От конторы редакции. 2 февраль Вечные задачи пастырства и их отношения к культурным течениям последнего времени. Иеромонах Макарий. Стр. 171–182. Нормальная школьная система образования, как залог нашего истинного прогресса. Доктор математики П. А. Некрасов. Стр. 183–194. К вопросу о церковности, как дидактическом принципе. Свящ. Николай Каменев. Стр. 195–198. Христианское освещение жгучих социальных и государственных вопросов нашей современности. В. П. Базарянинов. Стр. 199–213. К вопросу о православии арх. Михаила. Николай Маковецкий. Стр. 214–239. Панфипская пропаганда в Русской Карелии. Докладная записка иеромонаха Киприана. Стр. 240–248. К истории секты беседников. Мисс. свящ. А. Урбанский. Стр. 249–268. По следам раскольничьих деятелей. Н. Гринякин. Стр. 258–268. Летопись печати: Восстановление истины. (Против заметки Ив. Болдинова на корреспонденцию “В пользу миссии”). Мисс. Яков Глаголев. Стр. 269–270. Ответ журн. “Старообрядец” на заметку начетчика миссионера. (“Старообрядец” 12 – 1906 г.). Д. Грацианский. Стр. 276–278. Библиография. Свящ. П. Сильвестров. Изложение ежедневных евангельских чтений. Свящ. А. Виноградов. Стр. 278. Д. М. Березкин. Во тьме вековой. Повесть и три рассказа из быта хлыстов, скопцов и бегунов. П. Козицкий. Стр. 279–281. Протоиерей Иоанн Чижевский. Изложение учения святой Православной Кафолической Восточной церкви о вере Христовой, а также о поведении и обязанностях ее чад. С. А. В. Стр. 282–285. Миссионерство, старообрядчество и секты. Сектантский съезд в столице.– Дробление сектантства в Закавказье.– Сознание необходимости распространения в народе религиозно-нравственного чтения.– Выпады противорелигиозного хулиганства. Стр. 286–291. Миссионерские съезды представителей Архангельской и Финляндской епархии и меры борьбы с протестантством и сектантством. Стр. 292–307. Вестник Миссионерского Обозрения. Об узаконении расколосектантских браков и о ведении гражданских книг старообрядцами. Стр. 308–311. Устав приходского миссионерского кружка по Псковской епархии. Ремесленная школа для детей духовенства. Как раскольничьи ругатели православия избегают обличения на беседах. К. Корегин. Ответ о. Евфимию Зубареву. Свящ. Димитрий Александров. Стр. 311–315.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

9. Летопись печати по вопросам миссии Вера простого народа; ее выражение в суевериях.– Вера в таинственность разных местностей, в колдунов и гадалок, в чудодейственную силу священных предметов.– Злоупотребление именем о. Иоанна Кронштадтского . Э. О. Февраль, стр. 272–278. Из миссионерских итогов прошлого века; характеристика настоящего времени.– Значение Церкви в жизни христианина.– Из переписки Н. И. Субботина с архимандритом Павлом.– О мнимых “мелочах” церковной жизни.. Э. О. Март, стр. 438–444. Новый литературный тип интеллигента-беспоповца; его упреки по адресу православной интеллигенции. Есть ли интерес и потребность в вере у этой? Примеры. Э. О. Май, стр. 730–735. Задачи и цели миссионерства; призвание и подготовка миссионеров. Значение “Уве ания” м. Платона (Прав. Собесед., январь – март). О единоверии в Майносе. Взгляд архим. Павла на преподавание науки о расколе в дух. семинариях и назначение для миссии распространения противораскольничьих брошюрок (Вера и Церковь , март – апрель). Э. О. Июнь, стр. 864–868. 10. Библиографические отзывы о сочинениях Январь Секты хлыстов и скопцов. Исследование священника Константина Кутепова. Издание второе. Н. Булгаков. Стр. 132–135. Тихомиров И. Раскол в пределах Калужской епархии. М. Чельцов. Стр. 135–138. Успенский М. И. и Рождественский Т. С. Рассудная книга для старообрядцев (сочинение протопресвитера И. П. Полубенского). М. Чельцов. Стр. 138–140 Февраль Новое издание К. П. Победоносцева “Ученье и учитель”. (Педагогические заметки). Свящ. И. Фудель . Стр. 278–279. Прот. Т. А Буткевича. Философия монизма. М. Леонович. Стр. 280–282. Март Семья православного христианина.– Сборник религиозно-назидательных статей, очерков и рассказов для чтения в храме, семье и школе. М. Леонович. стр. 445. Об изданиях И. В. Преображенского и свящ. Серапиона Брояковского. Стр. 446. Апрель Свящ. Евгений Ландышев. Сборник простонародных внебогослужебных бесед, поучений и воскресных чтений в школах. Протоиерей В. Знаменский. Учение о богослужении православной Церкви. Свящ. А. виноградов. Стр. 572–574.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

...Когда ты увидишь человека, который творит милостыню и совершает тысячу других добрых дел, и таким образом сокрушает силу диавола и подвергается затем искушениям и опасностям, не смущайся этим: потому он и подвергается искушениям, что слишком сильный удар наносит диаволу (свт. Иоанн Златоуст , 55, 640). Источник. Итак, не будем говорить: такой-то порочен и недостоин благодеяния, такой-то презренный, такой-то отверженный. Смотри не на достоинство нуждающегося в помощи, а на одну только нужду. Хотя бы то был человек ничтожный, отверженный, презренный, Христос однако вменяет тебе награду так, как будто Сам получил благодеяние через него (свт. Иоанн Златоуст , 55, 670). Источник. ...Будем помышлять, какие бы мы могли доставить утешения усопшим, – вместо слез, вместо рыданий, вместо поминок – милостыни, молитвы, приношения, – чтобы и они, и мы достигли обещанных благ... (свт. Иоанн Златоуст , 55, 877). Источник. Послужи милостыне. Когда внутри тебя обретается она, тогда изображается в тебе оная святая красота, которою уподобляешься Богу (прп. Исаак Сирин , 58, 14). Источник. Некто из святых сказал... «слеп милостивый, если не бывает справедлив, разумею же, что должен давать другому из добытого собственными усилиями и трудами, а не из добытого ложью, неправдой), ухищрениями» (прп. Исаак Сирин , 58, 278). Источник. ...Если милостивый не бывает выше своей правды, то он немилостив, т. е. милостивый не только дает людям милостыню из своего собственного, но и с радостью терпит от других неправду, и милует их (прп. Исаак Сирин , 58, 278). Источник. Когда же подаешь, подавай с великодушием, с ласковостью на лице, и снабди в большей мере, нежели сколько просил (прп. Исаак Сирин , 58, 286). Источник. Ничто не может так приблизить сердце к Богу, как милостыня... (прп. Исаак Сирин , 58, 286). Источник. В смирении посевай милостыню, и пожнешь милость на Суде (прп. Исаак Сирин , 58, 291). Источник. Щедрые подаяния и вместе заушения то же, что в меду омоченный мел (прп. Исаак Сирин , 58, 411).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

3440) 40. Таинства обязаны своим происхождением тому факту, что Апостолы и их последователи интерпретировали мысль и намерение Христа под давлением обстоятельств и событий. Крещение Крещение – это Таинство христианского посвящения, освобождающее человека от первородного греха и личного греха, делающее его сыном Божиим, членом Тела Христова в Его Пасхальном таинстве и членом Церкви. Таким образом, это – врата, вводящие в новую, сверхъестественную жизнь. От начала христианства это Таинство неоспоримо принадлежит Церкви. В нем соединены все, кто носит имя христианина. И, без сомнения, не существует никакой ереси, которая хотела бы сохранить христианское основание и при этом исключить крещение. Сомнения могли касаться способа преподавания Таинства, его действия, образа действенности. Такова суть вопросов, поднимаемых в документах Церкви относительно Таинства Крещения. Учение Католической Церкви о Таинстве Крещения Крещение – это истинное Таинство, установленное Христом: ХВ 35, 38, 44, 658–659, 663, 668, 692–694. Оно преподается через возлияние естественной воды с призыванием Святой Троицы: ХВ 31, 688, 693, 695; на того, кто по собственной воле хочет его принять: ХВ 686; Любой человек, даже неверный или еретик, может преподать истинное крещение: ХВ 680/1, 690, 695. Благодать действует уже оттого, что знак правильно совершен: ХВ 689. Даже самые маленькие дети могут и должны быть крещены: ХВ 270/1, 278, 864–685, 687, 703, 704, Крещение необходимо для спасения: ХВ 277, 558, 684, 688, 696, Последствия крещения: прощение первородного греха и всех прежних личных грехов: ХВ 8/1, 277, 278, 528, 563, 684, 687, 691, 701, 819; а также всех наказаний за грех: ХВ 279, 577, 691; приобщение к освящающей благодати: ХВ 563, 569, 815; включение в Тело Христово: ХВ 499, 688, 818; принадлежность к Церкви и обязанность исполнять ее законы: ХВ 499, 602, 688, 698–699; запечатление неизгладимым характером: ХВ 44, 661, 671, 686, 702, 895. Крещение полагает основу общего священства верных: ХВ 510/7;

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/hris...

Двухчастность юж. фасада подчеркнута высоко расположенным рядом окон (4). Центральная дверь обрамлена аркой, внутри к-рой в тимпане помещен крест. С обеих сторон от входа сохранились фрагменты стен, выложенных булыжником: по предположению Чубинашвили, это остатки портика (Там же. С. 278). Все окна помещались в нишах в виде высоких арок, начинающихся от основания церкви. Сев. фасад, выходящий к склону горы, был оформлен наиболее просто. Вост. окно первоначально имело такие же формы и размер, как окна юж. фасада, др. окна маленькие. К сев. фасаду была сделана прямоугольная пристройка. Историк и филолог Л. Меликсет-Бек, побывавший здесь в 1914 г., писал, что это «склеп, очевидно, для монашествующих» (Там же. С. 312). С зап. стороны в храм можно попасть через широкую прямоугольную дверь, поднявшись по всходу на открытую галерею. Портал декорирован тимпаном из плинфы. Кладка вокруг окна относится к позднему времени. Помещение под открытой галереей служит нартексом, к-рый внутри соединяется с зап. частью церкви. Снаружи в него ведет зап. дверь юж. фасада. Храм перекрыт черепичной крышей в XVII в. Сохранилось неск. древних черепиц, украшенных крестами разной формы (Там же. С. 278-279). Святыни К. известны в основном благодаря публикациям в периодических изданиях XIX в. Так, в одном из номеров газ. «Иверия» (1889) были описаны святыни К., наиболее почитавшиеся в то время, среди них - чудотворная живописная Квелацминдская икона Божией Матери (ок. 94×22 см), к-рая, согласно сделанной на ней надписи, была заказана или поновлена неким Нодаром. Она была обрамлена позолоченным окладом. В К. хранилась пергаменная рукопись с образами евангелистов, принадлежавшая Кайхосро, сыну моурави Энисели. В ней содержались молитва, написанная неким Зосиме Кочобадзе по приказу «дочери царя царей Кетеван», и Четвероевангелие. В колофонах указано имя переписчика - Георгий. Одной из реликвий была серебряная часть печи, к-рую, согласно надписи, Мариам, сестра царя Имерети св. Соломона II, пожертвовала К.

http://pravenc.ru/text/1684037.html

Подобная точка зрения базируется на важнейшем богословском разделении – природы и личности (как в Боге, так и в человеке). Тогда, то, что соответствует в нас образу Божию, не есть часть нашей природы (или ее отдельные свойства), а сама наша личность, которая лежит в основании нашей природы, хотя и не является чем-то существующим вне и помимо самой природы. То что образ Божий не есть часть нашей природы – это очень важное богословское и антропологическое положение. Но здесь надо иметь в виду следующее: законченного и оформленного учения о сотворении личности по образу Божию нет в работах как древнехристианских, так даже и средневековых авторов. Произошло это по важным историческим обстоятельствам: разделение церквей на западную и восточную произошло то того, как появилась настоятельная необходимость разбираться с антропологическими ересями. Но в настоящее время это особенно актуально. Можно сказать, что это та задача или проблема, которую ставит современность перед христианской антропологией. К расширительному подходу можно отнести и такую точку зрения, согласно которой образом Божиим является не отдельно взятый человек, а семья. Это следует из заслуживающего внимания параллелизма между библейским рассказом о муже и жене и христианским обоснованием Троицы (Кураев. 1996, с. 278). А именно, при сотворении мужу и жене Бог нарек одно общее имя – человек ( Быт.5:2 ), это общее имя природы, имя в единственном числе. Крещение христиан происходит также в одно, общее имя (а не имена) Отца, Сына и Святого Духа ( Мф.26:19 ). Кроме того по образу Божьему сотворены именно мужчина и женщина вместе ( Быт.1:27 ). Бог троичен. И это означает, что человек в одиночку не может быть вполне образом Троицы. Лишь двоица – муж и жена (и тем более триада родителей с ребенком) может быть истинным образом Троицы на земле. Семья Адама и была задумана как подлинная икона Троицы. Как сказано в Евангелии: “где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них” ( Мф. 18:20 ). В Божественной Троице Сын и Дух получают начало (вневременное, логическое начало) от Личности Отца. Как вечный Отец “рождает Сына” и “изводит Духа” – так и от земного праотца рождается сын и изводится жена (там же, 277–278).

http://azbyka.ru/chelovek-kak-obraz-i-po...

271. Святитель Григорий Нисский. Письмо 1, Флавиану.//Творения. Ч. 8, M., 1872. С. 439. 272. Преподобный Ефрем Сирин. Цит. по: Священномученик митрополит Владимир. Слово на литургии 5.7.1909 на слова «Спаси мя, Господи, яко оскуде преподобный»//Первый съезд монашествующих 1909 года. Воспоминания участника. M., 1999. С. 99. 273. Святитель Иоанн Златоуст. Шесть слов о священстве//Творения. В 12-ти т. СПб., 1898. Т. 1. Кн. 2. С. 438. 274. Святитель Иоанн Златоуст. Беседы на Второе послание к Коринфянам//Указ. соч. СПб., 1904,1. Т. 9. Кн. 2. 275. Святитель Иоанн Златоуст. Беседы на Первое послание к Коринфянам. 23,4//Творения святителя Иоанна Златоуста. Т. 10. Кн. 1, СПб., 1904. С. 229. 276. Святитель Иоанн Златоуст. Слово 44 О сокрушении, терпении и пожелании будущих благ и о втором пришествии//Святитель Иоанн Златоуст. Творения. Т.12.4.2. СПб., 1906. С. 869. 277. Святитель Иоанн Златоуст. Шесть слов о священстве//Т. 1. Кн. 2. С. 436, 436. 278. Святитель Иоанн Златоуст. Слово о лжепророках и лжеучителях//Там же. Т. 8. Кн. 2. С. 704. 279. Святитель Иоанн Златоуст. Шесть слов о священстве//Там же. С. 438. 280. Святитель Иоанн Златоуст. Творения. Т.З. С. 643. 281. Святитель Иоанн Златоуст. Шесть слов о священстве//Там же. Т. 1. Кн. 2. С. 453. 282. Святитель Иоанн Златоуст. Слово в день Богоявления//Там же. Т. 2. Кн. 1. С. 412. 283. Святитель Иоанн Златоуст. Письма к Олимпиаде, 14,4//Там же. Т.З. Кн.2. СПб., 1897. С. 413. 284. Святитель Григорий Богослов. Слово 5//Указ. соч. Т. 1. С. 134–135. 285. Цит. по: Новоселов М. А. Письма друзьям. M., 1994. С. 126. 286. Блаженный Иероним. Письмо 21 Евстохии о сохранении девства//Творения блаженного Иеронима Стридонского. Ч. 1. Киев, 1893. С. 111–112. 287. Цит. по: Лебедев А. П. Духовенство древней вселенской Церкви… С. 278. 288. Блаженный Иероним Стридонский. Письмо 14. К монаху Илиодору//Творения. В 27 ч. 4.1. Киев, 1893. С. 39. 289. Исидор Пелусиот. Письмо 625. Пресвитеру Фесосию (Цит. по: Аксаков Н. Предание Церкви и предания школы//Богословский вестник. M., 1908. Т. 1. С. 523–524).

http://predanie.ru/book/80093-perestroyk...

относят тексты, возникшие после 300 г., не столь объемные и менее значимые по сравнению с большими Д. а. а. В этих текстах описываются отдельные деяния, проповедь и/или мученическая кончина одного из апостолов от 12 (но не Петра, Павла, Иоанна, Андрея и Фомы) или наиболее значительного от 70, или же 2 апостолов: «старшего», преимущественно одного из тех 5 апостолов, о к-рых повествуют большие Д. а. а., или, возможно, кого-либо из апостолов от 12, и «младшего». Малые Д. а. а. были написаны в основном по-гречески, но сохранились зачастую лишь в переводах. Их можно разделить на 2 группы. К 1-й принадлежат деяния одного апостола от 12 или от 70: «Деяния Филиппа» (CANT, N 250), «Деяния Варфоломея» (CANT, N 258), «Деяния Матфея» (CANT, N 267), «Деяния Иакова Зеведеева» (сохр. лишь переработки - CANT, N 272-273), «Деяния Иакова, брата Господня» (сохр. лишь переработки - CANT, N 274-278), «Деяния Матфия» (CANT, N 280), «Деяния Симона Кананита» (CANT, N 282), «Деяния Варнавы» (CANT, N 285), «Деяния Марка» (CANT, N 277-278), «Деяния Луки» (сохр. лишь переработки - CANT, N 290-294), «Деяния Тимофея» (сохр. лишь переработки - CANT, N 295-297), «Деяния Тита» (CANT, N 298), «Деяния Фаддея» (CANT, N 299) и «Деяния Стефана» (CANT, N 300-301). Как правило, они построены по схеме больших Д. а. а.: распределение жребиев - проповедь - мученическая кончина. Ко 2-й группе относятся совместные деяния 2 апостолов (или апостола и его спутника): «Деяния Петра и Павла» (сохр. различные варианты - CANT, N 192-194, 197, 201, 203, 206), «Деяния Андрея и Матфия» (CANT, N 236), «Деяния Петра и Андрея» (CANT, N 237), «Деяния Андрея и Варфоломея» (CANT, N 236), «Деяния Андрея и Павла» (CANT, N 237), «Деяния Андрея и Филимона» (CANT, N 238), «Деяния Варфоломея и Варнавы» (CANT, N 264), «Деяния Симона и Феонои» (CANT, N 283) и «Деяния Симона и Иуды» (CANT, N 284). Для этих Д. а. а. (за исключением «Деяний Петра и Павла») характерны фантастические элементы, роднящие их с античным приключенческим романом: экзотические страны и народы (Персия, парфяне, людоеды и т. п.), сказочные существа (говорящие животные, собакоголовые люди), невероятные приключения (чудесные путешествия, превращения существ). Если большие Д. а. а. отличает географическая конкретность, то в малых действие происходит где-то на краю ойкумены или в вымышленной стране. Содержание малых Д. а. а.

http://pravenc.ru/text/171796.html

Касаясь церковной иерархии, Мейендорф заявляет, что система церковной иерархии у святого Дионисия “совершенно игнорирует боговоплощение” (стр.278). Напротив, она основывается на боговоплощении, так как в противном случае ограничилась бы ветхозаветной иерархией. Мейендорф пишет, что отношения между Богом и человеком в “Церковной иерархии” “полностью детерминизированы системой посредников” (стр. 278). Однако иерархическая система – это духовные каналы благодати, которая совершает дело спасения, освещает и преображает человека, но не отнимает у него свободы воли. В этом отношении человек, включенный в систему иерархии, продолжает оставаться свободным существом с постоянной свободой выбора. Что касается триадичности церковной иерархии, то о трех степенях священства упоминал священномученик Игнатий Богоносец , ученик апостола Иоанна Богослова. Насчет критики Мейендорфа евхаристических воззрений святого Дионисия надо отметить, что Дионисий не имел в виду написать всесторонний анализ литургии, а ограничился главным образом нравственным аспектом. Здесь вовсе нет символичности таинства, а символичность описания таинства. Мейендорф договорился даже до того, что такие церковные обряды, как открытие и закрытие Царских врат во время литургии возникли при влиянии “Ареопагитик”, хотя это хронологически не совпадает с распространением творения святого Дионисия и носит свой собственный символический и мистический смысл, вложенный в саму литургию. Далее Мейендорф обвиняет святого Дионисия в такой экклезиологической крайности, граничащей с извращением, как клерикализм. Если стать на позицию г-на Мейендорфа, то еще с большим основанием можно упрекать в этом священномученика Игнатия Богоносца , в посланиях которого значение иерархии подчеркнуто с большей решительностью и в большей степени, чем у святого Дионисия. Однако, по нашему мнению, корни клерикализма надо искать в стремлении – создать искусственный гибрид государства-церкви, в смешении церковных и государственных прав и обязанностей.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

(Гл. II). Во-вторых, – из определений вселенских и поместных соборов. 1) Седьмой вселенский собор называет мощи святых «источниками исцеления, имиже Бог многа благодеяния человеком творит», отлучает от церкви тех, «иже мощи мучеников презирают, и не яко вещь святую с подобающею честию восприемлют» и повелевает полагать мощи святых в церквах, которые без них были освящены. 2) Поместный собор Гангрский предает проклятию тех, которые не почитают мест погребения мучеников. 3) Собор Карфагенский «повелевает раскопати жертвенники, в нихже не лежат мощи святых мучеников» (270 б –271 а ). (Гл. III). В-третьих, из свидетельств св. отцев церкви. Св. отцы церкви называли мощи святых источниками освящения и защитою от нападения вражия (271 а ). Как сами благоговели и пламенно желали видеть мощи святых (272 б –273 а ), так и говорили о их почитании (272 а ); в частности, – что мощи святых служат предметом почитания и прославления самих царей: они – гораздо почетнее гробов царских (273 а –274 б ); свидетельствовали, что тела святых могут быть так же действенны, как и души их (272 а ), так как в них заключается «сила некая и могутство» (там же). Как основания к почитанию св. мощей, отцы церкви приводили те доводы, что 1) мощи святых напоминают нам о страданиях и добродетельной жизни угодников Божиих и 2) служат жилищем Духа Св. и источниками чудесных благодеяний людям (275 а –276 б ). (Гл. IV) В-четвертых, – из повествований о чудесах, совершавшихся при св. мощах. Так, по свидетельству Епифания Кипрского , гробы пр. Исаии, Иезекииля и Иеремии были почитаемы особенно ради чудес, бывших по молитвам сих пророков. Св. Василий Великий и Григорий Назианзен говорят о чудесах при мощах мученицы Иулитты и св. Киприана (276 аб ). Церковные истории и жития святых упоминают также о торжественных перенесениях св. мощей из одних мест в другие и о различных чудесах, бывших при этом (276 б –277 б ). Известны также повествования о чудесах от мощей св. Апостола Варфоломея, св. Николая, святителя Мирликийского, Димитрия Солунского, Петра, митрополита Всероссийского и Феодосия Печерского (276 б –278 б ). Но протестанты не верят всем этим свидетельствам о чудесах, совершавшихся силою св. мощей. Не убедительны для них также и свидетельства об уважении и почитании, воздаваемом древними христианами телам св. мучеников, хотя протестанты и считают «свою сонмицу сообразну быти первенствующей Церкви» (278 б –279 б ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Morev/ka...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010