Главная тема Священного Писания – Христос. Он Сам сказал: исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную, а они свидетельствуют о Мне (Ин. 5, 39). Мы уже отметили выше, что Писание не есть собственно духовная жизнь, а описание её, информация о ней. Но информация эта не людьми выдумана, а открыта Богом, дана человеку для того, чтобы он пришел ко Христу и в Нём содевал своё спасение, имея Писание как безошибочный критерий правильности своей жизни и строя мыслей. Так же, как и Церковь, которая занимается только и исключительно спасением людей во Христе, хотя со многим соприкасается, – и Священное Писание имеет своим главным предметом Христа и спасение в Нём, хотя о многом повествует. И как Христос, Бог Слово, есть Откровение Божие высшее, единственное, исключительное, – так и пророчествующее о Нём и свидетельствующее о Нём записанное слово приобретает значение истинного и непогрешительного Откровения. Ветхий Завет пророчествует о пришествии Христа, показывает становление в истории подготовительных условий для него, приготовляет избранный народ, как среду, из которой должен воссиять Спаситель, возводит людей на всё более высокий нравственный уровень. Новый Завет говорит об исполнении пророчеств: о жизни Христа, Его учении, Его делах, о пути спасения, о Церкви, об Апостольской проповеди, о нравственной норме жизни христианина; о последних судьбах мира и человечества. Мы будем разбирать, каким именно образом содержит Священное Писание эти истины; но сначала скажем о том действовании Божием, которым Господь их нам открывает. Прежде всего нужно отметить, что это именно действие Божие; Священное Писание не есть какая-то теория, не просто книга исторического и нравственного содержания. В нём заключена великая духовная сила. Слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные , говорит Апостол Павел (Евр. 4, 12). Духовная сила Священного Писания коренится в источнике всякой силы – действии Святого Духа, непосредственном и особом влиянии Божием на священных писателей. Это влияние, это действие называется богодухновенностью. Всё Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек (2 Тим. 3, 16-17), пишет Апостол Павел, а Апостол Пётр об этом же говорит так: Никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою, ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым (2 Петр. 1, 20-21).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Что значит: « пошла вопросить Господа »? Значит, что она прибегла к истинному знанию — к священнику, служителю Божьему, желая тайно приобрести через него сведение и, рассказав все о себе, узнала все в точности, потому что человеколюбивый Бог устами священника все ясно открыл и через то сделал ее еще ревностнее. И чтобы ты знал, как высоко было тогда священническое достоинство, Писание нигде не говорит, что « священник » отвечал ей, но, сказав: « пошла вопросить Господа », Писание прибавляет: « и сказал Господь ей », то есть — через священника: два языка во утробе твоей носишь. А в другом месте божественное Писание называет священника ангелом, показывая этим, что священник провозвещает то, что внушит ему благодать Святого Духа. Итак, Господь сказал ей через священника: « два племени во чреве твоем, и два различных народа произойдут из утробы твоей, один народ сделается сильнее другого, и больший будет служить меньшему » (Быт. 25:23).Это пророчество ясно открывало ей будущие события. Младенцы, своими сильными движениями во чреве, уже предвозвещали все с точностью. И теперь сама жена узнала не только то, что она родит двух младенцев, но и то, что они возрастут в народы, и что меньший будет господствовать над большим. И когда, говорит Писание, настало время рождения, « первый вышел красный, весь, как кожа, косматый, и нарекли ему имя Исав; потом вышел брат его, держась рукой своей за пяту Исава, и наречено ему имя Иаков » (Быт. 24–26). Бог в самом начале уже как бы предзнаменовал, что, по Его предречению, будет господствовать меньший над большим. Иаков держал, сказано, рукой пяту Исава; а это было знаком, что он преодолевает того, который казался сильным. И заметь, как божественное Писание наперед уже предзнаменует имеющие совершиться впоследствии события, когда показывает вам занятие каждого из братьев с самого начала: один занимался ловлей зверей, а другой был земледелец, человек простой, постоянно живущий в доме. Оттого Ревекка любила Иакова, а Исаак — Исава: « потому что дичь его , говорит Писание, была по вкусу ему » (Быт.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

О самом поступке Хама в отношении к Ною Св. Писание передает следующее: «Ной , – говорит Св. Писание, – начал возделывать землю и насадил виноградник; и выпил он вина, и опьянел, и лежал обнаженным в шатре своем. И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего, и выйдя, рассказал двум братьям своим. Сим же и Иафет взяли одежду и, положив ее на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего» ( Быт.9:20–23 ). Судя по тому, какое положение и какие предосторожности приняли Сим и Иафет, дабы не видеть наготы своего отца, должно думать, что видеть эту наготу считалось в высшей степени непристойным, предосудительным и позорным (Срав. Лев.18:7–17 ). «Лица их были обращены назад , – свидетельствует Св. Писание, – и они не видали наготы отца своего» . Значит, Св. Писание с особым ударением указывает на то обстоятельство, что Сим и Иафет не видели наготы отца своего. Следовательно, какое же развращение души и сердца было у Хама, если он не только сам не уклонился от непристойного зрелища, но и пригласил братьев своих быть свидетелями такового? С другой стороны, судя по злорадству Хама, с которым он указывал братьям своим на положение обнажившегося отца, необходимо допустить, что и для Ноя, обнаженного, было величайшим позором то обстоятельство, что он в наготе своей сделался позорищем для других. И в этом случае поступок Хама свидетельствует собою, что младший сын Ноя как бы рад был случаю сделать перед своими братьями отца своего опозоренным, унизить и обесчестить его. Что именно такое – злое и злобное отношение Хама было к отцу своему, а не легкомыслие или неразумная его наивность, на это указывает как целомудренное, в противность ему, поведение его братьев, так особенно строгое отношение Ноя к поступку Хама, которого он проклял в лице сына его – Ханаана: «Ной проспался от вина своего , – говорит Св. Писание, – и узнал, что сделал над ним младший сын его, и сказал: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих» ( Быт.9:24–25 ). «...Чем кто согрешает, – говорит Св. Писание, – тем и наказывается» ( Прем.11:17 ). Не есть ли осуждение Ноем потомства Хама на рабское положение в отношении потомства Сима и Иафета поражение Хамова зла в самом, так сказать, его корне? И не свидетельствует ли нам это суждение о том, что именно страсть к властительству, желание быть автократичным, самозаконным, действуя в произволе своей воли и избегая подчинения вообще авторитету, были по преимуществу определением злой и преступной воли Хама? По крайней мере, в исторических судьбах рода человеческого, там, где хамиты достигали некоторого верховенства и царственности, они отличались суровым и жестоким нравом своего господствования, и правители из хамитов упражняли чудовищный произвол над своими подданными.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/d...

   Пророки гонимы и убиваемы были за сло­во Божие. Апостолы как агнцы терзаемы и закалаемы были за слово Божие и свидетельст­во Иисуса Христа. Святителей и учителей церковных искали, чтобы убить, и убивали, и прочие верные мучимы и убиваемы были. Как ни старались нечестивые истребить Кни­ги слов Божиих, из которых учение и житие христианское составляется, но Книга Божия целой и невредимой сохранилась. Воистину это чудо, и кто признает за истину то, что Святое Писание особенным Промыслом Бо­жиим сохранилось — что подлинно так и есть, — тот должен признать, что оно есть не­бесный плод Святого Духа, и потому оно ис­тинно и неложно, и что оно говорит и откры­вает, то «всякого принятия достойно».    Семнадцатое. Пророческое и апостоль­ское Писание внутри себя имеет некую осо­бенную силу, так что читающие его и рассуж­дающие о нем с вниманием духовное дейст­вие внутри себя чувствуют и поощрение к благочестию познают, к презрению мира и к желанию небесных благ поощряются, черпа­ют живое утешение в печалях и скорбях, к ис­тинному покаянию обращаются, и прочее. «Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов и су­дит помышления и намерения сердечные» (Евр 4:12). «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приго­товлен» (2 Тим 3:16—17). Поэтому читаем в цер­ковной истории, что многие язычники, читая Священное Писание, обратились к Истинно­му Богу, и приняли веру Христову, и сдела­лись изрядными христианами, о чем свиде­тельствует и обращение всех народов.    Это не от чего иного происходит, как от силы и действия духовного, в Писании Свя­том сокровенного. Ибо Святое Писание дано нам от Бога ради спасения нашего. «Сие же на­писано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Хри­стос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его» (Ин 20:31). Итак, спасение действует в ду­шах читающих, и слушающих, и внимающих ему. Ибо как мед от вкуса, трава и цветы от трения, так Святое Писание познается от си­лы и действия его небесного, что оно есть дар великий, от Отца Небесного роду человечес­кому поданный.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Здесь диавол начинает неприметно клеветать на Бога: Вот Ты сказал, что надеешься на Бога, Который не попустит Тебе умереть. Покажи же теперь не деле Свою крепкую веру, Своё упование на Бога. Бог назвал Тебя Своим Сыном, но не ввёл ли Он Тебя в обольщение? Если ты, действительно, Сын Божий, то покажи Свою Божественную силу. Видишь, внизу стоит народ. Этому народу нужно показать, что Ты – Сын Божий. Итак, бросайся вниз. Тебя, конечно, сохранят ангелы; народ увидит чудо Твоего спасения и признает Тебя Мессиею. Ты ссылаешься на Писание. Писание и велит уповать на Бога, и уповающему обещается помощь Божия. Это обещается всякому верующему, а если Ты – Сын Божий, тем паче Бог для Тебя всё сделает, только бы Ты пожелал. Так хитро сплетает враг свои сети. Увидел он, что Священное Писание , слово Божие есть закон жизни для Христа Спасителя, и он ссылается на то же Писание, только перетолковывает его по-своему, для своих злых целей. Но и на эти извивы лукавой лести Господь так же спокойно и кротко ответил словами Писания, тем же оружием, какое враг обращает против Него: Иисус сказал ему: правда, в Писании есть такое изречение. Но этими словами Писание не повелевает броситься в пропасть и нарочно подвергать себя опасности. Ты привёл неточно слова Писания, – там есть продолжение: во всех путях твоих. Но то, что ты предлагаешь Мне, не есть путь, Богом определённый. В том же писании, в книге Второзакония (6:16) написано также: не искушай Господа Бога твоего. Не искушайте Господа, Бога вашего, как вы искушали Его в Массе. Грешно требовать от Господа Бога чудес без всякой нужды. Правда, Господь готов и чудо сотворить для верующих в Него, но только тогда, когда есть действительная опасность, а не когда человеку придёт на ум потребовать чуда. – “Таким ответом, – говорит святой Златоуст, – Господь поучает нас, что диавола должно победить не чудесными знамениями, а незлобием и смирением, и ничего не надобно делать ради тщеславия, для того только, чтобы показать себя. Какой дивный урок всем, кто заражён духовною гордостью, кто считает себя избранником Божиим и без всякой нужды сам напрашивается на искушение! Какой урок и тому, кто берётся самочинно, по своему мышлению толковать Священное Писание! Спаситель показал нам, что нельзя брать выдержки из Священного Писания , не обращая внимания на другие места того же Писания.

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Kulman...

Так и манихеи злословят, что Ветхий Завет противоречит Новому Завету, ибо Ветхий Завет говорит, что человек произошел от Бога ( Быт. 1 ), а Новый – от диавола ( Ин. 8, 44 ). Ветхий Завет говорит, что Бог почил в день седьмый от всех дел своих ( Быт. 2, 2 ). Новый же говорит: Отец Мой доныне делает ( Ин. 5, 17 ). Но какова причина заблуждений? Убивающая буква. Если Святая Кафолическая Церковь по истинному разуму толкует, что человек произошел от Бога по естеству, от диавола же по злобе. Бог почил в день седьмый от всех дел своих по сотворению, а делает доныне по устроению, управлению и сохранению вселенной. Таковы и многие другие заблуждения и ереси от убивающей буквы. Из этого ясно, что когда Священное Писание читается по букве, оно не может выступать в качестве судьи в спорах о догматах веры и вносить определенность Но посмотрим, что бывает, когда Священное Писание толкуется по разуму. Б. Если Священное Писание толкуется по разуму, то все равно само по себе оно не может быть судьей, разрешающим споры о вере. Ибо часто истинный и свойственный Священному Писанию разум бывает скрытым, неявственным, неясным и неудобным для понимания, из-за чего возникает много споров, разносогласий и раздоров. Всякие споры нуждаются в судье, который бы определил и установил истинный разум Священного Писания и отверг ложный. Но кто этот судья? Священное ли Писание? Но оно само причина несогласия, поэтому само по себе не может установить межу, особенно, когда бывает неявственным, неясным и неудобовразумительным, о чем говорит сам верховный апостол Петр, рассуждая о Послании Павла: как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам, как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания ( 2Пет. 3, 15–16 ). Видите, противники, нечто неудобовразумительное в Писании на самом деле обладает премудростью. И если ясно Писание, то почему Христос в пути рассказывал и объяснял Луке и Клеопе непонятные для них места Писания ( Лк. 24, 27 )? Если ясно Писание, то зачем говорит евнух, читая книгу Пророка Исаии: как могу разуметь (Книга Пророка Исаии), если кто не наставит меня ( Деян. 8, 31 )?

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Священное Писание, как обоюдоострый меч, который можно использовать и для добра, и для зла. Если меч используется для добра, когда истинной Иудейской властью, данной от Бога, убивает преступника, и о таковых святой Павел говорит: Если же делаешь зло, бойся (истинного господина) ибо он не напрасно носит мен: он Божий слуга. Отмститель в наказание делающему злое ( Рим. 13, 4 ). Но меч использует для зла тот, кто убивает им невиновного. Так и Священное Писание, как меч, может использоваться и для добра, и для зла. Оно используется для добра, когда кто-либо, читая Писание, использует его для исправления своего нрава, когда же слова кажутся ему сомнительными или неудобовразумительными, особенно относящимися к вере, не тотчас толкует их, ибо это не по его разуму: буква убивает, а дух животворит ( 2Кор. 3, 6 ), но ищет истинное толкование этого текста у святых Отцов, которое согласуется с положениями Святой Соборной Апостольской Церкви. Для зла же Писание используется тогда, когда, помимо всяких опасных исследований, кто-либо толкует Святое Писание в соответствии со своим извращенным умом и, не обращая внимания на предшествующие и последующие слова, а также не обращаясь в первую очередь к толкованиям святых Отцов, светил и Церковных столпов, выхватывает только те слова, которые, по его извращенному рассуждению, подтверждают его мнение, и, как мечом, убивает и себя, и слушателей. О таковых пишет и верховный Апостол Петр: и долготерпение Господа нашего почитайте спасением, как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам, как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают. Как и прочие Писания. Итак, вы, возлюбленные, будучи предварены о сем, берегитесь, чтобы вам не увлечься заблуждением беззаконников и не отпасть от своего утверждения ( 2Пет. 3, 15–17 ). Нам же должно стать понятным, что из святого Писания, истолкованного искаженным умом, вырастают бесчисленные ереси, и у еретиков в деле святой веры не услышать ничего, кроме: «Так написано, так написано». Знаем, что написано, но с каким смыслом, с какой целью, и каково истинное толкование Писания? Ибо и диавол, искушая Христа, говорил: «Так написано, так написано». Подобным образом и еретики, и древние, и нынешние, восклицают: «Так написано, так написано». И тем самым Священное Писание, ими извращенно толкуемое и насильственным образом приводимое в подтверждение их нечестивых мыслей, становится для них мечом на их погибель или (учитывая тему нашего разговора) становится для них КАМНЕМ ПРЕТЫКАНИЯ И СОБЛАЗНА, падения и погибели, что мы ясно увидим и в этой части. Глава 1. Претыкания о камень Священного Писания

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

«Старца не укоряй, но увещавай, как отца; младших, как братьев; стариц, как матерей; молодых, как сестер» ( 1Тим. 5:1–2 ). «Пред лицем седаго вставай и почитай лице старца, и бойся (Господа) Бога твоего» ( Лев 19:32 ). 561. Как Священное Писание говорит о почтении к благодетелям? Удостовериться, что благодетелей следует почитать, как родителей, можно на примере Самого Господа Иисуса Христа, Который повиновался Иосифу, несмотря на то, что Иосиф не был Его отцом, а только воспитателем (см. Лк. 2:51 ). 562. Кого ещё следует почитать подобно родителям? Есть ещё начальствующие, которых следует почитать после родителей, подобно им. Это те, кто заботится о нашем благочестивом воспитании, т. е. учителя и наставники ; кто охраняет нас от беспорядков и неустройства в обществе, т. е. начальники гражданские ; те, кто защищает нас от обид силой законов, т. е. судьи ; те, кому Государь вверяет сохранение и защиту общественной безопасности от врагов, т. е. начальники военные. 563. Как Священное Писание говорит о почтении к начальствующим? В Священном Писании об обязанностях по отношению к начальникам разного рода говорится: «Отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь» ( Рим. 13:7 ). 564. Священное Писание говорит так о подчиненности служителей и рабов господам: «Рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу, не с видимою только услужливостию, как человекоугодники, но как рабы Христовы, исполняя волю Божию от души» ( Еф. 6:5–6 ). «Слуги, со всяким страхом повинуйтесь господам, не только добрым и кротким, но и суровым» ( 1Пет.2:18 ). 565. Какие обязанности предписываются в отношениях с детьми? Священное Писание предписывает обязанности к детям , соответственно обязанностям в отношении родителей. «Отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» ( Еф. 6:4 ). 566. Как Священное Писание предписывает относиться духовным пастырям к своей пастве?

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

В заповедях, в которых предписывается любовь к ближним, прежде всего упоминается о родителях, потому что родители, естественно, к нам ближе всех. 555. Кого, кроме родителей, следует нам почитать? В пятой заповеди под наименованием родителей следует понимать всех, кто в разном отношении бывает для нас вместо родителей. 556. Кто для нас может быть вместо родителей? Вместо родителей для нас являются: Отечество , потому что оно есть великое семейство, в котором Государь есть отец, а подданные – дети Государя и Отечества; пастыри и учителя духовные , потому что они учением и Таинствами рождают нас в жизнь духовную и воспитывают в ней; старшие по возрасту; благодетели ; начальствующие в разных отношениях. 557. Как Священное Писание говорит о почтении к Государю? Священное Писание так говорит о почтении к Государю: «Всякая душа да будет покорна высшим властям: ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению» ( Рим. 13:1–2 ). «Потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести» ( Рим. 13:5 ). «Бойся, сын мой, Господа и царя; с мятежниками не сообщайся» ( Притч 24:21 ). «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» ( Мф. 22:21 ). «Бога бойтесь, царя чтите» ( 1Пет 2:17 ). 558. Как далеко должна простираться наша любовь к Государю и Отечеству? Наша любовь к Государю и Отечеству должна простираться до готовности отдать за них свою жизнь (см. Ин. 15:13 ). 559. Как Священное Писание говорит о почтении к пастырям и учителям духовным? Священное Писание о почтении к пастырям и учителям духовным говорит так: «Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны: ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтоб они делали это с радостию, а не воздыхая: ибо это для вас не полезно» ( Евр. 13:17 ). 560. Как Священное Писание говорит о почтении к старшим по возрасту? В Священном Писании есть особое указание почитать старших по возрасту, так же, как и родителей. Апостол Павел пишет к апостолу Тимофею:

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Апостол и указывает затем на великое значение Священного Писания для каждого, а тем более духовного руководителя верующими, пастыря Церкви: «Всё Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (ст. 16–17) – Священное Писание научает нас как догматам веры, так и добрым правилам жизни, обличая ложь и исправляя худые нравы. Отсюда ясна вся важность изучения Священного Писания, особенно для пастыря, ибо пастырская деятельность в том и состоит, к чему «полезно есть», по апостолу, Богодухновенное Писание: в научении людей истине и добру, в обличении их заблуждений и пороков, в исправлении их на пути праведности. Если столь полезно и важно было Священное Писание Ветхого Завета, которое, конечно, имеет в виду здесь св. апостол Павел, то тем более необходимо и важно Священное Писание Нового Завета, которое во всей полноте раскрывает нам волю Божию и служит ключом для надлежащего понимания и ветхозаветного откровения. В первых восьми стихах четвёртой главы св. апостол Павел излагает заключительные пастырские наставления св. Тимофею, а затем говорит о своих личных делах, видимо, и послуживших поводом к написанию всего послания. Здесь св. апостол Павел с силой заклинает своего ученика Тимофея, напоминая ему суд Божий, не быть небрежным в исполнении своих пастырских обязанностей, и внушает ему: «во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием» (ст. 1–2). В этих словах перечисляются все роды пастырской деятельности в соответствии с нравственным настроением пасомых. «Настой» – это значит: стой всегда на том, чтобы проповедовать, – проповедуй непрестанно, говори неутомимо. Не так, чтобы поговорить однажды, и довольно, но всегда говори и учи (блж. Феофилакт). Что значит: «во время и не во время»? – Это значит: «не назначай определённого времени, пусть будет тебе всегда время для этого, а не только – во время мира, спокойствия или пребывания в церкви; хотя бы ты был в опасности, хотя бы в темнице, хотя бы в узах, хотя бы готовился идти на смерть, и в это время обличай и не переставай вразумлять» (св.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010