С.Б. Сорочан Письма папы Мартина ( письма XVI и XVII, как их озаглавливают по общепринятой среди специалистов нумерации, были отправлены римским папой своим друзьям и сторонникам в Константинополь из Херсона, куда его после суда сослали по приказу императора Константа II в конце марта 655 г. и где он скончался вследствие жестокого отношения к нему, болезни и старости 16 сентября 655 г. О папе Мартине I (649–654/655), его трагическом жизненном пути, судебном процессе, политических и религиозных взглядах, библиографии вопроса подр. см.: Kazdan A. A . Martin I//The Oxford Dictionary of Byzantium. – New York; Oxford, 1991. – Vol. 2. – 1307; P. Бородин O. P. Церковно-политическая борьба в Византии в середине VII в. и «дело» римского папы Мартина I//ВВ. – 1991. – Т. 52. – С. 47–56; 1992. – Т. 53. – С. 80–88; Бородин Ο. Р. Равеннский экзархат. Византийцы в Италии. – M., 2001. – С. 142–161. Письма изданы Ο. Р. Бородиным. Комментарии к ним местами переработаны, даны с некоторыми сокращениями или, напротив, уточнениями) Письмо XVI. Извещаем родственную милость Вашу 227 , брат и господин, что после того, как мы отправились от [места], именуемого Иерон 228 , из Константинополя, плывя в святую пятую феерию Трапезы Господней 229 , мы миновали Фарос 230 и, проходя мимо различных мест, в майские иды 231 прибыли в Херсон 232 . Итак, [письмо] носец, который вручает Вам настоящее письмо, через 30 дней после нас прибыл в Херсон из области Византия 233 . И возрадовались мы его приходу, полагая, что средства, присланные нам из Италии 234 , которые с его приездом должны были облегчить нашу участь, находятся уже на этой земле. Но когда спросили, то узнали у него, что ничего не привез он сюда из Италии, и удивился я и даже за то восславил Бога, что он как Ему ведомо распределяет несчастья наши; особенно поскольку голод и нужда в этой земле таковы, что хлеб в ней только упоминается по названию, однако его совсем не видят 235 . Поэтому, если нам не пришлют содержания из этой страны 236 или из области Понта 237 , жить здесь мы вовсе не сможем.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

205(213). Без надписи 115(120). К Мелетию, архиепископу Антиохийскому 116(121). К Феодоту, епископу Никопольскому 247(255). К Биту, епископу Карров 127(132). К Аврамию, епископу в Ватнах 245(253). К антиохийским пресвитерам 246(254). К Пелагию, епископу Лаодикии Сирийской 248(256). К монахам 235(243). К италийским и галльским епископам 189(197). К Амвросию, епископу Медиоланскому 212(220). К клиру в Верии 213(221). К жителям Верии 214(222). К халкидянам 169(176). К Амфилохию, епископу Иконийскому 375, июнь – июль 215(223). Против Евстафия Севастийского 216(224). К Генефлию, пресвитеру 217(225). К Димосфену от лица Церкви 375, лето 121(126). К Атарвию 375, после сентября 193(201). К Амфилохию, епископу Иконийскому 126(131). К Олимпию 167(174). К вдове 375, конец года 219(227). К клиру в Колонии, утешительное 220(228). К градоправителям в Колонии 221(229). К никопольскому причту 222(230). К градоправителям Никополя 223(231). К Амфилохию, епископу Иконийскому 218(226). К подведомственным ему подвижникам 375 или 376 155(160). К Диодору 191(199). К Амфилохию, о правилах 118(123). К Урвикию, монаху 185(193). К Мелетию, первому врачу 194(202). К Амфилохию, епископу Иконийскому 376, начало года 229(237). К Евсевию, епископу Самосатскому 224(232). К тому же Амфилохию 225(233). К тому же Амфилохию 226(234). К тому же Амфилохию 227(235). К тому же Амфилохию 228(236). К тому же Амфилохию 230(238). К никопольским пресвитерам 232(240). К никопольским пресвитерам 240(248). К Амфилохию, епископу Иконийскому 376, до лета 195(203). К приморским епископам 196(204). К неокесарийцам 197(205). К Елпидию, епископу 198(206). К Елпидию, епископу, утешительное 199(207). К неокесарийским клирикам 200(208). К Евланкию 376, середина года 231(239). К Евсевию, епископу Самосатскому 376, раннее лето 202(210). К неокесарийским ученым 203(211). К Олимпию 204(212). К Иларию 376, позднее лето – ранняя осень 206(214). К Терентию, комиту 376, осень 207(215). К Дорофею, пресвитеру 208(216). К Мелетию, архиепископу Антиохийскому

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

Евсевий, епископ Анвирский (в Галатии): 52. Евсевий, пресвитер (Александрийский): 60 . 61. 62. Евстафий, епископ Антиохийский: 89. 145. 151. 170. Евстафий, пресвитер: 186. Евтихий (еретик): CXIII. Евфратисия: 37. Евфроний, военный чиновник: 79. Египетская река (Нил): 225. Евфалий, пресвитер: 209. Евферий, епископ Тианский: 112. 231. 254. Египет: 50. 86. LXXXVI. 149. 151. 161. 162. 174. 177. 236. 237. 239. 245. 252. 264. Египтяне: 236. 237. 264. Ефесский собор: 82. Ефес, город: 112. 113. 121. 139. 152. 154. 156. 157. 161. 162. 163. 167. 168. 169. 178. 229. 230. 236. 240. 241. 243. 250. 254. 263. 264. 265. 266. 267. Едессцы (клирики Озроинские): 87. 111. Елисей, епископ: 232. Елладий, епископ Тарсийский: 163. 254. 257. 263. Епиктет, епископ Коринфский: 86. LXXXVI. 233. 234. 235. Ефрем Сирин: 145. 151. Запад, область: 70 112. 145. 149. 162. 264. Зевгма, город: 243. 244. Ива, епископ Едесский: 111. 181. Игнатий Богоносец : 89. 145. 151. Илиад, епископ: 149. 248. 250. Илия, пресвитер: 87. Илия, пророк: 3. Иллирийский диоцез: 167. Имерий, епископ Никомидийский: 163. 165. 170. 256. 240. Ипатий, хорепископ: 113. Ипатий, чтец: 11. Ипполит, западный писатель, епископ: 145. 151. Ириней, епископ Лионский: 145. 151. Ириней, епископ Тирский: 110. Ириней, комит: 149. 158. Ирод Агриппа I-й: 3. Ирод великий: 151. Исаак, диакон Долихийский: 131. Исаврийский народ, Исавряне: 216. 231. 259. 260. Исав: 246. Исидор (бывший консулом в 436 г.): 42. 47. Италийский диоцез: 167. 170. Италия: 264. Иаков, ветхоз. патриарх: 78. 144. 156. Иаков (младший, Кирский подвижник): 42. 44. 200. 253. Иамвлих, пресвитер и монах: 97. Иезавель: 3. Иераполь, город в Ефратисии: 37. 183. 238. 243. 244. 247. 250. Иерусалим: 72. 151. 252. Иефеай, епископ: 232. Иоанн Богослов: 146. 154. 161. 229. 264. Иоанн, епископ Антиохийский: 81. 83. 112. 149. 152. 163. 165. 170. 178. 233. 244. 247. 248. 249. 250. 253. 256. 257. 258. 259. 260. 261. 263. 264. 266. 268. Иоанн, епископ Дамаскинский: 163. 165. 232. 268. Иоанн Златоуст: 89. 145. 151. 170.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Я получил от П[етра] Н[иколаевича] на просмотр присланные Вами месяцеслов и главу о поминовении усопших на общественном богослужении. Последнюю я еще не успел прочитать, а с месяцесловом ознакомился. Для сопоставления я взял изданный на 1940 год в монастыре св. Иова Почаевского во Владимировой на Словакии (войной монастырь этот совершенно разрушен, уцелела только церковь ) православный церковный календарь. Сопоставление показало, что, с одной стороны, в Вашем месяцеслове находятся святые, коих под данным числом месяца нет в календаре, а с другой стороны – в календаре много святых, которых под данным числом нет в месяцеслове. Я выписал их для каждого месяца на отдельном листочке, что и прилагаю к настоящему письму. М[ожет] быть, Вам все это известно и я ломлюсь в открытые двери... Я имею у себя еще Месяцеслов, изданный приснопамятным протоиереем Мальцевым в 1900 году 225 на двух языках – русском и немецком (тексты на каждой странице идут параллельно). В предисловии он пишет, что «материалом для сего служили различные «святцы» или жития святых, находящихся в Четьи-минеях и в прологах, агиологиях д[окто]ра богословия Сергия 226 , архиепископа Владимирского Димитрия, архиепископа Тверского 227 Булгакова 228 , Графа Толстого 229 , Барсукова 230 , г-жи Дестунис 231 , Косолапова 232 , Бахметьевой 233 , Снесарева 234 , протоиерея Вершинского 235 , Краснянского 236 и др., включая сюда данные из греческих и славянских миней, греч[еского] горологиона (часослова), слав[янской] следованной Псалтири, а равно греч[еского] менологиона Urbini 1442 [г.] и мартирологиона римского». Я делаю эту выписку на всякий случай. Указываемые Вами понятия, вероятно, вполне покрывают источники месяцеслова о. Мальцева. Несомненно, здешний календарь не без ошибок. Приведу только один пример – память святого моей родины – Рязани – св. Василия Рязанского: у Вас в месяцеслове память его показана на 10/VI и 3/VII, а в упомянутом почаевском календаре – 12/IV, 21/V, 5/VI и 10/VII. У Мальцева имеется только 12/IV и в этот же день празднование Муромской иконы Божией Матери, с каковой иконой, по преданию, св. Василий приплыл из Мурома в Старую Рязань на мантии. Празднование Муромской иконы Б[ожией] М[атери] установлено на 12/IV Св[ятейшим] Синодом в 1805 году. Там же у Мальцева есть сообщение о том, что мощи св. Василия были открыты в 1609 году и перенесены из церкви Бориса и Глеба в зимний Собор, где они и почивали под спудом (я сам прикладывался к гробнице).

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

27 Письма к А. К. 27.1 207. Без скорбей не спасешься 27.2 208. В терпении вашем стяжите души ваша 27.3 209. Пожелания в Новый год 27.4 210. Не спешите в новый монастырь 27.5 211. О переводе из келлии не скорби 27.6 212. Об освобождении от неудобнаго послушания 28 Письма к А. Б. 28.1 213. Принимать помыслы–не твоей меры 28.2 214. Не бойся обеднения 28.3 215. Пожелание в день Пасхи 28.4 216. От скорбей поумнеешь 28.5 217. N небо отверзает! 28.6 218. За прекращение старческаго отношения не похвалю 28.7 219. Не понимаешь, где твое домой 28.8 220. Юродствуют Святые! 28.9 221. Плакать можно–но без самомнения. 29 Письма к М. С. 29.1 222. Всякое послушание полезно 29.2 223. Тяжелое послушание полезнее отраднаго 29.3 224. Откровение св. отцами положено для спасения 29.4 225. Страсти искореняются понемногу 29.5 226. Мы обязаны всех любить, но требовать себе любви не смеем 29.6 227. Блудная страсть всех воюет. Труды наши оценятся в день страшнаго суда 29.7 228. Постоянное утешение вредит. Тщеславие все плоды губит 29.8 229. Хульные помыслы–от гордости 29.9 230. Осуждай себя, а не других 29.10 231. Тяготишься послушанием–от гордости 29.11 232. Скука от высокомерия 30 Письма к М. М. 30.1 233. Держись молитвы Иисусовой. Мать не любишь – от гордости 30.2 234. Убегайте ревности 30.3 235. Послушание–великое и святое дело 30.4 236. Потерпите друг друга 30.5 237. Упрекает в непостоянстве. Просить ли прощения 30.6 238. Силен Светодавец нас просветить 30.7 239. Велика награда воюющим с врагом. 30.8 240. Не горячись и терпи 30.9 241. Не стремись мнять монашескую жизнь на мирскую 31 Письма к А. Л. 31.1 242. Пожелания в новый год 31.2 243. Учись открывать помыслы 31.3 244. О тяготе душевной 31.4 245. Нужно и о других подумать 31.5 246. Болезнь врачует душу. Не оправдывайся, а укоряй себя 31.6 247. Не унывай 31.7 248. Совет Св. Петра Дамаскина 32 К Е. С. 32.1 249. О Богоявлении Господнем 32.2 250. О своей болезни 33 Письма к М. 33.1 251. Не капризничай и не смейся! 33.2 252. Будь осторожна в разговоре

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=102...

По прошествии малого времени появился пресвитер из Константинополя по имени Феотекн 218 , передавший письма собора Иоанна, немногим больше, чем двадцати пяти епископов 219 . В них они сообщали, что Иоанн с помощью военных был изгнан из города, послан в ссылку в Кукуз 220  и  церковь сожжена 221 . Дав ему самому общительные грамоты, адресовав их Иоанну и состоящим с ним в общении, папа Иннокентий со слезами умолял исполниться терпением, но будучи не в состоянии помочь из-за противодействия неких людей, могущественных в совершении злых дел 222 . Спустя немного времени явился человечишко отталкивающего вида и враждебный по своим намерениям именем Патерн, называющий самого себя пресвитером Константинопольской Церкви. Он, ужасно возбужденный, являя вражду даже своим видом и изливая множество ругательств против епископа Иоанна, передал письма небольшого числа епископов: Акакия, Павла, Антиоха, Кирина, Севериана 223 и некоторых других, в которых они доносили на Иоанна, что он поджег церковь 224 . Нам эта речь показалась настолько лживой, что по этому поводу Иоанну даже не следует оправдываться на почтенном соборе 225 , и папа Иннокентий, презрев ее, даже не удостоил ответа.   Епископ. Удостой меня услышать об остальном, чтобы и я рассказал тебе все по порядку, ибо, как говорит Елиуй Иову, теснит меня дух чрева 226 ( Иов 32:18 ) , подразумевая под чревом мысль полную слов. Диакон. Необходимо, чтобы я, добрейший отче, завершил подробное изложение того, что дошло до нас, чтобы таким образом я начал вопрошать тебя. Итак, вновь, спустя немного дней, явился Кириак, епископ Синнадский 227 , не имеющий писем, но уполномоченный сообщить то, что соответствовало и другим рассказам. Он сказал, что бежал из-за угрозы императорского постановления, в котором говорилось, что «если кто-либо не будет иметь общения с Феофилом, Арсакием и Порфирием 228 , таковой да будет извержен из епископского сана, если же окажется, что он владеет каким-то имуществом, движимым или недвижимым, да будет лишен его» 229 . После Кириака прибыл Эвлисий Апамейский, епископ Вифинии, 230 передав письма пятнадцати епископов собора Иоанна и почтенного старца Анисия, епископа Фессалοникийского 231 , в которых одни рассказывали о произошедшем прежде и продолжающемся доныне разбое в Константинополе, а другой объявил, что остается верным суду римлян 232 , а то, что рассказывал сам Эвлисий, согласовывалось с рассказом Кириака.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Крещение, надлежало миссии иметь и между ними стан свой, для ближайшего надзора над сими неофитами, 230 и успешнейшего сообщения им христианских истин и правил. Но как опыт весьма часто давал нам чувствовать, сколь неудобно миссионеру непосредственно самому служить женщинам между новокрещенными, а девица Екатерина, 231 посвятившая себя и предавшая душу свою Господу Иисусу Христу, и великому делу Его в человеческом роде, изъявила по приглашению моему, готовность переселиться сюда с тем намерением, чтобы содействовать и помогать миссии, приличными христианской девице, образами, то и составилась в моем воображении мечта о двух отделениях миссии, или о двух обществах, о двух общежитиях миссионерских и иноческих, из которых девичье бы заняло стан Улалинский, 232 а мужское – Майминский. Я открыл Епархиальному епископу первые мысли об этом, и получил согласие Преосвященного, побуждающее и ободряющее меня к предприятиям и трудам, устрашающим немощь мою. Но для того и открыл я перед Вами, многопочитаемая мною княжна, нечто из самых важных обстоятельств служения нашего, чтобы Вы восприяли это дело в попечение Вашего перед Богом ходатайства, и подкрепляли нас святыми молитвами Вашими. Воспримите, прошу Вас, в круг сестер и друзей Ваших о Господе, благовоспитанную и пылающую любовью ко Христу Иисусу девицу Екатерину, которой отец (умерший) занимал высокое место в гражданской службе. Не правда ли, что Вы можете быть действительным членом этого, еще только в воображении моем существующего, миссионерского общества Богу посвятивших себя (но без обыкновенных форм наружных в монашестве, по примеру Арзамасского общежития женского) девиц и вдов, хотя Вы и останетесь на теперешнем Вашем пути, доколе Провидению будет благоугодно руководствовать Вас этой стезею к блаженной вечности. В одном месте сказали мне, будто какая-то девица воспрепятствовала А. М-ю 233 продолжать службу при семинарии. Уверяю Вас, всегда почитаемая мной княжна и раба Христова, уверяю при свидетельстве совести моей, что это ложь.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Le novelle di Valentiniano III. Padua, 1988. Vol. 1: Fonti. P. 59-67; Sirks A. J. B. The Theodosian Code: A Study. Friedrichsdorf, 2007. P. 86-91, 116-121; Puliatti. 2008. P. 101, 108-109; Kreuzsaler C. Aeneis tabulis scripta proponatur lex//Selbstdarstellung und Kommunikation: Die Veröffentlichung staatlicher Urkunden auf Stein und Bronze in der Römischen Welt/Hrsg. R. Haensch. Münch., 2009. S. 227-230, 232-234, 243-248). Согласно иной точке зрения, уже в эпоху Поздней империи, в частности в связи с принятием Кодекса Феодосия, публикация постановления, закона или законодательного свода имеет институциональный характер, т. е. закон вступает в силу с момента обнародования его текста, и власть должна обеспечить формальную возможность населению империи ознакомиться с содержанием имп. постановления, что достигается путем его публикации. Тем самым признание общеобязательности постановления обусловливает необходимость его публикации ( Schwind F. F. Zur Frage der Publikation im Römischen Recht. Münch., 1940. S. 180; Сильвестрова Е. В. Lex generalis: Императорская конституция в системе источников греко-римского права V-X вв. М., 2007. С. 22-25, 43-50). Анализируя Н. Ю., нем. исследователь В. Кайзер старается показать, что они вступали в силу не в момент их принятия, а в момент публикации ( Kaiser. 2010). Постановление (lex generalis) в форме имп. «письма», адресованного чиновнику, или же эдикта, адресованного, напр., жителям К-поля, вступало в силу после публикации (propositio), т. е. офиц. обнародования текста постановления в публичном месте. Для вступления же в силу прагматической санкции необходимо было ее получение адресатом имп. указа (Ibid. S. 175). Поскольку время получения адресатами имп. постановлений было различным в разных провинциях и областях, как и время офиц. публикации их текстов, в том случае если приказ о публикации содержался в постановлении, одна и та же новелла Юстиниана могла вступать в силу на местах в разное время ( Idem. 2015. P. 138). Анализируя нек-рые Н.

http://pravenc.ru/text/2577789.html

224 см. Болотов В. В. Лекции по истории древней Церкви. Т. 4. – М., 1994, сс. 163-164. 225 см. Болотов В. В. Лекции по истории древней Церкви. Т. 4, с. 167. 226 Кулаковский Ю. История Византии Т. 1, с. 188. 227 Письма Елены Рерих 1929-1938. Т. 2, с. 262. 228 см., например, – Карташев А. 1500-летняя годовщина IV вселенского собора.//Православная мысль. Париж, 1953. 229 Аблеев С. Неведомое учение Христа или Некоторые мысли о церковном христианстве.//Мир огненный. 1995, (7), с. 63. 230 Письма Елены Рерих 1932-1955. с. 33. 231 Если эта тема кого-то заинтересует, я мог бы посоветовать обратиться к исследованию М. К. Трофимовой «Историко-философские вопросы гностицизма» (М., 1979). В нем автор, в частности, показывает, что апокрифическая «Книга Фомы» не была принято Церковью как раз из-за своего имморализма: в «логиях», собранных «Фомой», очень много говорилось о познании Бога и о любви к Нему – но не было ни слова о любви к ближнему… 232 см. Хосроев А. Л. Александрийское христианство. – М., 1991, с. 42. 233 Блаватская Е. П. Письма. с. 218. 234 Письма Елены Рерих 1932-1955. с. 33. 235 Письма Елены Рерих 1929-1938. Т. 1, с. 281. 236 Дардыкина Н. Тень во плоти. Повесть о том, как индианка Мэри очаровала наше правительство.//Московский комсомолец. 30.4.1994. 237 свящ. Сергий Мансуров. Очерки по истории Церкви.//Богословские труды. М., 1971, сс. 61, 65-66. 238 «По словам ответственного секретаря комиссии при президенте РФ по реабилитации жертв политических репрессий Владимира Наумова, за годы советской власти на территории бывшего СССР подверглись репрессиям примерно полмиллиона служителей церкви. При этом, по его данным, более 200 тысяч из них были физически уничтожены» ( Готовится указ о реабилитации служителей церкви.//Сегодня. 30 января 1996). 239 Письма Елены Рерих 1929-1938. Т. 1, с. 283. 240 Письма Елены Рерих 1929-1938. Т. 1, с. 283. 241 Рерих Е. И. Сны и видения.//Рерих Е. И. У порога нового мира. – М., 1993, с. 48. 242 Блаватская Е. П. Разоблаченная Изида. Т. 2. – М., 1994, с. 646. Это открытие Блаватской цитирует и Е. Рерих (Письма Елены Рерих 1929-1938. Т. 1, с. 443).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

165 Гумилевский, сначала епископ (с 6 ноября 1848 г.), потом (с 7 апреля 1857 г.) архиепископ Харьковский, затем (с 2 мая 1859 г.) Черниговский, † 9 августа 1866 г. 166 Обер-Прокурор Св. Синода (с 25 июня 1836 г.) граф Николай Алексеевич Протасов († 16 января 1855 г.) 168 Выдержка из этого письма приводится в «Воспоминаниях» о. Иерофея (л. 64 об. Киев. ред. и л. 64 об. – 65 Ряз. ред.), который поясняет, что Смарагд тут «извещает о прибытии (в СПб) из бывшей тогда в его (Иерофея) ведения Мценской Обители за милостынею и для рукоположения Иеродиакона Авксентия в Иеромонаха». – См. о нём и письмо 42. 169 Ботягин – кафедральный протоиерей и первенствующий член Орловской Дух. Консистории. См. письма 33, 36, 38 и 40. 170 См. письмо 21. Кафедральный собор был выделен из градского благочиния, и к нему назначен благочинным ректор Семинарии о. Митрофан. 173 Разумеется выписка из письма м. Филарета в С.-Петербург от 29 октября 1853 г. (см. Письма м. Филарета к Наместнику Антонию III, Москва 1883, стр. 230), которое с удовольствием слушала Цесаревна Мария Александровна (ibid. III, стр. 232), а самая выписка «О стологадании» напечатана отдельно в количестве 1.200 экземпляров (ibid. III, стр. 240) и в «Прибавлениях к Творениям св. отцев» ч. XII (1853 г.) стр. 641–646. 174 Краткая выдержка из сего письма о преосвящ. Агапите приводится в «Воспоминаниях» о. Иерофея (л. 54 об. Киев. ред. и л. 53 об. Ряз. ред.). 178 Выдержки сего письма взяты из «Воспоминаний» о. Иерофея (л. 66 об. – 67 Киев. ред. и л. 67 Ряз. ред.). 179 Она освободилась после преосвящ. Афанасия (Соколова), который 24 декабря 1853 г. был назначен архиепископом Иркутским, потом был Казанским (3 ноября 1856 г. – 9 ноября 1866 г.) и скончался 1 января 1868 г. 180 Казанской Духовной Академии Ректора гг.] Архимандрита Парфения [Попова], который и возведён в сан епископа Томского [о. Иерофей] – 14 марта 1854 г., а скончался архиеп. Иркутским 31 марта 1863 года [Н. Г]. См. и письмо 49. 184 О.·Иерофей назначен был 18 октября 1853 г. членом Орловской Духовной Консистории, но – очевидно – временным.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010