Зинаида 7 сентября 2020, 14:48 НН (7 сентября 2020, 11:46 )/есть попытки понять, почему произошло это падение и предательство (я не осуждаю, а называю вещи своими именами)/Да, это именно падение и предательство, и об этом нельзя молчать. Своих врагов мы должны прощать, но здесь предали не кого-то из нас лично, а Христа и Церковь. Поэтому такой поступок нам нельзя не осуждать. И за это с каждого из нас спросится. Для нас происшествие с А. Конаносом должно стать большим уроком. Запретить его писания нельзя просто технически, особенно интернетовские, но, глядя на них, мы сможем лишний раз понять, с каких высот до каких глубин может низринуться человек. Денис 7 сентября 2020, 14:39 Игорь Ковалёв, если и избегать какой радости, то злорадства. Да и то... не дай Бог вам испытать такое, когда другой радости в жизни. Ваш же призыв радоваться духовно напоминает слова королевы Марии Антуанетты: " если народу не хватает хлеба, пусть едят пирожные " . Попытка рывком наполнить жизнь духовной радостью заканчивается срывом, по себе знаю. Бог не домашняя кошка, чтобы приходить на зов " кис, кис " и радовать нас по первой просьбе. Даже кошка и то не всегда приходит, чтобы порадовать. Иногда прячется где-то, порою не в настроении ласкаться и играть. Денис 7 сентября 2020, 14:27 Олег, гордый человек может ещё на Земле раскаяться, а самоубийца нет. Мы не ангелы, для нас - людей уныние опаснее гордыни! Денис 7 сентября 2020, 14:24 Олег, вот вы написали почти максимально большое сообщение Елене, а что там кроме перехода на личность собеседницы? Давайте хотя бы избегать того, что избегают даже вежливые иноверцы и безбожники, придерживающиеся этики сетевого общения. " 2:24. Ибо ради вас, как написано, имя Божие хулится у язычников " - к римлянам послание святого апостола Павла. НН 7 сентября 2020, 11:46 Ирина:/Люди,какое вы имеете право лесть в душу человека и обсуждать его жизнь/- Как некто сказал " Чужая душа-потёмки,а своя-сплошная мгла " . Но мы обычно произносим только первую часть, про вторую не очень-то вспоминаем. Я в основной массе комментов не вижу попыток залезть в душу А.Конанаса, а есть попытки понять, почему произошло это падение и предательство(я не осуждаю, а называю вещи своими именами), высказать свои предположения. Меня учили не осуждать и не оправдывать поступки человека, а просто принять. Мне жаль тех, кто верил А.Конаносу, искренне переживает случившееся. Не унывайте, если вы пришли к Богу, Бог Один и Тот же, но если вы сами сотворили себе кумира - А.Конанос не виноват.

http://pravoslavie.ru/133659.html

— Покаяться хотел? Только пикни мне ишо! Удавлю! — Покаюсь… не могу… — хрипло ответил Василий. Склонил на колени голову и замер. Дед крепко держал внука. Вскоре в коридор в сопровождении конвоя вышел Плотников. Григорий Васильевич привстал, наклонил голову, снимая перед ним шапку. — Восемь лет — не срок, — с неестественной певучестью в голосе на ходу сказал Плотников, смахивая с бровей пот и приостанавливаясь возле Охотниковых. Но конвойный слегка подтолкнул его. — А ты, Василич, помнишь ли нашенский приговор? — Помню, Николаша, помню, — в побелевшем кулаке намертво зажав ворот сибирки внука, тихо отозвался Охотников. Искоса, с пугливым подозрением взглянул на массивные двери зала судебных заседаний, но оттуда ещё никто не вышел, хотя уже слышался шорох ног по паркету. — Савелия взяли в заделье — будет с приисками торговать, а бабу евоную — в свинарки. В нашем же тепляке и своих трёх-четырёх поросяток будет откармливать. На зиму Савелия сидельцем определим в лавку. Пойдёт мужик в гору, развернётся, чай. У него царь-то в голове имеется. Возвернёшься — ахнешь. Да и о тебе, благодетель, не забудем. Плотников лишь молча наклонил землисто-пепельную голову. Из залы вышли люди, обмениваясь мнениями о судебном заседании, участливо смотрели на Василия; старик предусмотрительно замолчал и зачем-то кланялся важным, по его понятиям, господам. У самого поворота в потёмки левого коридора Плотников приостановился и крикнул, взмахнув рукой: — Василия берегите! Богатыри нам нужны! — И тебе — Господь в помощь, и тебе — Божьей милости, благодетель ты наш, — кланялся растроганный старик, не забывая крепко-накрепко держать внука. Но Василий по-прежнему сидел со склонённой на колени головой и, казалось, даже не дышал. 18 Определяясь в пехотный полк, несколько дней внук и дед провели у монахини Марии в гостевой келье Знаменского монастыря. На вечере родственники втроём молились и покидали церковь последними. Григорию Васильевичу все ночи не спалось. О страшном грехе внука он не сказал Марии: знал, на исповеди она непременно всё расскажет священнику. Мучился старик, что нужно жить во лжи. Но не видел выхода.

http://azbyka.ru/fiction/rodovaya-zemlya...

Сошлись в славословье Творца, И не было наверняка Здесь горестного лица. Старинный распев нарастал Среди рукотворных светил, И Ангел на хорах стоял, И Небо на землю сводил. Нам ли понять счастливых, Сыпавших непрестанно Слезы в елей оливы С воплем любви – осанна! Нам ли понять бежавших Из теремов удобных В станы Христовой стражи, К воинству преподобных? Нам ли понять – пустынных, Нам ли понять – пещерных, Дух обретавших в глине, Грех превозмогших верой, Духом с Воскресшим Сыном Встретившихся воочью? Подвиги их доныне, Словно светила – ночью. Тленное не приемля, Кроме воды и хлеба, С тем уходили в землю, Чтобы взойти на Небо. …Вкусим ли мы – потомки – Соль неземных советов, Как, разорвав потёмки, Можно пробиться к Свету? Нам ли понять счастливых… Серафимова дорога Пролегла она по свету Через долгие года. Нелегка дорога эта И заметна не всегда. Там – с грехом святая битва, Там – свобода во Христе И горячая молитва Ко Страдальцу на Кресте. Но туда отыщет дверцу Только Божий человек – Человек с холодным сердцем Не найдет ее вовек. На дороге той отрадно Всем, кто Господом храним: Помогает благодатно Преподобный Серафим. …Слышу странничков убогих Слово вещее в тиши: – К Серафимовой дороге С мирным сердцем поспеши… Попрошусь и я у Бога На своем земном пути Серафимовой дорогой По Святой Руси пойти. Дивеевская Марфа С.И. Горлевской Нет, не чадо утробное, А духовная дочь. Для земных – преподобная, Что умеет помочь. Ланью в роще осиновой Под венец у чела От любви Серафимовой Во святые взошла. Старец Этот старец – лишь с виду суровый… Окаянной блуднице со стажем И простое, и доброе слово Тихо-тихо, но все-таки скажет. Он – душа еле теплится в теле – Пожалеет всех дочек России: – Не суди их, которых раздели, – Не пеняй им, которых растлили… И, услышав смиренное слово, Покаянно блудница заплачет: О таких, как она, бестолковых, Старец думает – молится, значит. И прощает. И просит у Бога Им прощенья – пропащим, заблудшим… Старец – добрый. Лишь с виду он строгий. Рядом с ним даже грешнице лучше. О нашем кресте

http://azbyka.ru/fiction/sbornik-pravosl...

А Безаковщина врезалась в мою память так, что когда я писал статью о состоянии православной церкви в Египте и печатал ее в «Трудах Киевской академии» в 1868 году, то высказался в ней так. «Те государственные мужи, которые думают и говорят, как говорили мне, что церковь должна быть бедна, дабы не проявилась она в государстве, как сила, пусть прочитают в Евангелии и в апостольских деяниях и посланиях 144 те стихи, где сказано: как жены служили Господу своими имениями; как Иуда предатель завидовал, что жена, помазавшая Господа драгоценным миром, истратила много денег на умащение его; как первые христиане в Иерусалиме жили общинно без малейшего вреда царству Иудейскому; как благодатная милостыня македонских и коринфских братий помогала этим христианам, не причинив тем никакого ущерба государству Римскому». Генерал-губернатор Безак, в высокоторжественные дни являвшийся в Киево-Софийский собор к шапочному разбору и подходивший к кресту в не очень чистых перчатка, не был благочестив, а дома любил любоваться живыми безбородыми картинками, лежа на кушетке. Когда он умер, тогда любопытные люди спросили, что же стало с помпадурами его, и получили лаконический ответ: «помпа лопнула, дуры остались». На место Безака назначен был князь Александр Дундуков-Корсаков. Мое знакомство с ним было шапочное. Бывал я у него, когда он звал меня к себе обедать в высокоторжественные дни; а сам он никогда запросто не бывал у меня, не знаю, почему. Душа его была для меня тоже, что потёмки. В церкви рука его не поднималась для крестного знамения на челе, груди и раменах, как будто он был татарин. А жена его Надежда Андреевна, рожденная Корсакова, была набожна и даже соблюдала все посты по завету матери своей, что необыкновенно в наш мясной век. Старший сын их молодой женился на актрисе, старшей его летами, толстой и не благообразной. В 1873 году из Москвы прислан был к митрополиту Арсению в Петербург рукописный «Манифест абсолютно-христианского государя Павла первого, данный 4 апреля сего же года», а митрополит прислал его мне при секретном письме своем, в котором просил меня дать ему знать: известен ли этот манифест генерал-губернатору, и что он думает о нем. По поводу этого письма был у меня Дундуков и, выслушав пересказанное мной содержание манифеста, заявил мне, что он ничего не знает и не слыхал о такой диковине и что манифест написан кем-либо не в здравом уме. Я был того же мнения о сочинителе его, о чем и уведомил митрополита. – Манифест написан человеком, действительно, не здравомыслящим, – однако таким, который принадлежит к какой-то мистической секте, мечтающей о всемирном монархе, управляющем народами по Евангелию и по совету вдохновенных пророков. 145 В начале марта месяца 1874 года Дундуков обидел меня легкомысленно и несправедливо по случаю однодневной переписи жителей города Киева. Рассказываю, как это было.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Как я измывался над душой своею! — А она ведь есть невеста Самого Христа. В тёмном рву я держал её без пищи, Отгоняя хотевших ей помочь… Господи! На Страшном Ты Своем Судищи Не гони окаянного меня прочь! Пробил час уже единонадесятый, — Мало времени осталось для труда, — Страхом и раскаяньем объятый, Милости прошу, а не суда! Час единонадесятый, час последний… И вспоминаем сразу огласительное слово святителя Иоанна Златоустог о, читаемое на пасхальном богослужении: «Если даже кто-то пришел и в последний час, да не смутится своим промедлением. Ибо Владыка, любящий миловать и награждать, принимает последнего, как и первого; ублажает пришедшего в позднее время, как работавшего с первого часа; и последнего одаряет, и первому воздает достойно; и тому дает, и этому дарует; и дела принимает, и намерение приветствует; и деятельность ценит, и расположение хвалит». «…Милость превозносится над судом» ( Иак. 2:13 ). Это важно, это сущностно потребно нам, чтобы кто-то ненавязчиво подсказывал нам необходимое для души нашей. В небесах, закатом освящённых, С золотыми копьями в руках, В белых и лазоревых хитонах Ангелы стоят на облаках… Тёмен воздух, населённый бесами, — Страшен блеск налитых кровью глаз… Если бы не ангелы небесные, — Не спастись бы никому из нас. Вот православное жизнечуветвие; оно зиждется на смирении, на страхе Божием. Именно эти две великие духовные ценности положены в основу православной духовности. А также дознавание того, что без помощи Божией не одолеть своего пути. Душа моя не птица И крыльев нет у ней, Ее удел тащиться На паре костылей. Дай, Господи, терпенья Идти на костылях: Один из них смиренье, Другой же Божий страх. Иду через потёмки, Нет-нет да встану вдруг: Опоры мои ломки И падают из рук. — Других ты не получишь, — Я говорю тогда. — Скрепи-ка их получше И в путь! А то беда. Ты молишься не много, И дух твой словно спит, А кто же кроме Бога Тебе их укрепит? Вот об этом, о потребности такого укрепления, такой помощи — многие стихотворения Афанасьева. Они, как нетрудно заметить, становятся выражением молитвенного состояния человека (а теоретик отнесёт их к жанру поэтической молитвы), покаянной мольбы:

http://azbyka.ru/fiction/pravoslavie-i-r...

— Нет, это всё-таки разные вещи, потому что душа, согласно христианской антропологии, это тварное начало, природа человеческая. Душа — это сотворённая природа. Личность — это нетварное, богоподобный образ бытия, это образ и подобие — дар Божий. Душа – душевное – психическое – это природа. — По каким симптомам человек может осознать, что его проблема именно духовного характера, без священника и Церковных Таинств здесь уже никак. — Я бы сказал, что такие чувства и симптомы трудно назвать. Но всё-таки, когда человек утрачивает смысл — это важный симптом обращения к пастырю. — Смысл жизни?  — Смысл всего. Смысл того, зачем я утром встаю, иду на работу, зачем я забочусь о семье, о себе и т.д. Второй аспект, когда необходима пастырская помощь, это этика, ценности. Что есть добро и зло. Ведь человек не может жить без различения добра и зла, без этих определений. Он не может даже работать. Сегодня запрос бизнеса, психологии к пастырству такой: “Скажите, ребята, в нашем случае, что такое добро и зло?”. Вот как когда-то к Иоанну Крестителю приходили воины, книжники и фарисеи, богатые и бедные, спрашивали, как нам жить? Сегодня бизнес большой и средний приходит к пастырю и спрашивает, а нам-то как жить? То есть нужны смысл, ценности и третье — приводят к священнику потёмки собственной души. Неумение человека видеть в себе грех и добродетель, любовь и презрение, милосердие и равнодушие. Неумение разобраться в своих духовных началах ведёт человека к пастырю. То есть это должен быть некий духовный поиск, именно так. — Слышала, что в экономически развитых странах психотерапия во многом подменила работу священнослужителей. Есть ли такая проблема у нас? — Во-первых, не подменила, это неправда. То, что Вы сказали, это лозунг начала 20 века, когда сначала Католическая церковь, потом протестантские общины возражали против молодого тогда движения психоаналитиков — Фрейда и его учеников. Тогда было бурное обсуждение, но с той поры много воды утекло, несколько поколений выросло, и никто уже так не судит.

http://azbyka.ru/zdorovie/svyashhennik-p...

Н... нас положительно заверил о целой комнате, заваленной старыми рукописями, виденной им в монастыре Св. Предтечи. Нет сомнения, что в них много должно скрываться известий и о начале монастыря и о всём его прошедшем, о правах его, об угодьях... Длинный этот приступ или подступ оказался впрочем, излишним. О. Игумен объявил с полнейшим равнодушием, что есть в разных местах по кельям несколько старых церковных книг, которые он, пожалуй, пойдёт соберёт и принесёт нам на погляденье. Пока готовился самовар, внучек игумена одну за другою вносил к нам старые рукописи, которые действительно оказывались все церковными, и, хотя не весьма древними, но очень ветхими от небрежного употребления и небрежнейшего хранения. Были и славянские, и греческие. Мы угостили за это чаем представителей трёх поколений прошедшего, настоящего и будущего, и даже с удовольствием согласились, по приглашению О. Николая, отправить в церкви русскую вечерню. Старец хотел послушать наших гласов, не похожих, как ему говорили, на греческие и на их болгарские. О. Константин набросил на себя епитрахиль поверх своей рабочей одежды и благословил службу, а мы читали и пели. В церкви оказался Октоих русской печати. Ни Минеи, ни Триоди не было. Мы отыскали Четверговую службу первого, попавшегося под руку, гласа, и чтобы показать разнообразие напевов наших, пели каждую стихиру на особый глас. Мы бы так не сумели пропеть, заметил по окончании службы представитель текущего поколения, провожая нас из церкви. – Да вам и не позволят петь по-нашему, сказали мы. – Кто не позволит? Быстро подхватил будущий деятель, и показал вид, что ему недаром Бог дал руки... Отживший деятель улыбнулся в ответ на мужественное заявление внука. Были потёмки, когда мы возвратились в свой «архондарик». Уединившись, с аппетитом голодного человека, накинулся я на книжный ворох. Всех книг виделось на широкой лавке (диване) десятка два с лишком. Их достало мне для усидчивого занятия далеко за полночь. Вот краткий перечень их. 1. Тетроель – на пергаменте, 4 , в один столбец уставного неровного письма, по 22 строки на странице.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Александр Нотин ВОСПИТАНИЕ ДУХА ВОИНА Пособие для военно-патриотических клубов По благословению митрополита Вятского и Слободского Марка «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя» (Ин. 15:13) «Человек — это тот, кто познал себя» святые Отцы православия Москва, 2016 УДК 37.017.4 ББК 74.200.50 А. Нотин. Воспитание духа воина: пособие для военно-патриотических клубов. — М.: Школьные технологии. — 92 с. ISBN 978-5-91447-160-3 © Нотин А., 2016 © Школьные технологии, 2016 ВОСПИТАНИЕ ДУХА ВОИНА Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленой красоте кроткого и молчаливого духа» (1 Петра, 3:3–4) «Человек — это тот, кто познал себя» Пимен Великий В книжке представлены фотографии военных лет. Они необычны, их сняли как будто только вчера. Все — живые и нестандартные, все — дышат. Что же делает их такими? Высокий воинский дух героев. Они разные по возрасту, но их роднит единый и крепкий духовный стержень. Он возник потому, что Великая Отечественная война стала для нашего народа Священной. Её так и называли — Священная война. Правое дело, стремление освободить страну и людей от фашистского агрессора сформировали в сотнях тысячах советских людей религиозное чувство. На полях войны они ощутили Бога, Его любовь и поддержку — и победили. Непостижимы пути Господни!.. Народ России начинал борьбу под знамёнами официальной атеистической пропаганды, а заканчивал её открытым посещением храмов на освобожденных территориях!.. А.И. Нотин Клятва на могиле А.В. Суворова. Ленинград, осень 1942 г. Введение Зачем современному образованному человеку знать свою душу? И надо ли? Конечно, надо. И не просто надо, а жизненно необходимо. Знание это для человека нынешнего времени чрезвычайно важно и спасительно. Почему? Говорят: чужая душа — потёмки. Однако нетрудно убедиться, что человек и свою душу знает плохо. Великий учитель православной Церкви Иоанн Златоуст говорил: «Вот, стар я уже, а до сих пор не знаю, что такое душа».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

По широкой земле. Что здесь удалось поэту? Удалось чужой грех почувствовать как свой, а может — найти себя самого в чьём то опыте греха и последовавшего затем исправления. Евангелие ведь, кроме как о Господе, говорит не только о Петре, Иоанне, Каиафе, Иуде. Оно должно говорить и обо мне. Среди блудниц и прокажённых, мытарей и книжников где то всегда есть моё место. Если его нет — Евангелие незачем читать ни дома, ни в храме. Тогда это всего лишь история о людях, встретивших Бога когда то давно и где то далеко. Тогда это не про меня, а значит, и не для меня. Но в том то и раскрывается всё волшебство жизни Бога среди людей, что, говоря с самарянкой у колодца, Он и со мной разговаривает. И когда Пётр трижды повторяет «не знаю Человека», это тоже меня касается. Арсений Тарковский это почувствовал. Не он один. Когда крещёный люд стопроцентно присутствовал на службах Страстной Седмицы, тогда множество сердец отвечали, вначале содроганием, а потом — слезами, на все события Великого Четверга и Великой Пятницы. Затем, когда благочестие ослабело, об этом стало возможно писать и размышлять как бы со стороны. Но и тогда честный разговор о святых событиях пронзал душу. Пронзает он её и поныне. «— Точно так же в холодную ночь грелся у костра апостол Пётр, — сказал студент, протягивая к огню руки. — Значит, и тогда было холодно. Ах, какая то была страшная ночь, бабушка! До чрезвычайности унылая, длинная ночь! Он посмотрел кругом на потёмки, судорожно встряхнул головой и спросил: — Небось, была на двенадцати Евангелиях? — Была, — ответила Василиса. — Если помнишь, во время тайной вечери Пётр сказал Иисусу: «С Тобою я готов и в темницу, и на смерть». А Господь ему на это: «Говорю тебе, Пётр, не пропоёт сегодня петел, то есть петух, как ты трижды отречёшься, что не знаешь Меня». После вечери Иисус смертельно тосковал в саду и молился, а бедный Пётр истомился душой, ослабел, веки у него отяжелели, и он никак не мог побороть сна. Спал. Потом, ты слышала, Иуда в ту же ночь поцеловал Иисуса и предал Его мучителям. Его связанного вели к первосвященнику и били, а Пётр, изнеможённый, замученный тоской и тревогой, понимаешь ли, не выспавшийся, предчувствуя, что вот-вот на земле произойдёт что-то ужасное, шёл вслед… Он страстно, без памяти любил Иисуса, и теперь видел издали, как Его били…

http://pravmir.ru/protoierej-andrej-tkac...

Инокине Н.: В итоге вытерпеть друг друга до конца, чтобы выяснить, что же с каждым не так и Божией помощью возлюбить сопротивника, примирившись с ним. Так что простите мою высокомерность, я каждый раз вижу существенные недостатки ваших материалов, но мне не хватает любви донести это или просто мирно пройти мимо доверившись Господу. Да поможет вам Господь во всём благом! Бога ради помяните меня грешного Игоря как положено, ибо нуждаюсь зело. Всем участникам многая и благая!!! Игорь Александрович 14 сентября 2021, 01:12 инокиня Наталья -- Игорю Александровичу12 сентября 2021, 11:22: Я от вас ничего не хочу, но что хочет Бог и куда он нас ведёт, это главное и это не всегда ясно. Пишу по т.н. наитию сердца, обычного, грешного, но не равнодушного. А теперь приоткрывается тайна: Господь попускает козлищам своим ретивым и надменным сталкиваться, дабы из искр их столкновений возгорелась и затеплилась естественная искренность жизни и проявились все тайные ради покаяния и исправления и т.д. Допустим, я вижу вашу неграмотность в духовном, вы видите мою надменность, трах, бах, бах, на исходе результат, оба увидели, раскаялись и поднялись на ступеньку и т.д. У Бога же всё просто и всё имеет смысл. Что же в итоге? Игорь Александрович 14 сентября 2021, 00:46 Иоанна_ 13 сентября 2021, 08:25: Спаси Бог за благоразумие. Воля Божия - " да любите друг друга " и так всю жизнь при смене декораций уникальных для каждого и всех. Игорь Александрович 14 сентября 2021, 00:39 НН12 сентября 2021, 18:52: Нет, простите, так не пойдёт. Вы пытаетесь оперировать общим против частного, при этом вторгаясь в чужой диалог без разрешения и извинений. Ну раз так пошло отвечу, но общим - есть такая тема, называется провокацией на любовь. Как-то так... Игорь Александрович 14 сентября 2021, 00:29 Андрей12 сентября 2021, 12:08: Что зря? Если уж влезли, простите, то называйте вещи своими именами. А понимать чужую брань не мой удел, да и Вам не советую, ибо несколько переиначивая - чужая брань потёмки, со своей бы разобраться. Про меру согласен, но на практике труднее.

http://pravoslavie.ru/141540.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010