14 оборот; Евстафий Солунский говорит о власянице: ( νδυμα) δι τριχν, ν κντημα σε κα κυνοσβτοι κα κκτοι κα μβοι,– одеяние из волос, которых (волос) колотьё как (колотьё игл) шиповника, кактуса и тёрна 1278 ,– De emendanda vita monastica, у Миня в Патрологии t. 135, p. 789 n. 72). Хитон ( χιτν), иначе ряса, есть подрясник нынешних монахов. Как в общественном быту позднейших или византийских Греков, так и у монахов хитон имел форму длинной до пят рубашки с неширокими и длинными по кисти рук рукавами и с так называемыми запястьями на концах (как у нынешних священнических и монашеских подрясников) 1279 . Нисколько не отличаясь от мирского хитона формой, монашеский хитон отличался от него цветом – чёрным и качеством, по которому он, как все монашеские одежды по отношению к мирским одеждам, долженствовал составлять рубище и вретище. Выше по поводу иматия священников мы говорили, что одежды Греков были отличны, от наших,– что те верхние одежды у них, которые называются комнатными (а на открытом воздухе употребляются в тёплое время) все были неразрезанными и не с полами, как наши сюртуки и всякие верхние одежды, а наглухо сшитыми и надевавшимися с головы, как рубашки. И что последнее название должно быть понимаемо у них не только об одежде, надеваемой непосредственно на тело или в теснейшем и собственном смысле рубашке, как у нас, но и в смысле указанного класса или рода всякой одежды верхней. Хитон монахов именно и составлял таковую верхнюю их одежду 1280 , ибо далее следовала мантия, которая принадлежала к другому классу верхних одежд,– к классу наших шинелей, верхних кафтанов, шуб, вообще к классу верхних одежд открытого воздуха и непогод. Таким образом, хитон составлял верхнюю одежду монахов в собственном и теснейшем смысле, одежду, без которой монах так же не мог быть мыслим, как цивилизованного общества человек не мыслим при людях без сюртука. По этой причине нарицательное название τ μφα μοναχικ – монашеская одежда по преимуществу относилось именно к хитону и по преимуществу означало именно его.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

А на основании слов правила, в которых говорится, что посвященные, судившиеся в гражданском суде по имущественному делу и одержавшие верх, подлежат извержению, если не отступятся от приговора постановленного в их пользу, кажется, что суд, произведенный по желанию посвященного не надлежащим судьей, должен оставаться твердым и непоколебимым; а посвященный, который отказался от церковного суда, и не воспользовался правом отвода, должен быть наказан, как сказано выше. А выборными судьями не назови здесь тех, о каких говорит 2й титул 7й книги, то есть, тех, которые судят с условием пени, но установленных церковных судей; ибо те не могут судить дела о преступлении, а эти, как открывается из настоящего правила, судят всякое дело. А относительно зрелищ и конских ристалищ, и псовой охоты, и о плясаниях на сцене мы довольно написали в 24м и 51м правилах Трулльского собора, где упомянули и о настоящем правиле, – их и прочти. Ищи также святых Апостолов 74е правило , Антиохийского собора правила 14 и 15е , Халкидонского собора правила 9 и 17 , Сардикийского правила 3 , 5 и 14е и сего собора правила 28е ( 37 ), 120 и 121е ( 134 и 135 ). Α о том, что посвященные могут предъявлять отвод суда, ищи 9ю главу 3го титула 3й книги Василик . Славянская кормчая . Правило 15. Епископи, или презвитери, или диакони, в греховных вещех оклеветаеми суще, аще остявльше церковныя суды, и к мирским судиям прибегнут, и осуждени будут, свой чин погубят. Аще же и оправлени бывше градским судом, иже тому приложившеся, свой погубят чин. Судии же церковныя, аще не обличени будут, по милости, или по мзде, или по вражде, или прежде отгнани собором бывше, да не противятся. Аще же обе стране изберета судию, суда их да не преступят. Толкование . Епископом и презвитером и диаконом, не подобает отрицатися церковного судища. Аще ли кто от них оклеветаем о гресе, церковный оставит суд, и к градским судиям приступит, и пред теми исповесть вину и судится, и аще не повинен явится, и осужен будет от градских судей, свой погубит степень.

http://azbyka.ru/pravo/karfagenskij-sobo...

Престолов в церкви в настоящее время два: в холодной в честь Покрова Пресвятой Богородицы, в приделе тёплом в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Утварью, ризницей, святыми иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. В церкви сохранились предметы, принадлежавшие Петропавловской церкви, как это видно из надписей: - на Кресте напрестольном надпись: «1758 года сей крест сделан в церкви Св. верховных Апостолов Петра и Павла, что в гор. Переславль, тоя церкви рачением иерея Сергия Григорьева»; - на учительном Евангелии: «1707 г. в гор. Переславль в церкви Св. верховных Апостолов Петра и Павла мирским поданием тояж церкви иереем Сергием Григорьевым обменено на старопечатную книгу»; - на Благовестнике: «1750 г. сия книга приложена в церкви Св. Апостолов Петра и Павла, что на посаде в веретейской улице, мирским подаянием»; - на Минеях месячных: «7202 (1694) г. ... к церкви Св. Апостолов Петра и Павла приложил Гостинныя сотни Евстафий... при священнике Иване Андриянове...»; - на Евангелии печати 1701 года сохранилась следующая надпись: «лета 1711 февраля 11, в Переславле Залесском в Площадной слободе зачата строиться Св. Божия церковь, а совершена того же 1711 г. сентября в 3 день, а освящена в 30 день, а построил ту церковь и сие Евангелие положил... посадский человек Григорий Михайлов сын Азотов, яко строение и вклад Бога славит, а за него Бога молить, при священнике Феодоре, дьяконе Андрее, а подписал сие Евангелие тояж церкви Рождества Христова, и та новопостроенная церковь Божия Пресвятыя Богородицы Казанския, диакон Андрей своею рукою 1713 года»... Каким образом попала эта книга в Покровскую церковь, сведений о том не сохранилось. Церковные документы хранятся в целости; копии с метрических книг с 1800 года, исповедные росписи с того же года. Причта по штату положено: священник и псаломщик. На содержание его получается: а) процентов с причтового капитала (5 135 р.) - 205 р. 40 к.; б) от служб и требоисправлений 540 р., всего до 650 р. в год. Для священника имеется церковный дом.

http://sobory.ru/article/?object=00439

см. дополн. к акт. ист. 1. 148. Акт. экспед. 3. 123. 139 и пр. Впрочем они постоянно возобновлялись. 24 Акт. ист. 1. 153. Судебные пошлины также шли пополам на обе судящие стороны: «а присудом делятся на полы»; или: «а будет суд смесной, ино прибыток на полы». Акт. экспед. 1. 9. 30 Собр. закон. 1 Собр. гос. грам. ч. 2. Акт. ист. т. 4. Стоглавый собор соглашался также, чтобы монастырские слуги и крестьяне, в исках с посторонними и в спорах о земле, были судимы боярами царя; но только – по жалованным на монастыри грамотам. Стоглав гл. 67. Сн. Акт. ист. 1. 32 Собр. закон. 1 Акт. экспед. 3. Собр. Румянц. ч. 3. Патриарх Филарет учредил и приказы, по которым разделил разные дела своего ведомства, подобно приказам государственным. Древн. вивл. ч. 20. сн. Ист. рус. Церкви. пер. 4. § 2. 33 См. грамоту тому же патр. Филарету на Ржевскую десятину в Акт. экспед. 3. 109. и ему же грамоту на право суда в делах одного вятского причта, там же 34 Собрание статей о церковном суде, составленное в 1700 году, при патр. Адриане, по повелению имп. Петра I, ркп. Соб. дух. академии. 35 Уже стоглавый собор, по причине многих несообразностей в непосредственном управлении монастырских имений духовными лицами, соглашался подчинить его высшему контролю светской власти, с правом приказывать духовенству. Стогл. 68 сн. Акт. ист. 1. 40 Акт. ист. т. 3. 95. 119. 129. т. 4. 215. 254. т. 5. 135. 146. 157. 186. сн. Собр. закон. 1. 200. 201. 42 Собр. закон. 1. На возобновленный вопрос: «архиереев, архимандритов, игуменов, священников и диаконов, монахов и монахинь, и весь церковный и духовный чин и их людей, мирским людям довлеет ли судити»? – дан решительный ответ: «архиереев (и пр.) мирским людям ни в чем не судити; а судити их во всяких делах архиереем, во своих епархиях, или кому повелят от духовного чина, а не от мирских». Там же стр. 704. 43 Из этих правил исключены были дети священнослужительские: «аще убо не имуть осенения архиерейского, священнословия не себе, яко мирские да накажутся в мирских судилищах по винам своим.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

Из такого беспристрастного источника, как ономастикон, ясно, что скоморохов нарекали по святцам (ср. имена Андрей, Антон, Василий, Григорий, Епифаний, Иван, Лука, Степан и т. д. в документах конца XV — начала XVII вв.). Иногда сообщаются лишь мирские их прозвища — Любим, Найден, Неупокой, Суббота, но это обычная для того периода манера. У древнерусского человека по традиции было два имени, крестное и мирское (часто и третье — молитвенное, сохранявшееся в тайне). Современники знали, а потомки запомнили Малюту Скуратова под мирским именем и мирским отчеством, хотя «правильно» его звали Григорий Лукьянович Бельский. Значит, скоморохи были сплошь люди крещеные, а крещение есть первая и основная предпосылка спасения. Крестившись, человек становится членом церковного тела. Повзрослев, он выбирает себе духовного отца  , тот ведет его стезей добродетели и т. д. Таков порядок. Но тот же порядок за грехи предусматривает различные духовные наказания вплоть до отлучения. Быть может, скоморохов отлучали от Церкви? Данные об этом есть, но они чрезвычайно редки и приходятся в общем на позднее время. Например, в 1657 г. ростовский митрополит Иона грозил скоморохам и приглашающим их мирянам «быть от него, святителя, в великом смирении и наказании без пощады и во отлучении от Церкви Божии»  . Для эпохи репрессий это нормально  . Но столетием раньше архипастыри еще не решались прибегать к столь суровым мерам. Это видно из «Стоглава», в котором скоморошья тема затрагивается неоднократно. Глава 41, вопрос 16: скоморохи играют и поют на свадьбах, «и как к церкве венчатися поедут, священник со крестом будет, а пред ним со всеми теми играми, бесовскими рищут, а священник им о том не возбраняет и не запрещает». В ответе сказано, чтобы к венчанию, «ко святым Божиим церквам скомрахом и глумцом пред свадьбою не ходити», а попам «о том запрещати». Про свадебный пир — ни слова [Стоглав, 135–136]. Вопрос 23 той же главы касается ритуального смеха — участия скоморохов в поминаниях на кладбищах в Троицкую субботу. Ответ также крайне сдержанный. Предписывается в память о родителях «нищих покоить и милостыню по силе… давать». Что до священников, то они «скомрахом бы и всяким глумником запрещали и возбраняли, чтобы в те времена, коли поминают родители, православных християн не смущали теми бесовскими играми» [Стоглав, 140–141].

http://predanie.ru/book/216764-o-russkoy...

Архиеп. Симеон в 1417-1421 гг. послал в псковский Снетогорский мон-рь грамоту о соблюдении общежительного устава и неподсудности игумена и старцев мирским судьям (ПДРКП. Стб. 389-392. 45). В 1418/19 г. он составил поучение о неприкосновенности церковных владений и пошлин (Там же. Стб. 401-402. 47). Архиеп. Евфимий I направил в 1425/26 г. во Псков послание об игуменах, попах и диаконах, приходящих из юго-зап. рус. епархий (Там же. Стб. 473-476. 54). В ряде случаев по просьбам Новгородских владык послания поучительного характера поступали от Киевских митрополитов и К-польских патриархов. Вероятно, уже в домонг. эпоху в Софийском соборе во время чина прощения перед началом Великого поста с амвона читалось «Поучение в неделю сыропустную... ко игуменом, и ко всему иерейскому и дияконьскому чину и к мирьским людим» Киевского митрополита грека Никифора I (1104-1121), посвященное в т. ч. обличению ростовщичества (сохр. в Чиновнике новгородского Софийского собора XVII в.- Голубцов. Чиновник. С. 161-164). К-польский патриарх Нил в 1382 г., по всей видимости по просьбе Новгородского свт. Алексия, прислал в Новгородскую епархию поучение «о проторех на поставлениах» против отделившегося от Церкви новгородско-псковского религ. движения стригольников (в древнерус. варианте грамота адресована во Псков, в греч. оригинале - в Новгород) (ПДРКП. Стб. 191-198. 22; Там же. Прил. Стб. 183-188. 31 (греч. текст); Казакова , Лурье. 1955. С. 230-234. 1; РФА. 2008. Стб. 399-402. 119), в к-ром призвал их к воссоединению с Церковью и обосновал разделение симонии (пошлин за поставление в священники) и полагающихся по церковному обычаю трат («истор») на совершение рукоположения. Весной 1395 г. во время пребывания в Новгороде митр. Киевский свт. Киприан издал грамоту, в к-рой ответил на обращенные к нему вопросы новгородского духовенства, касающиеся богослужебных и церковно-дисциплинарных проблем (ПДРКП. Стб. 235-238. 29; РФА. 2008. С. 488-489. 135). 29 авг. 1410 г. незадолго до этого прибывший на Русь новый митр. Киевский свт. Фотий прислал архиеп. Иоанну (Стухину), духовенству и мирянам Вел. Новгорода свою грамоту, в которой охватил широкий круг проблем, связанных с личной и общественной жизнью (осудил пьянство, заключение браков без венчания, обращение к ворожеям, ростовщичество, совместное проживание монахов и монахинь в одном мон-ре и проч.- ПДРКП. Стб. 269-276. 33; РФА. 2008. С. 507-512. 141).

http://pravenc.ru/text/2577765.html

   По творениям свт. Иоанна Златоуста, преп. Иоанна Кассиана, Варсонофия Великого, свт. Тихона Задонского, Оптинских старцев Макария, Амвросия и Анатолия, Иакова, архиеп. Новгородского, еп. Феофана Затворника, Петра, еп. Томского, старицы Матрены Задонской и мн. др.    Иеросхм. Макарий Оптинский. Письма к мирским особам, п. 42. С. 83.    Прот. Петр Миртов. Источник утешения. Слово в память погибших при Цусиме//Прибавл. к церковн. Ведомостям. 1912, 20. С. 820.    Свт. Тихон Задонский. Творения. T. III. О истинном христианстве, §§ 427 и 428.    Преп. Максим Исповедник. Умозрительные и деятельные главы, гл. 125//Добротолюбие. Т. III. С. 261—262.    Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. IX. Беседа 10 на посл. Римл. С. 590—591.    Иеросхм. Макарий Оптинский. Письма к мир., п. 149. С. 293—294.    Иеросхм. Макарий Оптинский. Письма к мир., п. 289. С. 470.    Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. XI. С. 79.    Он же. Беседа 6 на послан. к Титу.    Преп. Марк Подвижник. Слово 2. Об оправдании делами. С. 47.    Там же. § 56.    Еп. Феофан. Письма//Духовный Вестник. 1896, 43—44. С. 682.    Иеросхм. Амвросий Оптинский. Письма. Ч. I, п. 159. С. 165.    См.: Пролог на 21 июля.    Свт. Иоанн Златоуст. Беседа 31 на Евангелие от Матфея.    Иаков, архиеп. Нижегородский//Прот. Гр. Дьяченко. Практическая симфония. С. 474.    Еп. Гермоген. Минуты пастырского досуга. T. I. М., 1882 г.    Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. VII. Беседа 28 на Евангелие от Матфея. С. 268.    Преп. Марк Подвижник. Слово 2, §§ 168 и 141.    Преп. Марк Подвижник. Слово 1, § 156.    Свт. Василий Великий//Прот. Григорий Дьяченко. Практическая симфония. С. 485.    Преп. Нил Синайский. Мысли, отводящие от тленного, § 36//Добротолюбие. T. II. С. 282.    Там же, § 9. С. 280.    Иеросхм. Макарий Оптинский. Письма к мир., п. 411. С. 691; п. 53. С. 115; п. 336. С. 598.    Преп. авва Дорофей. Поучение 12.    Листок издания Троице-Сергиевой Лавры, 135. М., 1882. С. 1—2.    Свт. Димитрий Ростовский. Творения. T. I. С. 111.    Игум. Антоний. Письма, п. 21 и 255. С. 24 и 323.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3048...

1060. Покровский, женский, 3-го класса (с 1764 г.), в губерн. гор. Воронеже, в вост. его части, близ берега р. Воронежа, между улицами Постоваловскою и Малою Смоленскою. Основан в 1623 г. собравшимися инокинями в числе 30 по благословению патриарха Филарета и находился сперва в зап. части близ адмиралтейства и дворца, и несколько ниже нынешней Вознесенской церкви. По неудобности местоположения перенесен в 1702 г. на настоящее место, урочище Терновую поляну. “Ист. Росс. Иер.», V, 561; Ратшин, 90; “Матер. для стат. Росс.», 1841 г., I, 184; “Опис. монаст.», 1817 г., 89; Болховитинов, “Ист. геогр. опис. Воронеж. губ.», 69; Михалевич, “Воронеж. губ.», 283; “Памят. ку. Воронеж. губ. на 1887 г.», 311; “Извл. из отч. Об.-Пр. Св. Син.», 1840 г., 92 (наделен лесом); 1853 г., 87 (пожертв. усадьба); Воздвиженский, “Ист. обозр. Рязан. епар.», 135 (указ архиеп. Илариона о помещении в м-ре всех стариц, живших по мирским дворам); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 846, 12; “Дополн. к Акт. истор.», XII, 15 (Приезд 1685 г. в Москву Донск. атамана с войсковою отпискою о челобит. игум. Иулиании); Калачов, “Акты юрид. быта древн. Росс.», II, 810, 259 (Поручная 1664 г.; игум. Агафья); Второв, “Воронеж. акты», I, 133 (опис. гор. Воронежа 1666 г.; о вестовом колоколе); II, объясн. к плану г. Воронежа, стр. V; III, 53, 54 (роспись 1639, 1657 и 1661 г. оклада с вотчин); Иванов, “Опис. госуд. архива стар. дел», 347 (в 1700 г. имел крест. 15 двор.); “Труды Рязан. учен. архивн. Комиссии», III, 64 (истор. акты XVII стол. во время управления м-рем Рязан. митрополитами); IV, 24 (Жалов. грам. 1627 г. старице Марфе во главе 30 сестер в вотчину Форосанского ухожья со всеми угодьями в Воронеж. у.), 25 (цар. грам. 1657 г. о взимании с м-ря даточных и полоняничн. денег; старица Евникея), 51 (цар. грам. 1658 г. по челобитной старицы Евникеи о завладении двумя озерками Ермол. Комаровым в Форосан. ухожье), 52 (цар. грам. 1660 и 1670 г. об обыске крестьян. и бобыль. монастыр. дворов; старица Картелина в 1660 г. и игуменья Ульянея в 1670 г.), 53 (цар. грам. 1672 г. о захвате владений м-ря Набродовым с товарищ.), 54 (грам. 1683 г. об отмежевании вотчин м-ря), 55 (грам. 1683 г. по поводу межевания).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Никифор I, митрополит Киевский По происхождению грек. Родом из Суры Ликийской (в Малой Азии). Прислан в Россию Константинопольским патриархом. В Киев прибыл 6 декабря 1104 года (по другим источникам, 6 декабря 1103 года), а 18 декабря назначен на русскую митрополию. Это был архипастырь «ученый» и «простой», ревностный к своему делу. При нем Русская Церковь прославлена несколькими знамениями любви небесной: ознаменовали себя многими чудесами перенесенные в новый храм святые мощи благоверных князей Бориса и Глеба; посетили Киев принесенные из Царьграда мощи великомученицы Варвары. По сохранившимся источникам его пастырской деятельности видно, что митрополит Никифор был человек, ревностно заботившийся о благе своей паствы. После него сохранилось несколько письменных посланий и поучений. Свои поучения, по незнанию русского языка, он не произносил сам, а, написавши их по-гречески, поручал переводить их и произносить в церкви. Замечательным является его «Поучение в Неделю сыропустную в церкви ко игуменам и ко всему иерейскому и диаконскому чину и к мирским людям». Причина, побудившая митрополита написать это поучение, заключалась не только в сознании своего пастырского долга, но и в обычае Церкви Греческой перед наступлением поста предлагать особое поучение своей пастве. В поучении в Неделю сыропустную митрополит Никифор призывает слушателей к покаянию и исправлению в наступающие дни поста и показывает, что истинный пост состоит в воздержании не от мяса овцы или других животных, но от обид и оскорблений ближних, от лихвы, неправедной мзды, тяжкого роста, в частности, предостерегает от пьянства. Тон поучения, равно как и всех его посланий, показывает в митрополите Никифоре умного и осторожного человека, который, поучая людей и указывая на их пороки, в то же время опасается оскорбить кого-либо и войти в неприязненные отношения. В январе 1121 года митрополит Никифор скончался (У Макария (Булгакова) дата смерти – апрель 1121 года (см. т. 2, с. 135)). Труды: Послание к Владимиру Всеволодовичу Мономаху о посте, о воздержании чувств//Калайдович К. Ф. Русские достопамятности. – М., 1815. – Ч. 1. – С. 59–75 (1-е послание по сп. XVI в. ГИМ, Синод, собр., 496 с вариантами по другим спискам); Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. – М., 1994–1997. – Т. 2. – С. 219–222.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

История молитвы и ее греческий оригинал см.: Алмазов. Тайная исповедь. Т. 2, С. 237-238. Она с небольшими переделками может употребляться как молитва о скверноядении. Входит в современный новообрядческий чин правила от осквернения (искусных молитв). Подробная информация дается в книге Зонар (пр. 74). Расписываются степени осквернения: что упало, сколько ведер изливать (три или сорок), как освящать. Соответствие беспоповских молитв иерейским см.: Красный устав, гл. 41. Беспоповцы иерейскую молитву заменяют: 3 или 5 вервиц – в зависимости от степени осквернения (300 или 500 поясных поклонов; Красный устав, гл. 40) Это правило (без молитв) печаталось в Псалтыри с восследованием. Молитвы искусные греческого происхождения, их историю см.: Алмазов. Тайная исповедь. Т. 2, С. 134-135. Древнейшая в этом последовании – молитва св. Василия Великого Многомилостиве, нетленне, которая имеется в Потребнике под названием Молитва от скверны. Само слово скверна – «старообрядческий маркер» для новообрядца. Например, Алмазов называет последование от осквернения мирским человеком раскольническим (хотя оно содержится в новообрядческих Канонниках – Алмазов. Тайная исповедь. Т. 2, С. 128). См., например, у С. Куломзиной (Наша Церковь и наши дети. М., 1993. С. 74), или еще: Желудков Сергий, свящ. “Литургические заметки”, М., 2003г. На обыденном уровне прихожанки этих приходов сразу вспоминают про женскую дискриминацию, как это ни смешно. Александр Боженов. Можно ли женщинам во время месячных ходить в храм и причащаться? свящ. Вадим Коржевский. Об особенностях женской природы. http://www.bogoslov.ru/text/547331.html Патр. Павел пишет о том, что во время нечистоты женщина не может причащаться, но ей доступна любая другая святыня. Это утверждение Боженов довольно откровенно называет уступкой традиции. Эти слова повторяют позже иерусалимские пресвитеры ап. Павлу (Деян. 21, 25). Боженов приводит эти слова в своей статье: дескать, о женской нечистоте Собор ничего не сказал, значит это бремя неудобоносимое.

http://bogoslov.ru/article/1126405

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010