innokentiy Будем рады видеть всех читателей портала pravoslavie.ru

http://pravoslavie.ru/136488.html

Мы также надеемся на дальнейшее развитие контактов с Христианской общественной ассоциацией в Варшаве (Польша). Церковно-общественная деятельность Издательского отдела Издательский отдел вносит свой вклад в важнейшее на сегодняшний день дело – определение достойного места Церкви как института и отдельных верующих в современном обществе. Одним из важнейших событий текущего года стало возрождение ставропигиального Иосифо-Волоцкого монастыря. Мы ищем современную модель возрождения духовного и экономического многовекового уставного служения Церкви миру через сотрудничество с общественными кругами в нашей стране и за рубежом. 14 января 1988 года в Москве учрежден Международный фонд «За выживание и развитие человечества» – уникальная по своему характеру и масштабу неправительственная, некоммерческая организация, основным направлением деятельности которой является осуществление новаторских проектов по основным глобальным проблемам. Особое внимание уделяется этическим проблемам, охране окружающей среды, развитию международного сотрудничества в области религии, здравоохранения, образования и культуры. Митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим, будучи членом инициативной группы, вошел в Совет директоров этого фонда и избран вице-президентом Международного фонда и президентом его Советского отделения. В рамках фонда подготовлен проект исследования актуальных проблем гуманитарной этики, который ставит целью разработку фундаментальных гуманистических принципов этики, основанных на различных религиозных, культурных, мировоззренческих традициях и долженствующих стать эффективным импульсом к созданию общечеловеческой концепции выживания перед лицом угрозы нравственных, экологических, социальных, экономических и политических кризисов. В настоящее время фонд занимается подготовкой крупного Международного форума по экологии и развитию за выживание человечества, который предполагается провести в январе 1990 года в Москве. Издательский отдел является учредителем центра делового сотрудничества с зарубежными странами по созданию международного экологического фонда резерва озона, цель которого – предотвращение тяжелых последствий экологической катастрофы в стратосфере и на земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Pitirim_Nechae...

Перед нами не просто пример антипастырской деятельности священника Павла Островского. Перед нами огромная церковная проблема. Ведь о. Павел действует не в сельской глубинке, где отсутствует интернет или еле теплится внешняя связь с большим миром. Перед нами столичный блогер (куда уж информационно шире!), популярный, овладевший всеми премудростями своего жанра, при этом постоянно экспериментирующий в области нравственных отклонений. Священник Павел Островский погружается в негативную среду, где происходит отравление души современного человека. И становится своим среди гомосексуалистов и игроманов... И вдобавок сам погружает подростков в ту среду, от которой многие далеки. Говорить всё то, что было описано выше в статье, он не считает зазорным и рекламирует такую «миссию» среди пастырей. При этом, возможно, на фоне высокого медийного статуса о. Павла у его потенциальных критиков могут возникать опасения быть обвиненными в отсталости, несовременности, косности, тем более, что такое обвинение сразу многогласно зазвучит, учитывая медиаресурсы такой публичной персоны. Проблема, связанная с деятельностью «отдельных» медийных священников и дьяконов, заключается в том, что они из-за своей медийной власти перестают быть «отдельными», а становятся по сути огромной массой, воздействующей на умы всего российского общества. Необходим механизм, быстро и эффективно нейтрализующий подобную деятельность. Опошливание православной культуры – противоположный путь тому, о чём свидетельствовали и словами, и всем своим жизненным опытом многие несвятые святые наших дней . Люди отнюдь не скучные и способные пробудить огонь веры в молодых сердцах, с которых нам всем важно брать пример. Однажды митрополит Питирим (Нечаев) с двумя товарищами – будущим наместником Троице-Сергиевой лавры иеромонахом Пименом (Хмелевским) и будущим протоиереем Алексием Остаповым – отправился в Академию художеств на выставку подлинников-портретов для так и не написанного Павлом Кориным грандиозного полотна «Русь уходящая». Будущий митрополит Питирим был в рясе, иеромонах Пимен – с крестом. «Вон, “Уходящая Русь” ходит!» – слышалось за спиной. Когда, ознакомившись с выставкой, они спустились в гардероб, вдогонку им раздались слова: «“Уходящая Русь” совсем ушла!» И тут отец Пимен развернулся и произнес: «А мы еще вернемся!»

http://ruskline.ru/analitika/2023/03/10/...

В 1979 году я окончила Московский государственный историко-архивный институт (ныне Российский государственный гуманитарный университет) и продолжила работу в Отделе рукописей Ленинской библиотеки. В те годы Отдел рукописей был поистине крупнейшим научным центром, в котором занимались выдающиеся историки, филологи, литературоведы, писатели. Особо выделялись среди исследователей представители духовенства. Их было очень мало (как впрочем, и теперь) и их появление в читальном зале в облачении обращало внимание абсолютно всех присутствующих. Справа митрополит Питирим (Нечаев) и Галина Гуличкина      До сих пор сотрудники рукописного отдела с особой теплотой вспоминают архимандрита Иннокентия (Просвирнина; 1940–1994), замечательного церковного историка, богослова, преподавателя Московской духовной академии, которого они всегда с радостью консультировали. Отец Иннокентий в свою очередь знакомил сотрудников с жизнью Троице-Сергиевой лавры и вообще с церковной жизнью, организуя для них поездки в Загорск (теперь Сергиев Посад). В рукописном отделе я и познакомилась с отцом Иннокентием, который пригласил меня на работу в Издательский отдел Московского Патриархата. Вскоре отец Иннокентий, который в то время был заместителем владыки Питирима и его ближайшим помощником, представил меня владыке, и в сентябре 1981 года я была принята в штат. Владыка Питирим был первым архиереем, которого я видела в своей жизни. Впечатление на окружающих владыка производил неизгладимое. Атмосфера работы в церковном учреждении резко отличалась от работы в учреждении светском. Это, по сути, был другой, неведомый для меня мир. В 1980-е годы по благословению владыки Питирима осуществлялся огромный проект по изданию корпуса богослужебных Миней. Впервые проводилась большая научно-исследовательская работа в крупнейших архивохранилищах страны с целью поиска ранее неизвестных и неопубликованных текстов служб и включение их в это новое издание. Руководил этой работой непосредственно отец Иннокентий (Просвирнин). Самой первой моей работой было как раз участие в этом проекте, в частности, написание житийной справки о преподобном Трифоне Печенгском, Кольском, просветителе лопарей (память 15/28 декабря) для Минеи. Затем были многочисленные командировки в библиотеки и архивы Ленинграда, Киева для сбора уникального материала.

http://pravoslavie.ru/69011.html

В личном деле имеется рекомендация архиепископа Иркутского Вениамина (Новицкого) от 13 июня 1958 года на поступавшего в МДС Анатолия Просвирнина на имя ректора МДС протоиерея Константина Ружицкого 6 . Приложена также справка настоятеля Знаменского собора г. Иркутска о том, что А. Просвирнин проходил иподиаконское служение в этом соборе. Имеются справка о состоянии здоровья, аттестат зрелости, полученный в 1957 г., а также справка о крещении 14 мая 1945 г. из Омского кафедрального собора. В деле имеется также автобиография А. Просвирнина, написанная перед поступлением в МДС. Из документа следует, что решающую роль в судьбе архимандрита Иннокентия сыграл архиепископ Вениамин (Новицкий), иподиаконом которого он был с 1950 года, т.е. с 9-летнего возраста. В феврале 1958 года Анатолий переехал вместе с архиепископом Вениамином в Иркутск и с тех пор жил отдельно от семьи. В прошении о допущении к вступительным экзаменам (июнь 1958 г.) 18-летний юноша писал об имеющемся у него «твердом и непринужденном желании посвятить свою жизнь служению Церкви». Из прошения следует, что он просил зачислить его в третий класс. В августе 1958 года он приехал в Семинарию и в сентябре сдал экзамены для поступления в 3 класс Семинарии, однако был зачислен во второй класс, т.к. экзамены успел сдать не все. Первый год обучения он закончил по первому разряду 7 . В справке, датированной 28 сентября 1959 г., иеромонах Питирим (Нечаев) , будущий митрополит (1926–2003), а тогда инспектор МДС, оценивал успеваемость студента 3 класса А. Просвирнина как хорошую, а дисциплину как отличную. Митрополит Питирим признался как-то в разговоре с Н.Н. Лисовым (1946–2019), что в МДАиС за 30 лет преподавания имел только одного талантливого ученика, которым был Анатолий Просвирнин 8 . В октябре 1959 г., согласно справке, подписанной заведующим канцелярией С. Волковым, А. Просвирнин был отчислен из состава учащихся в связи с призывом в армию. Следующий документ датирован 5 июля 1962 г. – это прошение А. Просвирнина о восстановлении в 3-м классе МДС. На конверте помечен номер воинской части военно-воздушных сил, расположенной в Баку. Прибыть в Лавру А. Просвирнин смог только в декабре 1962 г., т.к. был демобилизован только в этом месяце, что следует из прошения на имя ректора, поданного 15 декабря 1962 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

Разделы портала «Азбука веры» ( 36  голосов:  4.4 из  5) Оглавление Фрагмент В самолете, возвращаясь из Испании в Москву, разговорился с соседкой, женщиной лет сорока пяти.  Она уже три года как живет в Барселоне. Познакомилась с каталонцем и вышла туда замуж. Рассказывала, как возила своего супруга к нам в Россию. Говорит, все ему у нас понравилось, и люди понравились. Одно только приводило его в постоянное недоумение: — Скажи, почему русские почти не улыбаются? Мы, каталонцы, улыбаемся, а вы нет. — Наверное, потому, что вы многое уже забыли и мало что знаете, — ответила ему русская жена. — Мы ничего не забыли и много что знаем. А как известно, «во многом знании много печали». Часть 1. Родословная Старый диакон Наш духовник отец Андрей, уважаемый митрофорный протоиерей, недавно рассказывал об опыте своих первых лет священства. Сразу по окончании семинарии он стал сотрудником тогдашнего издательского отдела, руководил которым владыка Питирим (Нечаев). Он же впоследствии и рукополагал Андрея во пресвитеры. Владыка Питирим, тогда он был в сане архиепископа, считал себя ответственным за каждого ставленника, который выходил в священство из-под его руки. Несмотря на постоянную занятость, он находил минуту, собирал молодых батюшек и устраивал чаепитие, всякий раз делясь с ними чем-нибудь полезным из своего собственного жизненного опыта. — Больше всего, — говорит отец Андрей, — мы любили его воспоминания о старых священниках, которых успел застать будущий владыка. Некоторые из них еще дореволюционного времени рукоположения, кто-то прошел через советские концлагеря. Они мало что о себе рассказывали. Тогда вообще мало кто о чем рассказывал или делился с окружающими своими мыслями и чувствами. Время такое было. Люди больше предпочитали молчать. «Мы учились у них опыту веры по их отношению к своим священническим обязанностям. Даже просто по тому, как они облачались в священнические одежды, как подходили к престолу. Как трепетно они служили. Мы, молодежь, — продолжал владыка, — украдкой наблюдали за выражением их лиц во время службы. Перед началом смотришь, перед тобой обыкновенный старик. Но стоило только прозвучать: „Благословенно царство Отца и Сына и Святаго Духа…“ — и все, и нет того простодушного старика. Преображаясь на глазах, перед престолом вырастает духовная глыба. Глыба, которую не сдвинули с места ни унижения, ни тяжелые работы, ни даже страх насильственной смерти.

http://azbyka.ru/fiction/chashechka-kofe...

Владыки Филарет (Вахромеев), Питирим (Нечаев) и Василий (Родзянко). Фото автора Однажды, когда я нес послушание у митрополита Питирима, в Издательский отдел пришли люди, разодетые в дореволюционную офицерскую форму. Их мундиры украшали царские медали и ордена, в том числе и Георгиевские кресты. Я удивился и спросил: – Как вы решились одеть на себя эти награды? Ведь они давались только за личную храбрость на поле боя. Гости заверили меня, что с наградами у них все в полном порядке и пожелали немедленной встречи с митрополитом. Владыка, к моему удивлению, принял их, и внимательно, не без любопытства, выслушивал целых полтора часа. Тема визита гостей была незатейливой – они требовали, чтобы владыка немедленно начал всячески помогать им в деле незамедлительного восстановления монархии. Прощаясь, владыка Питирим задумчиво произнес: – А ведь дай вам сейчас царя, вы его через неделю снова расстреляете! С тех пор всякий раз, когда Владыка Василий прилетал в Россию, он заранее звонил мне. И я с радостью отправлялся с ним в какое-нибудь очередное захватывающее приключение. А поводов для них у Владыки было море. Хотя, как это ни покажется странным, Владыка никогда не предпринимал ни одного путешествия по своей воле. Об этом он рассказал мне особую историю. В тысяча девятьсот семьдесят восьмом году умерла его супруга, Мария Васильевна. Смерть матушки стала для отца Владимира страшным потрясением. Он бесконечно любил ее. И произошло то, что нередко происходит с искренними русскими людьми. Отец Владимир запил. Супруги Владимир и Мария Родзянко на площади Сан-Марко. Венеция, Италия. Фото: bishop-basil.org Владыка чистосердечно рассказывал об этом отрезке своей жизни как о тяжелом испытании, которое ему довелось пережить. Запил отец Владимир по-настоящему. Хотя благодаря недюжинному здоровью, огромному росту и силе это до поры до времени не сказывалось ни на его священнической деятельности, ни на работе в радиопередачах. Утешался батюшка Владимир по своей сербской привычке ракией – крепкой балканской водкой. И неизвестно, чем бы все это закончилось, поскольку ни духовник, ни родные, ни друзья ничего поделать с отцом Владимиром не могли, если бы не сама покойница, матушка Мария Васильевна, которая и при жизни, как говорят, была великой подвижницей и молитвенницей, не явилась с того света и не приструнила своего супруга.

http://pravoslavie.ru/44113.html

Когда бы вы ни пошли на братский молебен, вы могли увидеть среди монахов Ивана Павлова и Василия Агрикова Иван Павлов ( будущий архимандрит Кирилл - Прим. А.Н. ) и его друг Василий Агриков ( будущий архимандрит Тихон, в схиме Пантелеимон - Прим. А.Н .) тоже пели в моем любительском студенческом хоре. Они вместе воевали, пришли после армии прямо в военной форме. Военных тогда в любые вузы принимали без экзаменов. Когда бы вы ни пошли на братский молебен, вы могли увидеть среди монахов Ивана Павлова и Василия Агрикова. Они решительно всегда отличались от нас своим глубоким благочестием и сугубо таким, уже в миру, монашеским поведением На одном курсе с нами учился и приснопамятный митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим ( Нечаев, †2003 - Прим. А.Н .). Он очень счастливым был, родился одиннадцатым ребенком в семье. Все молился его батюшка, протоиерей Владимир Нечаев, чтобы Бог даровал ему сыночка. Кроме мамы, у Кости было несколько нянек-сестер. Рафаэлевские глаза, ресницы длинные, как у девицы. Он любил всех веселить. Ну, например, мы не подготовились к зачету у Вертоградова (он был тогда начальником духовной школы) и просим Костю: «Костя, придумай фокус, отвлеки его от зачета». Костя и говорит: «Владимир Семенович, вы знаете, тут уже скоро (это на четвертом курсе) учеба заканчивается, кандидатские у многих написаны. Но у некоторых есть проблемы. Вот Петя Деревянко, он с Верочкой своей дружит и все размышляет, сватать или не сватать. А такой-то вот только ищет девушку и никак не найдет. Вы бы что-нибудь посоветовали? Вот как вы, например, женились?» А тот, неподготовленный, как стукнет кулаком по столу: «Кто это сказал? Что за хулиганство! Сейчас я зачет буду принимать». Костю под микроскопом разглядывать не надо, он высокого роста. Но он же старший иподиакон, его голыми руками не возьмешь: «Так Владимир Семенович, дело в том, что мы не подготовились к зачету. И поэтому я задал вам вопрос». - «Ну так не надо хулиганить, а надо признаться честно!» И таким образом мы избавлялись от зачета благодаря умению Кости Нечаева: он или рассмешит профессора, или попросит рассказать что-нибудь «важное». Костя был очень авторитетным, ему даже прощались опоздания на лекции, когда он прислуживал Святейшему Патриарху Алексию I.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

Сотрудники Информационного центра участвовали в проведении пресс-конференций во время работы ЦК, выезжали с гостями в Загорск, Ленинград, Киев и другие города, намеченные для посещения иностранными гостями, членами ЦК и исполкома. В Издательском отделе была проведена встреча христианок, в которой приняли участие представительницы ЦК и исполкома ВСЦ. По итогам женской встречи проводилась пресс-конференция. Объем работы Информационного центра Московской Патриархии с каждым днем возрастает. Ежедневно сотрудники Центра встречаются с представителями средств массовой информации, организуют встречи и интервью, дают консультации работникам печати. Работа Центра проходила бы более успешно, если бы он в достаточной мере обладал современной множительной техникой для выпуска пресс-релизов и специально оборудованными помещениями для работы с прессой. Деятельность Центра необходимо расширять в связи с быстрым развитием контактов Русской Православной Церкви в самых различных кругах советской и зарубежной общественности и активизацией ее социальной работы. Некоторые цифры для иллюстрации. Ежемесячно Издательский отдел посещают от 25 до 40 групп из 10–12 стран мира, всего около 500 человек в месяц, причем количество продолжает расти. Это расценивается Издательским отделом как одна из сторон его информационной работы. Она выполняется сотрудниками отдела по совместительству на общественных началах. Говоря об информационной деятельности нашего отдела, особое место надо уделить работе постоянного выставочного сектора. С декабря 1987 года она была ориентирована на подготовку к торжествам 1000-летия Крещения Руси. За неполные пять месяцев выставочным отделом подготовлены более 50 комплектов крупноформатных выставочных фотоэкспозиций и разосланы по просьбе представительств Русской Православной Церкви более чем в 25 стран. В Москве в период подготовки и празднования 1000-летия Крещения Руси подготовлено и открыто более 40 выставок и экспозиций. К концу юбилейного года развернуты выставки более чем в 100 религиозных, культурных, общественных центрах в нашей стране и за рубежом.

http://azbyka.ru/otechnik/Pitirim_Nechae...

Я вспоминаю свою покойную мать, своих старших наставников. Они изумлялись перед красотой листка, конструкцией какого-то сучка, нежностью былинки, целесообразностью мельчайшего творенья. Я благодарен им за переданное мне отношение к природе и благодарен фотографии за то, что всё увиденное могу запомнить и даже взять с собой. – Вы фотолюбитель с большим стажем, большой поклонник камеры «Лейка». Расскажите, пожалуйста, немного о своем увлечении. – Первую камеру «Лейка» я держал в руках, когда мне было девять лет. С тех пор я и «заболел» ею. Лет через двадцать, а может быть, и чуть более, на первые серьезные заработанные деньги я купил себе этот фотоаппарат. Сейчас у меня несколько моделей этой классической камеры. Есть самая первая, выпуска 1924 года, в идеальном состоянии с фантастически малым номером. Есть вторая, несколько третьих: «А», «В», «С» и «F». – Вы не назвали модель «К» на шарикоподшипниках? – Мне трудно было взять эту камеру в руки – она была сделана по заказу вермахта, но я как-то преодолел этот синдром. В моей коллекции она есть, затвор ее щелкает очень приятно. Не обошел вниманием я и камеры серии «М» той же фирмы. Они также есть в моей коллекции. Я фотограф-любитель. Сейчас снимаю мало и редко. Очень хотел бы тратить на это больше времени, но, к сожалению, его не имею. По той же причине фотографирую наверняка, используя самую совершенную электронную технику. Но если у меня есть время, я беру свою любимую «Лейку III В», которую носил когда-то в кармане завернутой в носовой платок, поскольку у нее не было футляра, и этим стареньким аппаратом с ласково щелкающим затвором пытаюсь выразить то, что я чувствую по отношению к тому объекту, который вижу. – Вы участвуете в фотовыставках? – Очень редко: последний раз – три года назад в выставке, устроенной фирмой «Лейтц» в городе Ветцларе. – Мне хочется, чтобы несколько Ваших цветных диапозитивов как-то дополнили нашу беседу. Вы не возражаете? – Пожалуйста, любые, на Ваш выбор. – Большое спасибо Вам за беседу. – Вам также. Об издательской деятельности Московского Патриархата

http://azbyka.ru/otechnik/Pitirim_Nechae...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010