Постановлением Свящ. Синода РПЦ от 15 дек. 1989 г. клирики зап. епархий Украинского экзархата, уклонившиеся в унию, были запрещены в священнослужении. В связи с продолжавшимися захватами униатами храмов в зап. областях Украины 15 дек. 1989 г. Свящ. Синод выступил с особым заявлением, 20 дек. Патриарх Пимен направил телеграммы по этому вопросу М. С. Горбачёву, папе Римскому Иоанну Павлу II, Съезду народных депутатов СССР, Генеральному прокурору СССР и др. офиц. лицам. По договоренности с Ватиканом 12-17 янв. 1990 г. в Москве состоялась встреча представителей Римо-католической и Русской Православной Церквей для обсуждения ситуации на Украине, были выработаны «Рекомендации по нормализации отношений между православными и католиками восточного обряда на Западной Украине», к-рые должны были стать основой для урегулирования создавшегося положения. Президиум Архиерейского Собора. Сидят (справа налево): Патриарх Московский и всея Руси Пимен (Извеков), Председатель Совета по делам религий при Совмине СССР Ю. Н. Христораднов, митр. Ленинградский Алексий (Ридигер). 30-31 янв. 1990 г. Президиум Архиерейского Собора. Сидят (справа налево): Патриарх Московский и всея Руси Пимен (Извеков), Председатель Совета по делам религий при Совмине СССР Ю. Н. Христораднов, митр. Ленинградский Алексий (Ридигер). 30-31 янв. 1990 г. В краткой речи на открытии А. С. Святейший Патриарх Пимен обозначил главную тему Собора - «раскол, учиненный сторонниками так называемой Украинской автокефальной православной церковью». По докладу митр. Киевского Филарета (впосл. анафематствованного, см. М. Денисенко ) А. С. подтвердил решение Синода о лишении сана Иоанна (Боднарчука), заявил о «неканоничности провозглашенной им «Украинской автокефальной православной церкви греко-украинского обряда» и призвал священнослужителей и мирян, уклонившихся в раскол, вернуться в ограду Матери-Церкви. Собор обратился к правительствам СССР и Украинской ССР «с настоятельной просьбой способствовать немедленному прекращению актов насилия и беззакония со стороны униатских экстремистов, чтобы существующие проблемы в отношениях между православными и католиками восточного обряда на Западной Украине решались на основании закона, с учетом интересов и прав сторон, без какой-либо дискриминации и с уважением к договоренностям, выработанным в результате переговоров между Московским Патриархатом и Римо-католической Церковью». А. С. одобрил «Рекомендации» совещания 12-17 янв. 1990 г. и направил Председателю Верховного Совета СССР М. С. Горбачёву телеграмму с призывом «способствовать немедленному прекращению актов насилия и беззакония», совершаемых укр. греко-католиками и раскольниками-автокефалистами совместно с представителями ультранационалистических политических движений.

http://pravenc.ru/text/76508.html

Наместник Архимандрит Пимен с братией. 1951 г. Благодарная память об архимандрите Пимене, его добром сердце и душевной отзывчивости и поныне жива в Псково-Печерской обители. В январе 1954 года архимандрит Пимен был назначен Наместником Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. 4 ноября 1957 года ему определено было быть епископом Балтским, викарием Одесской епархии. Архимандрит Пимен в речи при наречении во Епископа в частности сказал: “Я же свое избрание на епископское служение с глубоким смирением и послушанием принимаю как волю Божию и твердо верю в то, что вседетельная благодать Святого Духа коснется меня через возложение Ваших святительских рук и укрепит меня на великое служение Церкви Божией, помогая ходить достойно звания, в которое я призван. Тогда малые крупицы духовного хлеба, преломленные во благословении, смогут напитать через меня тысячи алчущих душ” . 18 апреля 1970 года, после блаженной кончины Святейшего Патриарха Алексия, Митрополит Крутицкий и Коломенский Пимен вступил, в соответствии с “Положением об управлении Русской Православной Церковью”, в должность Местоблюстителя Московского Патриаршего престола. 2 июня 1970 года Поместный Собор Русской Православной Церкви единогласно избрал Патриаршего Местоблюстителя Митрополита Крутицкого и Коломенского Пимена Патриархом Московским и всея Руси. Интронизация Святейшего Патриарха Пимена совершилась 3 июня в день всероссийского праздника в честь Владимирской иконы Божией Матери. Его Святейшество воспринял это как благое предзнаменование особого покровительства Богоматери. “Владимирский образ Божией Матери,— говорил Святейший Патриарх Пимен,— это московская святыня, святыня тех мест, где я родился. Он был нашим семейным образом, он стал моим образом на пути иноческого делания. В день празднования этого же образа по благословению Царицы Небесной совершалась моя интронизация” . Так исполнилось предсказание скромного Псково-Печерского старца Симеона. Из воспоминаний архимандрита Иоанна (Крестьянкина) о встрече и беседе со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Пименом (Извековым), заимствованной нами из проповеди батюшки:

http://pravoslavie.ru/35069.html

Будучи митрополитом Крутицким, владыка Пимен в воскресные и праздничные дни совершал богослужения в Патриаршем Богоявленском Елоховском соборе , часто проповедовал. Митрополит Пимен исполнял многочисленные церковные послушания, на него возлагаемые. Некоторое время он являлся председателем Хозяйственного управления Московской Патриархии, настоятелем Богоявленского собора, членом комиссии по вопросам христианского единства. В 1959-1962 годах он временно управлял тремя епархиями: Костромской , Луганской и Смоленской . В шестидесятые годы владыка Пимен начинает принимать участие в различных мероприятиях, посвященных борьбе за мир, в том числе и за рубежом — в Женеве, Варшаве, Хельсинки. Будучи одним из ближайших помощником Святейшего Патриарха Алексия I, владыка Пимен участвовал в выработке решений по управлению Церковью. В 1960 году он принял участие в сложных переговорах Патриарха с председателями Совета по делам Русской Православной Церкви — сначала с Г.Г. Карповым, затем с В.А. Куроедовым. На этих переговорах обсуждался вопрос о внесении изменения в «Положение об управлении Русской Православной Церковью». Государство требовало внесения такого изменения, которое полностью бы устранило настоятелей храмов и епископов от хозяйственной деятельности приходов. Церковному руководству пришлось пойти на уступки. 18 апреля состоялось заседание Священного Синода, на котором было принято решение о разграничении обязанностей настоятеля и клира, с одной стороны, и исполнительного органа (двадцатки), с другой стороны. Духовенство освобождалось от участия в хозяйственной и финансовой деятельности прихода. Это вынужденное решение Синода вызвало немало критики со стороны духовенства и епископата. Решение Синода необходимо было закрепить авторитетом Архиерейского Собора. Такой Собор состоялся 18 июля 1961 в Троице-Сергиевой лавре. Большинство архиереев прибыло на праздник преподобного Сергия и ничего не знали о решении Синода провести Архиерейский Собор. Архиепископ Пимен (Извеков) выступил на нем с докладом о необходимости внесения изменения в «Положение об управлении Русской Православной Церковью». Архиерейский Собор внес в «Положение» требуемое изменение. Решение Собора было воспринято в Русской Православной Церкви неоднозначно.

http://patriarchia.ru/db/text/1339330.ht...

30 мая 1971 г. открылся Поместный Собор. 2 июня, в заключительный день работы Собора, открытым голосованием митрополит Пимен был единогласно избран Патриархом Московским и всея Руси. Интронизация сосотоялась на следующий день, 3 июня, в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове г. Москвы. Патриарх Пимен проявлял неустанную заботу о духовных школах, церковной издательской деятельности. Благоустраивались и открывались храмы и монастыри. Служение Первоиерарха было посвящено защите Церкви Христовой, древних традиций монашеской жизни, расширению влияния православной культуры в России и в мире. Одной из важнейших сторон деятельности Патриарха Пимена, начатой с первых же дней Патриаршества, было укрепление отношений между Православными Церквами разных стран. Многочисленные визиты Святейшего Патриарха Пимена и его братские встречи как за рубежом, так и на родине с Предстоятелями Православных и других христианских Церквей, а также с видными государственными и общественными деятелями различных стран послужили на благо Святого Православия. В годы Первосвятительского служения Святейшего Патриарха Пимена Россия переживала серьезные исторические перемены. В июне 1988 г. Святейший Патриарх Пимен возглавил торжества, посвященные 1000-летию Крещения Руси, и Поместный Собор Русской Православной Церкви. Стало возможным более активное участие религиозных деятелей в жизни общества, и в 1989 г. Патриарх Пимен был избран народным депутатом. Предстоятель участвовал в праздновании 400-летия установления Патриаршества на Руси, посетив осенью 1989 г. Успенский собор Московского Кремля и совершив панихиду у гробниц Российских Патриархов и молебен новопрославленным святителям Иову и Тихону. После длительного перерыва верующие могли открыто совершить молитву в главном соборе Русской Церкви и приложиться к мощам святителей. Скончался 3 мая 1990 г. на 80-м году жизни, похоронен в крипте Успенского собора Троице-Сергиевой лавры возле могилы его предшественника, Патриарха Алексия I. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен: к столетию со дня его рождения и двадцатилетию со дня блаженной кончины

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1245841...

слева на право: и-м. Пимен (Никитенко), вп. – архим.; и-д. Василий; архиеп. Гавриил Вологодский, вп. – Ташкентский; м. Михей (Тимофеев); и-д. Даниил (Маланьин) – сидит; сзади – неизвестный (середина 50-х годов). внизу – Крестный ход вокруг Трапезной церкви (конец 50-х годов). Впереди: иг. Николай Самсонов (с кропилом) и и-д. Валерий (с чашей), за ними: и-м. Мина и Назарий (?), Стефан ( ) и Пимен (Никитенко), Варфоломей Гондаровский (вп. – архиеп. Ташкентск.) и (?), и-м. Федор и Корнилий, в конце и-д. Алексий Казахов. Молебен перед Успенским собором (начало 60-х годов) Слева направо: архм. Антоний Семененко, архи. Серафим Шинкарев, архм, Пимен (Хмелевской); еп. Пимен (Извеков); .митр. Нектарий (Григорьев); митр. Борис (Вик/-ке); еп. Серафим Шарапов , с 1958 г. на покое в Лавре; протод. Сергий: Туриков; архм. Феодосий, вп. – архп. Ивановсхий; прот. Константин Ружицкий; прот. Михаил Зернов (?); прот. Родион Кревский (вп. – архм. Трифон) Любомудры Лавры. (1963–1964 гг.) 1 ряд: 1. и-д. Амвросий Бородачев, вп. – иг. (на прих.); 2. а-м. Матфей Мормыль; 3. и-м. Анатолий Кузнецов, вп.– еп.; 4 а-м., инсп. МДА, Филарет Вахромеев, ныне митр.; 5. Наместник а-м. Пимен Хмелевской; 6. а-м. Тихон Агриков ; 7 а-м. доц. МДА Симон Новиков; 8. иг. Платон Лобанков, пом. Наместника; 9. и-д. Марк Лозинский , вп. а-м, скончался. 2-й ряд: 1. и-д. Михей Тимофеев; 2. п. Василий Пацкан, вп. – и-м. Даниил; 3. и-д. Василий, вп. – иг.; 4. и-м. Варфоломей Калугин; 5. и-д. Макарий Васькин, канонарх; 6. и-м. Павел Максименко († в автокатастрофе); 7. и-м. Назарий Максин, вп. – настоятель Троиц. подворья, сконч.; 8. п. Иван, вп. – и-м. Меркурий. 3-й ряд: 1. п. Георгий Смирнов, (=Евлогий – архп.); 2. п. Георгий Дубов – и-д. Герман? 3. п. Анатолий Буравцев, впослед. – и-м. Антоний (на прих.); 4. и-д. Лука; 5. и-м. Виссарион (Великий Остапенко); 6. и-д. Арсений Геенко; 7. и-м. Сергий Петин; 8. и-м. Иоаниккий, вп. – иг. в ОДС; 9. и-м. Никанор Краскин; 10. гг. Евсевий Саввин, ныне – архп.; 11. п. Василий, свщ. на приходе; 12. п. Владимир Соболев, вп. – а-м. Иерофей, канонарх; 13. и-д. Анастасий Коломийченко

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сергей Михайлович Извеков – будущий Патриарх Московский и всея Руси Пимен с крестной племянницей 17-летней Верой Казанской. 1942 год, г. Андижан Узбекской ССР. Вообще, в официальной биографии особенно мало освещается служение иеромонаха Пимена во время Великой Отечественной войны. Современный историк Нина Павлова приводит весьма интересные данные: «Во время войны полк, где воевал будущий Патриарх, попал в окружение и в такое кольцо огня, где люди были обречены. В полку знали, что среди солдат есть иеромонах и, не боясь уже ничего, кроме смерти, бухнулись в ноги: " Батя, молись. Куда нам идти? " У иеромонаха была потаенно-запрятанная икона Божьей Матери, и теперь под огнем он слезно молился пред Ней. И сжалилась Пречистая над гибнущим воинством – все увидели, как ожила вдруг икона, и Божья Матерь протянула руку, указав путь на прорыв. Полк спасся» ( http://www.blagogon.ru/biblio/3/ ) . Митрополит Крутицкий и Коломенский Пимен Окончание Великой Отечественной войны застало иеромонаха Пимена священником Благовещенского собора в городе Муроме. Затем о. Пимен продолжал свое служение в Одесской епархии в должности помощника благочинного монастырей епархии, преподавал в Одесской духовной семинарии. С тех пор начался путь церковно-административного служения будущего первосвятителя. Он был наместником Псково-Печерского монастыря и Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, епископом Балтским, архиепископом Тульским и Белевским, митрополитом Ленинградским и Ладожским, а затем Крутицким и Коломенским, занимал также высокую должность управляющего делами Московской Патриархии. 16 апреля 1970 года Патриарх Алексий I (Симанский), буквально за день до своей кончины, возложил на митрополита Пимена вторую панагию, выразив этим свою мысль о преемстве патриаршего служения. После кончины Святейшего Патриарха Алексия митрополит Пимен как старший по хиротонии постоянный член Священного Синода вступил в должность Патриаршего Местоблюстителя и на этом посту больше года руководил Церковью. На Поместном Соборе Русской Православной Церкви, проходившем в Троице-Сергиевой Лавре с 30 мая по 2 июня 1971 года, Митрополит Пимен был единодушно избран четырнадцатым Патриархом Московским и всея Руси. 3 июня 1971 года в Богоявленском патриаршем соборе в Москве за Божественной литургией состоялась торжественная интронизация Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена.

http://pravoslavie.ru/80902.html

3 мая исполнилось 20 лет со дня кончины Святейшего Патриарха Пимена. Об этом Патриархе написано еще не много, сведения о его жизни и служении в 1920-е – 1940-е гг. многим даже церковным людям до сих пор неизвестны, значение его подвига во многом еще не оценено. «Последний советский патриарх», «патриарх застойной эпохи» – так часто характеризуют его многие исследователи, оставляя читателя в неведении о том, какой тяжелейший путь прошел иеромонах Пимен в первые двадцать лет своего монашества. Наименее известному периоду жизни будущего Патриарха – двадцатилетию, прошедшему от принятия монашества до возведения в сан игумена (1927-1947 гг.) – хотелось бы посвятить данный небольшой очерк. Павел Корин. Реквием («Русь уходящая»). Молодой иеромонах справа - будущий патриарх Пимен (Извеков) Будущий глава Церкви родился в семье Михаила Карповича и Пелагеи Афанасьевны Извековых 10 (23) июля 1910 года. Место его рождения точно указано в студенческом билете, выданном 1940 г. и заверенным его подписью: село Кобылино Бабичевской волости Малоярославского уезда, Калужской губернии . Это родина его отца, именно здесь в 1867 г. родился Михаил Карпович Извеков. Однако в официальном послужном списке будущего Патриарха, сохранившемся в архиве Московской Патриархии, местом рождения Патриарха значится город Богородск (ныне – Ногинск), отсюда эти сведения перекочевали во все официальные биографии Патриарха. Сына в семье ждали долго: после рождения старшей дочери Марии все дети Извековых – Анна, Владимир, Михаил, Людмила – умирали во младенчестве. И тогда мать дала обет, если будет сын, посвятить его Богу. Так родился, в праздник Положения Ризы Господней, Сергей Извеков – дитя молитвы и обета. Отец Сергея работал механиком на Глуховской фабрике Арсения Морозова под Богородском, где и жила его семья. Очевидно Пелагея Афанасьевна (в девичестве Иванова), которой на момент рождения сына было уже 39 лет, уехала на родину мужа в деревню на летние месяцы, там и родился будущий Патриарх. 28 июля его крестили в Троицкой церкви с. Глухова Богородского уезда .

http://pravoslavie.ru/38249.html

В конце декабря 1942 года ему без отрыва от работы военным хирургом, было поручено управление Красноярской епархией. В 1944 году, после того, как госпиталь переехал в Тамбовскую область, этот уникальный человек, совмещавший в себе способности маститого врача и выдающегося духовника, возглавил местную епархию, где впоследствии было открыто немало храмов и перечислено на военные нужды около миллиона рублей. Танки и самолеты от Православной церкви Любовь к Родине и ее защита от врагов всегда была заветом всех православных христиан. Поэтому верующие особенно горячо отнеслись к призыву о помощи на нужды фронта, и на поддержку раненых бойцов. Они несли не только деньги и облигации, но и драгоценные металлы, обувь, полотенца, полотно, заготавливалось и сдавалось немало валяной и кожаной обуви, шинелей, носков, перчаток, белья. «Так внешне материально выразилось отношение верующих к переживаемым событиям, ибо нет православной семьи, члены которой прямо или косвенно не приняли бы участие в защите Родины», — сообщал протоиерей А. Архангельский в письме к митрополиту Сергию. Всего же за годы войны в фонд обороны страны верующими было направлено 300 миллионов рублей. На эти деньги были построены и переданы в действующую армию 40 Т-34 танковой колонны «Димитрий Донской», а также истребительная эскадрилья « Александр Невский ». Если учесть, что к началу Великой Отечественной Православная Церковь в СССР была почти разгромлена, это можно назвать поистине чудом. Зам. командира стрелковой роты, будущий патриарх Пимен Старший лейтенант Извеков С. М. (будущий патриарх Пимен), 1940-е гг. Невиданная в истории человечества по своему размаху и ожесточенности война властно требовала и ратного участия. В отличие от Первой мировой , когда в рядах русской армии священники официально допускались до боевых действий, в 1941-1945 годах многие клирики воевали обычными бойцами и командирами. Иеромонах Пимен (Извеков), будущий Патриарх, был заместителем командира стрелковой роты. Диакон Костромского кафедрального собора Борис Васильев, после войны ставший протоиереем, воевал командиром взвода разведки и дослужился до заместителя командира полковой разведки.

http://foma.ru/slovom-i-mechom-podvig-ts...

Но мало кто знает, что русские священники в эти годы защищали Родину не только молитвой, но взявшись за оружие. «А разве не запрещено священнику брать в руки оружие», – спросят нас ревнители строгого соблюдения всех канонов. Всем, кто упрекает нас в том, что забыли о заповеди «не убий», напомним, как прп. Сергий не только благословил князя Димитрия встать на защиту Русской земли от Мамая, но и облачил в великую схиму иноков Александра Пересвета и Андрея Ослябю и благословил двух монахов своей обители идти на Поле Куликово вместе с войском князя Димитрия и сразиться с врагом. Этим благословением игумен Русской земли показал, что воинский подвиг двух иноков обители Пресвятой Троицы, бывших до пострига опытными и славными витязями, приравнивается к сугубому подвигу молитвы, которые несут монахи облаченные в великую схиму. Прошедший лагеря до войны молодой иеромонах Пимен Извеков сражался на фронте в годы Великой Отечественной войны будучи офицером нашей армии. В том, что будущий Святейший Патриарх Пимен, как святые Александр Пересвет и Андрей Ослябя взял в руки оружие, когда решалась судьба Отечества, судьба русского народа, разделил судьбу своего поколения защищая Русскую землю от нашествия жестокого и беспощадного врага, мы видим глубокий духовный смысл. Но мы знаем, что сотни священнослужителей, включая тех, кому удалось вернуться к 1941 г. на свободу, отбыв срок в лагерях, тюрьмах и ссылках, были призваны в ряды действующей армии. Вместе со всем народом священники и монахи служили Богу и Отечеству в годы войны как у Престола Божия, так и в солдатских шинелях, с оружием в руках защищая Родину. Не только иеромонах Пимен Извеков, будущий Патриарх Московский и Всея Руси сражался на фронте. Сражался с врагом и призванный в армию архимандрит, будущий архиепископ Леонид Лобачев: с 1942 года участвовал в боях в качестве рядового артиллериста. Гвардии старшина Лобачев за воинскую доблесть был награжден орденом Красной Звезды, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За оборону Москвы», «За оборону Сталинграда», «За взятие Будапешта», «За взятие Вены», «За победу над Германией». Т.е. боевые награды свидетельствуют о мужестве священника, который защищал Москву, сражался в Сталинграде, брал Будапешт и Вену!

http://ruskline.ru/opp/2022/05/31/sekta_...

В 1925 году, окончив среднюю школу, Сергей Извеков переезжает в Москву и в Сретенском монастыре принимает постриг в рясофор с именем Платон. 4 октября 1927 году, в семнадцать лет, от руки игумена Агафодора он принимает постриг в мантию с наречением имени преподобного Пимена Великого. После пострига будущий Первосвятитель управлял хором в московском храме преподобного Пимена Великого. В 1931 году он сдал экзамены за курс духовной школы комиссии под председательством бывшего ректора Вифанской семинарии протоиерея Зверева. После этого, 16 июля 1931 года, архиепископ Звенигородский Филипп (Гумилевский) рукоположил его в иеродиакона, а 25 января 1932 года - в иеромонаха. В течение нескольких лет юный иеромонах нес послушание регента Дорогомиловского Богоявленского собора - в ту пору кафедрального храма Москвы. Вспоминая начало 30-х годов, Патриарх Пимен говорил: «Мое благовестничество началось с того времени, как я принял сан иеромонаха...» В тяжелые для Церкви предвоенные годы, иеромонах Пимен разделил судьбу русского духовенства, на долю которого выпали тяжкие испытания. В конце Великой Отечественной войны он служил священником в Благовещенском соборе Мурома. В 1946 году иеромонах Пимен был переведен в Одессу, служил там казначеем Ильинского монастыря, помощником благочинного монастырей епархии, в 1947 году был удостоен сана игумена и переведен в Ростовскую епархию, где состоял секретарем епископа и ключарем кафедрального собора. В конце 1949 года по указу Патриарха Алексия I игумен Пимен назначается наместником Псково-Печерского монастыря, а весной 1950 года митрополит Григорий (Чуков) возвел его в сан архимандрита. Во время своего наместничества будущий Патриарх посвятил много трудов реставрации монастырских церквей, мудро управлял братией, духовно окормлял паломников и усердно проповедовал. В январе 1954 года архимандрит Пимен был переведен наместником в ставропигиальную Троице-Сергиеву Лавру. В годы его управления Лаврой были сооружены два придела в трапезном храме преподобного Сергия. При нем был восстановлен и академический храм. За каждой воскресной и праздничной литургией наместник Лавры произносил догматически глубокие и наставительные проповеди, которые привлекали сердца верующих. Вспоминая о своем служении в Лавре преподобного Сергия, Святейший Патриарх говорил: «За этот прекрасный и содержательный отрезок жизни много получено духовного утешения и неведомой для мира радости, понятной только инокам».

http://sedmitza.ru/lib/text/440013/

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010