514. Схоластику Феодору. На слова: аще алчет враг твой, ухлеби его (Рим.12:20; Прит.25:22). Не знаешь ты, кажется, что новое любомудрие возвышеннее древнего совета, данного младенцам. Ибо правило, для тебя удивительное: аще алчет враг твой, ухлеби его; аще ли жаждет, напой его, - предписывает не что-либо крайне великое и отважное, но даже желаемое. Дойти человеку до такой крайности, чтобы возыметь нужду в сострадании врага, как я полагаю, тяжелее всякого бедствия и всякого наказания. Так признавали это многие, говоря: " не приму подаяния от врагов моих " . Итак, если для тех, кто это делает сие согласно с их желанием, а для терпящих служит наказанием, то чему удивляешься? И особливо, когда это не простое благодеяние, но обращающееся в великое мучение. Сие бо творя углие огненное собираеши на главу его (Прит.25:23). Итак, если дело само по себе обращается в наказание, да и делается оно с тем, чтобы прилагать новое мучение (не заслуживают внимания те, которые слова приточника объясняют так: " согреешь в нем владычественный ум и заставишь его воспрянуть " ; ибо тогда Приточник не сказал бы о крайности голода, но повелел бы пользоваться сим во всякое время), то я со своей стороны удивляюсь не тем, которые так поступают, но тем, которые, видя врагов в благоденствии, не негодуют на них, но хвалят их и молятся о них, как предписывает новое любомудрие, говоря: любите враги ваша, добро творите ненавидящим вас, и молитеся за творящих вам напасть и изгонящия вы (Мф.5:44). Ибо там смиряет нужда, а здесь испытывается одно сердечное расположение. Если же и Апостол употребил древний совет, то для всякого явно, что слово его было к несовершенным. 515. Диакону Феодору. Для чего Павел, сказав: хощеши ли не боятися власти, через несколько слов говорит: воздадите ему же страх, страх (Рим.13:3.7)? Не надлежало бы отвечать на письмо твое, потому что просишь без предварительных объяснений и доказательств истолковать апостольское изречение, которое с трудом объясняется и после предварительных и длинных рассуждений. Но поскольку вынуждает меня сила любви (тебе следовало бы рассудить, могу ли в коротких словах уловить убегающую от меня апостольскую мысль), то ответствую: сказанное Апостолом имеет такой смысл: если ты, будучи рабом, призван к вере, то не смущайся и не огорчайся, будто бы рабство повредит тебе в этом.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/9...

В таком именно смысле твое великолепие, ясно зная это, (пусть) устроит должным образом (и свое) богодарованное богатство, ибо, – по божественному Писанию, – избавление мужа – свое богатство ( Npumч. XIII, 8 ). Письмо 185. ( IV ). Архимандриту Агафону Умеющие приобретать выгоду – отовсюду собирают прибыль и подражают пчеле, которая, и из горьких трав почерпая сладчайшую влагу 513 , доставляет людям приятнейший мед. Подражая ей, твое благоговение ( ελαβεα), – по твоим словам, – и от нас получило прибыль. Мы же прибыли (от) писания (нашего) не знаем, но восхваляем твое богочестие, повсюду снискивающее поводы для купли, и молим, чтобы вы (так) прошли до конца и получили награду 514 за победу. Письмо 186. ( V ). Префекту Флорентию В другое время я не осмелился бы письменно обратиться к вашему величию, умея измерять собственную скудость и зная важность вашей власти 515 . Но так как, – украшенные верою и воспитанные на божественном, – вы позволяли себе снисходить к таковому (человеку) и удостаивали вашими письмами незнатного и ничем неизвестного мужа, то и я дерзнул, – по пророчеству, – соводворитися (как) ягненок со львом ( Npumч. XXII, 24 . Иса. XI, 6). Чудотворец этих дивных дел – Господь всяческих, Христос, чрез рыбарей, мытарей и скинотворцев направивший заблуждающегося на правый путь. Итак, извещаю твое величие, что хотя нам вручено пасти другую епархию ( τραν παρχαν), однако мы можем дать братский совет. Так мы и делаем, согласно вашему приказанию, и постараемся в письмах склонить к этому выбору тех, от кого он зависит. Ибо я знаю, что благочестивейший пресвитер Евстафий украшается богобоязненностью ( ελαβε) и имеет великое попечение о служении Господу Богу 516 Письмо 187. ( VI ). Комиту доместиков 517 Титу 518 Изобилие присущих вам благ приобретает в нас искреннего почитателя вашего и производит неискоренимую память о вашем великолепии. Посему-то, – присутствующие, – мы удовлетворяем своему расположению постоянным лицезрением, а в отсутствии стараемся утешить себя письмами.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

228 Летописи русск. литер. и древн. Тихонравова, т. IV, отд. 3, стр. 89, 101. Прав. Собесед. 1861 г., т. I, стр. 269–277. 235 Греческие писатели, а вслед за ними и Западные производят еще это название от слов Бог милуй или Богу – милый, и выходит, таким образом, что богомилы претендовали на наименование себя богоугодными, благочестивыми, «истинными христианами». В этом именно смысле первый обличитель богомильской ереси Козьма, пресвитер болгарский, говорит, что «поп по имени Богумил, а по истине рещи, Богу не мил, первее нача учити ересь в земле Болгарстей» (Прав. Собеседник 1864 г., т. IV, стр. 481). 237 Павликианство в свою очередь было ничем иным, как видоизменением манихейства, древнейшей из христианских ересей востока, образовавшейся из смешения христианских понятий с учением Зороастра. 238 Zonar. I. XVIII, р. 209. ср. Гильфердинг. «Письма об истории сербов и болгар» II, 121 в «Русской беседе» 1859 г., IV. 239 Psellus. De operatione daemonum, 1838 г., Nurenberg ed. Boisonade, p. 3, 5. etc. Cerdenius Hist. I, 514 sqq. 241 «Беседа Козьмы пресвитера на новоявившуюся ересь Богумилу» напечатано в «Прав. Собеседнике» 1864 г. кн. IV–VIII. 242 Сочинение это отдельно издано Гизелером в 1842 году в Геттингене под заглавием: Euthymii Sigabeni Narratio de Bogomilis seu Panopliae titul 23. 245 Евфимий Зигабен в Victoria de Messalianorum secta ap Tollie. p. 116. Собиранием этих сказаний и разных живых молитв среди богомилов особенно известен болгарский поп Иеремия. В одном списке апокрифических книг, между прочим, сказано: «канунов много живых и молитвы составлены живыя от трясовицы, Еремея попа болгарскаго басни», «Прав. Собеседник» 1861 г., ч. I, стр. 280. 248 Напр. Леонтий Бальбийский, Климент Сасимский и др. – Алляций, De eccl. Orien et Occiden. consen. p. 637–678. 252 В судейских хрониках зачастую бывает, что показания свидетелей на предварительных следствиях совершенно расходятся с показаниями тех же свидетелей, данными под присягой. 253 В это время, обнаруженная полицией, обратившаяся была на поруках, оставаясь по убеждениям бегункою, только отступницею. Ред.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В 509 г. в римском цирке случились беспорядки: сенаторы Импортун и Теодорих, болевшие за голубых, вместе со своими клиентами напали на зеленых, и в потасовке один человек был убит. На имя короля была подана жалоба, и Теодорих Великий повелел предать обоих сенаторов суду, а затем он издал закон, «каравший всякое насилие сенаторов над свободным челове­ком, а равно и оскорбление сенатора кем-нибудь из лиц низ­шего класса, и старался защитить возниц более слабой партии. В то же время тех сенаторов, которые в своем аристократиче­ском высокомерии не умели отнестись с добродушием к оскор­бительным и презрительным возгласам народа, король увещевал не забывать о том, в каком месте они находятся, так как “в цир­ке не приходится искать Катонов». В общем, король признается, что в глубине души презирает зрелище, которое совсем помра­чает здравый смысл, ведет к нелепой вражде и упраздняет вся­кую благопристойность... и... что он сохраняет цирковые игры только потому, что не находит в себе сил бороться с детскими наклонностями народа и думает, что мудрость велит делать ино­гда уступку глупости» 1002 . Конечно, автором текста эдиктов Теодориха был не он сам, но его помощники, которых он сумел подобрать из самых обра­зованных и выдающихся умов. Среди них были Кассиодор, Эннодий, ставший впоследствии епископом Павии, патриций Аль­бин, великий философ Боэций, по должности магистр оффиций, и его тесть Квинт Аврелий Симмах, глава (caput) римского сена­та. Уроженец Калабрии Флавий Магнус Аврелий Кассиодор Сена­тор с 507 по 534 г. занимал должность квестора дворца и, как квестор, он и был литературным автором большей части эдик­тов Теодориха, позже он стал магистром оффиций и префектом претория. В 514 г. Кассиодор был удостоен консульского звания. В конце жизни он принял монашеский постриг. От Кассиодора сохранились многочисленные письма, известные под заголов­ком «Variae» (Разное). Знаменитая «Гетика» Иордана представ­ляет собой переработку не дошедшего до нас труда Кассиодора по истории готского народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

В этом храме Вы возбуждали у всех подъем религиозного чувства, приводили всех в религиозный восторг, горе, направляя наш ум и сердце. Ваши беседы по разным случаям церковной, общественной, семинарской жизни были просты, понятны, произносились с таким горячим чувством; и так глубоко западали в сердце «глаголы живота вечного», что все получали в них глубокое назидание. Лишь только Вы появлялись на солее для поучения, в храме водворялась тишина, проникнутая особым настроением, и мы с замиранием сердца слушали вас. Да, Бог наделил Вас, Владыко, даром слова; с облегченным сердцем и умиротворенной совестью выходили мы из этого храма. Живой пример для наших юношей – это здоровая духовная атмосфера, дыша которой, они нравственно развивались и укреплялись. Вы, преосвященный Владыко, «пожив с нами вмале, исполнили лета долга» (ср.: Прем.4:13 ). Примером своей жизни Вы имели неотразимое влияние на духовный склад наших питомцев и на все направление и религиозный строй семинарии. Вы «подвигом добрым подвизались» (ср.: 2Тим.4:7 ). Пока в сердцах наших будет гореть искра горячей веры, которою проникнуты Вы, нет основания бояться за благоденствие и рост семинарии, и тогда ничтоже успеет враг на него ( Пс.88:23 ). Воспоминания о митрополите Трифоне Поездка к старцу Нектарию Оптинскому 514 Однажды Владыка [Трифон] говорит: «Знаете, Варвара Тимофеевна, везите девиц своих к о. Нектарию, а то вдруг да умрет, тогда будете меня ругать». До этого Варвара Тимофеевна столько раз пыталась говорить Владыке: «Владыка, разрешите девочек свезти к о. Нектарию». А он говорил: «У вас что вопросы какие?» Она отвечала: «Нет, вопросов нет, а я хочу, чтобы они имели понятие, что такое старец». А он на это говорил: «Ну, успеете еще, свезете». И вот теперь мы и поехали, дело было перед Рождеством. Верст 20 ехали на лошадях. Жил о. Нектарий в деревянной избушке... Приехали. В избушке на другой половине какие-то монашки жили. Вечером батюшка служил у себя в келье всенощную. Такая была жара, что дышать было нечем, а на нем тулуп был одет, повязан кушаком и воротник приподнят.

http://azbyka.ru/otechnik/Trifon_Turkest...

Кризисы, наступающие после смерти основателей и руководителей религиозных организаций, могут также успешно преодолеваться группой. Классическим примером является история бахаи. Борьба за власть после смерти Баба между двумя группами бабидов: эзелитами, возглавляемыми Субх-и Азалем и его братом Бахауллой, руководившим бахаи, была успешно разрешена в пользу последнего 513 . Бахаулла перед смертью оставил завещание, в котором назначил своего старшего сына Абдул-Баха на руководство общиной. На этот раз уже младший сын Бахауллы, мирза Мухаммад Али не подчинился воле отца и не принял своего брата, вызывая второй раскол в истории бахаи. Однако Мухаммаду Али, как и Субх-и Азалю, не удается набрать достаточное количество последователей и оставить серьезный след в дальнейшей истории бахаи 514 . В обоих случаях бахаи успешно выходят из основного кризиса разрушающего большинство существующих сект – борьбы за власть после смерти основателя или руководителя организации. Неисполнение предсказаний и пророчеств . Внутренняя нелогичность вероучения НРД очень редко дает последователям повод для сомнений в его истинности, но неудавшиеся попытки точных предсказаний будущих событий в мире переживаются адептами достаточно тяжело. Неисполнение пророчеств, и в особенности концов света, назначаемых на конкретную дату, является мощным источником всеобщего разочарования в группе, за которым может последовать ее раскол или даже распад. Вероятно, самым показательным в этом отношении является т.н. «великое разочарование», наступившее в движении Миллера после не наступившего конца света 22 октября 1844 г. и приведшее к появлению сотен мелких сектантских группировок. Вопросы морали и этики . Источником разделения религиозной организации может стать также весь спектр вопросов связанных с моральным поведением членов группы. Так, например, раскол в нигерианской Церкви Херувима и Серафима, приведший к образованию Вечного священного ордена херувима и серафима, происходит на почве обвинений пастора в незаконном сожительстве с одной из несовершеннолетних прихожанок общины. При этом в данном случае обвиняемый пастор сам инициировал окончательное разделение враждующих сторон, написав своему основному критику письмо следующего содержания: «…потому я прошу тебя посредством этого письма создать свое собственное общество, в которое ты можешь взять всех тех членов об щины, которые захотели бы последовать за тобой и сотрудничать с тобой… " 515 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/netradit...

Нужны ли мы еще? Мы были немыми свидетелями злых дел, мы прошли огонь и воду, изучили эзопов язык и ос­воили искусство притворяться, наш собственный опыт сделал нас недоверчивыми к людям, и мы много раз лишали их правды и свободного слова, мы сломлены невыносимыми конфликтами, а мо­жет быть, просто стали циниками — нужны ли мы еще? Не гении, не циники, не человеконенавистни­ки, не рафинированные комбинаторы понадобя­тся нам, а простые, безыскусные, прямые люди. Достанет ли нам внутренних сил для противодей­ствия тому, что нам навязывают, останемся ли мы беспощадно откровенными в отношении са­мих себя — вот от чего зависит, найдем ли мы сно­ва путь к простоте и прямодушию. ПИСЬМА К РОДИТЕЛЯМ 14.4.1943 Дорогие родители! Прежде всего вы должны знать и действитель­но поверить в то, что у меня все в порядке. К со­жалению, я смог вам написать только сегодня, но так на самом деле было все десять дней. Некото­рые лишения, обычно кажущиеся при аресте осо­бенно неприятными, в действительности не играют на удивление почти никакой роли. Утром можно наесться и черствым хлебом (кстати, есть еще масса хороших вещей!), к койке я уже привык, а с 8 вечера до 6 утра можно прекрасно выспаться. Я был особенно удивлен тем, что меня с самого начала практически не тянуло курить; думаю, что во всем этом решающую роль играет психика: рез­кая внутренняя перестройка — следствие столь неожиданного ареста, необходимость смириться и приспособиться к совершенно новой ситуа­ции,— из-за всего этого телесные потребности от­ступают на второй план, и их перестаешь заме- 4- 514 чать; я отношусь к этому как к подлинному обога­щению моего жизненного опыта. К одиночеству мне не привыкать, как другим людям, для меня это в самом деле хорошая душевная парилка. Меня мучает только мысль, что вы терзаете себя страхом за меня, что вы неважно питаетесь и пло­хо спите. Простите, что я доставляю вам столько забот, но думаю, что всему виной не столько я, сколько ужасная судьба. Против всего этого мне очень помогает чтение стихов Пауля Герхардта, которые я сейчас учу наизусть. Кроме того, со мной моя Библия, книги из местной библиотеки; писчей бумаги сейчас также хватает...

http://predanie.ru/book/220780-soprotivl...

Именно, – как имели отцы их обещание, что Бог их пошлет им с неба Святого Своего, который по достоинству будет называться их царем, и Он обещал, что пошлет Его на землю чрез Деву: так в мое наместничество, когда Бог евреев послал Того в Иудею и увидели, что Он слепым дает зрение, прокаженных очищает, расслабленных исцеляет, демонов изгоняет из людей, даже мертвых воскрешает, повелевает ветрам, сухими ногами путешествует по водам моря и делает многое другое, когда весь народ иудейский уверовал, что Он Сын Божий, – начальники иудейские воспылали завистью к Нему и схватили Его, и предали мне, и многое лжесвидетельствовали мне о Нем, говоря, что Он волшебник и поступает против их закона. Я поверил, что это так и предал Его в их волю для бичевания. Они же распяли Его и над погребенным держали стражу. На третий день в то время, как воины мои стояли на страже, Он воскрес: злоба же иудеев возгорелась до того, что они дали деньги солдатам, говоря: скажите, что ученики Его украли Его тело. Но они, хотя взяли деньги, однако не могли умолчать о том, что случилось. Ибо засвидетельствовали, что они видели, как Он воскрес и что взяли деньги у иудеев. – Об этом же доношу, чтобы кто не налгал иначе и ты не вздумал бы верить лжи иудеев» 512 . – Все содержание письма, как видим, слишком ясно выражает цель своего автора – выставить Пилата непосредственным свидетелем евангельской истории; но это же самое заставляет и скептически относиться к его подлинности. Возвращаясь к окончанию вопроса о суде над Господом Иисусом Христом у Пилата, считаем необходимым сделать еще одно замечание. Когда окончился этот суд? На этот вопрос, по-видимому, дает ответ евангелист Иоанн. «Тогда была пятница пред Пасхою и час шестой» 513 , замечает он о времени окончательного приговора римского правителя. Деление дня на 12 часов 514 явилось у иудеев не раньше времени после плена вавилонского. Так как день считался от восхода солнца до захода, то и промежутки времени, обозначаемые часами, были различной длины в различные времена года.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/arheolo...

тёмным состоянием» его души. Состояние последних лет вряд ли было легче и светлее. А внешне всё более чем благополучно: триумф в Европе, триумфы в России— при редких и недолгих посещениях родины.   «Бывают дни, когда я готов был бы отдать всю свою знаменитость за то, чтобы вернуться в свои пустые комнаты и наверное застать там кого-нибудь, кто сейчас бы заметил и спохватился, что меня нет, что я опаздываю, не возвращаюсь вовремя. Но я могу пропасть на день, на два, и этого не заметит никто» 140 ,—признавался Тургенев А.Лукининой в то самое время, когда, казалось со стороны, он, триумфатор, должен был лишь торжествовать и упиваться славою. Это одно из самых устойчивых состояний его души— в то время. Письма, мемуары— всё об одном. «Вы себе представить не можете, как тяжела одинокая старость, когда поневоле приходится приютиться на краешке чужого гнезда, получать ласковое отношение как милостыню и быть в положении старого пса, которого не прогоняют только по привычке и из жалости к нему» 141 ,— так говорил он А.Ф.Кони, и в голосе его тот почувствовал «плохо затаённое страдание». «На краешке чужого гнезда»— как часто он повторял эти слова! А вот одна из записей Тургенева в его дневнике за 1877 год (она воспроизведена в письме к Полонскому, из которого и стала известна нам— сам же дневник уничтожен): «17/5-го марта. Полночь. Сижу я опять за своим столом... а у меня на душе темнее тёмной ночи... Могила словно торопится поглотить меня; как миг какой пролетает день, пустой, бесцельный, бесцветный. Смотришь: опять вались в постель. Ни права жить, ни охоты нет; делать больше нечего, нечего ожидать, нечего даже желать» (12, 514). Несколько спустя он признаётся тому же Полонскому, что такое настроение существует в нём «чуть ли не с самой молодости». Снова и снова мысль его возвращается всё к одному, всё к одному и тому же. «Куда мне деться? Что предпринять? Я как одинокая птица без гнезда. Нахохлившись, сидит она на голой, сухой ветке. Оставаться тошно... а куда полететь? И вот она расправляет свои крылья— и бросается в даль стремительно и прямо, как голубь, вспугнутый ястребом. Не откроется ли где зелёный, приютный уголок, нельзя ли будет свить где-нибудь хоть временное гнёздышко?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Конечно, этот вопрос мог бы до некоторой степени выясниться если бы нашлись те «многие десятки писем» Евгения к Вениамину, о коих говорит С. И. Пономарев 381 . В приятной надежде, что письма перешли вместе с библиотекою к ближайшему наследнику Базилевича, священствующему теперь в с. Острове, васильковского уезда, киевской губернии, мы адресовались к нему с просьбою выслать их, хотя не надолго в Киев, но получили в ответ, что он никаких писем и вообще рукописей не получал после покойного и не знает, кому они достались. Приходится, таким образом, оставить вопрос открытым и прямо перейти к указанию пособий и источников «Описания Киево-Печерской лавры» и его анализу. Гораздо полезнее и даже совершенно необходима была для него третья рукопись лаврской библиотеки 205) – это «Высочайшие грамоты до Печерской лавры и других киевских монастырей относящиеся» (л. 1–514 in fol.) 386 . Грамоты эти, из коих на самом деле и вопреки неточному заглавию рукописи есть много и не Высочайших 387 , а данных фамильными владельцами Малороссии, касаются исключительно прав и преимуществ лавры, ее вотчин, угодий, оброчных статей и пр. Оканчиваются они царствованием императора Петра 1-го. Представляя из себя копии с оффициальных документов, настоящие грамоты дали м. Евгению прекрасный материал для V, VI, IX и XI глав составленного им «Описания лавры». В церковно-археологическом музее при киевской дух. академии хранится другой их экземпляр за 217 и под заглавием: «Книга крепостная большая, в коей находятся выписи прежних жалованных грамот и других лаврских крепостей и граничных дуктов, выданная из государственной Коллегии иностранных дел по имянному Государя Петра Алексеевича указу в 1720 г. дек. 18 дня». Разделяется она на две половины или «книги», как выражается г. Петров 388 , из которых в первой 155 лл., а во второй – 892 in f. 389 . На л. 158 об. замечено: «Для гр. Н. П. Румянцева переписана 1825 г., ноября 4 дня. Максим Берлинский». Нет ничего невероятного, что всегда обязательный граф передал свою «книгу» для временного пользования маститому иерарху и, может быть, даже распорядился списать ее по мысли последнего, со смертию Н. П. Б.-Каменского, не имевшего непосредственных сношений с московском архивом Коллегии иностранных дел. С другой стороны, и с Берлинским пр. Евгений был в близких отношениях. Получив «книгу», ученый архипастырь не мог удержаться, чтобы не списать ее (без деления на половины и под общим счетом страниц) для самой лавры, которая в ней особенно нуждалась, подобному тому, как он позаботился о приобретении для киевской академии относящихся к ее истории материалов. Таким образом, полагаем мы, и была приобретена лаврскою библиотекою рукопись 205.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010