Письмо тринадцатое 5 июля 1924 года, день пр. Сергия Радонежского Как только отправил вам, друзья мои, двенадцатое письмо, тотчас же начал писать и следующее, но неожиданно заболел и заболел надолго: вот уже третий месяц не оставляет меня неопасный для жизни, но изнурительный недуг. Последние дни я чувствую себя несколько лучше и берусь за перо, чтобы заново начать прерванную болезнью беседу. На этот раз она будет очень проста: я приведу вам из жизни великого угодника Божия, преп. Феодора Студита , два эпизода, которые должны послужить дальнейшим уяснением вопроса об авторитете в Церкви. Чтобы не растягивать чрезмерно письма, я не буду излагать подробно житие преп. Феодора, а остановлюсь лишь на тех двух эпизодах из его жизни, о которых только что упомянул. Но я усиленно рекомендую вам познакомиться с жизнью и деятельностью этого святого, или по Четьям Минеям св. Димитрия Ростовского (ноябрь, 11), или, еще лучше, по тем биографическим данным, которыми предваряются «Творения» преп. Феодора, изданные в 1907 году Санкт-Петербургской Духовной Академией. Там помещены: 1) исторический очерк жизни и деятельности преподобного (106 стр.) и 2) два жития его (одно 66 стр., другое – 52 стр.). Первый из упомянутых мною эпизодов, который я изложу подлинными словами «Жития», относится к тому времени, когда пр. Феодор, имея 35 лет от роду, был настоятелем скромного Саккудионского монастыря, находившегося в Малой Азии, «в пределах вифино-лидийской горы Олимпа» и насчитывавшего в своих стенах около сотни иноков. Начало этому монастырю положено было совместной деятельностью пр. Феодора и его знаменитого наставника пр. Платона. Вот что читаем мы в «Житии». «В то время единодержавно царствовал Константин, сын христолюбивой Ирины, который, имея юношескую невоздержность и необузданность и предавшись пламенным плотским влечениям, отверг свою прежнюю законную супругу 324 и, насильно заставив ее постричься, прелюбодейным образом, подобно древнему Ироду 325 , бесстыдно взял другую, по имени Феодоту, произведя, несчастный, величайший соблазн не только для Церкви Божией, но и для всех начальников народов и наместников. Божественный патриарх Тарасий, не соизволяя на такое сожительство, отказывается возложить на них брачные венцы и не одобряет беззаконной связи; ибо преступным душам непричастен Христос, как сказал некто из бывших прежде нас отцов.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Novosel...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ [Назианзин; греч. Γρηγριος Θεολγος, Ναζιανζηνς] (325-330, поместье Арианз (ныне Сиврихисар, Турция) близ Карвали (ныне Гюзельюрт), к югу от г. Назианза, Каппадокия - 389-390, там же), свт. (пам. 25 янв., 30 янв.- в Соборе Трех святителей ; пам. зап. 2 янв., 9 мая), архиеп. К-польский, отец и учитель Церкви. Жизнь Главным источником жизнеописания Г. Б. являются его собственные сочинения (основные научные работы о биографии Г. Б.: Gallay. 1943; Bernardi. 1995; McGuckin. 2001). По обилию автобиографических сведений в ряду древних христ. авторов Г. Б. может сравниться лишь с блж. Августином . Среди автобиографических произведений Г. Б. основное место занимает кн. «О себе самом», содержащая 99 стихотворных произведений, в т. ч. поэму «О своей жизни». Автобиографическими являются отдельные слова, посвященные событиям жизни святителя (пресвитерской хиротонии, удалению в пустыню, удалению с епископского престола), его ближайшим родственникам и друзьям (отцу, младшему брату Кесарию, сестре - св. Горгонии , свт. Василию Великому ). Обширная переписка Г. Б. также проливает свет на нек-рые детали его биографии. Среди свидетельств современников выделяются письма к Г. Б. свт. Василия Великого ( Basil. Magn. Ep. 2, 7, 14, 19, 47, 71, 169, 171), к-рый говорит о своем друге как о «сосуде избранном» (ср.: Деян 9. 15), «глубоком кладезе», «устах Христовых» (Ep. 8). Детство и юность В поэме «О своей жизни» Г. Б. пишет, что ему было ок. 30 лет, когда он вернулся (ок. 356-357 гг.) домой по окончании обучения - на этом основана общепринятая датировка его рождения (De vita sua//PG. 37. Col. 1046). Согласно лексикону «Суда», Г. Б. дожил до 90 лет, однако эта информация вряд ли верна (Suda. Lex. 450). Буд. святитель род. в имении отца, свт. Григория , еп. Назианзского (старшего). Свт. Григорий, богатый и влиятельный аристократ, в молодости принадлежал к секте ипсистариан ( Greg. Nazianz. Or. 18. 5). В возрасте 45 лет, гл. обр. под влиянием жены, он принял христ. веру, обратившись с просьбой о крещении к епископам, отправлявшимся на Вселенский I Собор , и был крещен архиеп. Каппадокийским Леонтием (Ibid. 12). В 328 или 329 г. он был избран пресвитером и затем епископом Назианза; управлял епископией до смерти, сочетая кротость пастыря со строгостью администратора (Ibid. 27)

http://pravenc.ru/text/166811.html

1 В 1905 году высокоученый гёттингенский профессор-филолог Эдуард Швартц в 4-м из своих «Сообщений» (Mittheilungen) «К истории Афанасия» (Zur Geschichte des Athanasius) издал 1 по сирийской рукописи Codex Parisinus 62, с переводом на греческий язык, совершенно неизвестное дотоле послание многочисленного (из 56-ти епископов) антиохийского собора к «Александру, епископу Нового Рима». Как показывает само содержание этого новооткрытого послания, оно может принадлежать только доникейскому антиохийскому собору. В нем епископы самым решительным образом высказываются против Ария, в заключение своего вероизложения предают анафеме его учение и даже троих из его сторонников, присутствовавших на этом соборе, – Феодота Лаодикийского, Наркисса Нерониадского и Евсевия Кесарийского – подвергают отлучению; но в своем вероизложении не употребляют никейских терминов κ τς οσας и μοοσιον. В списке епископов этого собора (в заголовке послания) стоит – на 39-м месте – Λοπος – очевидно, епископ Тарсский, присутствовавший на анкирском и неокесарийском соборах, но к 325-му году уже умерший: на никейском соборе присутствовал Феодор, епископ Тарсский – видимо приемник Лупа. Но – самое главное – отцы этого антиохийского собора, подвергнув отлучению трех епископов – сторонников Ария, не решились, однако, низложить их, предоставляя окончательное решение вопроса о них «великому и священному собору в Анкире». Что это за собор в Анкире, прекрасно разъясняет другой документ, тоже сохранившийся только в сирийском переводе, изданный еще в 1857 году Cowper " ом и затем в 1883 году аббатом Мартеном 2 , но не обращавший на себя внимания и – как одинокий – возбуждавший сомнения относительно подлинности. Швартц и этот документ дает в греческом переводе 3 и признает за подлинный. В рукописях документ этот не вполне точно озаглавливается, как «письмо императора Константина к собору 318 отцов». Но из самого этого письма видно, что оно написано раньше, чем собор никейский собрался. Константин Великий говорит здесь, что раньше состоялось соглашение, чтобы собор епископов собрался в Анкире галатийской; теперь же по многим причинам и в частности потому, что идут епископы из Италии и остальных частей Европы, решено перенести этот собор в Никею вифинскую, куда император и приглашает епископов прибыть без промедления.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Lebed...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДРАГИЯ [болг. Драгыя], мирское имя 3 болг. книгописцев XIII в., особенности почерка и орфографии к-рых вопреки мнению ряда исследователей (см.: Христова и др. 2003. С. 151) полностью исключают возможность их отождествления. 1) Д., пресв., в 1273 г. переписал «тщанием и ценою» Тырновское Евангелие -тетр, принадлежавшее иером. Максиму (Архив ХАЗУ. III. а.20). 2) «Поп» Д., «Братолинов сын», писец пергаменного Евангелия-тетр 2-й пол. XIII в. (218-226×171 мм), получившего название по его имени. Поминальная запись на л. 6 об. сообщает, что Д. скончался 11 дек. (без указания года), был женат на Голене (или Голяке), умершей 17 окт. В наст. время кодекс (за исключением утраченной части Евангелия от Матфея) разделен на 3 части: в 1-й - 128 листов (Ath. Pantel. Slav. 7); во 2-й - 4 листа (мон-рь Прусос в Эвритании, Греция; см.: Темчин С. Ю. Еще четыре листа из среднеболг. Драгиина четвероевангелия//Языковая система и ее развитие в пространстве и времени: Сб. к 80-летию К. В. Горшковой. М., 2001. С. 195-198; Trifunovi . Les feuillets de parchemin de l " évangéliaire du monastère de Proussos//Επετιρς στερεοελλαδικν μελετν. Αθναι, 1969. Τ. 2. Σ. 325-334); в 3-й - 2 листа (РГБ. Григор. 12.1/М. 1694, 1; см.: СКСРК, XI-XIII. 348). Рукопись была найдена и введена в научный оборот В. И. Григоровичем . «Драгиино Евангелие» представляет образец обиходного, непарадного литургического кодекса, хотя писец был явно способен на большее. Каллиграфия письма памятника колеблется от уставного практически до полуустава. Писец нередко использует декоративные варианты букв («Ж», «очные» «о» и «ук» и др.), но частота их употребления и каллиграфичность сильно меняются на отдельных листах. Д. пользовался одноюсовой («юс большой») и одноеровой («ь», «ы») орфографией, вместо «а-йотированного» употреблял «ять» или «а». На листах 7, 34, 74, 109, 117, 119, 125 и 126 кодекс украшен плетеными заставками южнослав. или раннего балканского стиля, выполненными, возможно, писцом. В месяцеслове Евангелия содержатся памяти прп. Феодосия Печерского и князей Бориса и Глеба ( Лосева. 2001. С. 94, 101), поэтому можно говорить о том, что рукопись восходит, вероятно опосредованно, к древнерус. оригиналу и является достаточно ранним памятником «первого восточнославянского влияния».

http://pravenc.ru/text/180381.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ КОДЕКС [лат. Codex Alexandrinus], пергаменная рукопись греч. Библии сер. V в. унциального письма в 2 столбца по 46-52 строки в каждом. Формат 32 ´ 26 см. Сохранилось 773 листа предположительно из 822. Различия в почерках свидетельствуют о неск. переписчиках, однако их число точно не установлено. Предположительное место создания - Египет, хотя также называют К-поль. Первоначально однотомный А. к. был в XVII в. переплетен в 4 тома (3 тома - ВЗ, 1 т.- НЗ и 1 и 2 Клим). На переплетах герб кор. Англии Карла I Стюарта. Хранится в Британской библиотеке (Royal 1 D. V-VIII). Имеющаяся в А. к. араб. запись приписывает его создание св. мц. Фекле . По сообщению Кирилла Лукариса , Фекла, египтянка благородного происхождения, написала А. к. вскоре после Вселенского I Собора (325). Однако наличие в нем более позднего по времени сочинения свт. Афанасия Великого опровергает эту датировку. Согласно лат. записи XVII в., сделанной на первом листе, А. к. с 1098 г. хранился в Александрийской Патриаршей б-ке, от к-рой и происходит его название. Не исключена также возможность того, что А. к. был доставлен в Александрию из К-поля на рубеже XIII-XIV вв. Патриархом Александрийским Афанасием III Синаитом . В свою очередь Кирилл Лукарис, будучи избран на Виленскую кафедру, привез А. к. в К-поль и в 1624 г. передал его через англ. посла в К-поле для сохранности кор. Англии Якову I . Но последний умер, прежде чем рукопись была доставлена в Лондон. Ее получателем в 1627 г. стал кор. Карл I. С 1757 г. А. к. находится в Британской б-ке. А. к. содержит все канонические и неканонические книги ВЗ, НЗ и послания свт. Климента Римского (судя по оглавлению, признаваемые частью НЗ). Перед Псалтирью помещены Послание свт. Афанасия Великого Марцеллину, «Обозрение псалмов» Евсевия Кесарийского и богослужебный указатель; далее следуют 14 библейских песен . Текст Четвероевангелия сопровождается делением на т. н. Аммониевы главы (см. Гармонизация евангельская ).

http://pravenc.ru/text/64462.html

Поновимо да се многи на жалост, налазе у Они радознало желе да онда када им више интересантна. Суштина проблема у томе што човек расипа себе на грехове и различита бескорисна дела, због чега у реалности не живота. Истовремено он полаже бар неку наду да донети различитост и успех, и због тога жели да унапред завири тамо. А пре свега, треба ка Богу, у се рукама налазе и човекова и па чак и прошлост: када се ми за прошле грехове Господ нам их брише, тиме човеку и __________________ А. Г.,Воспоминания, Москва, 2002, 293. Афанасий Великий, Житие преподобного отца нашего Антония//Афанасий Великий, святитель,Творения, т. 3, Москва, 1994. 205–206. Уп. Светоний Гай Транквилл, О жизни цезарей, Санкт Петербург, 1998. 53. Иоанн Златоуст, Беседы на Евангелие святого апостола Иоанна Богослова//Иоанн Златоуст, святитель, Полное собрание творений, т. 8, 1, Москва, 2002, 127. Дьяченко, Г., Духовный мир. Рассказы и размышления, приводящие к признанию бытия духовного мира. Москва, 1900, 325–326. Иоанн Златоуст, Толкование на святого Матфея Евангелиста//Иоанн Златоуст, святитель, Полное собрание творений, т. 7, 2, Санкт Петербург, 1901. 481. Письма митрополита Московского Филарета к наместнику Свято-Троицкой Сергиевой лавры архимандриту Антонию, т. 3, Москва, 1884, 299. У време спиритистичка сеанса изгледа мало Обично учесници за сто тако да се створи затворени круг. Према правилима на учесницима, као ни у не би требало да буду крстови, иконе или друге иначе се разговор са оним светом остварити. Сви руке ка у центру стола, после да се према словима око Сами спиритисти да са мртвима, али то заправо обична обмана нечистих духова. У 19. веку сто испуштао звук. Ево како пише о спиритизму свети Теофан Затворник: „Шта спиритизам? – Сатанизам. Демони Писала ми лепотица из Санкт Петербурга како неки спиритиста, да покаже лепоту спиритизма, почео пред да призива духове. И она почела да изговара у себи „Да воскреснет Бог“. седео, седео...бесмислено, да би затим признао: „Не, не иди, ти ниси верник“. Она прави верник, али не спиритистичким триковима. На Кавказу био сличан у нека побожна породица почела да се бави спиритизмом: муж, жена, девер и понеко... и таман су били почели понешто да би се на суочили са неком великом у исказима. Они су мучили при оног говорио, док он поглед у страну – мада неуспешно. Неко од говорника му се обрати речима: те именом истинитог Бога да нам кажеш ко си ти?“ одговори: сам – „Зашто нас – „У нади – одговарао он – да вас наведем или на лажне помисли или на лоше поступке“... Ова породица од тог тренутка раскрстила са спиритизмом“ (Феофан Затворник, Рукописи из кельи, Москва, 2008, 646).

http://pravoslavie.ru/53249.html

Две войны и две победы 1945 года Так, в 2022 году в фонд музея поступило 325 фронтовых писем, 530 фотографий, 167 произведений – графики и живописи, почти 800 газет, 45 наградных документов и др. Редкие материалы об остарбайтерах, людях, вывозимых в Германию из Восточной Европы с целью использования в качестве бесплатной или низкооплачиваемой рабочей силы, представлены материалами семьи Палиевских: их личными вещами и фотографиями. Среди фронтовых писем выделяются письма ополченца, младшего сержанта Виктора Прокофьева. В 1941 году он попал в плен, в 1943 году из него бежал и продолжил воевать во 2-м батальоне 669-го Краснознаменного стрелкового полка. А также письма дезинфектора 163-го отдельного прачечного дезинфекционный отряда 163-го эвакопункта Анны Мурачевой и ее мужа – старшего лейтенанта интендантской службы Ивана Мурачева. Письма пронизаны любовью, авторы делятся в них своими переживаниями, описывают обстановку на службе. Наиболее значимые события в 2022 году Материалы в коллекции музея поступили не только от частных лиц, но и учреждений и организаций. Например, 136 экспонатов были получены от Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО». Среди переданных раритетов несомненный интерес представляют живописные, графические и скульптурные работы, посвященные теме Великой Отечественной войны. Среди экспонатов – сохранившийся рисунок 1942 года «Автопортрет Симкина Ефима Давидовича» и художественная открытка на немецком языке «Это не может поколебать моряка» предположительно 1939-1941 годов выпуска. В этом году в музей были переданы работы известного графика Соломона Юдовина – четыре подлинных гравюры, созданные между 1942 и 1944 годом. На них изображены будни непокоренного города. Работы «Бойцы Ленинградского фронта», «За водой», «Строительство оборонительных сооружений» и «Уборка снега» показывают суровую повседневную жизнь окруженного врагами Ленинграда. По мнению искусствоведов, гравюры из этой серии – вершина творчества художника. «Соломон Борисович провел в Ленинграде первую, самую страшную блокадную зиму 1941-1942 годов. Поэтому он не понаслышке знал о том, в каких условиях жили, работали и сражались ленинградцы», – отметила главный хранитель Музея Победы Наталия Засковец.

http://ruskline.ru/politnews/2023/01/06/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АТТОН [лат. Atto] (ок. 885 - 31.12.960), еп. Верчелльский (924-960), теолог, знаток канонического права. Происходил из знатной лангобардской семьи, получил богословское и юридическое образование. До избрания на кафедру Верчелли (Пьемонт, Сев. Италия) служил каноником в Милане. Был приближенным кор. Италии Гуго, от к-рого добился значительных привилегий для епархии, однако ок. 945 г. перешел к его противнику Беренгару, маркграфу Иврейскому. Из трудов А. наибольшее значение имеет соч. «De pressuris ecclesiasticis» (О церковных обременениях, ок. 943), составленное как комментарий и дополнение к «De officiis ministrorum» (Об обязанностях священнослужителей) св. Амвросия Медиоланского. В своем сочинении А. выступает против привлечения клириков к мирскому суду и вмешательства светских государей в церковную жизнь, прежде всего при избрании епископов. Продолжение «De pressuris» - «Polipticum quod appelatur perpendiculum» (Полиптих, называемый перпендикулом) посвящено проблемам власти, однако в последнее время принадлежность этого труда А. ставится под сомнение. Кроме того, А. является автором свода Capitulare: Statuta ecclesiae Vercellensis, составленного как руководство для духовенства Верчелли, в к-ром он осуждает симонию и николаитизм. Сохранились также письма и проповеди А. и его Комментарий на послания ап. Павла . . . Соч.: PL. 134. Col. 9-916; Attonis qui fertur Polipticum quod appellatur Perpendiculum/Hrsg. u. übers. v. G. Goetz//Abhandl. d. Sächsischen Akad. d. Wiss. in Leipzig. 1922. Bd. 37/2; Bauer J. Die Schrift «De pressuris ecclesiasticis» des Bischofs Atto von Vercelli. Tüb., 1975. Лит.: Schultz J. Atto von Vercelli. Gött., 1885; Pasteris E. Atto di Vercelli. Mil., 1925; Wemple S. F. Atto of Vercelli: Church, State and Society in the Tenth Century: [Diss.] N. Y., 1967, 19792; idem. The Canonical Resources of Atto of Vercelli//Traditio. N. Y., 1970. Vol. 26. P. 335-350. Прокофьева Рубрики: Ключевые слова: ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ (329/30 - 379), еп. Кесарии Каппадокийской, отец и учитель Церкви, свт. (пам. 1 янв., 30 янв.- в Соборе 3 вселенских учителей и святителей; пам. зап. 2 янв., 14 июня) ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ [Назианзин] (325-330-389-390), архиеп., свт. (пам. 25 янв., 30 янв. - в Соборе Трех святителей; пам. зап. 2 янв. 9 мая)

http://pravenc.ru/text/76794.html

относятся 9-я кн. «Церковной истории» и вошедшая в 10-ю кн. «Речь на освящение Тирской базилики»; после 318 г.- «Краткое изложение противоречий Евангелий», к-рое не сохранилось; ко времени после 319 г. относятся письма к еп. Александру Александрийскому и еп. Евфрасию Баланейскому; после 324 г. были написаны «Толкование на пророка Исаию» и 10-я кн. «Церковной истории»; в 325 г.- «О Пасхе» и «Послание Кесарийской Церкви»; в 326-331 гг.- «Ономастикон»; в 335 г.- «Похвальное слово Константину»; после 335 г.- «Толкование на псалмы» и «Против Маркелла»; после 336 г.- «Церковное богословие»; в 337 г.- «Жизнь Константина»; и после 337 г.- «О Богоявлении» ( Wallace-Hadrill. 1960. P. 57-58; Farina. 1966). Не поддаются датировке «Евангельские каноны», нек-рые письма, а также не сохранившиеся сочинения «Толкование на Первое Послание к Коринфянам», «Истолкование названий народов», «Описание местностей Древней Иудеи», «Евангельские вопросы к Стефану», «Евангельские вопросы к Марину» и «Описание Иерусалима». Исторические сочинения С т. зр. церковной науки главную ценность в творчестве Е. представляют его исторические труды - он считается «отцом церковной истории». Е. не только явился автором первой истории христ. Церкви, но и ввел ее в богословскую и философскую перспективу, положив основание христ. философии истории. Хотя Е. и называл себя «путником, идущим по непроторенной дороге» ( Euseb. Hist. eccl. I 1. 3), он активно использовал сочинения предшествовавших ему христ. авторов (см.: Лебедев. 1898. С. 12-52). Одним из важнейших источников для него были 5 книг «Записок» церковного писателя сер. II в. Егесиппа. О нем и его труде сохранились сведения только благодаря сообщению Е. ( Euseb. Hist. eccl. II 23. 4-18; IV 8. 2; 22. 2). Будучи апологетическим по своей задаче, сочинение Егесиппа вместе с тем содержало множество ценных сведений из истории древней Церкви. Е. воспринимал «Записки» Егесиппа не только как заслуживающий доверия исторический источник, но как один из образцов для своей буд.

http://pravenc.ru/text/187357.html

Соч.: Древнейшие протестанты в Западной Церкви//ТКДА. 1862. 7. С. 277-347; Бюджет содержания учителя семинарии на 1863 г.//Там же. 1863. 1. С. 76-88; Состояние греко-вост. Церкви в кон. XVI и нач. XVII ст.//Там же. 7. С. 361-384; Очерк жизни св. ап. Павла как введение в его Послания: (По Биснингу)//Там же. 1864. 11. С. 501-568; Свойства пресвитеров и диаконов по смыслу 3-й гл. 1-го послания св. ап. Павла к Тимофею//РукСП. 1865. Т. 1. 14. С. 445-457; 15. С. 485-491; Страница из истории католич. духовенства прежних веков//Там же. 1866. Т. 2. 21. С. 138-151; Библия на рус. яз.//Там же. Т. 3. 52. С. 627-642; Краткое обозрение пастырских посланий св. ап. Павла//Там же. 1868. Т. 2. 31. С. 455-465; Библиогр. сведения о кн. Деяний апостольских//Там же. Т. 3. 39. С. 104-108; По поводу издания на рус. яз. римско-католич., лютеран. и евр. катехизисов//Там же. 1869. Т. 1. 1. С. 13-21; Ветхозаветное священство//Там же. 4. С. 117-131; Ветхозаветные клирики, или левиты//Там же. 10. С. 361-370; Каженики и скопцы, по писанию и толкованию св. Иоанна Златоуста//Там же. 12. С. 427-431; Пастырские наставления Иисуса Христа апостолам при отправлении на проповедь//Там же. 16. С. 585-600; Экзегетические заметки для пастырей-проповедников//Там же. Т. 2. 30. С. 428-441; 32. С. 499-514; Т. 3. 37. С. 45-55; 38. С. 80-88; 44. С. 281-296; Существенное требование совр. христ. проповеди//Там же. Т. 3. 50. С. 512-528; Письма к псаломщику//Там же. 1870. Т. 1. 3. С. 73-83; 5. С. 151-161; 7. С. 234-244; 11. С. 385-392; Т. 2. 31. С. 451-461; Первосвященство Христово по учению ап. Павла в Послании к евреям//Там же. Т. 1. 6. С. 174-187; 10. С. 325-336; 13. С. 440-447; Т. 2. 22. С. 166-177; Пресвитеры в первенствующей Церкви и в настоящее время//Там же. Т. 1. 17. С. 577-589; Пастырские дневники//Там же. Т. 3. 38. С. 94-102; Беседы псаломщика с грамотными прихожанами о Псалтири//Там же. 43. С. 262-270; 49. С. 497-505; 52. С. 650-655; 1871. Т. 1. 12. С. 369-380; Современно-обществ. вопросы и церк. проповедь//Там же. 1870. Т. 3. 47. С. 419-428; Ответ церковно-пастырской практики на совр. пастырские вопросы//Там же. С. 441-448; Пастырские заметки//Там же. 1871. Т. 1. 14. С. 491-500; 17. С. 592-600; Т. 2. 34. С. 604-612; Наука и сельское пастырство//Там же. Т. 1. 16. С. 558-567; Поучения, сказанные в г. Могилёве. Могилёв, 1893; Поучения в дни Страстной седмицы. Каменец-Подольск, 1897; Поучения о религ. воспитании детей. Каменец-Подольск, 1898. Павловск, 1994. М., 1995, 2003; Поучения, сказанные в 1897 г. Каменец-Подольск, 1898, 1901; Поучения. Екатеринбург, 1901. СПб., 2005; Кормчая книга по морю житейскому. М., 1994; Как искоренить детские пороки. М., 1997; С самого раннего возраста. М., 1997; О воспитании детей. Екатеринбург, 2007. М., 2009.

http://pravenc.ru/text/674021.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010