Собор также известен своими " Златыми вратами " , датируемыми 1230-1233 г.г. Створки ворот разделены на квадраты, в каждом из которых представлена своя сюжетная картинка. Все изображения выполнены в своеобразной и эффектной технике золотого письма по черненой меди. Врата установлены в западном и южном порталах собора. Напротив южного фасада собора в 1635 г. была построена колокольня, завершённая высоким восьмигранным шатром. В конце XVII в. на ней установили куранты, в которых часы обозначаются буквами. Архиерейские палаты - архитектурный комплекс, сформировавшийся на протяжении XV-XVIII в.в. как жилой дом для суздальских церковных владык. В конце XVII в. при митрополите Илларионе все эти строения, прежде стоявшие порознь, были объединены в единый комплекс при помощи переходов, галерей и потайных лестниц. Тогда же была построена огромная бесстолпная Крестовая палата для торжественных приемов, площадью в 338 кв. м, с девятиметровыми потолками. В настоящее время в палатах расположен музей и ресторан. В западной части Кремля находится деревянная Никольская церковь, построенная в 1766 г. и перевезённая из села Глотова Юрьев-Польского района в 1960 г., на место утраченной церкви Всех святых XVII в. Суздальский кремль – это не только памятник архитектуры, но и музей с многочисленными экспозициями, посвященными истории Суздальской земли, известным людям, с ней связанным, сокровищам из монастырей и церквей, древнерусской живописи и прикладному искусству. Соборная колокольня Суздальского кремля На сегодняшний день известно, что суздальские мастера-зодчие XVII века славились величественной монументальностью своих построек и сооружений. Одним из характерных примеров может служить соборная колокольня, расположенная при Богородице-Рождественском соборе, а именно с его южной стороны. Колокольня выстроена в форме высокого восьмигранника и завершается при помощи гигантского шатра. В свое время она считалась одной из самых высоких архитектурных построек города, которая венчала остальные строения города-кремля.

http://sobory.ru/article/?object=16658

1245 г. являлись имп. Латинской империи Балдуин II (1240-1273) и латинский патриарх Антиохии Альберт Редзато (1226-1245). Однако под влиянием группы непримиримых противников Фридриха II в Римской курии во главе с кард. Раньеро Капоччи папа поддержал захват гвельфами имперского г. Витербо (сент. 1243), что привело к прекращению переговоров. 27 дек. 1244 г. в кафедральном соборе св. Иоанна Крестителя в Лионе папа Иннокентий IV объявил о созыве вселенского Собора; датой начала Собора было определено 24 июня 1245 г. В проповеди, произнесенной после мессы, понтифик уделил особое внимание возможному примирению императора с Церковью, публично пригласив Фридриха II на Собор для ответа перед обвинителями. Пригласительные письма др. участникам Л. С. были разосланы в янв.-февр. 1245 г. В них были указаны место и время проведения Собора, его основные задачи: оказать помощь лат. государствам крестоносцев на Св. земле, а также Латинской империи; организовать защиту христианского мира от монголо-татар (в 1241-1242 они дошли до Далмации, существенно потеснили христ. и мусульм. государства на Ближ. Востоке); разрешить конфликт с имп. Фридрихом II - «дело, существующее между Церковью и государем» (pro negotio quod inter Ecclesiam et principem vertitur - MGH. Epistolae saeculi XIII e regestis pontificum Romanorum. B., 1887. T. 2. N 78. P. 57). В апр. 1245 г. в Лион прибыли Зигфрид III фон Эппштайн, архиеп. Майнцский (1230-1249), и Конрад фон Хофштаден, архиеп. Кёльнский (1238-1261), выступившие с призывом осудить Фридриха II и провести выборы нового короля Германии. По-видимому, папа, стремясь превратить Собор в суд над императором, заручился поддержкой прелатов, пообещав им определенные политические уступки. В Великий четверг (28 апр. 1245) Иннокентий IV подтвердил приговор 1239 г. об отлучении императора от Церкви, поскольку Фридрих II не предоставил гарантий выполнения им папских требований. Несмотря на то что конфликт с императором был основным вопросом на Л. С., представляется маловероятным, что папа Иннокентий IV рассматривал вселенский Собор лишь как средство в борьбе с Фридрихом II.

http://pravenc.ru/text/2110518.html

Читаемый в сказании о преподобном Герасиме рассказ, что он имел ссору с «мещанином» Пятышевым, не хотевшим дать ему земли под строение монастырское, указывает на позднейшее время. 10. Ростов – Суздаль. а) Область Суздальская со столицей Владимиром Кляземским. Во Владимире: 1 . Георгиевский, находившийся при церкви св. Георгия, построенной Юрием Долгоруким, о которой мы сказали в списке каменных церквей; по всей вероятности, не построенный самим Долгоруким вместе с церковью, а явившийся при ней уже после него, и может быть – что не в период ещё до-монгольский, а уже в позднее (в настоящее время снова не существует, упразднённый когда-то давно,– История Иерархии VI, 958). Все остальные известные монастыри Владимира, существовавшее в нём и близь него в период до-монгольский, указаны нами в списке каменных церквей. Они суть: 2 . Вознесенский перед Золотыми воротами города (в настоящее время не существующий), 3 . Рождество-Богородицкий, в Боголюбовом, 4 . Неизвестного по имени (Покровский), женский, близь Боголюбова (не положительно известный, а только вероятный, в настоящее время не существующий),– все три построенные Андреем Боголюбским. 5 . Рождественский (Рождество-Богородицкий), близь княжого двора, 6 . Успенский, женский (Княгинин),– оба построенные братом и преемником Боголюбского Всеволодом Юрьевичем. В Суздале: 7 . Димитриевский. Монастырь этот образовался из находившегося в Суздале подворья Киевского Печерского монастыря. Как таковое, с церковью св. Димитрия, он упоминается под 1096г. Когда стал настоящим и самостоятельным монастырём, неизвестно, но ещё в период до-монгольский. (Лаврентьевская летопись под 1216, 1229, 1230 и 1237 годами). [В Суздале упоминается Васильевский мужской монастырь под 1252г., Востоков, Описание Румянцевского музея стр. 99 col. 1, Срезневского Памятники русского письма и языка стр. 60 col. 1 sub. fin.] В Переяславле. 8 . Никитский. находящийся за городом, на поле, вёрстах в 3 от города с северной или Ярославской стороны. Монастырь этот становится известным по житию преподобного Никиты, столпника Переяславского.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

232 В имеющейся в монастыре летописи, эта молитва начинается так: «Господи призри иноки». Значит, с началом Спасского храма, началась и Спасская обитель. См. описан. г. Старой Руссы в примеч. на стр. 41. 237 Новг. III лет. стр. 218. Св. Мартирий архиепископ изображен на столбе в алтаре собора. Опис. Новг. Соф. соб. стр. 94. Спб. 1858 г. см. примеч. 52. 238 Жития святых Рос. ц. Муравьева за месяц февраль стр. 87–95; Русские святые архиеп. Филарета за м. февраль стр. 47–50; Истор. словарь о свят. православн. Русск. ц. стр. 35–36; Энциклоп. слов. Крайя т. 1, стр. 355 и 356; эпциклоп. лекс. т. 2. стр. 384; Рукоп. о святителях Новг. в моей библиотеке. Автор. 245 Новг. I лет. стр. 31. Здесь сказано: «тогда же бяше пришел, прежде изгнания Митрофана архиепископа, Добрыня Андрейкович из Царяграда, и привезе с собою гроб Господень, а сам пострижеся на Хутыне у Святого Спаса. И волею Божиею возлюби его князь Мстислав и вси Новгородци, и послаша и в Русь ставитися». В Соф. соборе поныне хранится мера гроба Господня, Описание Новг. Соф. собора стр. 115. 246 Отрывки описания у Сахарова в исслед. о русск. Иконоп. кн. 2, стр. 10. К сожалению, это путешествие под названием: «книга паломник, сказание мест святых в Царьграде», заключающее в себе такие любопытные сведения, доселе не издано вполне. Срезнев. Древн. Памятн. рус. письма и языка, стр. 171. 258 Новг. I лет. стр. 39; Новг. III лет. стр. 219. Здесь сказано, что чернец Арсений правил паствою два года. 262 Летописец жестокий поступок с Арсением объясняет диавольским наваждением. «Тогда, говорит он, окаянный диавол, исперва не хотяй добра роду человеку и завидев ему, зане прогоняшет его нощным стоянием, пением и молитвами, и воздвиже на Арсения, мужа кротка и смирена, крамолу велику, простую чад». Новг. I лет. стр. 44. 264 Энцикл. лекс. т. 3, стр. 192; сн. энцикл. слов. т. 1, стр. 445. В этот последнем упоминается об игуменстве Арсения. Новг. I лет. стр. 47. 266 Новг. III лет. стр. 219; Новг. 1 лет. стр. 40. Здесь летописец, описывая народное бедствие, говорит, что все беды Господь навел за беззакония. Церковь 12 апостолов доныне существует, она находится в саду Новгородского митрополичьего подворья. Постройка ее древняя.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

Закрыть itemscope itemtype="" > Чёрт голову о нас сломит Мария Мономенова о презентации новой книги Павла Дорохина «Сталин и Церковь глазами современников: патриархов, святых, священников» 21.03.2017 1230 Время на чтение 6 минут «Я знаю, что после моей смерти на мою могилу нанесут кучу мусора, но ветер истории безжалостно развеет ее!» (Сталин, 1943 ) 5 марта, в день, когда совпали церковный праздник Торжества православия и годовщина смерти Сталина, состоялась презентация книги Павла Дорохина «Сталин и Церковь глазами современников: патриархов, святых, священников». Мероприятие состоялось в одном из самых шикарных конференц-залов Москвы , расположенном в гостинице «Националь». Организаторы и гости пришли на мероприятие прямо с церемонии возложения цветов к могиле советского вождя у кремлевской стены, а приглашённые священники, отслужили в этот день заупокойные литии. «Отсюда видно место, где мы помянули руководителя советского государства», – так начал свое выступление Павел Дорохин, указав на панорамное окно, из которого открывался прекрасный вид на Кремль. Впервые увидевшая свет в 2011 году и выдерживающая уже третье издание, эта книга по-своему уникальна. В ней собраны документальные свидетельства того, как складывались взаимоотношения В.И. Сталина и Русской Православной Церкви. Вниманию читателя представлены воспоминания, письма, выступления советских руководителей, иерархов РПЦ, правительственные распоряжения и иные официальные бумаги, интервью с историками. Многие документы опубликованы впервые. Автор-составитель Павел Дорохин исследует духовную эволюцию Сталина, который прошёл путь от учащегося семинарии до участника революционного движения и далее до главы СССР и одного из самых заметных государственных деятелей как минимум XX века. На презентации книгу представляли: её автор Павел Дорохин, сопредседатель правления Союза писателей России Лариса Баранова-Гонченко, издатель Людмила Бурякова, глава организации «Родительский отпор» Николай Мишустин , председатель правления Россоюзхолодпрома Юрий Дубровин, генеральный директор журнала «Мужская работа» Николай Кузнецов.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/03/21/ch...

Антония из Хутыня, был он игуменом в Хутыне, потом удалился за 25 вёрст от Новгорода и на берегу речки Робейки основал пустыню с храмом Св. Троицы. Так как по летописи в 1230 году видим Хутынским игуменом Арсения 296 , то конечно незадолго перед тем было удаление пр. Ксенофонта из Хутыня и основание пустыни на Робейке. Отселе вполне вероятно и то, что преподобный почил в своей обители не позже 1245 г.; днём кончины его было 12 ч. июня. Мощи его почивают под спудом в часовне упразднённой пустыни его. Тропарь и кондак в честь его написаны ещё в древнее время 297 . Память св. мучеников Плутарха, Леонида, Диоскора, девицы Потамиены, Маркеллы, Раисы и др. Память св. мучеников Плутарха, Леонида, Диоскора, девицы Потамиены, Маркеллы, Раисы и многих других, пострадавших в Александрии, в гонение Септимия Севера, в 202 году. Плутарх и Раиса были сожжены, а Патамиена брошена в котёл с кипящей смолой, как и мать её, Маркелла. Празднование Образа Пресв. Богородицы Троеручицы Сия св. икона есть памятник исцеления отсечённой руки Иоанна Дамаскина , в царствование Льва Исаврянина иконоборца, в VΙΙΙ веке. Св. Иоанн, сильно защищавший письменно и устно почитание св. икон, за эту ревность оклеветан был Львом Исавром перед Дамасским князем, при котором св. Иоанн занимал важную гражданскую должность, будто бы он писал ко Льву письма, враждебные против Дамаска и князя. Князь, не разобравши дела, приказал отсечь у оклеветанного руку, писавшую к императору письмо, и повесить всенародно, на страх другим. Вечером в тот день узнал блаженный, что гнев князя утих, послал к нему моление через друзей своих, говоря: «умножается болезнь моя и несказанно меня мучит; и не могу иметь отрады, доколе рука моя, на позор повешенная, не будет мне отдана». Князь склонился на моление страдальца и повелел отдать ему отсечённый член. Получив его, Иоанн затворился в свою молитвенную клеть и падши перед св. иконой Богоматери с Богомладенцем, приложил отсечённую мёртвую свою руку к составу и из глубины сердца со слезами и рыданиями молился перед иконой Богоматери об исцелении руки своей на пользу верных.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Кирилл II, митрополит Киевский (XII в. – 1233) Слова и речи Кирилл II, митрополит Киевский Биография Кирилл II (I) 1) – первый русский митрополит, прозванный «философом». Патриарх Герман II поставил его митрополитом всея Руси в 1224 году, и в конце того же года в сопровождении русского посольства выходец из греков, прибывший из Никеи, где видимо родился, «приведен бысть» в Киев для торжества вхождения на кафедру в Софийском соборе на Богоявление, что случилось на (6 января) 1225 года. Пустовавшая Киевская кафедра более четырёх тому лет, указывает на трудности, которые, возможно, возникли в вопросе каноничности назначения на Русскую митрополию мудрого грека Кирилла. По летописному отзыву, он был «учителен зело и хитр ученью божественных книг». В пору не дававшего постязыческой Руси покоя мысли о церковном благоустройстве, митрополит Кирилл стал соавтором епископского «Правила», обрушенного на разгульные игрища славян, пускавшихся в языческие игрища и кулачные бои. В воспоследовавшем авторском труде «поучение к попам» духовный моралист призывал к высоте особого бдения церковного духа. Митрополит Кирилл пользовался уважением русских князей и несколько раз умирял их ссоры между собой, не допуская разгореться настоящей борьбе. Взаимопонимание Кирилла с русским монашеством проявилось, между прочим, в его участии в ежегодных торжествах, посвященных празднованию памяти св. Феодосия в Киево-Печерском монастыре (о чем мы узнаем совершенно случайно, благодаря тому, что в тот же день, 3 мая 1230 г., случилось землетрясение). Заботы Кирилла были направлены на усиление самостоятельности русской церкви по отношению к княжеской власти, а также на ее внутреннюю консолидацию. В источниках лишь вскользь упомянуты два собора, в каждом из которых приняло участие по пять епископов и по нескольку игуменов: один во Владимире-на-Клязьме в марте 1227 г. и второй в Киеве в апреле 1231 г. Еще одно свидетельство на эту тему содержится в адресованном Кириллу послании патриарха Германа от 1228 г., где высказывается предостережение не посвящать в священнический сан рабов, а от епископов требуется не совершать посвящений, если предварительно не будет предъявлена вольная грамота. Князьям под угрозой отлучения запрещается вмешиваться в имущественные дела церквей и монастырей, равно как и в церковную юрисдикцию, объем которой, согласно посланию, был чрезвычайно невелик. Содержание письма было, несомненно, продиктовано патриарху Кириллом, стремившимся с помощью авторитета патриарха искоренить злоупотребления в русской церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Kievski...

В.С. Березин, В.Г. Добронравов «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии», выпуск 5. Губ. гор. Владимир, Типо-Литография В.А. Паркова, 1898 г. В писцовых книгах 1628-1230 гг. впервые упоминается деревянная церковь во имя свт Иоанна Милостивого, " другая церковь Иоанна Милостиваго древяна вверхъ " . В писцовой книге за 1630 год Михаила Трусова и дьяка Фёдора Витовта сообщается, что за детьми князя Григория Петровича Ромодановского " написано... отца их старинная родовая вотчина погост Богоявленская слободка на реке Мстёре да на погосте церковь Богоявления Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа каменная да другая церковь Ивана Милостивого древяна вверх а в церквах образы, книги и ризы... " В сер XVII в. при церкви был устроен женский монастырь. Когда точно и кем была основана обитель, сведений не сохранилось. Возможно, что это был домовой монастырь княгинь Ромодановских, из которых в синодике некоторые из них значатся схимонахинями. Из раздельной описи слободы Мстёры за 1710 год можно узнать, что при церкви Иоанна Милостивого с приделом в честь Казанской иконы Божией матери был женский монастырь. Здесь же было сказано, что в этом монастыре " ... ещё церковь во имя Филиппа Митрополита, древяна " . Стоит отметить, что именно в этом монастыре зародилась знаменитая Мстёрская вышивка гладью. В 1764 году оба монастыря во Мстёре были упразднены по указу Екатерины II. Церковь свт. Иоанна Милостивого стала приходской. В конце XVIII века ансамбль бывшего женского монастыря состоял из деревянных церквей во имя свт. Иоанна Милостивого с приделами Казанским и Филиппа Митрополита, шатровой колокольни с главным входом, каменной ограды и небольшой часовни. В 1809 году деревянная церковь Иоанна Милостивого была разобрана и на её месте выстроен однопрестольный каменный храм с одной главкой на невысоком барабане. Четверик храма был перекрыт купольным сводом, с запада к нему примыкал притвор, с востока полукруглый алтарь, к углам которых были пристроены невысокие башенки. Храм был сооружён на средства И.В. Тутолмина в модном тогда стиле классицизма. В 1860-е гг. на средства Вязниковского купца 1-й гильдии Осипа Осиповича Сенькова, уроженца Мстёры, в храме был сделан чугунный пол и выполнена настенная роспись. Равписывала храм бригада мастеров из Палеха под руководством В.А. Салабанова. В 1867 году вместо шатровой колокольни построили новую по проекту Владимирского епархиального архитектора Н.А. Артлебена. Деньги на постройку колокольни пожертвовал всё тот же купец Сеньков. Главной храмовой иконой был образ свт Иоанна Милостивого " древняго письма: кругомъ угодника изображены свв муч. Каллистратъ, Димитрий, Онисифоръ, Александръ, Параскева и глава Иоанна Предтечи; изображение св. Иоанна украшено жемчужной ризой, а изображения другихъ святыхъ - серебряной вызолоченной ризой " . В годы гонений на Церковь храм свт Иоанна Милостивого был опечатан, а кресты и колокола сброшены под покровом ночи 30 марта 1929 года.

http://sobory.ru/article/?object=01894

    Ваш богомолец Еп. Феофан. 16 мая 76 г. Письмо 1230. О курении табаку    Милость Божия буди с вами!    Курение — дело бестолковое; нравственного тут на столько, на сколько есть пустого пристрастия и вреда сознаваемого. Последние две черты трудно сознавать самим курящим, и трудно разъяснить их некурящим. Крепко неприлично; но приличие и неприличие, тоже что люди, — изменяются. Потерпите дурную привычку; но в грех ее не возводите. Помолиться, чтобы дочь ваша отвыкла — хорошее дело. Но этого нет нужды облекать в особую форму. При всяком молитвословии взывайте к Богу. И Он устроит, как Его святой воле угодно.    Имеющую поступить в институт благослови Господи! Вот ей икона св. великомуч. Екатерины. Лучше нет.    В чем беда — Александр не разобрал. В чем бы она ни была, помолюсь моею грешною молитвою, да отвратит Господь от ней кару Свою. Кто может сказать, что свободен от этой всеокаянной гордыни. В каких формах не является она? Господи, помилуй нас!    Благослови вас Господи Своим благословением.     Ваш богомолец Еп. Феофан. 7 июля 76 г. Письмо 1231. О плавании в житейском море    Милость Божия буди с вами!    В житейском море плавающим надобно кораблик свой беречь хорошенько, и направлять его, как следует, избегая мелей и подводных камней, и столкновений разрушительных. Буря нападет, духа не надо терять и на маяк посматривать, чтобы поскорее в пристань спрятаться.    Все сие вам ведомо, что есть.    Дочку вашу благослови Господи, — поучиться и всему доброму научиться.    Вот вам Златоуста святого две книжки.    Спасайтесь!     Ваш богомолец Еп. Феофан. 11 авг. 76 г. Письмо 1232. Ответ на беспокойство об участи умершей матери    Милость Божия буди с вами!    Не вижу ничего, ради чего можно было бы крайне тревожиться об участи вашей матушки. Благость Божия призвала ее под конец к покаянию, конечно, с тем, чтобы помиловать ее. Если она искренно совершила то, чего ожидал от нее Господь, то нет сомнения, что она сретила милость Божию.    Ваш сон недавний ничего не означает, как и прежние, в которых вы видали ее в болезненных припадках, которых уже не было. Примите лучше из этого сна побуждение для себя — поусерднее готовиться к смерти, которая приходит, не спросясь с нами.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Отсюда видно, что она писалась целый год. Этою трудностью письма объясняется и то, что книга писалась за раз несколькими лицами. В Лаврской библиотеке находятся поучения св. Иоанна Златоустог о (начала XV в.), где на листе 60-м находится приписка «грешный Ефрем отселе начах святую книгу» 41 . В Собрании Большакова есть рукопись «Следованная Псалтирь», в оглавлении которой помещена надпись: «лета 7060 написана бысть сия книга, глаголемая Псалтирь, в святей и великой обители Живоначальныя Троицы и преподобных великих Чудотворцев Сергия и Никона, сия Псалтырь троицкого грешного чернеца Андриана Ангелова, а писал ее инок Иона, да сам Андриан, да священноинок Иоаким». От епископа Ростовского Кирилла (1216–1230 г.) сохранилось в Троицкой библиотеке житие св. Нифонта, написанное в 1219 году, на котором находим следующую любопытную приписку: «Господи, помози рабом своим Иоанну и Олексию написавшем книгу сию» 42 . На сколько писцы затруднялись своим делом, видно из многочисленных приписок на их трудах, в которых они выражают свою радость по поводу окончания переписки. В 1548 году написан был Октоих на 316 листах; переписчик его, «раб Божий Федор» замечает: «сколь рад кормщик, пришед к пристанищу, и сколь рад заяц от тенета убежав и от многих псов от напрасныя смерти, столь рад дьяк, списавши сию книгу. Слава свершителю Богу, свершившему сие дело, слава во веки аминь» 43 . Или: «рад бысть заяць избег от тенета, тако и сей писец, окончив последнюю строку». (Минея служебная XV в. на 201 л. в 4-ю долю) 44 . Иногда: «докса ти о Теос» 45 ; наконец: «Господи, помози рабу своему, дай Бог ему гораздо писати, рука бы ему крепка» (Поучения св. Ефрема Сирина XIII в.) 46 . Была ли переписка книг в Троицком монастыре делом организованным, сказать трудно. По крайней мере, относительно времени Дионисия, у которого по келиям сидели «писцы добрые», с некоторою вероятностию можно утверждать, что дело переписки было поставлено при нем на правильную почву. Известно, что и сам он исправлял переписываемое Германом Тулуповым и заставлял других писать книги.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kedrov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010