Не добившись от митрополита Петра отказа от местоблюстительства, ОГПУ предложило ему другой вариант: получить свободу в обмен на секретное сотрудничество с госбезопасностью. С таким предложением к Местоблюстителю обратился сам Тучков, к тому времени переведенный по службе в Свердловск и назначенный полпредом ОГПУ по Уралу (неожиданно глава Православной Российской Церкви и чекистский «Главпоп» вновь на несколько лет оказались в одном городе). Очевидно, Местоблюститель был тогда далеко не первым православным архиереем, получившим такого рода предложение. Кто-то считал для себя принятие обязанностей осведомителя допустимым, тем более что сотрудничество с органами, как казалось, можно было и имитировать, «двурушничать», говоря языком ОГПУ. Согласно показаниям бывшего Управляющего делами Синода архиепископа Питирима (Крылова), которые тот дал в 1937 г., «митрополит Сергий Страгородский сам давал установки архиереям не только не отказываться от секретного сотрудничества с НКВД, но даже искать этого сотрудничества» 1281 . Другой бывший Управляющий делами Синода, протоиерей Александр Лебедев , осужденный по тому же делу, что и архиепископ Питирим, показал: «О своем сотрудничестве с органами Главного Управления Государственной Безопасности в разное время Страго- родскому рассказали епископы и митрополиты: [...]» 1282 . Далее следовал список из 12 имен, в том числе и весьма известных по своей деятельности как в 1930-е, так и последующие годы. Митрополит Петр, однако, «двурушником» быть не желал и совмещение служения Церкви и госбезопасности считал, в отличие от некоторых других, невозможным. От предложения Тучкова он отказался, предпочтя новые тюремные муки. В письме председателю ОГПУ В. Р. Менжинскому от 25 мая 1931 г. он так объяснил свой отказ: «Расстроенное здоровье и преклонный возраст не позволили бы мне со всею серьезностью и чуткостью отнестись к роли осведомителя, взяться за которую предлагал тов. Е. А. Тучков. Нечего и говорить, что подобного рода занятия несовместимы с моим званием и к тому же несходны моей натуре» 1283 . Как видно, «натуры» у иерархов Русской Церкви были разные, как и представления о том, что совместимо со званием архиерея, а что – нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

«Соловки, - говорил он, - это замечательная школа - нестяжания, кротости, смирения, воздержания, терпения и трудолюбия». В лагере его полюбили все: не только собратья по священству, интеллигенция, дворяне, офицеры, невинно сосланные крестьяне, но и соловецкая шпана. Часами он разговаривал с отпетым уголовником, и тот после такого разговора исполнялся особым уважением к нему. Под его началом на Соловках работала «артель Троицкого». По воспоминаниям одного из соузников, артель была и настоящей духовной школой. Архимандрит Иларион терпеть не мог лицемерия, притворства, елейности, самомнения. В разговоре с одним из вновь прибывших на Соловки иноков он спросил: За что же вас арестовали? - Да служил молебен у себя на дому, когда монастыри закрыли, - ответил тот. Ну, собирался народ, и даже бывали исцеления. - Ах вот как, даже исцеления бывали... Сколько же вам дали Соловков? - 3 года. - Ну это мало, за исцеления надо бы дать больше. Человек необычайной физической силы, архимандрит Иларион; после вторичного пребывания на Соловках занемог, здоровье его было подорвано; в 1929 году Соловецкий лагерь заменили ему ссылкой в Алма-Ату. На этапе, в который исповедник отправлен был во вшивом рубище, он заразился сыпным тифом. Архимандрит Иларион скончался 15 декабря 1929 году в ленинградской тюремной больнице. Отпевал его митрополит Ленинградский Серафим (Чичагов). Погребение было совершено на кладбище Новодевичьего монастыря. Грубые нарушения законности по отношению к верующим в нашей стране вызвали тревогу в зарубежных религиозных кругах и у общественности Запада. Папа Пий XI обратился с призывом к молиться за гонимую Русскую Церковь. В Великобритании архиепископ Кентерберийский организовал моление о страждущей Русской Церкви. Притеснения верующих наносили удар по престижу Советского государства. 15 февраля 1930 года было организовано интервью для газет «Известия» и «Беднота» у Митрополита Сергия и членов Синода митрополита Тверского Серафима, архиепископа Алексия (Симанского), архиепископа Филиппа (Гумилевекого) и епископа Питирима (Крылова). Целью интервью было дезавуировать развернувшуюся за рубежом кампанию дискредитации Советского правительства, обвинявшегося в религиозных гонениях. За этой зарубежной кампанией стояла искренняя озабоченность одних, политические расчеты других. Принести пользу Русской Церкви, действительно защитить ее шумная антисоветская кампания не могла. Поэтому митрополит Сергий и члены Синода нашли полезным для Церкви заявить: «Мы считаем излишним и ненужным это выступление папы Римского, в котором мы, православные, совершенно не нуждаемся. Мы сами можем защитить нашу Православную Церковь». По поводу выступления архиепископа Кентерберийского было сказано, что оно «пахнет подталкиванием паствы на новую интервенцию, от которой так много пострадала Россия».

http://sedmitza.ru/lib/text/440001/

Митрополит Сергий же, насколько можно судить, предпочитал действовать по-другому. Согласно показаниям архиепископа Питирима (Крылова), бывшего управляющего делами Синода, «митрополит Сергий Страгородский сам давал установки архиереям не только не отказываться от секретного сотрудничества с НКВД, но даже искать этого сотрудничества. Это делалось в интересах церкви, т.к. митрополит Страгородский понимал, что архиерей, заручившийся доверием местного органа НКВД, будет поставлен в более благоприятные условия по управлению подведомственной ему епархией, у него не будет особых неприятностей с регистрацией и вообще создастся какая-то гарантия от возможности ареста. […] Само собой разумеется, что архиереи понимали установки Страгородского как маневр, направленный к сохранению церкви в тяжелых для нее условиях» Сохранить Церковь от физического разгрома в годы «Большого террора», однако, «маневры» митрополита Сергия, как уже было сказано, не смогли. Тем более, с их помощью невозможно было сохранить церковное единство. Напротив, своим коллаборационизмом Заместитель Местоблюстителя отталкивал православных ревнителей от Московской Патриархии. «Вся Церковь почувствовала, что митрополит Сергий совершил преступление, что он сдал управление Церковью власти безбожников, и действует, и будет действовать впредь под диктовку ГПУ», — писал в 1931 году бежавший из России священник Михаил Польский Политика митрополита Сергия по отношению к власти далеко вышла за рамки понятия «лояльность». Один из представителей внутрироссийской «правой» церковной оппозиции так разъяснял это в 1930 году своему зарубежному знакомому, который пытался оправдывать Заместителя: «Церковь была и будет по отношению к власти лояльной, не будет бороться с ней, будет подчиняться, признавать и пр. Но Вы не хотели понять и увидеть… разницу между посланиями, письмами и пр[очим] Патриарха и м[итрополита] Петра и актами м[итрополита] Сергия. Там была полная лояльность, признание, подчинение не формальное, а по существу, религиозное (власть от Бога), но там не было услужения, не было отказа от церк[овной] внутренней свободы и независимости, не было забвенья о правде Божией; там было разделение кесарева и Божьего. Патриарх, как известно, сам поминал власть, но зато он никогда не совершал актов, позорящих достоинство Церкви, ограничивающих Ее свободу. Назначая епископов, он не спрашивал никого санкции ГПУ, неугодных Правительству он не подвергал церковным репрессиям, наоборот, вопреки воле Правительства, он настаивал на поминовении сосланных епископов и сохранял за ними кафедры. Тоже делал и Петр. И сколько из-за этого ГПУ выслало народу. Ведь существует грань, Вы не станете спорить с эти, где кончается лояльность и начинается услужение (во вред церк[овному] делу), начитается холопство, лакейство. Эту грань м[итрополит] Сергий и переступил — это так ясно, что очевидно, что диву даешься, что Вы этого не понимаете»

http://patriarchia.ru/db/text/2257926.ht...

818 Архив КГБ РТ, д. 2–7193, постановление Комиссии НКВД от 14/12–23 г. о заключении в концлагерь Крылова, Широкова, Шамшева, Еланского. Игумен Питирим (в миру – Крылов Порфирий Семенович), родился 26 февраля 1885 г. окончил Тамбовскую семинарию, дальний родственник митрополита Кирилла. Сослан в Соловки, был заведующим тем складом, на котором сосланные еписко­пы писали свое известное Соловецкое послание. В сане архиепископа был рас­стрелян в Великом Устюге в 1936 или 1938 г. Иеромонах Иоанн (в миру Андрей Алексеевич Широков), родился 25 нояб­ря 1893 г., окончил Казанский университет, Богословский институт, в январе 1923 г. был пострижен митрополитом Кириллом в монашество, в 1923 г. – сослан на Соловки на 3 года, в сане епископа Волоколамского расстрелян в Москве в 1937 г. Иеромонах Феофан (Еланский), 1897 года рождения, сын священника, постриженник митрополита Кирилла, инок Спасо-Преображенского монастыря, дважды ссылался на Соловки, в сане викария Нижегородской епархии был рас­стрелян в 1937 г. Иеродиакон Серафим (в миру – Шамшев Сергей Петрович), ро­дился в 1897 г. в Петрограде, воевал в Белой армии, в 1921 г. поселился в Казани, поступил в Ивановский монастырь, был сослан на Соловки в августе 1937 г., бу­дучи епископом Томским, был арестован и, видимо, расстрелян. 824 В «Расписании служб при гробе Святейшего Тихона, Патриарха Москов­ского и всея Руси», значилось: «Пятница: 10 ч. – литургия – Епископ Прокопий [Гитов], 5 ч. – панихида – Стефан [Гнедовский?], 6 ч. – панихида – Иннокентий [Летяев?], Гавриил [Красновский?]. Суббота: 10 ч. – литургия – Иоасаф [Удалов], 5 ч. – панихида – Борис [Рукин], 6 ч. – всенощная – митрополиты: Петр [Полян­ский], Сергий [Страгородский], Тихон [Оболенский], Серафим [Александров], епископы Николай, Борис [Рукин], Сергий [Зверев?], Прокопий [Титов]. – см. Ак­ты Святейшего Патриарха Тихона... – С. 366. 826 Дамаскин (Орловский), иером. Мученики, исповедники и подвижники бла­гочестия Русской Православной Церкви. Жизнеописания и материалы к ним. Книга 2. – Тверь: Булат, 1996. – С. 351.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Помимо указанных в показаниях епископа Иоанна (Широкова) нелегальных участниках " церковного центра " , в него еще вполне легально входил Управляющий делами Московской Патриархии (ранее Синода) протоиерей Александр Лебедев. В 1937 году протоиерей Александр был привлечен по одному делу с епископом Иоанном (Широковым) и группой других близких митрополиту Сергию церковных деятелей, в том числе архиепископом Великоустюжским Питиримом (Крыловым, † 1937?) - своим предшественником на посту Управляющего делами. Из показаний протоиерея Александра следует, что вопрос о Патриаршестве постоянно поднимался в окружении митрополита Сергия. Так, на допросе 16 апреля 1937 года бывший Управляющий делами Московской Патриархии показал: " Митрополит Сергий Страгородский выразил свое живейшее согласие с митрополитами ленинградским Алексием Симанским и киевским Константином Дьяковым, выдвинувшими вопрос о том, чтобы провозгласить его патриархом всей православной церкви. Этот вопрос был выдвинут упомянутыми митрополитами 2 мая 1935 года на совещании руководителей церкви с участием митрополита Сергия " 2. По-видимому, тогда вопрос об избрании Патриарха возник в связи с намечаемым упразднением Синода и восстановлением единоличного управления Церковью. Согласно показаниям архиепископа Питирима (Крылова), инициатором возведения митрополита Сергия в патриаршее достоинство являлся сам протоиерей Александр Лебедев: " Вопрос о провозглашении Страгородского патриархом я, во время своего пребывания в Москве, актуальным не считал и не возбуждал его, - показал архиепископ Питирим 29 июня 1937 года. - Инициатором же присвоения Страгородскому звания патриарха был священник Лебедев Александр Васильевич. Этот вопрос, насколько мне известно, в активной форме поддерживался ленинградским митрополитом Алексеем Симанским и церковником Аксеновым Л. Д. Сам Страгородский тоже был склонен к тому, чтобы его провозгласили патриархом " 3. Не имея возможности остановить все нарастающий вал арестов духовенства и закрытия храмов, близкие Заместителю Местоблюстителя люди рассчитывали на то, что упрочить до некоторой степени положение Русской Церкви можно будет путем восстановления в ней Патриаршества.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

В 1934 году владыка совершил последнюю свою службу в субботу Светлой седмицы в церкви Малого Вознесения на Никитской. В конце жизни владыка ослеп. Он хотел принять схиму и получил на это благословение митрополита Сергия (Страгородского) . В день своей кончины владыка просил своих духовных детей, пришедших проститься с ним, петь пасхальные песнопения и сам подпевал им. Скончался митрополит Трифон 1/14 июня 1934 года и завещал похоронить себя как простого монаха, в клобуке и мантии, без цветов и речей. В гроб положили также все, что владыка успел приготовить к схиме. Отпевал митрополита Трифона митрополит Сергий (Страгородский) в сослужении архиепископа Смоленского и Дорогобужского Серафима (Остроумова) и архиепископа Волоколамского Питирима (Крылова) в храме Адриана и Наталии, в котором он часто молился и где находилась чудотворная икона мученика Трифона. Затем в сопровождении множества народа его гроб перевезли на Немецкое кладбище «Введенские горы». Владыка Трифон был известным проповедником, горячо любимым московской паствой, духовным писателем, автором драмы «Пещное действо», книг о Шамординском и Бородинском монастырях, акафиста «Слава Богу за все!». Архиепископ Ювеналий (Половцев) (†12/25 апреля 1904) Архиепископ Виленский и Литовский Ювеналий (Половцев Иван Андреевич ) родился 21 октября 1826 года в городе Ораниенбауме Петербургской губернии. Он окончил Михайловскую артиллерийскую академию и состоял на военной службе. Однако в его нежной душе таились такие нравственно-религиозные задатки, которые совершенно не гармонировали с его блестящим светским положением. Религиозный с самых юных лет, он постоянно «ходил пред Богом» и мечтал о скромной келлии отшельника. Его стремлений к монашеству не могли поколебать даже насмешки товарищей-артиллеристов, которые иронизировали по поводу его религиозности, «предрекая» ему белый клобук. Но даже его мать (лютеранка по вероисповеданию, женщина умная и влиятельная в высшем петербургском обществе) должна была уступить желаниям своего сына (блестящего офицера), когда он после тяжелой болезни решительно заявил о своем намерении принять монашество.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Великоустюжская епархия Дата создания: 23 октября 2014 г. Описание: Входит в состав Вологодской митрополии Объединяет приходы в административных границах следующих районов Вологодской области: Великоустюгский (город Великий Устюг), Бабушкинский (село имени Бабушкина), Кичменгско-Городецкий (село Кичменгский Городок), Никольский (город Никольск), Тотемский (город Тотьма), Нюксенский (село Нюксеница), Тарногский (село Тарногский Городок). Епископская кафедра «на Великом Устюге» была впервые учреждена на Московском Соборе 26 января 1589 года, но решение не было приведено в исполнение. Фактически учреждена в марте 1682 года, будучи выделена из Вологодской епархии . В состав новой епархии вошли Устюжский, Сольвычегодский и Тотемский уезды, в 1685 году к ним добавился Яренский уезд. После увольнения на покой епископа Иоанна (Никитина) управление епархией было поручено Вологодскому архиерею. 6 мая 1788 года епархия была присоединена к Вологодской епархии. Восстановлена 30 января 1888 года как викариатство Вологодской епархии. 3 сентября 1918 года постановлением Синода Великоустюжское викариатство было преобразовано в Великоустюжскую и Усть-Вымскую епархию. Территориально совпадала с образованной летом того же года Северо-Двинской губернией. В 1918 году епархия располагалась на территории Устюжского, Никольского, Сольвычегодского, Яренского и Усть-Сысольского уездов. После ареста 20 июня 1937 года последнего правящего архиерея Питирима (Крылова), архиепископа Великоустюжского и Усть-Вымского, кафедра пресеклась. Вологодская область была образована 23 сентября 1937 года путем разделения Северной области на Вологодскую и Архангельскую области. Под управление Вологодской епархии Великий Устюг фактически вошел лишь в 1945 году при назначении на вдовствующую Вологодскую кафедру епископа Иустина (Мальцева). Великий Устюг как второй кафедральный город Вологодской епархии восстановлен в 1965 году при епископе Мелхисидеке (Лебедеве). Епархия была вновь  образована  решением Священного Синода от 23 октября 2014 г. ( журнал 94 ) путем выделения из состава Вологодской епархии. Включена в состав Вологодской митрополии. Епархия сегодня (по состоянию на декабрь 2022 года) Благочиннические округа Кафедральные соборы Монастыри мужские: Епархиальные СМИ Страна: Россия Город: Великий Устюг Адрес: 162390, Вологодская обл., г. Великий Устюг, Дымково, улица Вторая, 5 Телефон: (81738) 2-01-85 (епархиальное управление) Web-caйm: http://vueparhia.ru E-mail: vustyug@mpatriarchia.ru Правящий архиерей: Фотий, епископ Великоустюжский и Тотемский (Евтихеев Иван Владимирович) Календарь ← 9 апреля 2024 г. (27 марта ст.ст.) вторник 31 березня 2024 р. 16 2023 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3808437...

Знаете ли? Ваше теперешнее (сомнительное, впрочем) величие тотчас после вашей смерти покроется позором, а потом вскоре совершенным забвением, и разве только историческим воспоминанием, какое заслужил себе Арий и подобные еретики, да еще церковным напоминанием в неделю православия, да и то без воспоминания имени вашего. Но действительным величием покрылось бы ваше имя за одно ваше подобно Савлову раскаяние, за публичное ваше осуждение всех ваших богоборных и противонациональных и противоправительственных сочинений. По этим сочинениям вы хуже разбойника (читайте басню Крылова). Но вы сделаете много добра всему русскому народу, а, может быть, и всему свету, если окончите свою жизнь так же, как окончил свою разбойник, распятый вместе со Спасителем нашим на кресте. Граф! Много я вам наговорил такого, что, может быть, неприятно для вас. Но в моем доброжелательстве к вам прошу не сомневаться. А еще просил бы я вас об одном, не прошу вас отвечать подробно на мое письмо, но прошу написать мне два-три слова о том, что вы прочитали мое письмо.» Протоиерей Александр Иванов . Один из тульских священников, некто о. Димитрий Троицкий, с благословения своего архипастыря, епископа Питирима, многократно посещал графа и беседовал со Львом Николаевичем. При постигшей графа 1900 г. тяжкой болезни, высокопреосвященный Владимир, митрополит московский, в своих отеческих заботах о спасении души знаменитого русского писателя, поручал вновь сделать увещание графу через протоиерея о. Соловьева, бывшего законоучителя детей графа. Последний трижды был в доме графа для увещательной беседы, но Л.Н. под разными предлогами (нездоровья, срочной правки корректуры «Воскресения» ...) уклонился от свидания и бесед с почтенным пастырем; граф очень рассердился, когда узнал, что о. С. послан к нему иерархом. В первые два посещения с о. С. беседовала о графе супруга его, графиня Софья Андреевна, и обещала даже, по совету о. С-ва, пригласить к графу о. Иоанна Кронштадтского , а в последний раз и она не вышла к увещателю.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/po-povod...

   Интересен и тот факт, что когда преподобный Варсонофий служил у владыки в Богоявленском соборе, митрополит Трифон из благоговения не служил с ним, но лишь молился в алтаре.    В 1897—1901 годах владыка был ректором Вифанской и Московской Семинарий. С 1901 года он — епископ Дмитровский. В 1910 году управлял Московской епархией. В 1914—1915 годах был полковым священником на передовых позициях. На фронте он был контужен, ослеп на один глаз, вследствие чего просился на покой в родную Оптину, но Святейший Синод назначил его настоятелем Ново-Иерусалимского монастыря, а в 1916—1917 годах он вновь оказался на фронте, на этот раз на румынском. После октябрьского переворота владыка отошел от церковного управления и удалился на покой в Донской монастырь, но продолжал оставаться со своею паствою, служил во всех храмах, куда его приглашали. В 1923 году он был возведен в сан архиепископа, в 1931 году — митрополита.    В 1934 году владыка совершил последнюю свою службу в субботу Светлой седмицы в церкви Малого Вознесения на Никитской. В конце жизни владыка ослеп. Он хотел принять схиму и получил на это благословение митрополита Сергия (Страгородского). В день своей кончины владыка просил своих духовных детей, пришедших проститься с ним, петь пасхальные песнопения и сам подпевал им. Скончался митрополит Трифон 1/14 июня 1934 года и завещал похоронить себя как простого монаха, в клобуке и мантии, без цветов и речей. В гроб положили также все, что владыка успел приготовить к схиме.    Отпевал митрополита Трифона митрополит Сергий (Страгородский) в сослужении архиепископа Смоленского и Дорогобужского Серафима (Остроумова) и архиепископа Волоколамского Питирима (Крылова) в храме Адриана и Наталии, в котором он часто молился и где находилась чудотворная икона мученика Трифона. Затем в сопровождении множества народа его гроб перевезли на Немецкое кладбище «Введенские горы».    Владыка Трифон был известным проповедником, горячо любимым московской паствой, духовным писателем, автором драмы «Пещное действо», книг о Шамординском и Бородинском монастырях, акафиста «Слава Богу за все!».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4129...

Следующая страница истории церковного протокола конца 1920-х годов связана с попыткой митрополита Сергия упорядочить дело награждения клириков, в котором в связи с послереволюционным упадком церковной дисциплины воцарился изрядный хаос. По этому поводу 19 октября 1928 года было принято развернутое синодальное определение. Насколько известно автору, этот документ еще нигде не публиковался. Между тем, он весьма интересен, особенно при сопоставлении с современной практикой, регламентированной принятым Архиерейским Собором 2004 года «Положением о наградах Русской Православной Церкви» . Содержащий синодальное определение об урегулировании наградного дела циркулярный указ 2055 был разослан Епархиальным Преосвященным в конце октября 1928 года за подписью Управляющего делами Патриаршего Священного Синода епископа Питирима (Крылова). Форма этого указа была вполне традиционна: «Заместитель Патриаршего Местоблюстителя и Временный при нем Патриарший Священный Синод слушали: Доклады Преосвященного митрополита Саратовского Серафима [Александрова] и Преосвященного архиепископа Звенигородского Филиппа [Гумилевского] о необходимости урегулирования наградного дела. По бывших суждения по сему, — определением своим от 19 октября 1928 г. за 198, — ПОСТАНОВИЛИ: В целях урегулирования наградного дела Временный Патриарший Синод предлагает Епархиальным Преосвященным и управляющим епархиями, при награждении священнослужителей, руководиться следующими правилами: 1. Епархиальные Преосвященные представляют наградные списки Временному Патриаршему Синоду не позднее 1 — 10 февраля. 2. Временный Патриарший Синод все представления к наградам рассматривает и составляет общий список награжденных в течении Великого Поста, дабы к Пасхе списки награжденных могли быть разосланы по епархиям». Ничего особенного в этих первых двух пунктах, как видно, нет. Примерно такой же порядок представления епархиальными архиереями духовенства к наградам прописан и в Положении 2004 года. Особенности начинались со следующего пункта:

http://bogoslov.ru/article/412311

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010