Луций II (1144–1145) Евгений III (1145–1154) Анастасий IV (1153–1154) Адриан IV (1154–1159) Александр III (1159–1181) Виктор IV (Оттавиано де Монтичелло) (антипапа)(1159–1164) Пасхалий III (антипапа) (1164–1168) Калликт III (антипапа) (1168–1178) Иннокентий III (Ландо) (антипапа) (1179–1180) Луций III (1181–1185) Урбан III (1185–1187) Григорий VIII (1187) Климент III (1187–1191) Целестин III (1195–1198) Иннокетий III (Лотарио, граф Сеньи) (1198–1216) Гонорий III (1216–1227) Григорий IX (1227–1241) Целестин IV (1241) Иннокентий IV (1243–1254) Александр IV (1254–1261) Урбан IV (1261–1264) Климент IV (1265–1268) Григорий Х (1271–1276) Иннокентий V (1276) Адриан V (1276) Иоанн XXI (XX) (1276–1277) Николай III (1277–1280) Мартин IV (1281–1285) Гонорий IV (1285–1287) Николай IV (1288–1292) Целестин V (1294) 6-й период: дореформационный (XIV – начало XVI вв.). Бонифаций XIII (1294–1303) Бенедикт XI (1303–1304) Климент V (1305–1314) Иоанн XXII (1316–1334) Бенедикт XII (1334–1342) Климент VI (1342–1352) Иннокентий VI (1352–1362) Урбан V(1362–1370) Григорий XI (1370–1378) Римские папы Урбан VI(1378–1389) Бонифаций IX (1389–1404) Иннкентий VII (1404–1406) Григорий XII (1406–1415) Авиньонские папы Климент VII (антипапа) (1378–1394) Бенедикт XIII (1394–1417) Папы, безуспешно избранные для пре¬кращения Великого раскола Александр V (1409–1410) Иоанн XXIII (антипапа) (1410–1415) Папы после прекращения Великого раскола Мартин V (1417–1431) Климент VIII (антипапа) (1423–1429) Бенедикт XIV (антипапа) (1425–1430?) Евгений IV (1431–1447) Феликс V (антипапа) (1439–1449) Николай V(1447–1455) Каликст III (1455–1458) Пий II (1458–1464) Павел II (1464–1471) Сикст IV (1471–1484) Иннокентий VIII (1484–1492) Александр VI Борджиа (1492–1503) Пий III (1503) Юлий II (1503–1513). 171 Здесь приведены и императоры Западной Римской империи. Собственно первым ромейским императором явился Аркадий (ок. 377–408, император с 383 г, до 395 г – с отцом, Феодосием I). Читать далее Источник: Византия : парадигмы быта, сознания и культуры : учебное пособие/С. Б. Сорочан. - Харьков : Майдан, 2011. - 952 с. ISBN 978-966-372-382-2

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Енё Гергей СПИСОК ПАП И АНТИПАП Св. Петр, (33)-64(67) Св. Лин, 67–76(78) Св. Клет(Анаклет), 76(78)-88(90) Св. Климент I, 88(90)-97(99) Св. Эварист, 97(99)-105(107) Св. Александр I, 105(107)-115(116) Св. Сикст I, 115(116)-125 Св. Телесфор, 125–136 Св. Гигин, 136–140 Св. Пий I, 140-(154)155 Св. Аникет, (154)-(165)166 Св. Сотер, (165)166-(174)175 Св. Элевтерий, (174)175–189 Св. Виктор I, 189–199 Св. Зефирин, 199–217 Наталис (антипапа) (199-[?]) Св. Каликст I, 217–222 Ипполит (антипапа), (217–235) Св. Урбан I, 222–230 Св. Понтиан, 230.VII.21–235. IX.28 Св. Антер, 235.XI.21–236.I.3 Св. Фабиан, 236.I.10–250.I.20 Св. Корнелий, 251.III-253.VI Новациан (антипапа), (251–268) Св. Луций I, 253.VI.25–254.III.5 Св. Стефан I, 254.V.l2–257.VIII.2 Св. Сикст II , 257.VIII.3O-258.VIII.6 Св. Дионисий, 259.VII.22–269. XII.26 Св. Феликс I, 269. I.5–274. XII.30 Св. Евтихий, 275.I.4–28З.XII.7 Св. Гай, 283.XII.17–296.IV.22 Св. Марцеллин, 296.VI.30–304.X.25 Св. Марцелл I, 308.V.27–309.I.16 Св. Евсевий, 309(310)IV.18–309(310) VIII.17 Св. Мильтиад (Мельхиад), 311.VII.2–314.I.11 Св. Сильвестр I, 314.I.31–335.XII.31 Св. Марк, 336.I.18–336.X.7 Св. Юлий I, 337.II.6–352.IV.12 Либерий, 352.V.17–366. IX.24 Феликс II (антипапа), (355–358; 365.XI.22) Св. Дамас I, 366.X.1–384.XII.11 Урсин (антипапа), (366–367) Св. Сириций, (384.XII.l5–399.XI.26) Св. Анастасий I, 399.XI.27–401.XII.19 Св. Иннокентий I, 401.XII.22–417.III.12 Св. Зосима, 417.III.18–418.XII.26 Св. Бонифаций I, 418.XII.29–422.IX.4 Евлалий (антипапа), (418.XII.29–419) Св. Целестин I, 422.IX.10–432.VII.27 Св. Сикст III, 432.VII.31–440.VIII.19 Св. Лев I (Великий), 440.IX.29–461.XI.10 Св. Иларий, 461.XI.19–468.II.29 Св. Симплиций, 468.III.3–483.III.10 Св. Феликс II, 483.III.13–492.III.1 Св. Геласий I, 492.III.1–496.XI.21 Св. Анастасий II, 496.XI.24–498.XI.19 Св. Симмах, 498.XI.22–514.VII.19 Лаврентий (антипапа), (498,501–505) Св. Гормизд, 514.VII.20–523.VIII.6 Св. Иоанн I, 523.VIII.13–526.V.18 Св. Феликс III , 526.VII.12–530.IX.22 Бонифаций II, 530.IX.22–532.X.17

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

И надобно иметь слишком больные, тупые духовные очи, чтобы не видеть действия неисповедимых судеб Промысла Божия в посмертной судьбе преподобного Иова и Иосафата. О зачислении Иосафата в число святых Латино-унитской церкви сами же униаты рассказывают, что «по просьбе короля и епископов русских, униатских и латинских, по обследовании всех свидетелеств о жизни, апостольских трудах и чудесах (sic!) св. Иосафата, папа Урбан VIII в 1643 г. беатификовал его, а Пий IX в 1867 г. записал в число святых слуг Божиих, даруя его патроном для Руси и Польши». 849 «Тело Иосафата, по словам того же писателя, почивало до 1705 года в Полоцке (куда перенесено было по убиении Иосафата). В этом году, когда царь Петр I-й грозил, что прикажет сжечь его, базилиане полоцкие вывезли его из Полоцка и отдали на хранение князю Карлу Радзивиллу, канцлеру и Гетману Литовскому. Гетман возил его с собою из обоза в обоз во все продолжение войны, а по окончании войны поместил его в Вялой, в своих имениях на Подлясье. Базилиане ожидали тела Иосафатова обратно, но князь Радзивилл не дозволял возвращать его, и наконец согласился с базилианами, что они возьмуте себе одно рамо из тела, 850 а для остальной его части он соорудил в Вялой церковь и монастырь для их закона. Против этого протестовали родственники князей Чарторижских и Сапегов. Но Радзивиллы, не смотря на это, остались-таки владельцами святых звлок. Недавно Москва однако вынесла их из святыни (храма), в коей они стояли на престоле, и по одним увезла их в неизвестное место, а по другим велела погребсти оныя в склепах церковных, 851 чтобы удалит от глаз верных этого усерднейшего и отважнейшего защитника унии, которую она (Москва) всеми силами старается уничтожить». 852 Если даже ограничиться одними этими сведениями о загробной судьбе Иосафата, то нельзя не увидать из них, что в деле так называемого прославления его исключительную роль играют одни только люди и люди... Его беатификует Урбан VIII «по просьбе короля и епископов латинских и униатских»; по той же просьбе Пий IX признает его святым «за апостольские труды» на пользу унии...

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

— Ах, владыко!.. Тяжко жить, чувствуя себя убийцей сына! Сейчас холера — я жду, что умру, и я хочу умереть! Помолитесь, владыко, чтобы я скорее умерла!.. Потому и храм хочу строить безотлагательно… Филарет подождал, пока Новосильцева выплачется, и мягко заговорил: — Ежели вы почитаете себя виновною, то благодарите Бога, что Он оставил вас жить, дабы вы могли замаливать ваш грех и делами милосердия испросили упокоения душе своей и вашего сына. Желайте не скорее умереть, но просите Господа продлить вашу жизнь, чтоб иметь время молиться за сына и за себя… Верю, что скоро встанет прекрасный храм во имя Владимира равноапостольнаго, а пока — помогите, чем можете, московским больницам… Сейчас время обеда, не останетесь ли? Новосильцева уехала к себе, а митрополит в одиночестве сел за стол. Мелко нарезанная капуста с огурцами, заправленные постным маслом, пескарная уха, вареная репа и тертая морковь составили его обед. Чувствуя слабость, он приказал сварить кофе. Послеобеденный отдых владыки состоял в том, что он усаживался в кабинете на диван, запрокинув голову на сложенные руки, а секретарь в течение часа читал ему газеты и книги. Политика интересовала святителя, он следил за событиями в Европе, особенно его занимала политика Папы Римского. Июльская революция уничтожила во Франции монархию Бурбонов и создала буржуазное королевство Луи-Филиппа. Неожиданно для всех папа Пий VIII признал Луи-Филиппа законным королем, за что получил полный контроль над французской церковью. Между тем восстание зрело и в самой Италии, и Папа страшился его, проклиная карбонариев и франкмасонов. Видимо, Пий VIII полагался на защиту со стороны австрийского императора. — «…Из Рима пишут, что Папа тяжело болен. Ходят слухи, что сменить его на ватиканском престоле может кардинал Капеллари…» — монотонно читал Святославский. Газетные вести оставили его сегодня равнодушным, и он отпустил Александра Петровича. Революции ужасны. Они суть бунты против царей земных и Царя Небесного. Помилуй нас, Господи, от сего рокового жребия…

http://azbyka.ru/fiction/vek-filareta/4

В сент. 1786 г. Собор в Айн-Шакике принял решение о допустимости проживания глав епархий в резиденции маронитского патриарха. Это был возврат к давней традиции, продиктованной соображениями безопасности. Случаи непосредственного руководства епископов своими епархиями (напр., служение в Халебе архиеп. Германа Фархата) являлись исключением. Однако в дек. следующего года папа Пий VI объявил решения Собора в Айн-Шакике нелегитимными и уполномочил Германа Адама, еп. Халебского в юрисдикции Мелькитской католической Церкви, созвать новый Собор, который состоялся в Бкерке в дек. 1790 г. и отменил постановления 1786 г. как противоречившие правилам Собора 1736 г. Под влиянием особого заявления рим. Конгрегации пропаганды веры (Ibid. 106) были приняты решения по окончательному разделению муж. и жен. мон-рей, а также утверждена система церковных наказаний. Решения Собора в Бкерке, видимо, не выполнялись на практике, поскольку в 1816 г. папа Пий VII (1800-1823) вновь вернулся к этим вопросам (Ibid. 188). В 1809 г. из-за конфликта с еп. Германом Адамом, выполнявшим обязанности папского легата, вынужден был уйти на покой маронитский патриарх Юсеф VII ат-Тайан ( Valognes. 1994. P. 377). В 1818 г. патриарх Юханна XI аль-Хелу (1809-1823) созвал Собор, на к-ром в очередной раз ставился вопрос о маронитских мон-рях. В итоговом постановлении было определено 4 вида обителей: мон-ри-семинарии - учебные заведения типа академии для буд. клириков, муж. мон-ри, жен. мон-ри и жен. общины, члены к-рых не дают пожизненных обетов. Определялись также епархиальные резиденции с условием обязательного нахождения в них правящего архиерея. Монастырь св. Антония Великого в Кузхае. XII–XIX вв. Монастырь св. Антония Великого в Кузхае. XII–XIX вв. Деятельность патриарха Юсефа VIII Хобейша (1823-1845), перенесшего резиденцию в Бкерке (1823), вызывает споры даже внутри М. к. Ц.: возраст новоизбранного предстоятеля был ниже необходимого (40 лет), и он не набрал 2/3 голосов. Тем не менее папа утвердил его избрание. При патриархе Юсефе VIII мн. практики вост. обряда были вытеснены латинскими ( Dib. 1971. P. 164). В 1833 г. рим. Конгрегация пропаганды веры объявила единственно легитимным лат. текст постановлений Ливанского Собора (подготовлен в 1820; см.: Beggiani, El-Hayek. 2003. P. 200), а в 1839-1840 гг. была издана новая, еще более латинизированная версия маронитского Служебника. Патриарх Булос I Масад в 1856 г. созвал Собор, постановления к-рого не были утверждены Римской курией (Ibid.). В 1867 г. он совершил поездку по Европе, побывал в Риме, где благословил маронитскую делегацию на участие в Ватиканском I Соборе (1869-1870) и встретился с папой Пием IX (2-я встреча предстоятелей после встречи папы Римского Иннокентия III с патриархом Иеремией II аль-Амшити в нач. XIII в.). В Париже патриарх Булос был принят имп. Наполеоном III, в Стамбуле - султаном Абдул-Азизом. Скончавшийся в преклонном возрасте в 1890 г., он оставил о себе память как один из самых влиятельных восточных патриархов.

http://pravenc.ru/text/2562390.html

С развитием в Египте деятельности миссионеров из различных монашеских орденов возобновились контакты Папского престола с коптскими христианами. В февр. 1561 г. папа Римский Пий IV отправил копт. Александрийскому патриарху Гавриилу VII послание, в к-ром предлагал прислать делегацию на Тридентский Собор для обсуждения вопроса об унии Церквей, однако переговоры оказались безуспешными. В 1582 г. по поручению папы Римского Григория XIII в Каир были направлены иезуиты для переговоров с копт. патриархом Иоанном XIV (1571-1585), к-рый в февр. 1584 г. в ходе богословских собеседований представил католич. миссионерам монофизитское исповедание веры. После смерти патриарха мусульм. власти выслали иезуитов из Египта, но контакты с копт. христианами продолжала поддерживать егип. миссия капуцинов . В марте 1592 г. папа Римский Климент VIII возобновил переговоры с копт. Александрийским патриархом Гавриилом VIII (1587-1603) и призвал его прислать в Рим представителей Коптской Церкви для обсуждения возможности заключения унии с католич. Церковью. В июне 1594 г. послы коптского патриарха прибыли в Рим, где подписали декларацию о признании примата Римского папы и 15 янв. 1595 г. торжественно произнесли католич. исповедание веры. В янв. 1597 г. патриарх Гавриил VIII направил в Рим новую делегацию, которая 25 июня того же года в папском Квиринальском дворце подтвердила от имени патриарха декларацию об унии Церквей. Однако вплоть до смерти патриарха Гавриила VIII декларация не была обнародована в Египте из-за противодействия в Коптской Церкви противников унии. После смерти патриарха униональная политика по отношению к копт. христианам носила характер прозелитизма и была направлена на присоединение отдельных копт. христиан к католич. Церкви. Для подготовки копт. католических клириков в 1602 г. папа Климент VIII учредил в Риме папскую Коптскую коллегию, переданную под управление ордену францисканцев; в коллегии буд. миссионеров обучали араб. языку, основам ислама, вост. культуре. Несмотря на развитие католич.

http://pravenc.ru/text/2057206.html

Высшее наблюдение за конклавом возлагается на светские власти города, в котором происходят выборы папы, под клятвой, что порядок будет соблюден, а в противном случае и сами эти власти, и их город будут подвержены интердикту. Всякий, кто не уважал законы конклава, оказывался отлученным от церкви ipso facto. Папа Григорий X утвердил этот порядок апостольской конституцией Ubi periculum («Где опасность»), где метод конклава был указан как единственно возможный порядок избрания понтифика. Такие жесткие правила не нравились кардиналам, и папа Адриан V (11 июля – 18 августа 1276 r.), второй преемник Григория X, избранный после 18 дней sede vacante, в самый день своего избрания собрал в Латеране консисторию и отменил постановление о конклаве, сославшись на излишнюю строгость и неясность введенных им правил. Следующий папа Иоанн XXI (XX) 74 (1276–1277) коронационной буллой Licet felicis recordationis от 20 сентября 1276 г. подтвердил отмену правил о конклаве, обещав заменить их новыми, так что следующие пять пап (Николай III, Мартин IV, Гонорий IV, Николай IV и Целестин V) были избраны без конклава и с проволочками, причем период sede vacante перед выборами Целестина V длился два года и три месяца. Только известный своей набожностью Пьетро Анджелари дель Мурроне смог уговорить кардиналов изменить свою позицию. В 1294 г. он был избран папой, принял имя Целестина V (5 июля – 13 декабря 1294 г.), издал три буллы (Quia in futurum от 29 сентября, Pridem от 27 октября и Constitutionem от 10 декабря 1294 г.), которые восстановили правила Григория X, отрекся от престола, своим преемником Бонифацием VIII был заключен в крепость, где и скончался в 1296 г., а в 1313 г. был канонизирован. Бонифаций VIII закрепил положение о конклаве в своде канонического права (Liber sextus), и с этого времени все епископы Рима избираются конклавом. Папа Григорий XI (1371–1378) незадолго до кончины дал кардиналам право выбрать его преемника вне конклава, однако кардиналы этим правом не воспользовались. Констанцский собор после смерти папы Григория XII (1406–1415), последовавшей до окончания соборных деяний, и длительного периода sede vacante в 1417 г. сделал дополнения к правилам о конклаве: в конклаве должны участвовать кардиналы трех степеней (кардиналы-епископы, кардиналы-пресвитеры, кардиналы-диаконы) и 6 прелатов от так называемых «католических наций» (Англии, Германии, Франции, Италии, Испании). Имея в виду этот прецедент участия в конклаве не только кардиналов, папы Юлий II (1503–1513), Павел III (1534–1549), Пий IV (1560–1565) и Пий IX (1846–1878) настаивали на том, что в случае смерти понтифика во время Вселенского собора выборами должна заниматься только коллегия кардиналов, а не участники собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Урбан V. блаж., француз, Гильом де Гримор, 28.9; 6.11.1362–19.12.1370. Григорий XI, француз, Пьер Роже де Бофор, 30.12.1370; 5.1.1371–27.3.1378. Урбан VI, неаполитанец, Бартоломео Приньяно, 8; 18.4.1378–15.10.1389. Бонифаций IX, неаполитанец, Пьетро Томачелли, 2; 9.11.1389–1.10.1404 Иннокентий VII, итальянец из Сульмоны, Косма (Козимо) Мильорати. 17.10; 11.11.1404–6.11.1406. Григорий XII, венецианец, Анджело Коррер, 30.11; 19.12.1406–4.7.1415. Вакансия 28 месяцев. [Климент VII, Роберт, из графов Женевских, 20.9; 31.10.1378–16.9.1394]. Избран папой одновременно с Урбаном VI кардиналами Франции, Испании, Сицилии, Шотландии и острова Кипр. [Бенедикт XIII, испанец из Арагона, Педро де Луна, 28.9; 11.10.1394–23.5.1423]. Избран одновременно с Бонифацием IX кардиналами Франции, Испании, Сицилии, Шотландии и острова Кипр. Низложен Констанцским собором 26.7.1417. После его смерти назначенные им кардиналы избрали нового антипапу Климента VIII (Хиль Санчес Муньос), 10.6.1423–26.7.1429, а затем Бенедикта XIV (Бернард Гарнье), 12.11.1425–1430. [Александр V, с острова Крит, Петр Филарго, 26.6; 7.7.1409–3.5.1410]. [Иоанн XXIII, неаполитанец, Балтазар Косса, 17; 25.5.1410–29.5.1415]. Мартин V, римлянин, Оддо Колонна. 11; 21.11.1417–20.2.1431. Евгений IV, венецианец, Габриэле Кондульмер, 3; 11.3.1431–23.2.1447. [Феликс V, Амедей, герцог Савойский, 5.11.1439; 24.7.1440–7.4.1449]. Николай V, итальянец из Сарцаны, Томмазо Парентучелли, 6; 19.3.1447–24.3.1455. Каликст III, испанец из Хативы близ Валенсии, Алонсо де Борха (Борджа), 8; 20.4.1455–6.8.1458. Пий II, сиенец, Энеа Сильвио Пикколомини, 19.8; 3.9.1458–15.8.1464. Павел II, венецианец, Пьетро Барбо, 30.8; 16.9.1464–26.7.1471. Сикст VI, итальянец из Савоны, близ Генуи, Франческо делла Ровере, 9; 25.8.1471–12.8.1484. Иннокентий VIII, генуэзец, Джованни Баттиста Чибо, 29.8; 12.9.1484–25.7.1492. Александр VI, испанец из Хативы близ Валенсии, Родриго де Борха (Борджа), 11; 26.8.1492–18.8.1503. Пий III, сиенец, Франческо Тодескини-Пикколомини, 22.9; 8.10.1503–18.10.1503.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Папа Пий IV, который подтвердил буллою в 1560 году присоединение ордена Св. гроба к рыцарям Иерусалимского, не говорит также об оном как о рыцарском: «Иннокентий VIII, по известным причинам, в свое время объясненным, между прочими орденами прекратил и уничтожил: Августинский орден Св. гроба Господня Иерусалимского, и рыцарство св. Лазаря в Вифлееме и Назарете, и дом Монтморилионский, того же Августинского ордена в епархии Пиктавианской, и другие от них зависящие части с их подчиненными, равно как и архиприорат, приорат и главное магистерство сих орденов и рыцарств». Таким образом, несправедливо говорят многие писатели, что папа Иннокентий VIII уничтожил орден рыцарей Св. гроба и присоединил к Родосским. Очень вероятно, что рыцари Св. гроба возникли на развалинах ордена каноников Св. гроба, и еще вернее, что папа Александр VI, желая возбудить благородных и богатых особ к посещению святых мест в Палестине и отчасти вознаградить им труды и опасности, испытываемые в долгом и тяжелом пути, соизволил, чтобы некоторым из них были там почтены званием рыцарей Св. гроба, почему и основал рыцарский орден под сим именем, приняв на себя и для своих преемников достоинство Великого магистра, и усвоил себе и апостольскому престолу власть производить в сии рыцари, как о том отзываются все писатели, говорившие о сем ордене. Но они не представляют самой буллы сего папы, а только удостоверяют, что она была выдана в 1496 году, и так как монахи ордена св. Франциска, имеют ныне под своим надзором. Св. гроб, и их блюститель есть апостольский поверенный в Палестине, то папа дал ему власть лично производить в сии рыцари. Однако о том не упоминают лучшие летописцы Францисканского ордена, и отец Кварезлай, бывший блюстителем Св. гроба, говорит сие только по свидетельству Фавия. Он утверждает только, что в конце книги о привилегиях, предоставленных в Св. земле блюстителю Францисканскому, нашел он сам позволение, которое словесно дал ему в 1516 году папа Лев Х , производить в рыцари Св. гроба по примеру своих предшественников. То же самое дозволил ему, и также на словах, в 1525 году пап Климент VII, а Пий IV утвердил буллу 1561 года все привилегии, какие только были письменно или словесно предоставлены папами монахам Францисканским и отцу блюстителю земли обетованной.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Пока мы не обладаем общей теорией подобного рода». 99 Пий XII. Энциклика «Humani generis» от 12 августа 1950. См.: Documents pontificaux de Pie XII, XII, 303; DS. 2306. 109 Лeb XIII . Энциклика «Libertas». Ст. 200. Еще Ив Шартрский писал королю Роберу Благочестивому: «Сколь ничтожно тело, если оно не руководимо душой, столь ничтожна и светская власть, если она не повинуется церковной дисциплине». 113 Ср.: John Courtney Murray. Vers une intelligence du développement de la doctrine de l’Eglise sur la liberté rcliqicuse. P. 128–129. 138 Félicite de Lamennais. Œuvres complètes. T. X. P. 317–318; циг. в кн.: DTC. T. VIII, col. 2489. 141 Осуждение, которому в свое время из осторожности была подвергнута эта книга, не умаляет ее ценности. 145 Истинными тружениками святой Пий X называет профессиональные сословия, являющиеся проводниками общественного согласия и противоположные профсоюзам, агентам классовой борьбы. 146 Эволюция подразумевает материальный и технический прогресс, при том что человек и общество остаются подчиненными тем же законам. И Ватиканский Собор в «Gaudium et spes» отринет это различение и даст новую жизнь прогрессизму Sillon’a. 147 Как сообщает о. Теотим де Сен-Жюст, некие священник и монах из епархии Пуатье однажды были приняты святым Пием X. «Вы из епархии кардинала Пия! – сказал Папа, протянув руки им навстречу. – Я высоко ценю труды вашего кардинала и вот уже много лет не проходит дня, чтобы я не прочел несколько страниц из них». С этими словами он взял один из томов и вручил его посетителям. По простоте переплета они поняли, что книга, должно быть, принадлежала кюре из Сальцано или духовному наставнику семинарии в Тревизо задолго до его прихода в Ватикан. 152 Речь на X Международном конгрессе исторических наук, 7 сентября 1955; Documents pontificaux de Pic XII. T. XVII. P. 294. 157 Vers une intelligence du développement de la doctrine de l’Eglise sur la liberté religieuse//Vatican II, la liberte religieuse. P. 128. 158 Relatio de reemendalione schematis emendati, 28 mai 1965.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/oni-...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010