Тяжело было общество таких товарищей для молодого П.В.Окнова, и он все чаще удалялся от них и в беседах со старцами искал отрады. Его страшило равнодушие к вопросам веры, этому единственному фундаменту истинного значения; но еще более страшило его то дерзновение, с которым его товарищи по Академии принимали иноческий постриг, давая страшные обеты Богу без решимости их исполнить, рассматривая монашество как путь к епископству и связанным с ним внешним благам. Встретился он в Академии и с явлением, какое было для него новым и природу которого он не мог постигнуть. То нехорошее чувство зависти, какое он наблюдал среди своих товарищей по гимназии и какое рождалось на почве соревнования в науках, вытекало здесь из совершенно иных источников. Он увидел, что его товарищи по Академии питают это чувство не к тем, кто выдвигается своими способностями и прилежанием и вследствие этого пользуется преимущественным вниманием со стороны ректора или профессоров Академии, а к тем, кто проникнут религиозным настроением и следит за своим духовным ростом. Это открытие казалось ему чудовищным. Он понимал, что еще можно завидовать внешним преимуществам другого; это явление, к несчастью, обычно и распространено среди тех, кто стремится к земным благам и обладание ими ставит целью своей жизни… Но зависть к нравственным преимуществам, и притом среди воспитанников Духовной Академии, казалась ему невероятною. Между тем, он встретился с этим явлением не только в Академии, но и по выходе из нее, в монашеской среде, где оно находило особенно яркое выражение и где худшие из монахов не только завидовали лучшим, но и гнали и преследовали их… Много путей ведет к иночеству, и разные люди разными путями приходят к нему. Одни – и таких большинство – уходят из мира с пустыми руками, идут в монастырь не с целью отрекаться от мирских благ, а с целью приобретать их, ибо вне иноческого пути не видят других путей к достижению этой цели. Это те, которые в своей массе составляют монастырскую братию, вышедшую из крестьянской среды и променявшую земледельческий труд на монастырские послушания.

http://azbyka.ru/fiction/vospominaniya-t...

Тогда один из Ангелов толкнул меня, и я почувствовала, как будто опускаюсь вниз, и, оживши, увидела себя лежащей в гробу, а около меня зажженные свечи горят и священники в облачении поют». «Не столько строго я за прочие грехи судилась, – говорила она, – как за сына, и это истязание невыразимо было». Также рассказывала Окнова, что сын ее совершенно развратился, не живет с нею, и нет возможности и надежды исправить его (10) . Предсмертное видение и мирная кончина православного христианина Диакон Иоанн Свиридов В городе Карачеве Орловской губернии жил боголюбивый гражданин Петр Иванович Подсалихин. В течение пятидесятидвухлетней своей жизни он часто страдал от болезней, в последние же два года постигла его болезнь самая тяжкая. И вот 1849 года, месяца октября двадцать первого числа после сильных, мучительных пароксизмов, в час пополудни, он, наконец, обмер. Следы жизни едва были заметны по самому легкому биению некоторых жил. В таком положении находился он четыре часа. Потом, вдруг всплеснув руками, обмерший окинул жадным взором окружавшую одр его толпу родных и двукратно произнес: «Где Знамение Божией Матери? Где Знамение Божией Матери?» Жена его Евдокия Михайловна, осенив больного крестным знамением, сказала: «Петр Иванович, что с тобою?» Помолчав несколько, пробудившийся от неестественного сна отвечал: «Ах, друзья мои! Послушайте, что я расскажу вам». И, перекрестившись, начал говорить: «Я еще жив. Слава Тебе, Господи, что я еще жив после того, как мне казалось, что я совершенно умер. Мне представилось, что грешное мое тело уже положено было в гроб и перенесено в нашу Преображенскую церковь , где совершена была Божественная литургия и отпето по мне погребение. Потом из церкви понесли меня на Думную горку (Думною горкой в городе Карачеве от глубокой древности называется общественное градское кладбище). Когда стали подходить к могиле, покойные отец мой, мать и все те дети, которых я прежде похоронил, вышли ко мне навстречу. Дети обратились ко мне с таким приветствием: «Папенька! Папенька! Мы здесь давно вас ждем!» Когда же мой гроб хотели опустить в могилу, вдруг явился какой-то монах и сказал предстоящим: «Остановитесь!» Носильщики остановились, и в это время мне представился прекрасный рай.

http://azbyka.ru/apokalipsis/posmertnyj-...

Но этот секретный указ вскоре был обнародован в Церковном Вестнике 37) и в других газетах, и подал повод к сильной обличительной статье в 46 (от 26 сент.) газеты „Русь“, издаваемой И. С. Аксаковым. 27-го ч. продолжено было мной обозрение Тверских градских церквей. На этот раз посещены были мною следующие церкви: 1) Покровская (бывший Афанасиевский монастырь – женский). Церковь каменная трёхпрестольная, построена в 1774 г. тщанием купца Григория Жижина. Вероятно, от времён монастыря сохранилось несколько древних икон, украшенных впоследствии усердием церковного старосты купца Буракова сребро-позлащёнными ризами. Приход малочисленный (240 душ). Настоятель священник Феодор Образцов (49 л.), студент; на настоящее место переведён от Новоторжского собора в 1879 г. 2) Троицкая, что за Тьмакой. Церковь каменная, одна из древнейших церквей г. Твери; она построена в 1564 г. замышлением и строением раба Божия Гавриила Андреева Тушинского, как гласит надпись, вырезанная на двух белокаменных плитах, вделанных в западной стене храма. В правом приделе сохранились древние царские —497— 1881 г. врата с северной дверью, запрестольный крест и железное паникадило. Священник Василий Модестов 772 определён к этой церкви в августе 1880 г. на место умершего протоиерея Пешехонова. 3) Борисоглебская. Церковь каменная двуярусная, построенная в 1760 г., очень благолепна. Приход малочисленный (ок. 200 д.) и содержание причта очень недостаточно, но для священника эта скудость восполняется жалованьем, получаемым им за прохождение учительской должности в духовном училище. Настоятель священник Иоанн Сабинин (41 года), из студентов семинарии, вдовый; между тем, у него 8 человек детей – 5 сыновей и 3 дочери. 4) Никольская, что на Зверинце. Церковь каменная трёхпрестольная, построенная в 1840 г. тщанием купца Сем. Мих. Вагина, довольно благолепна. В ней имеются следующие достопримечательные предметы: а) напрестольное евангелие, печатанное в 7113–14 (1605–6 г.); б) серебряная ладанница тонкой филигранной работы и в) копие сребро-позлащённое 1755 г. – вклад архиерейского певчего Якова Иванова Окнова.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Разделы портала «Азбука веры» Александрова Т.Л., Суздальцева Т.В. Пленный рыцарь: Воспоминания о последних годах митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима (Нечаева) В Избранное ( 15  голосов:  4.7 из  5) Оглавление См. также: «Русь уходящая: Рассказы митрополита Питирима» Но Господь сказал мне: довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи. И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова. Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в притеснениях за Христа, ибо когда я немощен, я силен. ( 2Кор. 12:9-10 ) Людям, хорошо знавшим Владыку, писать о нем очень трудно. Женщинам особенно. Он терпеть не мог женских воспоминаний «о старцах», давая им лаконичную и убийственную характеристику: «дамские всплески». Его раздражало, что в них всегда на первом месте сам автор, бестактно вторгающийся в сферы, до которых не дорос. Конечно, он нашел бы ироническую характеристику и для наших записок, хотя в оправдание своего дерзновения скажем, как есть: ему нравилось, что и как мы пишем. В наших воспоминаниях мы хотели показать живого человека, и праведность — живую, унаследованную от старших и подтвержденную личным опытом, а не вычитанную из книжек и разыгранную в жизни. К могиле Владыки на Даниловском кладбище уже протоптана «народная тропа», — это свидетельствует о том, что народ Божий почитает его и обращается к нему за молитвенной помощью. Но праведность эта не пришла сама собой ниоткуда, а была наградой за многолетнюю борьбу — и с тяжелейшими окружающими обстоятельствами, и с собственным непростым характером. Из своей борьбы он вышел победителем. Но есть и другая сторона. Он искал пути и образа существования Церкви и церковного человека в новых исторических условиях, — думаем, что его опыт может пригодиться многим. Поясним: мы — две давние подруги, филологи по специальности, прихожанки Владыки по храму Воскресения словущего на Успенском вражке, в Брюсовом переулке, и его сотрудницы «последнего призыва». Собственно, «призыва» никакого и не было, — мы сами к нему прилепились, потому что, едва вкусив от общения с ним, сразу почувствовали, что это — «старое вино», после которого никто уже не захочет пить нового.

http://azbyka.ru/fiction/plennyj-rycar-a...

Випускний акт в 2 липня 2020 р. 11:10 30 июня 2020 года в онлайн-формате состоялся выпускной акт Московской духовной академии , посвященный окончанию 2019/20 учебного года. Ведущим мероприятия стал доцент кафедры библеистики М.В. Ковшов. Праздничная программа началась с молитвы. Затем была показана видеозапись традиционного благодарственного молебна, который клир академического храма совершил 28 июня после Божественной литургии. К выпускникам обратился ректор Московской духовной академии епископ Звенигородский Питирим . «Сердечно поздравляю вас с окончанием очередного учебного года, который стал для кого-то завершающим, а для кого-то одним из этапов в получении богословского образования в стенах Московской духовной академии. Год этот оказался очень непростым: опасная пандемия нарушила течение привычной жизни в большинстве стран, влияя на многие политические, экономические, социальные и культурные процессы, в том числе и на систему духовного образования. Окончание учебного года, выпускные экзамены и защиты квалификационных работ проходили в дистанционном режиме. Однако, внешние, не зависящие от нас обстоятельства хотя и причинили нам скорбь, но и многому нас научили», — сказал архиерей. «Всечестные отцы, пастыри словесных овец, на вас лежит огромная ответственность за вверенные вам души — за каждую погубленную из них строго взыщет Господь, — подчеркнул епископ Питирим. — Святой апостол Петр обращается к вам со словами назидания: " …пасите Божие стадо… надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия " (1 Петр. 5:2). Другой первоверховный апостол — Павел — заклинает своего юного ученика апостола Тимофея: " …проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием. Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням. Но ты будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твое " (2 Тим. 4:2-5). Свидетельствовать об Истине, быть ее провозвестником — значит положить всю свою жизнь без остатка на ее алтарь. Для пресвитера служение Истине вбирает в себя три главных направления деятельности: совершение Святых Таинств и обрядов, проповедь и душепопечение. Предстояние перед Престолом Божиим требует от предстоящего целомудрия, телесной чистоты и нравственной непорочности. Для проповедника важно быть образованным и гореть благодатным огнем евангельского благовестия. Для пастыря главная добродетель — жертвенность и сострадательная любовь к пасомым».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5658218...

Сравнение позволяет увидеть, насколько по-разному можно перевести один и тот же отрывок. Следующий образец наоборот показывает одинаковость переводов. Для второго сравнения возьмем переводы с греческого текста Пс.3:6–8 П.А. Юнгерова , митрополита Питирима (Нечаева) , 20 С.С. Аверинцева 21 и сравним их с русским и славянским переводом. Перевод епископа Порфирия: Я уснул и спал. Встал. Поскольку Господь заступится за меня, то я не боюсь тмы тем людей, кругом обступивших меня. Восстань, Господь. Меня спаси, Боже мой, когда поразил Ты всех, враждующих против меня тщетно, зубы грешников сокрушил. Перевод П.А. Юнгерова : Я уснул, спал и встал, ибо Господь защитит меня. Не убоюсь множества людей, кругом нападающих на меня. Восстань, Господи! Спаси меня, Боже мой! ибо Ты поразил всех напрасно враждующих против меня, зубы грешников сокрушил. Перевод митрополита Питирима: Я уснул и спал; встал, ибо Господь защищает меня. Не убоюсь тьмы людей отовсюду нападающих на меня. Воскресни, Господи, спаси меня, Боже мой, ибо ты поразил всех враждующих со мною напрасно, зубы грешников Ты сокрушил. Перевод С.С. Аверинцева : Я уснул, и спал, и восстал, ибо Господь защищает меня. Не устрашусь множества людей, отовсюду обступивших меня. Восстань, Господи! Спаси меня, Боже мой! Ты поражаешь всех супостатов моих, сокрушаешь зубы грешников. Церковнославянский перевод: Аз уснух, и спах, востах, яко Господь заступит мя. Не убоюся от тем людий, окрест нападающих на мя. Воскресни, Господи, спаси мя, Боже мой: яко ты поразил еси вся враждующыя ми всуе, зубы грешников сокрушил еси. Русский синодальный перевод: Ложусь я, сплю и встаю, ибо Господь защищает меня. Не убоюсь тем народа, которые со всех сторон ополчились на меня. Восстань, Господи! спаси меня, Боже мой! ибо Ты поражаешь в ланиту всех врагов моих; сокрушаешь зубы нечестивых. Переводы Священного Писания Ветхого Завета на русский язык с греческого текста 70-ти требуют от переводчика хорошей богословской эрудиции и глубоких филологических познаний. На примере сравнения псалмов, переведенных в разное время и разными людьми, можно убедиться насколько это трудное и ответственное дело. Переводчику в процессе работы необходимо решить как минимум две задачи. С одной стороны, перевод должен быть как можно более близок оригиналу, а с другой, он должен отвечать требованиям современного русского литературного языка.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

1) Всемерно добиваться пред Правительством немедленного открытия тех многочисленных сельских церквей, которые сохранились неповрежденными, в которых есть и утварь церковная, и облачения, и книги; возле которых часто живут без дела священники, потому, что заперты двери храма. До сих пор такие церкви числятся подлежащими открытию только в общем порядке. Их должны открывать вне очереди. 2) Не следует добиваться восстановления и открытия более или менее сильно поврежденных церквей или церквей, занятых мастерскими, складами или учреждениями, которые трудно освободить. Вместо этого, гораздо разумнее, проще и дешевле строить новые, деревянные церкви – обыденки (а не молитвенные дома, о которых часто ходатайствуют). В каждом селе найдется несколько нежилых изб, которые можно разобрать и построить из них большую избу с небольшим алтарем, одной главой с крестом. Вот и церковь – обыденка. Надо возбудить пред Правительством ходатайство о разрешении постройки таких церквей во всем Союзе; надо поручить московским архитекторам выработать стандартные планы таких церквей и иконостасов, по возможности простых и дешевых. В Москве и во всех епархиях надо поскорее организовать мастерские по изготовлению церковной утвари и свечные заводы, иконописные мастерские и переписку необходимейших церковных книг, не ожидая, пока станет возможным печатание их. Нам следует взять пример с мусульман, у которых в каждом кишлаке и ауле непременно есть не одна, а несколько маленьких мечетей. Предвижу возражение: где же взять столько священников, сколько их понадобится, если построить много церквей – обыденок? Невозможное людям, возможно Богу. Возвещая горе пастырям, которые губят и разгоняют овец паствы Его, Господь говорит: «Соберу остаток стада Моего из всех стран, куда Я изгнал их, и возвращу их во дворы их, и будут плодиться и размножаться. И поставлю над ними пастырей, которые будут пасти их, и они уже не будут бояться и пугаться, и не будут теряться, говорит Господь» ( Иер.23:1–4 ). А словами пророка Иезекииля (гл.34) Господь говорит еще решительнее: «Вот, Я сам отыщу овец Моих и осмотрю их. Я буду пасти овец Моих и покоить их, говорит Господь».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

III) против раскольников: а) о времени пришествия антихристова и кончины века — Стефана Яворскаго; б) в о бличение всех вообще раскольнических заблуждений - книги, изданные от лица святых Патриархов русских, также сочинения святого Димитрия Ростовского, Феофилакта Лопатинского, Питирима, Феотокия, преосвящ. Филарета, митрополита московского и преосвящ. воронежского Игнатия. В последнее время много частных догматических исследований и вообще сочинений, более или менее обширных, помещено в трех издающихся в нашем отечестве духовных журналах: Христианском Чтении, Воскресном Чтении и Творениях святых Отцов с прибавлениями духовного содержания, а также между издаваемыми по временам опытами воспитанников наших духовных Академий: Санкт-Петербургской, Киевской и Московской. Православно-догматическое Богословие Том 1 Часть 1. О Боге в самом себе и общем отношении его к миру и человеку 1. О Боге в самом себе Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино . 1 Иоанн (5:7). §9. Степень нашего познания о Боге, по учению православной Церкви Все учение свое о Боге в Символе Веры православная Церковь начинает словом: верую ..., и первый догмат, какой она хочет внушить нам, состоит в следующем: «Бог непостижим для человеческого разума; люди могут познавать Его лишь отчасти, — настолько, насколько Он сам благоволил открыть Себя для их веры и благочестия.» Истина непререкаемая: она ясно изложена в Священном Писании и подробно раскрыта в писаниях святых Отцов и учителей Церкви, на основании даже здравого разума. Священные книги проповедуют с одной стороны: а) что Бог обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может ( 1 Тим. 6:16); б) что не только для людей, но и для всех существ сотворенных неведомо существо Его, непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его (Рим. 11:33—34; срав. Иоан. 1:18; 1 Иоан. 4:12; Сирах. 18:3,4), и в) что Бога вполне знает только один Бог: кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия (1 Кор. 2:11), и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына (Матф. 11:27). Но с другой стороны священные книги возвещают нам, что Невидимый и Непостижимый сам благоволил явить Себя людям -

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3596...

†Никодим 2015/11/16, 19:20:18 Господи, Иисусе Христе! Сподоби всех православных к покаянию во спасение душ и России! С покаянием каждого Русь Православная очищается, обновляется. Надежда 2015/11/15, 21:50:21 С чего начинается Родина? С Церквушки над тихой рекой. Со Спасова древнего Образа, с горящей свечи восковой. С чего начинается Родина? С часовни у Красных ворот. С Заступницы Матушки Иверской, к Которой стремится народ. С чего же Она начинается? С признания в детских грехах. Отчизна моя отражается в священника добрых глазах. А где же Она продолжается? В бездонной небес синеве, где время и вечность сливаются в молитве о Русской земле! †Никодим 2015/11/15, 16:41:14 В интервью, которое в августе 2015 года, было опубликовано на нашем портале, - епископ Душанбинский и Таджикистанский Питирим в частности сказал: «Посмотрите, как начала строиться эта пирамида: антихристианство стало захватывать Европу, и тут же возник ИГИЛ – возникает сила, которая должна снести антихристианскую Европу. Расстановка сил уже определилась. И это наказание Божие безбожной Европе за содомские грехи, которые она сделала легитимными. А это уже вопиет об отмщении. Долго это продолжаться не может: это грехи, которые Бога вынуждают действовать. И наказание будет – об этом говорят многие афонские старцы. Они говорят, что Европу и весь западный мир ждет страшная кара, наказание, и орудием является как раз " Исламское государство " ». «И как будет распространяться эта кара Божия, зависит от того, что мы сейчас делаем, – также сказал тогда владыка. – Эта сила (ИГИЛ. – прим.ред.) готовится пойти не только в Центральную Азию, но и на Россию, и в Москву, и куда угодно». " Тогда пришли некоторые к Иисусу и рассказали Ему о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их. Иисус сказал им на это: думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете " (Лк.13:1-3). http://www.pravoslavie.ru/news/87712.htm †Никодим 2015/11/14, 18:10:16

http://isihazm.ru/?id=384&sid=44&iid=219...

АлександрД 27 октября 2015, 13:55 " Григорий Двоеслов говорит: нет, пусть лучше будет гордость, но человек будет нести подвиги, а Господь Сам найдет, как его смирить " - ага, да только Господь почему-то не смирил фарисея, постившегося 2 раза в неделю и благодарившего Его за то, что он не таков как прочие люди! :-) Павел З. 6 октября 2015, 14:35 Владыка, спаси Господи, а то я было не так Вас понял. Хоть ворчать не буду. НН 22 сентября 2015, 22:06 Роман: " Дорогой(ая)НН. Не хочу Вас обидеть, но у Вас какая-то удивительная мешанина из Православия и социализма-коммунизма. Очень напоминает бредовые идеи кургиняновской секты " .... Роман, я ничего не знаю про кургиняновскую секту... А вот эти слова мне очень близки: От Матфея,гл.20 " 25 Иисус же, подозвав их, сказал: вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; 26 но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; 27 и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом " ... Я что-то не помню, чтобы Иисус Христос говорил о том, что если весь народ будет жить хорошо - то это плохо, не по-христиански; а если богатые угнетают бедных, то это хорошо. Само собой разумеется, что материальное благополучие не должно быть самоцелью. Только не надо достойную жизнь людей считать раем на земле, это передёргивание в пользу богатых угнетателей. Простите! Питирим Творогов 22 сентября 2015, 10:44 Отвечу про " фильтр " : по-моему глубокому убеждению, изменить грубых, а иногла и бесноватых, бабушек очень преклонных лет под силу только самому Богу - от людей это неисправимо. Поэтому многочисленные стенания о грубости в православных храмах вызывают у меня резонный вопрос: а что вы предлагаете? Отлавливать их и выгонять из храма? Кто это будет делать? Параволанов, слава Богу, у нас нет. Конечно, грубость, бестактность - не допустимы в храмах. Воспитывать нужно было внучек, чтобы бабушки из них вышли приличные. Эти бабушки и тетушки неистребимы. Я их и называю " грубым фильтром " , который отделяет очень гордых людей от не очень гордых. Вспоминаются в этой связи жалобы на такую тетушку со стороны кумира рокеров - Б. Гребенщикова. Он перестал заходить в православный храм после того, как на него там налетела ревнительница со словами типа: пошел вон отсюда, буддист проклятый! У БГ не хватило смирения стерпеть вполне заслуженный наезд. Мне кажется, что если человек приходит в храм в поисках Бога, то ни люди, ни бесы не смогут его выгнать. Если ты ищешь Бога, то почему обижаешься на человека?

http://pravoslavie.ru/81772.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010