Московское обновленчество вскоре же нашло широкий отклик среди Украинских «самостийников». Сформировалась Украинская «живая церковь », которая по симпатиям и вдохновению своих руководителей решительно пошла в сторону полного сепаратизма от Москвы. Центром движения стал г. Харьков. Завершением указанных стремлений и усилий был украинский обновленческий собор, собравшийся в Харькове 4(17) мая 1925 г.; там присутствовали 36 украинских епископов, 88 клириков и 86 мирян и участвовали делегаты Московского обновленческого «Всероссийского Священного Синода» во главе с его председателем, «Ленинградским» митрополитом Вениамином (Муратовским). Этот собор на заседании 8 (21) мая декретировал безусловную автокефалию Украинской церкви и для управления ею избрал Украинский Синод в составе 12 епископов, 6 клириков и 6 мирян. Данный акт мотивируется больше всего «национальными особенностями и правами украинского народа», а главными деятелями являются коренные великороссы: «митрополит» (в г. Харькове) Пимен (Пегов), родом Уфимской губернии, и «митрополит» (в Киеве) Иннокентий (Пустынский) из северной, Вологодской губернии... Понятно, что Украинская автокефалия получила 6 октября 1925 г. санкцию III-ro Московского обновленческого собора, но это не имело бы важности по его канонической сомнительности, если бы не последовало попустительское соизволение Константинопольской патриархии, которая как будто намеренно спешит закрепить всякие разделения и ослабить русскую церковь , чтобы удержать свое положение среди неизбежного для нее падения, как археологического учреждения... Во всяком случае нельзя было делать этого без согласия с русскою патриаршею властию, пока таковая признается законною со всеми ее правами... Украинская церковь торжественно заявляет о своей полной верности догматам, канонам и обычаям православия, но она не имеет совершенного канонического фундамента по своему происхождению и обоснованию и обнаруживает довольно опасные тенденции, ставя своею целию борьбу, между прочим, и с «тихоновщиной», поскольку патриаршая церковь, яко бы, «глубоко коренится в старом самодержавно-монархическом строе как государственной, так и церковной жизни России», почему уже собор епископов Украины и Крыма, бывший 25−27 октября 1923 г., констатировал там «направление, противное Христу», отвергнул всякое «соглашательство», и допускал лишь «преодоление» всякой «тихоновщины»...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

После окончания на Украине Гражданской войны и возникновения обновленчества советские власти повели беспощадную борьбу с Православной Церковью. Обновленческий архиепископ Подольской епархии Пимен (Пегов) предложил епископу Амвросию присоединиться к обновленцам. Святитель отказался, о чем обновленцы сразу же сообщили в ОГПУ, и епископ был арестован. Его обвинили в том, что он будто бы укрывал бывших офицеров царской армии, рукополагая их во священников. В 1923 году епископ Амвросий был выслан за пределы Украины и поселился в Москве. Каменец-Подольская епархия по инициативе и при поддержке советской власти была разгромлена обновленцами: в Виннице, например, не осталось ни одного православного храма. В 1923 году обновленцы вступили в переговоры с Русской Православной Церковью об объединении, предложенном обновленческим митрополитом Евдокимом, при условии увольнения Патриарха Тихона на покой, с чем выразил согласие один из православных архиереев, выступавших на совещании архиереев, обсуждавших этот вопрос. «Для меня и, наверное, для других здесь присутствующих, — возразил на это епископ Амвросий, — Евдоким вовсе не высокопреосвященнейший митрополит, а бывший архиепископ, потому что он присоединился к  самозваному духовенству, отколовшемуся от Святейшего Патриарха Тихона и, по его идеологии, от Церкви Христовой. Кто у них были первыми вершителями дел? Бывший епископ Антонин, состоящий на покое в Заиконоспасском монастыре. Он из личных счётов пошел против Патриарха Тихона . Архиепископ Евдоким отказался от Церкви Христовой, а потому он не может быть законным архиереем». После обсуждения вопроса о примирении и объединении с обновленцами состоялось голосование, на котором большинство архиереев высказалось против подобного шага. В 1925 году епископ Амвросий был направлен управляющим Каменец-Подольской епархии, но был арестован и выехать не смог. Епископ Амвросий. Фотография, присланная им с Соловков в 1927 году Отвечая во время допроса на вопросы следователя, епископ сказал: «Я в своих проповедях говорю на чисто церковные и нравственные темы, избегая всяких общественных моментов. Что касается моего отношения к революции, то я своих мыслей и убеждений по этому вопросу в проповедях не высказывал. Я лично считаю революцию Божьим судом для всех классов русского народа за все его прошлое. Повторяю, что конкретно я никогда политических событий не касался и не давал поводов понимать меня и мой взгляд на революцию не так, как я уже сказал».

http://foma.ru/na-podlost-ne-poydu-nikog...

1925 г. был для Церкви не менее тяжелым, чем и предыдущие. Серьезную опасность для Церкви по-прежнему представляли обновленцы. Так, в украинской столице Харькове 23 храма принадлежало обновленцам, 1 самосвятам-липковцам, 3 – Православной Церкви. В Киеве обновленцы захватили Киево-Печерскую лавру. Однако украинские обновленцы по-прежнему отказывались от канонических реформ и стремились лишь к автокефалии. Но пресмыкательство перед советской администрацией и у последователей Вениамина (Муратовского), и у его украинских коллег было одинаковым. В мае 1925 г. украинские обновленцы-автокефалисты созвали свой «Собор», председателем которого стал «митрополит» Пимен (Пегов). На лжесобор был приглашен управляющий Харьковской епархией епископ Константин (Дьяков), однако поставленные им условия (осуждение московских обновленцев, вступление в общение с митрополитом Петром и др.) раскольники не выполнили и потому епископ Константин предпочел это собрание проигнорировать. Попытки объединения с обновленцами предпринимались и в России. Со стороны архиереев отношение к примирению с раскольниками «на равных» было разное, митрополит Тихон (Оболенский), например, к объединению был готов. Другие архипастыри считали, что раскольники должны приниматься в Церковь после принесения покаяния. Среди иерархов, во всеуслышание выражавших такое мнение, были священномученик митрополит Кирилл (Смирнов) и митрополит Сергий (Страгородский) . Непримиримую позицию по отношению к красным обновленцам занял и митрополит Петр. 28 июля 1925 г. святитель издал послание, где обновленцы были объявлены самочинниками, а присутствие православных христиан на обновленческих службах признано недопустимым. «Не о соединении с Православной Церковью должны говорить так называемые обновленцы, а должны принести искреннее раскаяние в своих заблуждениях», – говорилось в послании местоблюстителя. Некоторое время раскольники надеялись, что митрополит Петр все же прибудет на их «Собор» в октябре 1925 г., однако надежды остались тщетными. Священномученик Петр «совет нечестивых» ( Пс.1:1 ) проигнорировал. Убедить святителя пойти на компромисс в отношении раскола было нереально. «Он был упрям, как бык, прямо невозможно было к нему приступиться», – говорил о священномученике Петре один из обновленческих лидеров Александр Введенский.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На своем «Соборе» обновленцы образовали новый «Синод», включавший 35 человек. Во главе этого органа по-прежнему был «митрополит» Вениамин (Муратовский). В состав «Синода» вошли «митрополит-благовестник» Александр Введенский, «митрополит всея Сибири» Петр (Блинов), глава украинских обновленцев-автокефалистов Пимен (Пегов), «митрополит Московский» Серафим (Руженцов) и др. Обновленческий раскол был не единственной проблемой православной жизни. Летом 1925 г. отличился самочинием бывший епископ Уфимский Андрей (Ухтомский), принявший миро от старообрядцев-беглопоповцев и помазавший себя им, присоединившись тем самым к старообрядчеству. Вскоре он единолично «рукоположил» принявшего его беглопоповца во «епископы». 28 августа священномученик Петр, в принципе избегавший применять меры канонического прещения, был вынужден запретить епископа Андрея (Ухтомского) в священнослужении. Тем временем при поддержке спецслужб был организован еще один автокефалистский раскол на Украине. Лидером нового движения стал викарий Полтавской епархии епископ Лубенский Феофил (Булдовский), добивавшийся автокефалии еще в 1924 г. и тогда же разорвавший общение с правящим архиереем архиепископом Полтавским Григорием (Лисовским). Созданная Бундовским «Инициативная группа собора православных епископов на Украине» в феврале 1925 г. заявила об отмежевании от «тихоновщины». Поводом для раскола стали требования о легализации в органах государственной власти, что означало для легализуемых выполнение тяжелых условий со стороны ОГПУ. Неслучайно священномученик епископ Дамаскин (Цедрик) писал, что «принадлежность к нелегальной тихоновщине есть пароль благочестия, принадлежность к иной церковной группировке, легальной, – пароль еретичества». Святейший патриарх призвал Феофила к покаянию, однако в связи со смертью главы Российской Церкви основная тяжесть борьбы с самочинниками легла на его преемников. 25 июня 1925 г. митрополит Петр запретил Феофила (Булдовского) в священнослужении и предал его церковному суду. Раскол, названный в народе «булдовщиной» и «лубенским расколом», не получил широкого распространения и имел последователей в основном на северо-востоке Украины. Здесь активно сопротивлялись самочинию митрополит Полтавский Григорий (Лисовский) (†1927) и священномученик епископ Прилуцкий Василий (Зеленцов).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСИЙ (Молчанов Алексей Васильевич; 5.10.1853, с. Кильмезь Сарапульского у. Вятской губ., ныне Удмуртия - 20.05.1914), архиеп. Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии, духовный писатель, проповедник, автор статей по богословским вопросам. В 1876 г. окончил Вятскую ДС в числе лучших студентов, в 1876-1883 гг. служил заведующим сельским Кукорским земским уч-щем, а также псаломщиком в храмах Вятской епархии. 21 нояб. 1883 г. рукоположен во диакона к академической церкви КазДА, 22 окт. 1885 г.- во священника. В 1883 г. поступил в КазДА, к-рую окончил в 1887 г. и за соч. «Святой Киприан Карфагенский и его учение о Церкви» 19 мая 1888 г. был удостоен степени магистра богословия. В 1887-1899 гг. служил законоучителем 1-й и 3-й гимназий в Казани, а также уч-ща глухонемых детей. В 1897 г. овдовел, 4 сент. 1899 г. в Вознесенской крестовой ц. принял постриг, возведен в сан архимандрита. 7 сент. 1899 г. получил назначение на должность ректора Казанской ДС, 20 июля 1900 г.- ректора КазДА. С 24 сент. 1899 г. служил епархиальным цензором. 9 сент. 1900 г. А. был хиротонисан во епископа Чистопольского, викария Казанской епархии. Являлся председателем неск. об-в и комитетов: Совета миссионерских курсов, Комитета по устройству публичных чтений при б-ке св. равноап. кн. Владимира, Комиссии по наблюдению за преподаванием Закона Божия в учебных заведениях Казани, Об-ва вспомоществования недостаточным студентам академии, член Казанского губернского комитета. С 26 марта 1905 г. епископ Таврический и Симферопольский, с 5 нояб. 1910 г. епископ Псковский и Порховский. В 1912 г. в Воронцовском Благовещенском мон-ре Псковской епархии была обнаружена секта иоаннитов , что послужило причиной перемещения А. с Псковской кафедры и назначения его 17 апр. 1912 г. епископом Тобольским и Сибирским. Прекратил дело по обвинению Г. Е. Распутина в хлыстовстве (см. Хлысты ). Со 2 нояб. 1913 г. экзарх Грузии, архиепископ Карталинский и Кахетинский. Страдал болезнью почек и горловой чахоткой, к-рые привели к кончине. Отпевание А. совершил еп. Ереванский Пимен (Пегов) . Погребен на родине, в с. Кильмезь.

http://pravenc.ru/text/64670.html

   Главной задачей лжесобора, поставленной Тучковым, была полная дискредитация Святейшего Патриарха-исповедника, власть предержащим было необходимо, чтобы на скамью подсудимых сел не предстоятель Русской Церкви, а мирянин. Еще в начале деловых заседаний Введенский сделал доклад «Об отношении Церкви к социальной революции», в котором нападки на Русскую Церковь перемежались обличениями Патриарха Тихона как вдохновителя «антиправительственных выступлений, ответственного за жертвы кровавых эксцессов». «С Тихоном надо покончить!» — к такому выводу пришел Введенский. Содокладчиком выступил Красницкий, чьи аргументы были приблизительно те же. Но исполнителей воли Тучкова не покидало опасение, что, возможно, немного делегатов проголосует за низложение Патриарха Тихона и извержение его из сана и предложение не пройдет. Надо было подстраховаться. Накануне пленарного голосования Красницкий и Введенский устроили «совещание епископов», на котором строго потребовали от «архиереев» лишить первосвятителя патриаршего сана. Лжеепископы пытались все-таки возражать, тогда Красницкий пригрозил: «Кто сейчас же не подпишет этой резолюции, не выйдет из этой комнаты никуда, кроме как прямо в тюрьму!» И тогда запуганные «владыки» подписали бумагу следующего содержания: «По бывшем суждении по делу патр. Тихона собор епископов пришел к единогласному решению, что патр. Тихон перед совестью верующих подлежит самой строгой ответственности: лишению сана и звания патриарха за то, что он направлял всю силу своего морального и церковного авторитета на ниспровержение существующего гражданского и общественного строя нашей жизни, чем подвел под угрозу само бытие Церкви». 54 подписи удостоверили этот документ, и возглавили список имена лжемитрополитов Московского Антонина, Киевского Тихона, Харьковского Николая, Петра «всея Сибири», лжеархиепископа Рязанского Вениамина. 15 архиереев старого поставления поставили свои подписи под этим неслыханно позорным документом: Александр (Надеждин), Александр (Соколов), Алексий (Баженов), Алексий (Замарев), Антонин (Грановский), Артемий (Ильинский), Вениамин (Муратовский), Виталий (Введенский), Иерофей (Померанцев), Иоанникий (Нефедов), Корнилий (Попов), Леонид (Скобеев), Мелхиседек (Николаев), Пимен (Пегов) и Сергий (Корнеев). Под бумагой нет подписей авторов «Меморандума трех», поскольку митрополит Сергий (Страгородский) находился в заключении, архиепископ Серафим (Мещеряков) на заседание не явился, а Евдоким (Мещерский) опоздал.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Типичный путь сельского «поповича» тех мест — духовное училище в Шацке, затем семинария в Тамбове. Как проявивший способности к богословским наукам, по окончании семинарии Александр Полянский был отправлен в Казанскую духовную академию. Там в 1901 году он был пострижен в монашество с именем Амвросий, посвящен в сан иеродиакона, затем, в 1902 году — стал иеромонахом. В 1903 году иеромонах Амвросий окончил академию со степенью кандидата богословия, был назначен преподавателем в Киевскую Духовную семинарию и определен в число братии Киево-Печерской Лавры. В 1906 году он был возведен в сан архимандрита и стал ректором семинарии. После октябрьской революции семинария в Киеве была закрыта, студенты разъехались по домам. Церковь на Украине была грани раскола, после Поместного собора 1917–18 годов и восстановления патриаршества обострилось движение за автокефалию и отделение от Москвы. В этих условиях архимандрит Амвросий заявил о себе как о последовательном стороннике единства Церкви и сохранил верность патриарху Тихону. За единство Церкви В 1918 году, в условиях кризиса церковной жизни на Украине, отец Амвросий был призван на архиерейское служение и хиротонисан во епископа Винницкого, викария Каменец-Подольской епархии. В 1922 году он был перемещен на кафедру Каменец-Подольскую и Брацлавскую, но здесь ему пришлось служить недолго. Гражданская война закончилась на Украине установлением советской власти. В церковной жизни это означало повсеместное насаждение обновленчества. Епископ Амвросий выступил с критикой обновленческого раскола, за что и пострадал. В 1922 году обновленческий «архиепископ» Пимен (Пегов) предложил владыке присоединиться к «Живой церкви», в ответ получил решительный отказ. Епископ Амвросий и викарный Проскуровский епископ Валериан (Рудич) небезосновательно обвинили Пимена в пособничестве ОГПУ, за что были тут же арестованы. Формально большевики обвинили владыку в том, что он будто бы укрывал бывших офицеров царской армии через рукоположение их в сан священника. «Обвинение не соответствовало действительности, так как люди, о которых шла речь, давно уволились с военной службы и служили учителями», — пишет автор жития владыки Амвросия, игумен Дамаскин (Орловский). Так или иначе, в 1923 году епископ Амвросий и епископ Валериан были высланы за пределы Украины.

http://pravmir.ru/svyashhennoispovednik-...

Описывая позицию митрополита Владимира по отношению к предстоящему украинскому Собору и предложениям покинуть Киев, православные авторы тех лет свидетельствуют, что он про­тивился созыву украинского Собора из-за неправильной в церков­ном отношении процедуры созыва Собора, и главным образом потому, что это было требованием «группы людей, собравшихся в украинской церковной Раде под главенством архиепископа Алек­сия (Дородницына), которого он считал величайшим и тяжким церковным преступником и мятежником» . Однако привычки, приобретенные во время, по сути столь же незаконного, обер-прокурорского правления, были настолько укоренены, «что если бы законное правительство Украины, – свидетельствовали совре­менники, – предложило ему оставить Киевскую митрополичью кафедру, то он немедленно и беспрекословно сделал бы это», как будто требование – на сию минуту законного гражданского прави­тельства – оставления архиереем церковной кафедры могло стать законным, как будто церковное право могло быть одной сути с правом гражданским, а источником власти церковной – власть светская, – таково было весьма тяжелое, столетиями копившееся мертвящее наследие синодальной эпохи. Прибывшие в Киев из Москвы епископы украинских епархий признали Центральную Раду правомочной созвать украинский церковный Собор, начало заседаний которого было назначено на 8 января 1918 года. 2 января митрополит Владимир после литургии при почти полном отсутствии молящихся совершил торжествен­ный молебен на Софийской площади. 7 января после литургии и молебна на той же площади митрополит обратился к участникам Собора с приветственным словом и завершил его молитвой о нис­послании благословения на труды Собора. На другой день митро­полит, открывая деяния Собора, обратился к членам Собора со словом, в котором призвал их к осторожной, серьезной и вдумчи­вой работе в духе мира, любви и единения со всей Православной Восточной Церковью вообще и в особенности со Всероссийской Православной Церковью. Собор отверг кандидатуру митрополита в качестве председате­ля Собора, избрав его лишь почетным председателем, председате­лем же был избран епископ Балтский Пимен (Пегов).

http://fond.ru/kalendar/89/vladimir/

Тихона . Когда в дек. митр. Владимир вернулся в Киев, братия стала открыто критиковать его, выступая за демократизацию жизни лавры. Радикально настроенные монахи требовали выселения митрополита в Софийский митрополичий дом, лишения титула священноархимандрита лавры и переизбрания наместника. Последний вскоре сам сложил полномочия. Не дождавшись решения Синода по этому вопросу, братия на общем собрании 6 дек. 1917 г. в присутствии 600 чел. (230 с правом голоса) избрала нового наместника - архим. Климента. Гробница митр. Владимира Киевского. Фотография. 2013 г. Гробница митр. Владимира Киевского. Фотография. 2013 г. В янв. 1918 г. началось наступление Красной гвардии под командованием М. А. Муравьёва на Киев. Красногвардейцы вели прицельный огонь по городским памятникам. В Великую ц. попало 8 снарядов. Значительные повреждения были нанесены Великой лаврской колокольне, типографии, просфорне. В дни боев митр. Владимир находился в лавре, служил молебны, читал акафисты. Вечером 23 янв. 1918 г. отряды Муравьёва ворвались на территорию К.-П. л. Солдаты грабили помещения, глумились над монастырскими святынями, издевались над насельниками. В ночь на 26 янв. вооруженные люди ворвались в покои митр. Владимира. Его расстреляли недалеко от Всехсвятской ц. Лаврская братия, побоявшаяся защитить своего архипастыря, навлекла на себя многочисленные нарекания со стороны верующих. Наместник лавры архим. Климент все же отслужил панихиду по убиенному архипастырю. 29 янв. тело митр. Владимира перенесли в Успенский собор лавры. Чин отпевания совершили митр. Тифлисский Платон (Рождественский) , Екатеринославский еп. Агапит (Вишневский) , Черниговский еп. Пахомий (Кедров) , Чигиринский еп. сщмч. Никодим (Кротков) и Балтский еп. Пимен (Пегов) . Гроб с телом сщмч. Владимира был перенесен в Ближние пещеры лавры и погребен в Крестовоздвиженской ц. Большевики не взяли на себя ответственность за убийство иерарха. После установления власти гетмана П. П. Скоропадского была создана комиссия по расследованию обстоятельств трагедии, но она так ничего и не выяснила.

http://pravenc.ru/text/1684519.html

Варлаам князь Эристов 1811–1817. Митр. Феофилакт Русанов 1817–1821. Митр. c 1819. Иона Василевский 1821–1832. Митр. c 1828. Моисей Богданов-Платонов 1832–1834. Евгений Баженов 1834–1844. Исидор Никольский 1844–1858. Митр. c 1856. Евсевий Ильинский 1858–1877. Иоанникий Руднев 1877–1882. Павел Лебедев 1882–1887. Палладий Раев 1887–1892. Владимир Богоявленский 1892–1898. Флавиан Городецкий 1898–1901. Алексий Опоцкий 1901–1905. Николай Налимов 1905–1906. Нинон Софийский 1906–1908: Иннокентий Беляев 1909. Алавердское викариатство, учрежд. в 1886 г. Епископы: Виссарион кн. Дидиани 1886–1898. Кирион Садзагедов 1S98–1900. Димитрий кн. Абашидзе 1902–1903. Евфимий Елиев 1903–1905. Петр Кончуев 1905–1907. Давид Качахидзе 1907. Бакинское викариатство 19 Епископы: Никандр Феноменов 1905. Григорий Вахнин 1907–1910. Пимен Пегов 1911. Горийское викариатство, учр. в 1811 г. Епископы (в Тифлисе): Досифей Пицхелаури 1812–1814. Гервасий Мачавариани 1814–1817. Стефан кн. Джорджадзе 1818–1839. Архп. Никифор кн. Джорджадзе 1842–1851. Иоанн Авалиани 1852–1858. Гавриил Кикодзе 1859–1860. Геронтий Папита-Швили 1862–1869. Александр Окропиридзе 1869–1898. Леонид Окропиридзе 1898–1900. Кирион Садзагедов 1900–1902. Вениамин Барнуков 1902–1905. Евфимий Елиев 1905–1906. Петр Кончуев 1907–1909. Гурийско-Мингрельская 20 Кафедра в г. Поти Епископы Гурийско-Мингрельские: Григорий кн. Дадиани 1886–1898. Александр Окропиридзе 1898–1903. Димитрий кн. Абашидзе 1903–1905. Георгий Аладов 1905–1908. Леонид Окропиридзе 1908. Донская, учр. в 1829 г. Кафедра в Новочеркасске Архиепископы Новочеркасские и Георгиевские: Афанасий Телятьев 1829–1842. Еп. до 1830. Донские и Новочеркасские: Игнатий Семенов 1842–1847. Иоанн Доброзраков 1847–1807. Платон Городецкий 1867–1877. Александр Добрынин 1877–1879. Митрофан Вицинский 1879–1887. Макарий Миролюбов 1887–1894. Докат Бабинский-Соколов 1894. Афанасий Пархомович 1894–1908. Владимир Сеньковский 1908. Аксайское викариатство, учр. в 1871 г. Епископы (в Новочеркасске): Никанор Бровкович 1871–1876.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010