И она, эта убогая старица, а по выражению епископа Стефана “большой перед Господом человек”, находясь за сотни километров от лагеря, слышит этот зов и молится за него. Господь принимает эту молитву, открывает ей его имя, будущие скорби и епископское служение. Рассказ этот первоначально передавался из уст в уста в кругу лиц, близких к Владыке Стефану и Владыке Гурию. В 60 – 80-е годы он стал появляться в самиздате и сильно укреплял веру, особенно у молодежи, которой в эпоху хрущевских гонений всеми средствами внушали, что чудес не было и быть не может. А тут явное чудо, и достоверность его несомненна, так как Владыка Стефан пользовался большим авторитетом – он и ученый, и врач, и епископ, и исповедник, и подвижник благочестия. По существу это была апостольская проповедь епископа Стефана По выходе из лагеря в 1934 году Сергей Алексеевич работал врачом сначала в городе Карабаново, а затем в Струнино Александровского района Владимирской области. Замечательная статья об этом выдающемся Старце-исповеднике-епископе под заглавием “Да сынове света будете” опубликована в ЖМП (1991. 5. С. 31–36). Сергей Алексеевич очень ценил общение с Владыкой Афанасием. В 1935 году в Неделю Всех Святых, в земле Российской просиявших, он тайно рукоположил его во пресвитера, а открыто Сергей Алексеевич стал служить только с 1951 года, когда по согласованию с Владыкой Гурием переехал в Среднюю Азию. Отец Сергий служил в городах Курган-Тюбе, Ленинабаде, Самарканде, Ташкенте. В конце 50-х годов переехал в Днепропетровск, где был духовником Тихвинского женского монастыря. В январе 1959 года отец Сергий принял монашество с именем Стефан. Летом этого же года монастырь закрыли, и отец Стефан вскоре приехал к Владыке Гурию, которого недавно перевели в Минск. В Благовещение, 7 апреля 1960, года отец Стефан был хиротонисан во епископа Можайского, викария Московской епархии. Лишь около года он был помощником митрополитов Крутицких, первоначально Николая (Ярушевича) , а потом Питирима (Свиридова). Увольнение митрополита Николая на покой в сентябре 1960 года проходило очень безжалостно.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vendland...

«Продолжайте трудиться, воспитывать и готовить добрых пастырей... Наша школа должна быть духовной, подлинно духовной...». Затем отец Кирилл вспомнил почивших: своего однокурсника протоиерея Аркадия Станько и моего однокурсника (я шёл годом позже отца Кирилла) Николая Ричко... Отец Кирилл ещё по два раза всех нас подозвал к себе и паки и паки всем нам вручил шоколадки. Когда он в третий раз дал знак Любови, чтобы она принесла шоколадки для раздачи, та заметила: «Батюшка! Вы уже два раза давали». Но отец Кирилл, тем не менее, велел подавать ещё... Нам было и радостно и грустно. Радостно, потому что видели чистоту души доброго пастыря; грустно, потому что в уме скользнула мысль: не прощается ли с нами дорогой Батюшка?! Пробыли мы с отцом Кириллом и возле него около часа, но этот час дороже времён... Посетили могилы – захоронения у алтарной части храма дорогих и близких мне людей. Среди них почивает митрополит Крутицкий и Коломенский Питирим (Свиридов) – он (в бытность архиепископом Минским и Белорусским) направил меня для продолжения учёбы в Московскую Духовную Академию... Помолились о них, испросили и их предстательства на Небе... Владимир отвёз всех нас в свою московскую квартиру и предложил ужин. На другой машине – Александра, знакомого отца Николая – мы окрылённые вернулись домой... 14 октября я сходил в Троицкий собор, где почивают святые Мощи Преподобного и Богоносного Сергия, поклонился ему и его святым Родителям за их великую милость. 17 октября 2004 г. 9. Преподобный Сергий и его святые родители На Святой Руси немало было добрых обычаев, которые украшали жизнь наших предков, разгоняли житейские тучи, открывали солнышко с его светом и теплом, духовно устрояли. Среди таких обычаев в нашем Радонежском крае была остановка паломников в Хотьковском монастыре у гробниц ныне прославленных Кирилла и Марии – родителей Преподобного и Богоносного отца нашего Сергия – остановка на пути к нему, в его Святую Обитель. Не дерзая сразу обратиться с мольбой к Великому Радонежскому и всея Руси Чудотворцу, паломники шли к его святым Родителям и здесь, прежде всего, рассказывали им, с чем идут к их святому сыну, что их зовёт, влечёт туда или даже понуждает, и со смиренной надеждой просили их подкрепить тогда, когда они придут к «светло Украшенному Духом Святым». И, несомненно, подкрепление получали. – Ведь подобное мы наблюдаем и в обычной нашей жизни. Когда получение чего-либо нужного для нас зависит во многом от высокого начальства, мы, как правило, не обращаемся прямо к нему, а ищем своих знакомых, которые так или иначе вхожи во дворы его и через них начинаем своё дело, а потом уж ободрённые и подкреплённые предстаём лицом к высокому лицу. – Результат действеннее. – Вот и я, недостойный, направляясь в Обитель Преподобного Сергия и проезжая в электричке мимо его Родителей, всегда испрашиваю у них благословения на предстоящий трудовой день, а потом уже иду более уверенно к святым Мощам их Великого сына, и уж совсем уверенно – в Духовную Академию.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Они осудили войну как способ разрешения международных споров, расовую сегрегацию в Церкви. Обсуждались такие проблемы, как необходимость воздержания как формы христ. целомудрия, вместе с тем с формулировкой «в некоторых обстоятельствах» разрешалось использование контрацептивов в супружеских отношениях, признали «отвратительными искусственные аборты». На конференции было выработано определение Англиканского содружества как «содружества внутри единой святой кафолической и апостольской Церкви, состоящего из должным образом основанных диоцезов, провинций или региональных Церквей, находящихся в общении с Кентерберийским престолом, которые поддерживают и распространяют веру и порядок... предписанные «Книгой общих молитв», способствуют осуществлению национальных традиций христианской веры, жизни и поклонения на территории каждого из них и связаны вместе не центральной законодательной и исполнительной властью, но взаимной преданностью, поддерживаемой посредством общего совета епископов во время конференции». На этой конференции присутствовала правосл. делегация во главе с патриархом Александрийским Мелетием II (Метаксакисом) , к-рая состояла из представителей 9 Поместных Православных Церквей. Архиеп. Кентерберийский Космо Гордон Ланг выразил сожаление по поводу отсутствия представителей «великой и страдающей Русской Церкви». Одним из результатов переговоров стало решение о создании Смешанной православно-англиканской богословской комиссии; ее 1-е заседание состоялось в 1931 г. На 8-й конференции в 1948 г. 349 епископов отклонили необходимость изучения вопроса о рукоположении женщин, приветствовали полное общение со старокатоликами, провозгласили несовместимость расовой дискриминации с принципами христианства. В заседаниях 9-й конференции в 1958 г. приняли участие 310 англикан. епископов, 4 представителя правосл. Церкви, в т. ч. митр. Минский и Белорусский Питирим (Свиридов) и еп. Берлинский и Германский Михаил (Чуб) . Собравшиеся обсудили проблему роста населения Земли и высказали положительное отношение к контролю над рождаемостью.

http://pravenc.ru/text/2462579.html

9 июля 1960 г. в трапезном храме Троице-Сергиевой лавры Н. был наречен епископом Подольским, викарием Московской епархии. Чин наречения совершили патриарх Московский и всея Руси Алексий I, архиереи Антиохийского Патриархата митр. Гор Ливанских Илия (Карам) и Сергиопольский еп. Василий (Самаха), епископы Дмитровский Пимен (Извеков; впосл. патриарх Московский и всея Руси) и Можайский Стефан (Никитин). 10 июля в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры патриарх Алексий I в сослужении тех же иерархов совершил архиерейскую хиротонию Н. 19 сент. 1960 г. Н. сменил митр. Николая также на должности председателя Издательского отдела Московской Патриархии (занимал этот пост до 14 марта 1963) и председателя редколлегии «Журнала Московской Патриархии» (до 2 янв. 1962). 6 окт. того же года Н. также был утвержден председателем редколлегии сб. «Богословские труды» (до 7 окт. 1967). 22 окт. 1960 г., после кончины еп. Исаии (Ковалёва), Н. был назначен временным управляющим Ярославской епархией, а 23 нояб.- епископом Ярославским и Ростовским. 16 марта 1961 г. Н. по должности председателя ОВЦС стал постоянным членом Синода. 10 июня 1961 г. возведен в сан архиепископа. 11 мая 1963 г. награжден правом ношения креста на клобуке. 3 авг. того же года, после увольнения незадолго до кончины Крутицкого и Коломенского митр. Питирима (Свиридова) с должности председателя Синодальной комиссии по межхристианским связям (Н. являлся ее членом с момента создания в авг. 1960), решением Синода был назначен председателем реорганизованной Комиссии по вопросам христианского единства и возведен в сан митрополита. 4 авг. 1963 г. назначен митрополитом Минским и Белорусским, а 9 окт. того же года - Ленинградским и Ладожским. Кроме того, Н., как председатель ОВЦС, имел в своем архипастырском окормлении благочиния РПЦ в Венгрии и Финляндии. Увольнение митр. Николая (Ярушевича) с должности председателя ОВЦС и назначение на его место Н. многими было воспринято как проявление гонений на Церковь. Это изначально определило негативное отношение к Н.

http://pravenc.ru/text/2565592.html

С нояб. 1950 г. исполнял в течение неск. месяцев обязанности управляющего делами Берлинской епархии РПЦ. В июне-авг. 1953 г. вновь временно исполнял обязанности управляющего делами Берлинской епархии, одновременно был настоятелем кафедрального собора в честь Воскресения Христова в Берлине. В мае 1955 г. назначен временно исполняющим обязанности начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме. С 1 нояб. 1956 г. член Хозяйственного управления МП, одновременно являлся благочинным подворий Поместных Православных Церквей в Москве, позднее был благочинным храмов Москворецкого благочиния. С кон. 1958 г. 10 месяцев был благочинным храмов Германской епархии. В марте 1961 г. назначен на должность благочинного патриарших приходов в Финляндии, стал заместителем председателя Отдела внешних церковных сношений (ОВЦС) Московского Патриархата. 15 июля 1961 г. Свящ. Синод РПЦ определил прот. М. Зёрнова по пострижении в монашество и возведении в сан архимандрита назначить епископом Подольским, викарием Московской епархии, с оставлением в должности зам. председателя ОВЦС. 26 июля того же года он принял монашеский постриг с именем Киприан в честь свт. Киприана, митр. Московского. Архиерейскую хиротонию 6 авг. 1961 г. в Трапезном храме ТСЛ возглавил патриарх Алексий I. 14 ноября 1961 г. К. был назначен управляющим делами МП, постоянным членом Свящ. Синода по должности с наименованием его епископом Дмитровским, викарием Московской епархии. 29 нояб. 1962 г. освобожден от управления патриаршими приходами в Финляндии, ему было поручено архипастырское наблюдение за Японским благочинием. 3 авг. 1963 г. назначен помощником Крутицкого и Коломенского митр. Питирима (Свиридова ; † 10 авг. 1963) в управлении приходами Московской патриаршей области с возведением в сан архиепископа. В нач. 60-х гг. XX в. К. считался одним из наиболее влиятельных членов Свящ. Синода. Во время проходившей в правление Н. С. Хрущёва антицерковной кампании он немало сделал, чтобы уменьшить ущерб, причиняемый Церкви действиями советских властей. К нему часто обращались с просьбами о помощи в защите приходов, к-рым грозила ликвидация. Иногда его советы помогали уберечь храм от закрытия. Так, узнав о требовании представителя властей закрыть одну из 3 действующих в Костроме церквей, К. предложил заявить о согласии упразднить соборный храм с переносом собора в другой, но с тем, чтобы провести там ремонт, к-рый в свою очередь следовало затянуть до окончания кампании по закрытию храмов. В результате все 3 церкви в Костроме были сохранены. К. старался быстро устроить на приход священнослужителей, оказавшихся за штатом после закрытия храмов. После введения властями репрессивно высокого налога на средства, получаемые приходом, К. добился от председателя Совета по делам РПЦ В. А. Куроедова разрешения на реформирование денежного содержания приходских священнослужителей. Вместо прежней системы получения части приходского дохода священники стали получать ежемесячную зарплату в установленном размере.

http://pravenc.ru/text/1684752.html

— Вы с детства чувствовали призвание к музыке? — Родители отдали меня сначала в районную музыкальную школу, потом перевели в центральную, после школы я закончил два факультета консерватории — оркестровый и композиторский, любил слушать хорошую музыку, но никогда не считал, что у меня есть к ней призвание. Параллельно я вливался в церковную школу. В начале войны иподиакон епископа Калужского Питирима (Свиридова) (будущего митрополита Крутицкого) пригласил меня в алтарь, предложил держать посох — я не умел и очень волновался. С этого началось мое церковное служение. Митрополит Уфимский Стефан (Проценко) Но в Москве был голод, холод, квартиры не отапливались, и меня отправили в Уфу к моему дедушке по матери Владимиру Иосифовичу Спасскому. Он был профессором глазных болезней, директором трахоматозного института, заведовал кафедрой офтальмологии в Башкирском медицинском институте. В Уфе я продолжал заниматься в музыкальной школе и прислуживал епископу Уфимскому Стефану (Проценко), будущему митрополиту Харьковскому, во время богослужения. А в 1943 году вернулся в Москву и здесь прислуживал Патриарху Сергию . Его все звали дедушкой, я его очень любил и скорбел, когда он скончался. — До сих пор в православной среде о нем спорят и даже многие священники не одобряют его политику. — Я считаю, что Патриарха Сергия надо причислить к лику святых. Он решился сказать публично явную ложь — что у нас нет гонений на верующих, — но тем самым он спас Церковь. Мудрейший человек был, мог видеть «сквозь землю». Обидно, что многие его не поняли и не приняли — даже Зарубежная Церковь образовалась. Сейчас объединились. На отпевании нашего консерваторского преподавателя педагогики и папиного друга Ивана Ивановича Любимова я познакомился с  Марией Вениаминовной Юдиной . Она сказала мне: «Мы не сможем с вами дружить, потому что вы сергиевец». Действительно, мы так и не стали друзьями, но после ее кончины (а умерла она в 1970 году) меня каждый год 19 ноября просят служить по ней панихиду. После панихиды говорю слово о Марии Вениаминовне. Мне это всегда трудно — и не было у нас личного общения, и вроде бы все уже сказал, но приходится. И одно из таких слов после панихиды вошло в документальный фильм «Портрет легендарной пианистки».

http://pravmir.ru/prot-nikolaj-vederniko...

пропаганды. 9 окт. 1954 г. на годовом акте ЛДА Г. выступил с речью, резко критикующей действия властей и основные «научные» доводы атеистических публикаций. Твердая позиция Патриарха Алексия, Г. и ряда др. архиереев способствовала принятию постановления ЦК КПСС «Об ошибках в проведении научно-атеистической пропаганды среди населения» (10 нояб. 1954), осудившего администрирование в отношении верующих и религ. об-в и остановившего дальнейшее развертывание «воинствующей» антирелиг. кампании. В окт. 1955 г. совершил поездку в Румынию на торжества канонизации святых, в Румынской Церкви просиявших, где также провел переговоры с представителями К-польского Патриархата относительно статуса Финляндской Православной Церкви. 28 окт., по возвращении в Москву, остановился в здании Московской Патриархии. 6 нояб. в Успенском храме московского Новодевичьего мон-ря панихиду над гробом Г. совершил Патриарх Алексий с сонмом московского духовенства. 8 нояб. останки митрополита были доставлены в Ленинград, 11 нояб. отпевание Г., состоявшееся в Николо-Богоявленском соборе, возглавил Минский и Белорусский митр. Питирим (Свиридов) в сослужении 5 архиереев и духовенства епархии. 27 авг. 1961 г. прах Г. был перезахоронен из Крестовой митрополичьей церкви в крипте Троицкого собора Александро-Невской лавры. Соч.: Начало христианства в Олонецком крае. Петрозаводск, 1892; Руководство по Закону Божию для школ в местностях с карельским населением. Выборг, 1908; Очерк деятельности правосл. Карельского Братства в Олонецкой губ. Петрозаводск, 1910; Ист. очерк развития церк. школ в Олонецкой епархии: По поводу 25-летия их со дня издания «Правил о церк.-приходских школах». Петрозаводск, 1910; Празднование 25-летия церк.-приходских школ в г. Петрозаводске. Петрозаводск, 1910; О задачах правосл. Карельского Братства//Олонецкая неделя. 1911. 34. С. 1-3; Учреждение духовно-учебных заведений//ЖМП. 1943. 3. С. 22-24; Ленинград в дни Отечественной войны//Там же. 1944. 10. С. 15-16; [Слово, сказанное Свят. Патр.

http://pravenc.ru/text/166689.html

23. Михаил (Ермаков) 1924–1929. 24. Димитрий (Вербицкий) 1930–1932 (архиепископ). 25. Сергий (Гришин) 1932–1934 (архиепископ). 26. Константин (Дьяков) 1934–1937. 27. Николай (Ярушевич) 1941–1944. 28. Иоанн (Соколов) 1944–1964. 29. Иоасаф (Лелюхин) 1964–1966. 30. Филарет (Денисенко) 1966–1992 (анафематствован в 1997 г.). 31. Владимир (Сабодан) с 1992 г. д) митрополиты Крутицкие 1. Трифиллий (Инихов) 1699–1702 (Сарский и Крутицкий). 2. Иларион (Властелинский) 1703–1711 (Сарский и Крутицкий). 3. Феодосий (Вадбольский) 1711–1712 (епископ Сарский и Крутицкий). 4. Алексий (Титов) 1714–1719 (епископ Сарский и Крутицкий). 5. Игнатий (Смола) 1719–1721 (Сарский и Крутицкий). 6. Леонид 1722–1742 (архиепископ Сарский и Крутицкий). 7. Платон (Малиновский) 1742–1748 (архиепископ Сарский и Крутицкий). 8. Иларион (Григорович) 1748–1759 (епископ Сарский и Крутицкий). 9. Амвросий (Зертис-Каменский) 1761–1768 (архиепископ, с 1764 г. – Крутицкий и Можайский). 10. Сильвестр (Страгородский) 1768–1771 (епископ Крутицкий и Можайский). 11. Самуил (Миславский) 1771–1776 (епископ Крутицкий и Можайский). 12. Амвросий (Подобедов) 1782–1785 (епископ Крутицкий и Можайский). 13. Евсевий (Никольский) 1920–1922. 14. Никандр (Феноменов) 1922–1923 (архиепископ). 15. Священномученик Петр (Полянский) 1923–1937. 16. Николай (Ярушевич) 1944–1960. 17. Питирим (Свиридов) 1960–1963. 18. Пимен (Извеков) 1963–1971. 19. Серафим (Никитин) 1971–1977. 20. Ювеналий (Поярков) с 1977 г. 10. Обер-прокуроры Святейшего Синода 1. И. В. Болтин 1722–1725. 2. А. П. Баскаков 1725–1726. 3. Р. А. Раевский 1726–? (прокурор). 4. Н. С. Кречетников 1741 (назначен, но не вступил в должность). 5. Князь Я. П. Шаховской 1741–1753. 6. А. И. Львов 1753–1758. 7. Князь А. С. Козловский 1758–1763. 8. И. И. Мелиссино 1763–1768. 9. П. П. Чебышев 1768–1774. 10. С. В. Акчурин 1774–1786. 11. А. И. Наумов 1786–1791. 12. Граф А. И. Мусин-Пушкин 1791–1797. 13. Князь В. А. Хованский 1797–1799. 14. Д. И. Хвостов 1799–1802. 15. А. А. Яковлев 1803. 16. Князь А. Н. Голицын 1803–1817 (1817–1824 – министр «двойного министерства»).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

В 1935 г. А. был обвинен в неуплате долгов и приговорен к штрафу. После суда в 1936 г. А. устранился от управления епархией и не совершал богослужений, в это время в Астраханской епархии оставался действующим лишь один храм. 27 апр. 1939 г. временно уволен на покой, в окт. 1939 г. назначен с титулом архиеп. Куйбышевского на место приходского священника Покровской ц. в Куйбышеве - единственного открытого канонического прихода, где была сосредоточена вся легальная церковная жизнь епархии. Прежнему священнику паства храма не доверяла. С приездом А. нестроение в приходе прекратилось. Служил А. ежедневно, накануне праздничных дней по 2 всенощных бдения. Жил в крайней бедности, подвергался оскорблениям и даже побоям со стороны хулиганов-атеистов. Будучи аполитичным и осторожным, избегал опасных знакомств, никого не принимал у себя дома. Тем не менее подвергся аресту, с 13 июля по 7 сент. 1941 г. был в заключении, освобожден в связи с прекращением дела. С 25 сент. 1941 г. архиеп. Куйбышевский и Сызранский, с 9 дек. 1941 г.- Саратовский. К 1941 г. в Саратовской епархии не осталось ни одного действующего храма. По ходатайству А. в 1942 г. в Саратове был открыт кафедральный Троицкий собор, ранее принадлежавший краеведческому музею. 28 мая 1942 г. в связи с назначением архиеп. Горьковского Сергия (Гришина) на Харьковскую кафедру А. был переведен в Горьковскую и Арзамасскую епархию, но, поскольку назначение архиеп. Сергия осуществить не удалось, 13 июля 1942 г. А. был оставлен в Саратове. С 26 авг. 1942 г. архиеп. Казанский. Проявил особое попечение о сборе средств раненым и солдатским сиротам, за что отмечен правительственными наградами. В дек. 1943 - марте 1944 г. участвовал в зимней сессии Свящ. Синода РПЦ. Патриарх Сергий поручил А. рассматривать прошения о назначении на приходы священнослужителей, к-рые в прошлом отрекались от священства. Вынося суждения, А. обнаруживал уместную строгость, в частности, не одобрял архиерейской хиротонии еп. Питирима (Свиридова) , к-рого он знал как не имевшего должной стойкости.

http://pravenc.ru/text/115248.html

  разделы   рассылка ПЕРСОНАЛИИ Ювеналий, митрополит Крутицкий и Коломенский, Патриарший наместник Московской епархии (Поярков Владимир Кириллович)   биография         тексты (121)       Биография Родился 22 сентября 1935 года в городе Ярославле в семье служащих. С 1946 года состоял в числе прислуживающих в алтаре Ярославского кафедрального собора при ярославских архипастырях. В 1953 году, завершив среднее образование, поступил в Ленинградскую духовную семинарию, которую окончил по 1-му разряду. 9 октября 1956 года во время обучения в 4 классе Семинарии в академическом храме во имя св. Иоанна Богослова поставлен во чтеца епископом Старорусским Сергием (Голубцовым). В 1957 году поступил в Ленинградскую Духовную Академию. 10 октября 1959 года в Иоанно-Богословском храме при Ленинградской Духовной Академии пострижен в монашество архимандритом Никодимом (Ротовым) с именем Ювеналий, в честь святителя Ювеналия, патриарха Иерусалимского. 4 ноября 1959 года митрополитом Ленинградским и Ладожским Питиримом (Свиридовым) в Князь-Владимирском Соборе города Ленинграда рукоположен во иеродиакона. 1 января 1960 года епископом Лужским Алексием (Коноплевым) в Николо-Богоявленском Соборе города Ленинграда рукоположен во иеромонаха. В 1961 году в Патриаршем Богоявленском Соборе на праздник Благовещения Святейший Патриарх Алексий I возложил на иеромонаха Ювеналия наперсный крест и набедренник. 7 июля 1962 года за усердное служение Святой Церкви Святейший Патриарх Алексий I наградил иеромонаха Ювеналия саном игумена с возложением креста с украшениями, а 14 июля – правом ношения палицы. 21 февраля 1963 года – возведен в сан архимандрита в Ярославском Кафедральном соборе членом Священного Синода архиепископом Ярославским и Ростовским Никодимом (Ротовым). 25 ноября 1965 года решением Святейшего Патриарха Алексия I и Священного Синода архимандриту Ювеналию определено быть епископом Зарайским, викарием Московской епархии с оставлением в должности заместителя Председателя Отдела внешних церковных сношений.

http://religare.ru/25_870_110_1.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010