В 1948 году епископом Борисом (Виком) был совершен чин великого освящения нижнего, Успенского, храма. В том же году вокруг храма была выстроена кирпичная ограда. В 1950 году под руководством настоятеля собора, протоиерея Иоанна Цветкова, в верхней соборной церкви был установлен новый пятиярусный иконостас , изготовленный по специальным эскизам. В иконостасном каркасе всего 40 икон, написанных в стиле XVII века известным художником-палешанином П. Л. Париловым. Им же в том же стиле были исполнены 45 росписей трапезных верхнего храма. В 1954 году подвал собора был засыпан и перекрыт плитами. В конце того года был сооружен новый трехъярусный иконостас и в нижнем храме. Здесь также выдержан стиль XVII века и удачно воспроизведены некоторые детали иконостаса Смоленского собора Московского Новодевичьего монастыря . Согласно постановлению Совета Министров РСФСР 1327 от 30 августа 1960 года храм был признан памятником истории и культуры общесоюзого значения. В 1972 - 1976 годах в соборе производились реставрационные работы по проекту и под руководством ленинградского архитектора Д. Е. Бабенкова. Они велись на средства управления Саратовской епархии с долевым участием областного отделения ВООПИиКа. Долгое время на колокольне собора располагался пост пожарного наблюдения, переведенный в начале 1980-х годов на колокольню Духосошественского собора . До 1988 года вход на колокольню оставался заколочен и завален мусором; верующим не разрешали ее использовать даже как подсобное помещение. Как вспоминал протоиерей Лазарь Новокрещеных, бывший протодиаконом архиепископа Пимена (Хмелевского) , " в советские годы собор намеренно доводился властями до убогого состояния. Нужно прибить здесь вешалку - не имеем права: это архитектурный памятник. Покрасить облупившуюся стену, пол - целая история. Это делалось для того, чтобы все скорее разрушилось, и можно было сказать: «Вот видите, им дали, а они до чего довели». " 26 июня 1988 года в верхнем и нижнем храмах при огромном стечении народа проходили торжества, связанные с празднованием в Саратове 1000-летия Крещения Руси . 27 апреля 1989 года собор приобрел в Воронеже четыре колокола для колокольни, затем еще два: один весом в 1200 кг и другой весом в 150 кг. 21 октября того же года эти колокола огласили город своим мощным звучанием. Это был первый колокольный звон, официально разрешенный в Саратове после десятилетий гонений и запретов.

http://drevo-info.ru/articles/24868.html

Сегодня храм, на стенах которого хорошо сохранились росписи с ликами святых и библейскими сюжетами, заброшен и стремительно разрушается... Большая Саратовская Энциклопедия (БСЭ), http://saratovregion.ucoz.ru Раньше Логиновка называлась Нижним Ерусланом. Согласно архивным данным в середине XIX века в селе числилось 78 дворов, а к началу ХХ века их количество увеличилось почти в пять раз. Возросло и число жителей - в семь раз за полстолетия. К 1910 году в Логиновке проживали уже порядка 3 000 человек. Население составляли русские и малороссы православного вероисповедания. В селе к этому времени имелись две школы: земская и церковно-приходская, восемь ветряных мельниц и кирпичный завод, проходили ярмарки. В советское время Казанский храм, построенный в 1857 году, был закрыт и разграблен. Приехавшая в 1988 году в Логиновку по просьбе Архиепископа Саратовского и Вольского Пимена (Хмелевского) комиссия из Сароблжилкомпроекта засвидетельствовала, что храм находится в аварийном состоянии. Износ здания, по мнению специалистов, составил более 60%, и архитекторы сделали техническое заключение, согласно которому Казанская церковь не подлежала восстановлению. Мнение саратовских специалистов два года назад подтвердили и московские реставраторы, работавшие над восстановлением Свято-Никольского храма в Дьяковке Краснокутского района. По просьбе Епископа Саратовского и Вольского Лонгина они осмотрели логиновскую церковь и пришли к выводу, что разрушения приняли необратимый характер, и спасти храм не представляется возможным. Так Казанский храм был обречен на медленное умирание. Ускорить процесс взялись и некоторые жители села: охотники за железом вытащили из храма все, что могли. Не поддались только чугунные решетки на окнах, хотя некоторая их часть все же дрогнула под рукой варвара. И до сих пор находятся желающие поживиться на развалинах церкви, со стен которой еще смотрят лики преподобного Серафима Саровского, Марии Египетской, Алексия, человека Божиего, и других святых, и сам Христос в Гефсиманском саду молит пронести мимо Него чашу сию…

http://sobory.ru/article/?object=19145

В Саратовской епархии прошли VII Пименовские чтения 14 декабря 2009 г. 14:36 Дни памяти архиепископа Пимена (Хмелевского, 1923-1993), управлявшего Саратовской епархией в 1965-93 гг. и оставившего значительный след в жизни всего региона, прошли в епархии в седьмой раз. В рамках памятных мероприятий 10 декабря в Саратовском академическом театре оперы и балета была исполнена «Рождественская оратория» архиепископа Волоколамского Илариона . Передавая слова благодарности епископу Саратовскому и Вольскому Лонгину , исполнителям, организаторам и слушателям концерта, архиепископ Иларион выразил надежду, что «этот концерт станет знаменательным событием в жизни Саратовской епархии и культурной жизни Саратовской области». 11 декабря состоялось omkpыmue VII межрегиональных Пименовских чтений. Перед участниками чтений выступил епископ Саратовский и Вольский Лонгин. Владыка напомнил, что конференция изначально задумывалась «как площадка для общения, обмена мнениями между представителями духовной и светской науки и культуры». С приветственным словом к собравшимся обратились губернатор Саратовской области П.Л. Ипатов, председатель комитета по культуре, общественным отношениям и информационной политике Саратовской области А.В. Россошанский, ректор Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского Л.Ю. Коссович. В первый день работы чтений с докладами выступили профессор Московской духовной академии , заведующий регентской школой при академии архимандрит Макарий (Веретенников); профессор Московской духовной академии, настоятель храма святой мученицы Татианы при Московском государственном университете протоиерей Максим Козлов ; доктор искусствоведения, профессор Государственного института искусствознания М.П. Рахманова; ученый секретарь Государственного центрального музея музыкальной культуры им. М.И. Глинки Ю.Н. Борисов и ряд других докладчиков. 12 декабря прошли секционные заседания Пименовских чтений. Параллельно работали восемь секций: Всего было представлено 159 докладов по темам секций.

http://patriarchia.ru/db/text/964153.htm...

Крещение помогала оформлять. Помню, как-то летом 1967 года заболела регистратор, я работала вместо нее. Тогда за одну субботу иеромонах Амвросий окрестил 75 человек. Крестились многие, хотя уполномоченные-богохульники очень к этому придирались. Регистрировать крещение можно было только по паспорту родителей — на один паспорт одного ребенка. Как-то раз регистратор Людмила Глубенкова на один паспорт выписала регистрацию двоих детей. Уполномоченный по ошибке вызвал меня. Покричал, покричал, а потом разобрался и отпустил. Надпись на обороте: «На молитвенную память. Протоиерей Алексей Ридигер. 20.10.1958. Сухуми» За священниками уполномоченные строже следили, не позволяли им никаких треб на дому совершать. Все, кто в храмах работал, налог с зарплаты платили 50%. Тяжело было до 1988 года. От простых людей особых гонений на меня не было. Помню только как-то раз в 1961 году иду по Покровской улице в подряснике и черном платке. А около пивнушки мужики стоят. Один из них говорит: «Откуда только эта монашка взялась? Был бы камень под рукой, так бы и бросил в нее». Богослужение в соборе всегда совершали молитвенно, благоговейно. На буднях у нас пел квартет, да так умилительно! Когда псаломщица Нина Барковская читала часы, все было отчетливо слышно. Я за свечным стою, а все слышу и понимаю. Очень торжественные службы были, когда в соборе служил Владыка Пимен (Хмелевской). Но с ним лично я не общалась. А вот Владыку Нектария (Коробова) помню очень хорошо, хоть и прослужил он у нас всего восемь месяцев. Родом он был из Тверской области, пять лет служил в Одессе, потом восемнадцать лет в Сочи. После смерти Владыки Пимена его вызвали в Москву, постригли в монашество и рукоположили во епископа. Все это происходило Великим постом. Я поражалась смирению этого Владыки! Он все делал сам. Даже ковры для алтаря сам купил и привез на своей машине. Я его спрашиваю: «Владыка святый, у Вас что, нет иподиаконов?». Он отвечает: «Да я уж так привык». Мог прийти в собор, стать посреди прихожан и молиться. Каждую среду и воскресенье служил акафист в соборе. Скажет: «Надо идти, служить. Там народ пасомый ждет меня».

http://pravoslavie.ru/37870.html

Отношение же самого архипастыря к советскому периоду в истории России было все-таки совсем другим. «Залогом будущего воскресения Святой Руси,— говорил митрополит Иоанн,— была и есть Церковь Православная, торжествующая ныне свою духовную победу над богоборцами и христоненавистниками. Церковь никого не принуждает – но всех зовет разделить с ней это ее торжество». После кончины митрополита Иоанна на Санкт-Петербургскую кафедру был переведен митрополит Ростовский и Новочеркасский Владимир (Котляров), став постоянным членом Священного Синода.    В 90-х гг. Церковь потеряла еще несколько архипастырей, и среди них митрополитов Рижского Леонида (Полякова), Луганского Леонтия (Гуди-мова), архиепископов Саратовского Пимена (Хмелевского), Полтавского Савву (Бабинеца), пребывавшего на покое архиепископа Никона (Фомичева). Трагически погиб в 1994 г., вскоре после архиерейской хиротонии, епископ Саратовский Нектарий.    В середине 90-х гг. продолжалось возвращение Церкви отнятых у нее ранее храмов. В конце 1994 г. количество приходов приблизилось к 16 тыс., через год, в декабре 1995 г., Церковь насчитывала уже более 17 000 приходов, а в начале 1997 г. число их достигло 18 000. В одной только Москве, по словам Святейшего Патриарха, сказанным на Московском епархиальном собрании 12 декабря 1996 г., в ведении Церкви находилось 389 храмов, в том числе 254 приходских. Из них в 298 совершалось богослужение, а в 80 оно не было возобновлено. Число московских храмов приблизилось к дореволюционному, правда, Москва имела тогда около 400 церквей, и среди них около 300 приходских, в той черте города, которая ныне опоясывает только центр столицы и прилегающие к нему районы, а население города выросло с тех пор более чем в 5 раз. В Москве в декабре 1996 г. на приходах служило 480 священников и 165 диаконов; в это число, естественно, не входит монастырское духовенство.    О трудностях и недостатках приходской жизни, о задачах духовенства, как неизменных и вечных, не зависящих от обстоятельств времени, так и диктуемых злобой дня, напоминает Святейший Патриарх Алексий II в своих традиционных выступлениях на Московских епархиальных собраниях, созываемых в конце каждого года.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Возрастным священно- и церковнослужителям выплачивалась пенсия от епархиального управления. В годовом отчете епископа Саратовского и Волгоградского Пимена (Хмелевского) за 1969 год значится монахиня Агния (в миру Анна Павловна Нарциссова). Ее нет в монастырских списках 1917 года. Но как стало известно благодаря помощи заведующей Саратовским епархиальным архивом Н.Н. Лобановой, монахиня Агния (1894 — 6 декабря 1989) была дочерью псаломщика из Переславля-Залесского и в свое время поступила в общину сестер милосердия «Утоли моя печали» в Лефортово. После ее закрытия с 1920 года Анна Нарциссова была послушницей в Крестовоздвиженском женском монастыре Саратова вплоть до его закрытия в 1928 году. Как она пишет в автобиографии, хранящейся в личном деле: «В обители я находилась первое время на послушании в просфорне, а через 3 месяца была одета в рясофор игуменией Антонией, а в г. приняла постриг от иеромонаха о. Пантелеимона [в] Крестовой церкви г. Саратова (он всех в обители постригал по приглашению)». С 1928 по 1934 год монахиня Агния была чтицей, певчей и алтарницей в Митрофаниевском храме Саратова. После его закрытия при архиепископе Афанасии (Малинине) с 1934 года работала в Свято-Троицком соборе — вплоть до его закрытия. Позже, поскольку в Саратове не осталось ни одной действующей церкви, трудилась домработницей, в начале войны копала окопы по государственной мобилизации. После открытия собора в 1942 году и до выхода на пенсию в 1969-м служила в нем сначала певчей и чтицей, затем алтарницей и ризничей. Скончалась 6 декабря 1989 года. О других насельницах саратовской женской обители нам пока известно немного. Некоторые инокини и монахини после войны проживали поблизости от Духосошественского собора, официально переданном епархии в самом начале 1948 года, и были его прихожанками. Многие упокоились на старом Воскресенском кладбище города Саратова. Кладбище это пришло на смену старому Ильинскому кладбищу и было открыто в 1836 году. 7 мая 1844 года здесь была освящена Воскресенская церковь, по имени которой стало именоваться и само кладбище.

http://ruskline.ru/opp/2020/11/06/sarato...

Зато, на мой взгляд, настала пора формировать условия для получения полноценного семинарского образования людьми состоявшимися, семейными. Понятно, что они не могут, бросив семью и работу, поселиться у нас в общежитии. Здесь показательна эволюция заочного сектора, которая наблюдается в последние годы. По традиции там обучалось в основном духовенство. Сейчас уже нет: подобных случаев немного, а число рукоположений среди студентов-заочников не уступает аналогичному показателю на очном отделении. Мне самому в свое время довелось получать университетское образование на вечернем отделении. Видимо, и в духовных школах подобная форма могла бы оказаться полезной, особенно для семинарий, расположенных в крупных областных центрах. Студенты при ее реализации получают полноценное духовное образование, а администрация и ректорат имеют возможность видеть их в развитии, а не дважды в году, как студентов-заочников. Ведь ректор-архиерей обязан знать кандидатов на рукоположение не понаслышке, не по бумагам, а лично! — Саратовский государственный университет — один из ведущих во всем Поволжье. Удается с ним взаимодействовать? — Конечно. С самого начала у нас сложились по-человечески добрые отношения и с предыдущим ректором (ныне президентом) университета Леонидом Коссовичем, и с его преемником Алексеем Чумаченко. Наши преподаватели читают курсы на кафедрах философии, теологии и религиоведения, университетские профессора помогают в нашем образовательном процессе. Мы проводим множество совместных мероприятий. Например, Пименовские чтения, посвященные памяти возглавлявшего нашу кафедру в советские годы архиепископа Пимена (Хмелевского). Студенты университета очень активны в соцсетях и недавно в Фейсбуке создали группу «Саратов православный». Университетская церковь во имя святых равноапостольных Кирилла и Мефодия де-факто приходская, по воскресеньям и праздникам в ней молятся горожане. Община там очень сильная и дружная, работает хороший лекторий для студентов, в будние дни устраиваются встречи с интересными людьми.

http://patriarchia.ru/db/text/5529899.ht...

В частности, размышления Святителя об истоках православной иконописи и западной церковной живописи. 791. Беловолов Г. Стихи святителя Игнатия//Держава. – 2000. – 1. – С. 32–39:792. Осипов А. Святитель Игнатий об основах духовной жизни//Об основах духовной жизни: Сб. материалов из сер. «Троиц. благовестник»/Свято-Троиц. Сергиева Лавра. – [Сергиев Посад], 2000. – С. 99–126. – (Троиц. благовестник). 793 . Пимен (Хмелевской). Всегда с Богом/Сост. А. А. Яковлев; Под ред. В. А. Динеса. – Саратов: Изд-во «Летопись»; Издат. центр Сарат. гос. соц.-экон. ун-та, 2000. – 223 с., 8 л. ил. – Из содерж.: О духе, душе и теле: Из стипендиат. отчета архим. Пимена «Христианское учение о духе, душе и теле по трудам еп. Феофана и еп. Игнатия Брянчанинова », 1957 г.: Сущность разногласий в учении епископов Феофана и Игнатия о духе, душе и теле. – С. 77–98:794. Гуревич А. Л., Еремина В. М. Духовное становление православного христианина у святителя Игнатия (Брянчанинова) и архимандрита Софрония (Сахарова) : сходство и различие//Преподобный Силуан и его ученик архимандрит Софроний: По материалам «Силуановских чтений» – Клин, 2001. – С. 213–244:795. Постовалова В. И. Этическая оценка другого в православной духовной традиции (на материале эпистолярного наследия святителя Игнатия Брянчанинова)//Логический анализ языка: Языки этики/Рос. акад. наук. Ин-т языкознания. – М., 2000. – С. 406–416:796. Серафим (Роуз) . Приношение православного американца: Пер. с англ./Братство прп. Германа Аляскинского. Рос. отд-ние Валаам, о-ва Америки. – 3-е изд. – Платина; М., 2001. – 608 с. – Из содерж.: Прил. IV. Письмо о. Серафима (Роуза) по поводу критики епископом Феофаном учения епископа Игнатия [от 7/20 дек. 1980 г.]. – С. 237–244. О свт. Игнатии см. также – с. 46, 65–69, 93–95, 96–105, 111, 144, 175, 213, 225, 229, 230, 231, 232, 351, 352, 353, 378–380, 383, 395–397. Святитель Игнатий и русские писатели XIX века 797 . Герцен А. И. Во Христе сапер Игнатий//Колокол. – 1859. – 15 авг. – С. 409–410. Др. изд.: Богосл. вестн. 1913. Февр. С. 198–207; ПСС. Пг., 1915–1925.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

С книгами случаются настоящие чудеса. Из принадлежащего мне трехтомника С.И.Фуделя  кто-то зачитал первый том, и я уже отчаялся восполнить потерю: тираж мизерный, да и кто будет продавать отдельные тома. Раб Божий Сергий - исповедник Христов, и я просил его молитвенной помощи в обретении дорогой потери. Прошло лет десять. И вот, 11 ноября 2014 года в книжной лавке Татьянинской университетской церкви, в углу, на нижней полке я с удивлением нашел искомую книгу, на что уже и не надеялся! А ведь в этом томе опубликовано лучшее (на мой взгляд), что написано о Церкви русскими богословами - эссе " У стен Церкви " . Этот трактат необходимо прочесть каждому новоначальному христианину, да и нам всем следует регулярно перечитывать. Никто, кроме Сергея Иосифовича, не объяснил так ясно разницу между Церковью Христовой и ее прелестным (в аскетическом смысле) двойником, так прямо не указал на опасность поклониться не Христу. Как я уже упоминал, дневники и мемуары составляют сейчас изрядную долю моего чтения. Слава Богу, их стали издавать гораздо больше. Изданы среди прочего по два тома дневников священномученика митрополита Арсения (Стадницкого), архиепископа Пимена (Хмелевского) и протоиерея Александра Шмемана. Все это стоит прочесть любящим свою Церковь православным. Из этого ряда последняя прочитанная мною книга - " Пасхальный свет на улице Дарю. Дневники Петра Евграфовича Ковалевского " . Ежедневные записки многолетнего старшего иподьякона у митрополита Евлогия (Георгиевского) не только дают богатый материал историку Церкви, но и показывают широкий срез жизни русской белоэмиграции в первой половине 20-го века. Особенно интересно описание разделения русских церковных людей, вызванное нападением Гитлера сначала на Францию, а потом на СССР. И опять-таки все это написано замечательно, по-русски. Рубрику ведет Пелагея Тюренкова     Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии.

http://foma.ru/krug-chteniya-igumena-afa...

В Саратове открылись X Пименовские чтения 7 декабря 2012 г. 18:20 7 декабря 2012 года состоялось торжественное открытие X межрегиональных Пименовских чтений «Православная традиция и диалог культур в современном мире». Чтения организованы в рамках дней памяти архиепископа Пимена (Хмелевского) — одного из выдающихся деятелей Русской Православной Церкви ХХ века, возглавлявшего Саратовскую епархию  в 1965-1993 годах. Пленарное заседание в актовом зале 12-го корпуса Саратовского государственного университета открыл митрополит Саратовский и Вольский Лонгин . Обращаясь к собравшимся с  приветственным словом , архиерей, в частности, сказал: «В современном мире диалог культур — актуальное, многозначное понятие, которое используется в разных сферах гуманитарных наук и общественных отношений. Наше время время коммуникации, взаимодействия, использования разных подходов и точек зрения. В диалоге яснее выявляется онтологическая суть того или иного явления. Совершенно очевидна необходимость диалога культур в общественных, межэтнических, межгосударственных отношениях. Сегодня происходит интенсивное взаимодействие представителей разных культур, как говорится, " по факту " , а иногда и вынужденно: оно обусловлено процессами миграции, глобализации, стирания границ между государствами. В связи с этим выходит на первый план проблема сохранения собственной идентичности, самостоятельности в этом взаимодействии. В этом смысле очень многое можно почерпнуть из истории христианства, Православной Церкви, потому что Православная Церковь — пространство, где диалог культур происходил и происходит, начиная с древних времен». Участников мероприятия также приветствовали вице-губернатор Саратовской области Д.В. Фадеев и ректор Саратовского государственного университета Л.Ю. Коссович. В этом году гостями форума стали наместник московского Сретенского ставропигиального монастыря архимандрит Тихон (Шевкунов) , ректор  Российского православного университета игумен Петр (Еремеев) , историк Н.К. Гаврюшин, филолог-языковед и писатель В.Д. Ирзабеков.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/2...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010