Сегодня исполняется 26 лет со дня блаженной кончины архиепископа Пимена (Хмелевского), возглавлявшего Саратовскую кафедру с 1965 по 1993 год. По традиции в этот день Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин совершает панихиду у его могилы у алтаря Свято-Троицкого кафедрального собора Саратова. Деятельность Владыки Пимена была многогранной, и для сохранения его наследия делается многое: в Саратове проводятся ежегодные Межрегиональные образовательные Пименовские чтения, в издательстве Саратовской епархии изданы его дневники. Предлагаем Вашему вниманию одну из подробных биографических публикаций об этом замечательном архипастыре, опубликованную в журнале «Православие и современность». Материалы к биографии архиепископа Пимена (Хмелевского). 1965–1987 годы Невозможно в столь малой статье охватить почти 29-летнее время управления Саратовской епархией епископа, а затем архиепископа Пимена (Хмелевского). Но мы постараемся наметить основные исторические вехи, неразрывно связанные с личностью и служением приснопоминаемого Владыки Пимена. Это время неравномерно делится на два периода — до и после празднования в 1988 году 1000-летия Крещения Руси. После этого поворотного для Русской Церкви события стала возможна активная ее деятельность вне стен храма, разжались тиски господствовавшего в стране тоталитарного безбожия. И эти, очень активные последние годы жизни Архиепископа Пимена, и предыдущие два десятилетия управления им епархией в условиях жестких рамок государственного ограничения равно свидетельствуют о нем, как о мудром устроителе церковного мира, глубоком знатоке человеческой души, смиренном благовестнике Евангелия Царства Божия и дерзновенном в молитве за вверенную ему Богом паству духоносном святителе. Публикация, которая сейчас перед вами, охватывает только «советский» период служения Владыки. Яркий луч света В конце 50 — начале 60-х годов в Советском Союзе принимаются законодательные акты, направленные на ужесточение положения религиозных организаций, и прежде всего, Русской Православной Церкви.

http://pravoslavie.ru/126283.html

Любовь измеряется в литрах… крови Протоиерей Димитрий Смирнов посетил Саратов в рамках Дней памяти архиепископа Пимена (Хмелевского). 25 декабря, 2013 Протоиерей Димитрий Смирнов посетил Саратов в рамках Дней памяти архиепископа Пимена (Хмелевского). О настоящей любви и семье в современном российском обществе мы беседуем с председателем Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства протоиереем Димитрием Смирновым, который посетил Саратов в рамках Дней памяти архиепископа Пимена (Хмелевского). — Отец Димитрий, Ваш прадед, протоиерей Василий Смирнов, прославлен Церковью в лике святых как священномученик. Это оказало влияние на Вашу жизнь, Ваше воспитание, выбор жизненного пути? — Конечно оказало, но тайным образом. В семье об этом не говорили, по крайней мере детям,— боялись; ведь кто-то из нас мог случайно что-то рассказать в школе или детском саду. Только учась в семинарии, я узнал, что в нашем роду были священники, стал разыскивать информацию, восстанавливать утраченные связи с родственниками. По Промыслу Божиему так случилось, что первый храм, в который я попал служить, был тот самый, где мои предки служили часть XVIII и весь XIX век. Я не знал об этом, а потом младшая дочь священномученика Василия, Нина Васильевна, мне рассказала. — Мне кажется, когда человек узнает, что у него такие предки, это должно изменить его и миро-, и самоощущение… — Понимаете, такие предки — у многих русских людей. Большевики уничтожали наш народ целыми сословиями. Был самый настоящий геноцид, поэтому практически нет такой семьи, которую бы это не затронуло. И случай в нашем роду не уникален, просто в отношении духовенства сохранилось много документов. В ближайшем окружении моих родственников — около 20 мучеников. В некоторых храмах, где я сейчас являюсь настоятелем (отец Димитрий в настоящий момент возглавляет восемь приходов.— И. С. ), как выяснилось, тоже служили мои родственники, отдавшие жизнь за Христа. В вере нас не воспитывали, хотя помню, как бабушка водила ко Причастию. В 15 лет я сам пошел в церковь и остался навсегда — почувствовал себя как дома. Батюшки на меня глядели так, будто я их племянник. И до сих пор я ощущаю себя в любом храме, куда бы ни зашел, точно так же. Наверное, это в генах осталось. Жена у меня тоже оказалась из священнического рода. Мы проследили: наши с ней предки вместе служили в Костромской духовной семинарии.

http://pravmir.ru/lyubov-izmeryaetsya-v-...

«Будто всегда жил в Саратове…» Что в этих строчках? Кроме фактологической точности и замечательного лапидарного стиля — любовь к жизни, ко всем ее Божиим проявлениям. 10 декабря, 2014 Что в этих строчках? Кроме фактологической точности и замечательного лапидарного стиля — любовь к жизни, ко всем ее Божиим проявлениям. 4 декабря в рамках дней памяти архиепископа Саратовского и Вольского Пимена (Хмелевского), которые уже двенадцатый раз проходят в Саратове, состоялась презентация третьего тома (в двух частях) дневников приснопоминаемого владыки. Они посвящены записям 1965-1993 годов, когда архиепископ Пимен управлял Саратовской епархией. Выход в свет дневников архиепископа Пимена, который почти ежедневно писал в общих тетрадях о событиях своей жизни и жизни Церкви, начался в 2008 году. Тогда в издательстве Саратовской епархии появился первый том в коричневой обложке — это были дневниковые записи архимандрита Пимена, который в 1955–57 годах возглавлял Русскую Духовную Миссию в Иерусалиме. Второй том вышел в 2011-м и был посвящен следующему периоду жизни архиепископа Пимена — с 1957 по 1964 год он был наместником Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Владыка родился в 1923 году в Смоленске, стал насельником Жировицкого монастыря в 20 лет. В 1944 году принял монашество. Он учился в Минской духовной семинарии, а затем в Московской Духовной Академии, преподавал в МДАиС. В 1955 году Патриарх Алексий I (Симанский) направил его в Иерусалим. Трогательные и живые рассказы о жизни на Святой Земле из первого тома дневников проиллюстрированы уникальными фотографиями, многие из которых были сделаны самим владыкой. Иерусалимские дневники показывают, каким живым, радостным, интересным человеком был архимандрит Пимен (Хмелевской). В ноябре 1957 года он был назначен наместником Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, сменив на этой должности будущего Патриарха Пимена (Извекова) — Владыку Пимена даже называли в свое время Пименом «младшим». Назначением и открывается второй том, «лаврский». Третий том полностью посвящен жизни и служению в Саратове, куда архиепископ Пимен был направлен в 1965 году. Именно с записи 9 января начинаются дневники саратовского периода:

http://pravmir.ru/budto-vsegda-zhil-v-sa...

Закрыть itemscope itemtype="" > Сердце, полное любви. Часть 2 07.10.2009 366 Время на чтение 18 минут Часть 1 Материалы к биографии архиепископа Пимена (Хмелевского). 1965-1987 годы Отношения Преосвященного с уполномоченным Совета по делам Русской Православной Церкви имели огромное значение для жизни епархии. Без санкции уполномоченного невозможно было провести ни одного значимого кадрового или хозяйственного решения. До 1973 года Епископу Пимену приходилось работать с двумя саратовскими уполномоченными: Алексеем Павловичем Никаноровым (1964-1968 гг.) и Иваном Ивановичем Спиридоновым (1969-1973 гг.). Об А. П. Никанорове Владыка оставил воспоминание в своем дневнике: " По телефону меня пригласил к себе уполномоченный А. П. Никаноров. Спрашивает меня: " Говорите, что Вам необходимо сейчас? " Я объяснил, что необходимо сделать несколько переводов и хиротоний, против которых он возражал. Он говорит: " Делайте все что хотите, а мне в почтовый ящик бросьте копии " . Потом он объяснил мне свое состояние. Врачи сделали ему рентгеновский снимок и нашли затемнение, хотят класть на операцию. Уполномоченный сказал мне: " Чувствую, что меня там прирежут. Помолитесь тогда за меня " . Я говорю: " Мы всегда молимся за власти " . Уполномоченный как-то с обидой: " Да я Вас серьезно прошу помолиться, причем тут власти... " Вскоре уполномоченный умер, и я дал указание во всех церквах поминать новопреставленного Алексия " . Постановлением Святейшего Патриарха и Священного Синода от 27 февраля 1968 года N 2 епископу Пимену было поручено временное управление Астраханской а спустя пять месяцев 30 июля, он был освобожден от временного управления в связи с назначением епископом Астраханским и Енотаевским Преосвященного епископа Михаила За это время Владыка Пимен трижды приезжал в Астрахань, посетил все семь храмов города, совершал богослужения, осуществил ряд перемещений духовенства " для пользы церковного дела " В разговоре с местным уполномоченным Владыка затронул вопрос о хиротониях, поскольку за последние три года здесь была совершено только одно рукоположение, тот заверил, что никаких препятствий не По сохранившимся свидетельствам: " Такое краткое время управления Владыкою Пименом Астраханской епархией, казалось, вряд ли могло оставить след в душах верующих астраханцев, но они, несмотря на это малое время, запомнили и полюбили своего архиерея. Причиной тому сама необыкновенная личность владыки Пимена, в страшное время гонений на Церковь олицетворявшего собою образ пастыря деятельного, не боявшегося ради правды Церковной идти на прямой конфликт с властью. Он был замечательным проповедником, а богослужение для него стало просто целью его жизни, и совершал он его вдохновенно, с какой-то необъяснимой радостью... "

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/1...

Архив Пн Состоялось перезахоронение саратовских архиереев ХХ века архиепископа Досифея (Протопопова) и епископа Вениамина (Милова) в нижнем храме Свято-Троицкого кафедрального собора г. Саратова 11 декабря 2023 г. 11:29 10 декабря 2023 года, в Неделю 27-ю по Пятидесятнице, праздник иконы Божией Матери «Знамение», митрополит Саратовский и Вольский Игнатий совершил литию на могиле архиепископа Пимена (Хмелевского), управлявшего Саратовской епархией в 1965-1993 годах. Владыка Пимен скончался 30 лет назад, 10 декабря 1993 года. В 2023 году также отмечается 100 лет со дня его рождения. Затем в Свято-Троицком кафедральном соборе г. Саратова состоялась Божественная литургия, которую возглавил митрополит Саратовский и Вольский Игнатий. Его Высокопреосвященсву сослужили:  епископ Балашовский и Ртищевский Тарасий ;  епископ Шахтинский и Миллеровский Симон ;  епископ Покровский и Новоузенский Фома ;  епископ Балаковский и Николаевский Варфоломей ; ректор Саратовской духовной семинарии протоиерей Сергий Штурбабин; секретарь Архиерейского совета Саратовской митрополии , благочинный монастырей Саратовской епархии иеромонах Серафим (Баранов); ректор Вологодской духовной семинарии протоиерей Алексий Ольховников; секретарь Саратовского епархиального управления, благочинный саратовского Центрального округа, настоятель Духосошественского собора г. Саратова иерей Александр Чеботарев; секретарь главы Саратовской митрополии, благочинный саратовского Восточного округа, настоятель собора иерей Александр Бородовицын; благочинный Покровского округа Покровской епархии иерей Сергий Сивоплясов; клирик собора протодиакон Александр Пушкарев; клирик Казанского храма г. Саратова протодиакон Олег Дроздов; клирик Покровского собора г. Саратова диакон Иоанн Пушкарев; клирик собора диакон Иоанн Новиков. Богослужебные песнопения исполнили хор собора под управлением М.Е. Толчина и хор Саратовской духовной семинарии под управлением регента чтеца Данилы Пронина. Богослужение сопровождалось сурдопереводом. За богослужением молились губернатор Саратовской области Р.В. Бусаргин, председатель Саратовской областной Думы М.А. Исаев, министр внутренней политики и общественных отношений Н.В. Трошина, министр по делам территориальных образований региона С.Ю. Зюзин, депутат Саратовской областной Думы Ю.М. Литневская, руководитель проектов ПАО ГМК «Норильский никель» С.В. Хавронюк, председатель совета директоров Российского концерна «Дубки» И.Д. Ефремов, представители власти, научной интеллигенции и общественности, а также прихожане храмов города и студенты Саратовской духовной семинарии.

http://patriarchia.ru/db/text/6083480.ht...

Будущий архиепископ Пимен (в миру Дмитрий Евгеньевич Хмелевской) родился 26 сентября 1923 г. в Смоленске. В 1943 г. поступил в Свято-Успенский Жировицкий монастырь, где исполнял должности секретаря канцелярии, а затем кладовщика. В монастыре принял монашеский постриг и назначен ризничим. В 1945 г. иподиакон Пимен поступил в Минскую духовную семинарию, которую с отличием окончил в 1949 г. В том же году был рукоположен в иеромонаха и направлен в Московскую духовную академию. Во время обучения исполнял обязанности благочинного академического и семинарского духовенства. В 1953 г. окончил академию со степенью кандидата богословия (кандидатское сочинение на тему «Святоотеческое учение о духе, душе и теле человека в связи с его нравственным совершенствованием») и был оставлен в академии профессорским стипендиатом. Затем назначен преподавателем катехизиса в академии и одновременно исполняющим обязанности священника домовой церкви в резиденции Святейшего Патриарха Алексия I в Москве. В 1955 г. возведен в сан игумена и назначен заместителем начальника, а потом начальником Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Там был возведен в сан архимандрита Патриархом Иерусалимским и всея Палестины Венедиктом. В 1957 г. Решением Святейшего Патриарха Алексия I и Священного Синода архимандрит Пимен был вызван в Москву и назначен помощником наместника, а затем наместником Троице-Сергиевой лавры. В феврале 1958 г. Совет Московской духовной академии присвоил архимандриту Пимену звание доцента за его работу «Христианское учение о духе, душе и теле по трудам епископа Феофана и епископа Игнатия Брянчанинова ». В 1957/58 учебном году он преподавал в Московской духовной академии пастырское богословие, а в 1960–1966 гг. – логику. За время пребывания архимандрита Пимена наместником лавры с благословения Патриарха Алексия I он постриг в монахи многих видных впоследствии иерархов Русской Церкви, в том числе Патриарха Алексия II, митрополитов Питирима (Нечаева) , Филарета (Вахромеева), Владимира (Котлярова), Николая (Кутепова), Феодосия (Процюка) и многих других.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Закрыть itemscope itemtype="" > Павел Флоренский-младший: «Меня отмолил дед» 01.07.2010 1278 Время на чтение 14 минут «1959 г. 15 декабря. Служил панихиду по отцу Павлу Флоренскому, скончавшемуся в 1943 году. Затем у меня были Анна Михайловна, Кирилл Павлович, Ваня, Павлик, Наталья Ивановна, Ольга Павловна, Саша, Маша и Анна Васильевна» - это выдержка из дневников будущего архиепископа Саратовского и Волгоградского Пимена (Хмелевского); в те дни он был архимандритом и наместником Троице-Сергиевой Лавры. Запись содержит невольную ошибку: вопреки полученному семьей Флоренских официальному уведомлению, жизнь отца Павла Флоренского оборвалась не в 43-м, а в 37-м году. Он был расстрелян под Ленинг радом после длительной каторги, последние годы которой пришлись на Соловки. Анна Михайловна - это вдова отца Павла. Кирилл Павлович - второй сын отца Павла и Анны Флоренских, Ваня и Павлик - дети их старшего сына Василия, которого в 1959 году уже не было в живых. Наталья Ивановна - их мать, вдова Василия Флоренского. Ольга Павловна и Маша - дочери отца Павла Флоренского и Анны Михайловны, Саша - сын Ольги Павловны, в замужестве Трубачевой, будущий игумен Андроник, Анна Васильевна Найдышева - теща Кирилла Флоренского. Как же вышло, что отпевать Павла Флоренского выпало именно ему, будущему саратовскому владыке, тогда архимандриту Пимену? С упомянутым на вышеприведенной дневниковой страничке «Павликом», Павлом Флоренским-младшим, мы познакомились в Москве , на январских Рождественских чтениях. Вот что он рассказал нам о тех далеких днях: - Мы, семья Флоренских, были в Загорске (Сергиевом Посаде) на особом положении. И, может быть, поэтому так прилеплены были к Троице-Сергиевой Лавре (семья Флоренских жила под стенами Лавры много лет - со времени окончания Павлом Александровичем Духовной Академии; продолжала жить там и после страшной утраты.- М. Б.). Мы дружили с владыкой Гурием (Крымским потом) а когда в Лавру пришел владыка Пимен, мы пришли к нему, и он нас очень хорошо принял, он ведь добрейший был человек.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/i...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Повести и рассказы Отец Николай Агафонов — один из наиболее известных православных священников-писателей, лауреат литературных премий. В его рассказах нет прямых назиданий, но его герои, безусловно, запомнятся читателю: ведь это люди, которые вселяют веру в добро, в любовь и в Бога. Автор точно передает дух ХХ века (гибельных 30-х годов, подаривших надежду 80-х, бурных 90-х) и нынешнего сложного XXI века. Книга предоставлена издательством «Никея», бумажную версию вы можете приобрести на сайте издательства http://nikeabooks.ru/ Священник Николай Агафонов Повести и рассказы Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви ИС12-218-1567, ИС10-11-0939 Предисловие Священники, занимающиеся литературным творчеством, были всегда. Наше время – не исключение. К таким «авторам в сане» относится и отец Николай Агафонов. В своих произведениях он с любовью вглядывается в жизнь Церкви, но и приходскую повседневность рисует как наполненную мистической красотой. Родился Николай Агафонов в уральском селе Усьва в 1955 году. Школа, армия – и вот он студент Московской духовной семинарии, куда поступил в 1976 году. В 1977 году стал диаконом, в 1979 – священником. 1992 год – окончание Ленинградской духовной академии и должность ректора Саратовской духовной семинарии, которую начинает с нуля под руководством архиепископа Пимена (Хмелевского). В 1995–1996 священник Николай Агафонов служил в храме Казанской иконы Божией Матери в с. Вязовка Татищевского района Саратовской области. Затем – в Пензенской области, в Волгограде и Кузнецке. В настоящее время отец Николай служит в Самарской епархии (настоятель храма во имя Св. Жен Мироносиц г. Самары) и является преподавателем основного богословия Самарской Духовной семинарии. Вероятно, напрямую из такой «простой» биографии происходит и простой, прозрачный (кому-то даже может показаться наивным) язык о. Николая Агафонова (кстати, члена Союза писателей России). Его повествования лишены «мучительных» поисков философской истины, пути героев ясны. Исповедники и мученики за веру, просто люди, связавшие свою жизнь с Церковью, не пытаются обосновать свой выбор.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

поиск:   разделы   рассылка //Александр Щипков. Во что верит Россия Лекция одиннадцатая. Православная провинция Волгоград В течение всей своей истории территория нынешней Волгоградской области была местом, где взаимодействовали многие религии и конфессии. Долгое время недалеко от нынешнего Волгограда находилась столица Золотой Орды — Сарай, бывший одним из важных центров ислама. В то же время с 1261 по 1466 гг. в Сарае находилась знаменитая Сарайская и Подонская кафедра православных епископов. В XVI веке в низовьях Волги появляются буддисты калмыки. В XVII веке распространяется старообрядчество, а в XVIII, с появлением немецких колонистов, — протестантизм и католичество. До революции отдельной Царицынской (старое название Волгограда) епархии не существовало, ее территория входила в Саратовскую епархию. Первый епископ Царицынский Георгий (Перов) возглавил кафедру уже при советской власти. Через несколько месяцев после назначения он был расстрелян. В 70-х — начале 80-х гг. религиозная политика местной власти была одной из самых либеральных в стране. В начале 80-х годов стараниями Саратовского епископа Пимена (Хмелевского) в городах Фролово и Михайловка были построены православные храмы — случай по тем временам уникальный. Епархия была воссоздана в 1991 г., ее возглавил архиепископ Герман (Тимофеев) — в 1986–1991 гг. бывший архиепископом Берлинским, а до этого возглавлявший Тульскую епархию. Ко времени приезда владыки Германа в Волгоград епархия насчитывала всего 13 приходов. Архиепископ Герман — редкий пример православного владыки, предпринимающего энергичные попытки сделать Церковь серьезным фактором всех сфер жизни общества. Причем епархия при владыке Германе стремится быть активной как в традиционных для Русской Православной Церкви формах, так и в нетрадиционных. При владыке Германе начались работы по возрождению сразу семи монастырей, число зарегистрированных приходов к началу 1997 г. было доведено до 140. С 1992 г. регулярно выходит объемная епархиальная газета «Православное слово». В отличие от большинства подобных изданий, она уделяет внимание широкому кругу общественно-политических проблем. Под эгидой епархии было проведено несколько солидных конференций, посвященных общественным проблемам края: экологических, местного самоуправления, развития предпринимательства, медицины, образования и т. д.

http://religare.ru/2_7173.html

Хроника: Пименовские чтения “Церковь и образование: Значение православных духовно-нравственных ценностей в современной России” Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 51, 2008 4 января, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 51, 2008 С 14 по 16 декабря в Саратове проходили Пятые межрегиональные Пименовские чтения “Церковь и образование: Значение православных духовно-нравственных ценностей в современной России”. Этот ставший традиционным форум посвящён памяти Архиепископа Пимена, видного иерарха Русской Православной Церкви ХХ века, правящего архиерея Саратовской епархии с 1965 по 1993 годы, много сделавшего для её возрождения и развития. Владыка Пимен (в миру Дмитрий Евгеньевич Хмелевской) был выдающимся архипастырем. За время его служения в епархии было открыто 70 храмов, закрытых в советское время, началось строительство новых церквей, возобновилась деятельность Саратовской Духовной семинарии. Высокообразованный человек, знаток и ценитель литературы, музыки, живописи, архиепископ Пимен был лично знаком со многими писателями, музыкантами, художниками и актерами; проповедь среди деятелей искусства была важнейшей стороной его служения. Результатом его пребывания на Саратовской кафедре стало сближение представителей Церкви и творческой интеллигенции, ознаменовавшее собой новый этап сотрудничества в деле сохранения традиционных для нашего народа и государства духовно-нравст­венных ценностей. Продолжением диалога, начатого владыкой Пименом, стали Пименовские чтения. Как отметил Епископ Саратовский и Вольский Лонгин, чтения задумывались как площадка для общения, для обмена мнениями между представителями духовной и светской интеллигенции: “Пять лет назад все мы сознавали, что такой диалог необходим, но за прошедшее время смогли убедиться, что он крайне важен и интересен для обеих сторон”. И действительно, Пименовские чтения ежегодно собирают большое число участников из разных регионов страны, вызывая интерес у духовенства, людей науки, деятелей культуры, образования, представителей государственной власти.

http://pravmir.ru/hronika-pimenovskie-ch...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010