Великоустюжская епархия Дата создания: 23 октября 2014 г. Описание: Входит в состав Вологодской митрополии Объединяет приходы в административных границах следующих районов Вологодской области: Великоустюгский (город Великий Устюг), Бабушкинский (село имени Бабушкина), Кичменгско-Городецкий (село Кичменгский Городок), Никольский (город Никольск), Тотемский (город Тотьма), Нюксенский (село Нюксеница), Тарногский (село Тарногский Городок). Епископская кафедра «на Великом Устюге» была впервые учреждена на Московском Соборе 26 января 1589 года, но решение не было приведено в исполнение. Фактически учреждена в марте 1682 года, будучи выделена из Вологодской епархии . В состав новой епархии вошли Устюжский, Сольвычегодский и Тотемский уезды, в 1685 году к ним добавился Яренский уезд. После увольнения на покой епископа Иоанна (Никитина) управление епархией было поручено Вологодскому архиерею. 6 мая 1788 года епархия была присоединена к Вологодской епархии. Восстановлена 30 января 1888 года как викариатство Вологодской епархии. 3 сентября 1918 года постановлением Синода Великоустюжское викариатство было преобразовано в Великоустюжскую и Усть-Вымскую епархию. Территориально совпадала с образованной летом того же года Северо-Двинской губернией. В 1918 году епархия располагалась на территории Устюжского, Никольского, Сольвычегодского, Яренского и Усть-Сысольского уездов. После ареста 20 июня 1937 года последнего правящего архиерея Питирима (Крылова), архиепископа Великоустюжского и Усть-Вымского, кафедра пресеклась. Вологодская область была образована 23 сентября 1937 года путем разделения Северной области на Вологодскую и Архангельскую области. Под управление Вологодской епархии Великий Устюг фактически вошел лишь в 1945 году при назначении на вдовствующую Вологодскую кафедру епископа Иустина (Мальцева). Великий Устюг как второй кафедральный город Вологодской епархии восстановлен в 1965 году при епископе Мелхисидеке (Лебедеве). Епархия была вновь  образована  решением Священного Синода от 23 октября 2014 г. ( журнал 94 ) путем выделения из состава Вологодской епархии. Включена в состав Вологодской митрополии. Епархия сегодня (по состоянию на декабрь 2022 года) Благочиннические округа Кафедральные соборы Монастыри мужские: Епархиальные СМИ Страна: Россия Город: Великий Устюг Адрес: 162390, Вологодская обл., г. Великий Устюг, Дымково, улица Вторая, 5 Телефон: (81738) 2-01-85 (епархиальное управление) Web-caйm: http://vueparhia.ru E-mail: vustyug@mpatriarchia.ru Правящий архиерей: Фотий, епископ Великоустюжский и Тотемский (Евтихеев Иван Владимирович) Календарь ← 8 апреля 2024 г. (26 марта ст.ст.) понедельник 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/3808435.ht...

Был в действующей армии дважды — сначала на польском (август 1914—1915), а затем на румынском (1916) фронтах. Сохранился его фронтовой дневник первого периода, дающий достаточно ясное представление о жизни святителя на фронте, о его подвиге военного священника. На польском фронте получил контузию и вынужден был возвратиться в Москву. В 1916 году вновь уезжал на фронт, на сей раз — румынский. Вернулся в Богоявленский монастырь на Пасху. Здоровье его было сильно расстроено, на фронте он потерял зрение одного глаза. Подал прошение об увольнении на покой с пребыванием в родной ему Оптиной пустыни. 2 июня 1916 года Высочайшим повелением первый викарий Московской епархии епископ Дмитровский Трифон был уволен на покой. Одновременно он был назначен управляющим Ново-Иерусалимским Воскресенским монастырём. Поселился в Новом Иерусалиме и занялся монастырскими делами: наладил церковную службу, которая приобрела свойственное его богослужениям благолепие. Как и прежде в своей деятельности, уделял значительное внимание духовному просвещению народа и благотворительности. Известно, что он на свои средства построил здесь женскую гимназию, где сам читал лекции. В годы войны в монастыре располагался лазарет для раненных, который теперь также стал предметом заботы преосвященного Трифона. К владыке приезжали его духовные дети, останавливались в монастырской гостинице, иногда жили здесь по несколько дней. 1 апреля 1918 года постановлением Патриарха Тихона и Священного Синода «епископ бывший Дмитровский Трифон был освобожден, согласно прошению, по болезни, от управления ставропигиальным Воскресенским Ново-Иерусалимским монастырем с назначением ему местопребывания в Донском ставропигиальном монастыре». 5 мая 1918 года провёл последнюю службу в Успенском соборе Кремля перед его закрытием. В 1923 году возведен в сан архиепископа. 14 июля 1931 года возведён в сан митрополита с правом ношения белого клобука и креста на митре по случаю 30-летия архиерейского служения. Кончина и погребение Скончался 14 июня 1934 года в Москве. Отпевали митрополита Трифона митрополит Сергий (Страгородский) в сослужении архиепископа Смоленского и Дорогобужского Серафима (Остроумова) и архиепископа Волоколамского Питирима (Крылова) в храме Адриана и Наталии, в котором владыка Трифон любил молиться и где находилась тогда чудотворная икона мученика Трифона. В гроб положили всё, что он сам успел приготовить к пострижению в великую схиму. Затем в сопровождении множества людей гроб с телом митрополита Трифона перевезли на Введенское (Немецкое) кладбище (могила на 23-м участке). Шёл сильный дождь, но собралось так много людей, что приходилось останавливать движение по пути следования процессии.

http://azbyka.ru/otechnik/Trifon_Turkest...

Знаете ли? Ваше теперешнее (сомнительное, впрочем) величие тотчас после вашей смерти покроется позором, а потом вскоре совершенным забвением, и разве только историческим воспоминанием, какое заслужил себе Арий и подобные еретики, да еще церковным напоминанием в неделю православия, да и то без воспоминания имени вашего. Но действительным величием покрылось бы ваше имя за одно ваше подобно Савлову раскаяние, за публичное ваше осуждение всех ваших богоборных и противонациональных и противоправительственных сочинений. По этим сочинениям вы хуже разбойника (читайте басню Крылова). Но вы сделаете много добра всему русскому народу, а, может быть, и всему свету, если окончите свою жизнь так же, как окончил свою разбойник, распятый вместе со Спасителем нашим на кресте. Граф! Много я вам наговорил такого, что, может быть, неприятно для вас. Но в моем доброжелательстве к вам прошу не сомневаться. А еще просил бы я вас об одном, не прошу вас отвечать подробно на мое письмо, но прошу написать мне два-три слова о том, что вы прочитали мое письмо.» Протоиерей Александр Иванов . Один из тульских священников, некто о. Димитрий Троицкий, с благословения своего архипастыря, епископа Питирима, многократно посещал графа и беседовал со Львом Николаевичем. При постигшей графа 1900 г. тяжкой болезни, высокопреосвященный Владимир, митрополит московский, в своих отеческих заботах о спасении души знаменитого русского писателя, поручал вновь сделать увещание графу через протоиерея о. Соловьева, бывшего законоучителя детей графа. Последний трижды был в доме графа для увещательной беседы, но Л.Н. под разными предлогами (нездоровья, срочной правки корректуры «Воскресения» ...) уклонился от свидания и бесед с почтенным пастырем; граф очень рассердился, когда узнал, что о. С. послан к нему иерархом. В первые два посещения с о. С. беседовала о графе супруга его, графиня Софья Андреевна, и обещала даже, по совету о. С-ва, пригласить к графу о. Иоанна Кронштадтского , а в последний раз и она не вышла к увещателю.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/po-povod...

На польском фронте получил контузию и вынужден был возвратиться в Москву. В 1916 году вновь уезжал на фронт, на сей раз — Вернулся в Богоявленский монастырь на Пасху. Здоровье его было сильно расстроено, на фронте он потерял зрение одного глаза. Подал прошение об увольнении на покой с пребыванием в родной ему Оптиной пустыни. 2 июня 1916 года Высочайшим повелением первый викарий Московской епархии епископ Дмитровский Трифон был уволен на покой. Одновременно он был назначен управляющим Ново-Иерусалимским Воскресенским монастырём. [править] На покое Поселился в Новом Иерусалиме и занялся монастырскими делами: наладил церковную службу, которая приобрела свойственное его богослужениям благолепие. Как и прежде в своей деятельности, уделял значительное внимание духовному просвещению народа и благотворительности. Известно, что он на свои средства построил здесь женскую гимназию, где сам читал лекции. В годы войны в монастыре располагался лазарет для раненных, который теперь также стал предметом заботы преосвященного Трифона. К владыке приезжали его духовные дети, останавливались в монастырской гостинице, иногда жили здесь по несколько дней. 1 апреля 1918 года постановлением Патриарха Тихона и Священного Синода «епископ бывший Дмитровский Трифон был освобожден, согласно прошению, по болезни, от управления ставропигиальным Воскресенским Ново-Иерусалимским монастырем с назначением ему местопребывания в Донском ставропигиальном монастыре». В 1923 году возведен в сан архиепископа. 14 июля 1931 года возведён в сан митрополита с правом ношения белого клобука и креста на митре по случаю 30-летия архиерейского служения. Кончина и погребение Скончался 14 июля 1934 года в Москве. Отпевали митрополита Трифона митрополит Сергий (Страгородский) в сослужении архиепископа Смоленского и Дорогобужского Серафима (Остроумова) и архиепископа Волоколамского Питирима (Крылова) в храме Адриана и Наталии, в котором владыка Трифон любил молиться и где находилась чудотворная икона мученика Трифона. В гроб положили всё, что он сам успел приготовить к пострижению в великую схиму. Затем в сопровождении множества людей гроб с телом митрополита Трифона перевезли на Введенское (Немецкое) кладбище. Шёл сильный дождь, но собралось так много людей, что приходилось останавливать движение по пути следования процессии. Люди выходили из домов, машин, трамваев и спрашивали, кого хоронят. Хоронили «московского Златоуста» и «кухаркинаго архиерея», бесстрашного полкового священника и поэта, строгого монаха и горячего молитвенника, разделившего свою душу с сотнями страдающих людей и не перестававшего до последнего издыхания просить Бога о всех, кто вверил ему своё сердце.

http://lib.cerkov.ru/authors/122

Освящение Троицкого собора основателем монастыря Преосвященным архиепископом Нижегородским и Алатырским Питиримом было совершено 4 июня (по ст. ст.) 1726 года при настоятельнице игуменьи Софии и ее помощнице казначеи Тавифе. Первоначально храм имел продольно-осевую планировочную композицию по типу «корабль», в которой трапезная, четверик и алтарь были равны по ширине, а колокольня имела шатровое завершение. Свой нынешний облик Троицкий собор приобрел после ряда планомерных реконструкций XIX века, хронология которых приведена ниже. Крещатый план собора (латинский крест, вершиной которого служит трёхапсидный алтарь) складывается из квадратной в плане храмовой части, представляющей собой трёхсветный четверик с двухъярусным световым барабаном и трёхапсидным алтарем, равных по объему северного и южного приделов, а также трапезной с притвором, из которого «вырастает» трёхъярусная классицистическая колокольня. С запада вход предваряет закрытая высокая паперть. Строгую симметрию плана нарушает объем паперти южного придела. Здание собора имеет высокое " подцерковье " (подвал). В начале XIX столетия, по благословению епископа Костромского и Галичского Евгения (Романова), при игуменье Маргарите, монастырский собор был расширен за счет пристройки к нему с южной и северной стороны приделов (в 5 сажен длины и 3,5 сажени ширины). В 1809 году на средства нижегородской купчихи Анастасии Андреевны Извольской (супруги купца 2-ой гильдии Н.Н. Извольского) был освящен южный придел – в честь праздника Успения Пресвятой Богородицы. На следующий 1810 год состоялось освящение северного придела – во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, построенного на средства купчихи из города Кинешмы Клеопатры Васильевны Талановой. Таким образом, монастырский собор стал трехпрестольным. В 1815 году, по благословению епископа Костромского и Галичского Сергия (Крылова-Платонова), при игуменье Софии (Померанцевой), у Троицкого собора с западной стороны была расширена трапезная часть, и взамен шатровой колокольни выстроена новая. Вновь возведенная в классицистическом стиле колокольня имела высокой шпиль, которой был обит листовым железом и увенчен четырехконечным крестом с вызолоченным яблоком. До 1920-х годов на храмовой колокольне находилось восемь колоколов, самый большой из которых весил 115 пудов.

http://sobory.ru/article/?object=10928

Следующая страница истории церковного протокола конца 1920-х годов связана с попыткой митрополита Сергия упорядочить дело награждения клириков, в котором в связи с послереволюционным упадком церковной дисциплины воцарился изрядный хаос. По этому поводу 19 октября 1928 года было принято развернутое синодальное определение. Насколько известно автору, этот документ еще нигде не публиковался. Между тем, он весьма интересен, особенно при сопоставлении с современной практикой, регламентированной принятым Архиерейским Собором 2004 года «Положением о наградах Русской Православной Церкви» . Содержащий синодальное определение об урегулировании наградного дела циркулярный указ 2055 был разослан Епархиальным Преосвященным в конце октября 1928 года за подписью Управляющего делами Патриаршего Священного Синода епископа Питирима (Крылова). Форма этого указа была вполне традиционна: «Заместитель Патриаршего Местоблюстителя и Временный при нем Патриарший Священный Синод слушали: Доклады Преосвященного митрополита Саратовского Серафима [Александрова] и Преосвященного архиепископа Звенигородского Филиппа [Гумилевского] о необходимости урегулирования наградного дела. По бывших суждения по сему, — определением своим от 19 октября 1928 г. за 198, — ПОСТАНОВИЛИ: В целях урегулирования наградного дела Временный Патриарший Синод предлагает Епархиальным Преосвященным и управляющим епархиями, при награждении священнослужителей, руководиться следующими правилами: 1. Епархиальные Преосвященные представляют наградные списки Временному Патриаршему Синоду не позднее 1 — 10 февраля. 2. Временный Патриарший Синод все представления к наградам рассматривает и составляет общий список награжденных в течении Великого Поста, дабы к Пасхе списки награжденных могли быть разосланы по епархиям». Ничего особенного в этих первых двух пунктах, как видно, нет. Примерно такой же порядок представления епархиальными архиереями духовенства к наградам прописан и в Положении 2004 года. Особенности начинались со следующего пункта:

http://bogoslov.ru/article/412311

Архимандрит Александр особо обращал внимание на практический характер своей работы, значение содержащихся в ней сведений для всех, кого по-настоящему волнует взаимоотношение науки и религии в условиях открытых гонений на вторую и придания первой почти религиозного значения: «Принимая во внимания, что в печати нередко появляются сообщения о “новых открытиях науки”, противоречащих будто бы догматам религии и разрушающим ее основания, я признал нужным предупредить своих читателей, что к этим открытиям можно приступать только с научной критикой, которая не принимает их на веру, так как подобные тенденциозные сообщения распространяются обычно с определенными целями, без проверки оглашаемых данных, а в некоторых случаях допуская “научный обман”»[ 9 ]. Автор писал очень живо и образно, стараясь заставить задуматься тех, для кого атеистическое учение являлось неоспоримой догмой. Одно из направлений его критики – вера атеистов в «случай»: «Первичный газ “случайно” концентрируется в определенных местах вселенной, затем под влиянием опять-таки “случая” образуется шаровая или спиралевидная туманность, из которой “случайно” возникает Солнечная система. Характерно и то, что еще в 1916 г. английский астроном Эддингтон доказал, что масса всех звезд приблизительно одинакова, и, несмотря на эту закономерность, материалисты продолжают поклоняться своему фетишу – случаю»[ 10 ]. Защита диссертации на соискание степени кандидата богословия состоялась до 1930 года; каким был формат защиты, можно только предполагать, в силу отсутствия сохранившихся источников. Исходя из них, можно сделать вывод, что решение о присуждении степени кандидата богословия принял митрополит Сергий при участии архиепископа Питирима (Крылова). Важно особо подчеркнуть, что, защитив свою кандидатскую диссертацию в трудные 20-е годы, архиепископ Александр (Толстопятов) продолжал заниматься православной апологетикой до самой кончины, вопреки всем самым неблагоприятным внешним условиям. Незадолго до смерти (труд «Щит веры» был завершен 20 августа 1945 года, а 26 сентября он скончался), архиепископ Александр завершил еще одну свою апологетическую книгу «Щит веры», объясняя это название тем, что «так как характер изложения рассматриваемых вопросов у нас апологетический, то издаваемый нами труд мы именуем “Апологетическим введением в православное богословие”. Так как он имеет целью защитить веру православных христиан от различных лжеучений, то мы ему усвоили и второе название – “ЩИТ ВЕРЫ”»[ 11 ].

http://bogoslov.ru/article/6193788

18 марта 1910 г. В. по болезни был уволен на покой и назначен настоятелем московского Андроникова в честь Нерукотворного образа Спасителя мон-ря . По поручению Московского митр. сщмч. Владимира (Богоявленского) В. председательствовал на 5-м Всероссийском съезде русских людей (С.-Петербург, 1912). В 1913 г. Московский митр. св. Макарий (Невский) назначил В. в помощь своему 1-му викарию Дмитровскому еп. Трифону (Туркестанову) в делах епархиального управления и совершении торжественных богослужений. В. возглавлял комитет по возведению собора в честь св. Александра Невского на Миусской пл. в Москве (заложен в 1913, строительство не было завершено). В 1918 г. В. полтора месяца находился под арестом. После закрытия осенью 1919 г. Андроникова мон-ря жил в бараке возле собора Александра Невского. В 1921 г. Патриархом св. Тихоном возведен в сан архиепископа и назначен на Екатеринославскую кафедру, к месту служения уехал после ареста Патриарха в 1922 г. В 1924 г. был выслан из Екатеринослава в Москву без права выезда. 29 апр. следующего года В. вновь был арестован, заключен в Бутырскую тюрьму, обвинен «в распространении непроверенных слухов о притеснении со стороны Советской власти Тихоновской церкви». Виновным себя не признал. Находясь в тюрьме, дважды просил допустить к нему для исповеди сщмч. Василия Надеждина , оба раза ему было отказано. По постановлению Коллегии ОГПУ от 3 июля 1925 г. освобожден под подписку о невыезде из Москвы, 10 сент. дело в отношении В. было прекращено. В янв. 1926 г. В. примкнул к григорианскому расколу , был назначен на Днепропетровскую кафедру. В июне того же года принес покаяние Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергию (Страгородскому) . Пребывая на покое, служил во Всехсвятской ц. в с. Всехсвятском (ныне Москва, близ станции метро «Сокол»). В этот период П. Д. Корин писал портрет В. для картины «Русь уходящая» (этюды и эскиз картины с портретом В. хранятся в Доме-музее Корина в Москве). В. погребен у алтаря Всехсвятской ц., могила не сохранилась. Чин отпевания совершил митр. Сергий в сослужении викариев Московской епархии Подольского еп. Иннокентия (Летяева) , Волоколамского еп. Иоанна (Широкова) и Дмитровского еп. Питирима (Крылова) .

http://pravenc.ru/text/159076.html

Помимо указанных в показаниях епископа Иоанна (Широкова) нелегальных участниках " церковного центра " , в него еще вполне легально входил Управляющий делами Московской Патриархии (ранее Синода) протоиерей Александр Лебедев. В 1937 году протоиерей Александр был привлечен по одному делу с епископом Иоанном (Широковым) и группой других близких митрополиту Сергию церковных деятелей, в том числе архиепископом Великоустюжским Питиримом (Крыловым, † 1937?) - своим предшественником на посту Управляющего делами. Из показаний протоиерея Александра следует, что вопрос о Патриаршестве постоянно поднимался в окружении митрополита Сергия. Так, на допросе 16 апреля 1937 года бывший Управляющий делами Московской Патриархии показал: " Митрополит Сергий Страгородский выразил свое живейшее согласие с митрополитами ленинградским Алексием Симанским и киевским Константином Дьяковым, выдвинувшими вопрос о том, чтобы провозгласить его патриархом всей православной церкви. Этот вопрос был выдвинут упомянутыми митрополитами 2 мая 1935 года на совещании руководителей церкви с участием митрополита Сергия " 2. По-видимому, тогда вопрос об избрании Патриарха возник в связи с намечаемым упразднением Синода и восстановлением единоличного управления Церковью. Согласно показаниям архиепископа Питирима (Крылова), инициатором возведения митрополита Сергия в патриаршее достоинство являлся сам протоиерей Александр Лебедев: " Вопрос о провозглашении Страгородского патриархом я, во время своего пребывания в Москве, актуальным не считал и не возбуждал его, - показал архиепископ Питирим 29 июня 1937 года. - Инициатором же присвоения Страгородскому звания патриарха был священник Лебедев Александр Васильевич. Этот вопрос, насколько мне известно, в активной форме поддерживался ленинградским митрополитом Алексеем Симанским и церковником Аксеновым Л. Д. Сам Страгородский тоже был склонен к тому, чтобы его провозгласили патриархом " 3. Не имея возможности остановить все нарастающий вал арестов духовенства и закрытия храмов, близкие Заместителю Местоблюстителя люди рассчитывали на то, что упрочить до некоторой степени положение Русской Церкви можно будет путем восстановления в ней Патриаршества.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

«Соловки, - говорил он, - это замечательная школа - нестяжания, кротости, смирения, воздержания, терпения и трудолюбия». В лагере его полюбили все: не только собратья по священству, интеллигенция, дворяне, офицеры, невинно сосланные крестьяне, но и соловецкая шпана. Часами он разговаривал с отпетым уголовником, и тот после такого разговора исполнялся особым уважением к нему. Под его началом на Соловках работала «артель Троицкого». По воспоминаниям одного из соузников, артель была и настоящей духовной школой. Архимандрит Иларион терпеть не мог лицемерия, притворства, елейности, самомнения. В разговоре с одним из вновь прибывших на Соловки иноков он спросил: За что же вас арестовали? - Да служил молебен у себя на дому, когда монастыри закрыли, - ответил тот. Ну, собирался народ, и даже бывали исцеления. - Ах вот как, даже исцеления бывали... Сколько же вам дали Соловков? - 3 года. - Ну это мало, за исцеления надо бы дать больше. Человек необычайной физической силы, архимандрит Иларион; после вторичного пребывания на Соловках занемог, здоровье его было подорвано; в 1929 году Соловецкий лагерь заменили ему ссылкой в Алма-Ату. На этапе, в который исповедник отправлен был во вшивом рубище, он заразился сыпным тифом. Архимандрит Иларион скончался 15 декабря 1929 году в ленинградской тюремной больнице. Отпевал его митрополит Ленинградский Серафим (Чичагов). Погребение было совершено на кладбище Новодевичьего монастыря. Грубые нарушения законности по отношению к верующим в нашей стране вызвали тревогу в зарубежных религиозных кругах и у общественности Запада. Папа Пий XI обратился с призывом к молиться за гонимую Русскую Церковь. В Великобритании архиепископ Кентерберийский организовал моление о страждущей Русской Церкви. Притеснения верующих наносили удар по престижу Советского государства. 15 февраля 1930 года было организовано интервью для газет «Известия» и «Беднота» у Митрополита Сергия и членов Синода митрополита Тверского Серафима, архиепископа Алексия (Симанского), архиепископа Филиппа (Гумилевекого) и епископа Питирима (Крылова). Целью интервью было дезавуировать развернувшуюся за рубежом кампанию дискредитации Советского правительства, обвинявшегося в религиозных гонениях. За этой зарубежной кампанией стояла искренняя озабоченность одних, политические расчеты других. Принести пользу Русской Церкви, действительно защитить ее шумная антисоветская кампания не могла. Поэтому митрополит Сергий и члены Синода нашли полезным для Церкви заявить: «Мы считаем излишним и ненужным это выступление папы Римского, в котором мы, православные, совершенно не нуждаемся. Мы сами можем защитить нашу Православную Церковь». По поводу выступления архиепископа Кентерберийского было сказано, что оно «пахнет подталкиванием паствы на новую интервенцию, от которой так много пострадала Россия».

http://sedmitza.ru/lib/text/440001/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010