Малороссийская переписка. 10, 18. 20 А. Ю. и З. России. 10. 13. Ст. 8, 619–625 А. З. Р. 5. 27–29, 31–34, 36, 39, 40, 42, 45–47, 49 Памятн. Киев. ком. 2. Отд. 1. 18 А. Ю. и З. России. 3. 314 А. Ю. и З. России. 10. 7. Ст. 12 А. Ю. и З. России. 10. 16, 6 Все три письма Василевича в Могилев вместе с челобитною могилевцев к государю и с листом Радзивилла в Могилев — в Моск. главн. архиве Мин. инос. дел. Дела малоросс. Год 1655. 9. 10 . Царь желал, чтобы патриарх Никон предал проклятию Василевича, равно как и могилевского шляхтича Поклонского, который незадолго пред тем принял православие, а теперь изменил царю, но Никон счел невозможным проклинать их, вероятно потому, что оба они состояли не в его духовной пастве, а в пастве Цареградского патриарха (Записки Русск. отд. археолог. общ. 2. 591 А. З. России. 5. 41 Вилен. археогр. сборн. 2. 52 А. З. России. 5. 41 Настольная грамота Барановичу напечатана в прил. к статье прот. Страдомского «Лазарь Баранович». 11, в Журн. Мин. народн. просв. 1852. Август. С. 95–97 Грамота м. Сильвестра еп. Барановичу напеч. в Чернигов. губерн. ведом. 1854 г. 3 Письмо Никона к Дионисию — в Записк. Русск. отдел. Археолог. общ. 2. 528 А грамота Никона к Сильвестру Коссову находится в рукописи Москов. Синод. библ., содержащей в себе Подлинное дело патриарха Никона. Столбец, или свиток, 1 Копия со всего этого дела есть в библиот. Моск. Дух. Академии . Заглавие панегирика: «Столп цнот знаменитых к Богу зешлаго ясне превелебнаго, его милости отца Сильвестра Коссова, архиепископа-митрополита Киевскаго, Галицкаго и всея России, в коллегиуме братском киево-могилеанском выставленный, ясне превелебному в Богу его милости отцу Дионисию Балабану, архиепископу-митрополиту Киевскому, Галицкому и всея России, от того ж коллегиум дедикованный 1658 г., януария 30». Панегирик этот есть даже в двух экземплярах в библиотеке Моск. Духовной Академии . Подробнее — см. нашей «Истор. Р. Церкви», в т. 11 Подробнее — там же, в т. 11 О патриархе Паисии и Арсении Суханове подробнее — там же, в т. 11 О Назаретском митрополите Гаврииле, прибывшем к нам вместе с Арсением (8 дек. 1650 г.), но уехавшем из Москвы прежде его отъезда (24 февр. 1651 г.) — Москов. главн. архив. Мин. инос. дел. Дела греческ. Связк. 29. 11 Суханов. Проскинитарий. С. 12–13, изд. в Казани Об укоризнах этого митрополита Никону см. Слово отвещательно в Скрижали, изд. Никоном. Л. 1

http://sedmitza.ru/lib/text/436200/

74. Давыденко В. Указ. соч. С.13. 75. Там же. С.13,14. 76. Там же. С.17. 77. Там же. С.21. 78. Там же. 79. В части III курса мы вернемся к вопросу о " душевности " акта зачатия. Однако важно подчеркнуть сам факт такого свидетельства. 80. Цит. по: Киприан (Керн), архимандрит. Антропология святителя Григория Паламы. С.166. 81. Григорий Нисский, епископ. Об устроении человека. С.30. 82. Давыденко В. Указ. соч. С.23. 83. См. подробную контраргументацию у В. Давыденко. 84. ecl. (Изъяснение избранных мест пророческих писаний) 50 (GCS vol.17, 1909 р.150.22-151.9; М. 9.721А). 85. qu. Ant. (Вопросы к Антиоху) (М. 28.608В). 86. serm. (Слова) 3 (М. 89.1165 В). 87. anim. (О душе) (М. 45.205С). 88. haer. (Пять книг против ересей) 1.7.3 (М. 7.516А,В). 89. exc.Thdot. (Извлечения из Феодота) 2 (GCS vol.17, 1909 р.105.15; М.9.653А). 90. Цит. по: Давыденко В. Указ. соч. С.25. 91. Давыденко В. Указ. соч. С.25. 92. prof (Увещание к язычникам) 10 (GCS vol.17, 1909 р. 67.33; М. 8.205А). 93. haer. (Пять книг о баснословии еретиков) 5.9 (М. 83.481 В,С). 94. Цит. по: Киприан (Керн), архимандрит. Антропология святителя Григория Паламы. С.158. 95. Там же. С.249. 96. Мефодий Патарский. Творения.С.210. 97. Цит. по: Киприан (Керн), архимандрит. Антропология святителя Григория Паламы. С.324. 98. Цит. по: Давыденко В. Указ. соч. С.28. 99. Там же. 100. Там же. С.31. 101. Там же 102. Там же. 103. Там же. С.34. 104. Там же. С.35. 105. haer. (Пять книг о баснословии еретиков) 5.9 (М. 83.480В). 106. qu. Ant. (Вопросы к Антиоху) 16 (М. 28.608А). 107. Там же 17 (608В). 108. anim. (О душе и ее действии) (М. 91.357С). 109. Цит. по: Киприан (Керн), архимандрит. Антропология святителя Григория Паламы. С.158. 110. dial. (Разговор с иудеем Трифоном) 105.4 (М. 6.721В). 111. Цит. по: Киприан (Керн), архимандрит. Антропология святителя Григория Паламы. С.92. 112. Там же. С.406. 113. ерр. (Письма) 7 (М. 91.436D-437A). 114. anim. et res. (О душе и воскресении) (М. 46.48В). 115. Цит. по: Киприан (Керн), архимандрит. Антропология святителя Григория Паламы. С.406.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/307/...

О театральных зрелищах в Великий пост. Поучение преосвященного Никанора, архиепископа Херсонского и Одесского. М., 1889. С.4. ГАСО. Ф.1. Оп.1. Д.8297. Л.120 об. Рапорт Василевского 9 февраля; В монастыре//Царицынская мысль. 9 февраля 1910. РГИА. Ф.796. Оп.191. Д.143в. Л.7 об. Копия донесения временно и.д. начальника СГЖУ подполк.Джакели от 6 марта 1910 в Департамент полиции. РГИА. Ф.796. Оп.191. Д.143б. Л.14 об. Речь 2 мая 1910; В монастыре (Проповедь иеромонаха Илиодора)//Царицынская мысль. 5 мая 1910. В монастыре (Вторая проповедь о.Илиодора)//Царицынская мысль. 7 апреля 1910. Речь 4 апреля. РГИА. Ф.796. Оп.191. Д.143в. Л.103-103 об. Трудно связать это письмо с определением Синода 19 февраля, поскольку соответствующий указ был послан преосв.Гермогену 1 марта, то есть за месяц до настоящего письма. РГИА. Ф.796. Оп.191. Д.143б. Л.30. Письмо Столыпина обер-прокурору 11 августа 1910; РГИА. Ф.797. Оп. 76 (1906 г.), III отделение 5 стол. Д.162 в. Л.66. Письмо еп.Гермогена Лукьянову 28 января 1910. РГИА. Ф.797. Оп. 76 (1906 г.), III отделение 5 стол. Д.162 в. Л.66. Письмо еп.Гермогена обер-прокурору 28 января 1910. В монастыре (Проповедь иеромонаха Илиодора)//Там же. 5 мая 1910. РГИА. Ф.796. Оп.191. Д.143б. Л.14 об. – 15. Донесение царицынского полициймейстера товарищу прокурора Саратовского окружного суда по Царицынскому участку 3 мая. Проповедь иером.Илиодора//Царицынская мысль. 11 мая 1910. Царицынский вестник. 12 мая 1910; В монастыре. Проповедь иером.Илиодора//Царицынская мысль. 12 мая 1910. РГИА. Ф.796. Оп.191. Д.143б. Л.45-46. Письмо А.И.Быцко редактору «Царицынского вестника» 31 мая 1910; Там же. Л.39-39 об. Показания городового И.С. Шибалова. Там же. Л.39-39 об., 45. Показания городового И.С. Шибалова, заявление Шульце. Последний утверждает, что фигурировал даже термин «скоты». РГИА. Ф.797. Оп. 76 (1906 г.), III отделение 5 стол. Д.162 в. Л.207. Телеграмма еп.Гермогена царю 26.1.1911. РГИА. Ф.796. Оп.191. Д.143в. Л.85-86; ГАВО. Ф.6. Оп.1. Д.223. Л.94. Донесение Мертца Семигановскому 1 июля 1910; РГИА. Ф.796. Оп.191. Д.143в. Л.51-52. Письмо Курлова Лукьянову 30 июля.

http://ruskline.ru/analitika/2019/12/24/...

26 V. M. c.12: cum voluit stare conpulit et cum libuit, abire permisit. Чудеса от его одежды, V. M. c. 18,4, собственноручного письма, с. 19,1 27 D. III 3,7–8; ita parum est ipsum Martinum fecisse virtutes: credite mihi, quia etiam alii in nomine eius multa fecerunt. 30 На острове Галлинарии Мартин питался кореньями. V. M. c. 6,5. Власяница: V.  M. 18,4. Ep. III, 17, но не всегда: D. II, 5 ,6, III, 6,4. Ложе на пепле Ep. III, 14 31 illam  scilicet perseverantiam et temperamentum in abstinentia et in ieiuniis, potentiam in vigiliis et orationibus, noctesque ab eo perinde ac dies actos nullumque vacuum ab opere tempus V. M. c. 26,2. Cf. c. 10, 1: idem enim constantissime perseverabat qui prius fuerat. 33 V. M. 27, 1 Cf. V. Antoni 67: semper eandem faciem inter prospera et adversa (Цитаты из V. Antoni по латинскому переводу Евагрия IV века, Mi. P.G. 26,835 sq). Спокойствие Мартина среди разбойников V. M. c. 5, 5 35 caelestem quodammodo laetitiam vultu proferens extra naturam hominis videbatur V. M. 27,1. Cf.V.Antoni 67: semper hilarem faciem gerens. 36 V. Antoni, в переводе Евагрия, – литературный образец Севера осуждает печаль о грехах: nunquam recordation peccati tristitia ora contraxit, c.14. В греческом тексте подчеркнутые слова отсутствуют. 38 Ср. однако Ep. I, 14: non sine gemitu fatebatur duaboli arte deceptum. D. III, 13, 3: maestus ingemesceret se vel ad horam poxiae communioni fuisse permixtum… angelus: merito, inquit, Martine, conpungeris (4)… cum lacrimis (5) 41 si tu ipse, miserabilis, ab hominum insectatione desisteres et te factorum tuorum vel hoc tempore, cum dies iudicii in proximo est, paeniteret, ego tibi vere confisus in Domino Jesu Christo misericordiam pollicerer. V. M. 22, 5 46 Ср., впрочем, строгий запрет общения с лицами другого пола D. II, 7; II, 11, 12. Точка зрения самого Сульпиция I, 9, 1 53 Oculis… ac manibus in caelum semper intentis invictum ab oratione spiritum non relaxabat. Ep. III, 14 54 interiorem vitam illius et conversationem cotidianam et animum caelo semper intentum nulla unquam – vere profiteor – nulla explicabit oratio. V. M. c. 26, 2. Cf. c. 1, 7: adeo ea, in quibus ipse tantum sibi conscius fuit, nesciuntur.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Fedoto...

790 ГАРФ. Ф. 10035, оп. 1 , д. 20764, л. 30. Следственное дело Дмитрия Ильича Розанова 1937 г. Расстрельные списки. Бутово. М., 1999. Т. 4. С. 181. «Русская Голгофа». Бутово. Месяцеслов-синодик. М., 2005. С. 33, 114. 791 Монастырское хозяйство Зосимовой пустыни служило верную службу страдальцам Инвалидного дома 9, о чем можно судить, например, по документу от июля 1933 г.: «Амбары, сараи есть, склад под овощехранилище требует небольшой ремонт. Амбары и сараи сухие. В овощехранилище идет проветривание и доделка, а также окуривание. Просушивается силосная башня. Засажены огороды на 10 гектарах, ведется полеводство на 21 гектаре. Имеется план прополочной, сенокосной и уборочной кампаний. Свекла, морковь, картофель к 5 июля один раз промотыжены, идет прополка. Остальные культуры еще не промотыжены ввиду позднего сева. Подготовка инвентаря к сенокосной и уборочной обеспечены полностью, за исключением вил, которых не хватает. Трактор в настоящее время находится в ремонте, к уборочной кампании будет готов. Тягловая сила находится в удовлетворительном состоянии» [ЦГАМО. Ф. 838, оп. 1, д. 221, л. 25–26]. В 1944 году продолжали функционировать два овощехранилища, рига, содержался скот. Для сотрудников, обслуживающих инвалидов, работали магазин-сельпо, баня-прачечная, была школа для детей [Паспорт дома инвалидов 6 за 1944 год, хранящийся в Зосимовой пустыни]. 793 Там же, л. 159–165. Приведены протоколы общих собраний жителей деревни Бекасово (43 чел.), деревни Архангельской (23 чел.), деревни Шеламовой (31 чел.) – все единогласно проголосовали за закрытие храма. 794 Воспоминания архимандрита Пимена//Чтения в Императорском обществе истории и древностей России. 1877. Кн. 1. С. 296. 796 Письма митрополита Филарета к настоятельнице Троице-Одигитриевской (Зосимовой) пустыни игумении Вере//Чтения в обществе любителей духовного просвещения. 1876. Август. Ч. 3. Раздел «Материалы для истории Русской Церкви ». С. 116–121, письмо 802 ЦИАМ. Ф. 234, оп. 2, д. 955, л. 30. Сведения о воспитаннике 2 класса Михаиле Виноградове. Село Старая Ситня Серпуховского района расположено в 3 км на северо-восток от города Ступина на реке Каширке.

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

—499— 2) Для написания третных сочинений назначить студента I, II и III курсов следующие сроки: для первого сочинения – с 10 сентября по 30 октября, для второго – с 1 ноября по 20 декабря 1912 года и для третьего – с 1 января по 13 марта 1913 года. 3) Предложить студентам IV курса избрать темы для курсовых сочинений из числа данных в конце минувшего учебного года наставниками Академии и утверждённых Его Высокопреосвященством. – Сроком подачи курсовых сочинений назначить время с 15 апреля по 1 мая 1913 года, с предупреждением, что, в случае непредставления студентом IV курса курсового сочинения без уважительной причины, он, согласно § 167 академического устава, будет выпущен из Академии лишь с свидетельством о выслушании им академических наук. 4) Для студентов всех четырёх курсов назначить по одной проповеди, с требованием, чтобы они представляли их не позднее 10 дней до срока, назначенного по расписанию. – Расписание проповедей на 1912–1913 учебный год имеет быть дано, с одобрения Преосвященного Ректора Академии, преподавателем гомилетики – и. д. доцента B. П. Виноградовым. 5) Установленные в 1910 году Советом Академии правила относительно участия студентов в практических занятиях оставить в силе и на текущий учебный год. 6) Вышеизложенные постановления объявить студентам Академии, с предупреждением по отношению к студентам первых трёх курсов, что кто из них, по каким бы то ни было причинам, не исполнит всех лежащих на нём учебных обязанностей по представлению письменных работ, участию в практических занятиях и по сдаче устных испытаний к 1 июня 1913 года, тот не может уже рассчитывать на получение в следующем учебном году казённой стипендии. На сём журнале резолюция Его Высокопреосвященства: „1912 г. Сент. 15. По ст. II. Г. Сето разрешается принять в число своекоштных студентов I-ro курса. Прочее исполнить“. – —500— 31 августа 1912 года. 18 Присутствовали, под председательством Ректора Академий Феодора, Епископа Волоколамского, – Инспектор Академии архимандрит Анатолий, сверхштатный заслуженный ординарный профессор М.Д. Муретов ; ординарные профессоры – А.И. Введенский , А.А. Спасский, М.М. Тареев и М. М. Богословский ; экстраординарные профессоры – П.П. Соколов, И.В. Попов , С.И. Смирнов , священник Е.А. Воронцов, Д.И. Введенский , А.П. Орлов, священник Д. В. Рождественский и священник В.Н. Страхов.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

«Кто везде — тот нигде…» (Сенека. «Письма к Луцилию», II) 30 июля Проводили итальянцев. Был обед в «Арагви». Все довольны. Контракт будет скоро подписан. Даже не верится. Во всяком случае, я не поверю в это, пока не окажусь в Риме. А это лживая и мерзкая статейка П. Светова в «Искусство кино» 1981. [Текст вырезки, см. Приложение ] 31 июля Разговаривал с Надей (пл[ановый] отдел «Совинфильма»). Мы должны будем отдать в конечном счете 50 %: Я: 60 млн/2 +30 млн сут. + 40 млн=100 млн. Лариса: 20 млн/2 + 30 млн=40 млн. 140 млн. Толе тоже половина. Из них 9 млн — еда, 7 млн — квартира=16 млн. Пусть 20 млн. Итого получим чистыми 120 млн. М. б. удастся сделать еще кое-какие работы. (Материал по «Сталкеру», негатив.) Тонино просит наговорить на магнитофон рассказы о моем путешествии в Сибири. «Первое, что обещает дать философия, — это умение жить среди людей, благожелательность и общительность». (Сенека) Август 1981 1 августа «Для меня один человек — что целый народ, а народ, что один человек». (Демокрит, слова которого приводит Сенека в VII письме к Луцилию) «Идея — вечный образец всего, что производит природа». (Платон) «Мы и входим, и не входим дважды в один и тот же поток». (Гераклит) 3 августа [Текст вырезки из «Литературной газеты» от 20.7.1981 г., см. Приложение ] Это статья из «Литературки», где Дзиган делает мне ряд комплиментов. Я слышал, будто Ермаш недоволен полемикой в «ЛГ» по поводу проката. Ксюша уехала до октября. М. б. удастся поездка по приглашению. «Если ты хочешь сделать Пифокла богатым, нужно не прибавлять ему денег, а убавлять его желания». (Эпикур) 4 августа «Позорно говорить одно, а чувствовать другое, но насколько позорнее писать одно, а чувствовать другое!» (Сенека из «Писем к Луцилию», II, XXIV) Сегодня наконец кончил перевод «Ностальгии». Теперь надо перепечатать вторую половину, чтобы Лара успела привезти экземпляр в деревню к 7-му. (Я же, видимо, еду завтра с одним шиловским инженером.) Очень хороший получился сценарий. 6 августа Мясное Рано утром — в 4.30 приехал в Шилово. Чуть не проспал. Меня встретил Володя Иванов. Тяпус загорел и поправился. Плавает. Завтра у него и Дакуса день рождения. Завтра приедут Лара и Ольга. М. б., Саша Медведев и Араик.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=118...

Это сравнение сразу же вызвало критику современников. На него обрушился Б. И. Ордынский в письме А. А. Краевскому от 9 августа 1846 г. (см. ниже), барон Е. Ф. Розен в статье «Поэма Н. В. Гоголя об Одиссее» (Сев. Пчела, 1846, Мнение последнего полностью поддержал Белинский (Современник, 1847. Т. I. заявив о гоголевских «парадоксах, высказанных с превыспренними претензиями на пророческий тон» и т. п. (см.: Белинский В. Г. Указ. соч. Т. X. С.52). Гоголь Н. В. Полн. собр. соч. и писем: в XVII т. Т. XIII. М.-Киев. 2009. С. 190 (письмо Жуковского Гоголю от 24 сентября (6 октября) 1845 г.). Перевод Нового Завета Жуковский завершил 31 декабря 1845 г. в качестве подарка ко дню рождения сына Павла. См.: Жуковский В. А. Сочинения: в 6 т. 7-е изд. СПб., 1878. Т.6. С.596, 597. Перевод гомеровской поэмы Жуковский заканчивал после длительного перерыва: с октября 1848 по апрель 1849 г., Лосев А. Ф. История античной эстетики (ранняя классика). М., 1963. С. 155. Жуковский В. А. Указ. соч. С.369. Еще 16 сентября 1846 г. учитель русской грамматики Тверской гимназии Н. Г. Бульдобрый писал Н. М. Языкову: «Одиссея» произведет у нас благотворное влияние, но частное, а не всеобщее, не такое, какого ожидает Гоголь Видно у нас в чем-то глубоко гнездится великая помеха всеобщему улучшению, и «Одиссее» не снять ее». - Свод. Т. 1. С. 186. П. А. Вяземский писал Жуковскому 26 сентября 1846 г.: «Есть много хорошего в статье Гоголя о твоей Одиссее, но много и преувеличенного». Цит. по: Гиллельсон М. И. Переписка П. А. Вяземского и В. А. Жуковского//Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник 1979. Л., 1980. С. 55. В статье «Языков и Гоголь» (1847) Вяземский повторил и уточнил: «... автор слишком далеко заносится в область благонамеренных мечтаний: тут воображение критика строит воздушные замки и срывает золотые яблоки с небывалых дерев». - Вяземский П. А. Соч.: в 2 т. Т. 2. М., 1982. С. 180. В свою очередь, И. С. Аксаков писал 30 июля 1846 г. отцу: «Одиссея» нас, русских, не примирит с порядком вещей, а влияние ее на русский народ - мечта». - Аксаков И. С. Письма к родным. 1844-1849. М., 1988. С. 282-283. Б. Н. Ордынский, называвший письмо Гоголя об «Одиссее» Жуковского " famosa epistola " , не без едкого сарказма констатировал в статье «Одиссея и журнальные толки о ней» (Современник. 1850. Т. 20. Отд. 3. С. 2): «Одиссея не только не сделалась народною, настольною книгой всякого русского человека, как обещал г. Гоголь, но даже не врезалась в памяти пишущей братии». В письме А. С. Данилевскому от 25 февраля 1849 г. и сам Гоголь признал, что «Одиссею» встретили «равнодушно» (см.: XIV, 107).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

Мы находим, что в Палестине Иисус не ставил Своего светильника под сосуд. Он совершал чудеса в гуще событий, в городах, переполненных людьми, на людных улицах, на набережных, возле рынков. Он постоянно беседовал со многими в иерусалимском храме и возле него. Вокруг Христа собирались толпы, доходя в количестве до четырех и пяти тысяч человек. Он не совершал чудеса в одном месте или в определенной точке, где Его ученики могли бы, по надобности, управлять событиями. Его чудеса действительно могли произойти в любом месте (например, смотрите следующие места, где говорится о «великом множестве народа» и о «больших городах», которые видели Его чудеса: Мф.15:30–31, 19:1–2 , Мк.1:32–34, 6:53–56 , Лк.6:17–19 ). В противоположность этому, небольшое количество чудес, связанных с Магометом, произошло в его частной жизни. Пророк рассказывает, как Гавриил посещал его ночью, как Коран, отдельными отрывками с начала до конца, передавался ему с неба. Но кто присутствовал там же, чтобы доказать или подтвердить его свидетельство? Ни друг не мог подтвердить его сообщение, ни противник не мог отрицать его. 4) Чудеса Христа проявляют такое разнообразие, которого мы и ожидали бы от божественного посредника. Если кто-то объявляет себя божественной личностью, то я ожидал бы, что Он проявит силу и власть Творца над Своим творением ( Евр.1:3 , Ин.1:3 , Кол.1:16 ). Для того чтобы убедиться в Его роли, как Творца, я потребовал бы от Него исполнения различных чудес. Лжеспасители иногда проявляют ограниченную силу над определенной частью реальности (например, как в психотерапии), но Христос проявил силу над всеми аспектами творения. а) Он часто проявлял силу всезнания и проницательности, когда предугадывал злые помыслы противников ( Мк.2:8 ), или когда Он заранее знал Нафанаила, сидящего под смоковницей ( Ин.1:47–49 ), или когда Он рассказал самарянке о ее прежней супружеской жизни ( Ин.4:17–18 ). б) В семнадцати записанных чудесах Христос показал полный контроль над различными физическими заболеваниями: параличом, проказой, лихорадкой, слепотой, глухотой, немотой, кровотечением, хромотой, высохшими руками и ногами, водянкой и резаными ранами.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/doro...

Факт переработки финала еще до премьеры устанавливается и документально – по режиссерскому экземпляру пьесы, где в разметке выходов на сцену исполнителей в окончательной редакции текста вписана фамилия М. Г. Савиной, которая исполнила эту роль единственный раз – на премьере (Реж. 89, л. 145), а также по тетрадке с ролью Саши, принадлежавшей В. А. Мичуриной-Самойловой, заменившей Савину со второго спектакля, где реплики Саши приведены также по уже переработанному тексту финала (ЦГАЛИ, ф. 2044, оп. 1, ед. хр. 18). Таким образом, композиционная перестройка конца пьесы была осуществлена не после возвращения Чехова в Москву (6-17 февраля), а еще в Петербурге, в конце января 1889 г. На сцене Александринского театра пьеса с самого начала ставилась с уже переделанным финалом. Замечание Суворина Чехов оставил без последствий и к переделке конца более не возвращался. Вопрос о публикации пьесы в журнале «Северный вестник» фактически был предрешен давно. Эту мысль подсказал впервые Н. А. Лейкин, который писал Чехову об этом еще в 1887 г. в связи с завершением ранней редакции пьесы: «Старик Плещеев, если еще Вам не писал, то будет на днях писать и приглашать Вас участвовать в „Северном вестнике“. Вот отдайте туда Вашу пьесу» (12 ноября 1887 г. – ГБЛ). В конце 1888 г. уже сам Плещеев предлагал Чехову поместить «Иванова» в журнале, где он возглавлял литературный отдел (см. письма Чехова Плещееву 30 декабря 1888 г. и 2 января 1889 г.). О том же предложении Плещеева писал Чехову и Леонтьев (Щеглов): «Плещеев хочет пустить его в январс „Сев вест “» (12 ноября 1888 г. – ГБЛ). Он же извещал о том, что режиссер Александринского театра Федоров-Юрковский, не желая, чтобы публикация пьесы состоялась до премьеры, «будет просить А. Н. Плещеева отложить печатание до февраля» (22 декабря 1888 г. – ГБЛ; см. также письмо Плещеева Чехову от 31 декабря 1888 г. – ЛН, т. 68, стр. 341). Переговорив с редактором-издателем журнала А. М. Евреиновой, Плещеев сообщил об окончательном решении печатать «Иванова» в 3-м номере – как этого и желал Чехов: «Место вашему „Иванову“ в мартовской книжке найдется. Высылайте его» (3 января 1889 г. – Там же, стр. 343).

http://predanie.ru/book/221183-pesy-1889...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010