(XI в.), митр. Халкидонский (до 21 марта 1082 - нач. 1086, кон. 1094/нач. 1095-?), богослов, противник имп. Алексея I Комнина (1081-1118). Основной источник сведений о жизни и об учении Л.- рукопись Великой Лавры на Афоне, к-рая была описана в 1886-1887 гг. мон. Александром (Лавриотом) под 139 и датирована XIII в. В ней содержится подборка разнородных по жанру кратких текстов, касающихся фигуры Л. В 1900 г. мон. Александр частично опубликовал ее, однако затем она была утрачена и не была доступна исследователям более 100 лет. В 2003 г. Э. Ламберц совместно с библиотекарем Великой Лавры Никодимом обнаружил кодекс и датировал его кон. XI в. Однако полноценного описания рукописи (ей был присвоен 196) не существует ( Lamberz. 2003. S. 180). Несмотря на то, что это собрание содержит в т. ч. сочинения оппонентов Л. (они остались неизданными), компиляция предположительно принадлежит одному из его сторонников. 1-я часть сборника содержит речи Антиохийского патриарха Иоанна V (IV) Оксита , обращенные к Алексею I Комнину в февр.-марте 1091 г. ( Λαυριτης. 1900. Σ. 354-358, 362-365; новое издание с использованием архива Л. Пти, также работавшего с афонским кодексом - Gautier. 1970. P. 18-55). 2-я часть сборника содержит переписку Л. с его единомышленниками и противниками. Она открывается посланием Л. к императору с критикой его политики конфискации церковной утвари ( Λαυριτης. 1900. Σ. 403-404). Затем следуют 2 письма Л. из ссылки, одно из к-рых надписано «протовестиариссе Анне» (Ibid. Σ. 404-405), однако в действительности было адресовано теще императора Марии Болгарской ( Grumel. 1946. P. 127-130), а другое - патриарху Николаю III Грамматику ( Λαυριτης. 1900. Σ. 405-407). В. Грюмель полагал, что патриарх не мог быть истинным адресатом послания ( Grumel. 1946. P. 130-132), однако его аргументация была отвергнута ( Γλαβνας. 1972. Σ. 146-149). Завершают собрание 3 послания богословского содержания: Василия, митр. Евхаитского,- севастократору Исааку Комнину ( Λαυριτης. 1900. Σ. 411-413), Николая Адрианопольского - Л. (Ibid. Σ. 413) и Л.- Николаю (Ibid. Σ. 414-416, 445-447, 455-456).

http://pravenc.ru/text/2463243.html

К Вере Ильинишне Верховской С В. И. Верховской (о ней выше, стр. 235, прим.; стр. 267, прим.) архим. Макарий не был лично знаком, но знал о ней от ее друга Е. Ф. Непряхиной, познакомившейся с ней в 20-х годах, когда она под руководством своего дяди, старца Зосимы Верховского , подвизалась в пределах Тобольской епархии («Записки» Е. Ф. Непряхиной, стр. 4). По просьбе Непряхиной, о. Макарий и написал Верховской печатаное ниже письмо, по поводу смерти старца Зосимы. Последний скончался 24 окт. 1833 г. (о нем – в Тобольских епарх. вед. 1897 r., 382:456), к концу этого года или началу следующего должно быть отнесено и письмо. Сохранилось оно в библиотеке Казанской д. семинарии, в копии, снятой Е. Ф. Непряхиной. 134 Сестра наша о Господе Екатерина Федоровна, 446 постоянная и усерднейшая сотрудница недостоинства моему в служении при иноверцах сибирских, соединяющихся с Православною Церковью Христовой, изъявила желание, чтобы и я написал к Вам несколько слов в соответствие Вашему, раба Господня Вера, дружескому письму, в котором столь живыми чертами изображается скорбь Вашего сердца о разлучении с наставником. «Поминайте наставники ваша, – пишет Св. Ап. Павел, – иже глаголаше вам Слово Божие, ихже взирающе на скончание жительства, подражайте вере их» ( Евр.13:7 ). Сими воспоминаниями питается и услаждается священное чувство благодарности, свойственное душам смиренным и оживляемым благодатью Божиею. Сими воспоминаниями святой союз их с благодетелями о Господе укрепляется, и за пределы земного жития простирается в бесконечную вечность. Другой Апостол говорит, что Отец Светов, у которого нет изменения, восхотел предать нас Словом истины в новую Богообразную, блаженную и вечную жизнь ( Иак.1:17 −18). А как оное Слово истины по уставу Божественного домостроительства, преподавали нам Пастыри и наставники ваши о Христе Иисусе, то какая душа, имеющая вечную жизнь в себе, может забыть послужившего при возрождении ее живым органом Слова Божия живого и действенного? Слово Божие – есть драгоценнейшее сокровище и богатство в душе, которое после верного раба и служителя Слова, остается ее наследием.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Письма к Аксаковым С.Т. Аксаков род. 20 Сентября 1791, ум. 30 Апреля 1859 года. К.С. Аксаков род. 29 Марта 1817, ум. 7 Декабря 1860 года. И.С. Аксаков род. 26 Сентября 1823, ум. 27 Января 1886 г. К С.Т. Аксакову 1. Март (1853) Дело затеваете вы весьма доброе, почтеннейший Сергей Тимофеевич; и не только я мысль вашу нахожу прекрасной, но и всячески готов ей содействовать прямо как соучастник издания, и косвенно как вербовщик соучастников 456 . Время для меня строгое 457 , и занятия ему должны соответствовать; но я понимаю пользу доброго и невинного удовольствия и считаю делом хорошим всё то, что может возвращать человека к удовольствиям, сдружающим его с природой и отрывающим его от той вялой жизни, в которой тонет наше общество. Английский журнал весьма серьёзно говорит: «если в человеке нет хоть искры спортсмена, в нём природа искажена, не только физическая, но и духовная». А религиозный журнал Оксфордский замечает, что из университета Оскфордского много вышло не только людей замечательных по наукам или государственному правлению, но ещё и по делу проповеди и учения богословского; что они же отличались и строгостью нравственной жизни, а это всё он приписывает развитию гимнастики, кулачного боя, охоты и особенно катанья на лодках. Имея такие авторитеты, я в полном праве предполагать, что и охота во всех её отраслях должна иметь немалое влияние на доброкачественность жизни. И в правду, сравните румяный лик двадцатилетнего юноши, возвратившегося, скажем, хоть с пороши, с бледной фигурой его ровесника, просидевшего за лото и протаскавшегося в маскараде: как-то невольно веришь, что молодость лица обозначает такую же молодость и свежесть души. Итак, по всем соображениям считаю участие в вашем издании делом истинно хорошим и готов к услугам. Что-то скажет цензура? Это другое дело, а об успехе сомневаться нельзя. Третьего дня сгорел Большой Театр, и человек, как кажется, за двадцать; в том числе и детей довольно. Вечером в Малом Театре, по приказанию из С.-Петербурга (по телеграфу), были живые картины; только зрителей не было. Кто говорит, что случай, кто другое; но вот что мило. Человек было погибал, охваченный пламенем на крыше. Маляр перекрестясь влез по жёлобу с верёвкой и спас погибающего. Народ плакал и накидал ему денег в шапку, рублей 200 сер. Тут адъютант Закревского подошёл и позвал его к графу, разумеется для награды. Бедный герой завопил: «Помилуйте, за что меня к графу? Я ничем не виноват», а народ кричит: «не дадим его в полицию» и пр. На силу уговорили ехать. Это рассказывал тот самый адъютант, который повёз героя к градоправителю.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

сост. А.А. Маркова Список литературы 1. Жизнеописание московского старца отца Алексия Мечева . – М.: Издание храма святителя Митрофана Воронежского , 1994. – 190 с. 2. Храм Николая чудотворца в Кленниках. М.: Издание Московского Журнала, 1991. – 208 с. 3. Старец в миру: Святой праведный Алексий Мечев : житие, письма, проповеди, записи на книгах. – М.: Образ, 2011. – 127 с. 4. Арсений (Жадановский) , еп. Воспоминания. – М.: ПСТБИ; Братство во имя Всемилостивого Спаса, 1995. – 296 с. 5. Акафист святому праведному Алексию, пресвитеру Московскому. – М.: Издание храма святителя Николая в Кленниках, 2009. – 32 с. 6. Маросейка: жизнеописание отца Сергия Мечева : Письма; Проповеди; Воспоминания. – М.: Мартис, 2001. – 456 с. 7. Ровинский Константин, свящ. Беседы старого священника. – М.: Храм святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке, 2007. – 226 с. 8. Свет негаснущих звезд. – М.: Терра, 2009. 494 с. 9. Во граде, как в пустыне: Святой праведный Алексий Мечев о молитве. – М.: Сестричество во имя свт. Игнатия Ставропольского; Приход храма Св. Духа сошествия на Лазаревском кладбище, 2010. – 80 с. 10. Георгий Чистяков, свящ. О пасхальной радости/Газета «Русская мысль», 4268, 6 мая 1999. 11. Сайт храма святителя Николая в Кленниках. – 2012 [Электронный ресурс] URL: http://klenniki.ru (дата обращения 25.04.2012). 12. Алексий Мечев Московский, св. прав. Слово в Неделю о мытаре и фарисее./Сайт Православие, ш. – 2012 [Электронный ресурс] URL: http://pravoslavie.ru (дата обращения 06.05.2012). 13. Алексий Мечев Московский, св. прав. Слово в день Крещения/Сайт Православие. – 2012 [Электронный ресурс] URL: http://pravoslavie.ru (дата обращения 06.05.2012). 14. Алексий Мечев Московский, св. прав. Слово в Неделю перед Просвещением. –/Сайт Глинские чтения. – 2012 [Электронный ресурс] URL: http://glinskie.ru (дата обращения 07.05.2012). 15. Алексий Мечев Московский, св. прав. Советы девушке-христианке. –/Сайт Свято-Благовещенского храма пгт Благодатное. – 2012 [Электронный ресурс] URL: http://blagodathram.prihod.ru (дата обращения 08.05.2012).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Mechev...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Мой отец был настоящим священником» Памяти протоиерея Николая Ермакова 22.11.2010 456 Время на чтение 4 минуты 26-го ноября исполнится 40 дней со дня блаженной кончины моего отца - протоиерея Николая Ермакова. Он совсем немного не дожил до 82-х лет. Его земной путь стал образцом служения не только для нас - его детей (священниками стали еще двое моих братьев), но и для многих пастырей, начинавших свой духовный путь в советское время. О таких, как он иногда говорили «человек старой закалки» или «старорежимный». Сочетая в себе житейскую мудрость и высокую духовную ответственность, он сумел сохранить лучшие традиции прежних поколений священнослужителей. Среди этих традиций, прежде всего, подлинное благоговение перед Престолом Божьим, почитание опыта старших собратьев, несение ответственности за своих пасомых и за весь народ, о котором возносятся молитвы, осознание сопричастности судьбе Отечества. Отец Николай был одним из тех священников, которые хранили и передавали непрерывную связь поколений, ослабшую, к прискорбию, в наши дни. В Курске, где он служил, он являл образ единства пастыря и паствы, единства трепетного, неформального и действенного. Без малого пятьдесят лет отец Николай служил у Престола. Это были непростые годы для Церкви. На его время пришлись и хрущевские гонения на православие, и более поздние притеснения от «уполномоченных», и тяготы церковного бесправия. Внутренняя чистота и верность традиции помогли ему в этих условиях сохранить доброту, не зачерстветь, не уйти в себя, как случалось с некоторыми священниками. Значительную роль в становлении отца Николая сыграл юношеский период, когда он был келейником известного святителя Вениамина (Милова), прошедшего ссылки и лагеря, закончившего свой путь исповеднически. До сих пор сохранились полные духовной глубины и мудрости его письма к отцу, присланные из лагеря. С шестнадцати лет будущий отец Николай подвизался в Троице-Сергиевой Лавре, а по исполении восемнадцати - поступил в Московскую Духовную Семинарию. После второго курса - пошел в армию, а по возвращении, окончил Семинарию и Академию, защитил кандидатскую. В тридцатилетнем возрасте отец принял священный сан. С молодых лет он стремился с уважением и вниманием впитывать опыт старших, и вызывал у них ответное уважение к себе. Именно это внимание к духовному наследию и опыту старших поколений позволяет правильно совершать выбор, избегать многих ошибок и неосторожных поступков.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/1...

Пн Слово (Тихонова) при на Колпашевського Стрежевського 23 березня 2024 р. 19:51 23 марта 2024 года в Тронном зале кафедрального соборного Храма Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил чин наречения архимандрита Филарета (Тихонова) , клирика Коломенской епархии , во епископа Колпашевского и Стрежевского. При наречении архимандрит Филарет обратился к Предстоятелю Русской Церкви и сослужившим Его Святейшеству иерархам со ставленническим словом. Ваше Святейшество! Святейший Владыко и милостивый Отец! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, богомудрые архипастыри Церкви Христовой! Неисследимым действием Промысла Божия через определение Священного Синода призываюсь я, немощный и недостойный, к трудам святительским — высшей степени церковного служения на земле. Смиренно склоняя свою главу пред этим избранием, в осознании величия и ответственности жребия служения епископского, невозможно не прийти в особое состояние трепета и страха, о котором свидетельствовали достойнейшие отцы Церкви. Перед лицом сего призыва глубоко и искренне осознаю свое недостоинство, греховность и неопытность в жизни духовной. Одновременно с этим, помышляя о бескрайней благости Божией, понимаю, что «течение жизни сокрыто от нас, и случайности ее бывают так непонятны, что нам ничего не остается, как взывать: Буди воля Твоя, Господи! Ибо знаем, что от Господа идет всегда одно добро» (свт. Феофан Затворник. Письма. Письмо 456). Верю, что Поставляющий меня на свещницу епископского служения Господь укрепит и поможет мне взять благое Его иго (Мф. 11:29) сего жребия ради спасения души и ради созидания пользы церковной. Оглядывая мысленным взором прожитые годы, не могу не воздать благодарение Господу, по Своей неизреченной Любви призвавшего меня в эту жизнь и окружившего меня неравнодушными добрыми людьми, явившими многочисленные примеры христианского смирения и верности Богу. Среди них первым вспоминаю своего прадеда, Илюшина Федора Прокопьевича, причетника Успенского храма села Сарга Краснооктябрьского района Нижегородской области, в 1937 году расстрелянного тройкой НКВД. Его молитвы и страдания привели по окончании безбожных времен многих моих родственников к горячей вере.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6114259...

1887. 9. С. 83-101; 10. С. 259-275; 11. С. 456-479; 12. С. 658-676; Старообрядчество и раскол//Странник. 1892. 5. С. 51-81; Старообрядческое бегунство в его прошедшем и настоящем: [Публ. лекция]//Там же. 6/7. С. 249-265; 8. С. 456-840; Доброе семя и плевелы: [Беседа к старообрядцам]//Там же. 1893. 1. С. 73-88; Вопрос об уклонившихся из православия в раскол: [Юрид. заключение, когда и при каких условиях считать их раскольниками]//Там же. 6/7. С. 263-275; Письмо раскольнического наставника своему прихожанину и ответ на оное//Там же. 1894. 10. С. 284-303; Памяти профессора-расколоведа Ив. Нильского (1831-1894)//Там же. С. 378-386; Клятвенное обещание: [Рукопись беспоповцев-брачников]//Там же. 11. С. 482-489; Голос скорби правосл. духовенства по почившем в Бозе Государе Имп. Александре III//ПС. 1894. Ч. 3. 11. С. 1-6 (отд. паг.); Причины устойчивости раскола//Странник. 1895. 12. С. 655-685; Сочинение Швецова «Исповедание веры в символьную церковь» и беседы по поводу его в Ниж. Новгороде в 1889 и 1890 гг.//Там же. 8. С. 429-447; 1896. 6/7. С. 290-317; 8. С. 534-567; Памяти отца архим. Павла, настоятеля Московского единоверческого мон-ря//ПС. 1895. Ч. 2. 7. С. 242-255; Секта хлыстов. К., 1898; Собр. соч. Каз., 1898. Т. 1; Появление и первоначальная история секты бегунов, или странников, в Казани//ПС. 1900. Ч. 2. 11. С. 501-518; Внутреннее устройство секты странников, или бегунов. СПб., 1901; Письмо к обратившейся в день причащения Св. Тайн//ПС. 1901. Ч. 1. 3. С. 353-357; Надгробное слово//Там же. Ч. 2. 8. С. 271-283; Проф. А. И. Гренков: [Некролог]//Там же. 11. С. 728-733; По поводу письма С. Ф. Шарапова о старообрядцах//Там же. 12. С. 847-867; Беседы со слепцом Коноваловым в Казани и поднесенный ему адрес//Там же. 1903. Ч. 1. 4. С. 535-548; Братство свт. Гурия и характер его деятельности//Там же. 6. С. 737-748; Австрийское священство и единоверие//Там же. 1904. Ч. 1. 4. С. 529-541; К вопросу о брачных сопряжениях раскольников и вытекающих отсюда последствиях: Административные и судебные заключения//Там же.

http://pravenc.ru/text/200509.html

Ланфранк. Гравюра. XVI–XVII вв. Ланфранк. Гравюра. XVI–XVII вв. Во время 1-го пребывания в Риме Л. оказался впервые вовлечен в споры по поводу евхаристического богословия Беренгария (ок. 1000-1088; см. ст. Беренгар Турский ; подробный историко-богословский анализ дискуссии Л. и Беренгария см.: Montclos. 1971; ср. также: Gibson. 1978. P. 63-97; Montclos. 1993). Осенью 1049 г. Беренгарий отправил Л. письмо, в котором сообщал о дошедших до него слухах о том, что Л. не разделяет его учения о Евхаристии и считает неверными высказывания Иоанна Скота Эриугены (ок. 810-877), которые Беренгарий приводил для подкрепления своих мнений (в действительности автором приводимых Беренгарием высказываний был не Иоанн Скот Эриугена, а монах и теолог IX в. Ратрамн из Корби). Беренгарий упрекал Л. в следовании будто бы ошибочным мнениям Пасхазия Радберта ( ок. 865), призывал Л. не подвергать сомнению учение отцов Церкви, защитником к-рого он считал себя; при этом в целом он обращался к нему как к другу и единомышленнику (текст письма см.: Huygens. 1967. P. 456). Л., вероятно, одним из первых узнал об учении Беренгария, к-рый начал высказывать отличающиеся от общепринятых мнения относительно Евхаристии ок. 1047 г.; Л. мог выступать против отдельных тезисов Беренгария во время лекций в мон-ре Бек, однако свидетельств о более широкой полемике Л. с Беренгарием в 1047-1049 гг. нет (ср.: Cowdrey. 2003. P. 38-39, 60-61). Как следует из позднейшего свидетельства самого Л., когда письмо Беренгария было доставлено в мон-рь Бек, он находился в поездке с папой Римским Львом IX, вслед. чего узнал о письме лишь позднее. Однако содержание письма стало известно неким нормандским клирикам, к-рые, превратно истолковав его текст, заподозрили Л. в тайном согласии с Беренгарием и отправили письмо для разбирательства в Рим (см.: Lanfranc. De corp. et sang. Domini. 4). Письмо стало предметом обсуждения на Римском Соборе 1050 г., где Л. смог убедительно продемонстрировать собственную непричастность к заблуждениям Беренгария, которого Собор осудил без его личного присутствия.

http://pravenc.ru/text/2463105.html

С нач. 30-х гг. XV в. в певч. книгах об И. К. говорится как об усопшем: напр., в Пападики 1431 г. (Ath. Iver. 1006. Fol. 253: «Этот периссий переложен из «Вержен Адам» (Ριφες Αδμ) для (ες) «Свыше пророцы» блаженной памяти (μακαρτου) кир Иоанном лампадарием; это [произведение] повелел ему написать Святейший патриарх кир Матфей»), в Матиматарии сер. XV в. (Iver. 975. Fol. 375v: «Блаженнейшего (μακαριωττου) кир Иоанна, лампадария Клады, 2-й плагальный [глас] «Учитель глаголет»»), в Пападики 1443 г. (Ath. Cutl. 456. Fol. 463v - 464), в Пападики 1453 г. письма доместика Матфея (Athen. Bibl. Nat. 2406. Fol. 338v). Вероятно, труды И. К. были отчасти продолжены его дочерью, имя к-рой не сохранилось. В упомянутом Пападики доместика Матфея причастен 4-го гласа «В память вечную будет праведник» надписан следующим образом: «Его же (т. е. Иоанна Клады.- Авт.); некоторые же говорят, что его дочери» (Ibid. Fol. 258v). Если 2-я атрибуция верна, то можно заключить, что у И. К. была семья, а его дочь - одна из 2 известных в наст. время (кроме мон. Кассии ) женщин-мелургов в истории визант. певч. искусства. Творческое наследие И. К. чрезвычайно обширно и многообразно. В посл. время его творчество активно исследуют музыковеды. Произведения мелурга появились в певч. кодексах с кон. XIV в. и переписывались вплоть до XIX в. Еще в нач. XV в. его сочинения характеризовались в рукописях как «новые» (см., напр., Пападики нач. XV в.- Ath. Iver. 973. Fol. 32v - 35: «Великая вечерня, новая, сочинение Иоанна, Клады и лампадария: 4-й плагальный [глас] «Отъимеши дух их»»; Fol. 123v - 131: «Непорочны новые, сочиненные кир Иоанном, лампадарием, глас 2-й σω «Благословен еси, Господи»»). Нек-рые из наиболее характерных сочинений И. К., напр. причастен на литургии Преждеосвященных Даров «Вкусите и видите» на 1-й глас τετρφωνος, проимий (в слав. богослужебных книгах называется кондаком) Акафиста Пресв. Богородице «Взбранной Воеводе» на 4-й плагальный глас и избранные стихи аниксандариев , получили широкое распространение в печатных изданиях; большая часть переведена в нотацию Нового метода , гл. обр. хартофилаксом Хурмузием Гиамалисом.

http://pravenc.ru/text/471305.html

1837 г. Авг. 17 д. Недавно приобрел я эстампик, в котором представлены скупость и мотовство как бы два полюса, противоположные один другому, творения Хогарта; 455 и спешу поднести Вам, достопочтеннейший Николай Иванович , эту картинку, в которой вы усмотрите, что изречение Горация: ut pictura poösis, 456 справедливым оказывается и в превратном расположении слов, и что произведения гениальной кисти в самом близком родстве с оригинальными поэмами. Вы найдете здесь превосходную, самую полную сатиру. На плац-параде стоит сынок умершего скупца, которого изображение также на видном месте поставлено. Этот скряга одною рукой весит червонцы, другою нежно осязает милый металл, и таким образом, засыпает сном смерти. Дорогое дитя его, услышав о кончине родителя, бросает университет, и спешит вступить в употребление в пользу его накопленного богатства. Какие пошли во всем доме преобразования и движения! Видите ли эту старуху, достойную домоправительницу покойного? С какою досадою приносит она связку дров, чтоб развести огонь, в камине которого прежде никогда не топили? Видите ли нотариуса с пером в зубах, который смотрит, не смотрит ли кто на него, и между тем одною рукою думает утащить сколько нибудь червонцев, которые призван считать по записям? Видите ли мешочек Иуды под мышкою у Него? Уже разинул пасть, чтобы добычу поглотить во мгновение ока. Между тем, открыт для смотра сундук с закладными вещами, но тощий кот, стоящий над ним, как бы жалуется всему свету, что он давно не ел, и что в этом большом сундуке нечем ему поживиться. В углу видите вы всякий скарб, в котором все казалось нужным для дому, и тщательно сберегалось на случаи непредвидимые: туфли изношенные, заступ изломанный, костыли в отставке и пр. и пр. Далее, в тени представляется нечто похожее, если не ошибаюсь, на висящие окорока, покрытые плесенью, но что там сверху сыплется, как бы, прямо на голову покойного скряги? Опять червонцы? Мастеровой человек по приказанию молодого господина, обивающий, не знаю какою материей, стены в покое, неосторожно ударил по карнизу молотком своим.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010