29 ноября 1944 года отец Пимен был задержан милицией в Москве за нарушение паспортного режима. В результате разбирательства его обвинили в уклонении от воинской службы, в том, что он «скрывался от ответственности под видом служителя религиозного культа». Незадолго до этого, 18 ноября 1944 года, Берия направил записку Сталину о том, что работники госпиталей выдают справки об освобождении от военной службы без достаточных оснований. 15 января 1945 года военный трибунал приговорил С.М. Извекова к заключению в исправительно-трудовой лагерь сроком на десять лет и лишению звания «старший лейтенант». Этот приговор нельзя назвать справедливым. На момент ареста он не мог быть назван дезертиром, так как подлежал освобождению от службы как священнослужитель. Следует сказать, что впоследствии Патриарх Пимен получил памятные юбилейные медали в ознаменование победы в Великой Отечественной войне. Эти медали вручались ему в торжественной обстановке. 4 марта 1945 года иеромонах Пимен по этапу был доставлен в Воркуто-Печорский лагерь за Полярным кругом. Условия этого лагеря были суровыми. Жгучие морозы, отсутствие санитарных условий и нормальной пищи обрекало на смерть большинство заключенных. Медицинская специальность вновь пригодилась отцу Пимену — в лагере он работал санинструктором. 18 сентября 1945 года иеромонах Пимен был освобожден по амнистии для участников войны. К этому времени он был уже очень плох — страдал сильными болями в позвоночнике. После освобождения он вернулся в Москву и обследовался. Медицинское обследование выявило туберкулез позвоночника. До февраля 1946 года отец Пимен находился на стационарном лечении в Московском областном туберкулезном институте. Служение в Муроме, Одессе, Рязани и Ростове-на-Дону После выхода из больницы иеромонах Пимен возвратился к пастырскому служению. Епископ Владимирский и Суздальский Онисим (Фестинантов) 20 марта 1946 года назначил его в клир Благовещенского собора города Мурома. Епископу Онисиму отца Пимена рекомендовал служивший в этом соборе схиигумен Савватий (Крутень). С отцом Савватием (тогда еще иеромонахом Серафимом) инок Платон (Извеков) познакомился в 1925 году в Сретенском монастыре.

http://patriarchia.ru/db/text/1339330.ht...

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен (Извеков). Фото: Неизвестный автор, архив Издательского Совета РПЦ/patriarchia.ru      Патриарх Пимен ушел в вечность 3 мая 1990 года, в канун 45-летия Великой Победы, не оставив воспоминаний. Но его многолетнему помощнику архимандриту Дионисию (Шишигину), недавно также отошедшему ко Господу, удалось составить максимально подробное и чрезвычайно интересное жизнеописание Святителя, вышедшее под названием «Былое пролетает... Патриарх Пимен и его время». К июню 1941 года будущий Патриарх Пимен (в миру – Сергей Михайлович Извеков) уже был молодым священнослужителем – иеромонахом. Но, как и многие пострадавшие в годы репрессий пастыри, в эти годы он не служил, а находился в ссылке в Узбекистане, откуда и был призван в ряды Рабоче-крестьянской Красной армии. Окончил пехотное училище, получил офицерское звание, был несколько раз контужен и ранен. Подобно многим другим ветеранам Великой Отечественной, Патриарх Пимен не любил рассказывать о своих ратных подвигах, но от ранений и контузий страдал всю оставшуюся жизнь. Жизнь, которая не раз могла прерваться в те годы, и которой Святейший считал себя обязанным Пресвятой Богородице. Вот как об этом написал в жизнеописании Патриарха архимандрит Дионисий: С конца 50-х годов прошлого века и почти до самой смерти Святейший Патриарх Пимен совершал благодарное акафистное пение перед чудотворным образом иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» в московском храме во имя пророка Илии, что в Обыденском переулке. Тогда никто не сомневался, что Патриарх молился в благодарность за спасение на войне». Митрополит Тверской и Кашинский Алексий (1910-1988 гг) Ровесник Святейшего Патриарха Пимена, владыка Алексий во многом пересекался с приснопамятным Предстоятелем и в церковном служении, и в жизни. Также как и Патриарх, будущий митрополит немало претерпел в 1920-30-х годах, служил псаломщиком, был лишен избирательных прав, прошел тюрьмы и Свирские лагеря, и наконец, в октябре 1941-го, оказался на фронте. Тоже был неоднократно ранен, а однажды, в 1944-м, несмотря на тяжелое ранение, продолжил выполнять задание командования, за что был награжден медалью «За боевые заслуги».

http://pravoslavie.ru/113911.html

Наместник Архимандрит Пимен (Извеков) и предсказание старца Симеона Наместник Архимандрит Пимен и старец иеросхимонах Симеон (Желнин) С 1949 по 1954 год Наместником Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря был архимандрит Пимен (Извеков) — достойнейший преемник Епископа Владимира, которому досталось в трудный удел восстанавливать монастырь, значительно пострадавший от фашистских бомбардировок. За три года, при новом наместнике, обитель ещё больше благоустроилась. Авторитет его среди братии был очень высок. Служения архимандрита Пимена отличались исключительной торжественностью, строгостью и многолюдством. В это время в Псково-Печерской обители подвизался и старец Симеон (Желнин). Прекрасно описывает свои впечатления от встречи со старцем церковный писатель Р. Днепров: “Да, время потеряло здесь свою власть. Вот он, слегка согбенный, сухой, вышел из выдолбленной в скале пещерки, своей кельи, прищуренными с темноты глазами окинул пустынный, залитый вечерним светом монастырский двор, с поклоном широко перекрестился перед вратами храма и медленной походкой направился к скамеечке перед широкой железной дугой на цепях, большой клумбой под нею с пышными разноцветными астрами, гладиолусами и бархатно-темными анютиными глазками. На нём черный куколь и мантия с белыми позументами, крестом и адамовой головой. А лицо схимника — лицо необыкновенной мягкости, легкой усталости и доброты — ничем не похоже на лицо аскета в западном понимании этого слова. Длиннопалая старческая рука, мозолистая и вместе с тем мягкая, как бы ищет человеческую голову — утешить, приободрить, приласкать. Иеросхимонаху Симеону восемьдесят четыре года. Он, по словам его, из “низовых” людей, как, впрочем, и преимущественное большинство иноков,— в миру был столяром-краснодеревцем. Еще и сейчас в маленьких сенцах перед его кельей стоит верстак и полка под ним полна резцов, долот, стамесок, лекал и точных маленьких фуганков, и в часы, свободные от молитвы, он всегда что-то выпиливает, выдалбливает, вырезывает, подгоняет, сколачивает, склеивает, а тридцать шесть тяжелых каменных, украшенных орнаментом тумб, держащих цепи, которыми опоясаны монастырские колодцы и цветники,— тоже труд его прилежных и неутомимых рук.

http://pravoslavie.ru/35069.html

Патриарх Пимен - удивительный человек, и биография его удивительна. Когда в 1943 году произошел поворот, государство определило «новый курс» и стало освобождать тех, кто был близок Церкви, из лагерей и отзывать с фронтов, в их число попал и отец Пимен – Сергей Михайлович Извеков. Его поручителем, как известно, был генерал Ватутин, один из очень уважаемых боевых генералов, Герой Советского Союза. Но по какой-то странной причине, пока не вполне известной для нас, Сергей Извеков был арестован в Москве как самовольно покинувший часть. Понятно, что никаким дезертиром он не был. Он был отпущен согласно тому списку, который подготовил Патриарх Сергий. Не имея документов, он просто не мог бы в военное время добраться с Украины в Москву. Конечно, эту ситуацию удалось разрешить, и участие в этом принимал Патриарх Сергий. Его отправили служить в Муром, а потом он был в Троице-Сергиевой Лавре. Эту ситуацию нужно долго и подробно объяснять, шаг за шагом. Мы знаем, что Сергей Извеков был осужден в 1937 году с отбыванием срока в Средней Азии (Андижане), был освобожден досрочно, призван в армию в 1941 году, прекрасно служил в составе 213-й стрелковой дивизии, командовал батальоном, занимался разведкой, потом был адъютантом командира дивизии. — С Вашей точки зрения как историка, было ли патриаршество Пимена скорее благом или тормозом для развития церковной жизни, особенно в эпоху начинавшихся перемен, при подготовке к празднованию тысячелетия Крещения Руси? — Вот уж чем-чем, а тормозом он никогда не был. Он всегда сторонился общения с властью, и за все годы я знаю только одно письмо, которое он адресовал власти, – очень горькое, о том, что Церковь собирает большие средства в Фонд Мира, а голоса Церкви не слышно. Это единственное, что он себе позволил, – некий крик души. От прочего же он устранился и занимался своим пастырским делом, и делал это хорошо, что признают все. 1000 лет крещения Руси. Патриарх Всея Руси Пимен В 70-80-е годы, годы внутреннего и душевного застоя в стране, он как раз был лучшим Патриархом своего времени. Его все и всегда вспоминают как молитвенника, и никто никогда не разбирает как государственного деятеля. Таких оценок вообще нет. Его боевое прошлое действительно загадочно, но оно вызывает большое уважение.

http://pravoslavie.ru/39065.html

Архив Пн Памяти Святейшего Патриарха Пимена 3 мая 2010 г. 14:00 3 мая 2010 года исполнилось 20 лет со дня кончины Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена (1910-1990). Святейший Патриарх Пимен (в миру Извеков Сергей Михайлович) родился 23 июля 1910 г. в городе Богородске Московской губернии в семье служащего. Еще учась в школе, отрок Сергей в праздничные и свободные от учебы дни любил бывать в храме, где часто читал и пел на клиросе, а также иподиаконствовал у епископов Богородских Никанора и Платона. В 1923 г. Сергея, обладавшего прекрасным голосом, пригласили в архиерейский хор собора. Пение в хоре соединялось с серьезными теоретическими знаниями. Овладев мастерством вокального и регентского искусства, вскоре он уже сам пробовал силы в управлении хором своих сверстников в паломничествах по святым местам Центральной России. В 1925 г. после окончания школы Сергей переехал в Москву и вскоре в Сретенском монастыре принял постриг в рясофор с именем Платон. В этот период жизни инок Платон управлял церковными хорами в московских храмах. 4 октября 1927 г. в пустыни Параклит (Святого Духа) близ Троице-Сергиевой лавры 17-летний инок Платон был пострижен в монашество с именем Пимен — в честь древнего христианского подвижника египетской пустыни преподобного Пимена Великого (имя Пимен означает «пастырь»). Всю последующую жизнь монах Пимен старался быть не просто пастырем, но пастырем добрым, который полагает душу свою за овец своих. После пострижения в монашество и прохождения иноческого искуса в лаврском скиту Параклита монах Пимен продолжал руководить хором в московском храме во имя преподобного Пимена Великого. Затем он был регентом в Богоявленском кафедральном соборе в Дорогомилове. 16 июля 1931 г. архиепископом Звенигородским Филиппом (Гумилевским) монах Пимен был рукоположен во иеродиакона, а в январе 1932 г. — во иеромонаха. В течение нескольких лет иеромонах Пимен проходил пастырское служение в Москве. Окончание Великой Отечественной войны застало иеромонаха Пимена священником Благовещенского собора в городе Муроме, куда в 1812 г. временно была перенесена из Москвы Иверская икона Божией Матери. В соборе он служил до 1946 г. Затем продолжал свое служение в Одесской епархии в должности казначея Одесского Ильинского монастыря, помощника благочинного монастырей епархии, преподавал в Одесской духовной семинарии, исполнял другие епархиальные послушания.

http://patriarchia.ru/db/text/1151959.ht...

Мальчик брал уроки музыки у профессора Воронцова. В 1925 г., окончив среднюю школу, Сергей Извеков переезжает в Москву и в Сретенском монастыре принимает постриг в рясофор с именем Платон. 4 октября 1927 г., в семнадцать лет, от руки игумена Агафодора он принимает постриг в мантию с наречением имени преподобного Пимена Великого . После пострига будущий первосвятитель управлял хором в московском храме Преподобного Пимена Великого . В 1931 г. он сдал экзамены за курс духовной школы комиссии под председательством бывшего ректора Вифанской семинарии протоиерея Зверева. После этого, 16 июля 1931 г., архиепископ Звенигородский Филипп (Гумилевский) рукоположил его в иеродиакона, а 25 января 1932 г. – в иеромонаха. В течение нескольких лет юный иеромонах нес послушание регента Дорогомиловского Богоявленского собора – в ту пору кафедрального храма Москвы. Вспоминая начало 30-х гг., патриарх Пимен говорил: «Мое благовестничество началось с того времени, как я принял сан иеромонаха…». В тяжелые для Церкви предвоенные годы иеромонах Пимен разделил судьбу русского духовенства, на долю которого выпали тяжкие испытания – аресты, лагерные сроки, ссылки. Во время Великой Отечественной войны иеромонах Пимен призывался в действующую армию, а в конце войны он уже служил священником в Благовещенском соборе Мурома. В 1946 г. иеромонах Пимен был переведен в Одессу, служил там казначеем Ильинского монастыря, помощником благочинного монастырей епархии, в 1947 г. был удостоен сана игумена и переведен в Ростовскую епархию, где состоял секретарем епископа и ключарем кафедрального собора. В конце 1949 г. по указу патриарха Алексия I игумен Пимен был назначен наместником Псково-Печерского монастыря, а весной 1950 г. митрополит Григорий (Чуков) возвел его в сан архимандрита. Во время своего наместничества будущий патриарх посвятил много трудов реставрации монастырских церквей, мудро управлял братией, духовно окормлял паломников и усердно проповедовал. В январе 1954 г. архимандрит Пимен был переведен наместником в ставропигиальную Троице-Сергиеву лавру.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ПИМЕН (ХМЕЛЕВСКИЙ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Архиепископ Пимен совершает первую Божественную Литургию в храме во имя святой блаженной Ксении Петербургской, ИТК 33, пос. Елшанка 16 июля 1992 г. Иеромонах Пимен — выпускник Московской Духовной Академии Начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме о. Пимен в день возведения в сан архимандрита 27 марта 1956 года Пребывание его в должности наместника Лавры пришлось время хрущевских гонений . Он добивался от местных властей, чтобы милиция не трогала прихожан, старался уладить все конфликты непосредственно в милиции. Помогал патриарху находить контакт с высшим начальством и Советом по делам религий . За время пребывания наместником Лавры он постриг в монахи многих насельников, ставших в дальнейшем видными деятелями Церкви, в том числе: будущих патриарха Московского и всея Руси Алексия II , митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима , митрополита Минского Филарета и многих других. Много внимания уделял производившимся в Лавре ремонтно-реставрационным работам. Как человек, основательно разбирающийся в искусстве, он понимал и значение Лавры как важнейшей части национального художественного достояния России. В эти годы он знакомится со многими деятелями культуры и дружбу с ними проносит через всю свою жизнь. Среди них: художники Р. Кент, А. Н. Бенуа, композитор Б. Бриттен, виолончелист М. Растропович, певица Г. Вишневская, писатель К. Чуковский и многие другие. 10 января 1965 года был хиротонисан во епископа Саратовского и Волгоградского . Хиротонию в трапезном храме Троице-Сергиевой Лавры совершили патриарх Московский и всея Руси Алексий I , митрополит Крутицкий и Коломенский Пимен (Извеков) и епископ Волоколамский и Юрьевский Питирим (Нечаев) . С 27 февраля по 30 июля 1968 года временно управлял Астраханской епархией . За это время он трижды приезжал в Астрахань и совершал здесь богослужения.

http://drevo-info.ru/articles/26325.html

23 июля – день рождения Святейшего Патриарха ПИМЕНА (1910 – † 1990) Среди выдающихся церковных деятелей ХХ века особое место занимает Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен (Извеков; † 3 мая 1990). Родился будущий Всероссийский Патриарх в городе Богородске Московской губернии 23 июля 1910 года в семье служащего. Его жизнь большей частью пришлась на период ожесточенной борьбы безбожной власти с Церковью Христовой, а его патриаршество (1971–1990 гг.) для Русской Православной Церкви знаменовало постепенное ослабление влияния атеизма и начало возрождения Православия в России. В жизни Патриарха Пимена были события, вполне достойные жития святого. В семье Извековых (жили они в городе Богородске, ныне Ногинске) после рождения первого ребенка – дочери Марии, все последующие дети умирали в младенчестве. Когда родился сын Сережа, мать дала обет посвятить дитя Богу, и с таким благодатным напутствием ребенок благополучно вырос. С матерью мальчик совершал паломничества по святым местам, особенно часто они бывали в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре – Лавра вообще производила на будущего Патриарха Пимена совершенно особое впечатление, здесь он нашел и свое последнее упокоение. Уже в пятнадцать лет Сергей Извеков стал иноком, в семнадцать лет он принял монашеский постриг с именем в честь преподобного Пимена Великого. Столь раннее посвящение себя монашеству соответствовало стремлениям сердца будущего Первосвятителя Церкви Русской. После пострижения в монашество и прохождения иноческого искуса в лаврском скиту Параклита монах Пимен руководил хором в московском храме во имя преподобного Пимена Великого. В 1931 году монах Пимен был рукоположен во иеродиакона в Богоявленском храме г. Москвы, и там же в январе 1932 года была совершена его хиротония во иеромонаха. Он продолжает управлять хором Богоявленского собора, а также церковными хорами и в других московских храмах, продолжая лучшие традиции русских церковных регентов. В эти годы иеромонах Пимен дружил с художником Павлом Кориным. Среди образов знаменитого коринского «Реквиема» (известного еще под названием «Русь уходящая») особо выделяется 25-летний иеромонах Пимен (Извеков).

http://pravoslavie.ru/80902.html

Архив Пн Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен: к столетию со дня его рождения и двадцатилетию со дня блаженной кончины 15 декабря 2010 г. 10:00 Актовая речь преподавателя кафедры библеистики МДА Г.Е. Колыванова, прозвучавшая на торжественном вечере в Московской духовной академии в день памяти святителя Филарета, митрополита Московского. Мероприятие было посвящено памяти Святейшего Патриарха Пимена. В настоящем 2010 году исполнилось сто лет со дня рождения и двадцать лет со дня блаженной кончины Святейшего Патриарха Пимена — четырнадцатого Патриарха Московского и всея Руси. От Господа стопы человеку исправляются (Пс. 36, 23), говорит пророк Божий царь Давид. То же мог бы о себе сказать Патриарх Пимен. В истории его необычной и многотрудной жизни виден особенный путь Божьего о нем и о Церкви нашей Промышления. Жизнь Патриарха Пимена может научить нас вере в ту великую истину христианской жизни, что Господь направляет пути человека, научить беспрекословной покорности святой Его воле во всех обстоятельствах нашей жизни. Следует сказать, что жизнь Патриарха Пимена изучена еще недостаточно. Его официальные биографии полны пробелов. Однако в настоящее время многие пробелы уже можно восполнить благодаря данным, введенным в оборот писателем Алексеем Григоренко, архимандритом Дионисием (Шишигиным), преподавателем нашей Духовной академии Дмитрием Владимировичем Сафоновым. Семья. Школьные годы Будущий Патриарх Пимен (в миру Сергей Михайлович Извеков) родился 10 (23) июля 1910 года в семье благочестивых родителей. Отец Сергея, Михаил Карпович Извеков, работал механиком на Глуховской фабрике Арсения Морозова под Богородском, Московской губернии. В Богородске и жила семья Извековых. Мать Патриарха звалась Пелагея Афанасьевна. В девичестве она носила фамилию Иванова. После рождения старшей дочери Марии все дети Извековых — Анна, Владимир, Михаил, Людмила — умирали в младенчестве. Когда родился сын Сергей, его мать Пелагея Афанасьевна дала обет посвятить дитя Богу. 28 июля ребенка крестили в Троицкой церкви села Глухова Богородского уезда. Крестной матерью стала сестра будущего Патриарха Мария Михайловна. Ко времени рождения Сергея Извекова его матери было 39 лет, а отцу 43 года.

http://patriarchia.ru/db/text/1339330.ht...

Рос и воспитывался Сергей Извеков в строгой атмосфере, проводя часы за чтением книг, молитвами. Мать умело направляла воспитание своего сына, а так как в доме было много духовной литературы, то она часто читала Сергею вслух, а скоро его самого с трудом можно было оторвать от чтения. Ознакомившись со Священной Историей Ветхого и Нового Заветов, он стремился глубже постичь непреходяшее значение Христова учения. Появились любимые духовные писатели, такие как Иннокентий, Архиепископ Херсонский. Храм стал для Сергея самым дорогим местом в жизни. Его трогало благолепие церковных служб, церковное пение глубоко проникало в душу. Вместе с матерью он посещал близкие сердцу русского христианина священные места. Вспоминая свое первое паломничество в Троице-Сергиеву Лавру, будущий её Священноархимандрит говорил: “Привезенный своей родительницей в святую Лавру Сергиеву, когда мне исполнилось восемь лет, я впервые исповедовался и причащался Святых Таин в Зосимо-Савватиевской церкви Лавры” . В городской школе Сергей всегда был одним из лучших учеников. В праздничные и свободные от учебы дни он — в храме: читает и поет на клиросе, иподиаконствует у Епископов Богородских Никанора и Платона. В 1923 году Сергея, обладавшего прекрасным голосом, пригласили в архиерейский хор. Пение в хоре соединялось с серьезными теоретическими занятиями. Вскоре он сам уже пробовал силы в управлении хором своих сверстников при паломнических поездках по святым местам Центральной России. В 1925 году после окончания школы Сергей переехал в Москву и вскоре в Сретенском монастыре принял постриг в рясофор с именем Платон, а в 1927 году 4/21 сентября в одном из скитов Лавры был пострижен в монашество игуменом Агафодором с наречением имени Пимен — в честь подвижника Египетской пустыни преподобного Пимена Великого. После пострижения в монашество и прохождения иноческого искуса в лаврском скиту Параклита монах Пимен руководил хором в Московском храме во имя преподобного Пимена Великого. 16/3 июля 1931 года монах Пимен был рукоположен во иеродиакона в Богоявленском храме г. Москвы, и там же 25/12 января 1932 года владыка Филипп совершил его хиротонию во иеромонаха. Он продолжает управлять хором Богоявленского собора, а также церковными хорами и в других московских храмах, продолжая лучшие традиции русских церковных регентов.

http://pravoslavie.ru/35069.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010