И. М. 15 июля 1844 г. 138 Достопочтенные о Господе мать К. и М. У.! От 24 июля и от 13 августа письма ваши я получил. К сожалению, не вижу отрадного облегчения болезни М. У.; предпринимаемые средства не воспользовали, но более расстроили здоровье. Кто знает будущее? а Господь попущает так быть; может быть, это и послужит на спасение. Верно бы не могла так вольных трудов понести, а иногда бы и уклонилась на какую сторону; ведь страсти многоразличны; теперь же невольный труд и нехотя переносим, хотя и с пренемоганием, но несем. Слава премудрому о нас Божьему промыслу! Когда дают совет еще полечиться, то не надобно оным пренебрегать, – только просить Бога послать такого лекаря искусного, – вразумить его, и дать силу принимаемым лекарствам; также и того надобно послушать, когда маменька зовет, и игуменья соглашается отпустить к ней. Когда выздоровеешь, можно опять приехать. Ты же, Κ., о подозрениях на тебя ложно возносимых не скорби, а думай о том, что не подала ли к сему повода веселым и свободным обхождением в разговорах? Не всяк судит по сердечным чувствам, а более по наружности. 139 Достопочтенная о Господе мать Κ.! Ни мало не удивляюсь, что ты по должности только несешь одно имя; это почти и вообще есть так; и для тебя нет от сего душевного вреда, а еще, может быть, и польза: не пристрастишься к честолюбию, и научишься через скорби терпению; только надобно наблюдать, дабы не было ответственности за какие-нибудь дела, под именем твоим сделанные. И это когда предвидишь, можешь стараться предотвратить каким-нибудь способом, а более вручать себя в промысел и покров Божий, ибо без него никто и ничего не может тебе сотворить. Чувствуемые тобою утешения надобно различать: истинные ли они, или ложные? И оные не могут повредить, когда не будешь обольщаться ими, а считать себя недостойною утешения. Смирение сохранит тебя от прелести; а хотя бы оные были и благодатные, но ежели увлекаешься в высокоумие, считаешь себя приобретшею богатство сие и уже обнадеживаешься во спасении, то паки лишишься оных, так как уже и было с тобою. Бог посещает рабов Своих, иногда и за терпение скорбей, утешением, и тогда более, когда они не ропщут, а считают себя достойными скорбей, по смиренному их залогу. Вообще в духовной жизни, в делании нашем: страх и надежда; нашествия и утешение, и прочее. Господь да вразумит тебя и сохранит от всех сетей и козней сопротивного.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Образ сей духовной жизни не относится к формальной исповеди пред духовным отцом; то само по себе должно исполнять, по временам положенным, и ничего не таить от него, и получить разрешение: а то есть водительство в духовной жизни; ибо всякий-то случай можно ли перед духовным отцом изъяснить, когда, приходя на исповедь не имеешь времени более 5-ти или 10-ти минут, – а время пройдет два или три месяца не исповедавшись? между тем ходишь с отягощенною совестью и помраченным умом, и, за неоткровение, всегда тем же побеждаются; а по откровении помыслов, хотя и без разрешения, получают успокоение в совести, уменьшение брани и наставление к противоборствованию. «Ибо самое то, еже являти и открывати злые помыслы отцам (а у вас матерям) увядает и немощнейшая творит». (У св. Кассиана). Между тем, открывая матери, не имеешь намерения скрыть сего от духовного отца, и даже, ежели найдет она нужным, по важности греха, не укосневая и не дожидая срока исповеди, открыть духовнику и получить разрешение. Из всего вышеписанного рассмотри пользу от откровения и в вашем поле наставниц. За недоверие же тебе, не вини других, но себя, говоря: «видно я того достойна и Бог им не возвещает мне верить» – от этого можешь приобретать смирение; а оправдание показывает, что питаешься помыслами гордости; но это не мое дело видеть чужие немощи, когда сам оных преисполнен; а сказать истину нужно. Остаюсь желатель твоего спасения. Многогрешный И.М. 24 мая 1845 года. 7 Духовной дочери моей посылаю мир благословение и прощение в изъясненных ею в писаниях мысленных поползновениях. Но возлюбленная по духу дщи моя, усмотрел из письма твоего сомнительные некие вещи, о которых понуждаюсь долгом моим тебе заметить, да не утаится и от тебя лесть вражия. Ты думаешь стяжать чистоту, но все видишь, что еще не чужда плотской страсти; также и причие страсти имеют вход в сердце твое: клеветные, завистные, ропотные, тщеславные, и прочие; и при оных имеешь мнение, будто бы стяжала чувство любви Божией, когда говоришь: «боюсь потерять чувство любви к Богу».

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

24 апреля 1854 года. Письмо 89 25 апреля. Письмо ваше от 17 ч. сегодня получил, пишете, что скорби вас посещают, но вы знаете, как оные необходимы на пути нашем, и когда, как, и какие послать, распорядитель есть Бог, ведали и потребу оных для нас, и силу нашу. А отнять скорби – зародится в сердцах наших ил страстей, и произойдут действия греховных чудовищ; пока не смиримся, требуем огня скорбей, да попалит и искоренит из земли сердца нашего терние страстей. Да как посмотрим на жизнь нашу, в чем мы себя лишили и что потерпели? Живем во всем изобилии и отраде тела, смирения нет ни на волосок, то как же не быть скорбей? Св. Петр Дамаскин пишет, что «разум истинный есть порождение скорбей, а от оного рождается смирение». Вы, вместо того чтобы судить оскорбляющим вас и по мнению вашему не так поступающих, обратите мысль на свое устроение и увидите, как еще далеки от исполнения заповедей Божиих о любви. 27 апреля. Погода стоит прекрасная, весна красуется, одевает деревья в их благолепную красоту, а певцы поют, славят Творца и поют свою свободу. А мы, страстные, како воспоем песнь Господню на земли чуждой, исполненной терния и волчцов? Хоть и поем, но можно сказать: «Пою их не разумею» ( Пс. 100, 2 ). Слава долготерпению Божию! 28 апреля. Ныне почты вашей не получил, а орловская почта пришла. В. В. прилагает письмо преосвященнейшего Смарагда, от 18 апреля полученное им, пишет, что скоро приедет в О-й, к своей пастве, упоминает и обо мне, грешном, что он там старался о награждении меня наперсным крестом. О горе мне, грешному, имя мое выше дел моих, пожалейте и вы о мне, я и так скуден смирения, а это послужит ли к моему смирению? Надобно бы смириться, нося знамение спасения на шее. Благодарение Господу, я не только не писал, но и не думал искать или просить. 3 мая. Слава Богу, вы приступили к постройке вашей кельи, да поможет Господь и благословит вас мирным и спокойным житием. Хорошо, что М. И. с миром благословила, а что от других бывают суды и пересуды, на это нечего смотреть, нельзя чтобы не было искушении, но вы будьте мужественны, без искушений ничто не совершается, и вам поможет Господь исправить дела ваши. А между собой случающияся кострики старайтесь упразднить, ибо это козни вражии, обличающие ваши устроения, а вы положите в основание камень смирения, то и не подвижетесь; много о сем читаем, пишем и говорим, а надобно же и в чувстве водружать оное, да обрящете покой по словеси Господню.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

О мире и согласии в жизни вашей келейной и в содержании вы должны хорошенько порассудить и поговорить, и, как возможно, так и делать. Я писал к обеим вам, но не законополагал и не принуждал. И. М. 2 января 1851 года. 306 Скорбное писание твое я получил, и тем более скорблю, что не имею сил помочь вам; только уповаю, что силен Господь каким-нибудь неведомыми нам Своими судьбами устроить в обители вашей многожелаемый благочестивый порядок. Потерпите и молитесь Богу; Он услышит молитву скорбящих и окованных тугою и скорбью. Скорби не те, так другие посещают нас, и когда можно от них освободиться своею силою, то освобождайся. – Но, видно, угодно всепремудрому промыслу Божию испытывать скорбями пошедших во след Его, – может быть, и недостатки дел наших восполнять оными. Видя из писем ваших, что у вас по келье несколько поумиротворилось, радуюсь о сем и желаю, да и совершенный мир водворится. И. М. 23 января 1851 года. 307 Пишешь ты, укоряя себя за нерадивую жизнь и неисправление; и паки: слышишь со стороны ложные негодования на тебя, которые и в голову твою больную не входят. Памятуя свою нерадивую жизнь, принимай хотя ложные укоризны со смирением и благодарением; впрочем, как бы ты ни была благоразумна и осторожна в словах, а все что-нибудь скажешь, и оное, прошед через несколько уст, получит большее прибавление; так и должно в отношении к нам, для научения терпению и смирению; конечно, так Бог попускает. Слава Богу, что сестры твои, м. Н. и А., стали помирнее; при помощи Божией и их понуждении, страсти могут получить ослабу, – а себе успокоение; а когда не будут себя нудить, имея в виду любовь и смирение, то не получат и помощи Божией и лишатся спокойствия. Посылаю им мое недостойное благословение. И. М. 24 марта 1851 г. 308 Ты напрасно скорбишь, что не получила моего прощения в письме. – Когда я тебе отвечаю и пишу о твоих немощах, то, конечно, уже и прощаю, а главное – Сам Господь прощает тебя за сознание твое по неизглаголанной Своей милости; и тебе служит доказательством, что ты, получа письмо, совершенно обновилась на лучшее после столького бывшего с тобою обуревания страстей.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Кстати, поздравляю тебя и с прошедшим твоим Ангелом. Молитвами её да сподобит тебя Господь улучить царство небесное. И. М. 19 января 1845 года. 35 Как ожидал, так и получил твое письмо о приезде в С-к. Слава Богу, что благополучно окончилось твое путешествие; а раньше и нельзя было приехать по такой погоде и дороге. Теперь отдыхай. А радость твоя и утешение от того происходит, что находишься на своем месте, где благоволил Господь даровать тебе место для приобретения будущей жизни; о чем и должно иметь всегдашнее попечение, не дерзая и не отчаиваясь отнюдь, аще что-либо и случится благое, или злое. В обоих надобно благоразумною быть и смиренно проходить время. Для С-и большою пользою послужила твоя отлучка; она искусом познала уединение, что оно есть ещё не её меры; и, может быть, во многом увидела свою немощь, оттого она была тебе и рада. Дай Бог , чтобы всегдашний мир был между вами. Ей нужно обучение к отсечению своей воли и разума, и тебя это не повредит, когда будешь давать полезные советы, и в чем-нибудь, по её неопытности, ее останавливать. Между тем и сама нисходи умом в глубину смирения; и когда будут тебя укорять старчеством, то самая укоризна послужит тебе врачевством. Мир тебе и Божие благословение и всей вашей келье. Многогрешный И. М. 24 марта 1845 года. 36 Точно три помысла вражеские, на которые ты сделала приличный отпор; но и я нечто присовокуплю: 1-е, питавши тщеславие, когда говоришь, имей самоукорение за самый оный помысел; и то, что мы – каждый из нас – должен искать пользы не своей токмо, но и ближнего; и больши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя ( Ин.15:13 ). 2-е, ощутивши возмущение, не пострадала падения, но паче познала свою немощь, которая невольно велит смириться и иметь предосторожность. О 3-м Сам Сердцеведец Бог да известит тебя, что оный есть злобный и обольстительный, смутительный. И да проженет Господь от тебя все подобные не благосозидательные прилоги вражии. Посуди же, ежели дать ей свободу лезть на небо без толку, и ты будешь молчать, смотря на это и соблюдая мнимую свою пользу: что из того выйдет? Напротив в пользе ближнего соблюдается и наша польза. Ты даешь совет, а не старчески повелеваешь, и не берешь сего на себя, а я тебя к оному не понуждаю, и ее отвращаю. При случившейся теперешней с нею бури, что бы она делала без поддержания и когда бы ты молчала?

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Сколько бы мы ни читали читанного нами в отеческих писаниях, всегда находим новое, и пищей души; а по мере нашего устроения, ощущаем вкус её, меньше или больше; и то нам велия польза, что видя высоту жительства, какую проходили святые отцы, – и мы должны бы им следовать, но, по немощи нашей, далеко отстоим, – должно нас смирять: а смирение когда стяжем, то и одно оно сильно ходатайствовать о нас пред Богом; что же может быть вперед, то от нас закрыто в завесе судеб Божиих, коим мы должны смиренно покоряться, и выше меры Он не пошлет искушения. Смиренный на всяком месте и вο всякое время получает успокоение от благодати Божией: «научитеся от Мене» и прочее ( Мф.11:29 ). Расположение твоих келий очень хорошо, да даст тебе Господь мирно и спокойно пожить в оных. 24 апреля 1851 года. 77 Благодарение Господу, даровавшему тебе мирное успокоение совести касательно твоей худости. Дай Бог, чтобы сие мирное чувство не нарушалось противными ветрами вражиих внушений, в коих ты довольно искусившись, можешь познавать: откуда и какой ветер навевает, по чувству, в сердце являющемуся: ежели мир и спокойствие является, то сие приписывай Божьей благодати, и благодарение приноси; а когда приразится смущение, то ищи вины в себе, ибо вещество страсти не исторгнуто, и потому, приражением от чего-либо, на действие подвизается. Это я говорю не в одном относящемся до меня действии, но о всех случаях, какие могут представиться к искусу нашему, смотрением Божиим, и ко обличению нашего устроения. Да упремудрит Господь тебя в бранях духовных и укрепит противу невидимых сил, восстающих на нас; крепкое на них оружие у нас – смирение, о котором только легко воспомяну, дабы подать повод поучиться и стараться о снискании оного. Прошу не оставить меня в своих молитвах, желающего тебе мира, здравия и спасения, многогрешного И. М. 78 Я все это время нахожусь в суете, как и тебе известно, и побыв на гостиной, так ослабеваю, что едва домой добреду. Суеты нигде не избежишь, и у вас не обходится без неё, как ты пишешь. Да мы еще не такой меры, чтоб могли вынести безмолвия зной, опутаны все, и внутри преисполнены страстей.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Желаю, чтобы мирно проводили святые дни праздника и встретили новый год благоговейно. Остаюсь многогрешный И. Макарий. 24 декабря 1846 года. 119 «Несть наша брань к крови и плоти, но к началом и ко властем, и к миродержителем тьмы века сего, к духовом злобы поднебесным». ( Ефес.6:12 ); равно и оружия воинства нашего не плотския, но духовные, способные на разорение твердем вражиим ( 2Кор.10:4 ), о коих также пишет св. Апостол; «сего ради приимите вся оружия Божия, да возможете противитися в день лют ( Ефес.6:13 ), и проч. Он велит препоясаться истиною, облечься в броню правды, обуть нозе в уготование благовествования мира, восприять щит веры, в немже возможно все стрелы разжженныя лукавого угасить и шлем спасения восприять и меч духовный, иже есть глагол Божий ( Ефес.6:12–17 ). Вооружась сими оружиями, надобно приступать к брани со многим смирением, а не с самонадеяннием; а что брань сия необходима, для хотящих спастись, то и премудрый Сирах возбуждает: чадо, аще приступаеши работати Господеви Богу, уготови душу твою во искушение( Сир.2:1 ), и проч. А какого бы рода ни последовали искушения, как надобно укреплять себя в оных, прочти у св. Макария египетского в 7 слове, 13, 14, 15, 16 и 17, так же у св. Исаака Сирина слова: 34, 35, 36 и 37 и в 51 слове часть, и у св. аввы Дорофея . Видишь, что хотящим спастись неминуемо предлежит брань духовная со врагами душ наших: которые нас борят и побеждают через наши же страсти; что вижу и в твоем устроении, описанном тобою. Зависть и ненависть, мучащие тебя, не суть вновь родившиеся, но крывшиеся в сердце твоем тайно страсти; а случаем раздражённые и обличенные. По учению св. аввы Дорофея , подобно «как вредные произрастения во время зимы кроются в земле, и никто не видит и не знает об них; а когда весенняя влага и теплота воздуха коснется их, они произрастают, и могут свободно исторгаться; так и страсти наши, о них же Псаломник пишет: внегда прозябóша грешницы, яко трава, и проникоша вси делающие беззаконие, яки да потребятся в век века ( Пс.91:8 ); т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Письмо 153 Вы сами бываете причиною своего смущения; мы уже многократно Вам писали о скорбях, что оные случаются попущением Божиим и надобно, с покорностью воле Его, понуждать себя к терпению и к зазрению своих немощей и смиряться от сего, а на смирение Господь призрит и пошлет Свою помощь. Мы нимало не скучаем Вашими письмами и изъяснением в оных Ваших немощей, но сердечно о Вас соболезнуем; желали бы помочь, но не имеем сил и средств; Вы находитесь в борьбе, и Бог не посылает брани выше сил Ваших; но Вы, ежели страждете побеждения, то это от Вашего нерадения и за оставление непобедимого оружия – смирения, которым все страсти и сети лукавого сокрушаются. Смущающий Вас помысел о грехах от слов монахини, и доводящий до отчаяния, есть от противного. Против этого никто не может спорить, что и грехи требуют равно-достойного покаяния: но кто ж оное может измерить, кроме единого сердцеведца Бога! Мы должны каяться о грехах наших и, всегда памятуя оные, нисходить в бездну смирения; но не полагать, что уже загладили свои грехи нашим покаянием, а ввергать себя в пучину неизреченного Божия милосердия и щедрот, и надеяться, чрез заслуги Спасителя нашего, получить прощение; как обнадежить себя своими заслугами – зло есть, так равно и отчаиваться – зло же, хотя бы и извещение прияла о прощении грехов, но все памятью их должны возбуждаться к смирению, и когда случится какая скорбь, или обида, воспоминая грехи свои, простим ближних, по слову Спасителя: аще не отпущаете человеком согрешения их, ни Отец ваш отпустит вам согрешений ваших (Мф.гл. 6. ст. 15), подобно сему и притча о должнике тьмою талант ( Мф.24:24 . ) научает; да и святые чем сохранили свою святость, как не смирением? Чем более приближались к Богу, тем более видели себя осужденными: а которые были прежде грешники и покаялись и уже получили святыню, а все грехи свои не забывали, как-то: св. Мария Египетская и проч.; довольно ли сего для Вас рассуждения о покаянии? Можете и сами читать у св. Исаака и св. Лествичника, св. Ефрема, и у прочих; все они обнадеживают грешников и отводят от бездны отчаяния. Помыслы исповедывать надобно те, в которых воля Ваша участвует и соизволяет на них, укосневая, и делается мысленною преступницею пред Богом. Десятая заповедь ясно показывает нам сие; все заповеди запрещают делать зло, а оная и желать мысленно; но те помыслы, которые только приражаются, а мы с ними не согласуемся, не соизволяем на них и отвергаем, не нужно исповедовать. И. Л. и И. М. 21 февраля 1839 года. Читать далее Источник: Издание Козельской Введенской Оптиной пустыни. Москва, типография В. Готье, 1863. Печатать позволяется с тем, чтобы по отпечатании представлено было в Цензурный Комитет узаконенное число экземпляров. С.-Петербург, ноября, 17 дня, 1861 года. Цензор, архимандрит Фотий. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

остаюсь многог. И. М. 24 марта 1845 года. 145 Упоминаешь о матери 3., что она нудится к откровению, и до болезни; но не видно, есть ли ей от сего польза. Когда получает оную, то пусть и понуждается продолжать. Враг же, «ненавидяй гласа утверждения», наводит ей тяготу и болезни; но на это не должно смотреть: оно пройдет. – Также и на других сестер за сие же самое вооружается враг, и вооружает на них людей, противляющихся сему постановлению св. отцов. Но также на это нечего смотреть: лишь была бы им душевная польза, и избавились от сетей вражиих. Ты же о себе так и думай, что это не твоей меры – принимать помыслы других, и когда они получают пользу, не от твоей святыни, благочестия и ума, но по милосердию Божию, по вере их подающему тебе слово на их пользу. Ибо Господь силен и бессловесным даровать слово, и малое отроча просветит сказать на пользу, с простотой сердца ищущему оной. Когда же оставишь сей чин откровения, то оный и совсем искоренится, и из памяти выйдет; а ежели будем продолжать хотя и недостойные, но достойные от оного пользуются, и обычай сей войдет в употребление, не на разорение, а на созидание ищущих спасения. Смотри и за собой: да не ускользают от тебя твои немощи и страсти; оскорбляясь на враждующих за оное, познавай, что это есть твоя немощь, смиряй себя и проси помощи от Бога. О занимаемых деньгах что ты можешь сделать, и чем воспрепятствовать? входить в дела, заводить суды, да избавит тебя Господь от сего! Обитель не разорится вещественно, но жаль душ, разоряющихся от сего действия, и о том предоставь промыслу Божию, терпящему наши беззакония, удаляйся от осуждения. Господь силен судьбами Своими устроить их путь к покаянию. За послушание можешь учить, а иногда наказывать непокорную и упрямую, но должна удерживать свою страсть гнева и раздражения. Всем нам предлежат искушения и скорби, которые отняв, сомнительно спасение. 29 мая 1845 г. Мать 3. благодарю за память. Когда за собой ничего не замечает, то не водится ли духом гордости? а смиренные видят грехи свои, яко песок морский. 146

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Сам Господь да просветит сердце её, и утешит нетленным Своим утешением. Недостаток платья теперешнего Вашего может восполнить в избытке одно прежнее Ваше платье, проданное за цену. Коленкор недорогая материя, а довольная к приличному прикрытию Вашего тела; не пекитесь о украшении его, а старайтесь украсить душу. Далее что будет, – состоит не в нашей власти и провидении. Предайтесь в волю Божию и будьте спокойны. И. M. 25-го июня 1842 года. 520 Не знаю, в каком находитесь теперь положении? Сколько могу усмотреть, Вы ничего не потеряли, оставив украшаться нарядами, но хотя и конфузно против мира, зато душевное утешение и спокойствие совести вознаграждает оное лишение. Теперешние Ваши скорби суть обучения и приготовления к монастырским скорбям; и которые прежде оными искушаются, тем легче будет впоследствии; а которые вначале оными не были посещаемы, тем после будет отдание, что видим и на матери Κ.: ее скорби вельми отягощают, и утешения не видит, а вначале оных не видала; я имею от неё письмо от 24 августа. Впрочем, Бог измеривает наши силы и весть время – когда, кому что послать, дабы устроить спасение, а она на пути его стоит: многими бо скорбми подобает нам внити в царство небесное ( Деян.14:22 ). Вы спрашиваете меня о лечении себя; я не могу Вам препятствовать; кто не лечится, – имеет только меру веры, а не похвалы; а кто лечится с надеждою на помощь Божию, а не на лекарство и лекаря, то не погрешает. Снам нечего верить, ежели же Ваш сон отнести и к тому, что одежды перемена, – то это служить может к утверждению в оном; однако все остерегайтесь подсады вражией, от которой да избавит Вас Господь Своею милостью. И. М. 8-го сентября 1842 года. 521 Не взыщите, что медленно пишу на письмо Ваше от 26 сентября; Вы знаете многие мои занятия; а к ним присовокупляется еще и леность, совоспитательница моего бедного устроения. Вы пишете о своем нездоровье и намерении лечиться; я и паки скажу Вам, да благословит Господь на оное, и подаст силу лекарствам и помощь к исцелению. Однако ж мы не должны желать непременно того или другого упорно, но, при нашем желании, предавать надобно оное воле Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010