449 См. в Памятнике под этими числами 112 и 115). Швецов говорит, что еще ранее, 9 мая, Антоний „рукоположен был во иподиакона“. Это не верно; напротив, по свидетельству о. Онуфрия „на Покров поставили Антония в чтецы и поддиаконы и в диаконы, на одной обедне“ («Братское Слово» 1883 г., стр. 154) 450 Здесь пропущены находящаяся в Уставе Славской архиепископии слова: „и о поставлении давать только сведение Белокриницкой митрополии“. 451 Текст этого Устава заимствуем из Сборника Ивана Захарова. При Антонии Захаров состоял некоторое время письмоводителем Духовного Совета, и будучи заинтересован начавшимися у поповцев любопытными церковно-иерархическими“ делами, задался мыслию собрать воедино все доступные ему документы и письма, касающиеся этих дел, сопровождая их по местам собственными примечаниями и объяснениями. Таким образом составился сборник под названием: „Церковно-иерархические дела старообрядческих архиереев древлероссийского православного исповедания. Собраны письмоводителем Духовного Совета Иваном Захаровым“. Мы имеем список этого любопытного и важного для истории австрийской иерархии сборника. Сборник начинается именно „Уставом на Владимирскую архиепископию“. 452 Под этим именно числом в Памятнике записано: „Антоний бывшей священноинок, сего числа г. митр. Кирилою произведен во священностарейшинство духовником А(нуфрий) е(пископ)“ 121). 453 Под Уставом имеется подпись: „Издан сей устав в Белокриницкой митрополии февраля 4 дня 1853 года“. Затем следуют подписи: Кирилла, „Антония архиепископа Владимирского“ и Онуфрия. 454 Сборник Ивана Захарова. Под грамотой значится: „Дана сия грамота в Белой Кринице февраля 4, 7361 (1853) года“. 455 Под этим числом в Памятнике Павел сделал об отъезде Антония в Россию следующую любопытную отметку: „отправлен к больным, в карантине седящим“. 456 Подлинное „Дело“ Спиридония, под названием: „Соборное суждение и извержение епископа Спиридония“, находится в Белокриницком архиве. В нем содержатся: а) собственноручно писанное Павлом „Соборное решение доныне подсудимому епископу Спиридонию, учиненное на третьем соборном заседании в Белокриницкой митрополии августа в 7 день 7361 (1853) года“; б) подлинное прошение Спиридония на имя Кирилла от 20 декабря того же года; в) писанное рукою Конона „Дополнение к извержению Спиридония, учиненное 4 генваря 1854 года“. Этими документами мы и пользуемся в настоящем изложении.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

444 Деяния вселенских соборов I, стр. 813–818; 2-е изд., стр. 323–325. Перевод (весьма неточный) пересмотрен и исправление по тексту в собрании писем блаж. Феодорита. Другая версия в Synodicone сар. XXXII, col. 629–631. Письмо везде сохранилось только в латинском перевод. 447 Подчеркнутые слова дошли только в издании Манси, а в Synodicon’e так: «по суду вашего благочестия». 450 В Synodicon, col. 630, сказано определение: sedium principatus (главенство престолов, или главнейших престолов). 452 Тоже выражается и в Synodicon " е, col. 631, где находим:... qui certe de ipsis quoque civitatibus, quarum nobis cura commissa est, et ab ipsa, si oportuerit, vita facilius absedemus quam relinquamus devotionem pro flde bellandi. 453 Neque nostra magnum aliquid erunt, a в Synoducon " e немного определение: пес aliquid apud eos magnum fides nostra putabitur («и наша вера не будет считаться у тех сколько-нибудь великою», – «не будет цениться»). 454 Regni commoda, а в Synodicon " е: suavia, quae ad imperium pertinent, т.е. «преимущества соучастия в верховной (государственной) власти». 455 Synodicon. col. 631, дает несущественный вариант последнего предложения: «которые, как обнаруживается, намереваются сражаться и против твоего благочестия». 456 Деяния вселенских соборов I, стр. 818–822; 2-е изд., стр. 325–327. Перевод пересмотрен и исправлен по тексту в собрании писем блаж. Феодорита. Другая версия в Synodicon " е, сар. XXXIV, col 632–645. Письмо везде сохранилось только в латинском переводе. 457 Comes omnium largitionum (позднейший λογοθτης το γενικο, логофет общих дел), комит государственных финансов, в роде министра финансов. 458 Т. е. вышеупомянутый Иоанн, как прямее это сказано в Synodicon " е, col. 633: praefatus magnifiicentissimus magister. 463 Деяния вселенских соборов I, стр. 823–825: в 2-е изд., стр. 327– 328. Перевод пересмотрен и исправлен по тексту в собрании писем блаж. Феодорита. Другая версия в Synodicon " е, сар. XXXV, col. 635– 637. Письмо везде сохранилось только в латинском переводе.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

А из нас некоторые, определенные (посвященные) еще благочестивейшим Ювеналием, епископом Иерусалимским, молчали, хотя следовало бороться за каноны, чтобы нам не показаться заботящимися о своей славе. И ныне их такие старания и обманы не безызвестны нам во второй Финикии 451 и в Аравии. По истине, об них нет нужды заботиться нам, которые лучше предпочли бы лишиться тех самых городов, в коих вверено нам служение, и даже жизни нашей, чем лишиться этой ревности по вере 452 . Но против их происков мы поставляем суд Божий и вашего благочестия. Теперь же просим только о том, чтобы сохранено было одно исконное благочестие, чтобы свет православной веры, который, наконец, едва только воссиял при святом Константине, утвержден блаженнейшими дедом и отцом вашего благочестия, а твоим величеством распространен даже между другими, варварскими народами и в народе Персидском, не помрачился ныне внутри самого царского дворца и не померк пред вашею светлостью. Не два разные учения христианства ты, царь, вводишь в Персии; и наши дела не могут быть чем-нибудь великим 453 , когда мы будем усиливать раздор и когда не будет у них никого, кто бы рассудил; никто не будет следовать двоякому учению и таинству; никто, конечно, не может справедливо отступить от стольких отцов и непорочных святых. Равным образом не должно и предоставлять выгоды царства 454 тем, которые разногласят между собою, чтобы не явилось от этого какое-нибудь дерзновение у врагов благочестия. И кто может исчислить бесчисленные вредные последствия их раздора? Если же кто разумение небесных предметов считает маловажным, тому, ведь, нужно бы быть лучшим того, кому Господь дал всю власть мира. Мы же просим о том, чтобы получить суд от твоего благочестия. Да направит Бог ум твой к уразумению того, что исследуется. Наконец, если ныне что-нибудь препятствует тебе (ибо нам не могут быть известны все дела твоего благочестия), то просим твою светлость о том, чтобы нам можно было возвратиться домой (в свои епархии) благополучно и безопасно. Ибо мы видим, что города, порученные нам, немало терпят от такого промедления (нашего), по вине тех, которые и в делах благочестия, по-видимому, хотят только спорить без всякой пользы 455 . Письмо 167. Второе прошение тех же, посланное из Халкидона Августу Феодосию (II-мy) 456 .

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Сен. реш. I, N 533). Ответственность поверенного. Отвечает ли поверенный перед своим доверителем за те действия, которые хотя и совершены в пределах доверенности, но причинили, по упущению поверенного, вред доверителю? Желают доказать, что не отвечает; ссылаясь на 574 ст., утверждают, что право на взыскание убытков дается потерпевшему в таком лишь случае, когда они нанесены действием самоуправным, а как действия поверенного в пределах доверенности не суть самоуправны, то нет и иска об убытках. Это рассуждение неверно, ибо вопрос решается не понятием о самоуправстве. Во всяком договорном отношении одна сторона ответствует перед другой за действия, соединенные с упущением или нарушением, от коих последовал другой стороне убыток. Поверенный обязывается действовать в интересах доверителя, блюсти за ними и ограждать их. Если при сем он совершил ко вреду доверителя упущение и не был к тому принужден обстоятельствами независящими (684 ст.), то обязан отвечать за вред и убыток своему доверителю в силу общего правила 644 и 684 ст. В таком смысле состоялось Касс. реш. 1871 г., N 1125. Тут же изъяснено, что 2326 ст. имеет в виду лишь отношение поверенного к третьим лицам, а не к доверителю. Поверенный, принимая на себя заведывание делами доверителя, обязан возвратить полученные от доверителя или за его счет деньги, не употребленные им в интересах доверителя, и представить по требованию доверителя отчет в денежных суммах (Касс. реш. 1884 г., N 71; ср. там же, N 92). Право требовать отчета может составлять предмет гражданского иска и решения (Касс. реш. 1874 г., N 900). Поверенный, представляя лицо доверителя, тем самым обязывается делать для него, и получаемое за него имущество передавать ему с отчетом; следовательно, удерживая это имущество, оказывается незаконным владельцем оного и может быть принужден к возвращению или возмещению, хотя бы в акте доверенности о том не упоминалось (Касс. реш. 1876 г., N 456). Иск об убытках предъявлен на поверенного за то, что он непредставлением ко взысканию порученного ему заемного письма довел до пропуска по оному давности.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

—455— материалы как в грамматическом, так и в словарном отношениях; в нем собрано и подготовлено много соображений и указаний, драгоценных для филолога. Так, в выписках приведены особенности грамматических форм древнего церковно-славянского языка и древнего правописания по наречиям; объяснены невразумительные слова через сличение с позднейшими, принятыми в их замену, или через сопоставление славянского текста с греческим, отмечено много слов древних, неизвестных дотоле, или имеющих новые значения, не указанные в словарях. В подтверждение последнего можно указать на сотни слов, которые внес Миклошич из «Описания» Горского и Невоструева во второе издание своего словаря (Lexicon palaeo-slovenico-graeco-latinum emendatum auctum. Vindobonae, 18621865) и которые не находились ни в первом его издании, ни в словаре церковно-славянского языка Востокова. Такое обогащение словаря церковно-славянского языка составляет в деле славянской филологии неоспоримую заслугу составителей описания рукописей московской синодальной библиотеки... В 1867 г. этот труд А.В. Горского и К.И. Невоструева удостоен был от Императорской Академии Наук первой по времени ломоносовской премии, как труд особенно важный и в отношении к знаменитому книгохранилищу, заключающему в себе произведения древнего и старинного письма, необходимые для всякого изучающего язык и литературу русского и всего славянского православия, и по своему научному значению не только в русской и славянской литературе, но и вообще в научной литературе европейской 2203 . Сказанного достаточно, чтобы видеть, на сколько ценный вклад внесен А.В. Горским в область славяно-русской историко-филологической науки и духовной литературы. Да послужит моя краткая речь благодарною данью незабвенной памяти прот. А.В. Горского. Г. Воскресенский 17 октября 1900 г. Соколов В.А. Из воспоминаний об А.В. Горском//Богословский вестник 1900. Т. 3. 11. С. 456466 (2-я пагин.). —456— Прошло уже двадцать пять лет с той поры, как Московская Академия с единодушной, искренней и глубокой горестью опустила в могилу того, в ком видела свое наилучшее, и драгоценнейшее украшение. Конечно, в жизни учреждения четверть века срок не большой, но не таков он для отдельных лиц. Оглядываясь теперь кругом в среде своих сослуживцев, я с трудом могу насчитать лишь какой-либо десяток таких, которые могли бы в большей или меньшей степени назваться питомцами А.В. Горского, – для которых с этим именем соединяется живой образ знакомой им и дорогой для них личности. Эти уцелевшие доселе, младшие современники незабвенного А.В. сами теперь уже перешагнули далеко за половину жизни своей и переживают такой возраст, когда человеку в особенности свойственно оглядываться назад и жить воспоминаниями о своем прошедшем. Позвольте же и мне, как одному из них, хотя немножко перенестись мыслью туда, назад за четверть века.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

(7) Тут же отправлены понтифики, которые хлопочут около той, которую придется закопать, придется убить. Она, простирая руки то к Весте, то к другим богам, все время восклицала: «Цезарь считает прелюбодейкой меня! я совершала жертвоприношения, и он победил и справил триумф» 454 . (8) Говорила она это из угодничества или насмехаясь, из уверенности в себе или из презрения к принцепсу, неизвестно, но говорила, пока ее не повезли на казнь, не знаю, невинную ли, но как невинную несомненно 455 . (9) Даже когда ее спускали в подземелье и у нее зацепилась стола 456 , она обернулась и подобрала ее, а когда палач протянул ей руку, она брезгливо отпрянула, отвергнув этим последним целомудренным жестом грязное прикосновение к своему словно совершенно чистому и нетронутому телу. Стыдливость блюла она до конца, λοιπων πρνοιαν σχεν ευσχμων πεσεν. [о том заботясь, чтоб упасть прилично (Еврипид, «Гекуба», 569).] (10) А кроме того, Целер, римский всадник, которого обвиняли в связи с Корнелией, упорно кричал, когда его секли розгами в комиции: «что я сделал? я ничего не сделал! 457 » (11) Домициан, опозоренный и жестокостью и несправедливостью, неистовствовал. Он схватил Лициниана под предлогом, что он прятал у себя в имении отпущенницу Корнелии. Люди, к нему благожелательные, предупредили его: если он не хочет розог и комиция, пусть прибегнет к сознанию, словно к милости: он так и сделал. (12) Об отсутствующем Геренний Сенецион сказал нечто вроде κειται Πτροκλος, [пал наш Патрокл (Илиада, XVIII, 20).] а именно: «из адвоката я превратился в вестника: Лициниан отступился» 458 . (13) Домициану это было настолько приятно, что уличаемый своей радостью, он воскликнул: «Лициниан нас оправдал» – и даже добавил, что не надо насиловать его совесть. Он разрешил ему ухватить, что сможет, из своих вещей до распродажи с аукциона; ссылку, словно в награду, определил сносную 459 . (14) Оттуда он перебрался с разрешения умилосердившегося над ним Нервы, туда, где ныне учительствует и мстит судьбе в своих предисловиях.

http://azbyka.ru/otechnik/6/pisma-plinij...

Материалы для истории раскола… Т. VII. С. 213. ЛЗАК. Т. 24. С. 157—162. Материалы для истории раскола… Т. VII. С. 262—266. Там же. С. 6. Там же. С. 8. Житие боярыни Морозовой, княгини Урусовой и Марьи Даниловой//Материалы для истории раскола… Т. VIII. С. 160; Смирнов П. С. Внутренние вопросы в расколе… С. XXIV-XXV. Pascal P. Op. cit. P. 456. Евфросин. Указ. соч. С. 11—22. Об отношении к старой вере царицы Марьи Ильиничны видно из ее постоянных заступничеств за Аввакума (см.: Аввакум. Сочинения… С. 58); не менее хорошие отношения, видимо, были у нее и с отцом Иваном Нероновым, который неоднократно писал ей из ссылки (см.: Материалы для истории раскола… Т. I. С. 80—83). Царевна Ирина Михайловна послала ризы Аввакуму еще во время его пребывания в Тобольске (Аввакум. Сочинения… С. 234), а Аввакум писал ей даже будучи в ссылке в Пустозерске (Житие протопопа Аввакума… С. 202—205).       30. Казни и тюрьмы: 1670—1676   Зима 1669—1670 годов была очень неспокойной. На Дону волновались голутвенные казаки, которые готовились к большой войне против московского правительства. Дела в Малороссии принимали все более сложный характер, и на ее границах под главенством Дорошенко сосредоточивались большие силы крымских татар и запорожских казаков, занявших недружелюбную России позицию. Надежды на избрание Алексея Михайловича или одного из его сыновей в короли Речи Посполитой исчезали. Переговоры с Польшей и Швецией о вечном мире, который уже давно должен был быть заключен, бесконечно затягивались. Немудрено, что подобные условия — грозящей анархии на юге и военной опасности на других рубежах страны — подсказали московскому правительству мысль о необходимости навести порядок внутри самой столицы и показать свою решимость в отношении все еще не смирявшихся церковных мятежников. Письма, челобитные и трактаты, которые посылали из Пустозерска тамошние узники, затягивавшаяся блокада Соловецкой обители и наконец страстная пропаганда Авраамия, проповедовавшего, что все власти попали под влияние Антихриста, показывали, что, несмотря на все решения собора, активность церковной оппозиции делается все более и более опасной для духовного единства и спокойствия страны.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=980...

5 октября 1889 же года — Л. Б. Бертенсону: «Попы толстопузые» поусердствовали, и весь VI том мой измазали. Исчеркали даже роман «Захудалый род», печатавшийся у Каткова… Вот каково «муженеистовство»! Это то, что Мицкевич удачно назвал «kaskady tyranstwa»… Какие от этого облатки и пилюли принимать надо? Что за подлое самочинство и самовластие со стороны всякого прохвоста» («Русская мысль», 1915, стр. 90). В Конст воен уч офицер донес на юнкера, что тот «имел книгу: «Мелочи архиерейской жизни». Юнкера посадили под арест», — сообщает Лесков в письме Л. Н. Толстому 12 января 1891 года («Письма Толстого и к Толстому. Юбилейный сборник», М.—Л., Госиздат, 1928, стр. 89). «Мелочи архиерейской жизни» были признаны неблагонадежным сочинением и до 1905 года числились в списке книг запрещенных к обращению в публичных библиотеках и общественных читальнях. В посмертных собраниях сочинений 1897 и 1902–1903 годов «Мелочи архиерейской жизни» печатались со значительными сокращениями и искажениями текста. В советское время главы 1–4 (по тексту издания 1880 г.) перепечатывались в Избранных сочинениях под ред. Б. М. Другова (М.—Л., «Academia», 1937, стр. 237–264) и в «Избранных произведениях…» (т. II, Петрозаводск, Гос. изд. Карело-Финской ССР, 1952, стр. 328–359). В настоящем издании, после 1880 года, то есть через 77 лет, впервые полностью перепечатывается текст одного из замечательных произведений Лескова. Архиерейские объезды Печатается по назв. на стр. 662 изданию, стр. 411–432. Впервые — под заглавием «Архиерейские встречи» в газете «Новости», 1879, 9 июня, 145, 16 июня, 23 июня, и 5 июля, Перепечатано в издании: «Мелочи архиерейской жизни», СПб., изд. 2-е, вновь автором пересмотренное, исправленное и значительно дополненное с тремя приложениями, изд. И. Л. Тузова, 1880, стр. 189–212. Епархиальный суд Печатается по назв. на стр. 662 изданию, стр. 433–456. Впервые под заглавием «Духовный суд» — в газете «Новости», 1880, 12 июня, 13 июня, и 18 июня, Перепечатано в издании: «Мелочи архиерейской жизни», СПб., изд. 2, вновь автором пересмотренное, исправленное и значительно дополненное, с тремя приложениями, изд. И. Л. Тузова, 1880, стр. 213–236. Русское тайнобрачие

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Юлий Африкан не соглашался с рационалистическим объяснением, которое предлагал Талл: тьма, окутавшая землю во время распятия, не могла наступить в результате затмения, потому что иудейская Пасха празднуется во время полнолуния, когда затмение невозможно 453 . Но Уэллс задает вполне уместный вопрос в связи с этим свидетельством. Африкан подразумевает лишь то, что Талл связывал тьму с распятием Иисуса; но мы не знаем, упоминался ли Иисус вообще в первоначальной истории Талла 454 . Если это краткое упоминание у Талла относится к распятию Иисуса, то подтверждение получают следующие факты: 1) христианское Евангелие, или, по крайней мере, история распятия, были известны в Средиземноморском регионе к середине первого века н. э. Это наводит на мысль о присутствии в Риме христианского учения, упоминаемого Тацитом и Светонием. 2) Землю во многих частях покрыла тьма, которая связывалась с распятием Иисуса. 3) Неверующие приводили рационалистические объяснения некоторых христианских учений или рассказов о сверхъестественных событиях уже вскоре после того, как о них начали проповедовать. К этому вопросу мы еще вернемся. Государственные деятели Плиний Младший Плиний Младший – римский автор и политический деятель, служивший наместником в провинции Вифиния (Малая Азия), был племянником и приемным сыном Плиния Старшего, занимавшегося естественной историей. Плиний Младший известен прежде всего благодаря своим письмам, и Брюс называет его «одним из величайших в мире авторов, чьи письма… заняли место среди классики литературы» 455 . До наших дней дошло десять книг переписки Плиния. В десятой книге, написанной около 112 г. н.э., содержатся упоминания о христианстве в провинции Вифиния и приводятся некоторые сведения об Иисусе 456 . Плиний обнаружил, что христианское влияние было настолько сильно, что языческие храмы почти опустели, языческие праздники стали привлекать намного меньше народа, а спрос на жертвенных животных упал. Христиане не шли на уступки, а император запрещал политические союзы, поэтому Плиний предпринял действия против христиан. Но так как он не был уверен в том, что делать с верующими, – следует ли относиться к ним всем одинаково и как поступать с раскаявшимися,– он писал императору Траяну, поясняя свои методы.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/drevnie...

Господь да простит тебя в сем проступке, вперед будь поосмотрительнее и откровеннее, не следуй своей воле. Письмо 456 Достопочтеннейшие о Господе Т. У-на и Ф. Х-на! На многие ваши разные письма едва успеваем одним письмом вместе отвечать. О лишении вами и прочими сестрами духовной вашей матери и наставницы сердечно соболезнуем, но на это была воля Божия призвать ее к покою от здешней многоболезненной жизни; вам же и прочим, может быть, в наказание за бесплодие и неумение пользоваться ее наставлениями; однако ж Он силен утешить вас и послать вам помощь, аще будете того достойны. Вы пишете о матери В., что желаете к ней относиться, но не знаете, как к сему приступить. Мы вам советуем не вдруг просить ее принять вас в покровительство и окормление, как была мать Ю.; ибо она верно не согласится на сие; но вы имеете мысль сию, — что так относитесь, и с верою вопрошайте ее, как мать, и будто простого просите совета, — как, помнишь ты, поступила Ф. Х-на? Когда так будете поступать, то силен Господь расположить сердце ее к вам и даровать ей слово на пользу вашу, чем избежите самочинной жизни и прелести вражьей; по времени же, при личном свидании, и мы с нею поговорим о сем. Описанные вами неудобства к сожитию с Г. Д-ною хотя мы и находим уважительными, но сказать решительно " разойдитесь " не можем. Надобно найти к сему благословную видимую причину, и чтобы не подать другим соблазна вашим немирствием; а хотя и разойтись, но быть мирными; о сем можете вы посоветоваться с матерью В., и потом вообще, полюбовно, без вражды, с благословения матушки игумении, расстаться. Иеросх. Л. и И. М. 12 октября 1840 года. Письмо 457 Достопочтеннейшая о Господе Т. У-на! Прискорбно нам слышать о вас скорбящих за неимение своей келлии и настоящего мирного пристанища, ибо мы приемлем в вас участие; но что ж нам делать, и чем помочь? Игумению мы просили неоднократно о вас, чтобы доставить вам случай купить келлию, хоть бы уже какую-нибудь, о просторе нечего хлопотать. Она пишет, что сама измучилась на вас глядя, но не может, по многолюдству сестер; надобно взять терпение; может быть, и пошлет Господь доброе пристанище, а еще более сожалеем о вашем устроении, что вы ропщете на игумению, что она вас не устраивает, потому что у нее есть нужнейшие вас: — аще не покаетесь, то за сие одно примете наказание от Бога; все грехи человеческие терпит Бог, а ропота не оставляет без наказания.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010