Закрыть itemscope itemtype="" > Чёрт голову о нас сломит Мария Мономенова о презентации новой книги Павла Дорохина «Сталин и Церковь глазами современников: патриархов, святых, священников» 21.03.2017 1230 Время на чтение 6 минут «Я знаю, что после моей смерти на мою могилу нанесут кучу мусора, но ветер истории безжалостно развеет ее!» (Сталин, 1943 ) 5 марта, в день, когда совпали церковный праздник Торжества православия и годовщина смерти Сталина, состоялась презентация книги Павла Дорохина «Сталин и Церковь глазами современников: патриархов, святых, священников». Мероприятие состоялось в одном из самых шикарных конференц-залов Москвы , расположенном в гостинице «Националь». Организаторы и гости пришли на мероприятие прямо с церемонии возложения цветов к могиле советского вождя у кремлевской стены, а приглашённые священники, отслужили в этот день заупокойные литии. «Отсюда видно место, где мы помянули руководителя советского государства», – так начал свое выступление Павел Дорохин, указав на панорамное окно, из которого открывался прекрасный вид на Кремль. Впервые увидевшая свет в 2011 году и выдерживающая уже третье издание, эта книга по-своему уникальна. В ней собраны документальные свидетельства того, как складывались взаимоотношения В.И. Сталина и Русской Православной Церкви. Вниманию читателя представлены воспоминания, письма, выступления советских руководителей, иерархов РПЦ, правительственные распоряжения и иные официальные бумаги, интервью с историками. Многие документы опубликованы впервые. Автор-составитель Павел Дорохин исследует духовную эволюцию Сталина, который прошёл путь от учащегося семинарии до участника революционного движения и далее до главы СССР и одного из самых заметных государственных деятелей как минимум XX века. На презентации книгу представляли: её автор Павел Дорохин, сопредседатель правления Союза писателей России Лариса Баранова-Гонченко, издатель Людмила Бурякова, глава организации «Родительский отпор» Николай Мишустин , председатель правления Россоюзхолодпрома Юрий Дубровин, генеральный директор журнала «Мужская работа» Николай Кузнецов.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/03/21/ch...

Смоленск. Церковь Воскресения Словущего. Воскресенская церковь Карта и ближайшие объекты Построена в 1765 году на средства купца А. Сысоева. Памятник барокко. Двухсветный четверик с пятигранной апсидой, увенчан главкой на вытянутом восьмеричке, трапезная короткая. Колокольня состоит из двух четвериков и восьмерика. Завершение церкви и два яруса колокольни были утрачены в годы войны. При восстановлении пропорции венчающих барабанчиков изменены: по сравнению с первоначальными более вытянуты. Храм перекрыт сомкнутым сводом, трапезная - коробовым. В настоящее время в храме находится городской планетарий.  Материал с сайта Администрации Смоленской области По местному преданию, Воскресенский храм построен на громадной общей могиле «пришельцев», т.е. иногородних людей, умерших в великий мор 1230 г. При церкви было 5 священников. К концу XVI ст. (1598 г.) храм и причт обеднел и пользовался ругою Ирины Федоровны (в иночестве Александры), супруги царя Федора Иоанновича. Поляками в войну 1609-11 гг. храм разрушен, но в конце XVII в. в 1698 г. он снова становится известным и по документам, и по рисункам. При нем причту – 2 попа, диакон. В теплом храме есть 2-3 иконы XVII в. (подписанные) русского письма и хорошая копия Рубенса «Снятие с креста». Ныне существующая церковь построена в 1765 г. П. Цветков «Указатель церковных древностей г. Смоленска». Смоленск. Типография П.А. Силина. 1912 г. Церковь Воскресения Христова в Смоленске была задумана к строительству, когда Смоленскому кладбищу отвели у Малого проспекта большой участок земли. 6 июня 1901 года трехпридельный храм был заложен митрополитом Антонием близ кладбищенских ворот. Стройка длилась два года и обошлась в 200 тыс. рублей. Помог строительству купец Сысоев. Церковь Воскресения Христова в Смоленске является памятником барокко. Это уменьшенная копия храма Святой Софии. Двухсветный четверик с пятигранной апсидой, увенчан главкой на вытянутом восьмерике. Трапезная короткая. Колокольня состоит из восьмерика и двух четвериков. Образа написаны академиком А.Н. Новоскольцевым. Мозаика на алтаре создана по эскизу В.М. Васнецова. В подвале соорудили двухъярусные бетонные склепы для 176 захоронений. В одном из которых похоронили М.М. Стасюлевича - известного публициста и историка. 10 августа 1921 года в церкви отпевали поэта А. Блока.

http://sobory.ru/article/?object=01015

Письмо 191. Н.С. Фуделю [Осень 1976, Покров] 1230 Дорогой мой. Я сегодня проводил тебя и вот уже пишу. Только вряд ли напишу много: в глазах туман. Хочется сказать тебе, что твой приезд оставил в душе ровный и спокойный свет, какое-то успокоение. Я с удовольствием смотрю на твой недопитый стакан и даже пепельницу, я заметил все мелкие знаки заботы, вроде цепочки на входной двери крыльца. Сейчас накормил на ночь Дружка 1231 супом с колбасой и могу больше ни о чем не думать. На неделю полностью я обеспечен топливом, даже если не придет Сережа 1232 . Обнимаю тебя, благодарю сердцем. На ответ Маше еще не хватает сегодня глаз. Твой п. Одна твоя фраза в разговоре напомнила мне слова моего отца: русская религиозная личность корни свои имеет в монашестве 1233 . Можно не идти в него, но нельзя не понимать, что оно всегда было и будет высшим идеалом русского человека. Потому-то и созидались все эти «Северные Фиваиды» 1234 , потому к нему и устремлялся со всех концов простой народ, потому его принимали князья, хотя бы перед смертью, потому его желали познать и Достоевский, и Толстой, и Блок 1235 . Оно есть непрекращающееся первохристианство, полнота того безумия 1236 , к которому призвал Бог свой мир, призвал и призывает, так как только в нем спасение мира. Благоразумием и умеренностью мира не спасешь. Можно не идти на монаш подвиг, но очень плохо, когда не понимается самая суть монашества как апостольского горения за людей, когда Зосима смешивается с Ферапонтом 1237 . Древние отцы ясно определили монашество. «Монашество есть передание себя на молитву за весь мир» 1238 . Но ведь ты знаешь это современное стихотворение об истин монахах. «Хмель естества до дна испепелив, Приняв в народе имя страстотерпцев, Страданье твари, птиц, людей и нив Они впитали богоносным сердцем. За грех царей, за буйство пьяных сел За кривду войн, за распри, за разруху, Они за нас, – за всех, за вся, за всё – Несли страду и горький подвиг духа. Ушкуйник, смерд, боярин и купец Их как владык таинственных просили

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Fudel/p...

Кирилл II, митрополит Киевский (XII в. – 1233) Слова и речи Кирилл II, митрополит Киевский Биография Кирилл II (I) 1) – первый русский митрополит, прозванный «философом». Патриарх Герман II поставил его митрополитом всея Руси в 1224 году, и в конце того же года в сопровождении русского посольства выходец из греков, прибывший из Никеи, где видимо родился, «приведен бысть» в Киев для торжества вхождения на кафедру в Софийском соборе на Богоявление, что случилось на (6 января) 1225 года. Пустовавшая Киевская кафедра более четырёх тому лет, указывает на трудности, которые, возможно, возникли в вопросе каноничности назначения на Русскую митрополию мудрого грека Кирилла. По летописному отзыву, он был «учителен зело и хитр ученью божественных книг». В пору не дававшего постязыческой Руси покоя мысли о церковном благоустройстве, митрополит Кирилл стал соавтором епископского «Правила», обрушенного на разгульные игрища славян, пускавшихся в языческие игрища и кулачные бои. В воспоследовавшем авторском труде «поучение к попам» духовный моралист призывал к высоте особого бдения церковного духа. Митрополит Кирилл пользовался уважением русских князей и несколько раз умирял их ссоры между собой, не допуская разгореться настоящей борьбе. Взаимопонимание Кирилла с русским монашеством проявилось, между прочим, в его участии в ежегодных торжествах, посвященных празднованию памяти св. Феодосия в Киево-Печерском монастыре (о чем мы узнаем совершенно случайно, благодаря тому, что в тот же день, 3 мая 1230 г., случилось землетрясение). Заботы Кирилла были направлены на усиление самостоятельности русской церкви по отношению к княжеской власти, а также на ее внутреннюю консолидацию. В источниках лишь вскользь упомянуты два собора, в каждом из которых приняло участие по пять епископов и по нескольку игуменов: один во Владимире-на-Клязьме в марте 1227 г. и второй в Киеве в апреле 1231 г. Еще одно свидетельство на эту тему содержится в адресованном Кириллу послании патриарха Германа от 1228 г., где высказывается предостережение не посвящать в священнический сан рабов, а от епископов требуется не совершать посвящений, если предварительно не будет предъявлена вольная грамота. Князьям под угрозой отлучения запрещается вмешиваться в имущественные дела церквей и монастырей, равно как и в церковную юрисдикцию, объем которой, согласно посланию, был чрезвычайно невелик. Содержание письма было, несомненно, продиктовано патриарху Кириллом, стремившимся с помощью авторитета патриарха искоренить злоупотребления в русской церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Kievski...

Об уставе, данном св. Саввою этой келье, см. в конце сего жития. Гроб этот существует и доныне. Замечателен он тем, что из него как бы взамен св. мощей выросла виноградная лоза в виде древа, с наружной стороны храма, целебная по своим плодам. О всем этом подробно говорит автор «Писем с Востока» (ч. I, стр. 227) и Святогорец (см. его письма об Афонской Горе, ч. II, письмо 13). В этом именно году патриарх Герман 2-й взошел на кафедру. Gedewn. Patriarc. Pinakez. 383–385. 1224 г., 24 сентября. См. «Святые южных славян» Филарета, архиепископа Черниговского. Так передает об этом жезле и автор «Писем с Востока»: «я нашел в малой церкви Преображения, св. Саввой основанной при келье (это другая его келья на капсале близ Кареи) патерицу его, которую заповедал всегда там хранить, отчего и самая келья прозвалась Патерицей. Умилительно предание об этой патерице. Св. Савва Освященный Палестинский употреблял ее вместо пастырского жезла и, умирая, завещал ученикам отдать ее только соименному ему пришельцу, который, по прошествии многих лет, посетит плачевную юдоль. Прошло семь столетий, и не являлся достойный понести посох Освященного; и вот однажды приходит в лавру инок, убогий с виду, хотя и царского рода, и к его ногам сама собою падает патерица. Изумленная братия спрашивает о его имени и узнает в нем того Савву, коему искони предопределен был посох блаженного их отца. Царевич сербский взял его с собой на Афон и, отходя сам на святительскую кафедру своей родины, хотел, чтобы пустынный посох всегда оставался в его пустынной келье. И что же? Несмотря на частые запустения Горы Афонской, патерица сия доселе остается в убогой церкви, где даже редко бывает богослужение, потому что два старца греческие, нанимающие себе келью святого Саввы для жительства, уже не в силах совершать Литургии, а, между тем, основанная им лавра Хиландарская не смеет нарушить его заповеди и взять посох» (Часть I, стр. 114). Архимандрит Леонид относит первое путешествие св. Саввы в Палестину к 1225–1230 гг. См. Православный Палестинский сборник, вып. 5, Спб, 1884.

http://isihazm.ru/1/?id=1834

Думаю над ответом и не без страха дерзаю отвечать. Я приезжал помолчать – здесь тишина совсем другая, неотмирная тишина. Приезжал, чтобы поплакать. Здесь плачется хорошо – так, как после первой в жизни исповеди. Приезжал, чтобы нечто важное для себя понять – потому что здесь и думается по-другому. А еще я приезжал помолиться. Здесь теперь нужно много молиться, чтобы вулкан русской революционной Голгофы уже никогда не проснулся и на Соловках никогда не прерывалась монастырская жизнь. А может быть, просто для того, чтобы сердце расслышало тот самый шепот: это было, было… Рейтинг: 9.9 Голосов: 1230 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Георгий 10 марта 2023, 09:35 «Слава Тебе, Творцу Всевышнему, на земле, слава силам Твоим небесным и всем угодникам слава на Руси!». Татиана 27 августа 2017, 13:02 Спаси Господи за такую статью. svetlana veryutina 24 августа 2017, 15:06 Здравствуйте! Спасибо Вам Сергей за описание тех чувств, которые испытываешь там, на Соловках. Невероятно, но я как будто снова побывала в этих Святых местах и ощутила всем сердцем пережитое. Спаси Господи! Наталия Николаева 23 августа 2017, 21:59 Спаси Бог! Забыть это святое место,не вспоминать о нем, невозможно. Это суровое очарование Белого моря!Небо!Молитвой пропитан сам воздух! Господи,Слава Тебе! Елена 23 августа 2017, 20:57 Великий антиминс России - как точно! Спасибо за статью! Была на Соловках четыре раза. каждый раз - переосмысление собственной жизни и ее изменение. Последний раз приезжала молиться. Такое ощущение, что ты уже на Небе. Ещё можно почитать письма Соловецкого узника академика Дмитрия Лихачёва. И цитата в тексте принадлежит, наверное, действующему наместнику архимандриту Порфирию. Людмила 23 августа 2017, 11:25 Все правильно, Сергей, Соловки действуют на души людей. Два года назад была там - а до сих пор в памяти все свежо. Это не объяснить - святое место! Раба Божия Тамара 23 августа 2017, 09:47 Будто я сама с Сергеем Комаровым побыла на Соловках. Спаси Вас Господи!

http://pravoslavie.ru/105897.html

3. Сочинения по различным вопросам: календарно-пасхалистические («Calendarium» - Календарь, ок. 1220, «Computus», 1215-1220, «Computus correctorius», 1225-1230, «Computus minor», 1244); «Dictae» (Речи) и др. 4. Письма. 5. Комментарии на Свящ. Писание (компилятивный комментарий на первые главы кн. Бытие под названием «Нехаётегоп» (Шестоднев), на Книгу Екклесиаста, на Псалмы, на Послания св. ап. Павла к Галатам и Римлянам), на корпус «Ареопагитик» , на сочинения прп. Иоанна Дамаскина, Аристотеля («Вторая аналитика», 1228-1230, «Физика», 1228-1232). 6. Переводы с греч. языка: Двенадцати патриархов завещание (переведенное на латынь в сотрудничестве с привезшим его из К-поля Иоанном из Бейзингстока), Ареопагитский корпус, «Схолии» на Ареопагитский корпус прп. Максима Исповедника, сочинения прп. Иоанна Дамаскина (разделы «Источника знания» и др.), Аристотеля («О небе» с комментариями Симпликия, «Никомахова этика» с комментариями Евстратия, Михаила Эфесского и др.) и псевдо-Аристотеля («De lineis indivisibilibus», «De virtute») и др. Г. приписывались: «Summa philosophiae» (Сумма философии, 1265-1275), а также «De agricultura», «De astrolabia», «De lingua», «De natura luminis et diaphani», «De oculo morali», «De necromantia et Gothia et de lapide philosophico». Спецификой научно-философского творчества Г., в к-ром ощутимы влияния платонизма, аристотелизма, греко-араб. естествознания, является единство теории познания (включая эмпирическую методологию), учения о взаимодействии физических объектов универсума сообразно законам геометрической оптики и представления о космогоническом процессе в рамках концепции метафизики света. Синтезируя традиц. для Оксфорда гносеологию блж. Августина (т. е. умозрительное постижение истин о первоосновах бытия) и пропагандируемый им самим «путь опыта» (via experientiae, т. е. эмпирическое наблюдение за явлениями природы), Г. утверждал, что в силу практической невозможности совершенной чистоты человеческого интеллекта чувственное познание, хотя и является по существу менее совершенным, обладает преимуществом непосредственной убедительности и ясности добываемого им знания. При этом, так же как ничто тварное не может существовать без сохраняющего действия Бога («быть для той или иной твари - значит поддерживаться Вечным Словом» - Grosset. De veritate), никакая тварная истина не может явиться человеческому уму сама по себе, но только лишь в свете Высшей Истины.

http://pravenc.ru/text/168181.html

Антония из Хутыня, был он игуменом в Хутыне, потом удалился за 25 вёрст от Новгорода и на берегу речки Робейки основал пустыню с храмом Св. Троицы. Так как по летописи в 1230 году видим Хутынским игуменом Арсения 296 , то конечно незадолго перед тем было удаление пр. Ксенофонта из Хутыня и основание пустыни на Робейке. Отселе вполне вероятно и то, что преподобный почил в своей обители не позже 1245 г.; днём кончины его было 12 ч. июня. Мощи его почивают под спудом в часовне упразднённой пустыни его. Тропарь и кондак в честь его написаны ещё в древнее время 297 . Память св. мучеников Плутарха, Леонида, Диоскора, девицы Потамиены, Маркеллы, Раисы и др. Память св. мучеников Плутарха, Леонида, Диоскора, девицы Потамиены, Маркеллы, Раисы и многих других, пострадавших в Александрии, в гонение Септимия Севера, в 202 году. Плутарх и Раиса были сожжены, а Патамиена брошена в котёл с кипящей смолой, как и мать её, Маркелла. Празднование Образа Пресв. Богородицы Троеручицы Сия св. икона есть памятник исцеления отсечённой руки Иоанна Дамаскина , в царствование Льва Исаврянина иконоборца, в VΙΙΙ веке. Св. Иоанн, сильно защищавший письменно и устно почитание св. икон, за эту ревность оклеветан был Львом Исавром перед Дамасским князем, при котором св. Иоанн занимал важную гражданскую должность, будто бы он писал ко Льву письма, враждебные против Дамаска и князя. Князь, не разобравши дела, приказал отсечь у оклеветанного руку, писавшую к императору письмо, и повесить всенародно, на страх другим. Вечером в тот день узнал блаженный, что гнев князя утих, послал к нему моление через друзей своих, говоря: «умножается болезнь моя и несказанно меня мучит; и не могу иметь отрады, доколе рука моя, на позор повешенная, не будет мне отдана». Князь склонился на моление страдальца и повелел отдать ему отсечённый член. Получив его, Иоанн затворился в свою молитвенную клеть и падши перед св. иконой Богоматери с Богомладенцем, приложил отсечённую мёртвую свою руку к составу и из глубины сердца со слезами и рыданиями молился перед иконой Богоматери об исцелении руки своей на пользу верных.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В рус. и церковнослав. языках Л обозначает звуки [л] и [л " ]: лампа,   лист,   Для обозначения звука [л " ] в серб. языке Вуком Караджичем была введена созданная на основе Л лигатура позже вошедшая и в македон. алфавит. Начертание Л в кириллице восходит к унциальному варианту греч. буквы «лямбда» (Λ), к-рая по рисунку связана с финик. знаком «лемда»/«лямед» («палка погонщика быков»), повернутым по часовой стрелке,- . В древней кириллице начертание Л состоит из 2 прямых наклонных линий, соединяющихся под острым углом на верхнем уровне строки или под ней и образующих треугольник, открытый внизу; в уставе XI-XIV вв. достаточно распространена модификация с верхним штрихом - . В древнейших рукописях особенностью начертания Л была короткая левая линия, не достигающая линии строки. Подобные начертания наблюдаются как в старослав., так и в среднеболг. и древнерус. памятниках до XIV в.- (надпись царя Самуила , Супрасльский сборник , Хиландарские листки , Саввина книга , Энинский Апостол , Струмицкий Апостол (Шафарика), Псалтирь Томича, Лесновский Паренесис, Минея 1096/97 г. и др.). Правая линия может быть значительно длиннее левой и подниматься над ней вверх - (Супрасльский сборник, Хиландарские листки, Евангелие Иоанна Александра). В отдельных среднеболг. памятниках встречается начертание, напоминающее греч. скорописную букву λ, в к-ром длинная правая линия, загибаясь влево, образует своего рода навес над буквой - (2-й почерк Охридского Апостола ). Значительно реже наблюдаются плосковерхие начертания - (напр., в октябрьской Минее 1096 г.). По мере развития уставного письма различия формы Л определяются наличием/отсутствием наклона правой линии: наряду с относительно симметричным начертанием с наклонной правой линией - - возникают несимметричные начертания с вертикальной правой линией - . Левая линия несимметричных начертаний бывает выпуклой, дугообразной - . В Тырновской надписи 1230 г. появляется начертание Л с крючком наверху - . Такой графический тип распространен в памятниках южнослав. эпиграфики XIV в., реже он встречается в 1-й пол. XV в. ( 1974. С. 21).

http://pravenc.ru/text/2462395.html

В.С. Березин, В.Г. Добронравов «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии», выпуск 5. Губ. гор. Владимир, Типо-Литография В.А. Паркова, 1898 г. В писцовых книгах 1628-1230 гг. впервые упоминается деревянная церковь во имя свт Иоанна Милостивого, " другая церковь Иоанна Милостиваго древяна вверхъ " . В писцовой книге за 1630 год Михаила Трусова и дьяка Фёдора Витовта сообщается, что за детьми князя Григория Петровича Ромодановского " написано... отца их старинная родовая вотчина погост Богоявленская слободка на реке Мстёре да на погосте церковь Богоявления Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа каменная да другая церковь Ивана Милостивого древяна вверх а в церквах образы, книги и ризы... " В сер XVII в. при церкви был устроен женский монастырь. Когда точно и кем была основана обитель, сведений не сохранилось. Возможно, что это был домовой монастырь княгинь Ромодановских, из которых в синодике некоторые из них значатся схимонахинями. Из раздельной описи слободы Мстёры за 1710 год можно узнать, что при церкви Иоанна Милостивого с приделом в честь Казанской иконы Божией матери был женский монастырь. Здесь же было сказано, что в этом монастыре " ... ещё церковь во имя Филиппа Митрополита, древяна " . Стоит отметить, что именно в этом монастыре зародилась знаменитая Мстёрская вышивка гладью. В 1764 году оба монастыря во Мстёре были упразднены по указу Екатерины II. Церковь свт. Иоанна Милостивого стала приходской. В конце XVIII века ансамбль бывшего женского монастыря состоял из деревянных церквей во имя свт. Иоанна Милостивого с приделами Казанским и Филиппа Митрополита, шатровой колокольни с главным входом, каменной ограды и небольшой часовни. В 1809 году деревянная церковь Иоанна Милостивого была разобрана и на её месте выстроен однопрестольный каменный храм с одной главкой на невысоком барабане. Четверик храма был перекрыт купольным сводом, с запада к нему примыкал притвор, с востока полукруглый алтарь, к углам которых были пристроены невысокие башенки. Храм был сооружён на средства И.В. Тутолмина в модном тогда стиле классицизма. В 1860-е гг. на средства Вязниковского купца 1-й гильдии Осипа Осиповича Сенькова, уроженца Мстёры, в храме был сделан чугунный пол и выполнена настенная роспись. Равписывала храм бригада мастеров из Палеха под руководством В.А. Салабанова. В 1867 году вместо шатровой колокольни построили новую по проекту Владимирского епархиального архитектора Н.А. Артлебена. Деньги на постройку колокольни пожертвовал всё тот же купец Сеньков. Главной храмовой иконой был образ свт Иоанна Милостивого " древняго письма: кругомъ угодника изображены свв муч. Каллистратъ, Димитрий, Онисифоръ, Александръ, Параскева и глава Иоанна Предтечи; изображение св. Иоанна украшено жемчужной ризой, а изображения другихъ святыхъ - серебряной вызолоченной ризой " . В годы гонений на Церковь храм свт Иоанна Милостивого был опечатан, а кресты и колокола сброшены под покровом ночи 30 марта 1929 года.

http://sobory.ru/article/?object=01894

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010