После кончины Патриарха Алексия 2 июня 1971 года на Поместном Соборе Русской Православной Церкви Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Крутицкий и Коломенский Пимен (Извеков) был избран на московский Патриарший престол. Готовился мирный визит Предстоятеля Русской Церкви в Константинопольский Патриархат с посещением и других Поместных Церквей православного Востока. Однако встрече Патриархов Пимена и Афинагора не суждено было состояться. 7 июля 1972 года Патриарх Афинагор скончался. В этот же день Патриарх Пимен телеграфировал председателю Синода Константинопольской Церкви митрополиту Халкидонскому Мелитону (Хадзису) с выражением соболезнований и информацией о направлении на погребение Патриарха Афинагора делегации Русской Церкви в составе митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима, представителя Московского Патриархата при Всемирном совете церквей в Женеве профессора протоиерея Виталия Борового, представителя Русской духовной миссии в Иерусалиме протодиакона Владимира Назаркина и секретаря Представительства Московского Патриархата при Всемирном совете церквей Г.Н. Телеграммы со словами соболезнований в адрес митрополита Мелитона направили председатель Комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства и межцерковных сношений митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим и новоназначенный председатель Отдела внешних церковных сношений митрополит Тульский и Белевский Ювеналий Уже 16 июля 1972 года состоялось избрание нового предстоятеля Константинопольской Церкви. Им стал митрополит Имврский и Тенедский Димитрий (Пападопулос). 29 декабря Патриарх Пимен направил новоизбранному 269 Архиепископу Константинополя — Нового Рима и Вселенскому Патриарху свое ответное приветственное Важной составляющей общения двух Поместных Церквей были контакты руководства ОВЦС с зарубежными иерархами Константинопольского Патриархата. В феврале 1971 года митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим посетил Сидней. В ходе визита состоялось общение и совместные богослужения с главой греческой православной Архиепископии Австралии архиепископом Австралийским Иезикиилем (Цукаласом). Митрополит Никодим уже после своего ухода с поста председателя ОВЦС просил Патриарха Афинагора менее чем за месяц до кончины предстоятеля Константинопольской Церкви благословить архиепископа Иезекииля совершить ответный гостевой визит в СССР, что должно было, по мнению ленинградского архипастыря, послужить укреплению и расширению братских связей между Константинопольским и Московским Благожелательный ответ Фанара поступил за три дня до смерти Патриарха Афинагора за подписью митрополита Халкидонского Мелитона (Хадзиса). Однако архиепископ Иезекииль не смог прибыть в СССР, сославшись на болезнь и рекомендации врачей.

http://patriarchia.ru/db/text/6096564.ht...

того же года он был гостем в Троице-Сергиевой лавре по случаю празднования 85-летия Патриарха Алексия I. В сент. 1963 г. Патриарх Алексий I нанес ответный визит ГПЦ. В мае 1968 г. Католикос-Патриарх Ефрем II принял участие в торжествах, посвященных празднованию 50-летнего юбилея восстановления Патриаршества РПЦ. 21 апр. 1970 г. он присутствовал при погребении в Троице-Сергиевой лавре Патриарха Московского и всея Руси Алексия I ( Ефрем II (Сидамонидзе), Католикос-Патриарх всей Грузии. Надгробное слово//ЖМП. 1970. 6. С. 49-50; Его Святейшество Католикос-Патриарх всей Грузии Ефрем II в Москве//Там же. 1970. 8. С. 51). На Поместном Соборе РПЦ 1971 г. (30 мая - 2 июня), избравшем Патриархом Московским и всея Руси Крутицкого митр. Пимена (Извекова) , Патриарх Ефрем присутствовал в числе почетных гостей (Приветствия гостей Собора Патриарху//ЖМП. 1971. 12. С. 15-17). Католикос-Патриарх Ефрем выступал против испытаний ядерного оружия и дискриминации народов; он состоял в Республиканском и Всесоюзном комитетах мира, Об-ве солидарности стран Азии и Африки, был членом президиума Грузинского комитета Об-ва по охране памятников древности. После кончины Католикоса-Патриарха Ефрема в 1972 г. на XI Церковном Соборе 1 июня того же года на Патриарший престол был избран митр. Урбнисский Давид (Девдариани; 1972-1977). На Церковном Соборе и на интронизации Католикоса-Патриарха присутствовала делегация РПЦ во главе с Управляющим делами Московской Патриархии митр. Таллинским и Эстонским Алексием (Ридигером ; в наст. время Патриарх Московский и всея Руси), приветствие Собору направил Патриарх Московский и всея Руси Пимен ( Пимен (Извеков), Патриарх Московский. Послание//ЖМП. 1972. 8. С. 48; Алексий (Ридигер), митр. Речь//Там же. С. 49-51). Преподаватели и ученики Мцхетской духовной семинарии. Фотография. 60-е гг. ХХ в. Преподаватели и ученики Мцхетской духовной семинарии. Фотография. 60-е гг. ХХ в. В нояб. 1972 г. Патриарх Пимен посетил Католикоса-Патриарха Давида V (VI) в Тбилиси ( Пономаренко В.

http://pravenc.ru/text/638558.html

Интронизация Патриарха  Пимена Выборы патриарха в 1971 году, после смерти патриарха Алексия I (Симанского) были также открытыми и безальтернативными. Хотя теперь повсюду в епархиях под председательством правящих архиереев прошли съезды духовенства и мирян, которые должны были избрать членов Поместного собора (как и в 1945 году, 1 клирика и 1 мирянина от епархии) и даже обсудить кандидатуру будущего Патриарха — взамен скончавшегося 17 апреля 1970 года Святейшего Патриарха Алексия. Большая часть епархиальных съездов высказалась за то, чтобы Патриархом был избран Крутицкий митрополит Пимен (Извеков), но были названы и кандидатуры митрополитов Ленинградского Никодима (Ротова) и Алма-Атинского Иосифа (Чернова), старшего по хиротонии в российском епископате и имевшего лагерный стаж 25 лет. Однако на состоявшемся накануне Собора архиерейском совещании в Новодевичьем монастыре с подачи митрополита Никодима (Ротова) было решено, что на голосование будет выдвинут лишь один кандидат – митрополит Пимен. Тогда же архиепископ Брюссельский Василий (Кривошеин), бывший участник Белого движения и до 1951 года – эмигрант, — предложил, чтобы голосование было все-таки тайным, но его предложение не было принято. 2 июня 1971 года в Троице-Сергиевой Лавре 75 архиереев Собора, голосуя за себя и за клириков и мирян своей епархии (всего в составе Собора было 85 клириков и 78 мирян), назвали своим избранником митрополита Крутицкого и Коломенского Пимена. Интронизация состоялась на следующий день, 3 июня 1971 года. Интронизация Святейшего Патриарха совершалась в день всероссийского праздника в честь Владимирской иконы Божией матери. Его Святейшество воспринял это как благое предзнаменование особого покровительства Богоматери. «Владимирский образ Божией Матери, — говорил Свят. Патриарх Пимен, — это московская святыня, святыня тех мест, где я родился. Он был нашим семейным образом, он стал моим образом на пути иноческого делания. В день празднования этого же образа, по благословению Царицы Небесной, совершалась моя интронизация».

http://pravmir.ru/intronizaciya-patriarx...

Избрание на Патриарший Престол 17 апреля 1970 года на 93-м году жизни скончался Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I. 16 апреля, накануне своей кончины, он возложил на митрополита Пимена вторую панагию. В соответствии с действовавшим тогда «Положением об управлении Русской Православной Церкви» после кончины Патриарха обязанности Местоблюстителя Патриаршего Престола возлагались на старейшего по хиротонии постоянного члена Священного Синода. Таковым в это время и был митрополит Крутицкий и Коломенский Пимен (Извеков). Обязанности Местоблюстителя он исполнял более года. После смерти Патриарха Алексия I не было полной ясности, кто станет его преемником. Часть епископата желала видеть на Патриаршем Престоле митрополита Ленинградского Никодима (Ротова). Помимо митрополитов Пимена и Никодима, постоянными членами Священного Синода ко времени кончины Патриарха Алексия I являлись митрополит Киевский, Патриарший экзарх Украины Филарет (Денисенко), и митрополит Таллинский Алексий (Ридигер; будущий Патриарх Алексий II). В то время в силу возраста (оба они родились в 1929 году, как и митрополит Никодим) и в силу малой тогда известности в широких церковных кругах не могли быть реальными кандидатами на Патриарший Престол. Сам Патриарх Алексий I желал, видимо, иметь своим преемником митрополита Пимена. О митрополите Никодиме Патриарх Алексий отозвался в своей беседе с председателем Совета по делам религий при Совете Министров СССР В.А. Куроедовым так: «Но он еще молод. Пожалуй, это не поймут. Пимен на пост Патриарха больше подходит. Патриарху совсем не нужно быть активным путешественником по другим странам. Он может быть как бы в стороне, а выступать Патриарху следует тогда, когда это нужно». Архиепископ Брюссельский и Бельгийский Василий (Кривошеин) рассказывает в своих мемуарах о царивших перед выборами нового Патриарха настроениях: «В эти же дни моего посещения СССР, … мне пришлось видеться и разговаривать с митрополитом Таллинским и Эстонским Алексием, постоянным членом Священного Синода и управляющим делами Московской Патриархии. Он принял меня в своем рабочем кабинете в Чистом переулке. Но в отличие от других собеседников, он сам обратился ко мне с вопросом:

http://patriarchia.ru/db/text/1339330.ht...

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен Биография Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена Пимен, Патриарх Московский и всея Руси (Извеков Сергей Михайлович) Родился 10 (23) июля 1910 г. в селе Кобылино Малоярославецкого уезда Калужской губернии. С детства иподиаконствовал у епископов Богородских Никанора (Кудрявцева) и Платона (Руднева). В 1925 г. после окончания школы переехал в Москву и вскоре в Сретенском монастыре принял постриг в рясофор с именем Платон. Нес послушание регента в храме прп. Пимена Великого в Сущеве, в Богоявленском соборе и в других храмах Москвы. 4 октября 1927 г. в пустыни Параклит (Святого Духа) близ Троице-Сергиевой лавры пострижен в монашество с именем Пимен в честь преподобного Пимена Великого. 16 июля 1931 г. архиепископом Звенигородским Филиппом (Гумилевским) рукоположен во иеродиакона, а в январе 1932 г. — во иеромонаха. Окончание Великой Отечественной войны застало иеромонаха Пимена священником Благовещенского собора в городе Муроме. В соборе он служил до 1946 г. Затем продолжал свое служение в Одесской епархии в должности казначея Одесского Илиинского монастыря, помощника благочинного монастырей епархии, преподавал в Одесской духовной семинарии, исполнял другие епархиальные послушания. В декабре 1947 г. возведен в сан игумена. Вскоре был переведен в Ростовскую епархию, где до 1949 г. занимал должность секретаря епископа, члена епархиального совета, ключаря кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы. В 1949 г. назначен наместником Псково-Печерского монастыря, в 1950 г. возведен в сан архимандрита. В 1954-1957 гг. наместник Троице-Сергиевой лавры. 17 ноября 1957 г. в Успенском кафедральном соборе в Одессе хиротонисан во епископа Балтского. Хиротонию совершили Патриарх Алексий I, архиепископы Херсонский и Одесский Борис (Вик) и Кишиневский и Молдавский Нектарий (Григорьев), епископы Кировоградский и Николаевский Иннокентий (Леоферов) и Переяслав-Хмельницкий Нестор (Тугай). С 26 декабря 1957 г. епископ Дмитровский, викарий Московской епархии.

http://foto.patriarchia.ru/patriarch/svy...

в праздник Ризоположения в городе Богородске (Ногинск) в благочестивой семье. Его отец Михаил Карпович служил механиком на фабрике. Дети в семье Извековых умирали в младенчестве, кроме первой дочери — Марии Михайловны, крестной матери своего брата — будущего Патриарха. Когда родился сын Сергей, его мать Пелагея Афанасьевна дала обет посвятить дитя Богу. Вместе с матерью мальчик совершал паломничества по святым местам, особенно часто они бывали в Троице-Сергиевой лавре. В богородской средней школе Сергей Извеков был одним из лучших учеников. Даже в школьные годы он находил время для чтения Священного Писания и духовноназидательных книг, особенно ему полюбились сочинения архиепископа Иннокентия (Борисова), находил он время и для клиросного послушания в богородском Богоявленском соборе, а потом для исполнения иподиаконских обязанностей при Богородских епископах Никоне и Платоне. Мальчик брал уроки музыки у профессора Воронцова, постигая вокальное и регентское искусства.    В 1925 г., окончив среднюю школу, Сергей Извеков переехал в Москву и в Сретенском монастыре принял постриг в рясофор с именем Платон. 4 октября 1927 г., в семнадцать лет, от руки игумена Агафодора он принял постриг в мантию с наречением имени преподобного Пимена Великого. После пострига будущий первосвятитель управлял хором в московском храме преподобного Пимена Великого. В 1931 г. он сдал экзамены за курс духовной школы комиссии под председательством бывшего ректора Вифанской семинарии протоиерея Зверева. После этого, 16 июля 1931 г., архиепископ Звенигородский Филипп (Гумилевский) рукоположил его в иеродиакона, а 25 января 1932 г.— в иеромонаха. В течение нескольких лет юный иеромонах нес послушание регента Дорогомиловского Богоявленского собора — в ту пору кафедрального храма Москвы. Вспоминая начало 30-х гг., Патриарх Пимен говорил: «Мое благовестничество началось с того времени, как я принял сан иеромонаха».    Во время Великой Отечественной войны призывался в действующую армию, а в конце войны он уже служил священником в Благовещенском соборе Мурома.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Другой раз на Рождественском богослужении в ночь на Рождество в 1959 году в Преображенском храме, выступая с проповедью, он не оставил камня на камне от «мифологической теории», отрицавшей историчность Христа. В это время начинают портиться отношения у Митрополита с представителями власти. Особенно раздражает Карпова та непреклонность, которую обнаруживал Митрополит, когда шла речь о закрытии некоторых сельских церквей в Московской епархии. Тогда была установка: закрывать храмы руками архиереев. Но на все домогательства о закрытии храмов у Митрополита был один ответ: «Нет, нет, нет». Как рассказывал один церковный работник, который был у Карпова во время телефонного разговора председателя Совета по делам Православной церкви с Митрополитом, Карпов по окончании разговора в раздражении бросил трубку со всей силы об стол. В это время вообще в церкви происходит поляризация сил. Совершенно отходит на задний план еще недавно всемогущий Колчицкий. Он был в это время очень тяжело болен, но дело не только в болезни: почуяв опасность, поняв, что наступают новые времена, времена тяжелые, которые требуют смелости в борьбе за церковь, старый хитрец сознательно отходит на задний план. В это время фактически его место занимает (хотя и без всякого официального акта) недавно рукоположенный епископ Пимен Извеков (нынешний Патриарх). В это время я знакомлюсь с этим епископом, о котором говорили, как о восходящей звезде на церковном горизонте. Нет смысла останавливаться подробно на биографии этого прославленного на весь мир человека. Все же остановлюсь на основных вехах его жизненного пути, постаравшись заполнить те белые пятна, которые имеются в его официальной биографии. Сергей Николаевич Извеков родился 23 июня 1910 года в городе Богородске Московской губернии в семье провинциального врача. Отец Сергея Николаевича был сыном священника и отпрыском старой духовной династии. Во время гражданской войны отец Сергея Николаевича переезжает в село в качестве местного врача. Связи с духовной средой у врача Извекова никогда не прерывались. В частности, его близким другом является местный священник, сын которого был другом детства будущего Патриарха. Впоследствии (не знаю, как сейчас) его ближайший друг занимал место церковного старосты московского храма Илии Обыденного, в котором часто служит Патриарх.

http://azbyka.ru/fiction/v-poiskax-novog...

7. Поместный Собор высоко оценивает активную и многогранную деятельность Святейшего Патриарха Алексия, Священного Синода и всей Поместной Русской Православной Церкви в их служении современному человечеству, основой которого является постоянная и усердная молитва Владыке вселенной о мире всего мира». 2 июня Поместный Собор издал «Деяние» «Об отмене клятв на старые обряды и на придерживающихся их», принял «Послание... Преосвященным архиереям, боголюбивым пастырям, честному иночеству и всем верным чадам Русской Православной Церкви», а также «Обращение... к христианам всего мира». Главным событием заключительного заседания Поместного Собора, состоявшегося 2 июня, явилось избрание Патриарха. Епископы, голосуя от своего имени и от имени клириков, и мирян своих епархий, начиная с младшего по хиротонии и кончая Заместителем Председателя Собора митрополитом Ленинградским и Новгородским Никодимом, назвали своим избранником митрополита Крутицкого и Коломенского Пимена. 3 июня 1971 года в Богоявленском кафедральном соборе Москвы состоялась интронизация нареченного Патриарха. Патриарх Московский и всея Руси Пимен (в миру Сергей Михайлович Извеков) родился 10 (23) июля 1910 года в праздник Ризоположения в городе Богородске (ныне Ногинск) в благочестивой семье. Его отец Михаил Карпович служил механиком на фабрике. Дети в семье Извековых умирали в младенчестве, кроме первой дочери - Марии Михайловны - крестной матери своего брата - будущего Патриарха. Поэтому когда родился сын Сергей, его мать Пелагея Афанасьевна дала обет посвятить дитя Богу. Вместе с матерью мальчик совершал паломничества по святым местам, особенно часто они бывали в Троице-Сергиевой Лавре. В Богородской средней школе Сергей Извеков был одним из лучших учеников. Даже в школьные годы он находил время для чтения Священного Писания и духовно-назидательных книг, особенно ему полюбились сочинения архиепископа Иннокентия (Борисова), находил он время и для клиросного послушания в Богородском Богоявленском соборе, а потом для исполнения иподиаконских обязанностей при Богородских епископах Никаноре и Платоне. Мальчик брал уроки музыки у профессора Воронцова, постигая тайны вокального и регентского искусства.

http://sedmitza.ru/lib/text/440013/

Закрыть itemscope itemtype="" > С молитвой по минному полю 15.04.2014 504 Время на чтение 4 минуты Святейший Патриарх Пимен (Извеков) Годы жизни - 1910-1990 Годы патриаршества - 1971-1990 Будущий Патриарх Московский и всея Руси Пимен вошёл в русскую историю ещё в молодости, ещё будучи простым безвестным иноком Платоном. Как это вышло? С помощью художника Павла Корина. Корин был величайшим русским живописцем ХХ века, лучшую же свою картину, огромное полотно «Русь уходящая», он так и не сумел завершить, но, занимаясь им, до такой степени был водим Духом Святым, что стяжал даже пророческий дар: в числе прочих персонажей он изобразил трёх будущих Патриархов - митрополита Сергия (Страгородского), митрополита Алексия (Симанского) и - инока Пимена (Извекова). И если о появлении на картине первых двух персонажей ещё можно было говорить как о простом совпадении, то уж юноша-инок мог оказаться рядом с ними только чудом. Так - с чуда - начался церковный путь будущего Патриарха. Сейчас о нём вспоминают мало. В истории каждого русского Патриарха есть страницы особенно яркие: у Святейшего Тихона - гонения, у Святейшего Сергия - война и примирение с властью, у Святейшего Алексия I - хрущёвщина, у Святейшего Алексия II - Второе крещение Руси... А что было в истории Святейшего Пимена? Как будто ничего. Тишина и неподвижность: картина типичная для того времени - в 70-х и 80-х годах... Та эпоха, которую сейчас называют застоем. Но ведь на самом деле следует говорить не «застой», а «мир», «покой» - идеал христианской жизни. Мы-то с вами сейчас понимаем: чтобы мутить воду, баламутить болото, большого ума не требуется, а вот содержать в мире что страну, что паству - тут нужен нешуточный государственный талант. Говорят, в юности иеромонах Пимен не принял «Декларацию» митрополита Сергия, за что и попал в первый раз в лагерь. Но с годами он проникся сергиевой мудростью и, став Предстоятелем, старался не просто не ссориться с властью, но даже дружить с нею. Так, например, Председатель Совета Министров СССР А.Н. Косыгин (о котором многие говорят как о тайном православном) с большой теплотой отзывался о Святейшем, и тот платил ему тем же. И наоборот: когда Солженицын прислал Патриарху известное своё «Великопостное письмо» - мол, протестуйте! боритесь! возвысьте голос! - Святейший не удостоил ответом именитого диссидента.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

— Когда учился в 3-м классе семинарии, решил пойти в монастырь, в Троице-Сергиеву лавру. Пошел. В то время наместником был владыка Пимен (Хмелевский). «Батюшка, я послушником хотел бы быть». — «Куда сейчас мне тебя направить? На просфорню?» А у меня тогда с сердцем проблемы были, а в просфорне печки русские — жара дикая. «А селить тебя куда? Некуда. Приходи по осени». Хорошо. В Лефортово был один юноша старше меня года на три. Он пошел послушником в Лавру, потом рясофорным послушником был, в семинарию поступил, ходил в монашеских одеждах. Потом вдруг стал в семинарском костюме ходить. Оказывается, там какая-то у него зазноба появилась — решил жениться. Его мама была знакома с моей мамой. Он заканчивал в 1959 году семинарию. Ему епископ Пимен (Извеков) не благословил жениться, однако он не успокоился. Ему посоветовали обратиться к духовникам. Лаврские духовники его не устраивали, он решил большим авторитетом прикрыться. Мама говорит: поехали в Глинскую пустынь. Я тоже поехал, потому что мама сказала: «Не вздумай уходить в монастырь, не взяв благословения». Приехали. Всенощная при свечах, электричества там не было. Закончилась служба в час ночи. Пришли к старчику — отцу Андронику, он бегает, суетной такой. Сели на кровать — а там одни досочки, покрытые простынкой. Подушку попробовал — там песочек. И тот: «Батюшка, я уже заканчиваю семинарию, хотел взять благословение жениться». «Куда жениться? Нам с тобой затвориться в келии и молиться — какое жениться?! Не дай Бог с ними свяжешься, потом не рад будешь — ославят на всю Россию». А я довольный… «Вот, молодежи нужно жениться». А у нас 2-3 года разницы, я говорю: «Батюшка, а я в монастырь хотел пойти». «А что все в монастырь — кому-то и в миру надо послужить. Монастырь от тебя не уйдет, а в миру надо потрудиться». И пошел на кладбище на панихиду. Вышли, мама того говорит: «Ну, что сказал?». — «Да нет, чтобы сесть, поговорить — он суетится, не поймешь что говорит». — «Вы идите спать, а я дождусь его». На утро: «Ну что, дождалась?» Он сказал: «Да они люди ученые, разберутся сами — нам не нужно лезть туда». Товарищ мой в итоге все же женился, и жена его действительно ославила на всю Россию. Они не могли с ее мамой площадь разделить, та пошла за помощью в комсомол. А те попросили небольшую заметочку о том, что в священнических семьях нет любви. Та подписала. Потом еще одну, другую, третью — они тиражировались по всем газетам… Лет через 15 я встретил его в Москве: «Это правда, что отец Андроник сказал». — «Это совпадение…» Потом патриарх Пимен разрешил его рукоположение в сан диакона, но с пометкой: «Без дальнейшего продвижения». Так диаконом он и умер.

http://patriarchia.ru/db/text/6084965.ht...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010