Злая сила постоянно подстерегает нас на каждом шагу. Отрицание ее реальности – одно из искушений, которое внушает злой дух человеку. В широко известном романе герой по имени Воланд, что слишком явно перекликается с одним из библейских имен князя тьмы, спрашивает: «А дьявола тоже нет?.. Ну, уж это положительно интересно». В век рационализма и неверия в чудо такое искушение очень распространено. К сожалению, злая сила – реальность, противопоставившая себя Благому Богу. Поэтому церковные люди свято хранят древний русский обычай: ни в гневе, ни в раздражении, ни в словесной пустоте – никогда не употреблять черного слова. За нечистоплотное сквернословие в публичном месте по закону положено взыскание, а в быту их даже неприличными не считают. Каждый из нас по возможности должен кротко останавливать тех, кто в речи своей поминает злую силу. Мы просим Небесного Отца: Избави нас от лукавого, защити от злой силы. При этом и сами мы должны внимательно следить за каждой мыслью, за каждым своим действием: не принесет ли оно вред нашей душе, не подаст ли повод для злорадства демонам? Все, чего мы просим у нашего Отца Небесного, только Он Один может дать; Он Единственный, Кто подлинно располагает всем, потому что Его есть Царство и сила и слава. Поэтому когда мы в Символе веры поем: Верую во Единого Бога Отца… или когда обращаемся к Богу: Отче наш, мы прежде всего должны помнить, что Бог – наш любящий Отец, знающий наши нужды, заботящийся о нас, так что ни один волос не упадет с нашей головы без Его Промысла. Но еще Он строгий и взыскательный Отец, и ожидающий от нас послушания. Другого Отца у нас нет и быть не может, ибо Его есть Царство, и сила, и слава в бесконечное время и во веки веков. Аминь. Верую во Единаго Бога Отца, Вседержителя Остановимся сегодня на определении, которое Символ веры усваивает Богу после именования Отец: Бог Вседержитель, или по–гречески Пантократор. Это очень важное определение, потому что с ним связаны не только богословские, но и нравственные наши представления, правильное понимание нами событий, которые происходят в мире и в жизни каждого человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Pitirim_Nechae...

Митрополит Питирим (Нечаев) 4 ноября 2013 года исполняется 10 лет со дня кончины митрополита Питирима (Нечаева). Публикуя отрывки из его воспоминаний, мы осознаем, что не все из того, что предстоит прочесть нашим читателям, вызовет однозначное отношение. Но и сам Владыка был неоднозначным человеком – как всякая незаурядная, талантливая личность со своим взглядом на современную ему действительность, требовательным, староцерковным отношением к священническому служению и долгу. И, что наверное самое важное, с самым строгим отношением к самому себе, к своей духовной жизни. Убеждены, что многое в этих воспоминаниях будет интересно и полезно для наших читателей: те, кто интересуется историей, найдет в них удивительные факты и свидетельства «из первых уст», есть здесь и драгоценные свидетельства о духовном опыте, передаваемым из поколения в поколение, есть и, как всегда независимые, иногда жесткие характеристики Владыки, касающиеся нашей современной жизни. Редакция Православие.Ru ПРЕДИСЛОВИЕ СОСТАВИТЕЛЕЙ Предлагаемая читателю книга не является в строгом смысле мемуарами митрополита Питирима. Писать мемуары Владыка категорически отказывался. Точнее, говорил: «Писать не буду. А наговорить могу», — а потом прибавлял с усмешкой: «Только, если увижу написанными, наверное, все равно порву...» Он был гиперкритичен к тому, что писал сам, каждый его текст надо было спасать от него самого. Но записывать свои рассказы не возбранял. Наоборот, даже на лекциях говорил студентам: «То, что старые люди рассказывают, лучше всего записывать». А мы понимали, что слова эти адресованы в том числе и нам, его референтам-филологам. Официальные мемуары церковного иерарха — вещь довольно ответственная, она предполагает взвешенную историческую оценку событий, очевидцем и участником которых он был, определенную полноту в их охвате. Кто-то может ждать от произведений такого рода каких-то сенсаций, разоблачений, обнажения подноготной. Ничего подобного в устных воспоминаниях Владыки нет. Но, конечно, в них запечатлелись живые лица исторических деятелей, с которыми ему довелось быть знакомым, отразилась эпоха в целом и его взгляд на эпоху.

http://pravoslavie.ru/1957.html

Бережно храня память о Владыке Питириме, о его духовном наследии, Фонд ежегодно проводит Рождественские Питиримовские чтения, в которых принимают участие учёные, общественные деятели, военные, священнослужители, каждый, кто желает поделиться своими воспоминаниями о митрополите, рассказать о продолжении начатых им дел, о развитии и воплощении в жизнь его идей и планов. По инициативе Фонда и с его участием выпущены два кинофильма о Владыке Питириме («Архиерей» и «Душа с душою говорит...»), памятные буклет, медали и значки. В декабре 2007 года с благословения Святейшего Патриарха Алексия II Фондом проведена благотворительная Рождественская Православная выставка-ярмарка на ВВЦ в павильоне «Москва», в которой приняли участие более 100 монастырей и храмов России. Следуя завету митрополита о необходимости постоянной заботы о подрастающем поколении, Фонд оказывает помощь детским домам и школам-интернатам, организуя сбор средств, вещей, мебели, книг и школьных пособий. Осуществляя постоянную связь с Иосифо-Волоцким монастырем, Фонд заботится об укреплении и дальнейшем развитии святой обители, внося свой вклад в дело, начатое Владыкой Питиримом. Фонд открыт для сотрудничества со всеми организациями и учреждениями, сохраняющими память о митрополите Питириме. Фонд «Наследие митрополита Питирима» выражает свою признательность и благодарность всем, кто принял участие в подготовке и выпуске данного издания – книги воспоминаний о Владыке Питириме. Адрес Фонда: 127994, г. Москва, ул. Образцова, 15 Тел.:(495)684 2176 E-mail: fnpitirim@mail.ru Принятые сокращения «ЖМП» – «Журнал Московской Патриархии». «ЦВ» – «Церковный вестник». РЧМП-1 – Рождественские чтения памяти митрополита Питирима (Сб. докладов)/Московский государственный университет путей сообщения. Кафедра теологии. М.: МИИТ, 2004. РЧМП-2 – Вторые Рождественские чтения памяти митрополита Питирима (Сб. докладов)/Московский государственный университет путей сообщения. Кафедра теологии. М.: МИИТ, 2005. РЧМП-4 – Четвертые Рождественские чтения памяти митрополита Питирима (Сб. докладов)/Московский государственный университет путей сообщения. Кафедра теологии. М.: МИИТ, 2008.

http://predanie.ru/book/221280-predannyy...

Впрочем, церковные решения могут быть неожиданными. После смерти патриарха Пимена (Извекова) в 1990 году местоблюстителем стал митрополит Киевский и Галицкий Филарет (Денисенко), который был одним из кандидатов на патриарший престол. Но в полуфинале выборов он набрал в два раза меньше голосов, чем митрополит Алексий (Ридигер), и не прошел в следующий тур. А вскоре он был лишен сана за то, что учинил православный раскол на Украине. И еще один пример: наиболее медийный иерарх того времени, большой друг деятелей культуры, главный церковный издатель митрополит Питирим (Нечаев) хоть и был выдвинут кандидатом в патриархи, но не прошел даже отборочный тур. И на этот раз все скорее всего также решится непосредственно на Поместном соборе. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 26 марта, 2021 22 марта, 2021 16 июня, 2021 31 мая, 2021 20 мая, 2021 27 апреля, 2021 14 апреля, 2021 12 апреля, 2021 3 апреля, 2021 26 марта, 2021 22 марта, 2021 16 июня, 2021 31 мая, 2021 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.)

http://pravmir.ru/sobornaya-demokratiya/

Нужно признать, что неотложные нужды Церкви Издательский отдел удовлетворить в полной мере не может. Как известно, производственный цикл, который проходит одна книга, в нашей стране равен году и более. И то, что нужно Церкви сегодня, должно было быть подготовлено по крайней мере несколько лет назад, когда увеличение числа Духовных школ, храмов и монастырей было весьма проблематичным, а средства к развитию, как и ныне, весьма ограниченны. Сегодня первостепенной становится задача духовного образования и духовного возрождения народа, сообщения ему высоких принципов Православия. Решить эту задачу нельзя, не имея изданных массовыми тиражами молитвословов, катехизисов, Псалтири и других книг, доступных каждому. В ближайших планах Издательства – краткий молитвослов с комментариями, сборник Богородичных молитв, краткий катехизис, брошюры, посвященные Таинствам Церкви. Особое место должны занять издания богослужебных книг на национальных языках. Издательский отдел подготовил еще в 1986–1987 годах требник на молдавском языке. Думается, если бы раньше к этому направлению было проявлено большее понимание разрешающими инстанциями, то национальная напряженность, возникшая в некоторых районах нашей страны, была бы смягчена. Говоря об основных направлениях издательской деятельности, необходимо отметить еще одно, совершенно для нас новое и особенно ответственное – подготовка учебных пособий для Духовных Академий, Семинарий, Духовных училищ, воскресных школ. За последний год открыто три новых Семинарии и пять училищ, мы надеемся, что этот процесс будет продолжаться. При храмах и монастырях открываются воскресные школы для детей, и вместе с необходимостью создания единой учебно-методической базы, единых планов остро встает необходимость создания единого корпуса учебных пособий для каждого уровня Духовных школ. Это сложная работа, но мы готовы приступить к ней вместе с Учебным комитетом и преподавателями Духовных школ. Другой важнейшей задачей сегодня является переиздание трудов русских святых отцов и подвижников благочестия. В настоящее время в производстве находятся творения святителей Игнатия Брянчанинова и Феофана Затворника , письма оптинских старцев и др. Мы предполагаем иметь большие тиражи.

http://azbyka.ru/otechnik/Pitirim_Nechae...

Этапы становления русской культуры Русская национальная форма Православия сложилась в результате восприятия восточного христианства племенами, населявшими территорию России. Поэтому, чтобы понять это явление, надо помнить особенности восточной формы христианства и, кроме того, рассмотреть отличительные черты славянского национального характера. Доисторический период России – это период существования многочисленных разрозненных славянских племен на обширной равнине в бассейне двух рек – Днепра и Волги. Славяне уже в этот период не были оторваны от общих цивилизационных процессов. Путь «из варяг в греки» соединял их с Европой и Византией, через волжский путь открывались контакты с Востоком. Л. Н. Гумилев делит народы на три группы: собиратели, завоеватели и торговцы. Славяне – собиратели, которые сеют, пашут, убирают урожай и так далее. В основе религии славян лежало, говоря современным языком, «экологическое мышление», любовное почитание природы, чувство единения с нею. В этом их отличие, к примеру, от сирийцев, вавилонян, египтян. Природа юга дает страшный контраст: холодная ночь и горячий полдень, бескрайние пески и глоток воды, которую надо доставать из колодца. Там рождается идея противопоставления добра и зла, смертельная борьба двух начал, равных и великих. У нас такие крайности редки, к средней же температуре легко приспособиться. В этой природной среде родился мягкий славянский национальный характер. Славянское язычество отличается от вавилонского, египетского, греческого и римского. Там – множество богов, которые ведают различными жизненными функциями, у славян же круговорот природных явлений создает одно большое божество – природу. В этом природолюбии нельзя не любить человека. Однако в процессе становления государства возникла потребность в более определенном, организованном культе. Когда в IX в. князь Владимир на недолгое время ввел культ идолов по образцу скандинавского культа, славяне подчинились, но впоследствии расстались с этим культом без особого сожаления. Широким государственным планам самого Владимира этот культ также не соответствовал. Поэтому, согласно летописному рассказу, он разослал послов по всей земле, чтобы изучить религии мира и выбрать лучшую.

http://azbyka.ru/otechnik/Pitirim_Nechae...

Продолжается издание «Журнала Московской Патриархии», который с 1989 года имеет новый формат, небольшое увеличение объема и тиража (в русском варианте с 30 до 32 тыс. экз.). Обновилось оформление журнала, появились новые рубрики: «В помощь начинающему проповеднику», «Пастыри Церкви о проповеди », открыт долгожданный цикл катехизических бесед. К недостаткам журнала по-прежнему можно отнести перегруженность официозом, отставание хроникального материала – вестей с мест, рутинность форм традиционной подборки материалов, присылаемых из епархий и Духовных школ. Малоинтересны отчеты о поездках наших делегаций за рубеж, их участии в церковных и общественных мероприятиях ввиду преобладания информации дневникового характера, неоправданного внимания к атрибутике третьестепенной важности, отсутствия аналитического подхода к работе. Редакция журнала, не получая своевременной информации из епархий и синодальных отделов, практически лишена возможности заблаговременно организовывать материал, создавать совместно с участниками форумов, дискуссий, «круглых столов», симпозиумов, конференций продуманные концепции будущих статей. Представители нашей церковной прессы не всегда приглашаются на внутренние и зарубежные международные мероприятия. Сотрудники АПН, ТАСС приглашаются, а церковных журналистов – игнорируют. Воистину, нет пророка в своем отечестве! С другой стороны, основными авторами журнала, как и прежде, являются представители духовенства на местах, которые избегают актуальных тем. Необходимо, чтобы епархиальные Преосвященные активно участвовали в работе редакции, поддерживали с ней постоянные связи. В разработке богословских вопросов на страницах журнала и тем более сборников «Богословских трудов» должны были бы участвовать преподаватели и учащиеся наших Духовных школ. Среди них есть постоянные авторы журнала, но их мало. В целом связь Издательства с Духовными школами крайне слабая. Это нужно отнести как к недостаткам работы сотрудников редакции, так и к малой активности членов академической семьи.

http://azbyka.ru/otechnik/Pitirim_Nechae...

В религии мы говорим о внутреннем сопереживании личности тому, что совершается вне ее. Мы выражаем сочувствие, участие. Смысл этих понятий постоянно наполняет наши ежедневные взаимоотношения. Религия придает нашим внутренним переживаниям, я бы сказал, осязание реальности, связывает их с существовавшими или существующими явлениями, процессами, событиями. Отсюда в религии так велико значение воспоминаний, памяти. Отсюда в религиозном культе центральной идеей выступает единение разрозненного в пространстве и времени человеческого индивидуума и сообщества людей. Отсюда и острота этого сопереживания. Солдат, погибший в одном из сражений Великой Отечественной войны, и воин, павший на Куликовом поле, – «внутри нас» – реальность. Острота переживаний в том и другом случае может разниться: люди, события, время слишком дистанцированы друг от друга, но ответственность за происходившее, сознание его действительности, его внутреннее насыщение своей душевной энергией в обоих случаях принципиально одинаковы. Когда в храме или на могиле возглашается «Вечная память» – это не просто слова, это соприкосновение с реальным прошлым. Если мы видим в газете, журнале или где-нибудь еще фотографию события, совершившегося где-то рядом с участием наших соотечественников, а может быть, и на другой стороне земного шара, где действующими лицами были совершенно незнакомые нам люди, то, рассматривая ее, мы не только удовлетворяем свою любознательность, свое стремление к познанию. Такие фотографии пробуждают в нас конкретные чувства, содействуют активизации желания в какой-то мере участвовать в изображенном событии. Естественно, что человек не может во многом участвовать лично. Пределы его возможностей – физические, прямо скажем, экономические и другие – очень ограничены. Но ограничений для его душевной энергии, его сопереживания нет. Мне думается, что современная настоящая правдивая журналистская фотография должна в нашем обществе играть значительно большую роль, чем она играет сейчас. – Что Вы скажете о снимках человеческих трагедий? Нужно ли их делать, публиковать?

http://azbyka.ru/otechnik/Pitirim_Nechae...

Каковы же основные элементы в треугольнике нашей целостной системы? Прежде всего, это – природа, экология. По-русски «экология» – это «домострой». В «Домострое» (литературном памятнике XVI в.) священник (протопоп) Сильвестр популярно объяснил великому князю Иоанну IV, как ему себя вести, как устраивать дом, как ставить тесто на пышки, как управлять государством. «Домострой» издавался уже несколько раз. Советую его прочитать. Для чего нужна экология? Это – средство существования. Нужно выращивать злаки, овощи, фрукты, съедать их, куда-то убирать отходы и продукты распада. Последние два года я занимаюсь, в частности, печами, которые могут с пользой уничтожать весь мусор. Такие печи мы покупаем за рубежом втридорога, но они дымят, засоряют атмосферу, в то время как наши инженеры разработали уже не первый проект более совершенных печей. Печь, созданная нашими инженерами-оборонщиками, сжигает всё. Потом продукт сжигания идет в промышленность чистой фракцией того или иного химического соединения. Этим занимается экономика. Но для того, чтобы правильно всем этим пользоваться, нужны правила поведения – этика. Вот эти три «Э» – экология, экономика, этика – и составляют закон нашей жизни – поверхностно горизонтальной, где мы и существуем. А откуда всё это? Эта горизонтальная проекция появилась от Разумного Начала – от Бога. (Древнейшее библейское название Бога – Сила, Энергия). Созданным миром управляет Бог. Для того, чтобы управлять, Он и создал человека, поместив его в это горизонтальное пространство и дав ему закон. Чем ближе человек к горизонтальной плоскости, тем больше он приближается к животному существованию. Чем ближе человек к Источнику Энергии – Создателю, тем больше он начинает видеть, что происходит в мире. Либо это плоскостное восприятие, либо – с более высокой точки – более широкий обзор, более емкий. Задача, которую Бог поставил перед человеком, – быть подобным Ему. В Библии прямо говорится: Я (Бог) сказал: вы – боги ( Пс. 81:6 ; Ин. 10:34 ). Будьте подобны Богу, и тогда вы будете обладать знанием и возможностью использовать все созданные богатства. Но я предупреждал, что это – схема. Схема, рожденная ночью из бананов и трубочек для коктейля. Тем не менее, она получила одобрение. Эта схема и является основой того документа, который в будущем, 2002 году предполагается принять в ООН наравне с «Хартией прав человека». Это – «Правила человеческой жизни», основанные на 10 заповедях, данных Богом на горе Синай бежавшим из Египта людям, и повторенные в более высокой степени уже всем нам Иисусом Христом.

http://azbyka.ru/otechnik/Pitirim_Nechae...

Но для нас эта тема естественно решается в едином контексте всего сотворенного мира. Очень интересное наблюдение можно сделать сейчас в области фундаментальных наук: люди, обремененные большими знаниями, в своих исследованиях уже переходят грань материального и всё больше приближаются к той исходной богословской, библейской позиции, согласно которой мир – это единое целое, система очень сложная, но тщательно продуманная и безупречно собранная. Я помню, как при изучении курса «Теории механизмов и машин» нам, тогдашним студентам, объясняли, что механизм – это совокупность отдельных деталей, и машина – это система. Поэтому еще в средние, античные, древние времена мир понимался как совершенная машина. К сожалению, в отношении этой «машины» был допущен производственный брак: вернее, не производственный, а эксплуатационный, когда наши прародители, в нарушение предписанных им законов, сделали один, казалось бы невинный, но принципиальный шаг, и, таким образом, нарушена была целостность системы: и мы полетели совсем не в ту сторону, куда нам было первоначально предназначено «лететь». В этой системности мышления человеку отводится роль общения как с природой не мыслящей, но чувствующей, собирающей информацию, чутко на всё реагирующей, так и с Высшим Разумом – с Богом. Поэтому, когда мы говорим о духовности, то мы, прежде всего, говорим о человеке в его феноменальной сущности; ибо духовность проявляется многообразно: и в области собственных духовных, внутренних чувств, переживаний и действий, и в творчестве. В разной степени, может быть, но к одной и той же категории относятся и классические полотна Рафаэля, Тициана, Репина, Сурикова, и курьезы Пикассо и Фалька, потому что все они выражают ту духовную сущность, которой обладает человек в реальном образе, то есть они относятся к одной и той же человеческой сопредельности – состояния здоровья или тех болезненных процессов, которые в нем происходят. Нам важно сейчас определить свое место в этой системности познания мира. А гносеология – это одна из тем, к осмыслению которой всегда стремился человек. «Познай самого себя». В Риме, недалеко от главного вокзала, в термах императора Диоклетиана собраны античные памятники. Там и надгробия, и различные монументы, но преобладают все-таки некрополи. Там одна из плит черного базальта выложена белым мрамором в форме скелета человека. Всё, от черепа до пяток, с необыкновенной анатомической точностью воспроизведено на этой черной мраморной плите, и по-гречески (а греческий был языком культуры в те времена) написано: «Познай самого себя».

http://azbyka.ru/otechnik/Pitirim_Nechae...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010