Рец. на кн.: Игнатий (Брянчанинов) . Будущее России в руках Божественного Промысла: Письма к Н. Н. Муравьеву-Карскому; К истории рода Брянчаниновых/Предисл. и публ. О. И. Шафрановой. – М.: изд-во им. свт. Игнатия Ставропольского. 1998:775. Беловолов Г. «Поэтические опыты» аскета: Проза свт. Игнатия Кавказского// Игнатий (Брянчанинов) . Странник. – М.; СПб., 1998. – С. 5–14. Предисловие к сборнику прозаических и стихотворных сочинений свт. Игнатия. 776 . Беседы о молитве Иисусовой: Что такое молитва Иисусова по преданию Православ. Церкви: Беседа инока-старца с мирским иереем, вызв. «Сборником о молитве Иисусовой». – изд.] – М.: Елеон, 1998. – 509 с. О свт. Игнатии как наставнике и делателе Иисусовой молитвы – с. 33–35, 39–40, 46–49, 59–60, 62, 64, 68, 321–322, 334–335, 336–338, 339, 396–425, 498:777. Игнатия (Петровская) . Старчество на Руси/Публ., предисл. и примеч. А. Беглова//Альфа и Омега. – 1998. – 3. – С. 118–151; 4. – С. 147–177. О свт. Игнатии – с. 127–129, 137–145, 159, 165, 175, 176–177. 778 . [ Марк (Лозинский) ]. Любовь к Богу и страх пред Богом: По трудам свт. Игнатия (Брянчанинова) //О страхе Божием. – М., 1998. – С. 4–6:779. Серафим (Роуз) . Приношение православного американца: Пер. с англ./Братство прп. Германа Аляскинского; Рос. отд-ние Валаам, о-ва Америки. – Платина; М., 1998. – 608 с. – Из содерж.: Прил. IV. Письмо о. Серафима (Роуза) по поводу критики епископом Феофаном учения епископа Игнатия [от 7/20 дек. 1980 г.]. – С. 237–244. О свт. Игнатии см. также – с. 46, 65–69, 93–95, 96–105, 111, 144, 175, 213, 225, 229, 230, 231, 232, 351, 352, 353, 378–380, 383, 395–397:780. Уваров М. С. Архитектоника исповедального слова. – СПб.: Алетейя, 1998. – 245 с. – Из содерж.: Прил.: Программа спецкурса и библиогр. списки источников по проблеме исповеди и исповедал. слова: свт. Игнатий. – С. 228:781. Чемус Р. Сердечная молитва у Игнатия Брянчанинова /Пер. с итал. С. Файн//Страницы: Журн. Библейско-богослов. ин-та св. ап. Андрея. – М., 1998. – [Т. 3], 4. – С. 510–518:782. Галкин Д. Пояснения к таинствам исповеди и Святого Причастия. – СПб.: Сатисъ, 1999. – 56 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Ты пишешь мне, что готовишься совершить дело Божие. Так вот, если ты его совершишь благополучно, – благодарение Богу. А если встретишь препятствие по какой бы то ни было причине – не печалься. В другое время сделаешь это, если будет воля Господня. Ибо многие вещи из-за препятствий не удается сделать до времени, так как не настал их час. Одни – потому что препятствуют люди, поскольку, как говорят святые, люди могут препятствовать воле Господней в течение многих лет. А другие – потому что совершенно нет воли Господней на то, чтобы они произошли. Бесчисленны примеры [этого] в житиях святых. Впрочем и твое преподобие это читает, и ты уже многое знаешь по собственному опыту. Поэтому как бы ни обернулось колесо многотрудного нашего жития, ты должен оставаться невозмутимым и, как Атлант 230 , выдерживать тяжесть перипетий своей жизни, если, как говоришь, ты призван быть пастырем многих овец. А я, как выяснилось, напротив, гожусь только скалы стеречь, как лишенный такого дарования и недостойный служения слова 231 . Увы мне, смиренному и окаянному, если я не стараюсь постичь это и не признаю дарований моих братьев. Какой ответ я дам [за это] в час Суда? Ибо и раз, и другой, будучи окраден лестью и послушавшись ее, потерпел я крушение. И до сих пор еще собираю обломки. Увы мне, смиренному и состарившемуся! Как мне представляется [теперь] из того, что вижу, я дважды по неведению пришел в столкновение с Божией волей. Каким словом я обличу окаянную мою душу? И каким образом умолю моего Господа? Или какое сделаю дело, угодное Богу моему? Увы мне, смиренному! Ибо иссякли слезы в моих глазах. Густая ночь объяла меня, и я пребываю в нечувствии, хвалимый здешними отцами. Но да будет милостив [ко мне] сладкий Иисус молитвами святых отцов. Я отвлекся, батюшка мой, и, помянув дни древние, уклонился от темы. Прости мне, твоему отцу, но ведь хоть я и таков, а Духом Божиим тебя родил. Письмо 53 Мне пришлось пострадать, добрый мой сын, дабы явить тебя сыном грешного Иосифа. И впоследствии я испытал непомерную боль, ибо ты меня оставил. А в последнее время я снова очень тебя возлюбил. И брожу туда-сюда, взывая: «Сын мой! Сын мой! Где ты? Куда направляешься, мое чадо? Зачем ты оставил, дитя мое, малое бремя своего послушания и восхотел нести груз Сизифа 232

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Isihast/...

Монастырь показался нам очень тесным, недостаточно просторным для житья и одной «стотины» монахов. По своему положению на обрывистом скате горы, двор его представляет ряд небольших террас. На центральной из них стоит углубившийся в землю храм очень древней постройки с широким куполом посредине. Два меньших купола высятся над притвором с передней (западной) стороны его по углам. План церкви, впрочем, неправильный. Она низка и темна, внутри по стенам большею частью расписана иконами или новыми, или подновлёнными, не богата никаким убранством и, хотя содержится в порядке, но таком, который диктуется привычкой, а не вкусом. С северной стороны пристроен к церкви узкий придел, по древнейшему обычаю достигающий только половины церковного длинника. Такой же ширины южный придел идёт напротив во всю длину церкви, сообщаясь с нею одною дверью. Этот главный корпус церкви обходит с юга и запада низкая галерея, тоже тёмная, как и всё вообще здание. Не света, конечно, боялись первые здатели храма, а отверстий для пронизывающего и кружащегося горного ветра. Так мне думается. Внешняя стена галереи с фасада церкви выстроена из огромных, правильно обсечённых, камней, принадлежащих видимо дохристианской эпохе. Когда мы осматривали алтарь, о. Игумен обратил наше внимание на престол и жертвенник. Оба они оказались цельными кусками камня, обделанного в виде куба с расширенными основанием и карнизом по образцу древних надгробных или посвятительных памятников языческого времени. И на том, и на другом вполне сохранились греческие надписи крупного и красивого нарезного письма. На престольном камне читается: Года 260. Флавия Ника Никандроса (дочь). Аполлону Этевданиску. Обет 230 . Всё это размещено в 6-ти строках. После слов: года и Ника изображён обычный в подобных записях листок плюща. На жертвеннике надпись семистрочная гласит следующее 231 : Аполлону Отевдану Т. Флавий Антигонов сын. Аполлодар по обету 232 . И в этой надписи тоже вырезали в двух местах листки плюща, после слов: Отевдану и сын.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

11 января 1865 года. 228 Очевидно, что отступление от веры православной всеобщее в народе. Кто открытый безбожник, кто деист, кто протестант, кто индефферентист, кто раскольник. Этой язве нет ни врачевания, ни исцеления. Спасаяй, да спасает свою душу! Заметно, что ныне всем, желающим спастись, посылаются скорби. Это совершается и над А.В. Ж. 14 января 1865 года. 229 И тому я очень рад, что «Опытами» закончится теперь печатание моих сочинений. Необходимо выждать более благоприятного положения. Если Богу угодно, чтобы устроилось напечатание, то Он устроит. Если же неугодно Богу, то и я не желаю. Нам драгоценнее всего то, чтобы состоять под водительством воли Божией, и вне её не делать ничего, каковы бы ни были представления плотского мудрования нашего и других людей. 16 января 1865 года. 230 И здесь перед Крещением была самая тяжелая погода, долго шел проливной дождь и было очень тяжко от густоты облаков. Сами себе, друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим – так молится святая Церковь и так научает нас молиться. 21 января 1865 года. 231. О молитве На днях прочитал я внимательно «Слово о Иисусовой молитве». В нем со всей ясностью изложено, что моление с заключением ума в слова молитвы есть самое полезное и безопасное, что механизм через ноздренное дыхание с усилием взойти умом в сердце воспрещен Святыми Отцами для несозревших к такому молению! Тебе необходимо молиться первым способом, принимая в руководство общее правило и не принимая в руководство исключений из общего правила, совершившихся по особенному смотрению Божию. Я стараюсь приобучаться единственно к первому способу, как необходимому для внимания. Внимание – душа молитвы. Стараюсь даже устранять все прочее, чтобы делание было вполне бескорыстным, чтобы преуспеяние было вполне предоставлено воле Божией. 29 января 1865 года. 232. Об издании сочинений Еп. Игнатия о правильном понимании молитвы и др. предметах На днях я взглянул в книгу Варсонофия Великого; открылась книга на странице 362-й, где, на первой же строчке сказано: «Благому непременно сопротивляется скорбь от зависти диавольской, но молитвой оное благое умножается». Это можно отнести и к напечатанию «Опытов». Видно и действие против напечатания и действие, содействующее напечатанию, устрояемое Промыслом Божиим. Помяни, Батюшка мой, какие труды и скорби потерпели все, распространяющие Слово Божие и истинное учение о Боге. Скорби служат свидетельством последования истине в этом деле. Напротив того, с невозбранным от миродержца успехом, с наградой от мира, печатаются книги в духе и видах миродержца, хотя бы они и носили название, заимствованное из христианства.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Другой скитянин, монах Нил, поступил в монастырь двадцати лет в июне 1853 года. Он был небольшого роста и горбат. Архимандрит Моисей взял его к себе младшим келейником. 5 августа 1856 года отец Нил был переведен в скит. Здесь он стал келейником у старца Макария. 19 февраля 1858 года пострижен был в рясофор. Зимой 1862 года отнялись у него ноги. Его свозили к новооткрытым тогда святым мощам угодника Божия Тихона Задонского , и он получил исцеление – стал ходить совсем крепко, даже без палки. Возвратившись, он стал келейником старца Илариона. Когда он приехал из Задонска, игумен Антоний сказал ему: «Ну, се здрав еси, к тому не согрешай, да не горше ти что будет!». Вероятно, чем-то согрешил тот, но чем – осталось неизвестным. 28 августа 1866 года он пострижен был игуменом Исаакием в мантию. В октябре 1868 года он заболел и опять отнялись у него ноги. Так и умер он 15 января 1869 года. Всего жития его было тридцать пять лет. 228 Цит. по: Агапит (Беловидов), архим. Жизнеописание... иеросхимонаха Макария. С. 259–260. 229 Собрание писем блаженной памяти Оптинского старца иеросхимонаха Макария. Письма к монахам. СПб., 1994. (Репр. с изд.: М., 1862). С. 3–4. Письмо 2. 230 Скончалась 18 мая 1833 г. Усердием ее в Оптиной пустыни построена одна из гостиниц; сделаны постройки на скотном дворе обители. Похоронена в Оптиной пустыни. 232 О. Пафнутий (в миру Пётр Осмоловский), из дворян Черниговской губернии. Зачислен в братство Оптиной пустыни 20 января 1836 г. Пострижен в мантию 27 мая 1839 г. 30 января 1843 г. рукоположен в иеромонаха. 234 Житие Оптинского старца схиархимандрита Исаакия (Антимонова)/Сост. архим. Агапит (Беловидов). Оптина пустынь, 1995. (Преподобные Оптинские старцы). С. 100. 243 Архимандрит Никодим, настоятель Малоярославецкого Черноостровского Николаевского монастыря//Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Февраль. Оптина пустынь, 1996. (Репр. с изд.: М., 1906). С. 112. Читать далее Источник: Вертоград старчества. Оптинский патерик на фоне истории обители/Сост. монах Лазарь (Афанасьев).– М.: Изд-во Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2016.– 704 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Слава и благодарение Богу, устрояющему все во благо нам, грешным! Се, ныне время благоприятно, се, ныне день спасения 230 . Всещедрый и многомилостивый Господь призывает нас к спасительным дням покаяния; воспользуемся Его зовом, радостно пойдем на Его призыв, чтобы очистить души наши от скверн греховных и к исправлению жизни неисправной. Чтобы обновить душу покаянием, для сего необходим пост; но не будем ограничиваться одною скудною пищею, постараемся оградить себя от всего худого: от уныния, беспечности, лености, зависти, самоугодия и вообще всего того, что отдаляет нас от Бога. Вооружимся неотступною молитвою, принесем покаяние и слезы сокрушения о грехах: сему же да научит нас память о Страшном суде; утесним себя и свои желания, ибо Господь говорит: «Подвизайтеся внити сквозе тесныя врата» 231 и еще чрез пророка призывает нас к покаянию, говоря: «Измыйтеся, и чисти будите, отимите лукавства от душ ваших» 232 . Итак, чтобы отнять нам лукавства от сердец наших, для сего необходимо нам облечься во смирение и послушание, ибо без сих двух добродетелей невозможно укрепиться на пути к Царству Небесному. Господь говорит: «На кого воззрю, токмо на кроткаго, молчаливаго и трепещущаго словес Моих» 233 . Святой Феодор Студит говорит: «Кто имеет в себе действо смирения и послушания, то сими двумя добродетелями, как двумя крылами, воспаряет он на небеса и собеседником Богу бывает» 234 . Приступая посему к подвигу покаяния и сознавая свои немощи и недостатки, будем прибегать к Господу и просить Его помощи в деле нашего спасения вечного, вооружимся терпением, предадим себя в послушание, отвергаемся воли своей, предадимся воле Божией и тем, которые от Него поставлены, будем всячески избегать ропота и неудовольствия на тесноту жития нашего, ибо на то призваны. «Иже Христовы суть, плоть распяша со страстьми и похотьми» 235 , говорит святой апостол; распинать же плоть, по слову святого апостола, для того чтобы всяка горесть, и гнев, и ярость, и клич, и хула да возмется от нас, со всякою злобою; будем же друг ко другу блази, милосерди, прощающе друг другу, якоже и Бог во Христе простил есть нам 236 .

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Gefsim...

222. О. А. ДОБИАШ–РОЖДЕСТВЕНСКАЯ. Культ св. Михаила в латинском средневековье. V–XIII века. Петроград, 1922. (VI+410 стр.). 223. Луг (галльск. «сияющий») — в кельтской мифологии бог света. Культ Луга был широко распространен в Галлии, где он почитался как покровитель ремесел. 224. Вотан (Водан) — верховный бог континентальных германцев, покровитель великого братства, водитель «дикой охоты» душ мертвых воинов. В скандинавской мифологии ему соответствует Один, в римской — Меркурий. 225. Лангобарды — племя германцев, во время великого переселения народов вторгшееся в северную Италию и образовавшее там свое королевство. со столицей в Павии. В 773 —774 годах государство лангобардов было завоевано Карлом Великим. 226. Беда Достопочтенный (672/673—735) — один из виднейших ученых раннего средневековья (получил титул doctor ecclesiae), автор книг «De natura rerum» («О природе вещей»), «De vatione rerum» («Об исчислении времени») и классической хроники «Historia ecclesiastica gentis Auglorum» («Церковная история Англов»). 227. Карл Великий (742 —814) — король франков с 768 г. из династии Каролингов, коронован в Риме папой Львом III императорской короной, символизировавшей его власть над всем Западом. 228. Цезарий Гейстербахский (ок. 1180— ок. 1210) — цистерцианский монах, автор многочислнных сочинений, самым популярным из которых считались «Беседы о чудесах» — сборник повествований о необычных событиях и явлениях, которые доводилось слышать автору. 229. «Имел и доныне имеет святой архангел на Гудинсберге, или, как другие говорят, на Вудинсберге, церковь, посвященную его имени». 230. Тот — египетский бог мудрости, счета и письма. Ему приписывалось водительство душами мертвых. В греческой оккультно–мстической литературе он выступал под именем Гермеса Трисмегиста («трижды величайшего»). 231. не ясна. 232. Inter contos suos Archangeli Michaelis ubi ego illi iuravi, imaginent conspicio (V, 41). 233. Я вижу образ архангела Михаила среди своих спутников, где я ему поклонялся. 234. (Langobardi)… dominantes Italiam, beneventum properantes intoeunt ad habitandum. Horum autem (defensor?) princeps militiae coelestis exercitus Michael extitit archangelus. Эта фраза имеет определенный смысл и без всяких конъектур.

http://predanie.ru/book/219988-stati-191...

об открытии в Москве в московском Скорбященском монастыре Женского Богословского института. Открытие Высших Женских Богословских педагогических курсов состоялось только через 3 года, 8 ноября 1916 г., при Скорбященском монастыре в Москве (см. С. 678—685]) 229 Все братство Лавры насчитывало до 360 человек, типографское братство в период своего расцвета, вместе с учениками и мастерами, насчитывало до 150 человек. У них была своя церковь, а также свой отдельный корпус для проживания. 230 Информация о выходе в свет очередных изданий «Глинских Богородицких книжек» публиковалась на страницах журнала «Курские епархиальные ведомости» и других периодических изданий (см. С. 517—520]). 231 В основу решений съезда лег доклад настоятеля Яблочинского Свято-Онуфриевского монастыря Холмской епархии архим. Серафима (Остроумова) «О миссионерском значении монастырей». 232 Например, саратовский епископ Гермоген, законоучитель московской Иверской общины сщмч. Сергий Махаев и др. (см. подробнее). 233 В Русской Церкви диаконис никогда не было. Но в XIX в. было сделано несколько попыток возродить древний чин. Так, архим. Макарий (Глухарёв) хотел возродить это служение для проповеди среди нерусских народов. Митрополит Филарет (Дроздов) признавал право на существование древнего чина, но не советовал архим. Макарию приступать к этому делу без благословения Синода. Проект был тогда отвергнут. И в 1911 г., постановлением от 9 ноября Св. Синод отложил вопрос о восстановлении древнего женского служения в Православной Церкви до рассмотрения его на Поместном Соборе (см. подробнее:  Постернак А. В.  К вопросу о присвоении сестрам Обители звания диаконис//Материалы к житию преподобномученицы Великой княгини Елизаветы: Письма, дневники, воспоминания, документы. М., 1995). 234 Из письма прпмц. вел. кнг. Елизаветы имп. Николаю II (без даты): «..Надеюсь, коль скоро наш «чин посвященных» утвержден Священным Синодом, мы будем стоять на этом крепко и ожидать, что нас ясно и открыто представят стране как церковную, православную церковную организацию.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

230 В клиросной ведомости Успенской г. Ельца церкви за 1862 г. приписано так. «Священник Пётр Васильев сын Васильев, священнический сын, обучался в Орловской Семинарии, в продолжение курса Богословских наук был лектором в Нижнем отделении оной Семинарии по классу греческого языка, a по окончании курса уволен с аттестатом 1-го разряда 1840 года октября 20 дня Преосвященнейшим Евлампием, Епископом Орловским и Севским произведён Елецкой округи села Покровского к церкви Покрова Пресвятыя Богородицы во священника, a 1850 года февраля 22 дня Высокопреосвященнейшим Смарагдом Архиепископом Орловским и Севским перемещён к Орловской Градской Единоверческой церкви по потребностям оной, 1858 года декабря 5-го дня Преосвященнейшим Поликарпом, Епископом Орловским и Севским перемещён на настоящее место к Елецкой Градской Успенской церкви. 1850 года августа 27 дня за отлично исправное прохождение должности пресвитера, соединённое с кротким нравом и проповеданием Слова Божия, награждён набедренником; 1855 года апреля 16 дня Высочайше награждён скуфьёю. Бронзовый крест в память войны 1853, 1854, 1855 и 1856 годов имеет. Поведения очень хорошего. Судим и штрафован не был. Скончался ο. Π. В. Васильев 13 января 1864 г. 232 Выдержки из этого письма приводятся и в «Воспоминаниях», Иерофея (л. 72 и об. Киев. ред. и л. 72 об. – 73 об. Ряз. ред.), который называет его «последним письмом из С. П. Бурга», прибавляя потом: «Воле Господней стало угодно возвратить к нам Архипастыря, который 2 Мая пожаловал в нашу Мценскую Обитель, первую на пути в Орёл; и я, ко встрече Владыки, возвратился в Мценск, благодаря от всего сердца и души Всемилостивого Спаса (в Мценской Обители Его Чудотворный святый Образ).» 234 Желание Смарагда исполнилось: в конце апреля 1854 года он был уволен в свою Епархию. На его место вызван был в Синод архиеп. Олонецкий Аркадии Фёдоров († 8 мая 1870 г.), а прочие члены Синода остались все те же, о чём говорит сам Смарагд в письме к Иннокентию из С.-Петербурга от 16 апреля 1854 г. в «Рязанских Епархиальных Ведомостях» 1896 г» 20, стр. 700: «Я же, напутствуемый Монаршею милостью, возвращаюся в конце настоящего месяца во вверенную епархию в пределы благословенной родины Вашей. На моё место вызывается Олонецкий архиепископ Аркадий, а прочие члены остаются те же».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

221 О всех этих епископах будет речь ниже. 222 Конечно, здесь речь идет о мясоеде, а не о постных днях. При этом нужно помнить, что Златоуст не имел монашеского пострига. 223 Должно заметить, что Златоуст на собор «при Дубе» не являлся и потому не мог дать объяснений по поводу обвинений, как об этом скажем ниже. 224 Такие церковные бани встречались в Древней Руси. См. «Историю Русской Церкви» проф. Е.Е. Голубинского. Первая половина I тома. С. 566 (здесь же указаны источники, по которым можно познакомиться с вопросом о церковных банях во времена церковной древности). 225 Патриарха Константинопольского Арсения (XIII в.) обвиняли в том, что он позволял Иконийскому султану мыться в церковной бане наряду с христианами. В ответ на это обвинение Арсений сообщает некоторые сведения о церковной бане. См.: Пахимер. Церков. история. С. 235—236. Русск. перевод. 226 Augusti. Denkwurdigkeiten d. Christl. Archeologie. Bd. X. S. 91. 227 Binterim. Denkwiiidigkeiten d. Christ-katolishen Kirche. Bd. IV. Theil. 1. S. 611—614. 228 Творения блаж. Иеронима. Т. И. С. 11. Киев, 1879. То же издание мы будем цитировать и ниже, именно II и III тома (письма). 229 Augusti. Op. cit. S. 102. 230 Толкование на Второе послание к Коринфянам (М., 1851). С. 324. 231 Из этих «Путевых записок» ниже мы передадим, что найдем нужным. Эти Записки (Itenerarium) в 1882 году переведены на русский язык и изданы во 2-м выпуске Императорского Православного Палестинского Сборника (в этом издании указаны и варианты текста, полезные для более ясного понимания памятника). 232 Творения св. Григория Нисского. М., 1871. Т. VIII (письма). С. 461—462. Этот же том будем цитировать и ниже. 233 Жизнь бл. Иеронима (при I томе рус. перевода его творений). С. LXXXVIII-LXXXIX. 234 Эти слова с полным правом можно прилагать и к самому Иерониму, как и делают описатели его жизни (например, составитель «Жизни Иеронима» при I томе рус. перевода творений этого учителя Церкви. С. LXXXIV). 235 История боголюбцев. СПб., 1853. Гл. 9. 236 История боголюбцев.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2641...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010