Акты Святейшего Тихона... Ч. 2. С. 605–609. Опубликовано: Мазырин А. В., свящ. Высшие иерархи о преемстве власти… С. 93–94. Второе иносказательное обозначение митрополита Иосифа митрополитом Кириллом (Смирновым) в частных письмах. Шкаровский М. В. Судьбы иосифлянских пастырей. С. 49. Александрова-Чукова Л. К., Звонарёв С., прот.Указ. соч.С. 312–325 . Косик О. В. «Послание ко всей Церкви» священномученика Серафима Угличского от 20 января 1929 года//Богословский сборник. 2003. Вып. 11. С. 281–305. Николаев С. К., Гар М. М. «В единении вы с митрополитом Сергием или в отделении?»: Переписка священномученика архиепископа Угличского Серафима (Самойловича) и священномученика епископа Романовского Вениамина (Воскресенского). 1928–1929 гг.//Вестник ПСТГУ. Сер. 2. 2017. 79. С. 121–144. Александрова-Чукова Л. К. Архиепископ Григорий (Чуков) о положении духовенства к началу войны, открытии собора в Саратове и приеме в Кремле 4 сентября 1943 года//Вестник церковной истории. 2022. 1/2(65/66). С. 87–88. Николаев С. К., Гар М. М. Указ. соч. С. 121–144. Евгений (Зернов; 1877–1937 гг.), сщмч., митрополит Горьковский. Александрова-Чукова Л. К., Звонарёв С., прот. Указ. соч. С. 318. Акты Святейшего Тихона... Ч. 2. С. 601. Никандр (Феноменов; 1872–1933 гг.), митрополит Ташкентский и Туркестанский с 1927 по 1933 г. Виктор (Островидов; 1878–1934 гг.), епископ бывший Глазовский, викарий Вятской епархии. Акты Святейшего Тихона... Ч. 2. С. 581. Слова митрополита Кирилла из частного письма ( Журавский А. В. Указ. соч. С. 564). Мазырин А., свящ. Кирилл (Смирнов), сщмч.//Православная энциклопедия. Т. 34. М., 2014. С. 362–377. Мазырин А., свящ. Высшие иерархи... С. 399. Воробьев В. Н., прот., Косик О. В. Слово Местоблюстителя. Письма Местоблюстителя священномученика митрополита Петра (Полянского) к митрополиту Сергию (Страгородскому) из Тобольской ссылки и люди, послужившие появлению этих документов//Вестник ПСТГУ. Сер. 2. 2009. 3(32). С. 43. Акты Святейшего Тихона… Ч. 2. С. 637–641. Там же. С. 637–641.

http://sedmitza.ru/lib/text/10193467/

Получили Ваши письма – именинных два и еще третье (даты не помню и не могу проверить, так как пишу на работе), но не отвечали, так как хотелось дать какой-нибудь определенный ответ. По разным причинам Оле не удалось еще передать Вашего письма, но она собирается это сделать на неделе. Теперь расскажу о результатах наших поисков книги Мальцева. Мы решили, что единственное место, где можно найти, это у Юрия Цер[етелли] в наследство от м. И[улиании], если он не оставил у себя. Мы решили отправиться поздно вечером, чтобы его застать. Наша поездка увенчалась успехом – мы застали дома всю семью: Юрия Зин[овьевича], его жену и 2 сыновей – Игоря, который учится уже в 9-м классе, и младшего Владимира, который родился уже после смерти мат[ери] Иулиании. После смерти м. И[улиании] мы неоднократно спрашивали Ант[онину] Ник[олаевну] 323 , что она сделала с книгами; она каждый раз отвечала, что все передано через Татьяну Никол. 324 м[итрополиту] Гр[игорию] 325 Оказывается, она передала лишь часть, остальное было заставлено, и только за несколько дней до нашего приезда, делая ремонт, она разобрала их и передала список м[итрополиту] Г[ригорию]. Мы принялись их перебирать, натолкнулись на сочинения Мальцева (несколько книг, в т. ч. «Чины погребения»), но 2-й упомянутой Вами книги – молебное пение, кажется (у нас было в руках Ваше письмо) не оказалось, т. к. собрание сочинений разрозненное. Стали просить продать эти книги. Ант[онина] Ник[олаевна] сказала, что ей денег не нужно, и дала 3 книги Мальцева. Оля просила продать ей еще кое-что, но она отклонила, сказала, что позвонит. И что же? Через день она звонит по телефону и говорит, что узнала о том, что книга Мальцева – наиболее ценное среди всех книг, и потребовала вернуть. Мы ее безуспешно уговаривали продать эти и еще отобранные Олей. Она согласилась лишь оставить «Чины погребения», а за остальным приедет завтра Игорь. Она все передаст м[итрополиту] Г[ригорию]. У нас с Олей создалось впечатление, что Юр[ий] 3[иновьевич] был очень недоволен тем, что Ант[онина] Н[иколаевна] отдала нам книги Мальцева, и, вероятно, после нашего отъезда сделал ей соответствующее внушение. Мы, между прочим, долго уговаривали взять деньги, предчувствуя такой конец. В разговоре выяснили, что примерно в 37-м году м. И[улиания] передала большую резную икону «русских святых» в Никольский собор, но ее там нет, и мы ее ни разу там не видели. Не видала я ее и у м. И[улиании] после переезда Юрия, так как он уже распоряжался у нее в комнате и выставил в переднюю, заставив стеллажами. Постараемся доискаться, куда же она девалась? Она в церковь не попала, т. к. Оля там работала. Кончаю, уже очень поздно, надо закрывать помещение, я осталась одна во всем институте. Простите за долгое молчание, но всегда Вас помню и люблю. Ваша Наташа.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

В заключительном же замечании Евсевия о безуспешности письма Константина и миссии Осия в Александрию и о большем даже после того усилении распри и распространении «зла» на все восточные провинции 231 не содержится ли отдаленный намек и на Антиохийский собор, на котором и для самого Евсевия впервые ощутительно сказалось следствие этой распри и участие в котором принимали, вероятно, и такие епископы из восточных, которые раньше по спорному вопросу не высказывались? Сообщение Евсевия в находящемся несколько далее рассказе о Ни-кейском соборе о присутствии на соборе Осия едва ли может давать основания для какихлибо выводов по данному вопросу. Своеобразное название, употребленное при этом для обозначения Осия, « πνυ βο– μενος», показывает лишь, какое значение и какую известность на Востоке имел тогда Осий. 232 2 . Интересное известие об Осии сохранилось от другого отлученного на Антиохийском соборе епископа, Наркисса Нерониадского. Находится оно также у Евсевия, в его сочинении против Маркелла Анкирского, и именно в приведенной Евсевием выписке из книги самого Маркелла. По словам последнего, ему пришлось читать письмо Наркисса к некоему Христу, Евфронию и Евсевию, где он сообщает, что епископ Осий спрашивал его, признает ли и он, подобно Евсевию Палестинскому, две сущности ( δο οσας) [в Боге]; Наркисс отвечал в том смысле, что он верует в бытие трех сущностей. 233 Если отождествлять «некоего Христа» (очевидно, еще не епископа) с тем Христом, который был поставлен епископом в Никею вместо сосланного через 3 месяца после Никейского собора Феогния, 234 то получается как terminus ad quem написания письма Наркисса конец 325 г. Когдато еще ранее имел место разговор с Наркиссом Осия. Во всяком случае, этот последний факт, если даже и не настаивать на тождестве Христа-адресата письма с указанным Христом, нельзя ставить слишком далеко после Никейского собора, так как нужно думать, что Осий недолго оставался после собора на Востоке, и сам Константин в следующем 326 г. отправился на Запад.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bril...

Соч.: Самарово, село Тобольской губернии и округа: Хроника, восп. и мат-лы о его прошлом. СПб., 1892; Византийская печать с именем рус. княгини//ВВ. 1894. Т. 1. С. 159-166; Старое свидетельство о Положении ризы Богородицы во Влахернах в новом истолковании применительно к нашествию русских на Византию в 860 г.//Там же. 1895. Т. 2. С. 581-628; Описание некоторых греч. Житий святых//Там же. 1897. Т. 4. С. 337-401; Повесть об имп. Феодосии II//Там же. 1898. Т. 5. С. 63-90; Житие св. царицы Феофании и его позднейшие пересказы//ЖМНП. 1899. Ч. 325. Окт. Отд. 2. С. 343-361; Брак Мстиславны (1122)//ВВ. 1902. Т. 9. С. 418-445; Об униатстве имп. Мануила Комнина//Там же. 1907. Т. 14. С. 334-357; Агиография VIII-IX вв. как источник визант. истории//Визант. обозр. 1916. Т. 2. Вып. 1. С. 167-176; Моя биография//Подорожник: Краеведческий альм. Тюмень, 2010. Вып. 11. С. 22-26; Материалы для моей биографии//Там же. С. 26-35. Изд.: Хождение купца Василия Познякова по Святым местам Востока. СПб., 1887. (ППС; Т. 6. Вып. 3(18)); Ioannis Comneni medici Vita Ioannis Cantacuzeni Romaeorum imperatoris. Petropoli, 1888; Хождение Трифона Коробейникова (1593-1594). СПб., 1889. (ППС; Т. 9. Вып. 3(27)); Слово о некоем старце: Вновь найденный памятник рус. паломнической лит-ры XVII в. СПб., 1890. (СбОРЯС; Т. 51. 2); Житие прп. Стефана Комельского. СПб., 1892. (ПДП; 85); Послание митр. Климента к Смоленскому пресв. Фоме: Неизд. памятник лит-ры XII в. СПб., 1892. (ПДП; 90); Кирилл Туровский, свт. Слово в Великую субботу. СПб., 1893. (ПДП; 97); Анонимное иерусалимское хождение нач. XVIII в. СПб., 1912. Лит.: Срезневский В. И. Х. М. Лопарев: Припоминания о его жизни и трудах//РИЖ. 1918. Кн. 5. С. 327-342; Сперанский М. Н. Хрисанф Мефодьевич Лопарев (1862-1918)//Научные изв. М., 1922. Сб. 2: Философия, литература, искусство. С. 333-335; Михеева Г. В. Лопарев Хрисанф Мефодиевич//Сотрудники РНБ - деятели науки и культуры: Биогр. словарь. СПб., 1995. Т. 1. С. 329-333; Самаровский петербуржец: Письма сибиряков к Х. М. Лопареву/Сост.: В. К. Белобородов. Ханты-Мансийск, 2008; «Искренно делюсь с Вами как с другом...»: Из переписки Х. М. Лопарева и Ю. М. Поповой/Сост.: В. К. Белобородов. Тюмень, 2011; Танкова Е. В. Письма Х. М. Лопарева к членам Об-ва любителей древней письменности//Мат-лы III Лопаревских чт., Ханты-Мансийск, 28 сент. 2011 г. СПб., 2011. С. 6-10; Рафиенко Л. С. Уроженец села Самарово Х. М. Лопарев - выдающийся российский ученый//Мат-лы IV Лопаревских чт., Ханты-Мансийск, 24 окт. 2013 г. Ханты-Мансийск, 2013. С. 6-15; Цысь В. В., Цысь О. П. Сотрудничество Х. М. Лопарева с Имп. Православным Палестинским Об-вом//Вестн. Сургутского гос. пед. ун-та. 2013. 6(27). С. 131-139.

http://pravenc.ru/text/2110722.html

Дальнейшее отсутствие внешних свидетельств и ссылок на книгу ранее Филона вовсе не говорит, однако, за то, что она, непременно, появилась только в начале христианского летосчисления. Все приведенные данные говорят только за то, что она явилась до Иосифа и Филона, но после чего или, иначе, ранее чего она не могла быть написана, – приведенные данные нам не говорят. Однако последний вопрос, приблизительно точно, может быть решен на основании данных в самом содержании 2 Макк. книги, которые, действительно, указывают на довольно раннее происхождение ее. Обращаясь к содержанию книги, мы видим, чго крайнюю грань, раньше которой мы не можем полагать написание ее, дает нам хронологическая дата 1-го вступительного письма ( 2Мак. 1, 10 ); письмо это надписывается 188-м годом эры Селевкидов. Значит, книга появилась не ранее 188-го года эры Селевкидов или не ранее 124-го года до Рожд. Христова. Определить теперь, насколько позднее этой даты произошла 2 Макк. книга и в какой, именно, промежуток времени, на это также нет в книге каких-либо достоверных сведений. Однако, издавна уже были попытки ученых, на основании разных побочных указаний книги, точнее определить время ее написания. Так, имея в виду, что вся 2 Мак. книга преследует ту же цель, что и вступительное первое письмо, надписанное 188-м годом эры Селевкидов, можно думать, что она появилась очень скоро после упомянутого письма. В пользу этого мнения говорит также и то, что близкое знакомство с событиями, описываемыми в книге, предполагается, пока еще среди очень немногих, для большинства же представляется только как желаемое (2 Макк. II, 24–25). К тому же, автор книги не показывает ни малейшего понятия о событиях при Помпее, следовательно, она должна быть написана несомненно ранее 64-го года до Рожд. Хр. Слуис время появления 2 Мак. книги относит к началу 1-го века до Рожд. Хр. и в доказательство этого указывает на то, что в книге, везде, римляне упоминаются без гнева и раздражения. Это, по Слуису, явно свидетельствует, что современники писателя не применялись еще римскими прокураторами 325 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Каптерев Н. Светские архиерейские чиновники. М., 1874; Розанов; Знаменский. Приходское духовенство; Шимко (см. библиогр. к § 11); ср.: Milasch. S. 351 и след., 372–382 (о правах епархиальных архиереев). Хотя мы и употребляем выражение «зависимость» [Hörigkeit] и «зависимый» [hörig] для характеристики тяглых отношений, надо все–таки иметь в виду, что эти отношения были совершенно иные, нежели крепостная зависимость крестьян от их помещиков в период от начала XVIII в. до 1861 г. 1170 О значении духовных консисторий, которые при не слишком энергичных епископах часто фактически управляли епархиями, см., например: Знаменский П. Письма, в: У Троицы в Академии. М., 1914. С. 575; Из подольской старины, в: Русс. ст. 1911; Ростиславов. Записки, в: Русс. ст. 1880–1882, 1888. 1171 ПСЗ. 6. 3734, 3749; Розанов. 1. С. 69] и след.[; Знаменский, в: Прав. соб. 1872. 2. С. 314] и след.[ В 1625 г. патриарх Филарет получил жалованную грамоту, дававшую ему привилегию самому определять размеры налогов и других сборов, но только на территории Патриаршей области. Эта грамота была подтверждена царем в 1657 г. (ПСЗ. 1. 201). При патриархе Иоакиме это право было распространено и на все прочие епархии (АИ. 4. 195; 5. 172; Доброклонский. 3, в: Душеп. чт. 1889. 2. С. 124–128); см. также]: Milasch [(2–е изд., 1905). S. 257. 1172 ПСЗ. 6. 3718; Духовный регламент. Дела епископов. Пункт 10; О мирских особах. Пункт 8; Прибавление: ПСЗ. 6. 4022; 7. 4190; Знаменский. Духовная школа в России до реформы 1808 года. Казань, 1881. С. 315; Розанов. 1. С. 66; Шпачинский. С. 36 и след.; Знаменский, в: Прав. соб. 1872. 2. С. 321–324. 1173 Знаменский, в: Прав. соб. 1872. 2. С. 325; о гуменце: Milasch (2–е изд., 1905). S. 270; о рукоположении в священники: ibid. S. 271–274 1174 Розанов. 1. С. 66–68; 2. 1. С. 105–108; 2. 2. С. 136–138, 142–144, 269 (ошибочная пагинация: за с. 144 следует с. 269); Знаменский. Ук. соч. С. 325 и след.; ПСЗ. 10. 7492. 1175 ПСЗ. 4. 2353; 32. 25328 (окончательная отмена перехожих грамот 31 января 1813 г.); Розанов. 1. С. 68 и след.; 2. 1. С. 109–110; 2. 2. С. 271–273; 3. 1. С. 176 и след.; 3. 2. С. 71. 1176

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

457 Валгалла (Вальхалла, «дом мертвых») – в скандинавской мифологии дворец верховного бога Одина, куда попадают души павших в битве воинов. – Ред. 460 Spiess E. Entwickelungsgeschichle der Vorslellungen vom Zustande nach dem Tode. Jena, 1877. S. 90. 462 Африканское племя из акан – группы родственных народов южного и центрального районов Ганы и юго-восточных районов Кот д " Ивуар. – Ред. 469 Volkmann von Volkmar W. F. Lehrbuch der Psychologie vom Standpunkte des Realismus und nach genetischer Methode: 2 Bde. Cothen, 1875. Bd. I. S. 426. 474 Ochorowicz J. Bedingungen des Bewusslwerdens. Eine physiologisch-psychologische Studie. Leipzig, 1874. S. 117. 478 Sprenger A. Das Leben und die Lehre des Mohammad nach bisher grnsslenlheils unbenulzlen Quellen. Bd. I-III. Berlin, 1861–1865. См.: Bd. II. S. 489. 482 Забелин И. Е. История русской жизни с древнейших времен. М., 1876–1879: В 2 т. См.: Т. 2. С. 272. 486 Waitz F. Th. Antropologie der Naturvolker. Bd. VI. S. 394; ср.: Klemm C. Allgemeine Cultur-Geschichte der Menschheit. Bd. I. S. 197. 501 Ebrard J. Н. A. Apologetik: Wissenschaftliche Rechtfertigung des Christentums. 2 Bd. Gulersloh, 1874–1875 (1878–1880). См.: Bd. II. S. 408. 502 Хрисанф (Ретивцев), еп. Религии Древнего Мира и их отношение к христианству: историческое исследование. В 3 т. СПб., 1872. См.: Т. 1. С. 260. 504 Waitz F. Th. Antropologie der Naturvolker. Bd. IV. S. 161. Ср.: Вундт В. М. Душа человека и животных. Т. II. С. 325. 506 Печатается по: [Михаил (Грибановский), иером.] В чем состоит церковность? (Из речи, читанной иеромонахом Михаилом Грибановским в заседании Братства Пресвятой Богородицы 14 декабря 1886 года//Церковный вестник. 1886. Л» 51–52. С. 827–830. 508 Печатается по: И. М. [Михаил (Грибановский). иером.] Открытые письма православного. I. Наши страдания и их главная причина//Церковный вестник. 1887. 4. С. 67–69. Л» 5. С. 89–90. Очевидно, статья представляет собой первое «письмо» из задуманного, но неосуществленного о. Михаилом цикла. 511 Печатается по: Архимандрит Михаил [(Грибановский)]. Слово на вечерни Светлого Христова Воскресения//Церковный вестник. 1888. 18. С. 362–363. Атрибутировать данное произведение епископу Михаилу, одному из постоянных авторов «Церковного вестника», можно на основании следующих данных: Пасха в 1888 г. праздновалась 24 апреля по старому стилю, а в сан архимандрита, по сведениям жизнеописателя А. И. Леонтьева, Михаил Грибановский был возведен 10 апреля (по ст. ст.) 1888 г. – Ред.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gribano...

Нью-Джерси. Ок. 2000 г. Когда епископ Григорий стал намного старше, он удалился в Нью-Джерси. Это мой родной штат. Однажды, когда я приехала к родителям, то навестила и владыку. У него жил маленький белый кролик, которого он всегда держал рядом с собой. Даже выйдя на пенсию, он сохранял свой энтузиазм к жизни, оставался прямодушным и заботливым. Я благодарна Богу, что Он познакомил меня с владыкой. Всегда думаю о епископе Григории как о воине Христовом, который шел путем святости, ища Божией воли, и был верен до конца. Готовил ли он огромную кастрюлю борща или служил Литургию, он погружался в это полностью, оставаясь абсолютно живым человеком, вдохновляемым Богом. Подготовила Александра Никифорова Автор выражает благодарность архивариусу ПЦА Алексею Либеровскому за предоставленные для статьи документы и фотографии из архива ПЦА, а также Джеффри Макдональду за фотографии и статьи из его личного архива. Солженицын А.И. Угодило зёрнышко промеж двух жерновов: Очерки изгнания. Ч. 1. (1974–1978)//Новый мир. 1998. 11. С. 124. Из письма от 3 февраля 1975 г. Архив А.И. Солженицына в Троице-Лыкове. 1 л. Вся переписка еп. Григория и А.И.Солженицына издана: «Биша-Гриша»: Из переписки епископа Аляскинского Григория (Афонского) с А.И. и Н.Д. Солженицыными (1975–1979)/Публ., вст. заметка и прим. А. Ю. Никифоровой//Солженицынские тетради. 2018. 6. С. 325–351. Писатель принципиально использовал букву ё во всех своих сочинениях. Солженицын А. И. Угодило зёрнышко промеж двух жерновов. С. 123, 124. Из письма 25 января 1977 г. Архив А.И. Солженицына. 1 л. Из письма от 8 июля 1975 г. Архив А.И. Солженицына. 2 л. Григорий (Афонский), архиепископ. В Москве и Киеве по святым местам. Неопубликованная машинопись (без нумерации страниц). Архив ПЦА (1996 год, 20 с., не издана). Там же. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им.

http://ruskline.ru/opp/2021/04/16/bog__b...

Чумаченко Т. А.Карпов . С. 325–328. Сурков С. А. Митрополит Николай (Ярушевич). М., 2012. С. 538–539. «Оба митрополита ожидали, что патриарх согласится с ранее высказанным предложением митрополита Григория и других епископов и будет более настойчиво добиваться приема у главы правительства товарища Маленкова, с тем чтобы на этом приеме рассказать о допустимых нарушениях, выяснить отношение правительства к Церкви (об освобождении помещений Троице-Сергиевой лавры, об открытии собора в Ленинградской Александро-Невской лавре и церквей в некоторых пунктах, о подоходном налоге с духовенства и др.» (Письма патриарха Алексия… Т. 2. С. 11). С меньшим налогообложением, чем ст. 19 Указа Президиума Верховного совета СССР от 30 апреля 1943 г. «О подоходном налоге с населения». Григорий (Чуков), митр. Дневник. Тетрадь 58. Фрагмент. Рукопись (Архив митрополита Григория). Там же. Тетрадь 59. Фрагмент. Рукопись. 10 августа 1955 г. Рапорт митрополита Ленинградского и Новгородского Григория (Чукова) на имя Патриарха Московского и всея Руси Алексия I о подготовленных им вопросах, необходимых, по его мнению, довести до сведения правительственной власти, по поводу взаимоотношений между Церковью и государством. Заверенная копия. Машинопись; Вопросы, «ожидающие разрешения правительственной власти», подготовленные митрополитом Ленинградским и Новгородским Григорием (Чуковым). Заверенная копия. Машинопись ( Копылова О. Н. Личный архив митрополита Григория (Чукова) в ГА РФ//Вестник церковной истории. 2006. 1. С. 208); Григорий (Чуков), митр. Дневник. Тетрадь 59. Фрагмент. Рукопись (Архив митрополита Григория). Письма патриарха Алексия I… Т. 2. С. 134. В феврале 1960 г. постановлением Совета министров СССР Г. Г. Карпов был освобожден от должности председателя Совета по делам Русской Православной Церкви, на нее назначили В. А. Куроедова. Последний указал на ошибки предшественника, который «непоследовательно проводил линию партии и государства в отношении церкви» и «скатывался зачастую на позиции обслуживания церковных организаций». В июне 1960 г. Куроедов вызвал в Совет патриарха Алексия I и, сославшись на неудовлетворительную внешнецерковную деятельность Церкви, потребовал уволить митрополита Николая (Ярушевича) с поста председателя ОВЦС и от руководства Издательским отделом с переводом его на Ленинградскую кафедру. В ответ митрополит подал прошение об увольнении на покой по состоянию здоровья.

http://sedmitza.ru/lib/text/10324924/

2. К Иоанну Гавру (ΓΠΣ. Τ. 2. Σ. 325-362); полный заголовок: «К мудрейшему, ученейшему и дорогому мне в Господе Иоанну Гавру» (τ σοφωττ κα λογιωττ κα μο ν κυρ ποθεινοττ Ιωνν τ Γαβρ); 26 дек. 1342 - 11 февр. 1343 г. Г. П. описывает дискуссию между ним и неким последователем Акиндина, посетившим святого в мон-ре, где тот содержался под арестом, и принесшим ему опровержение Акиндина на «Диалог православного с варлаамитом». Диспут, согласно письму, закончился победой Г. П. Этому же лицу адресовано 30-е письмо Акиндина ( Greg. Acind. Ep. 30), написанное после того, как Иоанн Гавр (PLP, N 3355) пересказал ему содержание письма Г. П. В своем письме Акиндин утверждал обратное, а именно что визитер был паламитом, но после разговора с Г. П. убедился, что тот заблуждается ( Hero. 1983. P. 357). Иоанн Гавр, автор антипаламитского трактата, к-рый опровергает Иосиф Калофет (Συγγρμματα/Εκδ. Δ. Γ. Τσμης. Θεσσαλονκη, 1980. Σ. 269-281. (QBS; 1)), является также адресатом 3, 32 и, возможно, 31-го писем Акиндина ( Hero. 1983. P. 358-359). 3. 1-е к иером. Павлу Асеню (ΓΠΣ. Τ. 2. Σ. 363-374); полный заголовок: «К преподобнейшему во иеромонахах господину Павлу Асеню» (πρς τν σιτατον ν ερομονχοις κριν Παλον τν Ασνην); 1343 г. В письме Г. П., отвечая на вопрос Асеня (PLP, N 1517) о мнении святителя об Акиндине, комментирует составленные против него 509 ямбов последнего и касается трактатов, к-рые Акиндин адресовал патриарху Иоанну Калеке. 4. К Даниилу, митрополиту Эноса (ΓΠΣ. Τ. 2. Σ. 375-394); полный заголовок: «К святейшему и мудрому в божественных [вещах] митрополиту Эноса господину Даниилу» (πρς τν ερτατον κα τ θεα σοφν μητροπολτην Ανου κρ Δανιλ); 1343-1344 гг. Г. П. касается вопросов различия между божественной сущностью и энергиями. Митр. Даниил (PLP, N 5129) был одним из тех, кто не принимали активного участия в полемике (он подписал томос 1347 г. только в июне - RegPatr, N 2280), но впосл. стал убежденным сторонником богословия Г. П. 5. К номофилаксу Симеону (ΓΠΣ. Τ. 2. Σ. 395-410); полный заголовок: «Номофилаксу Симеону, совершенному и мудрому во всех отношениях» (τ πντα καλ κγαθ κα σοφ νομοφλακι Συμεν); весна 1343 г. Адресат - некий Симеон (PLP, N 27063), о к-ром известно только то, что он был номофилаксом в 1342-1343 гг. и что патриарх Иоанн Калека в июне 1342 г. посылал его за Г. П. Основное содержание письма - ответ на вопрос Симеона о корректности термина «низшее» (φειμνη) в приложении к Божеству (θετης). Г. П. говорит о том, что важны не слова сами по себе, а то, что под ними подразумевается.

http://pravenc.ru/text/168057.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010