Можно было бы исписать без числа книг и наполнить ими весь мир, и все еще не описали бы мы благодеяний нам Спасителя ( Ин. 21:25 ). Вот почему люди и поставили во главу своей жизни именно Рождество Христа Спасителя, ибо с Рождества Христова начинается летоисчесление у всех народов. И если день рождения великих людей, благодетелей человечества, прославляется похвалами, то какие песни воспоем мы, празднуя Рождество Христа Богочеловека, ибо что свет лампады перед солнцем, таковы благодеяния великих людей пред великим и неизмеримым добром Христовым. Вспоминая Рождество Христа Спасителя, Церковь призывает весь мир: «ХРИСТОС РОЖДАЕТСЯ, СЛАВИТЕ... Пойте Господеви вся земля и веселием воспойте, людие, яко прославися!..» Но отчего же не радостные лица у нас? Почему унылы наши песни рождающемуся Спасителю? Потому, что сердце у нас нечистое. Не радость, а скорбь в душе нашей, ибо чувствуем, как недостойны мы великих благодеяний Христовых. Вместо светлых песен, просятся на сердце печальные песни. «Согрешихом, беззаконовахом, неправдовахом пред Тобою, ниже соблюдохом, ниже сотворихом, якоже заповедал еси нам!» Господи! Ради нас Ты оставил на небе лик Святых Ангелов и пришел на землю к нам многогрешным, а мы не хотим и признавать Тебя. Ты даровал нам Свое божественное учение, а мы отвергаем его. Ты дал нам Свое Пречистое Тело и Кровь Свою в снедь, а мы предпочитаем греховные пиры и нечистое веселие. Святое имя Твое мы поносим, на каждом шагу отрекаемся от Тебя и Святой Твоей Церкви Православной! Вся трагедия и весь позор людей и состоит в том, возлюбленные, что на землю сошел Бог , но люди Его не принимают ( Ин. 1:11 ). «Свет пришел в мир, но люди более возлюбили тьму, нежели свет» ( Ин. 3:19 ). К нам, к нам, возлюбленные, относятся слова Господа, сказанные древнему Израилю: «Подивитесь сему небеса и содрогнитесь и ужаснитесь, говорит Господь, ибо два зла сделал народ Мой. Меня, – источник воды живой, оставили и высекли себе водоемы разбитые, которые не могут держать воды» ( Иер. 2:12–13 ). О, как желал бы я, возлюбленные, чтобы ни у кого из нас на душе не было никаких преступлений отступничества от Бога и Его Святой Церкви, чтобы праздновали мы Рождество Христово с открытым и светлым лицом, чтобы свободно возносились мы к Богу, как птица, незапутавшаяся в тенетах!

http://azbyka.ru/otechnik/Onufrij_Gagalu...

Если желаешь войти в Небесное Царствие, то желай себе скорбей; ибо, кто не имеет скорбей, тот никак не войдет в него, потому что тесны врата (Мф. 7, 14). Если и не скоро получаешь просимое тобою, если и вовсе не получаешь (может быть, исполнение прошения твоего и не полезно для души твоей), то только одно это — стоять на молитве и беседовать с создавшим все Богом — скажи мне, чего достойно? Исповедуй Богу немощь свою, чтобы воссияла для тебя возможность благодати и Владычнее изволение совершило чудо превысшее естества. Не забывает Бог памятующих о Нем; напротив же того, весьма помнит о человеке, в котором пребывают словеса Господни. Ибо говорит устами Иеремии: как только заговорю о нем, всегда с любовью воспоминаю о нем (Иер. 31, 20). Не отказывайся иметь телесный недуг и переносить различные страдания и не ниспровергай суд Мой, как говорит Господь Иову (Иов. 40, 3), лучше же сказать, с благодарностью терпи скорби, чтобы ими загладились все твои грехопадения. Нечестивые, безбожные, лукавые и беззаконные сатанинские помыслы да не смущают и не изумляют тебя, да не приводят в уныние и расслабление добрую душу твою, украшенную верою и огражденную Крестом Христовым. О постигших тебя бедствиях и невзгодах не рассказывай без меры широко и обильно всякому встречному. Ибо, если тебе самому приятно воспоминать о том, что было с тобою, то слушателям не покажется столько же приятным слышать о чужих бедах. Познавшим присущую им немощь, когда приметят, что демоны нападают на них с большею наглостью, должно всю надежду возложить на Бога и Его призывать, чтобы сделался их защитником. Поскольку желаешь быть наставником большего числа братий, то сперва испытай себя, можешь ли, более делом, нежели словом, научать тому, что должно им делать, собственную свою жизнь предложив учащимся в образец всякой добродетели, чтобы списывающие с него безобразием недостатка не умалили красоту добродетели. Ибо знай, что обязан ты не меньше страшиться за подначальных, чем и за себя самого, потому что как за себя, так и за них дашь ответ, однажды приняв на себя дело спасения их.

http://pravoslavie.ru/2694.html

И если двери христианской семьи должны быть широко открыты для боголюбцев, то они должны быть закрыты для людей, живущих философией безбожия. Должны быть закрыты и для тех, кто, называя себя христиантном, на деле распинают Христа, не гнушаясь смертными грехами. Об этом так пишет ап. Павел: «Я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым… или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе. Итак, извергните развращенного из среды вас» ( 1Кор. 5, 11–13 ). При этом ап. Павел допускает поверхностное общение с окружающим нехристианским миром, «иначе, – пишет он там же, – надлежало бы вам выйти из мира сего»(5, 10). Очевидно, что здесь надо проводить резкую границу между вынужденными деловыми отношениями с людьми и добровольным тесным общением. Поэтому надо проявлять осторожность при приглашении в семью знакомых, при подборе для детей товарищей по играм и при приеме в семью домашних работниц. Оправданием общения с беззаконниками и атеистами не может служить и родственная связь: мы знаем, что Господь родство считает не по плоти, а по духу: «Ибо, кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат и сестра и матерь»( Мк. 3, 35 ). Поэтому принятие, например, в семью для совместного жительства стариков, в том числе бабушек и дедушек или сирот из близких родных, можно делать лишь с благословения духовных отцов. И случается, что последние отказывают в благословении из-за опасности нарушения благочестивого и мирного уклада семьи близкими по плоти, но далекими по духу людьми. И единственным оправданием нашего общения с близкими нам по плоти и не хотящими знать Бога может быть лишь исполнение заповедей любви и милосердия, выполнение которых обязательно по отношению ко всем без исключения, по заповедям Спасителя( Мф. 5, 42–48 ; Лк. 10, 36–37 ). Однако, в этом случае мы не должны приближать к себе таких родных и общение с ними следует ограничить необходимостью. Об осторожности в этом отношении так пишет в одном письме старец Амвросий Оптинский («Письма к мирянам»): «В большие толки с братом своим не пускайтесь. Желая ему принести душевную пользу, остерегайтесь, как бы не повредить и себе. Знайте, что вы через брата должны будете в таком случае выслушивать глубины сатанинские, т. е. пагубные вражия возражения и сомнения, которые он изобретал в продолжение восьми тысяч лет. В силах ли будем опровергать это? И можем ли без вреда выслушивать?»

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pestov...

Спасение верой, говорит отец Андрей, но неужели всё равно какой? Почему блудник не спасется, если в блуде не покается, а извращающий Божественные догматы(в ереси пребывающий) может не каясь в ереси спастись? Ведь блуд - это грех против 7 заповеди, а ересь - против 1ой! Вот что говорили святые об этом вопросе: " Признающий возможность спасения без веры во Христа отрекается от Христа и, может быть, невольно впадает в тяжкий грех богохульства " свт.Игнатий Брянчанинов Собрание сочинений епископа Игнатия (Брянчанинова). Аскетическая проповедь и письма к мирянам. СПб., 1905. С. 471 «если законом оправдание, то Христос напрасно умер» (Гал.2:21).  «Христианская вера… есть единственный, Богом открытый для человеков путь к истинному блаженству. И как Спаситель глаголет, что Он есть дверь к Отцу, что Он есть путь, истина и жизнь; и св. Апостол Павел провозглашает, что пред Именем Иисуса долженствует преклониться всякое колено небесных, земных и преисподних: то нет спасения вне распятого Иисуса Христа; и без веры во Имя Его, как Бога истинного, явившегося во плоти, никто не может очиститься от греха, просветиться и войти в царство небесное».    Так преподобный Макарий (Глухарев) выразил ту святую истину, что спасение возможно только в Господе Иисусе Христе, только в Его Православной Церкви [Мысли о способах к успешнейшему распространению Христианской веры между евреями, магометанами и язычниками в Российской державе, 1]. Об этом свидетельствуют и слова Христовы, сказанные Им о проповеди Евангелия, которой «кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк.16:16), и слова о том, что «кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин.3:5), и слова апостола Петра, свидетельствующего, что кроме имени Иисуса Христа «нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись... и нет ни в ком ином спасения» (Деян.4:11-12).    Эту истину подтверждают и официальные церковные постановления. В частности, Послание патриархов восточно-кафолической Церкви о православной вере 1723 г. провозглашает: «Веруем, что Святое Крещение, заповеданное Господом и совершаемое во имя Святой Троицы, необходимо. Ибо без него никто не может спастись, как говорит Господь: «Аще кто не родится водою и духом, не может внити в Царствие Божие» (Ин.3:5)... И Господь, показывая сие, сказал без всякого исключения, просто: «Кто не родится...» то есть, по пришествии Спасителя Христа все, имеющие войти в Царство Небесное, должны возродиться... А не возродившиеся и посему не получившие отпущения в прародительском грехе необходимо подлежат вечному наказанию за сей грех, и следовательно, не спасаются».

http://pravoslavie.ru/97966.html

Оракул многовещанного Аполлона, когда ради пришествия во плоти Владыки Христа указано ему молчать, вопреки ожиданиям язычников, как и следовало, онемел. И в этом могут убедиться все. Но почему же ты не хочешь усовеститься или хоть устыдиться, произнося речи в защиту бессловесных и жалких богов своих, выставляя на вид их нелепости и гнусности? Если угодно тебе послушаться меня, то гораздо приличнее будет, если уподобишься ныне молчанию оракула из святилища. 42. Монаху Фавстину Что скорбишь, мятёшься, ропщешь и жалуешься, ропотник? Зачем выказываешь нетерпение и малодушие, вместо того чтобы мужественно переносить случившееся с тобой? Вспомни о Том, Кто говорит, советуя: Сын мой! если ты приступаешь служить Господу Богу, то приготовь душу твою к искушению: управь сердце твое и будь тверд, и не смущайся во время посещения ( Сир. 2:1–2 ). Ибо знай, что без суда Божия никого не постигает скорбь. Поэтому: Надейся на, Господа, мужайся, и да укрепляется сердце твое, и надейся на Господа ( Пс. 26:14 ), и Он помилует тебя. 43. Монаху Кириллу Ты говоришь, будто твой грех ничтожен? Но ради него ты отступаешь от Бога и оскорбляешь Бога нарушением Божественных заповедей. Подумай, когда кто-либо убьёт взрослого или умертвит младенца, он одинаково становится убийцей и судится как убийца. Поэтому также и подвергшийся такому падению не войдёт в Царствие Небесное. 44. Ему же Не ропщи, человек, потому что монаху не подобает роптать, даже если случится тебе подвергнуться смертной опасности, исполняя послушание братства. Как сказано: Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается ( Лк. 10:16 ). Так и апостол пишет: Не ропщите, как некоторые из них роптали и погибли от истребителя ( 1Кор. 10:10 ). Поэтому, если не хочешь погибнуть, прекрати роптать. Или как можешь ты, воздевая руки ко Господу, молиться, по апостольскому Преданию: без гнева и сомнения ( 1Тим. 2:8 ), когда ропот порождение гнева. 45. Монаху Илиодору Тем, кто многими трудами и потами, долгое время боровшись со сластолюбием, сподобились наконец дарования бесстрастия, дозволяется общение с подвижницами. А кто, подобно тебе, обременены еще сластолюбивыми страстями, тем возбраняются столь опасные беседы, чтобы они свои и чужие души не ввергли в бездну. Потому что без особой надобности не должно и смотреть на женщин, будь то монахини или мирские. Мирянам же, приглашающим нас в свои дома, дабы мы сотворили там молитву, должно отвечать с евангельским смиренномудрием: я недостоин ( Лк. 7:6 ), но поскольку ты веруешь, что монашеская молитва принесёт тебе пользу, и как ты веровал да будет тебе ( Мф. 8:13 ). И все любящие нас отцы и братия упрошены будут мною искренно помолиться о мирянах, имеющих в том нужду. 46. Монаху Леониду

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sinajskij/...

(714) Благодарение исповедуем Святому Богу, что мы удостоились получить любезное письмо вашего преподобия; оправдания же в медленности нам не нужно. Ибо кто мы, уничиженные? И вообще, зачем вам сообщать нашему ничтожеству о занимающих вас надобностях? Впрочем, так как вы по смирению своему имеете обыкновение обращаться и с нижайшими, то благопотребно и вы сами написали, и мы узнали не только о том, что содержится в письме, но и о том, что указали принесшие его почтеннейшие братия и отцы. Во всем этом Бог наш покровитель и защитник от неразумно возводимых обвинений. Но и мы, смиренные, сделаем возможное со своей стороны, когда будет о том речь, пред теми, которые решаются клеветать, не для воздаяния благодарности вам, но чтобы исполнить долг любви. Для этого мы вынуждены были послать письмо и боголюбезнейшему отцу и архиерею господину Филарету, если только будет принято увещание от нас, смиренных, направленное к миру, которого нет ничего полезнее и которым должны отличаться избранные ученики Христовы. Это кратко о самом необходимом. О прочем же зачем и вообще просите нас отвечать, когда вы, богопросвещенные, имеете богоначертанную книгу Василия Великого , которая преподает спасительные и полезные правила монашеской и киновийной жизни [и] без которой невозможно ни руководить богоугодно, ни руководиться с пользою ни начальнику, ни подчиненному. Он, будучи спрашиваем обо всех предметах и побуждениях к священной жизни в киновии, отвечал Духом Святым, и следующий ему следует Духу Святому, а не повинующийся ему не повинуется говорившему чрез него Христу. Так, случающиеся между братиями по невнимательности (715) проступки не следует отдавать на суд мирских лиц; и сам святой апостол говорит: Как смеет кто у вас, имея дело с другим, судиться у нечестивых, а не у святых? ( 1Кор.6:1 ). И далее: неужели нет между вами ни одного разумного, который мог бы рассудить между братьями своими? Но брат с братом судится, и притом перед неверными ( 1Кор.6:5–6 ). А одно и то же как судиться у неверных, так и отдавать дела монахов на суд мирянам и отверзать дверь, кому не следует вмешиваться в наши дела; это совершенно несообразно и противно Церкви Божией. Делаться монахом без приготовления и слагать монашество

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Эти черты характерны для всех святых и подвижников благочестия. Св. Макарий Великий говорит: «Самомнение — мерзость перед Господом». Даже такой светильник Церкви, как св. Антоний Великий, не всегда доверял верности своих решений. И если родителям удается с помощью Божией возрастить детей не только в чистоте веры, но и в добродетели послушания, в недоверии к себе, в умении подавлять свою волю ради исполнения заповедей Христовых, в искании всюду воли Господней — то они могут быть спокойны за своих детей и в этом мире, и за их участь в жизни вечной. Будем же проверять себя — все ли мы делаем так и так ли живем, чтобы насадить в наших детях послушание, ибо ап. Павел пишет: «Каждый смотри, как строит… У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня» (1 Кор. 3, 10, 14–15). Приложение к главе 18-й Насколько важна для детей забота о своих родителях и наличие благословения последних во всех делах и решениях детей, свидетельствует следующий рассказ, взятый из писем старца Амвросия Оптинского (к мирянам). Для понимания письма следует вспомнить обычай иноков Старого Афона — открывать тела усопших братьев через три года после смерти. По виду останков афонцы судят о загробной судьбе брата: белые, чистые кости свидетельствуют о прощении грехов, а черные или же неистлевшие тела — наоборот, о скорбной судьбе за гробом. В последнем случае афонцы всем монастырем усиленно молятся о прощении грехов усопшего. Приводим письмо: «Бывают и грешные тела нерастлевающимися. В одном монастыре случайно открыли тело одного иеродиакона, нерастлевшее и темное. Местный архиерей в это время ездил по епархии. Владыку попросили прочитать разрешительную молитву над этим телом. Но и по разрешительной молитве тело осталось в одинаковом положении. Владыка спросил: " Кто он был и что за причина такого положения? " В ответ получил, что он был единственный сын бедной вдовы и против воли матери пошел в монастырь, а мать по причине бедности всегда на него роптала; кто-то проговорил, что мать его и до сих пор жива.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

Правдив суд Божий. Меня учили, и я не внимал; свидетельствовали мне иные из благочестивых, и я смеялся. Это и подобное этому скажешь тогда, оплакивая себя самого, если теперь не послушаешь добрых увещаний и напоминаний, и, похищенный отсюда, отведен будешь туда, где не принесет пользы все располагающее тебя каяться, плакать и воздыхать, потому что здесь пособия сии потребны, а не там. Юлию, децемвиру Если такому точному исследованию подвергаются грехи, что и за слова, и за помышления полагается наказание, то тем более добрые дела, велики ли, малы ли оные будут, вменятся нам в оный день воздаяния. Поэтому не унывай и не ленись, но более, по мере сил, делай добро. Ему же Добродетель – не самостоятельная по естеству сущность, и порок – не существо живое, разумное, как думают иные. Но и порок, и добродетель обыкновенно появляются или так же утрачиваются вследствие уразумения или упражнения, или делания или уклонения от дела участвующих или не участвующих в этом. Ему же Что царь и подданный, грешный и праведный, сильный и немощный будут питаться одною и тою же верою, о сем говорит Исаия, а именно: по Пришествии Христовом «волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе» ( Ис. 11, 6 ). О том же, что для простодушных, возжелавших более младенчествовать относительно дурных ( 1Кор. 14, 20 ), для блаженных и незлобивых людей, по причине их деятельной, но свободной от житейских попечений жизни и по причине неослабляемой сомнениями молитвы, удобоодолимыми делаются сопротивные силы, говорит тот же пророк: «и младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей» ( Ис. 11, 8–9 ), под горою разумея Церковь Христову по высоте веры. Евдемону, схоластику Когда намереваешься выйти из дома за ворота, тогда произнеси прежде сии слова: отрекаюсь от тебя, сатана, от гордыни твоей и от служения твоего, и сочетаюсь с Тобою, Христе; а без этих слов никогда не выходи. Это будет для тебя жезлом, оружием, столпом непреоборимым. Вместе же с сими словами изобрази на челе крест. Ибо тогда не только встречный человек, но и сам диавол не возможет причинить тебе какой-либо вред, видя, что всюду являешься ты с сим оружием. Ему же

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sinajskij/...

20–21). Зная, прежде всего то, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собой. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым. «Петр предостерегает, чтобы мы не рассматривали (пророчества), главным образом исходя из места, времени и личности пророков, как если бы это были создания человеческого разума, но чтобы мы полагались на ясность и достаточность Духа» (св. Иларий Арльский). «Дух произнес священное Писание и только Дух может истолковать его. Вдохновенные Богом мужи, – святые Отцы истолковали его. Поэтому всякому, желающему стяжать истинное познание священного Писания, необходимо чтение святых Отцов. Если Вы ограничитесь чтением одного священного Писания, то по необходимости должны понимать и объяснять его произвольно. По той же необходимости невозможно Вам будет избегнуть заблуждений; потому что душевный человек не принимает того, что от Духа Божия и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно» ( 1Кор.2:14 ) (свт. Игнатий (Брянчанинов) . Письма к мирянам, 230). Кроме того, здесь «апостол объясняет… отличие истинного пророчества от бесовского и вымышленного, каковое принимается у еретиков… Пророки получают пророчество от Бога, но не как они хотят, а как действует Дух Божий; они сознавали ниспосылаемое им пророческое слово, это видно из того, что они подчинялись добровольно и что хотели, то высказывали, а чего не хотели, о том умалчивали. У лжепророков не так. Они во время действия не владели сознанием, но приведенные в неистовство, как пьяные, не знали, что с ними происходило» (блж. Феофилакт). Вторая глава 1–2). Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель. И многие последуют их разврату и через них путь истины будет в поношении. О том, «какое различие между лжеучителями и лжепророками, этому научил Павел, когда сказал, что никто не называет Иисуса Господом, как только Духом Святым ( 1Кор.12:3 ). Затем (апостол Петр) начинает обличать ересь николаитов, говоря, что они вдвойне худы. Ибо в учении они крайне нечестивы, так как хулят Владыку Христа; в жизни они весьма порочны, что и теперь он выражает, упоминая об их разврате» (блж. Феофилакт).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

См.: Феофан Затворник, свт. Путь ко спасению. С. 254-255, 256-257, 263-264. Ср.: «Мы поддерживаем и питаем усвоение наше Господу, принося покаяние в согрешениях, в которые впадаем по нашей немощи, причащаясь Его Телу и Крови, жительствуя по его всесвятым заповедям» ( Игнатий (Брянчанинов), свт. Поучение в тридесятую неделю. О спасении и совершенстве//Сочинения. Т. 4: Аскетическая проповедь и письма к мирянам. С. 335). «Поддерживаем и питаем» – в этих словах можно увидеть как развитие уже присущего, так и стяжание нового; возможно, впрочем, что «питаем» относится исключительно к Причащению. Игнатий (Брянчанинов), свт. Поучение в неделю о самаряныне. О поклонении Богу Духом и Истиною//Сочинения. Т. 4: Аскетическая проповедь и письма к мирянам. С. 168. Ср.: Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха (Евр. 12:4). Личный крест христианина, объясняет свт. Игнатий, складывается из: 1) многоразличных скорбей земной жизни, 2) гонений от грехолюбивого мира, 3) аскетических подвигов, необходимых для укрощения (распятия) плоти, 4) невидимого мученичества, тяжкой борьбы со своими страстями, с живущим внутри грехом, а также с духами злобы. Христианин должен взять именно свой крест (Мк. 8:34), т.е. претерпевать именно то, что посылается или попускается лично ему, а не то, что хотелось бы тщеславию, бороться именно со своими страстями и возлагать на себя подвиги, соразмерные своим силам (см.: Игнатий (Брянчанинов), свт. Крест свой и крест Христов//Творения. Т. 1. С. 355; Поучение в 3-ю неделю Великого поста. О крестоношении//Сочинения. Т. 4: Аскетическая проповедь и письма к мирянам. С. 92-95). См.: Игнатий (Брянчанинов), свт. Крест свой и крест Христов//Творения. Т. 1. С. 356; Поучение в 3-ю неделю Великого поста. О крестоношении//Сочинения. Т. 4: Аскетическая проповедь и письма к мирянам. С. 91). Знаменательны и такие рассуждения святителя: «Вечная смерть, поразившая нашу душу, обратилась для нас в жизнь. Она требует пищи своей – греха, своего наслаждения – греха; при посредстве такой пищи и такого наслаждения вечная смерть поддерживает и сохраняет свое владычество над человеком. Но падший человек признает поддержание и развитие в себе владычества смерти развитием и преуспеянием жизни. Так зараженный смертельным недугом преобладается насильственным требованием недуга и ищет яств, усиливающих недуг, ищет их, как самонужнейшей пищи, как необходимого, приятнейшего наслаждения» (Поучение в 3-ю неделю Великого поста. О крестоношении//Сочинения. Т. 4: Аскетическая проповедь и письма к мирянам. С. 91).

http://bogoslov.ru/article/6177850

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010