Из новейших писателей стоило бы приобрести и иметь у себя на полочке – это “Письма Валаамского старца”, которые, к сожалению, никак не издадут. Затем – “Письма” игумена Никона, я ее привез, чтобы показать даже, она маленькая, но это письма современным людям. Он скончался в 1963 году, это, можно сказать, наш современник. Его письма ко многим из тех, кто еще живы, разным людям: монахам и монахиням, и мирянам, и священникам, и студентам по разным весьма вопросам. Все, кто их читал, находят их не только интересными и увлекательными, а очень актуальными, поскольку они отвечают на многие вопросы жизни. Я бы еще отметил игуменью Арсению, книга предваряется ее биографией, и затем ее письма. Эта женщина просто гений, это настолько глубокий ум, настолько глубокое проникновение в понимание человека, что просто диву даешься. Это редкостное явление в истории человеческой мысли, очень глубокий человек. Я вам назвал кое-что, сами понимаете, когда касаешься книг – их очень много. При идеи «спасения сегодня» без литературы нам не обойтись. Почему? Не только потому, что она питает, не только потому, что эти книги проверенные и выверенные, что называется, то есть эти книги чистые от каких-либо мнений, заблуждений и т.д. Другая еще причина очень важная, к сожалению, то, о чем предсказано было еще в древние времена. Мы сейчас с вами являемся свидетелями. Увы, не стало тех людей, о которых мы бы сказали, что это духовные старцы, те которые видят душу человека. На определенной ступени духовного делания, подвижничества, человек, очищаясь от страстей, получает возможность видеть душу другого человека. Нам это нельзя дать, мы или заразимся страстями других людей, или осудим их с головы до ног. Если мы увидим душу другого человека – и сами превратимся в бесовых дьявола из безгрешных людей, поэтому нам нельзя давать видеть души. Таких людей, видящих души других, не стало их, нет. Самое большее – это, дай Бог, если удастся найти человека, хотя бы разумного, искренне верующего, хорошо знающего и понимающего святых отцов, уже его мы бы назвали старцем и духовником, но и таких уже мало.

http://pravmir.ru/kak-spastis-segodnya-k...

Что сказать Вам? – Спаситель мира повелел тем, которые хотят войти в Царство Небесное, быть, как дети, простыми, незлобивыми, нелюбопытными, верующими, научающимися, скоро раскаивающимися в проступках. Последуйте этому совету Господа: – в свое время ощутите блаженное обновление, укрепление души Вашей. Оно будет совершаться постепенно, неприметно... Внезапно человек увидит себя измененным, – и прославит Всеблагаго Всемогущаго Бога. Не посетуйте на краткость письма моего, не измеряйте его числом строк. Посмотрите на Ваше сердце: если оно утешено, удовлетворено, – мера полна. Письмо 189. О смирении Почему Вы говорите, что Вы недостойны моего расположения и даже снисхождения? Я – ничто иное, как непотребный грешник, имеющий крайнюю нужду в милосердии Божием, без котораго верный мой удел – ад. Мой Бог говорит мне: «в нюже меру мерите, возмерится и вам, и имже судом судите, судят вам» ( Мф. 7:2 ). Нуждаясь в милости Бога моего, нуждаясь в ней в полной мере, имею для ближняго моего – одну милость. Внимая совести моей, когда она взвешивает и ценит мое достоинство, желаю, чтоб она поставляла меня ниже всех преступников. Осуждаемый совестию моею, я не могу судить ближняго, тем более осуждать кого-либо. Хорошо быть у ног ближних своих образом своих мыслей: тогда делается доступным для человека Евангелие Христово. Вот каковы мои чувства к Вам! Письмо Ваше тронуло меня, и это причина, по которой я ответом иду к Вам в чужие края, может быть уже настигаю Вас. Вы в скорби от того, что в борьбе, в борьбе оттого, что закон Христов духовен, требует распятия. Вы найдете утешение в том, что человечество никогда не приступало к распятию без борьбы. Доказательством – Сам Богочеловек. Он молился в саду Гефсиманском: «да мимоидет от Него чаша " ( Мф. 26:39 ) и пот Его падал на землю, «яко капли крове» ( Лк. 22:44 ). Если Вы видите, что немощь побеждает Вас; то знайте, что Господь силен дать «крепость людям Своим» ( Пс. 67:36 ), как говорит святой Давид. Те люди Богу свои, тем Своим людям Он дает крепость, которые сохраняют верность к Нему в произволении в то время, как немощь их производит нарушение верности в делах.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Вечность!.. Туда утекли все предшествовавшия нам времена; в этой пропасти скрылись все миллионы людей, сменявшиеся поочередно на лице земли; пред нею, пред ея взорами родился мир, размножилось человечество, образовались племена, народы, царства; пред ея взорами уже многая цветущия царства обратились в пустыни, многие покрылись ею; пред ея взорами пустыни безлюдныя, леса дремучие, болота непроходимыя соделались цветущими жилищами человеческаго общества, многочисленнаго, образованнаго, шумнаго... На все это смотрела, смотрит равнодушно с холодной суровостью – вечность. Ничто ее не насыщает и ничто не насытит. Все в ней должно исчезнуть: все – ея жертва; на все глядит она, как жаркое вешнее солнце на хрупкий, слабый вешний снег... А на вечность смотрит, засматривается в безмолвии, в тишине своего уединения, отшельник. Наставленный этим зрелищем он признает, называет все временное, как учит называть его Св. Писание, суетою; он убеждается, что назначение человека – не для земли, а для Неба. И Небо открыло нам, в Евангелии, каковы должны быть небожители. С этим законом Бога Вышняго справляется ежечасно Его истинный служитель; – справляется не уклонились ли ум и сердце куда в сторону, не исполняют ли какую другую волю, волю мрачную, волю злобную, волю тленную... При такой жизни Небо нисходит на землю, а вместе с ним нисходит в эту юдоль тьмы, скорбей и плача – утешение, блаженство Небесныя. Письмо 192. Предостережение от самообольщения. – О покаянии для мирянина Получил Ваше письмо – и известилось моему грешному сердцу немедленно отвечать на него. Экстраординарнаго ничего с Вами не случилось. Уж никто так не смирит наставника, как наставляемые им! Это общая участь. Следовательно Вам нечего ни удивляться тому, что было, ни смущаться им. Значит: Вы – с душевной пользой! И нынешнее письмецо Ваше, какое-то причесанное, как головка у мужичка после баньки, – такое смирненькое! Прошлаго письма Вашего я испугался! Такое умное, многомысленное, высокое, пышное! – Как бы целый гвардейский корпус парадировал на Царицыном лугу! – Я и не смел отвечать.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

   О имени Господа благословляю Вам проходить по пяти четок в день, — не более. По ним должно молиться сидя, умом внимая языку, языком произнося молитву так, чтоб слышали только Вы одне. По Вашему жительству посреди мира и по недавности и новости на пути этом, Вам нейдет сильно вдаваться в молитву, что требует или большей духовной опытности или близости руководителя; да и в последнем случае людей новых в подвиге благочестивом более нудят к смирению, которое есть основание в здании добродетелей. В свободное время занимайтесь более рукоделием, какое найдете более удобным.    Господь да простит Вас в прошедшем и да укрепит в благом на будущее время. Мир Вам!    О терпении — Письма к мирянам — Избранные письма святителя Игнатия (Брянчанинова) Письмо 327     О терпении    Что сказать Вам на письмо Ваше? То, что жизнь наша есть цепь скорбей, оканчивающихся смертию, этою величайшею скорбию для человеков, особливо для забывающих свое назначение истинное, в вечности. Цепь эту надо перебирать терпением звено по звену, чтоб кончить с благим упованием. Терпение выпрашивается у Господа молитвою. Душа входит в дом терпения, когда скажет Богу: да будет воля Твоя. Письмо 328     О просвещении души    На письмо Ваше отвечаю письмом. Некоторое утешение, Вами ощущаемое, не есть прелесть, но обыкновенное следствие пути Вашего, или правильнее сказать, пути Божия. Начало просвещения души есть зрение грехов своих и своей ничтожности. Поелику же это есть плод благодати, данной нам при крещении, то оно сопровождается сладостию, утешением, слезами, в которых печаль смешана с радостию, слезами совершенно другими, нежели каковы слезы людей века сего. «Вкусите и видите, яко благ Господь» (Пс. 33:9). Вкушение это отверзает очи и рождает веру живую, ясновидящую, совсем противную той, которую называют слепцы истинною, которая поистине слепа и мертва, — существует только на краю языка.    Погружайтесь в смирение и любовь к ближнему, отрекаясь себя. Таким образом найдете Господа. Аминь.    15 апреля 1843

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

«В терпении вашем стяжите души ваши» ( Лк. 21:19 ), – сказано странникам земли: потому что путь наш узок и прискорбен, а мы слабы. " Сила Божия в немощи совершается» ( 2Кор. 12:9 ), опять утешительно наставляет нас Писание. Благодарю братца Вашего за приписанныя строки! Если б у моего письма были глаза, то я завещал бы им взглянуть на братца Вашего пристально, продолжительно и так дружелюбно, чтоб этот безпрерывный страдалец невольно, приятно улыбнулся. Христос с Вами. Письмо 181. Бегайте греха! – О страшном суде Вы в Париже! Волны житейскаго моря разнесли нас в разныя стороны. Я витаю на уединенном берегу Волги: Вы брошены в Париж, столицу моды, столицу образованности мира, и можно сказать, в столицу тьмы и греха. В столице тьмы и греха охранитесь от помрачения, охранитесь от греха. Где больше опасности, там нужно больше осторожности. Если необходимыя обстоятельства заставят быть в городах, где свирепствуют чума или другая заразительная болезнь, то надо стараться кончить там дела, как можно скорее, и уехать, как можно скорее. Тем больше так должно поступить относительно города, – столицы греха. Кто знает – не нанесет ли всезлобный грех какой раны? Кто знает – какую он нанесет рану? Он может нанести и смертельную рану, неисцельную? Приезжайте скорее назад, окончив Ваше дело. Здесь ждет Вас важное дело. Вы обязаны внимательно заняться Вашею душею. Не промотайте ее. А это можно сделать – и как многие делают! Вспомните, что и Вам надо выдти дверью гроба из этой жизни, предстать на суд пред Господа, на суд, страшный и для Святых Его, и для тех, которые провели всю жизнь в благоугождении Ему. Там будут судимы не только грехи, но и правды человеков; там многия правды их осудятся правдою Всесовершенною. Это засвидетельствовал Сам Спаситель. «Аще правда ваша, – сказал Он, – не избудет паче правды книжник и фарисей, не внидете в Царство Небесное " ( Мф. 5:20 ). О! как бы милосердый Господь даровал мне возрадоваться о спасении Вашем и моем в этот и будущий век. Ныне день Вашего Ангела: да соблюдет Вас в совершенном благополучии Святый Ангел, хранитель Ваш. Письмо 182. Странники и пришельцы. – Духовное бдение

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Сказал некоторый святый отец: «исполнением Христовых заповедей научается человек своей немощи». Точно: тогда открывается нам сколько мы слабы, сколько повреждены падением, когда начнем принуждать себя к исполнению евангельских заповедей.    От зрения немощи своей, своего повреждения, естественно, рождается плач.    Плач — сердечное чувство покаяния! Плач — «дух сокрушен и смирен» (Пс. 50:19), столько любезный Богу. Когда Господь увидит душу, очищающую себя покаянием, тогда Он начинает мало-помалу, соответственно чистоте ея, обновлять на ней Святым Духом черты Своего образа, оттенки и Цвета Своего подобия.    Прежде всего запечатлевает ее кротостию и смирением. «Научитеся от Мене», — говорит Он, — «яко кроток есмь и смирен сердием и обрящете покой душам вашим» (Мф. 11:29). Тогда только можно найти священный покой, когда мысль и сердце погрузятся в смирение Христово и Его кротость, научившись им из Евангелия. Эти две добродетели уставляют в порядок черты образа, разстроеннаго смущением, которое неотступно сожительствует всякому человеку, служащему страстям. Знамение порядка — священый покой. Тогда уже по исправленным чертам полагаются святыя краски, утешающия взор духовный: благость, милосердие, чистота ума, сердца и тела, живая вера, небрегущая о всем суетном, научающая человека всецело последовать Христу, терпение, несущееся превыше всех временных скорбей, любящее скорби, как участие в страданиях Христовых, — любовь к Богу и ближнему, стремящаяся исполнить все обязанности человека к его Создателю и к созданиям, себе подобным, долженствующим составлять едино в Создателе своем.    Отвергнитесь себя, и последуйте Евангелию!    Скорби от Господа для исправления нашего — Письма к мирянам — Избранные письма святителя Игнатия (Брянчанинова) . Письмо 225     Скорби от Господа для исправления нашего    Человек — как трава, и много ли надо, чтоб подкосить его? Одна минута может решительно сокрушить его здоровье и повергнуть тело или в могилу, или на одр мучительной и продолжительной болезни.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

А. А. Королёв, О. В. Шаталов Сочинения К. в основном относятся ко времени его миссионерской деятельности в Азии (между 1541 и 1552). Они написаны на кастильском и португ. языках, отдельные фразы и выражения - на латыни. Как правило, К. писал небрежно и с перерывами, в текстах нередко встречаются длинные и трудные для понимания фразы, повторы и пространные отступления. Большинство сочинений миссионер диктовал помощникам, но 8 сохранившихся автографов показывают, что он смешивал лат., кастильские и португ. слова и не заботился об орфографическом единообразии. Мн. письма сохранились в неск. отличающихся друг от друга версиях (viae). Среди сочинений К. выделяются пространные письма-отчеты о проповеди христианства в Азии, приватные письма Лойоле, Родригишу, кор. Жуану III и др. лицам, а также инструкции и распоряжения миссионерам-иезуитам. Лойола велел К. как можно чаще отправлять в Рим отчеты, адресованные всем членам Об-ва Иисуса и предназначенные для публикации с целью привлечь внимание широких кругов европ. общества к проповеди христианства. Как правило, К. ежегодно составлял открытое письмо-отчет о своей деятельности и неск. приватных писем со сведениями, не предназначенными для оглашения. Среди инструкций К. миссионерам, работавшим в Азии, выделяется пространное наставление Барзею (Epistolae. 1945. T. 2. P. 80-101), важное для изучения пастырских методов ранних иезуитов. Вероятно, в 1548 г. К. составил «Правило и установление, которые нужно соблюдать ежедневно, чтобы поручить себя Богу и спасти свою душу» (Ibid. 1944. T. 1. P. 441-460), адресованное как иезуитам, так и мирянам. В нем описан распорядок дня христианина, перечислены темы молитв и медитаций, указаны методы ежедневного испытания совести. В «Правило...» включены краткие поучения о борьбе с разными видами грехов, о поведении в церкви и т. д. Подобные указания содержатся в инструкции иезуиту-новицию Жуану Браву, основные темы к-рой - вдумчивая молитва, медитация, обновление обетов, испытание совести и борьба со страстями (Ibid. 1945. T. 2. P. 161-166).

http://pravenc.ru/text/2462095.html

Часть 1. Письма к монашествующим и мирянам 1. Юноше, вопросившему о молитве Иисусовой 1 Возлюбленный во Христе брат мой, мир тебе! Сегодня я стал обладателем твоего письма и даю тебе ответ на то, о чем ты мне пишешь. Сведения, которых ты просишь, не требуют от меня много времени и труда, чтобы подумать и ответить. Умная молитва для меня как ремесло для каждого человека, ибо я тружусь в ней более тридцати шести лет. Когда я пришел на Святую Гору, то сразу стал искать пустынников, которые трудятся в молитве. Тогда, сорок лет назад, было много живших напряженной духовной жизнью. Людей добродетельных. Седых старчиков. Из них мы избрали себе старцев, и они были нашими наставниками. Итак, делание умной молитвы заключается в понуждении себя произносить все время молитву устами, непрестанно. Вначале быстро, чтобы ум не успевал образовывать помысл парения. Внимай только словам: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя». Когда это продлится достаточно долго, ум к этому привыкает и сам их произносит. И ты чувствуешь сладость, как будто у тебя в устах мед. И хочешь все время их произносить. И если перестаешь, то очень огорчаешься. Когда ум к ним привыкнет и насытится – хорошо их выучит, – тогда посылает их в сердце. Потому что ум – питатель души, и, если он чтото доброе или злое узнает или услышит, работа его – опустить это в сердце, центр духовной и телесной силы человека, престол ума. И когда молящийся не дает своему уму ничего представлять, но внимает только словам молитвы, тогда, дыша легко, с некоторым понуждением и усилием своей воли опускает его в сердце, и держит его там как бы взаперти, и размеренно произносит молитву: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя». Вначале он произносит несколько раз молитву и делает один вдох. Затем, когда ум привыкнет стоять в сердце, он произносит одну молитву на каждом вдохе. «Господи Иисусе Христе» – вдох, «помилуй мя» – выдох. Это совершается до тех пор, пока не осенит и не начнет действовать в душе благодать; после этого – уже созерцание. Итак, везде читается молитва: и сидя, и в постели, и на ходу, и стоя. «Непрестанно молитеся; о всем благодарите» ( 1Фес. 5, 17–18 ), – говорит апостол. Речь не о том, однако, чтобы, только когда ляжешь, молиться. Нужен подвиг: стоя, сидя. Когда устаешь, садишься. И снова стоя. Чтобы тебя не одолел сон.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Isihast/...

Леонид Соколов Часть вторая. Морально-аскетические воззрения святителя Игнатия «Развевается знамя креста над письмом моим: всегда слово мое выходит под этим знаменем! Слово мое: –: и возвещение мира и провозглашение войны; призывает к храбрости, победе, завоеванию мира таинственное воинство израильское: помышления и чувствования христианина.» (Из письма святителя Игнатия) Введение. Общее обозрение литературных трудов Епископа Игнатия Брянчанинов Поставляя своей задачей во второй части нашей книги изложение и уяснение морально-аскетических воззрений Преосвященного Игнатия Брянчанинова в их основных, принципиальных положениях, поскольку они выразились, главным образом, в его литературных творениях, мы полагаем необходимым сделать предварительно общее обозрение литературных трудов Святителя Игнатия с целью определения оставленного им в наше устроение духовного наследства и его общей ценности. В настоящее время в печати известны сочинения Епископа Игнатия Брянчанинова в шести томах, вышедшие в 1905 году третьим изданием Игн. Л. Тузова. Сочинения эти в отдельности носят следующие названия: т.т. I–III – «Аскетические опыты», всего в трех томах 1297 страниц; т. IV – «Аскетическая проповедь» и письма к мирянам» – 587 стр., т. V – «Приношение современному монашеству» – 404 стр.; т. VI – «Отечник». Избранные изречения святых иноков и повести из жизни их, собранные Епископом Игнатием Брянчаниновым, с приложением снимка с его рукописи: «Предисловие к первому тому аскетических опытов», изд. 4-е Спб. 1903 г. – 549 стр.; всего в шести томах – 2787 страниц. Сверх шести томов сочинений Преосвященного Игнатия Брянчанинова в печати известны в особых изданиях следующие труды его: 1) «Слово о смерти и прибавление к нему», составлено, исправлено и дополнено Епископом Игнатием Брянчаниновым, изд. 6-е, Спб. 1906 г. – 249 стр. Слово это представляет перепечатку из т. III полного собрания сочинений Епископа Игнатия, – стр. 69–311. 2) «Правила наружного поведения для новоначальных иноков». Составлены Епископом Игнатием Брянчаниновым, изд. 7-е, Спб. 1907 г. Правила эти взяты из т. V Полного Собрания сочинений Епископа Игнатия, – стр. 7–28.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Пребудьте в служении Богу краткое время земной жизни – и наследуете вечность полную радостей и непрерывнаго наслаждения духовнаго. Надо же наследовать вечность!.. Не унывайте от преткновений, непогрешительность – несбыточная мечта! Преткновения свойственны всем человекам, которым, по этой самой склонности к падениям, повелено: «в терпении вашем стяжите души ваши. Претерпевый до конца, той спасется» ( Лк. 21:19 , Мф. 10:22 ). Благословение Божие да почиет над Вами! 24 сентября 1847 Письмо 183. Молитва соединяет воедино. – Духовное обновление. – Пожелание встретиться в вечных селениях Прошедшаго года 14-е октября я был в Вашем доме, вместе с братиями моими служил Божественную Литургию в Вашей домовой церкви. При священнослужении присутствовали Вы с благословенными дщерями Вашими, с благословенным потомством Вашим. Молитвою мы соединялись все во-едино. Это единение превыше земных ощущений; тут что-то небесное; тут предвкушение будущей жизни, в которой человеков будет соединять Дух. Здесь, на земле, соединяет их наиболее земля. Землею называю нашу плоть и кровь. Так назвал их Бог: «земля еси,» – сказал Он падшему человеку, – " и в землю пойдеши» ( Быт. 3:19 ). После Литургии имел я истинное, сердечное удовольствие принести Вам мое поздравление с днем Вашего Ангела, пожелать Вам всех благ, которыми милосердый Господь во времени и в вечности наделяет человека, угоднаго Ему и любимого Им. Ныне из дальней пустыни моей прихожу к Вам мыслию, воспоминанием, сердцем, наконец, – этими строками. Приветствую Вас с днем Вашего Ангела, приветствую с таким же духовным наслаждением, исполненный таких же искренних и благих желаний для Вас. Да благословит Вас Господь! «Да обновится яко орля юность твоя!» ( Пс. 102:5 ). А обновляется человек, юнеет – от благочестия. Если сравнить земную жизнь человеческую с вечностию, то все мы одинаково молоды и одинаково стары. Мне представляется в цвете и красоте юности, истинно – живущим – только благочестивый. Он издает из себя духовную воню бессмертия; слышен живущий в нем и оживляющий его душу Бог. Так для всех ясно ощутительна душа в действиях тела, которое она употребляет, как свое орудие; ощутительно и отсутствие души; его все видят в бездействии, в смраде охладевшего трупа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010