Только мир имейте, а постройка келейная вам будет на пользу: некоторая рассеянность и занятие будет вас развлекать и от уныния освобождать. Описание твоего детства читал, и не менее твоего подивился чудному и милосердному о тебе промыслу Божьему: как скорбными случаями приводит к истинному пути и к истинному разуму? а в то время ты и понятия не имела, как и для чего это делается? Видела страсти людей и свою обиду, а теперь Бог тебе открыл ясно, что ко благу вело тебя Провидение Божие. Воспоминание сего дня тебе полезно, возносись к Богу с благодарением! Будь мирна, здорова и спокойна, сего тебе желаю, И. М. 22 июня 1848 года. 241 Кажется, не на все твои материи дал ответ; от 12-го до 15-го, письмо твое пробегая, заметил во многих местах, что мрачность тебя крепко тяготит. Смирение и покорность воле Божией лучшее средство к перенесению сего креста. Не без причины Господь посылает тебе оный, а чтобы научить тебя терпению и смирению, и очистить скверну от души твоей. Покой обретается в смирении и кротости, как научает нас Господь, и повелевает научаться от Него, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящите покой душам вашим, ( Мф.11:29 ). – Принимаю нелестное ваше усердие, с каковым вы молитесь за меня Матери Божией, может быть ваши младенческие и простосердечные молитвы сохраняют меня грешного и доселе на земле живым. – Не пугайся сего, что в самозабвении произнесешь иногда слово к нашей теплой Заступнице от горящего сердца и чувства: «Матерь Божия, голубушка, помилуй!» Просто употреблять такие слова неприлично, а как бы само оно вырвется от горячности чувств, за это Матерь Божия не взыщет. Как для матери лепетание младенца приятно, кольми паче и наша Мать, Небесная Царица, не отвратит младенческих молитв наших. Св. Тихон Задонский часто, когда молился, келейник слышал выражения его: «Господи помилуй! Кормилец помилуй!» – самые простые младенченские, несомненно приятные Отцу Небесному, вопияния. Что касается до подвигов ...., коими ты, т. е. жизнью их воспламеняешься, – все равно, как во сне сладкую воду пила; нет, вам не понести той жизни, есть и там в настоящее время большие неудобства; где вам там понести? живите там, куда вас Господь привел. Мир тебе! многогрешный И. М. 24 июля 1848 года. 242

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Похвально твое чувство, а их извинительно болезнование, по любви к тебе и привязанности к миру. Я вижу, что тебе есть звание Божие, которым ты должна дорожить, благодарить Бога, удостоившего тебя оного, и данное Ему слово привести в исполнение, содействием Его благодати. Он призывает нас к Себе, велит взять Его иго, называет оное благим, и бремя его легким ( Мф.11:30 ); сему надобно верить несомненно. Но только я должен тебя упредить, что вера и любовь Божия противными искушаются; т.е. будут разного рода искушения и скорби на сем пути, без коих не только невозможно спастись, но ниже в вере утвердиться. Премудрый Сирах пишет: чадо, аще приступаеши работати Господеви Богу, уготови душу твою во искушение; управи сердце твое и потерпи ( Сир.2:1 ). Евангелие и учения апостольские во многих местах учат о терпении. Но где есть истинное звание Божие, тот ни на что это не взирает; а имея твердое произволение, надеется на помощь Божию. Посылаю тебе книгу св. Иоанная Лествичника , которую ты читай со вниманием и познавай, как должно иметь борьбу со страстями: однако ж от одного чтения не можешь уразуметь как должно, ежели опытом не пройдешь. Молись Богу, да будет на тебе Его святая воля, и предавайся оной, призывай в помощь пречистую Деву Богородицу, Заступницу нашу и Покровительницу. Однако ж скоро не спеши, испытай чувства своего сердца, готово ли оно к призванию сему: аще кто хощет по Мне идти, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет ( Мф.16:24 ). Надобно отвергнуть свою волю и разум, и покорить другим, могущим тебя вести спасенным путем; иначе ты не можешь научиться ни смирению, ни кротости; дабы обрести покой душе твоей: хотя и повелел Господь научиться нам от Него, но Он показал Собою пример, послушлив быв даже до смерти ( Филип. 2:8 ). И мы через послушание можем достигать смирения (как увидишь в 4-й степени Лествицы); а без оного все наши добродетели ничтожны. Когда и совершенно решишься на путь сей, то избрание обиталища, и наставляющей тебя не можешь сама избрать безошибочно, и о семь молись Богу: скажи мне, Господи, путь, во оньже пойду, яко к Тебе взях душу мою ( Пс.142:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Сёстры Ваши, Е., Е. и Н., доставили нам Ваше писание, 15 числа писанное. Благодарим Вас за принятие сестёр N. и N. Да укрепит их Господь в обители Вашей и да подаст силу против браней вражиих, имущих восстать на них, ибо враг ненавидит добра, и, яко лев рыкая, ходит, иский кого поглотити ( 1Пет.5:8 ), и верно восставит свои козни к возмущению их спокойствия. Но Вы своим материнским попечением не оставьте их успокаивать. Сёстры Ваши побыли у нас, поготовились и удостоились принять Святые Тайны; о чём нужно было, с ними довольно говорили, желаем, чтобы они по вере своей, получили душевную пользу; это дело не наше, но Божие; Он действует в нас, по вере каждого, аще мы и не духовны и не словесны. А теперь гостят у нас Вашего же стада овечки мать Л. М., и другая М., на время отлучившаяся от стада, и паки желающая возвратиться в Ваши материнские недра. – Голубица, вылетевшая из Ноева ковчега, не обрела покоя ногам своим, паки к Ною в ковчег возвратилась; и он её принял и успокоил: так и она – не подобится врану, оставшемуся вне ковчега, но подражает голубице; а Вы уподобьтесь Ною, примите её, и ежели она малодушным своим исшествием причинила Вам скорбь, то великодушно простите её, и утвердите к ней Вашу любовь. Без искушения не могут быть тверды наши добродетели; дуб когда ветром колеблется, то тверже углубляется корнями в землю. Случившаяся с нею болезнь, печаль по родным, климате – все сие взволновало её воображение, смутило, и она думала найти успокоение на родине, близ родных: однако ж в сем ошиблась. Ошиблась не тем, что не нашла в родных расположения: они её любят и успокаивают, также и в доме своём всё есть для её спокойствия, но дух, вкусив в Вашей обители более телесного спокойствия, не находит здесь успокоения. Она чувствует Вашу материнскую к ней любовь и всех сестёр Ваших расположение. Мы паки повторяем к Вам наше прошение принять её в Вашу обитель; надеемся, что при Божией помощи, укрепится и утвердится тверже прежнего. Просим Вас уведомить нас и её о согласии Вашем на принятие её: она не замедлит припасть к Вашим материнским стопам, и будет проходить подвиг жительства своего с самоукорением, руководствуясь учением святых отцов и нашим наставлением. Сёстры Ваши весьма рады желанию её возвратиться к вам в обитель, и они с своей стороны вкупе с нами просят Вас о принятии её. По ожидании Вашего ответа, при желании Вам мира, здравия и спасения, остаемся недостойные Ваши богомольцы, многогрешные И. Л. и И. М. 24 июня 1839 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

24 апреля 1918 года Не скорбите чрезмерно о прежних грехах ваших, но чувствуйте себя всегда виновной перед Господом. А о тех грехах, которые вы сейчас сказали, батюшка так говорит, что все грехи, исповеданные уже ему, которые он уже разрешил, можно больше не повторять на исповеди. Если же эти грехи продолжают мучить совесть, то святые отцы говорят, что должно в них опять принести покаяние, дабы очистить этим совесть. Но не скорбите, что вам не удается это сделать тотчас же, припоминайте прошлое, записывайте понемногу, только, конечно, главные, важные прегрешения (мелкие, в чем постоянно каетесь, Бог простит). Помните, что всякому доброму намерению противостоит искушение, всячески отклоняющее от оного, но Господь видит ваше намерение и поможет вам в этом, когда это нужно будет. У Него и просите помощи постоянно, зря Его перед собою! Ни в каких иных подвигах наше спасение, ни в поклонах, ни в постах и прочем, а – в смирении, в любви к ближним. Если ближнего оскорбим – Господа оскорбим, с ближним в мире – с Господом в мире. Демон постов не боится, а – умной молитвы, когда ум вперяем в слова молитв. И самое знамение креста тоже помогает, но не так (т. е. не механически. – Примеч. сост.), а крестное знамение с умной молитвой много помогает. Будут смотреть в окно и не увидят ничего 124 . С одной стороны, уготовано Царство, жизнь, упокоение и радость, с другой – вечное мучение во тьме кромешной. Иди, куда хочешь, на все дана свобода. И если ты не радеешь, то ты не желаешь спасения самой себе, губишь сама себя, извергаешь из небесного чертога. Позаботься о своем спасении, позаботься о часе смертном. Увы, как страшен час смертный! Увы, как страшно будет, когда душа с телом станут разлучаться. Не думай, сестра, что проживешь еще много лет на земле. Повеление Господне внезапно и застанет грешника, не имеющим времени на покаяние. Каждый день ожидай известия твоего, готовься к сему пути. Говори себе: вот уже пред дверьми пришедший за мною посланник Бога, что я ленюсь, переселение мое вечное, возврата уже не будет, ибо в который час не ожидаем приидет Господь. И горе неготовым.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Письмо 53 Сердечно сожалею о столь неожиданной кончине м. Л...; мы обязаны молить Господа об упокоении души её, и возлагать упование на Его щедроты и милосердие; а судить – это не наше дело; мняйся стояти да блюдется, да не падет ( 1Кор.10:12 ). Пишешь о Л... что, говевши, готовилась у тебя в келии и что страх её не проходит; она же не понимает, в чём состоит её гордость? Это такая страсть, что гордые не видят себя сим пороком одержимыми, как и тот старец, из которого велено было исторгнуть душу, понеже и единого часа не упокоил Бога в себе: о сем есть у Петра Дамаскина в 24-м слове; а её гордость доказывается плодами страха и проч., как в 79-м слове св. Исаака Сирина сказано, и у св. Лествичника: «гордых приусрящут случаи страшные». Но Бог силен даровать ей познание своей болезни и потом исцеление. Только мне-то горе, бедному, – о людях рассуждаю, а сам низлежу во всех злых, и гордости не чужд; принимаю от подобных тебе слепцов ублажение на своё осуждение: и ежели бы вам открылись глаза и видели бы хотя часть некую моих злых деяний, то и воззрети бы не восхотели на такое чудовище, и надобно бы было мне умолчать и внимать себе; но не знаю, обычай ли мой лукавый, или тщеславный, под видом пользы якобы ближних, не допускает умолкнуть; оставляю попечение о своей душе, простираюсь о других, и только и знаю, что пишу, хотя и весьма не легко мне сие. Не знаю, что будет. Описываешь о семействе вашей сотрудницы, о котором ты имеешь попечение в духовном окормлении, какое встретила затруднение со стороны противомудрствующих; что ж делать? Спроси их по совести, они найдут себя правыми и верно обвинят тебя; а я что на это скажу? Включая себя, тебя и их, можно сказать: ослепи бо их злоба их ( Прем.2:21 ): мы все зорки на чуждые немощи, а сами как бы святые; это ясно мне видится на многих и на себе: вещи видятся все в превратном увеличительном виде в ближних, а свои и большие за ничтожные почитаем. Как же ты нас уверишь? Ежели бы мы были, хотя мало, причастницы смирения и любви, то сгорали бы жалостию и самосознанием своих немощей; не имея же сего, невольно стираются выи наши обличением, к нашему смирению. Потщимся не возненавидеть их, а благодарно нести обличения; а между тем подвизайся с ними и с самою, да за праздность не осудишися. Будьте все мирны и согласны между собою, проводите пост благоговейно, и да сподобит вас Господь встретить праздник Пасхи с сердечною радостию. И. М. 1-го апреля 1850 года. Читать далее Источник: Издание Козельской Введенской Оптиной пустыни. Москва, типография В. Готье, 1863. Печатать позволяется с тем, чтобы по отпечатании представлено было в Цензурный Комитет узаконенное число экземпляров. С.-Петербург, ноября, 17 дня, 1861 года. Цензор, архимандрит Фотий. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Я пишу к ней, что нахожу нужным к ее вразумлению, но большая разница писать и исполнять. Она заквашена своим разумом и своею волею, то и трудно оставить оные; а между тем враг, зная пользу от повиновения, старается возмущать и не допускать до оного, как пишет св. Феодосий Едесский. Что делать? надобно вразумлять и потерпеть; только при одном – в своих правилах и чтениях нельзя ожидать пользы, потребно иметь какое-нибудь занятие келейное и послушание, и при столкновениях познает свою немощь, когда не понесет. Чтение отеческих книг, без практики , не может нам помочь: они нас вразумляют, а наше дело исполнять, при открывшихся случаях видеть движение наших страстей, противляться оным; а при падении познавать свою немощь, смиряться и каяться пред Богом и ближним, чтобы нам нельзя было понадеяться на свое я . Ты пишешь, попустить ее, – пусть исправляет свои правила и пост, то не понеся оных смирится, хорошо и так; но все она может ослепляться кичением, ибо в надсловии на книгу преподобного Нила Сорского, пишет: «часто на пощение и большие подвиги подвигает бес, чтобы привести волнение и от оного в прелесть». Прочти сама в надсловии на странице XLVI. Когда же подвигнется на исполнение заповедей Божиих, то, видя свою немощь, невольно смирится, – а оное-то всего нужнее для нас в деле спасения. Если же ей жить с сестрою Т-ою, то не может быть никакой пользы: обои затянутся на правилах и постах; – а после что будет? Но что нам до внешних приобретений! надобно пещися что-нибудь смиренно приуготовлять к вечности, и строить дом душевный, по предписанию аввы Дорофея, или, как пишет св. Илия Экдик, гл. 62: «дом убо души есть терпение: обдержится бо в нем. Имение же смирение, питается бо тем». А ты помолись о мне грешном, пишущем и говорящем другим, а ничто же благотворящем. И. М. октября 1859 года. 99 Дай Бог, чтобы жизнь ваша с О-ею была для обоих вас полезна и спасительна. Полное её раскаяние подает надежду на сие; но нельзя, чтобы враг оставил навсегда в покое: брань будет восставать, которую благоразумным и смиренным отражением, с помощью Божией, удобно победите и кровию уязвлений ваших восторжествуете, – по слову св. Исаака Сирина. Кротость и смирение нам весьма нужны: «Господь наставит кроткия на путь и смиренныя научит путем Своим» (Пс.24:9). Как свет просвещает все видимое, так и смирение показывает нам все наши недостатки и просвещает ум наш к рассуждению.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

многогрешный И. М. 24 ноября 1834 года. 424 Достопочтеннейшая о Господе сестра, по духу дочь, мать О.! Желаем тебе и с сестрою твоею П. здравствовать душевно и телесно и в духовном возрасте преуспевать, со упованием на помощь Божию, и всегда о Господе радоватися. Писаньице твое, от 28 марта посланное, мы получили, и поутешились, что Господь даровал тебе по душе отдохновение и мир от приходящих сестер, а по телу обе вы, яко еще страстные, наказуетесь; благодарите Бога и памятуйте, что когда внешний наш человек тлеет, то внутренний обновляется (2Kop.4:16). А аще будет воля Божия, то и по телу силен послать вам облегчение. А что на вас ропщут и нас хулят, о сем внимать не подобает, токмо да храните совесть вашу, сколько сил есть, идти путем заповедей Божиих и по преданиям отец святых, иже, Духом Святым движимы, научают нас идти сим путем. А аще помысел бесстудствует, приносит тебе кичение, яко наставнице и окормительнице других, – помяни своя грехи, и что за таковый помысел бывает оставление и попускается впадать в различные помыслы и скорби, к познанию своей немощи. 10 апреля 1834 года. 425 Мир Божий да почиет на тебе и на всех окружающих тебя единодушных сестрах, и да сохранит вас Господь от всех сетей и козней вражиих, коими покушается устрашить вас и колебать дух ваш. Желаем же вам всем в мире и спокойствии здравствовать душевно и телесно. Воистину достойна сожаления В. Г-на о приключившихся с нею жестоких и странных болезненных приключениях, что, полагаем, не иначе что, как последствие всегубительнейшей прелести, от злолютого врага наводимое. Хорошо, что вы утешили ее принятием св. образа и, – благодарение Господу, – что она сознает себя виновною и еще пребывает в вере и надежде на милосердие Божие. Оно сильно коснуться её и, по толиких страданиях, с миром принять душу её. 26 января 1835 года. 426 Достопочтенныя о Господе, по духу дочери, мать Ο. и П.! Почтенная В. Г-на, а в монашестве В., скончала течение дней своих, и хотя по многоболезненных страданиях, как телесных, так и душевных, но мирно, с принятием напутствования пречистых Таин Христовых, отошла в будущий век предстать Создателю Своему, с надеждою ожидания помилования о содеянных в житии её грехах. Наш долг есть молить Господа о упокоении души её в царствии небесном и помышлять о себе, что и наша жизнь здесь не долговременна; а потому и надобно примиряться Богу покаянием и исправлением жизни своей, по заповедям Божиим, и просить у Господа кончины безболезненной, мирной и доброго ответа на страшном судище Христове.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

И. М. 9 декабря 1847 года. 498 Писанием Вашим, от 24 января, описываете свое устроение. Вы страдаете мнением от самосмышления, что Вас смущает и беспокоит; и сколько могу полагать, произошло от высокого о себе мнения; когда Вы, после рассеянной жизни, жили очень скромно, то и приходило Вам на мысль, что Вы уже исправились; которая (мысль) возрастая постепенно, питала в Вас внутреннего фарисея, а это самое и есть причиною, чтобы невольно уже впали в разные мнения: ненависти, страха и прочего, – что Вас и лишает спокойствия. Господь наш Иисус Христос научил нас, как можем найти спокойствие: «научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашим». Видите, что в кротости и смирении, которых лишение причиняет беспокойство и смущение; явно, – что где нет смирения, есть гордость и самолюбие, произрастающая плоды неприятные, вкушаемые Вами. То куда бы Вы не заехали, хоть в дальние страны, но пока не смиритесь, не можете успокоиться. Смирение рождается от истинного послушания и отложения самосмышления, когда мы ни в чем не доверяем себе, но волю свою и разум отсекая вверяем другим, могущим нас управить; и то только приемлем за правильное и делаем, что они искусят быть спасительно, хотя бы нам и противным казалось; этот самый удобный путь, который нам показан в учении святых отцов, прошедших опытом духовную жизнь и потерпевших брани духовные. – Вы думаете, что, переехавши на другое место, где Вас не знают, будете уже и покойны, но напротив, это будет так на две недели, или на месяц, а там те же брани на Вас восстанут, и Вы только и будете с места на место переходить. Вы же избрали место сие по жребию вынувшемуся; то как Вы считаете: оставить место, указанное Вам жребием, с молитвою вынутым, не будет ли противлением воле Божией? Но Вы, как вижу, вряд ли устоите на сем месте. И потому-то выбирать, и делать что-либо по жребию, – не нашей меры; это делали святые Апостолы и великие отцы, и когда им доставалось идти в какую страну, или что-либо предпринять, они встречали скорби мужественно, верно знаяи что есть воля Божия в сем пути потерпеть им оные, за спасение ближних и себя.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

А второй, волею в страстях обращающейся, зело о сем соболезновать и приносить покаяние Вземлющему на рамо заблуждшее овча, Который и всегда готов нас обращающихся принять, и отнюдь не уповать на себя, или на свой разум, а охраняться и слушаться опытнейших, и, может быть, искусы сих много ведущих; и отревая всякое неверие, и умственно и чувственно повергать себя пред всеми, – да негли Господь, призрев на смирение и сознание вольное, пошлет Свою помощь: и тогда победа над врагом одержана явится; якоже и аз скудоумнейший и последнейший любви вашей советовал; аще бы восхотели послушать, послал бы Господь исцеление. Вы изъявляете свое к ней сожаление, но се есть видимая страсть: я мню, – тогда бы было сожаление ваше истинно, когда бы взирали на конец, и не только на будущий, но и на нынешний, т. е. – удержанием от того и понесением, через сие с обеих сторон, кратковременной болезни, – получили бы обе исцеление и спокойствие. Представьте себе больных, которые бы вместо целительных лекарств принимали бы вредные потому только, что они им кажутся вкусными, а те горькими; кто не сочтет их глупыми, или по крайней мере полуумными? Пример очень явственный; но там о теле, а здесь ещё важнее, – касается до души; потреба молиться и других молитвы призывать; а себя понуждать, и терпеть болезнь. Что скудоумию моему вложил Господь, написал; и вы вложите во уши ваши, и рассуждением испытайте, и потщитесь, с помощию Божиею, на дело. И. М. 8 июля 1829 года. 385 15 Чувствительно сожалею, что у вас немирство. Рассудить дело ваше, кто прав и кто виноват, не моего ума; но кажется, это попущено к твоему искусу, а по времени умирится. Ежели бы с обеих сторон было внутреннее, истинное укорение, то бы и внешнее понесли. Прочти (у Матфея) Евангелие гл. 5, 6, 7, – и, сколько можно, уничтожь себя и смири, яко несохраншую заповедей Божиих; проси Его помощи, да упразднит козни вражии, а оставлять себя от причастия Животворящих Таин на долгое время весьма не полезно. Хотя дня три поготовься со смирением, может быть, и мир даст Бог; где смирение, – там и милость Божия. Перед таинством можешь сказать ей от сердца: прости! – в чем чувствуешь, т. е. в воздаянии словами друг другу и в мысленном, враждебном залоге. Мы, смертные, не знаем, когда позовут нас к ответу: «будите готови, яко не весте, в кий час Господь ваш приидет» ( Мф.24:44 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Слава Богу, что вы увидели ошибку свою, желая перейти в В., и возблагодарили Его за отеческий о вас промысл. Всегда так бывает, когда мы какое дело предпринимаем; омраченные страстью не видим, в какую пропасть ввергаемся; а в вас тогда действовала страсть, и конечно не без труда, хоть и невольно остались на месте. Читать псалтирь не мешает, это – славословие Божие. И. М. 24 июля 1849 года. Письмо 480 Очень давно я не имел никакого о вас известия, а только теперь получил письмо твое от 24 сентября и узнал о вашем там пребывании. Очень жаль, что мать Ф. лишается своего достояния; а почему? – этого не знаю; неужели потому, что она приняла рясофор? Впрочем на все это есть воля Божия, и ей надобно сохраняться от ропота; Господь силен ее пропитать. Пекущийся о всякой твари кольми паче не оставит словесного Своего создания, токмо мы потщимся искать Царствия Божия и правды его, и  сия временное и нужное вся нам приложатся ( Матф. 6:33 ). Да, как ты пишешь, будете поэкономнее жить, то и прибавите тем к тому, что Бог вам теперь посылает. Пишешь, что остались там до первого пути; не могу сего одобрить, но что ж с вами делать? – А надобно бы скорее на место делания своего поспешать; находясь не на поприще подвига, пользы не получите, и, после долгого рассеяния, опять трудно будет привыкать к уединенной своей келлии и к скромной и безмолвной жизни. Скажи матери Ф. и матери Ю. мой поклон, и что пора на свое место. Отлучившиеся ваши монахини не все еще собрались в свои гнездышки. Желаю, чтобы все вы были мирны и благополучно бы возвратились в свою обитель. Остаюсь многогрешный И. М. 8 октября 1849 г. Письмо 481 Сия измена десницы Вышняго ( Пс. 76:11 ), что ты не скучаешь в теперешний раз, приехавши из мира, и любишь свою обитель; благодари Господа, а не превозносись о сем; ибо всяк, кто в чем похвалится, в том после от искушения пострадает. Ты тогда была в искушении, но оного не познавала, и тогда там тебе, может быть, меньше было прискорбий. Всегда же ли это может быть? – отнюдь нет, но там несравненно большие бывают скорби. Описанные тобою немощи и дурные навыки надобно стараться исцелять и на лучшее переменять, при Божией помощи; а в побеждении от них не унывать, но благодушествовать, принося покаяние Господу. В немощах телесных надобно сообразоваться с оными; а выше меры понудить себя, – то и совсем можно изнемочь: только надобно вооружиться против лености. Мира, здравия и спасения тебе и матери Ф. желаю. Многогрешный И. М. 4 апреля 1850 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010