Закрыть Славяне мы! Святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий молятся и дышат рядом с нами Сергей Котькало   14:32 25.05.2023 482 Время на чтение 4 минуты Фото: Из личного архива автора Привет вам задушевный, братья, Со всех Славянщины концов, Привет наш всем вам, без изъятья! Для всех семейный пир готов! Недаром вас звала Россия На праздник мира и любви; Но знайте, гости дорогие, Вы здесь не гости, вы – свои! Вы дома здесь, и больше дома, Чем там, на родине своей, – Здесь, где господство незнакомо Иноязыческих властей, Здесь, где у власти и подданства Один язык, один для всех, И не считается Славянство За тяжкий первородный грех! Как точны и созвучны нашему времени слова Федора Ивановича Тютчева в его обращении к «Славянам», подумалось мне, когда возлагал цветы к памятнику просветителей словенских равноапостольных Кирилла и Мефодия, где уже стояли корзины с цветами и венки от болгар и сербов, белорусов и словенцев, чехов и даже поляков… Лица у всех собравших сияли пасхальной радостью. На Славянской площади перед памятником святым равноапостольным Кириллу и Мефодию епископ Серпуховский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Роман вместе сонмом священнослужителей столицы отслужил благодарственный молебен создателям славянской азбуки и письменности. По завершению молебна всем миром пропели «Вечную память» тем, кто стоял у истоков возвращения праздника в ХХ веке, приснопоминаемым Патриархам Московским и всея Руси Пимену и Алексию II, митрополитам Питириму (Нечаеву), Владимиру (Сабодану) и Филарету (Вахромееву), архимандритам Иннокентию (Просвирнину и Кириллу (Павлову), писателям Виталию Маслову и Семёну Шуртакову, Дмитрию Балашову и Валерию Ганичеву, Юрию Бондареву и Леониду Леонову, Петру Проскурину и Сергею Семанову, Анатолию Софронову и Владимиру Фирсову, Василию Белову и Валентину Распутину, Эдуарду (в крещении Иадору) Володину и Сергею Лыкошину, Юрию Юшкину и Борису Олейнику, Дмитрию Жукову и Анатолию Никонову, скульптору Вячеславу Клыкову, художникам Сергею Харламову, Юрию Селивёрстову, Илье Глазунову, Валентину Сидорову, академикам Никите Толстому и Борису Рыбакову, Олегу Трубачеву и Борису Раушенбаху, Игорю Шафаревичу и Федоту Филину, Николаю Скатову и Владимиру Волкову, композиторам Вячеславу Овчинникову, Георгию Свиридову и Валерию Гаврилину, архитекторам Петру Барановскому, Михаилу Кудрявцеву и Геннадию Мокееву, ученым Лидии Жуковской, Марине Громыко, Ксении Мяло, Петру Палиевскому, Вадиму Кожинову и всем, кто положил свою жизнь служению славянского братства…

http://ruskline.ru/news_rl/2023/05/25/sl...

Питирим (Свиридов; 21 декабря 1887 г. – 10 августа 1963 г.), в декабре 1941 г. хиротонисан во епископа Куйбышевского; в январе 1942 г. переведен в Калугу; с 1943 г. епископ Курский и Белгородский; с 13 января 1947 г. архиепископ Минский и Белорусский; с 13 декабря 1949 г. по 17 марта 1950 г. временно управлял Гродненской епархией; с 1 февраля 1951 г. по 1955 г. вторично был временно управляющим Гродненской епархией; одновременно с 15 ноября 1952 г. по 21 апреля 1959 г. управлял Пинской епархией, в феврале 1955 г. возведен в сан митрополита; с 21 апреля 1959 г. митрополит Ленинградский и Ладожский; с 19 сентября 1960 г. митрополит Крутицкий и Коломенский. Член Священного Синода, председатель комиссии по межхристианским связям Русской Православной Церкви. Варлам (Борисевич; 22 марта 1899 г. – 9 мая 1975 г.), 13 мая 1945 г. хиротонисан во епископа Винницкого и Брацлавского; в январе 1946 г. назначен епископом Волынским и Ровенским; с 3 июня 1948 г. епископ Каменец-Подольский и Проскуровский; с 27 декабря 1951 г. епископ Измаильский и Белградский; с 1 февраля 1955 г. епископ Хмельницкий и Каменец-Подольский; с 5 сентября 1956 г. епископ Мукачевский и Ужгородский; с 25 февраля 1957 г. архиепископ. Архиепископ Минский и Белорусский с 5 июля 1961 г. С 4 августа 1963 г. на покое. Палладий (Шерстенников; 5 апреля 1896 г.– 23 апреля 1976 г.), в декабре 1930 г. хиротонисан во епископа Елабужского, викария Казанской епархии; с 1933 г. епископ Ржевский, викарий Смоленской (с 1935 г. Калининской) епархии; с 1936 г. епископ Олонецкий и Петрозаводский; с 1937 г. епископ Калининский, 29 октября 1938 г. возведен в сан архиепископа, с 28 октября 1943 г. по 29 октября 1947 г. епархией не управлял; с 29 октября 1947 г. архиепископ Семипалатинский и Павлодарский; с сентября 1948 г. временно управлял Омской епархией; с 18 ноября 1948 г. архиепископ Омский и Тюменский; с 21 февраля 1949 г. архиепископ Иркутский и Читинский; с 9 июня того же года временно управлял Хабаровской епархией; 20 февраля 1958 г. перемещен на Саратовскую кафедру; с 12 сентября 1959 г. по 22 марта 1960 г. временно управлял Куйбышевской епархией; с 29 мая 1963 г. архиепископ Орловский и Брянский, с 25 февраля 1968 г. митрополит.

http://sedmitza.ru/lib/text/4511062/

Просьба ко всем отрядам и бригадам не иметь никакого препятствия 99 к их имуществу. Командир отряда им. Котовского подполковник 100 НАРБ. Ф. 3500. Оп. 5. Д. 439. Л. 138 об. Подлинник. Имеется печать: «Партизанский отр[яд] Котовского». 35. Справка управделами Московской епархии о пожертвованиях верующих Московской области ко дню Красной Армии 13 февраля г] 101 Сведения поступили от благочинных прот[оиерея] Маркова и прот[оиерея] Цветкова. Благочинный Казанский до сих пор сведений не предоставил. Дело по сегодняшний день представляется в следующем виде: От церквей г. Москвы 507 885 [руб.] духовенства – 136 000 [руб.] Всего: 643 885 [руб.] По области: от ц[ерк]вей 72 501 [руб.] от духовенства 3630 [руб.] Всего: 76 131 [руб.] Кроме того, от Волоколамского благочиния в Фонд обороны в разное время внесено – 15 251 [руб.] В фонд помощи семьям призванных – 8900 [руб.] 102 ГА РФ. Ф. Р-6991. Оп. 2. Д. 3. Л. 17. Копия. 36. Письмо представителей православных церковных общин и духовенства г. Киева И. В. Сталину с благодарностью за освобождение Киева от фашистов и сбору средств в Фонд обороны 103 " Ранее 22 февраля 1944 г.] 104 Москва Кремль Верховному Главнокомандующему маршалу Советского Союза Иосифу Виссарионовичу тов. Сталину В день 26-й годовщины нашей славной героической Красной Армии, освободившей наш родной Киев 105 от ига немецких захватчиков-фашистов, церковные общины православных верующих г. Киева шлют Вам, дорогой Иосиф Виссарионович, как вождю, первому маршалу СССР и организатору побед, сердечные поздравления с пожеланием дальнейших успехов в сокрушении ненавистного врага. Горим энтузиазмом вместе со всей страной усилить боевую мощь нашей славной доблестной Красной Армии для окончательного сокрушения кровавого врага. Церковные общины православных церквей и духовенство г. Киева включились в работу по обслуживанию и материальной помощи эвакогоспиталя 1695 и вносят свой посильный дар наличными деньгами СТО ПЯТЬДЕСЯТ ТЫСЯЧ рублей в Фонд обороны страны ко дню 26-й годовщины Красной Армии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Патриарший Местоблюститель Помета сверху листа А. Н. Поскребышева: «от Алексия – Митрополита Ленинградского и Новгородского». АП РФ. Ф. 3. Оп. 60. Д. 4. Л. 41–42. Подлинник. РГАСПИ. Ф. 82. Оп. 2. Д. 498. Л. 24–25. Копия. 47. Справка митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия о патриотической деятельности священника Ф. А. Пузанова в период оккупации 2 июня 1944 г. г. Ленинград Священник Пузанов Федор Андреевич находился в Чудове, когда эту станцию заняли немцы в 1941 году. Был эвакуирован в Псков и миссией назначен на священническое место в с. Хохловые Горки Порховского р[айо]на. Когда немцы отступали из Псковщины под напором Красной Армии, его приходу предписано было немецким командованием выбираться из своих мест, также и соседним приходам. Во все время оккупации священник Пузанов имел связь с партизанами, давал им хлеб, снабжал одеждою, давал им сведения о положении дел, о действиях немцев и т. д. Приказание эвакуироваться всем приходом необходимо было исполнить, и приход под руководством священника Пузанова двинулся в путь. Немцы конвоировали выступавших. Километров за 15 от Хохловых Горок немцы, конвоировавшие путников, оторвались куда-то в сторону и поручили священнику Пузанову под строгой ответственностью сопровождать всех до указанного пункта. Когда все остались одни, без немцев, Пузанов заявил, что он приглашает всех желающих вернуться с ним вместе по домам, а там будь что будет. Все как один последовали за ним и вернулись на свои места. Немцы были уже далеко и, видимо, не рискнули возвращаться за убежавшими от них. Священник Пузанов награжден медалью. Подписал Митрополит Алексий 124 ЦГА СПб. Ф. 9324. Оп. 1. Д. 13. Л. 55. Копия. Шкаровский М. В. Политика Третьего рейха по отношению к Русской Православной Церкви в свете архивных материалов 1935–1945 годов. Сборник документов. М., 2003. С. 258. 48. Доклад Л. Н. Парийского уполномоченному по делам Русской Православной Церкви при СНК СССР по Ленинградской области д. И. Кушнареву об обследовании церквей Волосовского, Гдовского и Кингисеппского районов Ленинградской области и притеснениях духовенства и верующих со стороны местных властей

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Слава Верховному Главнокомандующему, гениальному полководцу и мудрому вождю трудящихся всего мира Иосифу Виссарионовичу Сталину. Архиепископ Василий Минский и Белорусский. НАРБ. Ф. 951. Оп. 1. Д. 2. Л. 54–55. Копия. 65. Обращение архиепископа Курского и Белгородского Питирима к духовенству об организации сбора средств на подарки Красной Армии ко дню 1 мая 1 апреля 1945 г. Возлюбленные о Господе братья Пастыри! В дни Великой Отечественной войны обращаюсь к Вам с Архипастырским призывом. Ведомо Вам, с каким мужеством и героизмом доблестные наши воины защищают целость и независимость нашей Родины от жестокого ненавистного врага. Неувядаемой славой покрыли они себя. Недалек час окончательного разгрома врага. Бог им в помощь! Современная война – Отечественная, и весь народ наш принимает в ней деятельное участие. Проводя на поле брани своих отцов, мужей, братьев и детей, народ проникнут желанием облегчить защитникам Родной земли тяготы и лишения, неизбежные в боевой обстановке, усладить их суровую военную жизнь. Словом назидания, дорогие Пастыри, возгревайте в сердцах Ваших пасомых любовь и участие к нашим дорогим защитникам на поле брани. Выясняйте своим пасомым великий долг перед Родиной в годину тяжких испытаний о помощи нашему доблестному воинству. Вот приближается гражданский праздник 1 мая. Вся наша страна готовится отметить этот праздник подарками Красной Армии. Братья Пастыри! Призываю Вас – организуйте среди Вашей паствы сбор пожертвований на подарки Красной Армии ко дню 1 Мая. Одновременно предлагается Вам выделить щедрую сумму из церковных средств на это святое дело. Благословение Божие да почиет на Ваших пастырских патриотических трудах. Собранные и отчисленные суммы вносите благочинному не позже 20 апреля. Питирим, архиепископ Курский и Белгородский ГАКО. Ф. Р-3332. Оп. 10. Д. 72. Л. 285 и об. Заверенная копия. 66. Приветственная телеграмма патриарха Московского и всея Руси Алексия (Симанского) И. В. Сталину в связи со взятием Берлина 153 3 мая 1945 г. Москва.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Джеффри Фишер всегда сторонился любых церковных течений и партий. «Фишер не был ни евангеликом, ни англо-католиком, он был представителем интеллектуально невозмутимого ядра старого протестантского истеблишмента» . При этом он имел способность привлекать к себе «умеренных» и из евангелической, и из англо-католической среды. Фишер не обладал яркой и привлекательной индивидуальностью, которая могла бы позволить ему влиять на окружающих. Однако, взойдя на кафедру святого Августина, архиепископ Фишер сделал главное, что от него требовалось — восстановил разрушенное войной и смог найти способных людей, которые провели другие необходимые реформы. Не смотря на то, что роль самого архиепископа порой затеняется активностью современных ему церковных деятелей, именно Фишер стоял за многими позитивными явлениями церковной жизни. Он умело направлял способности людей вокруг себя в русло, которое считал ведущим к пользе Церкви. Одним из важнейших дел его примата стало создание архиепископской комиссии по церковному праву, в 1947 г. подготовившей пространный доклад по истории права в Церкви Англии и проект реформы корпуса канонов . «Для нормального управления и для самоуважения Церкви Англии, -— писал Фишер, — было абсолютно необходимо иметь каноны, которым возможно следовать и которым будут следовать. Отсутствие порядка стало просто кошмаром» . Новый корпус канонов, действующий, с поправками, до настоящего времени был принят позже, при Майкле Рамси, Кентерберийской конвокацией в 1964 г. и Йоркской — в 1969 г. . Фишеру выпало сыграть важную роль в истории британской монархии. 20 ноября 1947 г. он освятил брак принцессы Елизаветы, а 2 июня 1953 г. возглавил церемонию коронации. Отношения Фишера с христианским Востоком не всегда складывались просто. Во время борьбы за независимость Кипра он несколько раз выступил с осуждением лидера этой борьбы — архиепископа Макариоса. Впрочем, Фишер подчеркнул, что его критика «была направлена только против определенных аспектов политики [Макариоса]» . В то же время по его инициативе были предприняты важные шаги по развитию отношений с православными Церквями. 11-20 июня 1945 г. в ответ на посещение Москвы архиепископом Йоркским Гарбетом (1945) состоялся визит в Англию официальной делегации Русской Православной Церкви во главе с митрополитом Крутицким и Коломенским Николаем (Ярушевичем) . После поездки в Англию в 1955 г. русской делегации во главе с митрополитом Минским и Белорусским Питиримом (Свиридовым) 16-23 июля 1956 г. в Москве была проведена православно-англиканская конференция. Православную сторону возглавлял епископ Смоленский и Дорогобужский Михаил (Чуб), англиканскую делегацию — архиепископ Йоркский Майкл Рамси . Ламбетская конференция 1958 г. отметила, что «инициированные архиепископом Кентерберийским попытки улучшить отношения с православными Церквями счастливо привели к возобновлению прямых контактов между Церковью Англии и Русской Православной Церковью» .

http://bogoslov.ru/article/489640

5. Патриотическая работа духовенства – сборы, отчисления и пожертвования на нужды, связанные с войной. Великая Отечественная война, унесшая массу человеческих жизней, причинившая столько горя людям и разрушения Родине, обязывала каждого пастыря нести верующим утешение, моральную поддержку и одобрение, а с героическими победами нашей Кр[асной] Армии – еще более укреплять дух и воодушевлять верующих на всемерные труды и помощь Родине и, особенно, заботиться о пострадавших от войны инвалидах, о семьях бойцов и их сиротах. Поэтому духовенство постоянно, а особенно в знаменательные дни по военным обстоятельствам, обращалось к верующим при богослужениях с речами патриотического характера, оглашало воззвания и послания Святейшего Патриарха и Патриаршего Местоблюстителя и призывало верующих к жертвам на оборону государства, на устройство танковой колонны имени Дм[итрия] Донского, на помощь раненым и инвалидам войны, семьям и сиротам воинов. Материальные результаты этих обращений духовенства и верующих выразились с начала войны и до 1 июля с.г. в общей сумме по г. Л[енин]граду 12 105 731 руб. 65 коп. По Ленинградской епархии (только с февраля 1944 г. так как ранее она была занята немцами) – 688 335 руб. 17 коп. По Вологодской епархии – 2 957 805 рублей. По Олонецкой епархии – сведений не доставлено. Таким образом, по всем пяти епархиям сумма сборов, отчислений и пожертвований выразилась в 15 751 871 руб. 82 коп. За время с 1 июля по 1 ноября с.г. сведения о поступлениях на нужды, связанные с войной, будут представлены дополнительно, причем все вообще суммы за время с 1941 г. по 1944 г. будут показаны отдельно за каждый год. В прилагаемых при сем ведомостях все сборы, отчисления и пожертвования по епархиям указаны с распределением по предметам назначения, отдельно от духовенства и верующих, и особо – наличными деньгами, облигациями государственного] займа, драгоценными и др[угими] различными предметами 146 . 6. Главнейшие нужды епархий в осуществлении церковно-религиозных целей Для осуществления церк[овно]-религиозных целей во вверенных моему управлению епархиях необходимо удовлетворение их главнейших нужд, именно: 1.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Я посоветовал митрополиту проверить точнее эти известия через посещающих митрополита офицеров-гестаповцев, которых он изредка угощал обедами. Со своей стороны, я обещал также помочь ему в этом деле, сообщивши ему, что ко мне иногда заходит один профессор-немец, всю жизнь живший еще до прошлой войны в России и работавший как преподаватель немецкого языка и теперь тут работающий в штабе, Розенберга как архивариус и охотно сообщающий мне церковные новости, обсуждение которых он слышал на общенемецких заседаниях у гебиткомиссара г. Вильно. К концу января 1944 г., при новой нашей встрече, выяснился результат обоюдных наших розысков. Оказывается, что на м[итрополита] Сергия было сделано за это время несколько письменных доносов немецким властям в Вильно. Содержание их в общих чертах таково: – «м[итрополит] Сергий является советским агентом. Ему даны полномочия секретные со стороны Советов – идти перед немцами на всевозможные уступки, лишь бы иметь возможность стоять здесь во главе церковного управления. Он окружил себя здесь большевиками – служитель его келейник монах Семен из Москвы (старец 60 лет) – большевистский шпион; шофер его, молодой человек из военнопленных, Кулаков – нквдист и держит его под угрозой револьвера в страхе, поэтому митрополит в последнее время много пьет... – еще и потому пьет, что совесть его перед немцами не чиста... Ведет дружбу с бывшими артистами московскими (как напр[имер], Редикульцевым) и с таковыми разъезжает по Прибалтике с подозрительными целями... Живя в свое время в Москве и будучи секретарем Синода, он являлся оком Советского Правительства над патриархом Сергием, патриарх всегда находился под давлением м[итрополи]та Сергия и принужден был под этим давлением идти на всевозможные уступки Советам, да и доступ к патриарху посетителей и даже епископов возможен был в Москве только через м[итрополита] Сергия и в его присутствии». При этих новостях, подтвержденных митрополитом Сергием и мной, ясно, что положение его оказалось тревожным и серьезным. Но все-таки м[итрополи]т решил бороться с Виноградовым, а уже потом, несколько позднее, с другим духовным лицом, помогавшим Виноградову в доносах.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Я не знал тогда, что это были его предсмертные слова ко мне. Назавтра, 29 апреля в 9 часов утра он выехал автомобилем в Ковно вместе со своим шофером, также в сопровождении артиста Редикюльцева и его жены. За несколько верст от Ковно они все были расстреляны пулеметом из немецкого автомобиля четырьмя лицами в немецкой форме. Причины убийства митрополита Сергия: 1. Немцы никогда не доверяли м[итрополи]ту Сергию. Мало того, несмотря на все его выступления против большевиков, они считали его своим врагом и называли его за глаза большевиком. Заместитель Виленского гэбитс-комиссара Лякнер открыто и не стеснялся говорить посетителям: «М[итрополит] Сергий – настоящий большевик, у него и вид самый бандитско-большевистский. Когда он с нами разговаривает, то его глаза так и бегают, так и сверкают ненавистью к нам». 2. До последних дней помещались в местных национальных газетах (литовской в Ковно, латышской в Риге и эстонской в Ревеле) статьи и заметки о м[итрополи]те Сергие как о большевистском агенте. 3. Между тем м[итрополи]т Сергий пользовался большой популярностью среди православного населения всей Прибалтики. Его очень любили массы и никогда не читали его воззваний против большевиков, понимая и чувствуя, что все это делалось по принуждению немцев. 4. С этой стороны он был опасен для немцев, и они постепенно сделали его лишним, чтобы при случае можно было бы от него избавиться: за это время власть приготовила ему уже незаметно «достойного» преемника в лице Ковенского епископа Даниила, попавшего в епископы по рекомендации и про протекции Гримма, секретаря Синода и поддерживаемого позднее п[ротоиереем] Виноградовым и прот[оиреем] Голодом (эти три духовных: еп[ископ] Даниил, прот[оирей] Виноградов и прот[оирей] Голод и были тесной группой, враждовавшей против митрополита). И немцы не ошиблись в расчете: еп[ископ] Даниил, сразу же после убийства м[итрополи]та Сергия, оглашает себя его заместителем, именует себя архиепископом и начинает, окруженный Двумя своими протоиереями-друзьями, действовать далее...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1. Одна из главных улик против виновников психологического характера. Без сомнения главный доносчик на убитого митрополита – прот[оирей] Вас[илий] Виноградов, должен был бы потерять всякий кредит (и это совершенно ясно и логически) пред немцами как лжец, если бы митрополит был бы убит большевиками, немцы должны были бы тогда уважать и чтить память покойного как мученика за фашистско-гитлеровскую идею... Между тем является фактом нечто обратное: через несколько дней после убийства приходит в Виленское епархиальное управление прот[оирею] Голоду представитель немецкой власти и категорически требует возвращения для прот[оирея] Виноградова всех потерянных им должностей и особенно ректорства в семинарии. 2. Самый факт появления до последнего времени в местных национальных газетах (см. напр. «Атейтис», 2/11–44 г. 27) резких выпадов против м[итрополи]та Сергия, обвинявших его в большевизме, ясно говорит о том, что местное гестапо спешило повлиять на правительство в смысле скорейшей его ликвидации. 3. Властями была создана специальная комиссия по отыскиванию убийц и даже назначена награда в 1000 132 марок тому, кто наведет на след убийцы, и об этом было напечатано в газетах один раз от 3 мая, но о деятельности такой комиссии больше никто ничего не слыхал (см. «Вилтер Цейтунг» 3 мая 1944 г.). 4. Но самой главной уликой, которую представили против себя же сами виновники убийства и этим выявили себя, есть следующее обстоятельство: От 4 мая в местной польской газете (Гониец Цодени 4/V-44 г.) официальное сообщение, наводящее публику на следы преступления. Оказывается, что будто бы еще 23 апреля был украден четырьмя лицами в немецкой форме автомобиль с бензином со станции при Ягелонской улице 11, причем заведующий станцией и сторож были ими связаны и заперты. Описан был точно вид и размер автомобиля. В конце извещения делалось явное указание на то, что это и есть убийцы митрополита. Фактически дело обстояло несколько иначе. Автомобиль был взят легально четырьмя немцами на основании письменного разрешения, представленного заведующему гаража, также обстояло дело и с бензином. Ни заведующий, ни сторож не были связаны, и подобные выезды этих лиц совершались не один раз и раньше, так что было для заведующего и сторожа явление нормальное.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010