Огласив этот донос, Введенский сострил: «Оказывается, тихоновский корабль плавает в международных водах, и трудно сказать, где главные капитаны — за рубежом или на Крутицах». Письмо Соловья, разумеется, смутило и перепугало умеренных тихоновцев, участвовавших в деяниях обновленческого собора. В результате Введенский смог заявить: «Мира с тихоновцами не будет; верхушка тихоновщины является контрреволюционной опухолью в Церкви. Чтобы спасти Церковь от политики, необходима хирургическая операция. Только тогда может наступить мир в Церкви. С верхушкой тихоновщины обновленчеству не по пути!» В резолюции, составленной под диктовку все того же Введенского, говорится, что «собор констатирует непрекращающуюся связь тихоновщины с монархистами, грозящую Церкви грозными последствиями, и отказывается от мира с верхушкой тихоновщины». И словно подталкивая ГПУ поскорее расправиться с митрополитом Петром, обновленцы характеризуют первоиерарха Русской Православной Церкви, как заматерелого бюрократа «саблеровского издания, который не забыл старых методов церковного управления. Он опирается на людей, органически связанных со старым строем, недовольных революцией: бывших домовладельцев и купцов, думающих еще посчитаться с современной властью».    На последнем заседании избран был весьма многочисленный синод из 35 церковных деятелей. Среди них были и бывший председатель обновленческого синода лжемитрополит Евдоким (Мещеряков), так называемый «митрополит всея Сибири» Петр Блинов и глава Украинской обновленческой Церкви лжемитрополит Пимен (Пегов), но в синод вошли также священники и миряне. Избрали и президиум из четырех членов: лжемитрополит Московский Серафим (Руженцев), «митрополит-благовестник» Александр Введенский, протопресвитер Красоткин и профессор С. Зарин. Председателем синода и президиума остался лжемитрополит Вениамин, но подлинным начальником и вдохновителем обновленчества оставался Введенский. Лжесобор признал автокефалию Украинской Церкви. лжесобор, задуманный для низвержения патриаршего престола, явно торопил ГПУ принимать меры против митрополита Петра.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

к. смог сослаться, как рукоположенный греч. архиереем, на свое каноническое подчинение К-польскому патриарху. Обновленческий «епархиальный съезд» 7 нояб. 1922 г. принял решение о закрытии Андреевского подворья и передаче его Одесско-Херсонскому «епархиальному управлению» и о высылке из Одессы всех афонских монахов, «т. к. они зараза для мира». Однако храм Андреевского подворья продолжал действовать, он остался единственным в Одессе, сохранившим верность патриарху Тихону, и потому его активно посещали верующие. Великим постом на Андреевское подворье каждый день приходило до 3 тыс. чел. В марте 1923 г. перешедшие в обновленчество митр. Евдоким (Мещерский), викарный Балтский еп. Герасим (Строганов) и Подольский архиеп. Пимен (Пегов) безуспешно пытались уговорить архим. Питирима признать ВЦУ. В ночь на 1 апр. 1923 г., после всенощной в Вербное воскресенье, сотрудники ОГПУ запечатали двери храма Андреевского подворья. На следующее утро все улицы были заполнены верующими, отказывавшимися идти молиться в обновленческие храмы, и лишь конной милиции удалось рассеять народ. 5 апр., в Страстной четверг, монахи были изгнаны с подворья. Вскоре архим. Питирим был выслан из Одессы, он поселился с оставшейся братией на своем монастырском хуторе близ ст. Еремеевка. В 1924 г. по благословению патриарха Тихона архим. Питирим совершил в Одессе чин покаяния и присоединения к правосл. Церкви 37 священников, ранее примыкавших к обновленцам. Вскоре архим. Питирим был выслан властями за пределы Украинской ССР под подписку о прикреплении к буд. месту жительства - г. Глазову, к-рый он выбрал сам. В окт. 1924 г., направляясь к месту высылки, архим Питирим побывал в Москве у патриарха Тихона, к-рый хотел посвятить его во епископа, но отложил хиротонию до возвращения его из Глазова. В марте 1925 г. по приглашению родных архим. Питирим приехал в с. Троицко-Сафроновское (ныне не существует; территория совр. Архангельского р-на Башкирии). Нек-рое время с разрешения временно управляющего Уфимской епархией Давлекановского еп.

http://pravenc.ru/text/2580312.html

С глубокой душевной скорбью осведомились Мы о том, что бывший архиепископ Подольский и Брацлавский Пимен (Пегов), именующий себя митрополитом Харьковским, председателем самочинно образованного в городе Харькове Всеукраинского священного собора (синода) епископов Украины, и бывший архиепископ Туркестанский и Ташкентский Иннокентий (Пустынский), именующий себя митрополитом Киевским, членом названного синода, с другими единодушными им епископами, занявшими иные архиерейские кафедры Украины также самочинно, без Нашего благословения, вопреки определениям Всеукраинского и Всероссийского церковных соборов 1918 г. о высшем церковном управлении на Украине (отделение 1, п. а, «Положения» о сем управлении), уклонившись в обновленческий раскол, осужденный Нашим посланием от 15/VII-23 г. и рядом совещаний целого сонма пребывавших тогда в Москве православных епископов под Нашим председательством, не только не раскаиваются в этом своем прегрешении против Церкви Христовой, невзирая на поучительные примеры покаяния многих иерархов, временно впадавших в сей раскол, а потом с искренним раскаянием возвращавшихся в лоно Святой Церкви, но, по-видимому, стремятся углубить возникшую церковную распрю, подготовляя созыв Всеукраинского церковного собора без нашего на то благословения, вопреки п. 13 названного выше «Положения» о высшем церковном управлении на Украине. Ввиду сего Мы почли своим первосвятительским долгом разъяснить, что, согласно правилу 1 св. Василия Великого и правилу 13 Антиохийского Собора, все действия сих архипастырей, как впавших в обновленческий раскол и самочинно занявших украинские епархии, без определения о том Священного Собора (Синода) законных украинских епископов и без Нашего благословения, в том числе все совершаемые ими рукоположения во епископы, пресвитеры и диаконы, как это было объяснено в Нашем послании от 15/VII-23 г., должны почитаться недействительными, сами же они, согласно правилу 13 Антиохийского Собора подлежат «извержению из своего чина святым собором». Незаконны и недействительны также все действия и распоряжения самочинно образованного «Всеукраинского Священного Синода», в частности определение сего синода о созыве Всеукраинского церковного собора без благословения Нашей мерности.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Монастырский мед пользовался спросом на Казанской и Нижегородской ярмарках. По проекту Г. была построена зерносушилка, работавшая так эффективно, что посещавшие пустынь помещики затем устраивали в своих усадьбах такие же хозяйственные дворы. Пашню мон-ря, ранее сдававшуюся в аренду, обрабатывали насельники, и она приносила больший доход. Часть доходов поступала в казну архиерейского дома. Как высочайший духовный авторитет архимандрита, так и его активная хозяйственная деятельность вызывали недовольство у нерадивых насельников и в светских кругах. Среди неоднократных жалоб в Синод на Г. был в 1908 г. и донос, в к-ром его обвиняли в развале мон-ря и в принадлежности к социал-демократической партии. Казанский архиеп. Никанор (Каменский) произвел ревизию в мон-ре, 15 мая 1908 г. Г. и казначей иером. Тихон были отстранены от должностей. По словам архим. Симеона, «батюшка чуть было не умер от потрясения» (впосл. был оправдан). Официально выселенный из обители, Г. нек-рое время жил в домике, построенном в пустыни на пожертвования почитателей, затем в Казани. Прмц. вел. кнг. Елисавета и прп. Гавриил Седмиезерный. Икона. Кон. ХХ в. (Седмиезерная пуст.) В кон. июля 1908 г. Г. приехал в псковский Елеазаров мон-рь, настоятелем к-рого был его духовный сын, архим. Иувеналий (Масловский). Для Г. был построен домик с ц. во имя арх. Гавриила, освященной 7 авг. 1910 г. Напряженную молитвенную жизнь (ежесуточно вычитывал 12 тыс. Иисусовых молитв, полуночницу, кафизмы, часы, вечерню, келейное правило) Г. сочетал со старческим служением и активной перепиской с духовенством и мирянами. Духовным руководством преподобного пользовались сщмч. Игнатий (Лебедев), схиигум. Фамарь (Марджанова), студенты и преподаватели КазДА, буд. архиереи священномученики Анатолий (Грисюк), Амвросий (Полянский), Амфилохий (Скворцов), Виктор (Островидов), Герман (Ряшенцев), Евсевий (Рождественский), Иоасаф (Удалов), Мефодий (Краснопёров), Петр (Зверев), архиепископы Варлаам (Ряшенцев), Гурий (Степанов), Иннокентий (Летяев), Иннокентий (Ястребов), Пимен (Пегов), Стефан (Знамировский), епископы Варсонофий (Лузин), Гавриил (Абалымов), Леонтий (Вимпфен), Николай (Ипатов), Феодор (Поздеевский).

http://pravicon.com/info-2020

Описывая позицию митрополита Владимира по отношению к предстоящему украинскому Собору и предложениям покинуть Киев, православные авторы тех лет свидетельствуют, что он противился созыву украинского Собора из-за неправильной в церковном отношении процедуры созыва Собора и главным образом потому, что это было требованием «группы людей, собравшихся в украинской церковной Раде под главенством архиепископа Алексия (Дородницына 49 ), которого он считал величайшим и тяжким церковным преступником и мятежником» 50 . Однако привычки, приобретенные во время по сути столь же незаконного обер-прокурорского правления, были настолько укоренены, «что если бы законное правительство Украины, – свидетельствовали современники, – предложило ему оставить Киевскую митрополичью кафедру, то он немедленно и беспрекословно сделал бы это», как будто требование – на сию минуту законного гражданского правительства – оставления архиереем церковной кафедры могло стать законным, как будто церковное право могло быть одной сути с правом гражданским, а источником власти церковной – власть светская. Таково было весьма тяжелое, столетиями копившееся мертвящее наследие синодальной эпохи. Прибывшие в Киев из Москвы епископы украинских епархий признали Центральную Раду правомочной созвать украинский церковный Собор, начало заседаний которого было назначено на 8 января 1918 года. 2 января митрополит Владимир после литургии при почти полном отсутствии молящихся совершил торжественный молебен на Софийской площади. 7 января после литургии и молебна на той же площади митрополит обратился к участникам Собора с приветственным словом и завершил его молитвой о ниспослании благословения на труды Собора. На другой день митрополит, открывая деяния Собора, обратился к членам Собора со словом, в котором призвал их к осторожной, серьезной и вдумчивой работе в духе мира, любви и единения со всей Православной Восточной Церковью вообще и в особенности со Всероссийской Православной Церковью. Собор отверг кандидатуру митрополита в качестве председателя Собора, избрав его лишь почетным председателем, председателем же был избран епископ Балтский Пимен (Пегов).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

83 . Всрхне-Удинский архиепископ Гавриил (Асташевский) 84 . Забайкальский архиепископ Михаил (Орлов) 85 . Могилевский митрополит Владимир (Кириллов) 86 . Витебский епископ Александр (Щербаков) 87 . Высочанский епископ Михаил (Свидерский) 88 . Харьковский митрополит Пимен (Пегов) 89 . Киевский митрополит Иннокентий (Пустынский) 90 . Одесский митрополит Иувеналий (Машковский) 91 . Днепропетровский архиепископ Андрей (Одинцов) 92 . Черниговский архиепископ Сергий (Иванцов) 93 . Изюмский архиепископ Иосиф (Крсчетович) 94 . Артемовский архиепископ Александр 95 . Первомайский архиепископ Иосиф (Михальчук) 96 . Николаевский архиепископ Рафаил (Прозоровский) 97 . Мелитопольский епископ Иов (Сахновский) 98 . Конотопский епископ Михаил (Митрофанов) 99 . Черкасский епископ Иосиф (Ясковский) 100 . Старобельский епископ Мелетий (Фомин) 101 . Мариупольский епископ Августин (Разумовский) Епископы с совещательным голосом: 102 . Петергофский архиепископ Макарий (Торопов) 103 . Нижнеломовский епископ Иоанн (Ягодинский) 104 . Уржумский епископ Филарет (Домрачев) 105 . Епископ Николай(Рубцов) 106 . Нерехтский епископ Андрей (Смирнов) По должностному положению иерархи-участники Собора распределялись так: митрополитов – 16 архиепископов – 58 епископов – 32 Всего – 106 человек. Программа III Всероссийского Поместного Собора 1 октября 1925 года следующая: I. О мире в Церкви а) Современное положение православия (докладчик митрополит Александр Введенский ). б) О деятельности Священного Синода за все время его существования и в частности о мероприятиях к умиротворению церковной распри (докладчик протопресвитер П. Н. Красотин). II. О церковном благоустройстве а) Об устроении церковной жизни в условиях современной государственности (докладчик митрополит Александр Введенский ). б) Об организации Центрального и местного церковного управления: 1. Об историческом и каноническом обосновании Священного Синода (докладчик проф. прот. Н. Г. Попов). 2. Организация Высшего Церковного Управления (докладчик митрополит Московский

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

Священный Собор епископов укажет канонические пути этого оживления, обновления». К. с. также обратилось к присутствовавшим на нем епископам с просьбой ознакомить их паству «с положением вопроса о «Живой Церкви»». К. с. предложило присутствовавшим епископам провести в скорейшее время собрание для обсуждения и утверждения высказанных инициатив. Уже на следующий день после закрытия К. с., 5 сент. 1922 г., состоялось собрание правящих епископов Православной Церкви на Украине под председательством экзарха Украины митр. Михаила, в к-ром приняли участие: Подольский и Брацлавский архиеп. Пимен (Пегов), епископы Черниговский Пахомий (Кедров), Волынский и Житомирский Аверкий (Кедров) , Николаевский Прокопий (Титов), Лубенский Григорий (Лисовский), Каневский Василий (Богдашевский) , Белоцерковский Димитрий (Вербицкий), Винницкий Амвросий (Полянский) . Секретарем на заседании был прот. Н. Гроссу. После обсуждения пожеланий К. с. собрание епископов постановило, что «Украинская Церковь отныне стала на путь автокефалии, то есть полной самостоятельности в делах внутреннего управления». При этом было определено, что разрешение вопроса об автокефалии «принадлежит компетенции Всеукраинского Церковного Собора». Собрание утвердило новую формулу поминовения иерархии за богослужениями на территории Украины: «О святейших православных Патриархах, о преосвященном Экзархе всея Украины митрополите Михаиле и о преосвященном епископе нашем (имярек)». Экзарх Украины в свою очередь поминал за богослужением: «Святейшего Патриарха Тихона и вся Патриархи православные». Архиеп. Григорий (Лисовский) в своем послании подчеркивал, что фактически «Церковь Украинская понималась как автономная, а не автокефальная, подчиненная Экзарху». На собрании была обсуждена проблема замещения Киевской и Одесской архиерейских кафедр, правящие архиереи к-рых митрополиты Антоний (Храповицкий) и Платон (Рождественский) находились в эмиграции. Было определено объявить обе кафедры свободными. Временно управляющими в этих епархиях Синод постановил считать соответственно экзарха Украины митрополита Михаила (Ермакова) и архиеп.

http://pravenc.ru/text/1684579.html

[Лавринов. С. 164.] СЕРАФИМ (Ляде или Ладе [Серафим Оскарович]) Митрополит Берлинский и Германский По происхождению и национальности немец. В 1916 г. окончил Московскую духовную академию, где был пострижен в монашество. Уклонился в обновленческий раскол в самом начале его. В 1923 г. в Харькове хиротонисан во епископа. Хиротонию совершал митр. Пимен (Пегов) по Кат-ЕС. По Кат-АМ хиротонисан во епископа 8/IХ-1924 г. Состоял секретарем обновленческого У краинского Синода. С 1927 г. – еп. Ахтырский. В 1929 г. с разрешения правительства выехал в Германию. Был принят в юрисдикцию Карловацкого Синода и возведён в сан архиепископа Мюнхенского и Баварского. В 1938 г. – митр. Берлинский и Германский. В период Отечественной войны его юрисдикции была подчинена Белорусская и русские области, занятые немцами. Член эмигрантского Синода в Мюнхене, там же проживает и возглавляет церковно-фашистскую оппозицию. Именует себя управляющим Православными Церквами всей Германии. По отзывам знавших его он является политическим авантюристом. ЛИТЕРАТУРА: ЖМП. 1945. 12. С. 6. Вестник Св. Синода Православной Российской Церкви. 1927. 5–6. С. 3. Правда о религии в России М. П. С. 160. ФПС II. С. 9. Кат-АМ 295а. Кат-ЕС 1. С. 8, п/п 43. [Кат-ГУБ. С. 990.] Родом из г. Лейпцига, православный немец. В 1914 г. назначен на летний сезон к служению священником в курортном пригороде г. Гамбурга. После начала первой мировой войны подвергся газетным нападкам, как германский подданный. Вскоре, во время учебы в академии принял российское гражданство. Скончался в 1946 г. [Евлогий. С. 395, 592.] СЕРАФИМ (Мещеряков [Яков Михайлович]) Бывший митрополит Ставропольский Родился 18/III-1860 года, сын крестьянина. Уроженец Пермской епархии. В 1883 г. в Александро-Невской Лавре пострижен в монашество, будучи студентом Санкт-Петербургской духовной академии. В 1884 г. окончил Санкт-Петербурскую академию со степенью кандидата богословия. Назначен смотрителем Холмского духовного училища. 28/Х-1884 г. возведён в сан иродиакона.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

В декабре 1917 года в Киев также прибыла делегация Всероссийского собора во главе с мит­рополитом Платоном (Рождественским). После консультаций с делегацией митрополит Владимир дал согласие на проведение Всеукраинского собора. В конце декабря 1917 — начале января 1918 года в епархиях прошли выборы делегатов на Всеукраинский собор. В первых числах января 1918 года Собор начал свою работу в Киеве. Митрополит Владимир был избран почетным председателем Собора. Первая сессия Собора работала в крайне непростой обстановке, поскольку именно в эти дни развивалось наступление большевистской Красной армии на Киев. Уже через неделю после начала Собора делегаты стали покидать Киев, а сессия Собора была закрыта. Таким образом, проблема канонического статуса Украинской Церкви на первой сессии так и не была решена окончательно. В конце января 1918 года большевистские вой­ска под командованием М. Муравьева вплотную подошли к Киеву с левого берега Днепра, начался штурм. Вскоре большевики овладели городом, после чего здесь стали происходить массовые грабежи и убийства 17 . Вечером 25 января в покои митрополита в Киево-Печерской лавре ворвалось пятеро вооруженных людей во главе с человеком в кожаной куртке и бескозырке. После беседы с архипастырем они потребовали, чтобы он оделся и следовал за ними. Иерарха отвели примерно на тысячу шагов от стен Лавры. Здесь вооруженные люди свернули с дороги на несколько шагов влево и там на небольшой полянке среди крепостных валов расстреляли митрополита и затем ограбили.  Утром 26 января тело святителя было найдено с многочисленными огнестрельными, колотыми и резаными ранами. В акте освидетельствования указано, что пальцы правой руки святителя были сложены для крестного знамения 18 . Это значит, что в момент расстрела митрополит Владимир молился и благословлял своих убийц. Двадцать девятого января в Успенском соборе Лавры состоялось отпевание митрополита Владимира, в котором приняли участие митрополит Платон (Рождественский), епископы Агапит (Вишневский), Пахомий (Кедров), Никодим (Кротков) и Пимен (Пегов). Тело святителя было перенесено на территорию Ближних пещер и погребено в Крестовоздвиженском храме.

http://e-vestnik.ru/analytics/mitropolit...

1923–1925: 11(24).03.1925–04(17).11.1926: Варлаам Пикалов 1926–1928: 1928–10.1929: Стефан Гнедовский 1929–18(31).01.1930: Мануил Лемешевский , в. у. 03 .1931–12.1931: Арсений Денисов 30 .12(12.01).1931–09(22).11.1933: Иннокентий Клодецкий 06(19).09.1934–1935: Иннокентий Клодецкий, паки 20 .05(02.06).1935–1936: Алексий Сергеев Каширская (обн.) 1925–1925: Иннокентий Кулаков 1925–1928: 07(20).05.1928–09.1929: Димитрий Троицкий Кегсгольмская и Ладожская см. Ладожская Кемская см. Пинежская Керженская 17(30).07.1922–1929: Павел Волков Керченская 1924–06(19).03.1928: Александр Раевский 06(19).03.1928–16.02(01.03).1929: Владимир Горьковский Керченско-Феодосийская (обн.) 10(23).06.1925–1925: Павел Масленников 1925–1929: 09 .1929–10.1929: Василий Виноградов Киевская 23 .11(06.12).1915–25.01(07.02).1918: Владимир Богоявленский 17(30).05.1918–1921: Антоний Храповицкий 1919–1921: Назарий Блинов, в. у. 1921–17(30).03.1929: Михаил Ермаков 1923–1928: Георгий Делиев, в. у. 1924–1924: Макарий Кармазинов, в. у. 1925–1925: Сергий Куминский, в. у. 04 .1930–01(14).02.1932: Димитрий Вербицкий 21 .03(03.04).1932–26.06(09.07).1934: Сергий Гришин 26 .06(09.07).1934–16(29).09.1937: Константин Дьяков 1937–1938: Александр Петровский , в. у. 1938–1941: 15(28).07.1941–15(28).01.1944: Николай Ярушевич 1941–1943: Пантелеимон Рудык, в. у., окк. 30 .01(12.02).1944–17(30).03.1964: Иоанн Соколов Киевская (обн.) 1923–1923: Тихон Василевский 09(22).11.1923–07(20).03.1924: Николай Федотов 1924–1924: Александр Щербаков, в. у. 1924–1929: Иннокентий Пустынский 1928–1929: Иувеналий Мошковский 1929–03(16).02.1935: Пимен Пегов 1935–1937: Александр Чекановский 1938–1941: Владимир Злобин Киевская (укр.) 1921–: Василий Липковский – 1927: 1927–: Николай (Никола) Борецкий. Константин Милюшкевич Георгий Махновский Иоанн Павловский Кимрская 25 .09(08.10). 1929–16(29).03.1931: Иоанн Соколов 16(29).03.1931–03(16).09.1931: Николай Муравьев-Уральский 03(16).09.1931–24.11(07.12).1932: Никифор Никольский Кимрская (обн.) 09 .1932–11.1932: Пётр Горбатов

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010